X-PDF

Рабочая программа по литературе 5-9 классы.

Поделиться статьей

Программа по литературе для 6 класса (по В.Я. Коровиной) ФГОС, 105 часов

 

Общее содержание предмета

 

Главная идея программыпо литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, отнее к русской литературе XVIIIXIX, XXвв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речиучащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучениеязыка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетическойфункции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Спецификаучебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собойединство словесного искусства и основ науки (литературоведения), котораяизучает это искусство. Вторая ступень школьного литературного образования(основная школа, 5—9 классы) охватывает три возрастные группы,образовательный ипсихофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебнойдеятельности. Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, нонедостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтенияи более подготовлена к толкованию прочитанного. Именно поэтому на занятиях спервой группой важно уделять больше внимания различным видам чтения:индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различным видампересказов (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранениемстиля художественного произведения и т. д.). В учебной работе со второй группойнеобходимо активизировать умения анализировать художественное произведение,воплощая  результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменныевысказывания. Курсы литературы в 5—8 классах строятся на основе сочетанияконцентрического, историко-хронологического и проблемно-тематическогопринципов.
                        В 9 классе начинается линейный курс наисторико-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII века— литература первой половины XIX века), который будет продолжен в старшейшколе. В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественнойи мировой истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения вконтексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекаетсякритическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, болееопределённую филологическую на- правленность получает проектная деятельностьучащихся.
                        Содержание каждого курса (класса) включает в себяпроизведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы(добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе ичеловеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор,характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция,изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе —взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса наисторико-литературной основе), в 9 классе — начало курса наисторико-литературной основе).


                        В рабочей программе курс каждого класса представленразделами:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII века.
4. Русская литература ХIХ века.
5. Русская литература XХ века.
6. Литература народов России.
7. Зарубежная литература.
8. Обзоры.
9. Сведения по теории и истории литературы.


                        В разделах 1—8 для каждого класса даются: переченьпроизведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие ихосновную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведенийпредшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по теории иистории литературы представлены в каждом классе и разделе программы.

                        Впрограмму включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарнаяработа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы,доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучиваниянаизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

 

 Рабочая программапо литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениямиФедерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования второго поколения, на основе примерной Программы общего образованияпо литературе, авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.:Просвещение, 2014)  к учебнику «Литература. 6 класс» в 2-х частях, В. П.Полухиной, в.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014).

      Важнейшеезначение  в формировании духовно богатой, гармонически развитойличности  с высокими нравственными идеалами эстетическими потребностямиимеет художественная лит-ра. Курс лит-ры в школе основывается на принципахсвязи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций иноваторства, осмысления историко- культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы,формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения,овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

      Изучениелитературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование духовно развитой личности,обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием,общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

— развитие интеллектуальных и творческихспособностей уч-ся, необходимых для успешной социализации и самореализацииличности;

— постижение уч-ся вершинных произведенийотечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, усвоенный на пониманииобразной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства худ-ой формыи содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

— поэтапное, последовательное формированиеумений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественныйтекст;

— овладение возможными алгоритмами постижениясмыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста,представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

— овладение общеучебными и УУД;

— использование опыта обобщения спроизведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебнойдеятельностити, речевом самосовершенствовании.

    Достижение поставленныхцелей предусматривает решение следующих основных задач:

— обеспечение соответствия основнойобразовательной программы требованиям ФГОС;

— обеспечение преемственности начальногообщего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

— обеспечение доступности получениякачественного основного общего образования, достижение  планируемыхрезультатов освоения основной образовательной программы основного общегообразования всеми обучающимися;

— установление требований: к воспитанию исоциализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующемуусилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированногопсихолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированиюобразовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и насоответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимыхусловий для её самореализации;

-обеспечение эффективного сочетанияурочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействиявсех его участников;

— взаимодействия образовательногоучреждения при реализации основной образовательной программы с социальнымипартнёрами;

— выявление и развитие способностейобучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровьяи инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций,студий, организацию  общественно полезной деятельности;

— включение обучающихся в процессыпознания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опытареального направления и действия;

-социальное и учебно-исследовательскоепроектирование, профессиональная ориентация обучающихся;

-сохранение и укрепление физического,психологического и социального здоровья обучающихся;

    В основе реализацииосновной образовательной программы лежит системно- деятельностный подход,который предполагает:

— воспитание и развитие личности наоснове  принципов толерантности, диалога и культур и уважения егомногонационального, поликультурного и поликонфессинального состава;

— переход к стратегии социальногопроектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологийобразования;

— развитие на основе освоения УУД мираличности обучающегося, его активной учебно – познавательной деятельностити;

— достижение целей личностного исоциального развития обучающихся;

— учёт индивидуальных возрастных,психологических и физиологических особенностей обучающихся;

   Цель литературногообразования в школе состоит в том, чтобы познакомить уч-ся склассическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокимихудожественными достоинствами, выражающими жизненную правду,общегуманистические идеалами и воспитывающими высокие нравственные чувства учеловека читающего.

 

 Местопредмета  «Литература» в учебном плане

 На изучение предмета отводится 3 часа в неделю (34 недель).  Всего в год – 102 часа.

 

  Требования крезультатам освоения программы по литературе

Личностные результаты:

— воспитаниепатриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своейэтнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

— формированиеответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся ксаморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и познанию;

— формирование целостногомировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки иобщественной практики;

— формированиеосознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, кистории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

— освоение социальныхнорм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

— участие в школьномсамоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

— формированиенравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственногоотношения к собственным поступкам;

— формирование основэкологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еёпроявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающейсреде;

— осознание значениясемьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни,уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты:

— умение самостоятельноопределять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачив учёбе и познавательной деятельности;

— умение осознанновыбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— умение соотноситьсвои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своейдеятельности в процессе достижения результата;

— умение оцениватьправильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

— владение основамисамоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора вучебной и познавательной деятельности;

-умение определятьпонятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,устанавливать причинно — следственные связи, строить логическое рассуждение,умозаключение и делать выводы;

— умение организовыватьучебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаиватьсвоё мнение;

— умение осознанноиспользовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностейпланирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменнойречью, монологической контекстной речью;

— формирование иразвитие компетентности в области использования информационно-коммуникационныхтехнологий.

 

Предметныерезультаты:

— понимание ключевыхпроблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов,древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 века, литературынародов России и зарубежной литературы;

— понимание связилитературных произведений  с эпохой их написания, выявление в нихнравственных ценностей и их современного звучания;

— умение анализироватьлитературное произведение: определять его принадлежность  к одному излитературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафослитературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героеводного или нескольких произведений;

— определение впроизведении элементов сюжета, изобразительно — выразительных средств языка,понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературногопроизведения;

— формированиесобственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

— понимание авторскойпозиции и своё отношение к ней;

—  восприятие наслух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватноевосприятие;

— умение пересказыватьпрозаические произведения или их отрывки с использованием образных средстврусского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному илипрочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,вести диалог;

— написание изложений исочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений;классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные иобщекультурные темы;

— понимание образнойприроды литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятиепроизведений литературы; формирование эстетического вкуса;

— понимание русскогослова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковыхсредств в создании художественных образов литературных произведений.

 

 

Содержаниетем учебного курса  6  класс

Введение ( 1 ч)

Художественное произведение. Содержание иформа. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторскойпозиции.

УСТНОЕНАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч)

 Обрядовый фольклор. Произведениякалендарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние иосенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядовогофольклора. Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народноготворчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность.Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.Афористичность загадок.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Обрядовыйфольклор (начальные пред-ставления). Малые жанры фольклора: пословицы ипоговорки, загадки.

ИЗДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 ч)

 «Повесть временных лет», «Сказание обелгородском киселе». Русская летопись.Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов(патриотизма, ума, находчивости).
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (развитие представлений).

ИЗЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА  (1 ч)

Русские басни Иван Иванович Дмитриев.Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья.Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенностилитературного языка XVIII столетия.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий).

ИЗРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА(52 ч)

Иван Андреевич Крылов.Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта. Басни «Листы иКорни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народав достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого«механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическоеизображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Басня. Аллегория. Мораль (развитиепредставлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «Узник».Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнееутро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композициипроизведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И.Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественныеособенности стихотворного послания. «Зимняя дорога».Приметы зимнегопейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчикоднозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла,нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей.Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём. «Барышня-крестьянка».Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести.Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая вкомпозиции повести. (Для внеклассного чтения.) «Дубровский». Изображениерусского барства. Дубровский- старший и Троекуров. Протест ВладимираДубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждениепроизвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическаяистория любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Эпитет, метафора, композиция (развитиепонятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов.Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.  «Тучи». Чувствоодиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приёмсравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок»,«На севере диком…», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человекас миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
 Те о р и я л и т е р а т у р ы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) итрёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальныепредставления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев.Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение ккрестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость,любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей(развитие представлений).

Фёдор Иванович Тютчев.Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…».Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивыечувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей визображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека икоршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

Афанасий Афанасьевич Фет.Рассказ о поэте. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещёмайская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Жизнеутверждающееначало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизацияконкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм.Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение ивзаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истиннойкрасоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальностьпоэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукописьв поэзии (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов.Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольноготруда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о«прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Рольпейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин.Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
 Те о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворные размеры (закрепление понятия).Диалог. Строфа (начальные представления).

 Николай Семёнович Лесков.Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, еготрудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения.Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая формаповествования.
 Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сказ как форма повествования (начальныепредставления). Ирония (начальные представления).

 Антон Павлович Чехов. Краткийрассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора.Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитиепонятий).

              Родная природа встихотворениях русских поэтов XIX века

Я. Полонский. «По горам две хмурыхтучи…», «Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздухчист…», «Чудный град…»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика какжанр (развитие представлений).

ИЗРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА(26 ч)

Александр Иванович Куприн.Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа. Образглавного героя. Тема служения людям.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рождественский рассказ (начальныепредставления).

Андрей Платонович Платонов.Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.«Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Символическое содержание пейзажных образов(начальные представления).

 Александр Степанович Грин.Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность иромантическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношениеавтора к героям.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дорогиСмоленщины…»;
Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения,рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти опавших на полях сражений и обостряющие чувство любви к родине, ответственности занеё в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев.Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Коньс розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенныегоды. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юморв рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка КатеринаПетров- на), особенности использования народной речи.
 Те о р и я л и т е р а т у р ы. Речевая характеристика героя (развитиепредставлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство,юность, начало творческого пути).  «Уроки французского». Отражение вповести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость,чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедростьучительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рассказ, сюжет (развитие понятий).Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей»,«Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии Рубцова. Человек иприрода в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирическогогероя.

Фазиль Искандер. Краткийрассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя наформирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качествчеловека.

                        Родная природа врусской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумноза окном…»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»; А. Ахматова.«Перед весной бывают дни такие…». Чувство радости ипечали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XXвека. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным встихотворении. Поэтизация родной природы.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Лирический герой (развитиепредставлений).                                                Писателиулыбаются

Василий Макарович Шукшин.Слово о писателе. Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенностишукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческаяоткрытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя влитературе.

ИЗЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ(2 ч)

Габдулла Тукай.Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовьк своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье,традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад»,«путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев.Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бымалым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любыхиспытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие родинув стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы егоязык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Общечеловеческое и национальное в литературеразных народов.

ИЗЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(14 ч)

Мифы народов мира Мифы Древней Греции.Подвиги Геракла (в переложении Н. А. Куна): «Скотный двор царя Авгия», «ЯблокиГесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада»,«Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в«Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея —борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость(хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На островециклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественныхгероях.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о героическом эпосе (начальныепредставления).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Мигель де Сервантес Сааведра.Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинныхидеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия нарыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение кистинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. ДонКихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Фридрих Шиллер.Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальныхнравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь —герой, отвергающий награду и защищающий личное до стоинство и честь.
 Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рыцарская баллада (начальные представления). ПросперМериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображениедикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и историческисложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтическийсюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери.Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудраяпритча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия миракак величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассногочтения.)
 Те о р и я л и т е р а т у р ы. Притча (начальные представления)
Урокиконтроля. Подведение итогов. Задания на лето  (1 ч.) Итого – 102 ч

 

 

 

 

 

Тематический поурочный планучебного предмета «Литература», 6 класс

№ п/п

Тема урока

Кол

— во ча-

сов

Дата

Введение (1ч)

1

В дорогу зовущие, или литература открывает мир.

1

Устное народное творчество(4 ч)

2

УНТ. Обрядовый фольклор. Календарно – обрядовые песни.

1

3

УНТ. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость.

1

4

УНТ. Загадка как малый жанр фольклора.

1

5

Р/Р. Сочинение по пословице.

1

Из древнерусской литературы (1ч)

6

Русская летопись. «Повесть временных лет».

1

7

«Сказание о белгородском киселе»

 

 

Из литературы 18 века (1ч)

8

Русские басни. И.И. Дмитриев Муха

1

Из литературы 19 века (50ч)

9

И.А. Крылов Листы и Корни

1

10

И.А. Крылов. Ларчик

1

11

И.А. Крылов. «Осел и соловей».

1

12

В/Ч «Твоя любимая басня» Урок-праздник.

1

13

Лицей в жизни А.С. Пушкина.

1

14

А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину».

1

15

А.С. Пушкин. Узник

1

16

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

1

 

17

А.С. Пушкин. Зимняя дорога

1

18

Анализ лирического стиха. К/Р

1

19

А.С. Пушкин «Повести покойного И.П. Белкина». Повесть «Барышня – крестьянка»

1

 

20

Мир русской усадьбы в повести Пушкина «Барышня – крестьянка»

1

 

21

А.С. Пушкин. Дубровский: Дубровский-старший и Троекуров.

1

22

Картины жизни русского барства. Конфликт Дубровского и Троекурова.

1

23

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

1

24

Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке»

1

25

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

1

 

26

Защита чести и достоинства, независимости личности героев повести.

1

 

27

Урок – диспут. «Кто за, кто – против?»

1

28

Р/Р. Сочинение по повести А.С. Пушкина «Дубровский»

1

29

М.Ю. Лермонтов. Тучи

1

30

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком».

1

31

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы»

1

32

Двухсложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.

1

33

Р/Р Сочинение «Моё любимое стихотворение Лермонтова»

1

34

И.С. Тургенев. Бежин луг. История создания и гуманистический пафос.

1

35

Духовный мир крестьянских детей.

1

36

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг»

1

37

Р/Р Сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг»

1

38

Ф.И. Тютчев. Неохотно и несмело…

1

39

Ф.И. Тютчев. С полны коршун поднялся

1

40

Ф.И. Тютчев. Листья

1

41

А.А. Фет. Ель рукавом мне тропинку завесила…

1

42

А.А. Фет. Ещё майская ночь

1

43

А.А. Фет. Учусь у них — у дуба, у берёзы…

1

44

В/Ч Урок по лирике Тютчева и Фета

1

45

Н.А. Некрасов. Железная дорога:

1

46

Н.А. Некрасов. Железная дорога: своеобразие композиции

1

47

Р/Р Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств народа в стихотворении Некрасова «Железная дорога»

1

48

Н.С. Лесков. Левша

1

49

Изображение представителей царской власти в сказе Лескова.

1

50

Композиционные особенности сказа.

1

51

В/Ч Урок внеклассного чтения. Рассказы Лескова.

1

52

А.П. Чехов « В мастерской художника слова» Урок — исследование

1

53

А.П. Чехов. Толстый и тонкий

1

54

ВЧ Рассказы Чехова.

1

55

Р/Р Сочинение «Что скрывается за юмором Чехова»

1

56

Кр по итогам первого полугодия.

1

Родная природа в лирике русских поэтов 19 века(3+1 РР)

57

Ян Полонский « по горам две хмурых тучи…», « Посмотри, какая мгла.»

1

58

Е. Баратынский «Весна, весна» Ка воздух чист!..», « Черный город»

1

59

А. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..»

1

 

60

Р/Р Анализ лирического стихотворения(по выбору)

1

 

Из русской литературы 20 века (26 ч)

61

А.И. Куприн. Чудесный доктор

1

62

Образ главного героя в рассказе А.И. Куприна

1

63

А. П. Платонов Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Природа вокруг нас.

1

64

А. Грин Алые паруса:

1

65

Душевная чистота главных героев книги Грина

1

66

Победа романтической мечты над реальностью жизни

1

67

Р/Р Сочинение «Что понравилось мне в повести «Алые паруса»

1

68

Стихи русских поэтов о Великой отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках.

1

69

К. Симонов « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..», Д.Самойлов «Сороковые».

1

70

В.П. Астафьев. Конь с розовой гривой.

1

71

Юмор в рассказе.

1

 

72

Санька Леонтьев и его друзья.

1

 

73

Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой» — честность, доброта, понятие долга.

1

 

74

В.Г. Распутин. Слово о писателе.  Уроки французского.

1

75

Герой рассказа и его сверстники.

1

76

Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.

1

77

Р/Р Сочинение по рассказам «Конь с розовой гривой» и « Учитель французского»

1

78

Н. Рубцов « Звезда полей». Тема Родины в поэзии Рубцова.

1

79

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла»

1

80

Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора ка одно из ценных качеств

1

81

В.М. Шукшин Слово о писателе. «Чудик»

1

82

В.М. Шукшин «Критики»

1

Родная природа в лирике русских поэтов 20 века (3+1 Р/Р)

83

А.Блок Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном»

1

84

С.Есенин «Мелколесье, степь и дали..», «Пороша»

1

85

А.Ахматова Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие..»

1

86

Р/Р Анализ стихотворения(по выбору)

1

Из литературы народов России(2 ч)

87

Г.Тукай. Родная деревня, Книга

1

88

К.Кулиев. Когда на меня навалилась беда…, Каким бы ни был малым мой народ….

1

 

Из зарубежной литературы (17 ч)

89

Мифы народов мира. Мифы Древней Греции.

1

90

12 подвигов Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»

1

91

Геродот. Легенда об Арионе.

1

 

92

В/Ч Урок – игра по мифам Древней Греции

1

93

Гомер. Илиада.

1

94

Гомер. Одиссея.

1

95

М.Сервантес Сааведра. Дон Кихот

1

96

Подвиги Дон Кихота.

1

97

Образ Санчо Пансы.

1

98

Ф. Шиллер. Перчатка.

1

99

П.Мериме. Маттео Фальконе

1

 

100

А.де Сент-Экзюпери. Маленький принц как философская сказка-притча.

1

101

Особенности жанра произведения сказки – притчи А. Сент-Экзюпери  «Маленький принц».

1

102

К/Р по итогам второго полугодия.

1

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей