X-PDF

Рабочая программа по литературе для 11 класса

Поделиться статьей

 

 

1.Пояснительная записка

Настоящаярабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании вРоссийской Федерации»№ 273-ФЗ от 29.12.2012,

— приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта среднегообщего образования

-примернойосновной образовательной программой   среднего    общего образования,  одобренной Федеральным учебно- методическим объединением  по общему образованию

 (протокол заседания от 08.04.2015 №15);

-примерной основной образовательной программой   среднего    общегообразования,    разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО второгопоколения, одобренной Федеральным учебно- методическим объединением  по общемуобразованию

 (протокол заседания от 28.06.2016 №216-з)

— Основнойобразовательной программой МБОУ Можарская средняя школа

-«Методическимирекомендациями по формированию учебного плана для образовательных организацийРязанской области, реализующих программы  начального, основного и  среднегообщего образования на 2020-2021 учебный год» от 16.04. 2021 № ОЩ12-3716

 

  Местоучебного предмета в учебном плане

 Всоответствии с учебным планом Школы рабочая программа рассчитана на 136 часов  (4 часа в неделю: 3 часа -обязательный компонент, 1 час- школьный компонент.)

 

Программаориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Б.А.Ланина   

 

№ п/п

Авторы

Название учебных и методических изданий

Выходные данные

1

Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова

Учебник. Литература, 11 класс (базовый и углубленный уровени)

М.: Вентана – Граф, 2016г.

2

Под ред. Б.А. Ланина

Программа по литературе. Базовый и углубленный уровни: 10—11 классы.

М.: Вентана-Граф, 2016

 

2.Содержаниеучебного предмета, курса

 

 Литературарубежа XIX—XX веков. Историко-литературный процесс в русской и мировойлитературе. Взаимосвязь и взаимовлияние тем, мотивов и образов.

Писатели-реалисты начала XX века

Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество.(Обзор.)

Стихотворения: «Вечер», «Последний шмель», «Одиночество»(возможен выбор трех других стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзииБунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений.Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классическойпоэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Темныеаллеи». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям врассказе «Господин из Сан- Франциско». Психологизм бунинской прозы иособенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя.Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе.Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа вхудожественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

 

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество.(Обзор.)

Повести «Гранатовый браслет», «Олеся». Трагизм любовной темы.Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпическогопроизведения (углубление представлений).

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль».Проблематика и особенности композиции рассказа. «На дне».Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовногоразобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительногоположения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» впьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительнойлжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга.Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драмакак жанр драматургии (начальные представления).

Модернизми поэтические течения. Серебряный век русской поэзии 

 Ситуация рубежавеков и связанные с ней ожидания культурных перемен. Появление новых течений врусской литературе. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Имажинизм. Темы дляобсуждения: Концепции и программные статьи И. Ф. Анненского «Чтотакое поэзия», В. Я. Брюсова «Ключи тайн», К. Д. Бальмонта«Элементарные слова о символической поэзии», Н. С. Гумилёва «Наследиесимволизма и акмеизм»; манифест футуристов «Пощёчина общественному вкусу».

Символизм«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К.Бальмонт, Ф. Сологуб. «Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русскихсимволистов. Истоки русского символизма.

   В. Я. Брюсов Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Сонет к форме», «Юномупоэту», «Грядущие гунны» Основные темы и мотивы поэзии Брюсова.Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте.

Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумныйуспех ранних книг К. Бальмонта: «Я мечтою ловил уходящие тени», «Камыши»,«Маленький султан», «Я не знаю мудрости», Я вольный ветер», «Я в этот мирпришел», «Альбатрос», «Безглагольность». Поэзия как выразительница «говорастихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта.

 А.Белый Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Раздумье», «Русь»,«Родине» Интуитивноепостижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России.Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

 

Александр Александрович Блок. Жизнь итворчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь,аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (изцикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведенияобязательны для изучения). «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Когда выстоите на моем пути…». (Возможен выбор других стихотворений.) Темы иобразы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Блок и символизм. Образы«страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. ТемаРодины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом».Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать».История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость,сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическоев поэме. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы еевыражения в поэме. Идейная позиция А. Блока (статья «Интеллигенция иреволюция») и её отражение в поэме «Двенадцать». Многозначностьфинала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XXвека.

Теория литературы. Лирический цикл(стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы еевыражения в произведении (развитие представлений).

 

Акмеизм Статья Н. Гумилева «Наследиесимволизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественныеистоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

 ОсипЭмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество(обзор).Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»,«За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый дослез…» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мыживем, под собою не чуя страны…». (Возможен выбор трех-четырех другихстихотворений.) Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз впоэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания встихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзииМандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико- интонационноемногообразие. Поэт и «век-волкодав».

Н.С. Гумилев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Волшебнаяскрипка», «Заблудившийся трамвай» Героизация действительности впоэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирическихсюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

 

Крестьянскаяпоэзия

Продолжениетрадиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А.Клюева, С. А. Есенина, П.Орешина

Н.А. Клюев Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья…», «Из подвалов, изтемных углов…» Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии.Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятиегородской цивилизации. Выражение национального русского самосознания.Религиозные мотивы.

Сергей Александрович Есенин. Жизнь итворчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять вкустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спитковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Ша-ганэ!..», «Не жалею, не зову,не плачу…», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведенияобязательны для изучения). «Я покинул родимый дом…», «Собаке Качалова»,«Клен ты мой опавший, клен заледенелый…». (Возможен выбор трех другихстихотворений.) Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея«узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии.Песенная основа его поэтики. Любовная тема в лирике Есенина. Есенин иимажинизм. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятиереволюционной ломки традиционного уклада русской деревни.

«Анна Снегина»: лирическое и эпическое впоэме. Своеобразие композиции и системы образов.

 Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия).Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическаяоснова литературного произведения (углубление понятия).

 

Футуризм.  Манифесты футуризма. Отрицаниелитературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизмпоэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.),кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга»(Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм.Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

И.Северянин Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Интродукция»,«Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),  «Двусмысленная слава» Эмоциональнаявзволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность егословотворчества.

В.В. Хлебников Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэобипелись губы…», «Еще раз, еще раз…» Слово в художественном мирепоэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

 

ВладимирВладимирович Маяковский. Жизнь и творчество.(Обзор.)

Стихотворения: «А вы могли бы?»,«Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное»,«Прозаседавшиеся». (указанные произведения являются обязательными дляизучения). «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмотоварищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».(Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.) Начало творческого пути: духбунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт иреволюция. Пафос революционного переустройства мира. Поэтическое новаторствоМаяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов,дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразиелюбовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского.Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчествапоэта-новатора.

  Теория литературы. Футуризм (развитиепредставлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитиепредставлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

 

Литературныйпроцесс после революции 1917 года.  Культурная ситуация: образованиедвух литературных процессов внутри единой русской литературы. Литературныеобъединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ,«Серапионовы братья» и др.). Бунин «Окаянные дни».Ремизов «Плачи». Мандельштам «Сумерки свободы». М.Горький «Несвоевременныемысли» (статья).

 Тема революции и Гражданской войны втворчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Мы» Е.И.Замятина, «Усомнившийся Макар», «Котлован» А.П. Платонова). Первая волнарусской эмиграции.

Проза. И.Э.Бабель Очеркжизни и творчества. Цикл рассказов «Конармия» (1-2 рассказа повыбору учителя).

А.А. Фадеев Очеркжизни и творчества (обзор). Роман «Разгром». Образы партизан.

Юмор исатира. Смех Зощенко.А. Аверченко. Теффи

Литература 20-30-х годов XX века. От литературных дискуссий – к политическим репрессиям. Созданиетеории социалистического реализма и образование Союза советских писателей.Первый съезд советских писателей и утверждение социалистического реализма какнаправления в советской литературе и как эстетической теории. (М.А. Шолохов«Тихий Дон», А.А. Фадеев «Разгром», В.В. Маяковский «Хорошо!», «Товарищу Нетте»).

 Теория литературы. Реализм исоциалистический реализм.

 

Е.И.Замятин Жизнь итворчество. (Обзор.)

Роман-антиутопия «Мы».«Мы» — роман-предупреждение. Всеобщее счастье и трагедия отдельногочеловека в «прозрачном» обществе. Благодетель – воплощение тоталитарнойвсепроникающей власти.

 

 

 

Литературный процесс 30-40-х годов XX века.  Репрессии против многих деятелейкультуры. Формирование литературы второй волны эмиграции. Постановление ожурналах «Звезда» и «Ленинград».

 

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Моим стихам, написаннымтак рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке…»), «Кто создан изкамня, кто создан 10из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанныепроизведения обязательны для изучения). Тема творчества, миссии поэта, значенияпоэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики.Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи(революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). ОбразыПушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве.

Теория литературы.Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы(углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

 

 АннаАндреевна Ахматова. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Песняпоследней встречи…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чемуодические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Янаучилась просто, мудро жить…», «Приморский сонет». (Возможен выбор двухдругих стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовскойлирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзииАхматовой. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирикеАхматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафослирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием».Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы впоэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическоезвучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанраи композиции поэмы.

Теориялитературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанрелитературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Алексей Николаевич Толстой(3 ч).

«Пётр 1» Тема русской истории в творчествеписателя. Образ Петра в романе. Проблема выдающейся личности и её роль в судьбестраны. Художественное своеобразие романа.

МихаилАлександрович Шолохов. Жизнь. Творчество.Личность. (Обзор.)

«ТихийДон» — роман-эпопея о всенародной трагедии.История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Героиэпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых.Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главногогероя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма вэпопее. Женские судьбы в романе. Шолохов как мастер психологического портрета.Утверждение высоких нравственных ценностей в романе.

Теориялитературы. Роман-эпопея (закрепление понятия).Художественное время и художественное пространство (углубление понятий).Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений)..

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Мастер и Маргарита».  История созданияромана. Своеобразие жанра и композиции. Многомерность историческогопространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданскойпозиции. Смысл финала романа.

Теория литературы.Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство влитературе.

 

ТемаВеликой Отечественной войны в литературе

Поэзия как самый оперативный жанр. ЛирикаА.Ахматовой, Б.Пастернака, Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова,А.ПрокофьеваК.Симонова, О.Бергольц, Д.Кедрина и др. Поэмы «Зоя» М.Алигер,«Февральский дневник» О.Бергольц, «Россия» А.Прокофьева и др. Глубочайшиенравственные конфликты, особое напряжение и противоборство характеров, чувствубеждений в трагической ситуации войны: драматургия К.Симонова, А.Корнейчука,Л.Леонова.

А. Т. Твардовский Жизнь и творчество(обзор).Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…»,«Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…» Стихотворения по выбору:«Дробится рваный цоколь монумента…», «О сущем», «В чем хочешь человечествовини…» Исповедальный характер лирики Твардовского.  Служение народукак ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского.

 «Лейтенантскаяпроза»: В. Кондратьев. «Сашка» ,В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»; К.Д.Воробьев «Убиты под Москвой», Ю.В. Бондарев «Горячий снег». (Обзор.)

 В.В.Быков. Очерк жизни и творчества. «Сотников». Человек на войне:стремление к самосохранению и патриотический подвиг. Выбор линии поведения:Сотников и Рыбак. Беда и вина Рыбака. Безымянный подвиг Сотникова.

 Литература 50—60-х годов. Литература «Оттепели». (Обзор.)

Возникновение«молодежной прозы»: новый герой, ищущий новые ориентиры жизни (А.Т. Гладилин«Хроника времен Виктора Подгурского», В.Н. Войнович «Хочу быть честным», В.П.Аксенов «Апельсины из Марокко»). Исключение Б.Л. Пастернака из Союзаписателей. Процессы над И.А. Бродским, А.А. Синявским и Ю.М. Даниэлем.

БорисЛеонидович Пастернак. Жизнь и творчество.(Обзор.)

                       Стихотворения:«Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мнехочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» , «Быть знаменитым некрасиво…».(Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчествеПастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Цикл«Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикойромана. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

                     Иосиф Александрович Бродский.Жизнь и судьба (обзор).

Стихотворения: «Стансы»,«На смерть Жукова», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя вклетку..», «Воротишься народину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») Своеобразие поэтического мышления и языкаБродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии.Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселенномпространстве». Традиции русской классической поэзии в творчестве И.Бродского.

Теориялитературы. Аллюзии и реминесценции.

«Лагерная»литература: А.И. Солженицын, В.Т. Шаламов, Ю.О.Домбровский, Е.С. Гинзбург. (Обзор.)

В. Т. Шаламов Жизнь итворчество (обзор). Историясоздания книги «Колымские рассказы». Два рассказа по выбору: «Последний замер», «Шоковая терапия», «На представку», «Сентенция». Своеобразие раскрытия“лагерной” темы. Характер повествования.

А. И. Солженицын Жизнь и творчество (обзор). Роман «Архипелаг Гулаг» (фрагменты).Отражение в романе трагического опыта русской истории. Развенчание тоталитарнойвласти сталинской эпохи. Повесть «Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблемарусского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теориялитературы. Прототип литературного героя(закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр(закрепление понятия). «Архипелаг ГУЛАГ»  (опыт художественногоисследования)» (главы из произведения).

Теориялитературы. Новелла (закрепление понятия).Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции иноваторство в художественной литературе (развитие представлений).

Драматургия в советской литературе  60-х годов Традиции иноваторство в драматургии 60-х годов. (Обзор.)

А. В. Вампилов (по выбору). Жизнь и творчество (обзор). Пьеса«Утиная охота».  Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе.Своеобразие ее композиции.Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическаяраздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

 

Поэзия 60-х годов.«Эстрадная лирика»: Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Б.Ахмадулина и др. Пафос новаторства и обновления. «Тихая лирика»: В. Соколов, А.Жигулин, Н. Рубцов, Г. Горбовский и др. Исповедальность, национальные истоки

 

Литературныйпроцесс 70-80-х годов. (Обзор.)  Борьба заосвобождение литературы от партийного руководства, за творческую свободухудожника. Появление маргинального героя: творчество В.М. Шукшина и«деревенская проза» (В.Г. Распутин, В.И. Белов, Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев).Высылка А.И. Солженицына за границу. Возникновение «самиздата». Формирование«Третьей волны» эмиграции. Жанровое многообразие и гуманистический пафослитературы русского зарубежья.

В.Г. Распутин. Повесть«Прощание с Матерой». Проблема связи поколений, ответственностиза сохранение родного края. Поэтизация русской деревни и ее жителей. «Малаяродина» в душе человека.

 

В. М. Шукшин.Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народногохарактера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе.Особенности повествовательной манеры Шукшина.

 

Литературныйпроцесс 1987-1993 годов Литературная ситуацияперестроечной эпохи. Возвращение «задержанной литературы». Осмысление русскойлитературы XX  века как единойхудожественно-эстетической целостности.

Творчествописателей второй половины XX века: Ю.В. Трифонова, В.С. Гроссмана, Ф.А.Абрамова, В.П. Астафьева, В.И. Белова, В.Л. Кондратьева, В.Ф. Тендрякова, А.В.Вампилова (4-5 произведений по выбору)/

 Творчествопоэтов второй половины XX века: Н.М. Рубцова, Е.А. Евтушенко, Б.А.Ахмадулиной, Ю.П. Кузнецова, А.А. Вознесенского, Р.Г. Гамзатова, Б.Ш. Окуджавы,В.С. Высоцкого (произведения 3-4 поэтов по выбору).

 Литературарубежа XX —  XXIвеков.  Постмодернизм в русской литературе: В.Сорокин, В. Пелевин, С. Гандлевский, Б. Акунин, В.Залотуха (по выбору).

3.Тематическоепланирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Содержание

Кол-во часов

Развитие речи

 

Введение. Литература рубежа XIX—XX веков.

1

 

 

Писатели-реалисты начала XX века

 

15

         1

Модернизм и поэтические течения. Серебряный век русской литературы

37

4

Литературный процесс после революции 1917 года. Литература 20-30-х годов XX века.

7

 

Литературные направления в 30-40-е годы

XX  века

         33

         3

Литература периода Великой Отечественной войны.

       6

        

Литература 60-70-х годов.

19

          

Обзор литературы последнего десятилетия.

15

 

 

Резервные уроки.

3

 

ИТОГО:

136

16

 

4.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Базовый уровень

Личностнымирезультатами освоения выпускниками средней школы программы по литературеявляются:

• умениеанализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлятьавторское отношение к изображённому, давать аргументированную интерпретацию иличностную оценку произведению;

 • умениеопределять нравственно-философскую и социально-историческую проблематикулитературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разныхпроизведений; привлекать литературно-критические материалы при анализехудожественного текста;

• умениесоотносить изученное произведение со временем его написания, с различнымилитературными направлениями, с основными фактами жизненного и творческого путиписателя;

• умениевыразительно читать произведения или фрагменты из них, в том числе наизусть;пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

 • умениесамостоятельно выполнять различные виды творческих устных и письменных работ,писать классные и домашние сочинения по изученным произведениям, а также нажизненно важные темы, связанные с курсом литературы.

Вклад изучениялитературы на базовом уровне в формирование метапредметных результатовосвоения основной образовательной программы состоит в:

 • овладениипонятийным аппаратом и научными методами познания в объёме, необходимом длядальнейшего образования и самообразования;

 • приобретениичитательского опыта и повышении читательской квалификации;

• умениипривлекать изученный материал и использовать различные источники информации длярешения учебных проблем, анализировать, систематизировать, критически оцениватьи интерпретировать информацию;

• приобретениикоммуникативных навыков, в готовности выслушать и понять другую точку зрения, вкорректности в общении, включая общение с помощью средств новых информационныхтехнологий, в приобретении опыта участия в дискуссиях, в умении строить речевоеи неречевое поведение в условиях межкультурного общения.

Предметныерезультаты проявляются в знаниях, умениях,компетентностях, характеризующих качество (уровень) овладения обучающимисясодержанием учебного предмета в:

 • способностиощущать и объяснять специфику литературы как вида творчества, пониманиикультурной ценности литературного творчества; понимании места литературы в рядудругих искусств;

• умениисопоставлять новые прочитанные произведения со своим читательским опытом,оценивать литературные и визуальные интерпретации известных сюжетов;

• приобретениичитательского опыта, приобщении к классическим образцам отечественной и мировойлитературы, образцам современной литературы в пределах основной образовательнойпрограммы среднего общего образования; чтении и понимании литературныхпроизведений разных жанров, созданных в различные эпохи;

 • восприятии,интерпретации и критической оценке прочитанного с учётом авторской позиции;смысловом и эстетическом анализе художественного текста; понимании иформулировании авторского замысла и авторской позиции; сопоставлении (с точкизрения авторского замысла и авторской позиции) одного произведения с другимипроизведениями того же автора или того же жанра; умении находить элементыхудожественной структуры литературного произведения и формировать целостноеэстетически осмысленное представление о прочитанном;

• способностиприменять полученные знания в речевой практике и при анализе художественныхтекстов; обоснованно и квалифицированно анализировать и оценивать литературныепроизведения в устной и письменной форме.

В результатеизучения литературы па базовом уровне ученик  11 класса должен:знать/понимать:

         образную природу словесного искусства;

         содержание изученных литературныхпроизведений;

         основные факты жизни и творчестваписателей-классиков Х1Х-ХХ вв.;

         основные закономерностиисторико-литературного процесса и черты  литературных на­правлений; основныетеоретико-литературные понятия;

уметь:

      воспроизводить содержание литературногопроизведения;

      анализировать  и   интерпретировать художественное   произведение,   используя  сведения по истории и теориилитературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система обра­зов,особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка,художественная деталь);

       анализировать эпизод (сцену) изученного произведения,объяснять его связь с проблематикой  произведения;

      соотносить художественную литературу с общественнойжизнью и культурой: раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческоесодержание изученных литературных произведе­ний; выявлять «сквозные» темы иключевые проблемы русской литературы; соотносить произве­дение с литературнымнаправлением эпохи;

      определять род и жанр произведения; сопоставлятьлитературные произведения;

      выявлять авторскую позицию;

                    выразительно читать изученные произведения (или ихфрагменты), соблюдая нормы лите­ратурного произношения; аргументированноформулировать свое отношение к прочитанному произведению;

      писать рецензии на прочитанные произведения исочинения разных жанров на литературные темы.

Использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневнойжизни:

         для создания связного текста (устного иписьменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;участия в диалоге или дискуссии;

         самостоятельного знакомства с явлениямихудожественной культуры и оценки их эстети­ческой значимости; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Программапредусматривает формирование  у учащихся общеучебных умений и навыков:

         поиск и выделение значимых функциональныхсвязей и отношений между частями

         целого, выявление  характерныхпричинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация;самостоятельное выполнение различных творческих работ;

         способность устно и письменно передаватьсодержание текста в сжатом пли развернутом виде; осознанное беглое чтение,проведение информационно-смыслового анализа текста, исполь­зование различныхвидов чтении (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.):

         владение монологической и диалогическойречью, умение перефразировать мысль, выбор выразительных средств языка изнаковых систем (текст, таблица, схема, аудио­визуальный ряд и др.) всоответствии с коммуникативной задачей;

         составление плана, тезисов, конспекта;

         подбор аргументов, формулирование выводов,отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

         использование для решения познавательных икоммуникативных задач различных источни­ков информации, включая энциклопедии,словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

         самостоятельная организация учебнойдеятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности,осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 

 

 

 

 

 

5.Календарно-тематическое планирование

 

№ урока

Тема  и элементы содержания урока

Примечание

1

Введение. Литература рубежа XIXXX веков.

Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории.

 

 

Писатели-реалисты начала XX века (15ч)

 

2

И.А. Бунин. Жизнь и творчество (обзор). Лирика И.А. Бунина. Её философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Песня».

 

3

«Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям.

 

4

Кризис цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

 

5

Тема любви в рассказах И.А. Бунина «Чистый понедельник», «Легкое дыхание». Своеобразие лирическое повествования в прозе писателя.

 

6

Тест «И.А. Бунин»

 

7

А.И. Куприн. Жизнь и творчество.

 

8

 Великая тайна любви. Повесть А.И.Куприна «Олеся». Анализ эпизодов.

 

9

Проблематика и поэтика повести «Гранатовый браслет»

 

10

Талант любви в повести «Гранатовый браслет»

 

11

Тест «А.И. Куприн».

 

12

Р/Р. Подготовка к сочинению по творчеству  И.Бунина и А.Куприна

 

13

М. Горький. Жизнь и творчество. Обзор

 

14

Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

 

15

«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького — драматурга.

 

16

Три правды в пьесе «На дне». Её социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы.

 

 

Модернизм и поэтические течения. Серебряный век русской поэзии ( 30ч)

 

17

Появление новых течений в русской литературе. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Имажинизм.

 

18

Русский символизм и его истоки. «Старшие символисты» и «младшие символисты»

 

19

    В. Я. Брюсов Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» Основные темы и мотивы поэзии Брюсова

 

20

К. Д. Бальмонт. Слово о поэте. « Поэзия как волшебство»

 

21

  А. Белый Жизнь и творчество (обзор). Путешествие за «золотым руном» А Белого

 

22

рр Чтение стихов

Представленная информация была полезной?
ДА
58.13%
НЕТ
41.87%
Проголосовало: 898

 

23-24

А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме».

 

25

Тема страшного мира в лирике А. Блока

 

26

Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы».

 

27

Поэма «Двенадцать». Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

 

28

Идейная позиция А. Блока (статья «Интеллигенция и революция») и её отражение в поэме «Двенадцать». Многозначность финала.

 

29

Тест «А.А. Блок»

 

30

Акмеизм. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

 

31-32

О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор)Основные мотивы лирики

 

33-34

Н. С. Гумилев Жизнь и творчество (обзор). Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

 

35

Творчество Н.А.Клюева, С.А. Клычкова, П.В.Орешина

 

36

 С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика.

 

37

Тема России в лирике С.А. Есенина.

 

38

Любовная тема в лирике С.А. Есенина. Художественный мир сборника «Персидские мотивы».

 

39

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни.

 

40

«Анна Снегина»: лирическое и эпическое в поэме. Своеобразие композиции и системы образов.

 

41

рр Анализ стихотворения

 

42

рр Чтение стихов

 

43

Футуризм.  Манифесты футуризма.

 

44

И. Северянин, В. В. Хлебников. Жизнь и творчество (обзор).

 

45-46

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха).

 

47

Своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

 

48

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии» «Сергею Есенину».

 

49-50

Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.

 

51

Тест«С.А. Есенин»,    «В.В. Маяковский»

 

52

рр Чтение стихов

 

53

Контрольная работа

 

 

Литературный процесс после революции 1917 года. Литература 20-30-х годов XX века.   (7ч)

 

54

Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года. Осмысление революции в дневниках, записках, публицистике, молитвах, «плачах».  (М.Горький «Несвоевременные мысли» (статья). Бунин «Окаянные дни». Ремизов «Плачи». Мандельштам «Сумерки свободы».)

 

55

И.Э.Бабель Очерк жизни и творчества. Цикл рассказов «Конармия»

 

56

Юмористическая проза 20-х годов(М. Зощенко,А. Аверченко,Теффи, И. Ильф и Е. Петров)

 

57

От литературных дискуссий – к политическим репрессиям. Создание теории социалистического реализма и образование Союза советских писателей.

 

58-59

А.А. Фадеев Очерк жизни и творчества (обзор). Роман «Разгром». Образы партизан.

 

60

Развитие жанра антиутопии в романах Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле », утверждение ценности человеческой «единицы ».

 

 

Литературный процесс 30-40-х годов XX века.(33ч)

 

61-62

Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве .Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».

 

63-64

Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Твардовского «По праву памяти» и роман М.Шолохова «Поднятая целина».

 

65-66

Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской и др.

 

67-68

М.И. Цветаева.Жизнь и ворчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.И. Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Попытка ревности» «Стихи к Пушкину», тема родины. «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля.

 

69

Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве.

 

70-71

А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руку под темной вуалью…»

 

72

Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Заплаканная осень, как вдова…», «Родная земля», «Приморский сонет»

 

73

Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

 

74

рр Анализ стихотворения

 

75

А. Н. Толстой. Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого.

 

76

Обзорное изучение романа А.Н.Толстого «Пётр I». Панорама русской жизни в романе.

 

77

Образ Петра в романе А.Н.Толстого «Пётр I».

 

78

М.А. Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы».

 

79

История создания романа «Тихий Дон». Жанр, стиль романа.

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.

 

80

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

 

81

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

 

82

Утверждение высоких нравственных ценностей в романе.

 

83

Тест «М.А. Шолохов»

 

84

РР Подготовка к домашнему сочинению по роману «Тихий Дон» М.А. Шолохова

 

85

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество.Обзор.

 

86

Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции. Анализ начальных глав романа.

 

87

Многомерность исторического пространства в романе. Система образов.

 

88

Поиск истины и проблема нравственного выбора. Понтий Пилат и Иешуа  Га-Ноцри в романе «Мастер и Маргарита»

 

89

Образы Мастера и Маргариты.

 

90

Герои и автор романа «Мастер и Маргарита». Любовь и творчество в романе

 

91

Проблема милосердия, всепрощения, справедливости в романе.

 

92

Тест по роману «Мастер и Маргарита»

 

93

РР Подготовка к домашнему сочинению по роману «Мастер и Маргарита»

 

 

Тема Великой Отечественной войны в литературе (6ч)

 

94

Поэзия как самый оперативный жанр. Лирика А.Ахматовой, Б.Пастернака, Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова, А.ПрокофьеваК.Симонова, О.Бергольц, Д.Кедрина и др.

 

95-96

Проза о войне. «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «В.Закруткин «Матерь Человеческая»

 

97

Лейтенантская проза. В. Кондратьев. «Сашка»В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»; К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой», Ю.В. Бондарев «Горячий снег». (Обзор.)

 

98

В.В. Быков. Очерк жизни и творчества. «Сотников». Человек на войне: стремление к самосохранению и патриотический подвиг. Выбор линии поведения: Сотников и Рыбак. Беда и вина Рыбака. Безымянный подвиг Сотникова.

 

99

А. Т. Твардовский Жизнь и творчество (обзор). Тема памяти в лирике Твардовского.

 

 

Литература 60-80х г ( 19ч)

 

100

 «Оттепель» 19531964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.

 

101

Б. Л.Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» , «Быть знаменитым некрасиво…». Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго»

 

102

  И. А. Бродский. Жизнь и судьба (обзор).

Стихотворения: «Стансы», «На смерть Жукова», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку..», «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского.

 

103

Возникновение «молодежной прозы». В.П. Аксёнов. «Апельсины из Марокко» Исключение Б.Л. Пастернака из Союза писателей. Процессы над И.А. Бродским, А.А. Синявским и Ю.М. Даниэлем

 

104

Лагерная литература. «Лагерная» литература: А.И. Солженицын, В.Т. Шаламов, Ю.О. Домбровский, Е.С. Гинзбург. (Обзор.)

 

105

В. Т. Шаламов Жизнь и творчество (обзор). История создания книги «Колымские рассказы». Два рассказа по выбору: «Последний замер», «Шоковая терапия», «На представку», «Сентенция».  Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

 

106

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество.

Повесть «Один день Ивана Денисовича»  Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

 

107

«Архипелаг ГУЛАГ»  (опыт художественного исследования)» (главы из произведения). Отражение в романе трагического опыта русской истории. Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи

 

108

Драматургия  в советской литературе  60-80-х годов Традиции и новаторство в драматургии 60-х годов. (Обзор.)

 

109

А. В. Вампилов (по выбору). Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Утиная охота».  Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

 

110

Деревенская проза. Ф.А. Абрамов. Повесть «Алька», «Поездка в прошлое». Проза В. И. Белова.

 

111

 В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыба».

 

112

В. М. Шукшин.Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина

 

113-114

В.Г. Распутин. Повести «Прощание с Матерой», «Пожар», «Живи и помни». Понятие «экология души человеческой».

 

115

Поэзия 60-80-х годов .«Эстрадная лирика»: Е. Евтушенко, Р. Рождественский. А. Вознесенский, Б. Ахмадулина и др. Пафос новаторства и обновления

 

116

«Тихая лирика»:  В. Соколов, А. Жигулин,  Г. Горбовский и др. Исповедальность, национальные истоки Н.М. Рубцов. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие.

 

117

Авторская песня как песенный монотеатр 7080-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.

 

118

Борьба за освобождение литературы от партийного руководства, за творческую свободу художника. Высылка А.И. Солженицына за границу. Возникновение «самиздата». Формирование «Третьей волны» эмиграции

 

 

Литературный процесс последних десятилетий (15ч)

 

119-120

Литературная ситуация эпохи «перестройки и гласности». Творчество В Аксенова, А. Рыбакова , В Войновича и др.

 

121-122

Современная проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носова,Ю. Бондарева, П. Проскурина, Ю. Полякова и др.

 

123-124

Новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова. «Людочка» В. Астафьева и «Нежданно-негаданно» В. Распутина как рассказы-предостережения, «пробы» из мутного потока времени.

 

125-126

«Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др. Противоречивость, многосоставность романа В. Астафьева «Прокляты и убиты».

 

127-128

Эволюция прозы и поэзии с модернистской и постмодернистской доминантой. Русский постмодернизм. А.Г.Битов, В.В.Ерофеев, В.Г.Сорокин, В.Пелевин, Б.Акунин и др.

 

129

Поэзия рубежа XX – начала XXI века.

 

130

Метареализм: И. Жданов, А. Ерёменко, О. Седакова

 

131-132

Контрольная работа за курс 11 класса (тест)

 

133

Заключительный урок. Нравственные уроки русской литературы XX – начала  XXI вв

 

134-136

Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ

 

 

 

 

 

VII.Методическое  обеспечение

 

1. Программа по литературе. Базовый и углубленныйуровни: 10—11 классы. Авторы: Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова,В. М. Шамчикова ; под ред. Б. А. Ланина. — М.:Вентана-Граф, 2017.

2.  Учебник «Литература. 11  класс» для учащихся общеобразовательныхучреждений в двух частях (базовый и углубленный уровени), авторы-составители:Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова, под ред. Б. А. Ланина.  Учебникрекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва,издательский центр «Вентана- Граф», 2016 г.

Программа соответствуют Федеральному государственномуобразовательномустандартусреднего общего образования и Примерной основной образовательнойпрограмма среднего общего образования. Учебник включен в Федеральный перечень.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.13%
НЕТ
41.87%
Проголосовало: 898

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет