РАБОЧАЯПРОГРАММА
учебногокурса «Литература» в 8 классе
Составитель: Исаева Л.И.,
учительрусского языка и литературы,
МБОУХованщинская СОШ
Хованщина, 2022
Рабочая программа по литературе для 8класса составлена в соответствии с основными положениями Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования, наоснове авторской программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение,2014) и в соответствиис приказом Министерством образования и науки Российской Федерации № 1577 от31 декабря 2015 года «О внесении изменений в федеральный государственныйобразовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»
Цель изучениялитературы в школе:
приобщениеобучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежнойлитературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественныхпроизведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова иисторико-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программупроизведений.
Задачи:
• формироватьдуховно развитую личность, обладающую гуманистическим мировоззрением,национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувствомпатриотизма;
• развиватьинтеллектуальные и творческие способности обучающихся, необходимых для успешнойсоциализации и самореализации личности;
• постигатьвершинныепроизведения отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанныйна понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единствахудожественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное,последовательное формировать умения читать, комментировать, анализировать иинтерпретировать художественный текст;
• овладеватьвозможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте(или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста,представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладеватьважнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями(формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлятьбиблиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию изразличных источников, включая Интернет и др.);
• использоватьопыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни иучебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
В соответствии сучебным планом МБОУ «Хованщинская СОШ» на предмет «Литература,8 класс» выделяется 68часов (2часа в неделю, 34 учебные недели)
1.Планируемые результаты
Литературакак учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных иметапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности:патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своейэтнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоениегуманистических, демократических и традиционных ценностей многонациональногороссийского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения кучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованиюна основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построениюдальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мирепрофессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательныхинтересов;
• формирование целостного мировоззрения,соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современногомира;
• формирование осознанного, уважительногои доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности испособности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правилповедения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включаявзрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении иобщественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания икомпетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного иответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативнойкомпетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшимив процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологическойкультуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях инеобходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизничеловека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное изаботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания черезосвоение художественного наследия народов России и мира, творческойдеятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучениялитературы в основной школе:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить иформулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в томчисле альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решенияучебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,собственные возможности её решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений иосуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливатьаналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии дляклассификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическоерассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делатьвыводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· смысловое чтение;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместнуюдеятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций иучёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии сзадачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменнойречью; монологической контекстной речью;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационныхтехнологий.
Предметные результаты:
· понимание ключевых проблем изученных произведений русскогофольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературыXVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России изарубежной литературы;
· понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей иих современного звучания;
· умение анализировать литературное произведение: определять егопринадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать иформулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;характеризовать его героев сопоставлять героев одного или несколькихпроизведений;
· определение в произведении элементов сюжета, композиции,изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытииидейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа);владение элементарной литературоведческой терминологией при анализелитературного произведения;
· приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы икультуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
· формулирование собственного отношения к произведениям литературы,их оценка;
· собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученныхлитературных произведений;
· понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
· восприятие на слух литературных произведений разных жанров,осмысленное чтение и адекватное восприятие;
· умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки сиспользованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать навопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устныемонологические высказывания разного типа, вести диалог;
· написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы;рефераты на литературные и общекультурные темы;
· понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетическоговкуса;
· понимание русского слова в его эстетической функции, ролиизобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образовлитературных произведений.
2. Содержание учебного курса
ВВЕДЕНИЕ
Русская литератураи история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.Историзм творчества классиков русской литературы.
В результатеизучения раздела обучающийся
Научится:осмыслять понятие «художественная литература».
Получитвозможность научиться: определять характерные черты русской литературы,сформировать интерес к историческому прошлому, историческим судьбам всегочеловечества.
УСТНОЕ НАРОДНОЕТВОРЧЕСТВО
В мире русскойнародной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа внародной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль поулице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малыйпесенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках.Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания какисторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении СибириЕрмаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы.Народнаяпесня, частушка (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙЛИТЕРАТУРЫ
Из «ЖитияАлександра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов.Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
«Шемякин суд».Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературыXVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатирана судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» -«кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтикибытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись.Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы(начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусскойлитературы (начальные представления).
В результатеизучения раздела обучающийся
Научится:определять понятия «летопись», «житие», «сатирическая повесть».
Получитвозможность научиться: объяснять смысл понятия «духовная литература»,раскрывать идейно-худсжественное своеобразие произведения через образ главногогероя, Александра Невского, соотносить события далекого прошлого с днемсегодняшним, сравнивать «Житие…» с былинами, фольклорной лирикой, обрядовойнародной поэзией; находить приемы сатирического изображения, жанровыеособенности сатирической повести.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫXVIII ВЕКА
Денис ИвановичФонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль»(сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие оклассицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
В результатеизучения раздела обучающийся
Научится:определять понятия «классицизм»; автора, факты его жизни и творческойдеятельности, его место в развитии драматургии, театра, сюжет комедии.
Получитвозможность научиться: объяснять основной конфликт, находить в пьесе чертыклассицизма, обосновывать основную идею комедии, анализировать текст, называтьперсонажей, выражающих авторскую оценку, объяснять, как каждый из нихоказывается в поместье Простаковой; давать характеристику героям, определяяособенности речи «положительных» персонажей, оценивать новый просветительскийвзгляд писателя на человека, объяснять новаторство Д.И.Фонвизина-драматурга,выражающееся в многогранности характеров главных персонажей «Недоросля» -Простаковой и Митрофанушки, в отступлении от традиций классицизма, объяснятьпричину нравственного краха Простаковой, анализировать ключевые сцены комедии,отбирать литературный материал для раскрытия темы, структурировать его всоответствии с темой, идеей, умело цитировать, отражать в своем сочинениикомедийное мастерство драматурга (ситуации пьесы, речь персонажей, их комичные«поединки», использование антитезы, словесной детали).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIXВЕКА
Иван АндреевичКрылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ описателе.
«Лягушки, просящиецаря». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз».Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова вОтечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности,безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня.Мораль. Аллегория (развитие представлений).
КондратийФедорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка думсовременниками.
«Смерть Ермака».Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один изпредводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева –основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума(начальное представление).
АлександрСергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и историческойтеме в литературе.
«Туча».Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик надесятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помнючудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души ктворчеству.
«19 октября».Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственныйжизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева»(отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («Историяпугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие.История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом трудеписателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян иавтора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).
Роман «Капитанскаядочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честьсмолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой.Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзмПушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорныемотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «ИсторииПугачева».
Теория литературы. Историзмхудожественной литературы (начальные представления). Роман (начальныепредставления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама».Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» видейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смыслназвания повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний,намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Системаобразов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значениеобраза Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт икарточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепцииповести.
Михаил ЮрьевичЛермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам ивоплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма овольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом емуобществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтическийгерой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма(развитие представлений). Романтический герой (начальные представления),романтическая поэма (начальные представления).
Николай ВасильевичГоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической темев художественном произведении.
«Ревизор». Комедия«со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русскойдраматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики,общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цельавтора – высмеять «все дурное в России». Новизна финала, немой сцены,своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров»(В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн).Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия(развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ«маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица(одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодноммире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода.Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящегобездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил ЕвграфовичСалтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одногогорода» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателюпорядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народастрой. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историческиесочинения.
Теория литературы.Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальныепредставления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай СеменовичЛесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество.Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средствосоздания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ(развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев НиколаевичТолстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия вобществе. «После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие междусословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта.Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта овоссоединении дворянства и народа.
Теория литературы.Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитиепредставлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Антон ПавловичЧехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви иупущенном счастье.
Теория литературы. Психологизмхудожественной литературы (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван АлексеевичБунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различныхее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика.Психологизм прозы писателя.
Александр ИвановичКуприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия ивзаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивостьглавной героини.
Теория литературы. Сюжет ифабула.
АлександрАлександрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема встихотворении, его современное звучание и смысл. Сергей Александрович Есенин.Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческуютему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разныхпроизведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина.Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы.Драматическая поэма (начальные представления).
Иван СергеевичШмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я сталписателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественногопроизведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Михаил АндреевичОсоргин.
Рассказ «Пенсне».Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическоесодержание. Проект.
Теория литературы.Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность(развитие представлений). Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различныевиды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Писателиулыбаются.Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история,обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение историческихсобытий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническоеповествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.
М. Зощенко.«История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Михаил АндреевичОсоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики иреальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Длясамостоятельного чтения.
АлександрТрифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизньнарода на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убежденийгражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа.Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора илитературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценкапоэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклори литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции(начальные представления).
Стихи и песни оВеликой Отечественной войне 1941-1945 годов. Традиции визображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающихсвою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожглиродную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги»; В. Высоцкий. «Песня о Земле» и др.).Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Ихпризывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенныхчувств и переживаний каждого солдата.
Виктор ПетровичАстафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет».Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты иреальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы.Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты оРодине, родной природе.
И. Анненский.«Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер наОке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча»,«Привет, Россия…». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп.«Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; ДонАминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальноев произведениях русских поэтов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙЛИТЕРАТУРЫ
Уильям Шекспир.Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовьгероев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» втворчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликткак основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Ктохвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Встрогой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспеваниепоэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирическойпоэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет какформа лирической поэзии.
Жан Батист Мольер.Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVIIвек – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великийкомедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство иневежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерствоМольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы.Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Вальтер Скотт.Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англияв романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»:мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки,семейных устоев и отношений.
Учебно-тематический план.
№ |
Наименование разделов и тем |
Максимальная нагрузка учащегося, ч. |
Из них на развитие речи, ч. |
Из них на внеклассное чтение, ч. |
Сочинения |
1. |
Введение |
1 |
— |
— |
— |
2. |
Устное народное творчество |
2 |
1 |
— |
— |
3. |
Из древнерусской литературы |
3 |
1 |
1 |
1 |
4. |
Из русской литературы VIII века. |
4 |
2 |
— |
1 |
5. |
Из русской литературы XIX века. |
29 |
7 |
4 |
4 |
6. |
Из русской литературы XX века |
17 |
5 |
3 |
1 |
7. |
Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. |
3 |
1 |
|
— |
8. |
Из зарубежной литературы |
9 |
— |
1 |
— |
9. |
Итого |
68 |
17 |
9 |
7 |
Формы текущего и итогового контроля: работапо созданию компьютерных презентаций, проектов, тестирование.
Формы промежуточной и итоговой аттестации -тестирование
4.Календарно-тематический план
Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1158 № п/п |
Раздел. Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
|
планируемая |
фактическая |
|||
ВВЕДЕНИЕ |
1 час |
|||
1. |
Знакомство с учебником-хрестоматией. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. |
1 |
||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО |
2ч |
|||
2. |
Русское народное поэтическое творчество. Лирические и хороводные песни. Исторические песни. Отражение жизни народа в частушках. Особенности художественной формы фольклорного произведения. |
1 |
||
3. |
Р/р Защита проекта «Русские народные песни», «Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». |
1 |
||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА |
3 часа |
|||
4 |
Житие как жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от нашествия врагов. |
1 |
||
5. |
В/ч «Житие Сергия Радонежского». Духовный подвиг святого Сергия. Р/р Устная характеристика князя Александра. |
1 |
||
6. |
Изображение действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд». |
1 |
||
|
Из русской литературы VIII века – 4 (Из них 2 на Р/р) |
|||
7. |
Д. И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин». Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Идейно-тематическое содержание произведения. Чтение и изучение комедии. Тема крепостного права и воспитания в произведении. |
1 |
||
8. |
Тема крепостного права и воспитания в комедии «Недоросль». Р/р Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект. |
1 |
||
9. |
Тема Отечества и тема нравов придворного дворянства в комедии «Недоросль». Р/р Подготовка к сочинению «Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?». |
1 |
||
10. |
Классицизм как литературное направление. Фонвизин и классицизм. Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». |
1 |
||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
29 часов |
|||
11. |
И. А. Крылов – поэт и мудрец. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства. |
1 |
||
12. |
К. Ф. Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака» — произведение русского гражданского романтизма. Историческая тема думы. |
1 |
||
13. |
Пушкин и история. «История пугачёвского бунта» (отрывки). «Капитанская дочка». История создания произведения. История Пу-гачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка А.С. Пушкина. |
1 |
||
14. |
Гринёв: жизненный путь героя. Формирование его характера в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. |
1 |
||
15. |
Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина, нравственная красота героини. |
1 |
||
16. |
Пугачёв и народное восстание в повести «Капитанская дочка». Р/р Подготовка к домашнему сочинению по повести. |
1 |
||
17. |
P/р Проект. Составление электронной презентации «Герои повести “ Капитанская дочка” и их прототипы». |
1 |
||
18. |
Стихи А. С. Пушкина: «19 октября» («тема дружества святого»), «Туча» (человек и природа), «Я помню чудное мгновенье» (любовная лирика). |
1 |
||
19. |
В/ч Философско-психологическая повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама». Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина. |
1 |
||
20. |
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» — романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. |
1 |
||
21. |
Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри – романтический герой. Начальное представление о романтизме. |
1 |
||
22. |
Р/р Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри». P/р. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Проект. |
1 |
||
23. |
Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова. Н. В. Гоголь О замысле, написании и постановке «Ревизора». Поворот русской драматургии к социальной теме. «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» (антикоррупционная тема). |
1 |
||
24. |
Анализ первого действия комедии «Ревизор». Разоблачение социальных и нравственных пороков чиновников. |
1 |
||
25. |
Растерянный Хлестаков и испуганный городничий. Анализ второго действия комедии «Ревизор». |
1 |
||
26. |
Хвастовство Хлестакова. Анализ третьего действия комедии «Ревизор». |
1 |
||
27. |
Дары города. Анализ четвёртого действия комедии «Ревизор». |
1 |
||
28. |
Лестница славы и позор городничего. Анализ пятого действия комедии «Ревизор». Элементы сюжета. Р/р Подготовка к сочинению по комедии. |
1 |
||
29.
|
Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. Образ «маленького» человека в литературе. |
1 |
||
30. |
В/ч Повесть Н. В. Гоголя «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем». |
1 |
||
31. |
Контрольная работа № 4 по произведениям Н.В. Гоголя. М. Е. Салтыков-Щедрин – писатель, редактор, издатель. «История одного города» — художественно- политическая сатира. «О корени происхождения глуповцев». Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» Пародия на официальные исторические сочинения. |
1 |
||
32. |
Н. С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. |
1 |
||
33. |
Л. Н. Толстой. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Автор и рассказчик в произведении. |
1 |
||
34. |
Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Р/р Подготовка к сочинению по рассказу «После бала». |
1 |
||
35. |
Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. А. С. Пушкин «Цветы последние милей», М. Ю. Лермонтов «Осень», Ф. И. Тютчев «Осенний вечер», А. А. Фет «Первый ландыш», А.Н Майков «Поле зыблется цветами». |
1 |
||
36. |
Р/р Выразительное чтение наизусть стихов о родной природе. Проект. Подбор музыки к исполняем ому стихотворению. |
1 |
||
37. |
А. П. Чехов: «Моё святое святых…». Трилогия. В/ч «Человек в футляре». «Футляр» страха перед жизнью и перед свободой выбора. Образы собеседников. |
1 |
||
38. |
В/ч «Крыжовник». «Футляр» примитивного благополучия. Развитие образов собеседников. |
1 |
||
39. |
«О любви»: «футляр» ложно понимаемого долга. Проблема отношений между мужчиной и женщиной. Любовь как проверка свободы человека ото лжи перед самим собой. Проблема свободы в трилогии. Р/р Подготовка к сочинению по рассказам А. П. Чехова. |
1 |
||
|
Из русской литературы XX века – 18(Из них 5 на Р/р, 3 на В/ч) |
18ч. |
||
40. |
И. А. Бунин. «Кавказ» — рассказ из цикла «Тёмные аллеи». |
1 |
||
41. |
А. И. Куприн: страницы биографии. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. |
1 |
||
42. |
Рр Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л.Н.Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна. |
1 |
||
43. |
А. А. Блок – выдающийся русский поэт-символист. Стихотворный цикл «На поле Куликовом». Символический смысл исторической темы. Стихотворение «Россия»: образ Родины как символ веры в будущее. Понятие стихотворного цикла. |
1 |
||
44. |
Р/р Выразительное чтение наизусть стихотворения А. А. Блока «Россия». С. А. Есенин – поэт-лирик. Поэма «Пугачёв». |
1 |
||
45. |
Р/р Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. |
1 |
||
46. |
И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем». |
1 |
||
47. |
М. А. Осоргин «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». Работа с понятиями метафоры и олицетворения. |
1 |
||
48. |
P/р Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Проект. |
1 |
||
49. |
Ироническое повествование в рассказах Тэффи «Жизнь и воротник». М.М.Зощенко «История болезни». |
1 |
||
50. |
А. Т. Твардовский: страницы биографии. Поэма «Василий Тёркин». Возникновение замысла. Главы «От автора», «На привале», «Переправа». |
1 |
||
51. |
Р/р Выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы «Василий Тёркин». «Василий Тёркин» — лироэпическая поэма. Главы «О войне», «О награде», «От автора». Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Р/р Подготовка к сочинению «Тёркин… Кто же он такой? |
1 |
||
52. |
В/ч А. Алексин «В тылу как в тылу». |
1 |
||
53. |
А. П. Платонов: страницы биографии. Рассказ «Возвращение». Рассказ «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. |
1 |
||
54. |
Лирическая и героическая песня в годы Великой Отечественной войны, её призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. |
1 |
||
55. |
«Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета. Уклад сибирской деревни довоенного времени. |
|||
56. |
В/ч Б. Л. Васильев. Рассказ «Экспонат №». Проблема истинного и ложного в рассказе. |
1 |
||
57. |
В/ч Д. Сабитова «Три твоих имени». |
|||
Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе – 3 (Из них 1 на Р/р). |
||||
58. |
Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе: И. Анненский, Д. Мережковский, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов. Анализ лирического стихотворения. |
1 |
||
59. |
Р/р Выразительное чтение наизусть стихотворений о природе. Поэты русского Зарубежья о Родине. Анализ лирического стихотворения |
|||
|
Из зарубежной литературы – 9(Из них 1 на В/ч) |
|||
60. |
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». |
1 |
||
61. |
В/ч «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Ромео и Джульетта – символы любви и жертвенности. |
1 |
||
62. |
Сонеты У. Шекспира. |
1 |
||
63. |
Ж.-Б. Мольер – французский актёр и драматург. Комедия «Мещанин во дворянстве». |
1 |
||
64. |
Комедия «Мещанин во дворянстве». Осуждение тех, кто пренебрежительно относится к своему происхождению, к традициям своего класса. |
|||
65. |
Дж. Свифт: страницы биографии. «Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера…» |
|||
66. |
«Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера…» Гнев и сатира автора. |
1 |
||
67. |
Вальтер Скотт – создатель жанра исторического романа. «Айвенго». |
|||
68. |
«Айвенго» — роман об английском Средневековье, роман о кровавой борьбе саксонских феодалов и крестьян с надменными норманнскими аристократами. |
1 |