Аннотация
Рабочая программа по литературе для 9 классарассчитана на изучение предмета в объёме 102 часа (3 часа в неделю). Обучениеведётся по УМК Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия в 2 ч. для общеобразовательныхучебных заведений. Авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. — М.:«Просвещение», 2017 г. в соответствии с ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1города Рудня»
________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО методическим советом (протокол от 25.08.2022 г. №1) |
ПРИНЯТО педагогическим советом МБОУ «РСШ №1» (протокол от 27.08.2022 г. №1) |
УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «РСШ №1» __________И.Д. Дятченкова Приказ от 31.08.2022 г. № |
Рабочая программа
по литературе
2022-2023 учебный год
Учитель Л.А. Ларионова Т.С.
Класс 9 Б
УМК Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия в 2 ч. дляобщеобразовательных учебных заведений.
Авторы– В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. — М.: «Просвещение», 2017 г.
2022г.
Пояснительная записка
Требованияк результатам изучения предмета
Личностные результаты:
— воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви иуважения к Отечеству;
— осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,культуры своего народа, своего края;
— формирование ответственного отношения к учению, готовности испособности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации кобучению и познанию;
— формирование осознанного, уважительного и доброжелательногоотношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,гражданской позиции;
— освоение социальных норм, правил поведения;
— формирование коммуникативной компетентности в общении исотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видовдеятельности.
Метапредметные результаты:
— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить иформулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлятьконтроль своей деятельности в процессе достижения результата;
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственныевозможности ее решения;
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливатьаналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, моделии схемы для решения учебных и познавательных задач;
— смысловое чтение;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместнуюдеятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций иучета интересов;
-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
— -владение устной и письменной речью;
-владение монологической речью;
— формирование и развитие компетентности в области использованияинформационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
— понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;
— умение анализировать литературное произведение: определять егопринадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать иформулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
— определение в произведении элементов сюжета, композиции,изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытииидейно-художественного содержания произведения;
— владение литературоведческой терминологией при анализе литературногопроизведения;
-формулирование собственного отношения к произведениям литературы, ихоценка;
— понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
— восприятие на слух литературных произведений разных жанров,осмысленное чтение;
— умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки сиспользованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать навопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устныемонологические высказывания разного типа, вести диалог;
— написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,проблематикой изученных произведений;
-классные и домашние творческие работы;
-рефераты на литературные и общекультурные темы.
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрироватьзнание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двухили более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной иписьменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: обосновыватьвыбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргументакак тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслыи подтексты);
— использовать дляраскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения,носящие проблемный характер и требующие анализа; анализироватьжанрово-родовой выбор автора; определять контекстуальное значение слов и фраз,используемых в художественном произведении (включая переносные значения);
– осуществлятьследующую продуктивную деятельность: давать развернутые ответы на вопросы обизучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии насамостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятиехудожественного мира произведения, понимание принадлежности произведения клитературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства.
Выпускник на базовом уровне получит возможностьнаучиться:
– даватьисторико-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и сиспользованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, историческихдокументов и т. п.);
— анализироватьхудожественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областямигуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать однуиз интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения(например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения;серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходныйтекст.
Содержание учебного предмета«Литература».
Введение– 1ч.
Литература и ее роль в духовной жизни человека
Теория литературы. Литература как искусство слова.
Из древнерусской литературы — 6ч.
Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразиежанров. Смоляне в древнерусскойлитературе. Повесть о Меркурии Смоленском, ЖитиеАвраамия Смоленского.
«Слово о полку Игореве». История открытияпамятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения.Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков.
Из литературы ХVIIIвека — 9ч.
Характеристикарусской литературы XVIII века. Гражданскийпафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый,поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великогосеверного сияния», «Ода на день восшествия наВсероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, наукии просвещения в произведениях Ломоносова.
Гавриил Романович Державин . Жизнь и творчество. «Властителями судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Памятник» Мысль о бессмертии поэта. «Забавныйрусский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственногопоэтического новаторства.
АлександрНиколаевич Радищев. Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву» (главы) Критикакрепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанрпутешествия и его содержательное наполнение.
Смоленскконца XIII века в повести Ф.ЭттингераБашня Веселуха.
НиколайМихайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть«Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей вповести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннемумиру героини. Новые черты русской литературы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседаоб авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХвека в русской критике, публицистике, мемуарной литературе — 1ч.
Василий Андреевич Жуковский — 3ч.
Жизнь и творчество. (Обзор.)«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое».Границы выразимого. «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады.Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.Теория литературы. Баллада
Александр Сергеевич Грибоедов. – 8ч. Жизнь и творчество. «Гореот ума». Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык.Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров. «Мильон терзаний»)
Смоленскиепублицисты XIX века А.Н.Энгельгардт-1ч. Смоленщина в творчестве писателя.
Александр Сергеевич Пушкин -13ч.
Жизньи творчество. (Обзор.) Стихотворения «Деревня»,«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночнаямгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Я памятник себе воздвигнерукотворный…».
Одухотворенность,чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смыслежизни, о поэзии…
Поэма«Цыганы». Герои поэмы.Романтический колорит поэмы.
«ЕвгенийОнегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах.Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия илирические отступления. Онегинская строфа. Пушкинский роман в зеркале критики.
Михаил Юрьевич Лермонтов – 10ч. Жизнь и творчество. «Геройнашего времени». «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русскойлитературе. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. «Герой нашеговремени» в критике В. Г. Белинского.
Основныемотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума»,«Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я неБайрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», « Предсказание», «Молитва», «Нищий». Пафос вольности, чувствоодиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Николай Васильевич Гоголь -6ч. Жизнь и творчество.
«Мертвыедуши» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов.Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэмао величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Поэма в оценкахБелинского.
Александр Николаевич Островский -2ч. Слово о писателе.
«Бедностьне порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь впатриархальном мире.
ФедорМихайлович Достоевский -3ч. Слово о писателе.
«Белыеночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни иодновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям.Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» впонимании Достоевского.
ЛевНиколаевич Толстой -1ч. Слово о писателе.
«Юность».Обзор содержания автобиографической трилогии. Формированиеличности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению.Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»). (Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельногопрочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)
АнтонПавлович Чехов -3ч. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценностигероев рассказа.
«Смертьчиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. «Тоска». Темаодиночества человека в многолюдном городе.
Теориялитературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Изпоэзии XIX века-1ч.
Беседыо Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителяи учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии.Обзор с включением ряда произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатствои разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. -1ч
Бунин Иван Алексеевич —3ч. Слово о писателе.
Рассказ «Темныеаллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризмповествования.
МихаилАфанасьевич Булгаков — 3ч. Слово о писателе.
Повесть«Собачье сердце». История созданияи судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Прием гротескав повести.
М.Булгакови Смоленщина. « Записки юного врача»
МихаилАлександрович Шолохов -2ч. Слово о писателе.
Рассказ«Судьба человека». Смысл названиярассказа. Композиция рассказа. Автор и рассказчик в произведении.
АлександрИсаевич Солженицын -3ч. Слово о писателе.
Рассказ«Матренин двор». Образ праведницы.Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Изрусской поэзии XX века -12ч.
Общийобзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). ПоэзияСеребряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.Вершинные явления русской поэзии XXвека.
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
Трагедияпоэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразиелирических интонаций Блока.
СергейАлександрович Есенин. Слово о поэте.
Темалюбви в лирике поэта. Образы природы в лирике Есенина. Тема России — главная весенинской поэзии.
ВладимирВладимирович Маяковский. Слово о поэте
НоваторствоМаяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества.
МаринаИвановна Цветаева. Слово о поэте.
Стихотворенияо поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство втворческих поисках поэта.
НиколайАлексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
Стихотворенияо человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
АхматоваАнна Андреевна. Слово о поэте.
Трагическиеинтонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
БорисЛеонидович Пастернак .Слово о поэте.
Философскаяглубина лирики Б. Пастернака. Приобщение вечных тем к современности в стихах оприроде и любви.
АлександрТрифонович Твардовский – 3ч. Слово о поэте. Раздумьяо Родине и о природе в лирике поэта.«Я убит под Ржевом». Проблемы и интонации стихов овойне.
Теориялитературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм.Способы рифмовки (углубление представлений).
ЛитературнаяСмоленщина 20 — 30-х годов XX века. М.Пришвин. И.С.Соколов-Микитов. М.В.Исаковский. Н.И. Рыленков.
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков -1ч.
А.С.Пушкин.«Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, сгитарою под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев.«К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала,случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в теснойпечурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание»и др. Романсы и песни как синтетическийжанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания,мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 6ч.
Античнаялирика
ГайВалерий Катулл. Слово о поэте.Любовь как выражениеглубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина.
Гораций. Слово о поэте.Традиции горацианской оды в творчестве Державина иПушкина.
ДантеАлигьери. Слово о поэте.«Божественнаякомедия» (фрагменты). Философскийхарактер поэмы.
УильямШекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира.Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя).
Теориялитературы. Трагедия как драматический жанр.
ИоганнВольфганг Гете. Краткие сведения о жизни итворчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя).
Вконце учебного года проводится итоговая аттестация (тестирование) за курс 9класса.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности поосвоению содержания художественных произведений и теоретико-литературныхпонятий:
ü осознанное, творческое чтение художественных произведений разныхжанров;
ü выразительноечтение художественного текста;
ü различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементамикомментария, с творческим заданием);
ü ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
ü заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
ü анализи интерпретация произведения;
ü составление планов и написание отзывов о произведениях;
ü написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненныхвпечатлений;
ü целенаправленныйпоиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Формы деятельности:
фронтальная,индивидуальная, групповая, парная коллективная.
Реализацииобразовательной программы может осуществляться с применением электронногообучения и дистанционных образовательных технологий с помощью платформ :Российская электронная школа, Мобильное электронное образование, Учи.ру,Яндекс.Учебник, ЯКласс, Коммуникационные сервисы социальной сети «ВКонтакте», Облачныесервисы Яндекс, Mail и т.
Тематическое планирование
уроков литературы в 9 классе
№ урока |
Тема урока |
1 |
Литература и её роль в духовной жизни человека. Литература как искусство слова |
2 |
Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. Смоляне в древнерусской литературе. Повесть о Меркурии Смоленском, Житие Авраамия Смоленского. |
3 |
«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы: история открытия, проблема авторства |
4 |
Художественные особенности, главные герои «Слова» |
5 |
«Золотое слово», роль пейзажа. Русская история в «Слове» |
6 |
Р/р.Творческая работа (эссе) по «Слову о полку Игореве» |
7 |
Р/р. Творческая работа (эссе) по «Слову о полку Игореве» |
8 |
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. |
9 |
М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном, реформаторе русского языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» |
10 |
Анализ оды «На день восшествия Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии |
11 |
Г. Р. Державин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике поэта. Анализ стихотворения «Властителям и судиям» |
12 |
Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина. «Памятник», мысль о бессмертии поэта |
13 |
А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Критика крепостничества |
14 |
Смоленск конца XIII века в повести Ф.Эттингера Башня Веселуха. |
15 |
Н. М. Карамзин. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма |
16 |
«Бедная Лиза» Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. |
17 |
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме |
18 |
Романтическая лирика начала XIX века. В. А. Жуковский. «Море». «Невыразимое». Возможности поэтического языка |
19 |
В. А. Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини |
20 |
А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. Комедия «Горе от ума» |
21
|
«Горе от ума». Основной конфликт и развитие действия |
22 |
Фамусовское общество в комедии. |
23 |
Чацкий в системе образов комедии. |
24 |
Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения. |
25 |
Женские образы в комедии. Образ Софьи. Особенности языка комедии |
26 |
Р/р И. А. Гончаров «Мильон терзаний». Составление плана статьи |
27 |
Р/ р Подготовка к домашнему сочинению по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» |
28 |
Смоленские публицисты XIX века А.Н.Энгельгардт. Смоленщина в творчестве писателя. |
29 |
А. С. Пушкин: очерк жизни и творчества. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве поэта. |
30 |
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине |
31 |
Любовь как гармония душ в лирике А. С. Пушкина. «На холмах Грузии», «Я вас любил» |
32 |
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина «Пророк», «Памятник». Раздумья о смысле жизни, о поэзии |
33 |
Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина |
34 |
А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои произведения, индивидуалистический характер Алеко |
35 |
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Онегинская строфа |
36 |
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагизм жизненного пути. |
37 |
Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга |
38 |
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем |
39 |
Автор как идейно-композиционный центр романа |
40 |
Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа |
41 |
Пушкинский роман в зеркале критики (В. Г. Белинский). Подготовка к домашнему сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» |
42 |
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон, я другой» «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно» |
43 |
Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк» |
44 |
Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова «Дума», «Предсказание» |
45 |
Тема России и её своеобразие «Родина». Характер лирического героя и его поэзии (семинар) |
46 |
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности |
47 |
Печорин как представитель «портрета поколения». загадки образа Печорина в главах «Белла», «Максим Максимыч» |
48 |
Журнал Печорина как средство самораскрытия его характера (гл. «Тамань», «Княжна Мери», Фаталист») |
49 |
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина (практикум) |
50 |
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина |
51 |
Р/р Классное сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» |
52 |
Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя |
53 |
«Мёртвые души». Система образов поэмы. Замысел, история создания, особенности композиции. |
54 |
Образ города в поэме «Мёртвые души» |
55 |
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой |
56 |
«Мёртвые души» — поэма о величии России. Мёртвые и живые души. |
57 |
Поэма в оценке В. Г. Белинского |
58 |
А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность – не порок». Особенности сюжета. |
59 |
Любовь в патриархальном мире, её влияние на героев пьесы. Комедия как жанр драматургии |
60 |
Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» |
61 |
Роль историй Настеньки в повести «Белые ночи» |
62 |
Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. |
63 |
В/ч Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Юность». Психологизм повести |
64 |
А. П. Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века |
65 |
А. П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ города и его роль в рассказе |
66 |
Р/р Подготовка к сочинению на тему «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» (на примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова) |
67 |
В/ч Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Их стихотворения разных жанров |
68 |
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений |
69 |
И. А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежны и Николая Алексеевича. |
70 |
Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования |
71 |
М. А. Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество |
72 |
Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце». Смысл названия произведения |
73 |
М.Булгаков и Смоленщина. « Записки юного врача» |
74 |
М. А. Шолохов. Слово о писателе. Смысл названия рассказа «Судьба человека». Композиция рассказа. Рассказчик и герой. Реализм Шолохова |
75 |
Р/р Подготовка к домашнему сочинению на тему «Человек на войне» |
76 |
А .И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Трагизм судьбы Матрёны Васильевны. |
77 |
Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». |
78 |
Контрольная работа по произведениям второй половины XIX – XX века |
79 |
Русская поэзия Серебряного века. Художественное своеобразие поэзии |
80 |
А. А. Блок. Слово о поэте. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. |
81 |
С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина |
82 |
Образ природы в лирике поэта |
83 |
Размышления о жизни, любви, природе в лирике Есенина |
84 |
В. В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии В. В. Маяковского, своеобразие стиха |
85 |
М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики |
86 |
Р/р «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве» |
87 |
Н. А. Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта |
88 |
А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике |
89 |
Р/р Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики (практикум) |
90 |
Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви |
91 |
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта |
92 |
Р/р А. Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне |
93 |
Литературная Смоленщина 20 — 30-х годов XX века. М.Пришвин. И.С.Соколов-Микитов. .В.Исаковский. Н.И. Рыленков. |
94 |
В/ч Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX – XX веков |
95 |
Античная литература. Катулл. Чувства и разум любовной лирики поэта. Гораций. Слово о поэте. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина. |
96 |
Данте Алигьери «Божественная комедия» (фрагменты). Философский характер поэмы |
97 |
У. Шекспир «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения |
98 |
В/ч Трагизм любви Гамлета и Офелии |
99 |
И.- В. Гёте «Фауст» как философская трагедия |
100 |
Идейный смысл трагедии. Особенности жанра |
101 |
Выявление уровня литературного развития учащихся |
102 |
Итоговая аттестация (тестирование)за курс 9 класса. |
