Литературное чтение
Пояснительнаязаписка
Рабочая программа по учебному предметуЛитературное чтение разработана на основе:
· ФедеральногоЗакона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерстваобразования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее — ФГОСначального общего образования);
· Порядка организации и осуществленияобразовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднегообщего образования, утвержденного приказом Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
· Концепцией духовно-нравственного развитияи воспитания гражданина России;
· Санитарно-эпидемиологическими требованиямик организации воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжиС.П.2.4.36-48-20, утверждённые постановлением Главного государственногосанитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 (действуют с 01.01.2021, срок действияограничен 01.01.2027);
· на основе;
программывоспитания, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общемуобразованию от 2 июня 2020 года № 2/20
· ООПНОО МБОУ СОШ с. Калинка
· наоснове авторской программы «Литературное чтение» авторов Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской
Целии задачи курса
Изучение курса литературногочтения в начальной школе с русским (родным)
языком обучения направлено на достижение следующихцелей:
· овладениеосознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком всистеме образования младших школьников; формирование читательского кругозора иприобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствованиевсех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видамиинформации;
· развитиехудожественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональнойотзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетическогоотношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы сучебными и научно-познавательными текстами; — воспитание интереса к чтению икниге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формированиепредставлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуренародов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучениялитературному чтению в начальной школе является формирование читательскойкомпетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя,способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяетсявладением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанногопроизведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностьдуховной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Таким образом, курслитературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
· освоениеобщекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтениюи книге;
· овладениеречевой, письменной и коммуникативной культурой;
· воспитаниеэстетического отношения к действительности, отраженной в художественнойлитературе;
· формированиенравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; пониманиедуховной сущности произведений.
Местопредмета в учебном плане
Рабочаяпрограмма по литературному чтению рассчитана на 136 ч. в год.
2. Содержаниеучебного предмета
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 классасразу после обучения грамоте.
Раздел «Кругдетского чтения» включаетпроизведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведенияклассиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей Россиии других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает всеосновные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматическиепроизведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книгипополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношениидруг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащаетсясоциально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьниковчитательскую самостоятельность. Программа предусматривает знакомство с книгойкак источником различного вида информации и формирование библиографическихумений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательскойдеятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разнымивидами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, насовершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навыкчтения.
Навыкчтения. На протяжения четырёх летобучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоениецелостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания(чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединенияслов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенновводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиесяпостепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного,орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваиваютразные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используютих в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётсяцеленаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщатьи выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить)проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения восприниматьна слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевоговысказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению,высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулыречевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство сособенностями национального этикета и общения людей проводится на основелитературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуетсямонологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную темуили проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарныйзапас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного илиуслышанного произведения.
Особоеместо в программе отводится работе с текстом художественногопроизведения. На уроках литературного чтения совершенствуетсяпредставление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиесясравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты,учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью),овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части,озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительнойинформации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика.Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основноймысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературныхпроизведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорныхжанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства(«живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичностьи музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигаетсяхудожественный образ (без термина). Сравнивая художественный инаучно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не простопознавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства.Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средствосоздания словесно-художественного образа, через который автор выражает своимысли и чувства.
Анализобразных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяетдетям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринятьгероя произведения и сопереживать ему.
Детиосваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (сиспользованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передачаосновных мыслей).
На основечтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер иречь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя,соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанногопроизведения.
Раздел«Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способыдеятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественноепроизведение и проявлять собственные творческие способности. При работе схудожественным текстом (со словом) используется жизненный,конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления,возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесныеобразы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечиваетполноценное восприятие литературного произведения, формированиенравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбираютпроизведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования,инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников.Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развиваетсяинтерес к литературному творчеству писателей, создателей произведенийсловесного искусства.
Курс призван продолжитьобучение чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслитьобразность словесного искусства, посредством которой художественноепроизведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературноечтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтениюхудожественных произведений.
Литературноечтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка влитературу. От качественного обучения в это период во многом зависитполноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивночувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшемпотребности в систематическом чтении произведений подлинно художественнойлитературы.
Курслитературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курсалитературы средней общеобразовательной школы.
Важнойособенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит спозиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигатьогромный мир литературы. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образомобыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя ипоэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как ухудожника, и звуки, как у композитора — музыканта.
Методическиеподходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения,помогают избежать односторонности в изучении литературного произведения,возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационнаясторона текста. Внимание юного читателя должно быть обращено насловесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора кгероям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Программа предполагаеттакое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которыестроятся на основе ведущих принципов: художественно — эстетического,литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетическийпринцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в кругчтения школьников вошли преимущественно художественные тексты. Этот принциппредполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принципреализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый планхудожественный образ. Этот принцип находит своё выражение и в том, чтопрограмма охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы,басни, драматические произведения.
Курс литературного чтения непредполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо умладших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненныхнаблюдений и обобщений.
Коммуникативно-речевойпринцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование иразвитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитиинавыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения дочтения про себя. Развитие навыка чтения на втором году обучения предполагаетпостепенное введение чтения про себя. Кроме навыка чтения и речеведческихумений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый иполный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приёмами выразительногочтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении,разбирая произведения, они обучаются переносу приёмов выразительногоустно-речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно-речевой принцип нацеленна проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей списателем и героями его произведений.
При обучении детейчтению их знания пополняются элементарными понятиями литературоведческогохарактера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемогопроизведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка,прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления обизобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре,сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Литература относится кнаиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведенийкоторого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большеенаслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления,которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятиялитературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытоми умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
Основными формами организацииобразовательного процесса политературному являются:
— традиционный урок;
— урок в нетрадиционной форме(урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика,урок-конференция, урок-викторина и др.)
— экскурсия;
— другие.
3. Планируемые результаты по курсу «Литературноечтение»
Личностные
понимать,что отношение к Родине начинается с отношении к семье, находить подтверждениеэтому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
сгордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов,рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них,передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
самостоятельнонаходить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственныевысказывания и произведения о Родине.
Обучающиесяполучат возможность научиться:
понимать,что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине,находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанныхпроизведений;
собиратьматериал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины,местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию дослушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал,уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
составлятьсборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведениясобственного сочинения;
приниматьучастие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников,поэтов и музыкантов».
Метапредметные
РегулятивныеУУД
Обучающиесянаучатся:
формулироватьучебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять напротяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданнойзадачей;
читать всоответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительнонаизусть и пр.);
составлятьплан работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагатьсовместно с группой (парой) план изучения темы урока;
выбиратьвместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместнос группой (в паре) критерии оценивания результатов;
оцениватьсвои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработаннымкритериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов ипр.);
определятьграницы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы ужезнаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
фиксироватьпо ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своейработой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
анализироватьпричины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−»,«?»);
фиксироватьпричины неудач в устной форме в группе или паре;
предлагатьварианты устранения причин неудач на уроке;
осознаватьсмысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими вслучае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Обучающиесяполучат возможность научиться:
формулироватьучебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
формулироватьсвои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебнымипотребностями и интересами;
читать всоответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений,выразительно, выборочно и пр.);
осмысливатьколлективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группойсверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно,альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своегоплана работы;
приниматьзамечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
выбиратьнаиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темыурока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать ихвыполнение;
оцениватьсвою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбраннымиформами оценивания;
определятьграницы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаюпо данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
фиксироватьпо ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своейработой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системыбаллов);
анализироватьпричины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−»,«?», накопительной системы баллов);
фиксироватьиндивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или впособии «Портфель достижений»;
записыватьварианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по ихустранению;
предлагатьсвои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели изсобственного опыта, делиться со сверстниками.
ПознавательныеУУД
Обучающиесянаучатся:
определятьинформацию на основе различных художественных объектов, например, литературногопроизведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы,схемы и т. д.;
анализироватьлитературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлятьосновную мысль произведения;
сравниватьмотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлятьособенности их поведения в зависимости от мотива;
находить влитературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческихработах;
самостоятельноопределять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
пониматьсмысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великихклассиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
проявлятьиндивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольшихстихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании ивыполнении проектных заданий;
предлагатьвариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок иценностей;
определятьосновную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образныхслов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героямпроизведения;
создаватьвысказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8предложений;
сравниватьсказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находитьсходства и различия;
соотноситьлитературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкальногопроизведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к текступроизведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальныхпроизведений.
Обучающиесяполучат возможность научиться:
находитьнеобходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксироватьполученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализироватьлитературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлятьосновную мысль произведения, обсуждать ее в парной и групповой работе;
находить влитературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их всвоих творческих работах;
сравниватьлетопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказкуи фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
сравниватьлитературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом,диафильмом или мультфильмом;
находитьпословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока илидавать название выставке книг;
сравниватьмотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлятьособенности их поведения в зависимости от мотива;
создаватьвысказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10предложений;
пониматьсмысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов истихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова,Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлятьиндивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольшихстихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнениипроектных заданий;
предлагатьвариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок иценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, егомотивы и замысел автора;
определятьосновную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития,сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения),осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения,выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
КоммуникативныеУУД
Обучающиесянаучатся:
высказыватьсвою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанноепроизведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
пониматьцель своего высказывания;
пользоватьсяэлементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
участвоватьв диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственнойпроблемы;
создавать3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устноговысказывания;
проявлятьтерпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагатькомпромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
объяснятьсверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбиратьаргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
опиратьсяна собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
формулироватьцель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе,соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
определятьв группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания(упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы повыработанным критериям;
определятькритерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основенравственных норм;
руководствоватьсявыработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственногоповедения;
объяснятьпричины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейсяситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
находитьнужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари,справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналыи газеты);
готовитьнебольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только вслучае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но иизображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
озвучиватьпрезентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Обучающиесяполучат возможность научиться:
высказыватьсвою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлятьактивность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулироватьцель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бысказать…», «Мне хотелось бы уточнить…», «Мне хотелось бы объяснить,привести пример…» и пр.;
пользоватьсяэлементарными приемами убеждения, приемами воздействия на эмоциональную сферуслушателей;
участвоватьв полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные иоригинальные, по прочитанному произведению;
создавать5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устноговысказывания;
способствоватьсозданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
демонстрироватьобразец правильного ведения диалога (полилога);
предлагатьспособы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
определятьцитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразыи целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
использоватьнайденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях ирассуждениях;
отвечатьписьменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанномупроизведению;
определятьсовместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределятьфункции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, приподготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческихзаданий;
определятьсамостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания(упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оцениватьсвое поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятыхв обществе;
искатьпричины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельноразрешать конфликтные ситуации;
обращатьсяк перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожиеконфликтные ситуации;
находить вбиблиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешенияконфликтных ситуаций;
находитьразличные источники информации, отбирать из них нужный материал,перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;представлять информацию разными способами;
самостоятельноготовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только вслучае серьезных затруднений;
использоватьв презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучиватьпрезентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и планвыступления.
Предметные
Видыречевой и читательской деятельности
Обучающиесянаучатся:
читатьвслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение кпрочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы междупредложениями и частями текста;
осознанновыбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) взависимости от цели чтения;
пониматьсмысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы,осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания осамых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблятьпословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать,как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждатьо категориях добро и зло, красиво и некрасиво,употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочныхвысказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
пользоватьсяэлементарными приемами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор,название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение пообразцу;
самостоятельночитать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысльпроизведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого герояпроизведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задаватьвопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находитьэпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждениясобственного мнения;
делитьтекст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь насоставленный под руководством учителя план;
находитькниги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской,виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппараткниги, ее элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах,участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
пользоватьсятематическим каталогом в школьной библиотеке.
Обучающиесяполучат возможность научиться:
пониматьзначимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого,Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
выбиратьпри выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы,особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, баснячитается с сатирическими нотками и пр.);
читатьвслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова впредложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию игероям произведения;
пользоватьсяэлементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления;осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные иэстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения впоэтическом
тексте,понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
участвоватьв дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанныхпроизведений, доказывая свою точку зрения;
формулироватьодин вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды изразных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение опроблеме;
делитьтекст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно планпересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить впроизведениях средства художественной выразительности;
готовитьпроекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках;пользоваться, алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
пересказыватьсодержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь насамостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательностьи точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст;пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего видагероя, обстановки) или рассуждения.
Творческаядеятельность
Обучающиесянаучатся:
сочинятьсамостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества всоответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писатьнебольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человекапо пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;
пересказыватьсодержание произведения от автора, от лица героя;
сказыватьрусские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности,осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Обучающиесяполучат возможность научиться:
составлятьрассказы об особенностях национальных праздников и традиции на основепрочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбиратьматериалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известныхписателей, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся,осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника(«Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православныепраздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсахчтецов, литературных праздниках, посвященных великим русским поэтам;участвовать в читательских конференциях.
писатьотзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческаяпропедевтика
Обучающиесянаучатся:
пониматьособенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определятьгероев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своимисловами; соотносить с пословицами и поговорками;
понимать,позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательстваэтому в тексте;
осмысливатьспецифику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирическогостихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательствасходства и различия;
находить впроизведении средства художественной выразительности.
Обучающиесяполучат возможность научиться:
сравнивать,сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя рядлитературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структуратекста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение,олицетворение, метафора);
определятьпозиции героев и позицию автора художественного текста;
создаватьпрозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста,используя средства художественной выразительности.
ОСНОВНЫЕТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
К КОНЦУ 3КЛАССА
Врезультате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети научатся:
· осознаватьзначимость чтения для дальнейшего обучения. Понимать цель обучения(удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поискфактов и суждений, аргументаций, иной информации);
· осознанновоспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержаниеразличных видов текстов, выявлять их специфику (художественный,научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героевпроизведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определятьпоследовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанномуучебному, научно-популярному и художественному тексту;
· оформлятьсвою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема(повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, попредложенной теме или отвечая на вопрос;
· вестидиалог в различных учебных и бытовых ситуациях обобщения, соблюдая правиларечевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждениипрослушанного/прочитанного произведения;
· работатьсо словом (распознавать прямое и переносное значение слова, егомногозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
· читать(вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смыслпрочитанного;
· читатьосознанно и выразительно доступные по объему произведения;
· ориентироватьсяв нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственныминормами;
· ориентироватьсяв специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученнуюинформацию в практической деятельности;
· использоватьпростейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственныесвязи и определять главную мысль произведения; делить текс на части,озаглавливать их; составлять простой план; находить простые средствавыразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять отношениеавтора к герою, событию;
· использоватьразличные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся вразных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные втексе напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержаниемтекста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст,опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру,язык;
· передаватьсодержание прочитанного или прослушанного с учетом спецификинаучно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержаниетекста в виде пересказа (полного или выборочного);
· коллективнообсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст илисобственный опыт;
· ориентироватьсяв книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторскойкниги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотекепо заданной тематике, по собственному желанию;
· составлятькраткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) налитературное произведение по заданному образцу;
· самостоятельнопользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями исправочной литературой.
Врезультате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» детиполучат возможность научиться:
· восприниматьхудожественную литературу как вид искусства;
· осмысливатьэстетические и нравственные ценности художественного текста и высказыватьсобственное суждение;
· осознанновыбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) взависимости от цели чтения;
· определятьавторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
· доказыватьи подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
· напрактическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование –создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание– характеристика героя);
· писатьотзыв о прочитанной книге;
· работатьс тематическим каталогом;
· работатьс детской периодикой.
Врезультате работы по разделу «Творческая деятельность» дети научатся:
· читатьпо ролям литературное произведение;
· использоватьразличные способы работы с деформированным текстом (устанавливатьпричинно-следственные связи, последовательность событий; дать характеристикугероя; составлять текст на основе плана);
· создаватьсобственный текст на основе художественного произведения, репродукции картинхудожников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Врезультате работы по разделу «Творческая деятельность» дети получат возможностьнаучиться:
· творческипересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
· создаватьиллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
· работатьв группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
· способамнаписания изложения
Врезультате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети научатся:
· сравнивать,сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-трисущественных признака;
· отличатьпрозаический текст от поэтического;
· распознаватьособенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)
Врезультате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети получатвозможность научиться:
· сравнивать,сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя рядлитературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структуратекста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение,олицетворение, метафора);
· определятьпозиции героев и автора художественного текста;
· создаватьпрозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста,используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Врезультате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать:
· наизустьне менее 15 стихотворений;
· названия,основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
· элементыкниги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
уметь:
· повышатьи понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
· соблюдатьпаузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
· определятьтему и главную мысль произведения;
· воспроизводитьсодержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
· подробнопересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
· отвечатьна вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающиеустное высказывание;
· раскрыватьсодержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа,находить в тексте слова соответствующие им;
· делитьтекст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
· сопоставлятьслова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте:различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов ивыражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
· ориентироватьсяв учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужногопроизведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебныхкнигах;
· читатьстихотворные произведения наизусть (по выбору);
· различатьжанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказкинародные и литературные;
· приводитьпримеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
· овладетьнавыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами притемпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.
Использоватьприобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
· самостоятельногочтения книг;
· высказыванияоценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
· самостоятельноговыбора и определения содержания книги по её элементам;
· работыс различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе наэлектронных носителях).
4. Связьс рабочей программой воспитания
Реализация школьными педагогамивоспитательного потенциала урока предполагает следующее:
· установлениедоверительных отношений между учителем и его учениками, способствующихпозитивному восприятию учащимися требований и просьбучителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,активизации их познавательной деятельности;
· побуждениешкольников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общениясо старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
· привлечениевнимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на урокахявлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимойинформацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своегок ней отношения;
· использованиевоспитательныхвозможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеровответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия идобросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задачдля решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
· применениена уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательнуюмотивацию школьников; дидактического театра, где полученныена уроке знания обыгрываются в театральныхпостановках; дискуссий, которые дают учащимся возможностьприобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работыили работы в парах, которые учат школьников командной работе ивзаимодействию с другими детьми;
· включениев урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей кполучению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогаютустановлению доброжелательной атмосферы вовремя урока;
· организацияшефства мотивированных и эрудированных учащихся над ихнеуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
· инициированиеи поддержка исследовательской деятельности школьниковв рамках реализации ими индивидуальных игрупповых исследовательских проектов, что дастшкольникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретическойпроблемы, навык генерирования и оформлениясобственных идей, навык уважительного отношения к чужимидеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичноговыступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
4. Тематическое планирование
№ п/п |
Тема раздела |
Количество часов |
ЦОР ЭОР |
1 |
Устное народное творчество |
15 |
skysmart.ru http://school—collektion.edu/ru
|
2 |
Поэтическая тетрадь 1 |
11 |
yaklass.ru |
3 |
Великие русские писатели |
26 |
resh.ru |
4 |
Поэтическая тетрадь 2 |
5 |
http://school-collektion.edu/ru
|
5 |
Литературные сказки |
9 |
|
6 |
Были-небылицы |
10 |
|
7 |
Поэтическая тетрадь 1 |
6 |
|
8 |
Люби живое |
16 |
yaklass.ru |
9 |
Поэтическая тетрадь 2 |
8 |
uchi.ru |
10 |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок |
11 |
yaklass.ru |
11 |
По страницам детских журналов |
8 |
uchi.ru |
12 |
Зарубежная литература |
8 |
|
|
Контрольные работы |
3 |
|
|
Итого |
134 |
6. Календарно — тематическоепланирование
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата урока |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
1 |
Что уже знаем и умеем. |
1 |
|
|
|
2 |
В мире книг. |
1 |
|
|
|
3 |
Русские народные песни. |
1 |
|
|
|
4 |
Русские народные песни. |
1 |
|
|
|
5 |
Докучные сказки. |
1 |
|
|
|
6 |
Докучные сказки. |
1 |
|
|
|
7 |
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
1 |
|
|
|
8 |
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
1 |
|
|
|
9 |
Входная контрольная работа |
1 |
|
|
|
10 |
Сказка «Иван-царевич и Серый волк». |
1 |
|
|
|
11 |
Сказка «Иван-царевич и Серый волк». |
1 |
|
|
|
12 |
Сказка «Иван-царевич и Серый волк». |
1 |
|
|
|
13 |
Сказка «Сивка-бурка». |
1 |
|
|
|
14 |
Сказка «Сивка-бурка». |
1 |
|
|
|
15 |
Сказка «Сивка-бурка». |
1 |
|
|
|
16 |
Поговорим о самом главном. РК Книги дальневосточных авторов |
1 |
|
|
|
17 |
Проверим себя и оценим свои достижения. Проект «Сочиняем волшебную сказку» |
1 |
|
|
|
18 |
Ф. Тютчев «Листья». |
1 |
|
|
|
19 |
Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья» |
1 |
|
|
|
20 |
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» |
1 |
|
|
|
21 |
И Никитин Встреча зимы |
1 |
|
|
|
22 |
И. Суриков «Детство» |
1 |
|
|
|
23 |
И. Суриков «Зима». |
1 |
|
|
|
24 |
Н Некрасов «Не ветер бушует над бором» |
1 |
|
|
|
25 |
Н Некрасов «Не ветер бушует над бором» |
1 |
|
|
|
26 |
Оценим себя и проверим свои достижения |
1 |
|
|
|
27 |
А. Пушкин. Подготовка сообщений Что интересного я узнал о жизни Пушкина |
1 |
|
|
|
28 |
А.С. Пушкин Отрывки из романов «Евгений Онегин». |
1 |
|
|
|
29 |
А.С. Пушкин. Отрывки из романов «Евгений Онегин». |
1 |
|
|
|
30 |
А.С. Пушкин. «Зимнее утро» |
1 |
|
|
|
31 |
А.С. Пушкин. «Зимний вечер» |
1 |
|
|
|
32 |
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» |
1 |
|
|
|
33 |
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» |
1 |
|
|
|
34 |
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» |
1 |
|
|
|
35 |
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» |
1 |
|
|
|
36 |
И.А. Крылов – великий баснописец. Басня как жанр литературы. |
1 |
|
|
|
37 |
И.А. Крылов. Басня «Мартышка и очки». |
1 Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157 |
|
|
|
38 |
И.А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица». |
1 |
|
|
|
39 |
Басни И.А. Крылова: подготовка к театрализации басен. РК Книги дальневосточных авторов |
1 |
|
|
|
40 |
Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский поэт. |
1 |
|
|
|
41 |
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком» , «Утёс». |
1 |
|
|
|
42 |
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком» , «Утёс». |
1 |
|
|
|
43 |
Л.Н. Толстой – великий русский писатель. Детство Л.Н. Толстого. |
1 |
|
|
|
44 |
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» |
1 |
|
|
|
45 |
Л.Н. Толстой «Акула». |
1 |
|
|
|
46 |
Л.Н. Толстой «Акула». |
1 |
|
|
|
47 |
Л.Н. Толстой «Прыжок». |
1 |
|
|
|
48 |
Л.Н. Толстой «Прыжок». Обучение пересказу: подробному и выборочному. |
1 |
|
|
|
49 |
Проверим себя и оценим свои достижения |
1 |
|
|
|
50 |
Внеклассное чтение. Произведения русских писателей. РК Книги дальневосточных авторов |
1 |
|
|
|
51 |
Контрольная работа за 1 полугодие |
1 |
|
|
|
52 |
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». |
1 |
|
|
|
53 |
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». |
1 |
|
|
|
54 |
В. Одоевский «Мороз Иванович» |
1 |
|
|
|
55 |
В. Одоевский «Мороз Иванович» |
1 |
|
|
|
56 |
В. Одоевский «Мороз Иванович» |
1 |
|
|
|
57 |
В. Гаршин. «Лягушка-путешественница» |
1 |
|
|
|
58 |
В. Гаршин. «Лягушка-путешественница» |
1 |
|
|
|
59 |
В. Гаршин. «Лягушка-путешественница» |
1 |
|
|
|
60 |
Проект «В мире книг» |
1 |
|
|
|
61 |
Внеклассное чтение. Чтение литературных сказок. |
1 |
|
|
|
62 |
Внеклассное чтение. Чтение литературных сказок. |
1 |
|
|
|
63 |
Внеклассное чтение. Чтение литературных сказок. |
1 |
|
|
|
64 |
Проверим себя и оценим свои достижения РК Книги дальневосточных авторов |
1 |
|
|
|
65 |
М. Горький «Случай с Евсейкой» |
1 |
|
|
|
66 |
М. Горький «Случай с Евсейкой» |
1 |
|
|
|
67 |
М. Горький «Случай с Евсейкой» |
1 |
|
|
|
68 |
К. Паустовский «Растрёпанный воробей». |
1 |
|
|
|
69 |
К. Паустовский «Растрёпанный воробей». |
1 |
|
|
|
70 |
К. Паустовский «Растрёпанный воробей». |
1 |
|
|
|
71 |
Развитие речи: обучение краткому пересказу. |
1 |
|
|
|
72 |
Что побеждает? притча |
1 |
|
|
|
73 |
А. Куприн «Слон» |
1 |
|
|
|
74 |
А. Куприн «Слон» |
1 |
|
|
|
75 |
А. Куприн «Слон» |
1 |
|
|
|
76 |
А. Куприн «Слон» |
1 |
|
|
|
77 |
Проверим себя и оценим свои достижения |
1 |
|
|
|
78 |
С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» |
1 |
|
|
|
79 |
С. Чёрный «Воробей», «Слон». |
1 |
|
|
|
80 |
А. Блок «Сны», «Ворона» РК Книги дальневосточных авторов |
1 |
|
|
|
81 |
М. Пришвин «Моя Родина». |
1 |
|
|
|
82 |
С. Есенин «Черёмуха». |
1 |
|
|
|
83 |
Проверим и оценим свои достижения |
1 |
|
|
|
84 |
И. Соколов-Микитов «Листопадничек» |
1 |
|
|
|
85 |
И. Соколов-Микитов «Листопадничек» |
1 |
|
|
|
86 |
В. Белов «Малька провинилась» |
1 |
|
|
|
87 |
В. Белов «Ещё про Мальку» |
1 |
|
|
|
88 |
В. Драгунский «Он живой и светится…» |
1 |
|
|
|
89 |
В. Драгунский «Он живой и светится…» |
1 |
|
|
|
90 |
В. Астафьев «Капалуха» |
1 |
|
|
|
91 |
В. Астафьев «Капалуха» |
1 |
|
|
|
92 |
Б. Житков «Про обезьянку» |
1 |
|
|
|
93 |
Б. Житков «Про обезьянку» |
1 |
|
|
|
94 |
Б. Житков «Про обезьянку» |
1 |
|
|
|
95 |
Б. Житков «Про обезьянку» |
1 |
|
|
|
96 |
Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
|
|
|
97 |
С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной» |
1 |
|
|
|
98 |
А. Барто «Разлука», «В театре» |
1 |
|
|
|
99 |
С. Михалков «Если» |
1 |
|
|
|
100 |
Проект В мире детской поэзии |
1 |
|
|
|
101 |
Проект В мире детской поэзии защита РК Книги дальневосточных авторов |
1 |
|
|
|
102 |
М. Дружинина Мамочка-мамуля Т. Бокова Родина… |
1 |
|
|
|
103 |
Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок» |
1 |
|
|
|
104 |
Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» |
1 |
|
|
|
105 |
М. Зощенко «Золотые слова» |
1 |
|
|
|
106 |
М. Зощенко «Золотые слова» |
1 |
|
|
|
107 |
М. Зощенко «Великие путешественники» |
1 |
|
|
|
108 |
М. Зощенко «Великие путешественники» |
1 |
|
|
|
109 |
М. Зощенко «Великие путешественники»
|
1 |
|
|
|
110 |
Внеклассное чтение РК Книги дальневосточных авторов |
1 |
|
|
|
111 |
А. Платонов «Цветок на земле» |
1 |
|
|
|
112 |
А. Платонов «Ещё мама». |
1 |
|
|
|
113 |
А. Платонов «Ещё мама». |
1 |
|
|
|
114 |
Н. Носов «Федина задача» |
1 |
|
|
|
115 |
Н. Носов «Федина задача» |
1 |
|
|
|
116 |
А. Платонов Цветок на земле |
1 |
|
|
|
117 |
А. Платонов Цветок на земле |
1 |
|
|
|
118 |
Н. Носов «Телефон»
|
1 |
|
|
|
119 |
Проверим себя и оценим свои достижения |
1 |
|
|
|
120 |
Внеклассное чтение. Книги о дружбе. РК Книги дальневосточных авторов |
1 |
|
|
|
121 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
1 |
|
|
|
122 |
Ю. Ермолаев «Проговорился» |
1 |
|
|
|
123 |
Ю. Ермолаев «Воспитатели» |
1 |
|
|
|
124 |
Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды» |
1 |
|
|
|
125 |
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» |
1 |
|
|
|
126 |
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» |
1 |
|
|
|
127 |
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» |
1 |
|
|
|
128 |
Внеклассное чтение. Произведения зарубежной литературы |
1 |
|
|
|
129 |
Внеклассное чтение. Произведения зарубежной литературы |
1 |
|
|
|
130 |
Внеклассное чтение. Произведения зарубежной литературы |
1 |
|
|
|
131 |
Контрольная работа за год |
1 |
|
|
|
132 |
Внеклассное чтение. Произведения зарубежной литературы |
1 |
|
|
|
133 |
Внеклассное чтение. Произведения зарубежной литературы |
|
|
|
|
134 |
Внеклассное чтение. Произведения зарубежной литературы |
1 |
|
|
|
135-136 |
Резервные уроки |
|
|
|
|