X-PDF

Рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС 2022

Поделиться статьей

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫАДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГООКРУГА КРАСНОЗНАМЕНСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МБОУЛицей №1 им. Г.С. Титова

                                                                                СОГЛАСОВАНО                                             УТВЕРЖДЕНО

                                                                                 Протокол заседания методического          Директор

объединения учителей русского языка

                                                                                и литературы №19                                           ______________Н.А.Семенюченко

                                                                                ______________О.А. Орлова                       Приказ№25

от 25 08 2022 г.

Протокол №19 от 25 08  2022 г.

РАБОЧАЯПРОГРАММА

(ID4612852)

учебногопредмета

«Литература»

для6 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Алдошина ЕкатеринаАлександровна учитель русского языка и литературы

г.о.Краснознаменск 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе дляобучающихся 6 классов составлена на основе Требований к результатам освоенияосновной образовательной программы основного общего образования, представленныхв Федеральном государственном образовательном стандарте основного общегообразования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.№ 287,зарегистрирован

Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г.,рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания,с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в РоссийскойФедерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9апреля 2016 г. № 637-р). 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Учебный предмет «Литература» в наибольшейстепени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентировмолодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном,интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ ихмиропонимания и национального самосознания. Особенности литературы какшкольного предмета связаны с тем, что литературные произведения являютсяфеноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство имногообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержатв себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их кнравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.  

Основу содержания литературного образованиясоставляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской имировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий,как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостноевосприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретациявозможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя,которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического илитературного развития, жизненного и читательского опыта.

Полноценное литературное образование восновной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературногочтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, историии предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзмамышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения кокружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.  

В рабочей программе учтены все этапыроссийского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русскойлитературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России изарубежной литературы.  

Основные виды деятельности обучающихсяперечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направленына достижение планируемых результатов обучения. 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Цели изучения предмета «Литература» восновной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественномчтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов исоздания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувствапричастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам,аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов,воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целейвозможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9классу.  

Задачи, связанные с пониманием литературыкак одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особогоспособа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознаниемкоммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучениявыдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировойкультуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежнойклассической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитанииуважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальнойкультуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированиюнационально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоениюдуховного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурныхтрадиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.  

Задачи, связанные с осознанием значимостичтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, сформированием их потребности в систематическом чтении как средстве познаниямира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества,ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественныхпроизведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, чтоспособствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, втом числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе,чтению, книжной культуре. 

Задачи, связанные с воспитаниемквалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированиемумений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретироватьпрочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний олитературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико иисторико-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа иинтерпретации художественных произведений, умения воспринимать их висторико-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видовискусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетическоговкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематикупроизведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позициюи выражать собственное отношение к

прочитанному; воспринимать тексты художественных произведенийв единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначноготолкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественныепроизведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и спроизведениями других  искусств;  формировать  представления о спецификелитературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе;развивать умения поиска необходимой информации с использованием различныхисточников, владеть навыками их критической оценки.  

Задачи, связанные с осознанием обучающимисякоммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихсяпроизведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры,направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцовхудожественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменныхвысказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в томчисле наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебномдиалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаиваясвою. 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Литература» входит в предметнуюобласть «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения.Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературноечтение».

В 6 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю,суммарно изучение литературы в 6

классе по программе основного общего образования рассчитанона 102 часа.

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Античная литература

Гомер. Поэмы. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).

Фольклор

Русские былины (не менее двух). Например, «Илья Муромец иСоловей-разбойник», «Садко». Народные песни и баллады народов России и мира (неменее трёх песен и одной баллады). Например, «Песнь о Роланде» (фрагменты).«Песнь о Нибелунгах» (фрагменты), баллада «Аника-воин» и др.

Древнерусская литература

«Повесть временных лет» (не менее одного фрагмента).Например, «Сказание о белгородском киселе», «Сказание о походе князя Олега наЦарьград», «Предание о смерти князя Олега».

Литература первой половины XIX века

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Песнь овещем Олеге», «Зимняя дорога», «Узник», «Туча» и др. Роман «Дубровский».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх). «Трипальмы», «Листок», «Утёс» и др.

А. В. Кольцов. Стихотворения (не менее двух).Например, «Косарь», «Соловей» и др.

Литература второй половины XIX века

Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее двух). «Есть восени первоначальной…», «С поляны коршун поднялся…».

А. А. Фет. Стихотворения (не менее двух). «Учись у них— у дуба, у берёзы…», «Я пришёл к тебе с приветом…».

И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».

Н. С. Лесков. Сказ «Левша».

Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы).

А. П. Чехов. Рассказы (три по выбору). Например, «Толстыйи тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника» и др.

А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».

Литература XX века

Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века (неменее двух). Например, стихотворения С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А.Блока и др.

Стихотворения отечественных поэтов XX века (не менеечетырёх стихотворений двух поэтов).

Например, стихотворения О. Ф. Берггольц, В. С. Высоцкого, Е.А. Евтушенко, А. С. Кушнера, Ю. Д.

Левитанского, Ю. П. Мориц, Б. Ш. Окуджавы, Д. С. Самойлова.

Проза отечественных писателей конца XX — началаXXI века, в том числе о Великой

Отечественной войне (два произведения по выбору).Например, Б. Л. Васильев. «Экспонат №…»; Б.

П. Екимов. «Ночь исцеления», А. В. Жвалевский и Е. Б.Пастернак. «Правдивая история Деда Мороза» (глава «Очень страшный 1942 Новыйгод») и др. В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского».

Произведения отечественных писателей на тему взрослениячеловека (не менее двух). Например, Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»; Р.И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»; Ю. И. Коваль.«Самая лёгкая лодка в мире» и др.

Произведения современных отечественныхписателей-фантастов (не менее двух). Например, А. В.

Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Время всегда хорошее»; С. В.Лукьяненко. «Мальчик и Тьма»; В. В.

Ледерман. «Календарь ма(й)я» и др.

Литература народов Российской Федерации

Стихотворения (два по выбору). Например, М. Карим.«Бессмертие» (фрагменты); Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»; К. Кулиев.«Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…», «Что б ниделалось на свете…».

Зарубежная литература

Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору).

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору).

Произведения зарубежных писателей на тему взрослениячеловека (не менее двух). Например, Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главыпо выбору). Х. Ли. «Убить пересмешника» (главы по выбору) и др.

Произведения современных зарубежныхписателей-фантастов (не менее двух). Например, Дж. К.

Роулинг. «Гарри Поттер» (главы по выбору), Д. У. Джонс. «Домс характером» и др.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературы в 6 классе направлено надостижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметныхрезультатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочейпрограммы по литературе для основного общего образования достигаются в единствеучебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционнымироссийскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными впроизведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормамиповедения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочейпрограммы по литературе для основного общего образования должны отражатьготовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностныхориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализацииосновных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

—  готовность к выполнению обязанностей гражданина иреализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

—  активное участие в жизни семьи, образовательнойорганизации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе всопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

—   неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

—   понимание роли различных социальных институтов в жизничеловека;

—   представление об основных правах, свободах иобязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений вполикультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой напримеры из литературы;

—   представление о способах противодействия коррупции;

—   готовность к разнообразной совместной деятельности,стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры излитературы;

—   активное участие в школьном самоуправлении;

—   готовность к участию в гуманитарной деятельности(волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

—  осознание российской гражданской идентичности вполикультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познаниюродного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народовРоссии в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, атакже литератур народов РФ;

—  ценностное отношение к достижениям своей Родины —России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовымдостижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;

—  уважение к символам России, государственным праздникам,историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:

—  ориентация на моральные ценности и нормы в ситуацияхнравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературныхпроизведений;

—  готовность оценивать своё поведение и поступки, а такжеповедение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм сучётом осознания последствий поступков;

—  активное неприятие асоциальных поступков, свобода иответственность личности в условиях индивидуального и общественногопространства.

Эстетического воспитания:

—  восприимчивость к разным видам искусства, традициям итворчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействияискусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

—  осознание важности художественной литературы и культурыкак средства коммуникации и самовыражения;

—  понимание ценности отечественного и мирового искусства,роли этнических культурных традиций и народного творчества;

—  стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формированиякультуры здоровья и эмоционального благополучия:

—  осознание ценности жизни с опорой на собственныйжизненный и читательский опыт;

—  ответственное отношение к своему здоровью и установкана здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

—  осознание последствий и неприятие вредных привычек(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физическогои психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыкибезопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературногообразования;

—  способность адаптироваться к стрессовым ситуациям именяющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числеосмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

—  умение принимать себя и других, не осуждая;

—  умение осознавать эмоциональное состояние себя идругих, опираясь на примеры из литературных произведений;

—  уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

—  сформированность навыка рефлексии, признание своегоправа на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступковлитературных героев.

Трудового воспитания:

—  установка на активное участие в решении практическихзадач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальнойнаправленности, способность инициировать, планировать и самостоятельновыполнять такого рода деятельность;

—  интерес к практическому изучению профессий и трударазличного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знанияи знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

—  осознание важности обучения на протяжении всей жизнидля успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений дляэтого;

—  готовность адаптироваться в профессиональной среде;

—  уважение к труду и результатам трудовой деятельности, втом числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;

—  осознанный выбор и построение индивидуальной траекторииобразования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов ипотребностей.

Экологического воспитания:

—  ориентация на применение знаний из социальных иестественных наук для решения задач в области окружающей среды, планированияпоступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

—  повышение уровня экологической культуры, осознаниеглобального характера экологических проблем и путей их решения;

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

—  активное неприятие действий, приносящих вред окружающейсреде, в том числе сформированное при знакомстве с литературнымипроизведениями, поднимающими экологические проблемы;

—  осознание своей роли как гражданина и потребителя вусловиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

—  готовность к участию в практической деятельностиэкологической направленности.

Ценности научного познания:

—  ориентация в деятельности на современную системунаучных представлений об основных закономерностях развития человека, природы иобщества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой наизученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

—  овладение языковой и читательской культурой каксредством познания мира;

—  овладение основными навыками исследовательскойдеятельности с учётом специфики школьного литературного образования;

—  установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков истремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективногоблагополучия.

Личностные результаты, обеспечивающиеадаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

—  освоение обучающимися социального опыта, основныхсоциальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правилобщественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включаясемью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также врамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

—  изучение и оценка социальных ролей персонажей литературныхпроизведений;

—  потребность во взаимодействии в условияхнеопределённости, открытость опыту и знаниям других;

—  в действии в условиях неопределенности, повышениеуровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умениеучиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания,навыки и компетенции из опыта других;

—  в выявлении и связывании образов, необходимость вформировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы обобъектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицитысобственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

—  умение оперировать основными понятиями, терминами ипредставлениями в области концепции устойчивого развития;

—  анализировать и выявлять взаимосвязи природы, обществаи экономики;

—  оценивать свои действия с учётом влияния на окружающуюсреду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальныхпоследствий;

—  способность осознавать стрессовую ситуацию, оцениватьпроисходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательскийопыт;

—  воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующийконтрмер;

—  оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемыерешения и действия;

—  формулировать и оценивать риски и последствия,формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

—  быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения у обучающегося формируются следующиеуниверсальные учебные действия.

Универсальные учебные познавательныедействия:

1) Базовые логические действия:

—  выявлять и характеризовать существенные признакиобъектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) иявлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса);

—  устанавливать существенный признак классификации иклассифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливатьоснования для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимогоанализа;

—  с учётом предложенной задачи выявлять закономерности ипротиворечия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;

—  предлагать критерии для выявления закономерностей ипротиворечий с учётом учебной задачи;

—  выявлять дефициты информации, данных, необходимых длярешения поставленной учебной задачи;

—  выявлять причинно-следственные связи при изучениилитературных явлений и процессов;

—  делать выводы с использованием дедуктивных ииндуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

—  формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разнымитипами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболееподходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) Базовыеисследовательские действия:

—  формулировать вопросы, фиксирующие разрыв междуреальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельноустанавливать искомое и данное;

—  использовать вопросы как исследовательский инструментпознания в литературном образовании;

—  формировать гипотезу об истинности собственных сужденийи суждений других, аргументировать свою позицию, мнение

—  проводить по самостоятельно составленному планунебольшое исследование по установлению особенностей литературного объектаизучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

—  оценивать на применимость и достоверность информацию,полученную в ходе исследования (эксперимента);

—  самостоятельно формулировать обобщения и выводы порезультатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

—  владеть инструментами оценки достоверности полученныхвыводов и обобщений;

—  прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий иих последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигатьпредположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе влитературных произведениях.

3) Работа с информацией:

—  применять различные методы, инструменты и запросы припоиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников сучётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

—  выбирать, анализировать, систематизировать иинтерпретировать литературную и другую информацию различных видов и формпредставления;

—  находить сходные аргументы (подтверждающие илиопровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

—  самостоятельно выбирать оптимальную форму представлениялитературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачинесложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

—  оценивать надёжность литературной и другой информациипо критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

—  эффективно запоминать и систематизировать этуинформацию.

Универсальные учебныекоммуникативные действия:

1) Общение:

—  воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоциив соответствии с условиями и целями общения;

—  распознавать невербальные средства общения, пониматьзначение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтныхситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты,вести переговоры;

—  выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменныхтекстах;

—  понимать намерения других, проявлять уважительноеотношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

—  в ходе учебного диалога и/или дискуссии задаватьвопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решениеучебной задачи и поддержание благожелательности общения;

—  сопоставлять свои суждения с суждениями другихучастников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—  публично представлять результаты выполненного опыта(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

—  самостоятельно выбирать формат выступления с учётомзадач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлятьустные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:

—  использовать преимущества командной (парной,групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретнойпроблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповыхформ взаимодействия при решении поставленной задачи;

—  принимать цель совместной учебной деятельности,коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

—  уметь обобщать мнения нескольких людей;

—  проявлять готовность руководить, выполнять поручения,подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и вовнеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений ивозможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членамикоманды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,«мозговые штурмы» и иные);

—  выполнять свою часть работы, достигать качественногорезультата по своему направлению, и координировать свои действия с другимичленами команды;

—  оценивать качество своего вклада в общий результат покритериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительноеотношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

—  в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросыпо существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебнойзадачи и поддержание благожелательности общения;

—  сопоставлять свои суждения с суждениями другихучастников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—  публично представлять результаты выполненного опыта(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

—  самостоятельно выбирать формат выступления с учётомзадач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлятьустные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

—  участниками взаимодействия на литературных занятиях;

—  сравнивать результаты с исходной задачей и вкладкаждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственностии проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные учебные регулятивныедействия:

1) Самоорганизация:

—  выявлять проблемы для решения в учебных и жизненныхситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;

—  ориентироваться в различных подходах принятия решений(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

—  самостоятельно составлять алгоритм решения учебнойзадачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётомимеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемыеварианты решений;

—  составлять план действий (план реализации намеченногоалгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом полученияновых знаний об изучаемом литературном объекте;

—  делать выбор и брать ответственность за решение.

2)  Самоконтроль:

—  владеть способами самоконтроля, самомотивации ирефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебнойситуации и предлагать план её изменения;

—  учитывать контекст и предвидеть трудности, которыемогут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимсяобстоятельствам;

—  объяснять причины достижения (недостижения) результатовдеятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное впроизошедшей ситуации;

—  вносить коррективы в деятельность на основе новыхобстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникшихтрудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

3)  Эмоциональный интеллект:

—  развивать способность различать и называть собственныеэмоции, управлять ими и эмоциями других;

—  выявлять и анализировать причины эмоций;

—  ставить себя на место другого человека, понимать мотивыи намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

—  регулировать способ выражения своих эмоций;

4)  Принятие себя и других:

—  осознанно относиться к другому человеку, его мнению,размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

—  признавать своё право на ошибку и такое же праводругого; принимать себя и других, не осуждая;

—  проявлять открытость себе и другим;

—  осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1)           Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценностьлитературы, осознавать её рольв воспитании любви к Родине и укреплении единствамногонационального народа Российской Федерации;

2)           понимать особенности литературы как вида словесного искусства,отличать художественныйтекст от текста научного, делового, публицистического;

3)           осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализпроизведений фольклора ихудожественной литературы; воспринимать, анализировать,интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развитияобучающихся);

—  определять тему и главную мысль произведения, основныевопросы, поднятые автором; указывать родовую и жанровую принадлежностьпроизведения; выявлять позицию героя и авторскую позицию; характеризоватьгероев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять основныеособенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;

—  понимать сущность теоретико-литературных понятий иучиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений,оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устноенародное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос),жанры (рассказ, повесть, роман, басня, послание); форма и содержаниелитературного произведения; тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; стадииразвития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка;повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой,речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, художественная деталь; юмор,ирония; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза,аллегория; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа;

—  выделять в произведениях элементы художественной формыи обнаруживать связи между ними;

—  сопоставлять произведения, их фрагменты, образыперсонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры (сучётом возраста и литературного развития обучающихся);

—  сопоставлять с помощью учителя изученные исамостоятельно прочитанные произведения художественной литературы спроизведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);

4)           выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее7 поэтических произведений,не выученных ранее), передавая личное отношение кпроизведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностейобучающихся);

5)           пересказывать прочитанное произведение, используя подробный,сжатый, выборочный,творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанномупроизведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;

6)           участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, даватьаргументированную оценкупрочитанному;

7)           создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмомне менее 100 слов),писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой напрочитанные произведения, аннотацию, отзыв;

8)           владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученныхпроизведений фольклора,древнерусской, русской и зарубежной литературы исовременных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетическогоанализа;

9)           осознавать важность чтения и изучения произведений устногонародного творчества ихудожественной литературы для познания мира, формированияэмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;

10)       планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой кругчтения по рекомендациямучителя, в том числе за счёт произведений современнойлитературы для детей и подростков;

11)       развивать умения коллективной проектной или исследовательскойдеятельности подруководством учителя и учиться публично представлять полученныерезультаты;

12)       развивать умение использовать словари и справочники, в том числев электронной форме;пользоваться под руководством учителя электроннымибиблиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационнойбезопасности.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет