X-PDF

Рабочая программа по литературе. 5 класс

Поделиться статьей

МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент Смоленской области по образованию инауке

Администрация муниципального образования -Ершичский район смоленской области

МБОУРуханская средняя школа

РАССМОТРЕНО

______________ Протокол №

от г.

СОГЛАСОВАНО

______________ Протокол №

от     г.

УТВЕРЖДЕНО

______________ Приказ №

от   г.

РАБОЧАЯПРОГРАММА

(ID1374183)

учебногопредмета

«Литература»

для5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Солнцева ТамараИвановна учитель русского языка и литературы

д. Рухань 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе дляобучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоенияосновной образовательной программы основного общего образования, представленныхв Федеральном государственном образовательном стандарте основного общегообразования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.   № 287,зарегистрирован

Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программывоспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы вРоссийской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства РоссийскойФедерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Учебный предмет «Литература» внаибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственныхориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном,интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ ихмиропонимания и национального самосознания.

Особенности литературы как школьногопредмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменомкультуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство имногообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которыесодержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их кнравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

Основу содержания литературногообразования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведенийрусской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственныхкатегорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ иинтерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетическойреакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, ихпсихического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.

Полноценное литературное образование восновной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературногочтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, историии предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзмамышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения кокружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.

В рабочей программе учтены все этапыроссийского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русскойлитературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России изарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены приизучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижениепланируемых результатов обучения. 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Цели изучения предмета «Литература» восновной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественномчтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов исоздания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувствапричастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам,аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов,воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целейвозможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9классу.  

Задачи, связанные с пониманиемлитературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, какособого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации,осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основеизучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своегонарода, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследиюотечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцамсовременной литературы; воспитании уважения к отечественной классике каквысочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитаниюпатриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности кдиалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческихкультурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи, связанные с осознаниемзначимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, сформированием их потребности в систематическом чтении как средстве познаниямира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества,ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественныхпроизведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, чтоспособствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, втом числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе,чтению, книжной культуре.  

Задачи, связанные с воспитаниемквалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированиемумений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретироватьпрочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний олитературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературныхзнаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественныхпроизведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте,сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательскихумений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены наразвитие умения выявлять проблематику произведений и их художественныеособенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношениек

прочитанному; воспринимать тексты художественных произведенийв единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначноготолкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравниватьхудожественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой,так и с произведениями других  искусств;  формировать  представления оспецифике литературы в ряду других искусств и об историко-литературномпроцессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованиемразличных источников, владеть навыками их критической оценки.  

Задачи, связанные с осознаниемобучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучениявыдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировойкультуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высокихобразцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных иписьменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читатьпроизведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа,участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения иаргументированно отстаивая свою. 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Литература» входит впредметную область «Русский язык и литература» и является обязательным дляизучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету«Литературное чтение».  

В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа внеделю, суммарно изучение литературы в 5

классе по программе основного общего образованиярассчитано на 102 часа. 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мифология

Мифы народов России и мира.

Фольклор

Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказкинародов России и народов мира (не менее трёх).

Литература первой половины XIX века

И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например,«Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет»,

«Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх).«Зимнее утро»,

«Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевнеи о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством»из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Литература второй половины XIX векаИ. С. Тургенев. Рассказ «Муму».

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух).«Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».

Литература XIX—ХХ веков Стихотворения отечественныхпоэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с

Родиной (не менее пяти стихотворений трёхпоэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И.

Тютчева,  А.  А.  Фета,  И.  А.  Бунина,  А.  А.  Блока,С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова. Юмористические рассказыотечественных писателей XIX— XX веков

А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например,«Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.   

М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например,«Галоша», «Лёля  и  Минька»,  «Ёлка»,  «Золотые  слова»,  «Встреча» и др.

Произведения отечественной литературы оприроде и животных (не менее двух). Например, А. И.

Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.

А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору).Например, «Корова», «Никита» и др.

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

Литература XX—XXI веков

Произведения отечественной прозы на тему«Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А.

Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев.«Девочки с  Васильевского  острова»; В. П.

Катаев. «Сын полка» и др.

Произведения отечественных писателей XIX—XXIвеков на тему детства (не менее двух).

Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева,В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г.

Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я.Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М.

С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.

Произведения приключенческого жанраотечественных писателей  (одно  по  выбору).

 Например,  К.  Булычёв.  «Девочка, с которой ничего неслучится», «Миллион приключений» и др.

(главы по выбору).

Литература народов Российской Федерации

Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г.Гамзатов.

«Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».

Зарубежная литература

Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору).Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.

Зарубежная сказочная проза (одно произведение повыбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р.Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).

Зарубежная проза о детях и подростках (двапроизведения по выбору).   Например,   М.   Твен. 

«Приключения   Тома   Сойера»

(главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р.Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног»,

«Зелёное утро» и др.

Зарубежная приключенческая проза (двапроизведения по выбору).

Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрнаястрела» и др.

Зарубежная проза о животных (одно-двапроизведения по выбору).

Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж.Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон.

 «Белый  клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли»,«Рикки-Тикки-Тави» и др.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературы в 5 классенаправлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных ипредметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочейпрограммы по литературе для основного общего образования достигаются в единствеучебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционнымироссийскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными впроизведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормамиповедения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочейпрограммы по литературе для основного общего образования должны отражатьготовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностныхориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализацииосновных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

—  готовность к выполнению обязанностей гражданина иреализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

—  активное участие в жизни семьи, образовательнойорганизации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе всопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

—   неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

—   понимание роли различных социальных институтов вжизни человека;

—   представление об основных правах, свободах иобязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений вполикультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой напримеры из литературы;

—   представление о способах противодействиякоррупции;

—   готовность к разнообразной совместнойдеятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опоройна примеры из литературы;

—   активное участие в школьном самоуправлении;

—   готовность к участию в гуманитарнойдеятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

—  осознание российской гражданской идентичности вполикультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познаниюродного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народовРоссии в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, атакже литератур народов РФ;

—  ценностное отношение к достижениям своей Родины —России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовымдостижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;

—  уважение к символам России, государственнымпраздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разныхнародов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение влитературе.

Духовно-нравственного воспитания:

—  ориентация на моральные ценности и нормы вситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажейлитературных произведений;

—  готовность оценивать своё поведение и поступки, атакже поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых нормс учётом осознания последствий поступков;

—  активное неприятие асоциальных поступков, свободаи ответственность личности в условиях индивидуального и общественногопространства.

Эстетического воспитания:

—  восприимчивость к разным видам искусства,традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоциональноговоздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

—  осознание важности художественной литературы икультуры как средства коммуникации и самовыражения;

—  понимание ценности отечественного и мировогоискусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

—  стремление к самовыражению в разных видахискусства.

Физического воспитания, формированиякультуры здоровья и эмоционального благополучия:

—  осознание ценности жизни с опорой на собственныйжизненный и читательский опыт;

—  ответственное отношение к своему здоровью иустановка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиеническихправил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическаяактивность);

—  осознание последствий и неприятие вредныхпривычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда дляфизического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в томчисле навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьноголитературного образования;

—  способность адаптироваться к стрессовым ситуациями меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числеосмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

—  умение принимать себя и других, не осуждая;

—  умение осознавать эмоциональное состояние себя идругих, опираясь на примеры из литературных произведений;

—  уметь управлять собственным эмоциональнымсостоянием;

—  сформированность навыка рефлексии, признаниесвоего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступковлитературных героев.

Трудового воспитания:

—  установка на активное участие в решениипрактических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической исоциальной направленности, способность инициировать, планировать исамостоятельно выполнять такого рода деятельность;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.8%
НЕТ
41.2%
Проголосовало: 966

—  интерес к практическому изучению профессий итруда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметногознания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературныхпроизведений;

—  осознание важности обучения на протяжении всейжизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых уменийдля этого;

—  готовность адаптироваться в профессиональнойсреде;

—  уважение к труду и результатам трудовойдеятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора илитературы;

—  осознанный выбор и построение индивидуальнойтраектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественныхинтересов и потребностей.

Экологического воспитания:

—  ориентация на применение знаний из социальных иестественных наук для решения задач в области окружающей среды, планированияпоступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

—  повышение уровня экологической культуры,осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

—  активное неприятие действий, приносящих вредокружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературнымипроизведениями, поднимающими экологические проблемы;

—  осознание своей роли как гражданина и потребителяв условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

—  готовность к участию в практическойдеятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

—  ориентация в деятельности на современную системунаучных представлений об основных закономерностях развития человека, природы иобщества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой наизученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

—  овладение языковой и читательской культурой каксредством познания мира;

—  овладение основными навыками исследовательскойдеятельности с учётом специфики школьного литературного образования;

—  установка на осмысление опыта, наблюдений,поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального иколлективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающиеадаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

—  освоение обучающимися социального опыта, основныхсоциальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правилобщественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включаясемью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также врамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

—  изучение и оценка социальных ролей персонажейлитературных произведений;

—  потребность во взаимодействии в условияхнеопределённости, открытость опыту и знаниям других;

—  в действии в условиях неопределенности, повышениеуровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умениеучиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания,навыки и компетенции из опыта других;

—  в выявлении и связывании образов, необходимость вформировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы обобъектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицитысобственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

—  умение оперировать основными понятиями, терминамии представлениями в области концепции устойчивого развития;

—  анализировать и выявлять взаимосвязи природы,общества и экономики;

—  оценивать свои действия с учётом влияния наокружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальныхпоследствий;

—  способность осознавать стрессовую ситуацию,оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный ичитательский опыт;

—  воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,требующий контрмер;

—  оценивать ситуацию стресса, корректироватьпринимаемые решения и действия;

—  формулировать и оценивать риски и последствия,формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

—  быть готовым действовать в отсутствии гарантийуспеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения у обучающегося формируются следующиеуниверсальные учебные действия.

Универсальные учебные познавательныедействия:

1) Базовые логические действия:

—  выявлять и характеризовать существенные признакиобъектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) иявлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса);

—  устанавливать существенный признак классификациии классифицировать литературные объекты по существенному признаку,устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критериипроводимого анализа;

—  с учётом предложенной задачи выявлятьзакономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах инаблюдениях над текстом;

—  предлагать критерии для выявления закономерностейи противоречий с учётом учебной задачи;

—  выявлять дефициты информации, данных, необходимыхдля решения поставленной учебной задачи;

—  выявлять причинно-следственные связи при изучениилитературных явлений и процессов;

—  делать выводы с использованием дедуктивных ииндуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

—  формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

—  самостоятельно выбирать способ решенияучебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать нескольковариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельновыделенных критериев). 2) Базовые исследовательские действия:

—  формулировать вопросы, фиксирующие разрыв междуреальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельноустанавливать искомое и данное;

—  использовать вопросы как исследовательскийинструмент познания в литературном образовании;

—  формировать гипотезу об истинности собственныхсуждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение

—  проводить по самостоятельно составленному планунебольшое исследование по установлению особенностей литературного объектаизучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

—  оценивать на применимость и достоверностьинформацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

—  самостоятельно формулировать обобщения и выводыпо результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

—  владеть инструментами оценки достоверностиполученных выводов и обобщений;

—  прогнозировать возможное дальнейшее развитиесобытий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигатьпредположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе влитературных произведениях.

3) Работа с информацией:

—  применять различные методы, инструменты и запросыпри поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников сучётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

—  выбирать, анализировать, систематизировать иинтерпретировать литературную и другую информацию различных видов и формпредставления;

—  находить сходные аргументы (подтверждающие илиопровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

—  самостоятельно выбирать оптимальную формупредставления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемыеучебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

—  оценивать надёжность литературной и другойинформации по критериям, предложенным учителем или сформулированнымсамостоятельно;

—  эффективно запоминать и систематизировать этуинформацию.

Универсальные учебныекоммуникативные действия:

1) Общение:

—  воспринимать и формулировать суждения, выражатьэмоции в соответствии с условиями и целями общения;

—  распознавать невербальные средства общения,понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылкиконфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчатьконфликты, вести переговоры;

—  выражать себя (свою точку зрения) в устных иписьменных текстах;

—  понимать намерения других, проявлять уважительноеотношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

—  в ходе учебного диалога и/или дискуссии задаватьвопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решениеучебной задачи и поддержание благожелательности общения;

—  сопоставлять свои суждения с суждениями другихучастников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—  публично представлять результаты выполненногоопыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

—  самостоятельно выбирать формат выступления сучётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с нимсоставлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративныхматериалов.

2) Совместная деятельность:

—  использовать преимущества командной (парной,групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретнойпроблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповыхформ взаимодействия при решении поставленной задачи;

—  принимать цель совместной учебной деятельности,коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

—  уметь обобщать мнения нескольких людей;

—  проявлять готовность руководить, выполнятьпоручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на урокелитературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётомпредпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределятьзадачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

—  выполнять свою часть работы, достигатькачественного результата по своему направлению, и координировать свои действияс другими членами команды;

—  оценивать качество своего вклада в общийрезультат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлятьуважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

—  в ходе учебного диалога и/или дискуссии задаватьвопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решениеучебной задачи и поддержание благожелательности общения;

—  сопоставлять свои суждения с суждениями другихучастников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—  публично представлять результаты выполненногоопыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

—  самостоятельно выбирать формат выступления сучётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с нимсоставлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративныхматериалов;

—  участниками взаимодействия на литературныхзанятиях;

—  сравнивать результаты с исходной задачей и вкладкаждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственностии проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные учебные регулятивныедействия:

1) Самоорганизация:

—  выявлять проблемы для решения в учебных ижизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественнойлитературе;

—  ориентироваться в различных подходах принятиярешений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

—  самостоятельно составлять алгоритм решенияучебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётомимеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемыеварианты решений;

—  составлять план действий (план реализациинамеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётомполучения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

—  делать выбор и брать ответственность за решение.

2)  Самоконтроль:

—  владеть способами самоконтроля, самомотивации ирефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебнойситуации и предлагать план её изменения;

—  учитывать контекст и предвидеть трудности,которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение кменяющимся обстоятельствам;

—  объяснять причины достижения (недостижения)результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находитьпозитивное в произошедшей ситуации;

—  вносить коррективы в деятельность на основе новыхобстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникшихтрудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

3)  Эмоциональный интеллект:

—  развивать способность различать и называтьсобственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;

—  выявлять и анализировать причины эмоций;

—  ставить себя на место другого человека, пониматьмотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

—  регулировать способ выражения своих эмоций;

4)  Принятие себя и других:

—  осознанно относиться к другому человеку, егомнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

—  признавать своё право на ошибку и такое же праводругого; принимать себя и других, не осуждая;

—  проявлять открытость себе и другим;

—  осознавать невозможность контролировать всёвокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1)           Иметь начальные представления об общечеловеческой ценностилитературы и её роли ввоспитании любви к Родине и дружбы между народамиРоссийской Федерации;

2)           понимать, что литература — это вид искусства и что художественныйтекст отличается от текстанаучного, делового, публицистического;  

3)           владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать,интерпретировать и оцениватьпрочитанные произведения:

—  определять тему и главную мысль произведения,иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризоватьгероев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлятьэлементарные особенности языка художественного произведения, поэтической ипрозаической речи;

—  понимать смысловое наполнениетеоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа иинтерпретации произведений: художественная литература и устное народноетворчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народнаясказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема,идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речеваяхарактеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет,сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;

—  сопоставлять темы и сюжеты произведений, образыперсонажей;

—  сопоставлять с помощью учителя изученные исамостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы спроизведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературногоразвития обучающихся);

4)           выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтическихпроизведений, не выученныхранее), передавая личное отношение к произведению (сучётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);

5)           пересказывать прочитанное произведение, используя подробный,сжатый, выборочный пересказ,отвечать на вопросы по прочитанному произведению ис помощью учителя формулировать вопросы к тексту;

6)           участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении,подбирать аргументы для оценкипрочитанного (с учётом литературного развитияобучающихся);

7)           создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемомне менее 70 слов (сучётом литературного развития обучающихся);

8)           владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуальноизученных произведенийфольклора и литературы;

9)           осознавать важность чтения и изучения произведений устногонародного творчества ихудожественной литературы для познания мира, формированияэмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;

10)       планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение,расширять свой круг чтения, втом числе за счёт произведений современнойлитературы для детей и подростков;

11)       участвовать в создании элементарных учебных проектов подруководством учителя и учитьсяпублично представлять их результаты (с учётомлитературного развития обучающихся);

12)       владеть начальными умениями использовать словари и справочники, втом числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителяэлектронными библиотеками и другими интернетресурсами, соблюдая правилаинформационной безопасности.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.8%
НЕТ
41.2%
Проголосовало: 966

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет