Пояснительная записка
Содержание учебного предмета
Класс 4
Количество часов:всего 136 час; в неделю 4 часа.
Планированиесоставлено на основе авторской программы «Начальная школа ХХI века» под ред.Н.Ф. Виноградовой
Учебник: Л. А. Ефросинина,«Литературное чтение» : 4 класс : 1ч., 2ч., М.: «Вентана-Граф», 2014 г.
Тетрадь:Л. А.Ефросинина, «Литературное чтение»: 4 класс: рабочая тетрадь : 1ч., 2ч.: М.:«Вентана-Граф», 2014 г.
Произведения фольклора. Сказки,легенды, былины, героические песни – 10 ч.
Иван царевич иСерый волк. Русская народная сказка Былина «ВолхВсеславович», «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком».Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»
Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.
Басни. Русские баснописцы – 8ч.
И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет»; И.И. Хемницер. «Стрекоза», «Друзья»; Л.Н. Толстой.«Стрекоза и муравьи»; А.Е. Измайлов. «Кукушка»;И.И. Дмитриев. «Муха».
В.А. Жуковский – 6 ч.
Сказка «Спящая царевна». Стихотворения:«Песня», «Ночь», «Воспоминание».
А.С. Пушкин – 6 ч.
«Осень» (отрывки), «И.И. Пущину», «Зимняядорога». Писатели о поэте: И.И. Пущин. «Записки о Пушкине»; В.И. Даль. «Из воспоминаний».
М.Ю. Лермонтов – 5 ч.
«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…»,«Парус», «Горные вершины…», «Утёс».
В результате изучения раздела учащийся должен
П.П. Ершов – 4 ч.
«Конёк-Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (всокращении).
В.М. Гаршин – 4 ч.
«Лягушка-путешественница».
Произведения русскихписателей – 5 ч.
«Детство Темы» (отдельные главы).
Произведения зарубежныхписателей – 12 ч.
М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (глава II, в сокращении); Х.-К. Андерсен.«Дикие лебеди», «Дети года».
В мире книг – 1 ч.
Книга книг – Библия.
Книги Древней Руси – 4 ч.
«Повесть временных лет»: «ДеятельностьЯрослава. Похвала книгам», «О князе Владимире. Отрывок из жития», «ПоучениеВладимира Мономаха».
Л.Н. Толстой – 8 ч.
«Акула», «Два брата», «Мужик и водяной»,«Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь».
А.А. Блок – 3 ч.
«Россия», «Рождество».
К.Д. Бальмонт – 4 ч.
«Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «Учудищ», «Как я пишу стихи».
А.И. Куприн – 3 ч.
«Скворцы».
И.А. Бунин – 5 ч.
«Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство», «Шире, грудь, распахнись дляпринятия…», «Листопад» (отрывок).
С.Я. Маршак – 7 ч.
«Словарь», «Двенадцать месяцев», «В горах моёсердце».
Н.А. Заболоцкий – 3 ч.
«Детство», «Лебедь в зоопарке».
Произведенияо детях войны – 2 ч.
В.П. Катаев«Сынполка», К.М. Симонов «Сын артиллериста».
Н.М.Рубцов– 3 ч.
«Берёзы», «Тихая моя родина».
С.В.Михалков – 4 ч.
«Школа», «Хижина дяди Тома», «Зеркало».
Юмористическиепроизведения – 3 ч.
Н.Н. Носов. «Фединазадача»; И.Л. Гамазкова. «Страдания».
Очерки – 6ч.
А.И. Купри落. «Ск䐰зкиПушкина»{ И.С. Сок萾лпѢ-Микитов.耠РодинаႻ; Н&С. Шер. «КаՀтины-сказки».
ПутешХствия.`Прظключения.Фанцастика耠– 13ࠠх.
Н.П. Вагнеـ. «ԑерёза»,«Фея ФРнтаста»; Дж. Свифт. «Гулливерв ст䑀ане лилипутов»; Н>П. Найдљнова> «МоԹ друг»
ОбоԱщние.Повторение. — 7 ч.
ПланируемыХဠреշультаты䐸жучения учеꐱеогО пфедмета
Кур䑁 литератCтноسо чтенкя в начал⑄ной школе зشклад䱋вает фундѰиент вᑁегопԾследующего†обрరпования, в!котором чтение является!важным элн萼енъом все䑅 у⁇ебныхдействий, носмт униаерсальный м萵тапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижениенеобходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса,заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты освоения основнойобразовательной программы начального общего образования должныотражать:
ü формированиеоснов российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальнойпринадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
ü становлениегуманистических и демократических ценностных ориентации;
ü формиваниецелостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единствеи разнообразии природы, народов, культур и религий;
ü формированиеуважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
ü овладениеначальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
ü принятиеи освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельностии формирование личностного смысла учения;
ü развитиесамостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе винформационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,социальной справедливости и свободе;
ü формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств;
ü развитиеэтических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей;
ü развитиенавыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорныхситуаций;
ü формированиеустановки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческомутруду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовнымценностям.
Метапредметные результаты освоения основнойобразовательной программы начального общего образования должныотражать:
ü овладениеспособностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поискасредств ее осуществления;
ü освоениеспособов решения проблем творческого и$поискового харбктеЀа;
ü формировамиеум萵нᐸᑏဠпланироваЂьĬ контро萻ировать и оцениватьучеѱные действия в соотаеѢстѲии споӁтавленᐽой задачеᐹ и ⑃слѶ䐲иями ееࠠреализаци䐸; опрддел䑏тՌ аиболееဠэффекти′ныеспособы0доAтиశения реЧультата;
ü формѸрованиеуме=ия ѿ䐾нимать причин葋 успี␅а/Неуспᐵха учебной деятеЛьности и способнортиконструктᔸвно д5йствовҸтьдరже в ситудциях неуспеча;
ü освоениеначальных форо познавателՌной и 䐹ичностной рефлексииျ
ü испкльзов萰н萸езнаково-сᐸ<вокиӇеских 䑁реес䑂в предстѰвления и落формации для создания моделейизучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
ü активноеиспользование речевых средств и средств информационных и коммуникационныхтехнологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
ü использованиеразличных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебноминформационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,организации, передачи и интерпретации информации в соответствии скоммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; втом числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) вцифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовитьсвое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
ü овладениенавыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии сцелями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии сзадачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
ü овладениелогическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации породовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
ü готовностьслушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможностьсуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своемнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
ü определениеобщей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функцийи ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместнойдеятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
ü готовностьконструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон исотрудничества;
ü овладениеначальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явленийдействительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) всоответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
ü овладениебазовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связии отношения между объектами и процессами;
ü умениеработать в материальной и информационной среде начального общего образования (втом числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретногоучебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общегообразования с учетом специфики содержания предметнойобласти «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должныотражать:
ü пониманиелитературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения ипередачи нравственных ценностей и традиций;
ü осознаниезначимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире,российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятийо добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;формирование потребности в систематическом чтении;
ü пониманиероли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее,выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание испецифику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновыватьнравственную оценку
ü поступковгероев;
ü достижениенеобходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности,общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя,элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарныхлитературоведческих понятий;
ü умениесамостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочнымиисточниками для понимания и получения дополнительной информации.
Межпредметные связи:
ü с урокамирусского языка: устные и письменные рассказы о героях литературныхпроизведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формамиречи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинениесказок, рассказов, былей, забавных историй и т. д.);
ü с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программойпроизведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературныхпроизведений, о взаимообогащении музыки литературы;
ü суроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведенийсловесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусствекнижной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том,как художник понял и передал свое понимание прочитанного.
Тематическоепланирование уроков литературного чтения
№ |
Наименование раздела, темы урока |
Кол-во часов |
Содержание |
Результаты освоения учебного предмета |
дата |
Д/З |
|
|||||||||||
предметные |
личностные метапредметные |
|
||||||||||||||||
1. |
Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни Повторение. Фольклор.
|
1 |
Закрепление понятий: загадка, пословица, поговорка, дразнилки. Особенности каждого жанра. Самостоятельная работа Жанры фольклора (заполнить схему) |
Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Уметь самостоятельно оценивать свою начитанность |
Личностн.: — понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Познават. : — ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); — находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
|
|
Сочинить считалку. |
|
||||||||||
2. |
Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк
|
1 |
Особенности волшебной сказки. Образы героев положительных и отрицательных. Работа с текстом сказки. |
Знать основное содержание былины, тему произведения Уметь анализировать содержание, составлять план; рассказывать по плану, подробно пересказывать отдельные эпизоды |
|
пересказ |
|
|||||||||||
3. |
Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк |
1 |
пересказ |
|
|
|||||||||||||
4. |
Былина Волх Всеславович. |
1 |
Былина – жанр фольклора. Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине. Выделение особенностей былин: напевность, повторы, устойчивые эпитеты. |
Знать основное содержание былины, тему произведения Уметь анализировать содержание, составлять план; рассказывать по плану, подробно пересказывать отдельные эпизоды |
Регулятив.: — определять и формулировать цель деятельности на уроке; — проговаривать последовательность действий на уроке; -учиться высказывать свое предположение (версию) . Коммуник.: — оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); — слушать и понимать речь других; — договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; — учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
|
|
|
|
||||||||||
5. |
Доп. чтение Былина «Вольга Святославович» |
1
|
Слушание былины, сравнение её с былиной Волх Всеславович. Выделение особенностей былин:напевность, повторы, устойчивые эпитеты, гипербола. |
Знать героев басен, их характеры и поступки Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику; называть, выделять части басни, объяснять мораль басни |
|
Р. т. с. 7 № 3, 4 (по выбору) |
|
|||||||||||
6. |
«Легенда о граде Китеже» |
1
|
Легенда – жанр фольклора. Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Сравнение легенд, героических песен, былин. |
Знать понятие легенда понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы; находить в произведении слова и выражения, изображающих поступки героев |
|
С 24-25, читать |
|
|||||||||||
7. |
Народные легенды. «Легенда о покорении Сибири Ермаком». |
1 |
|
С. 26-29, вопросы |
|
|||||||||||||
8. |
Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». |
1 |
Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни: исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер |
Знать основное содержание текста, тему произведения Уметь выделять основную мысль произведения, находить в произведении слова и выражения, изображающих поступки героев. |
|
С. 30-31ю сообщение о К. Минине |
|
|||||||||||
9. |
Доп. чтение Песня – слава «Русская Земля»; героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море» |
1 |
Сравнение героических песен и былин. Особенности образов и героев фольклорных произведений. |
Знать виды народных песен Уметь выделять исторические факты, выразительно читать народные песни |
|
С. 16, тетрадь |
|
|||||||||||
10. |
Обобщение по разделу «Произведения фольклора» Проверка техники чтения |
1 |
Рубрика «Книжная полка», «Проверь себя» Жанры фольклора. Выполнение заданий в учебнике и тетради |
Знать жанры фольклора Уметь самостоятельно выполнять задания в учебнике и тетради |
|
С.35, сообщение о А.В. Суворове |
|
|||||||||||
11. |
Басни. Русские баснописцы И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей». |
1 |
Понятие «басня», «мораль», «вступление» Биография И.А. Крылов. Выполнение заданий в учебнике и тетради Сравнение басен И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма). |
Знать басня, мораль, вступление, рассказ, герой персонаж, его характер, поступки Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни |
Личностн.: — оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
Познават. : — определять и формулировать цель деятельности на уроке; — проговаривать последовательность действий на урок Регулятив.: — определять и формулировать цель деятельности на уроке; — проговаривать последовательность действий на уроке Коммуник.: — договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; — учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) |
|
С.39-40, наиз. |
|
||||||||||
12. |
И. И. Хемницер «Стрекоза». Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи»
|
1 |
|
С. 18-19, тетр. |
|
|||||||||||||
13. |
И.И. Хемницер «Друзья». Доп. чт. И. А. Крылов «Крестьянин в беде»
|
1 |
Особенности басни: сюжет, герои, мораль. Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам. Выразительное чтение басни |
Знать героев и их поступки Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно |
|
С. 45-46, выраз. чт. |
|
|||||||||||
14. |
А.Е.Измайлов «Кукушка» Доп.чт. А.Е.Измайлов «Лестница» |
1 |
Сравнение басен И. А. Крылова,
|
Знать героев басен, их характеры и поступки Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику; называть, выделять части басни, объяснять мораль басни |
|
С. 47, наиз |
|
|||||||||||
15. |
И.А.Крылов «Мартышка и очки» Доп. чт. И. Крылов «Осел и соловей», С. Михалков «Слово о Крылове» |
1 |
Название басни, герои, особенность языка. Чтение и анализ нового произведения. Выразительное чтение басни |
Знать понятия: олицетворение, сравнение Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям; умение пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация) |
|
|
С. 49-50, наизусть С. 50-51, наиз. |
|
||||||||||
16. |
И.А.Крылов «Квартет» Доп. чт. И. Крылов «Осел и соловей» |
1 |
|
|||||||||||||||
17. |
И. Дмитриев «Муха» Доп. чт. И. Дмитриев «Петух, кот и мышонок» |
1 |
Особенность басен И. Дмитриева- ирония. Сравнение басен других авторов. Выполнение заданий в учебнике и тетради |
Знать героев басен, их характеры и поступки Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику; называть, выделять части басни, объяснять мораль басни |
|
С.53-54, вопросы |
|
|||||||||||
18. |
Обобщение по разделу Басни. Русские баснописцы. |
1 |
Задания рубрики «Проверьте себя» в учебнике и тетради. |
Знать героев басен, части басен, особенности языка Уметь понимать основное содержание басен, характеризовать героев, выражать свое отношение к их поступкам и характерам |
|
С. 55, вопросы |
|
|||||||||||
19. |
Произведения В.А.Жуковского В.А.Жуковский «Песня» Доп.чтение В. А. Жуковский «Загадки» |
1 |
Темы и жанр произведений В.А. Жуковского (стихи о природе, загадки, баллады). Особенность формы и содержания, языка (эпитеты, сравнения, олицетворения) |
Знать понятия: эпитеты, сравнения, рифма, логическое ударение Уметь находить слова, выражающие чувства и мысли поэта; понимать содержание стихотворения; самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения
|
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, : ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, кратко передавать свои впечатления о прочитанном.
Личностные: Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи |
|
Сообщение «биография В.А. Жуковского »
|
|
||||||||||
20. |
В.А.Жуковский «Ночь» Доп.чтение В. А. Жуковский «Вечер». |
1 |
|
С.59-60, выраз. Чтение |
|
|||||||||||||
21. |
Волшебные сказки. В. А. Жуковский «Спящая царевна» |
1 |
Сравнение сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. |
Знать виды сказок: о животных, бытовые, волшебные Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных, находить эпитеты и сравнения |
|
С. 60-67, выраз. чтение |
|
|||||||||||
22. |
Волшебные сказки. В. А. Жуковский «Спящая царевна» |
1 |
|
С. 67-73, выраз. Чтение |
|
|||||||||||||
23. |
Слушание и работа с книгами. Доп. чт. В.А.Жуковский «Сказка о Царе Беерендее, о сыне его Иване-царевиче…» |
1 |
Слушание сказки, беседа, образы героев. Самостоятельное перечитывание , деление на части, составление плана, краткий пересказ по плану. сравнение сказки со сказкой А.Пушкина «Сказка о царе Салтане… |
|
С. 35-36, тетрадь |
|
||||||||||||
24. |
Обобщение по разделу «Произведения В.А.Жуковского» Проверка техники чтения |
1 |
Обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» (в тетради) Сказки со сходными сюжетами. Выполнение заданий в тетради. |
Знать сюжеты сказок, формы произведений Уметь характеризовать героев положительных и отрицательных, умение пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация) |
|
С.36-37, тетрадь |
|
|||||||||||
25. |
Произведения А. С. Пушкина А.С.Пушкин «Осень» |
1 |
Понятия: ритм, тон, логические ударения, паузы, сравнение, рифма, олицетворение, эпитет. Определение темы. |
Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать, определять точку зрения автора и выражать свое отношение к произведению, героям |
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать в заданном темпе.
Познавательные строить рассуждения
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Личностные: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного, умение воспринимать красоту природы.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать в заданном темпе.
Познавательные строить рассуждения.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
|
С.74 наиз. |
|
||||||||||
26. |
А.С.Пушкин «И.И. Пущину». И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок). |
1 |
Жанры и темы произведений А. С. Пушкина. Сравнение эмоционального настроения стихотворения А.С. Пушкина и отрывка И.И. |
Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма Уметь определять интонационный рисунок; сравнивать эмоциональное настроение; выразительно читать наизусть сюжет, герои, поступки наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль, читать наизусть |
|
С.76, выраз. чтение |
|
|||||||||||
27. |
А.С.Пушкин «Зимняя дорога» |
1 |
Слушание стихотворения А.С.Пушкина Зимняя дорога, работа с текстом. Определение интонационного рисунка, выразительное чтение наизусть Пущина. |
|
С. 79-80, наиз. |
|
||||||||||||
28. |
Доп. чт. А. Пушкин «Сказка о золотом петушке» |
1 |
Слушание сказки, беседа, работа с сюжетом, героями. Наблюдение за изменением настроения, определение главной мысли. Выразительное чтение. Игра По страницам сказок А.С.Пушкина. Творческая работа Любимые герои сказок А.С.Пушкина. Работа с книгами-справочниками: справка об А.С.Пушкине. Знакомство со словарем В.И.Даля. |
Уметь наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль
Знать способы решения конкретных учебных задач. Планировать действия по их решению. |
|
С 44, тетрадь |
|
|||||||||||
29. |
Дополнительное чтение «Песнь о вещем Олеге» |
1 |
|
С.44-45, тетрадь |
|
|||||||||||||
30. |
«Проверьте себя». Тематический тест №1 |
1 |
Выполнять самостоятельно работу, выбирая решения из нескольких предложенных и его обосновывать.
|
Знать пройденный материал. Уметь работать самостоятельно Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать. |
|
С. 81 , вопросы |
|
|||||||||||
31. |
Произведения М.Ю. Лермонтова. Стихи М.Ю. Лермонтов Москва, Москва! Люблю тебя как сын… Анализ теста. |
1 |
Работа с текстами стихотворений М.Ю. Лермонтова. Сравнение их содержания ( мысли и чувства поэта), строф, рифмы. Выразительное чтение стихов. Заучивание наизусть одного из них Жанр произведения. Эпитеты, рифма |
Знать изученные произведения М. Ю.Лермонтова Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта) |
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: строить рассуждения.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.
Личностные: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного, умение воспринимать красоту природы. |
|
С. 82, наизусть |
|
||||||||||
32. |
Стихи М.Ю. Лермонтов Парус |
1 |
|
С.84, наизусть |
|
|||||||||||||
33. |
Стихи о природе. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…» |
1 |
Тема чтения. Сравнение стихотворений. Эпитеты. Сравнения.
Тема чтения. Сравнение стихотворений. Эпитеты. Сравнения.
|
Знать признаки выразительного чтения Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений |
|
С. 85, наизусть |
|
|||||||||||
34. |
М.Ю. Лермонтов «Утес…» |
1 |
|
С. 86, наизусть |
|
|||||||||||||
35. |
Слушание и работа с книгами. Книги М. Ю. Лермонтова Доп.чтение. М.Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная» |
1 |
Народные и литературные колыбельные песни. Сказание (легенда) «Три пальмы». |
Знать жанры произведений Уметь работать с книгами- справочниками, выразительно читать произведения |
|
С. 49-50, тетрадь |
|
|||||||||||
36. |
Произведения П.П.Ершова Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конёк-Горбунок». |
1 |
Сказки народные и литературные. Особенности волшебных сказок. Главная мысль сказки. |
Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки |
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Личностные: Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других |
|
С.88-92, выраз. чтение |
|
||||||||||
37. |
П. П. Ершов «Конёк-Горбунок». |
1 |
|
С. 92-97, выраз. чт. |
|
|||||||||||||
38. |
П.П. Ершов стихотворение «Кто он?» |
1 |
Наблюдение над особенностью стихотворных строк. |
Знать понятия: ритм, тон, темп чтения стихотворения. Уметь наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать |
|
С.97-98, выр. чтение |
|
|||||||||||
39. |
Обобщение по разделу «Русские поэты» Творческая работа «Иллюстрирование стихотворения» |
1 |
Работа с книгами – сборниками и рубрикой «Проверь себя» |
|
С. 55, тетрадь |
|
||||||||||||
40. |
Произведения В.М.Гаршина В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». |
1 |
Авторская (литературная сказка). Образ лягушки. Литературные сказки А.С.Пушкина, П.П. Ершова (повторение |
Знать отличия авторской (литературной) сказки от народной Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану |
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные: Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда как регуляторы морального поведения |
|
С. 102-106,пересказ |
|
||||||||||
41. |
В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». |
1 |
С.106-110,пересказ
|
|
||||||||||||||
42. |
Доп. чт. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Стихотворение «Пленница» |
1 |
Сюжеты, поступки героев, главная мысль. Слушание сказки, работа с текстом. Выполнение заданий в учебнике и тетради. |
Знать сюжеты, поступки героев, главную мысль Уметь составлять плана сказки; рассказывать по плану |
|
С.56, тетрадь |
|
|||||||||||
43. |
Обобщение по разделу «Произведения В.М.Гаршина» |
1 |
Произведения П.П. Ершова, В.М. Гаршина. Сказки на страницах детских журналов. Самостоятельная работа в тетрадях. |
Знать сюжеты, поступки героев, главную мысль Уметь анализировать произведение, составлять план, рассказывать по плану, рассказывать отдельные эпизоды |
|
С. 57, тетрадь |
|
|||||||||||
44. |
Произведения русских писателей о детях Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» главы из повести «Детство Темы» |
1 |
Понятие о повести. Образ Тёмы (внешний вид, его поступки, отношение к Жучке). Сюжетно- композиционный треугольник, авторская позиция, отношение к произведению и поступку героя. |
Знать героев, персонажей, их характеры, поступки Уметь характеризовать главных героев (внешний вид, поступки, отношение к Жучке), выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод |
|
С. 111-117, пересказ |
|
|||||||||||
45. |
Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» |
1 |
|
117-121, пересказ |
|
|||||||||||||
46. |
Доп. чтение К. М. Станюкович «Максимка». |
2 |
Книги о детях. Образы детей-героев в произведениях русских писателей. Сравнение сюжетов и судеб героев.
|
Знать героев, персонажей, их характеры, поступки; произведения русских писателей о детях Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста; выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам |
|
С. 198-207, читать пересказ |
|
|
||||||||||
47. |
|
|||||||||||||||||
48. |
Проверь себя. Доп. чтение: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Вертел»
|
1 |
Работа с рубрикой «Проверь себя.» Книги о детях. Образы детей-героев в произведениях русских писателей. Сравнение сюжетов и судеб героев.
|
Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста. |
|
|
С. 123 , вопросы |
|
||||||||||
49. |
Произведения зарубежных писателей. В. Гюго «Козетта» (отдельные главы) |
2 |
Основная мысль произведения. Герой-персонаж, его характер, поступки |
Знать некоторые произведения зарубежных авторов. Уметь слушать, работать с текстом каждой главы |
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное.
Личностные: Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать |
|
С. 124-135, пересказ |
|
|
|||||||||
50. |
|
|||||||||||||||||
С. 136-142, пересказ вопросы |
|
|||||||||||||||||
51. |
Произведения зарубежных писателей.
Марк Твен Приключения Тома Сойера (отдельные главы)
|
2 |
Приключенческая повесть, юмор, герой ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь)
|
Знать структурные единицы произведения. Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь) |
|
с. 143-152,пересказ |
|
|||||||||||
52. |
|
|
||||||||||||||||
53. |
Слушание и работа с книгами. Произведения М. Твена и В.Гюго о детях |
1 |
Жанры произведений: сказки, повести, стихи М.Твен «Приключения Тома Сойра», «Приключения Гекльберри Финна». Отзыв о прочитанной книге зарубежных писателей |
Знать зарубежных писателей. Уметь работать с их книгами, выделять произведения разных жанров о детях |
|
Пересказ любого произведения |
|
|||||||||||
54. |
Х.К.Андерсен «Дикие лебеди». |
2 |
Литературная сказка. Сюжет сказки, главная мысль, язык, точка зрения автора. Работа с книгами – справочниками. |
Знать о новом жанре произведения Уметь пользоваться структурными единицами текста (глава, абзац, смысловая часть, эпизод); уметь называть произведения Г.Х. Андерсена |
|
С.155-161, пересказ
С. 162-170, пересказ
|
|
|||||||||||
55. |
|
|||||||||||||||||
56. |
Х.К.Андерсен «Дикие лебеди». Доп. чтение Х.-К. Андерсен «Самое невероятное» |
1 |
С. 170-172, пересказ вопросы |
|
|
|||||||||||||
57. |
Х.К.Андерсен Дети года |
1 |
Знакомство с новым жанром произведений Х.К.Андерсена- стихотворение Дети года. Строфа (двустишие), рифма, тон, темп чтения. Сравнение. Выразительное чтение. Изготовление книги-самоделки Дети года |
Знать структурные единицы произведения; некоторые произведения зарубежных авторов Уметь понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувств автора) |
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное.
Личностные: Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. |
|
С. 173-174,выраз. чтение, вопросы |
|
||||||||||
58. |
Доп. чтение Х. К. Андерсен «Девочка со спичками». К. Г. Паустовский «Великий сказочник». |
1 |
Произведения зарубежных писателей на страницах детских журналов и газет |
Знать жанр произведения — очерк Уметь работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу, анализировать произведение |
|
С. 213-218, читать |
|
|||||||||||
59. |
Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей» Творческая работа «Книгочей класса»
|
1 |
Обобщение по разделу. Конкурс «Книгочей класса». |
Знать понятия: строфа (двустишие) рифма, тон, темп чтения Уметь определять жанр произведения и называть произведения разных жанров |
|
С. 177, вопросы |
|
|||||||||||
60. |
Тематический тест №2 |
1 |
Выполнять самостоятельно работу, выбирая решения из нескольких предложенных и его обосновывать.
|
Знать пройденный материал. Уметь работать самостоятельно Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать |
|
|
|
|||||||||||
61. |
В мире книг. Книга книг-библия. Анализ теста. |
1 |
Работа с разными изданиями детской Библии, знакомство с библейскими преданиями и их заповедями. Сравнение библейских преданий с народными сказками. |
Уметь понимать основное содержание текста Знать главную книгу христиан, главные заповеди. |
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное
Личностные: Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. |
|
С. 178, читать |
|
||||||||||
62. |
Книги Древней Руси. «Деятельность Ярослава. Похвала книгам» |
1 |
Знакомство с первыми книгами Древней Руси.-памятниками культуры. Понятие о житии как жанре древнерусской литературы. Словарь древнерусских слов. Определение главной мысли (служение Родине ) |
Знать авторов первых древних книг (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, князь Владимир) Уметь понимать основное содержание текста, определять главную мысль Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537 |
|
С.179-181, читать, вопросы |
|
|||||||||||
63. |
Первая славянская азбука. Творческая работа «Наставление для себя» |
1 |
Знакомство с первым русским алфавитом, именами славянских просветителей-Константином (Кириллом) и Мефодием. Творческая работа. |
Уметь пользоваться словарями. Знать жанры древнерусской литературы |
|
С.182, читать |
|
|||||||||||
64. |
Первая печатная книга на Руси. |
1 |
Знакомство с первопечатником И. Федоровым. выставка учебных, художественных, справочных, религиозных книг. Рубрика «Книжная полка» |
Знать историю развития книгопечатания. Уметь работать с различными книгами. |
|
С.183, читать, задания по группам |
|
|||||||||||
65. |
Защита проект а «Книга — наш лучший друг» |
1 |
Выполнение заданий творческого характера, защита мини-проекта |
Уметь работать с сюжетом и планом Знать жанры , профессии людей, которые трудятся над созданием книги |
|
Прочитать рассказ Л.Н.Толстого |
|
|||||||||||
66. |
Произведения Л.Н.Толстого Повторение произведений Л. Н. Толстого. |
1 |
Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль). Герои произведений. |
Знать героев произведения, сюжет, кульминация произведения Уметь понимать главную мысль – идею, пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация) |
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью урока.
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Личностные: Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
|
|
Пересказ произведения Л.Н.Толстого |
|
||||||||||
67. |
Л.Н.Толстой Акула. |
1 |
Литературоведческие понятия: тема, идея, литературный герой, персонаж, сюжет, эпизод. |
Знать понятие: кульминация произведения Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев |
|
С. 4-7, пересказ |
|
|||||||||||
68. |
Л.Н.Толстой «Два брата». |
1 |
Знакомство со сказками автора в пересказе, в обработке, авторскими. |
Знать литературоведческие понятия: тема, идея, литературный герой, персонаж, сюжет, эпизод Уметь понимать главные мысли – идеи |
|
С.8-12 , пересказ |
|
|||||||||||
69. |
Л.Н.Толстой «Мужик и Водяной». |
1 |
Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. Закрепление понятия о басне. Составление плана, определение морали. |
Знать произведения Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев, выразительно читать |
|
С.12-14 , пересказ |
|
|||||||||||
70. |
Л.Н.Толстой «Черепаха». |
1 |
Научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров). Особенности описания героев. |
Знать произведения Л. Н. Толстого разных жанров Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев, выразительно читать |
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью урока.
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Личностные: Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей |
|
С. 9-10, тетрадь |
|
||||||||||
71. |
Л.Н.Толстой «Русак». |
1 |
Рассказ — повествование с элементами описания. Пейзаж зимней ночи. |
Знать типы текстов Уметь различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы; – работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания); – понимать содержания литературного произведения |
|
С. 18-20, пересказ |
|
|||||||||||
72. |
Л.Н.Толстой Былина «Святогор-богатырь» |
1 |
Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. Обобщение по разделу. |
Знать типы текстов Уметь различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы ибылины; понимать содержания литературного произведения |
|
С. 12-13, тетрадь |
|
|||||||||||
73. |
Обобщение по разделу «Произведения Л.Н.Толстого» |
1 |
Обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» Выставка книг . |
Знать литературоведческие понятия: тема, идея, литературный герой, персонаж, сюжет, эпизод Уметь понимать главные мысли – идеи, различать произведенияпо жанрам |
|
Пересказ любого рассказа Л.Н.Толстого, с 17, тетрадь |
|
|||||||||||
74. |
Стихи А.А. Блока Стихи о Родине. А. А. Блок «Россия» |
1 |
Тема, тон, темп, ритм. Комментарий заглавия. Выразительное чтение. |
Знать признаки выразительного чтения Уметь определять тему, определять тон, темп, ритм; выразительно читать стихотворение
|
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Личностные: Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь к природе. |
|
С.26-27 , выраз. чтение |
|
||||||||||
75. |
А. А. Блок «Рождество» |
1 |
Тема, тон, темп, ритм. Комментарий заглавия. Позиция автора. Интонационный рисунок. Выразительное чтение.
|
Знать что значит «читать выразительно» Уметь определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа |
|
С.28-30, выраз. чтение |
|
|||||||||||
76. |
Доп. чтение Стихи русских поэтов. А.А. Блок «На поле Куликовом» |
1 |
Работа с книгами стихов русских поэтов- группировка по темам (о Родине, о природе) повторение стихов А. Блока |
|
С. 21-22, тетрадь |
|
||||||||||||
77. |
Стихи К.Д. Бальмонта Стихи о Родине, о природе. К.Д.Бальмонт «Россия», «К зиме» |
1 |
Определение темы, комментирование заглавия. Определение тона, темпа, ритмический рисунок стихотворения. |
Знать понятия: рифма, строка, строфа, эпитет Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть |
|
С. 24-25, тетрадь |
|
|||||||||||
78. |
Стихи о природе. К.Д.Бальмонт «Снежинка», «Камыши» |
1 |
Эпитеты, сравнение, олицетворение. |
Знать понятия: рифма, строка, строфа, эпитет выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения |
|
С.34-37, выраз. чтение |
|
|||||||||||
79. |
Сказочные стихи. К.Д. Бальмонт «У чудищ», «Как я пишу стихи». |
1 |
Особенность сказочных стихов: интонация, позиция автора. |
Знать понятия: рифма, строка, строфа, эпитет Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора |
4.02 |
С.27-29, тетрадь |
|
|||||||||||
80. |
Стихи русских поэтов. Доп. чтение К.Д.Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка». |
1 |
Книги стихов русских поэтов. Понятия: рифма, строфа, эпитет, сравнение, олицетворение. |
Знать произведения русских поэтов, художественные образы, созданные поэтом Уметь понимать основное содержание текста, выразительно читать стихотворения |
5.02 |
С. 29-31, тетрадь |
|
|||||||||||
81. |
Произведения А.И. Куприна А.И. Куприн «Скворцы». |
2 |
Аналитическое чтение, выделение повторов, устойчивых эпитетов, описаний героев.
|
Знать произведения А. И. Куприна разных жанров Уметь объяснять заголовок, выполнение заданий в тетради |
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания
Личностные: Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству. |
7.02 10.02 |
С.41-50, пересказ
С.51-54, вопросы |
|
|
|||||||||
82. |
|
|
||||||||||||||||
83. |
Слушание и работа с детскими книгами. Сказки и легенды русских писателей. Доп. чтение А. Куприн «Четверо нищих» |
1 |
Выставка книг с легендами русских писателей. А.И.Куприн «Четверо нищих» (легенда), В. В. Вересалов «Легенда», «Звезда» |
Знать особенности языка легенды Уметь выделять факты, случаи и обычаи, описанные в легенде, понимать основное содержание текста, сравнивать легенды |
11.02 |
С. 38-40, тетрадь |
|
|||||||||||
84. |
Стихи И.А. Бунина И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», |
1 |
Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм стихотворения. Сравнение стихотворений. |
Знать выразительные средства языка поэта Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм |
12.02 |
С. 57-58, наизусть |
|
|||||||||||
85. |
И.А.Бунин «Детство», «Шире грудь, распахнись для принятия…» |
1 |
Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм стихотворения. Сравнение стихотворений. |
14.02 |
С. 60, |
|
||||||||||||
86. |
И.А.Бунин «Листопад» |
1 |
Первичное восприятие текста. Работа над выразительностью чтения. Литературоведческие понятия «эпитет», «олицетворене», «сравнение» |
Знать понятия: эпитет, сравнение, олицетворение, рифма Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения |
17.02 |
С.61-64, выраз. чтение |
|
|||||||||||
87. |
Тест «Произведения о животных» |
1 |
Комплексный разноуровневый тест. Самостоятельное выполнение заданий |
Знать авторов и героев его произведений Уметь работать самостоятельно |
18.02 |
С.65, вопросы |
|
|||||||||||
88. |
Обобщение по разделу «Стихи И.А. Бунина Анализ теста |
1 |
Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм стихотворения. Н.А.Некрасов Генерал Топтыгин, К.И. Чуковский «Н.А. Некрасов» |
Знать выразительные средства языка поэта Уметь слушать стихотворения, выделять их главную мысль |
19.02 |
С. 45-47, тетрадь |
|
|||||||||||
89. |
Произведения С.Я. Маршака Повторение изученных произведений С.Я.Маршака. С.Я. Маршак Словарь
|
1 |
Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки |
Знать жанры произведений С. Я. Маршака. Уметь работать со стихотворением, понимать чувства поэта и выражать свои, определять виды загадок С.Я Маршака |
Личностн.: — оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Познават. : — ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
Регулятив.: — определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Коммуник.: — выразительно читать и пересказывать текст;; |
21.02 |
С.66, наизусть |
|
||||||||||
90. |
Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» |
3
|
Структура произведения – пьесы: действия, картины, действующие лица, диалог, реплика, ремарка (пояснение автора). |
Знать понятия: заголовок, подзаголовок, диалог Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины. |
25.02 26.02 28.02 |
С.67-100, чтение по ролям
|
|
|
||||||||||
91. |
|
|
||||||||||||||||
92. |
|
|
||||||||||||||||
93. |
Доп. чтение Пьеса С.Я. Маршака «Сказка про козла» |
1 |
Чтение пьесы-сказки по действиям. Инсценирование отдельных эпизодов.
|
Знать понятия: заголовок, подзаголовок, диалог Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины |
2.03 |
С. 50-51, тетрадь |
|
|||||||||||
94. |
С. Я. Маршак – переводчик. Р. Бернс «В горах мое сердце…» (перевод С.Я. Маршака). |
1 |
Переводчик. Чтение, беседа по произведению. Работа со справочной литературой. |
Знать жанры произведений С. Я. Маршака. Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради |
3.03 |
С.102, наизусть |
|
|||||||||||
95. |
Библиотечный час «С.Я. Маршак- сказочник, поэт, драматург» Творческая работа «Иллюстрациик любимым произведениям С. Маршака» |
1 |
Работа с детскими книгами С. Маршака. Презентация творческих работ |
Знать книги автора и его героев Уметь работать самостоятельно |
4.03 |
Выразительное чтение любого стихотворения С.Я. Маршака |
|
|||||||||||
96. |
Стихи Н.А. Заболоцкого Н.А.Заболоцкий «Детство» |
1 |
Сравнение стихотворений Н. А. Заболоцкого «Детство» и И. Сурикова «Детство» |
Знать тему, главную мысль, понятия: сравнение, рифма Уметь определять темы и главные мысли стихотворений Н. А.Заболоцкого, выразительно читать стихи |
Личностн.: — эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Познават. : находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Регулятив.: проговаривать последовательность действий на уроке
Коммуник.: договариваться с одноклассни ками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; |
6.03 |
С. 104-105, выр. чтение |
|
||||||||||
97. |
Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»
|
1 |
Жанр. Тема, главная мысль. Выразительное чтение: паузы, логические ударения (сравнение) |
Знать литературоведческие понятия: «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение» Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения |
|
С. 106-107. Выр. чтение |
|
|||||||||||
98. |
Библиотечный урок «Стихи русских поэтов» |
1 |
Работа с детскими книгами русских поэтов .
|
Знать книги автора и его героев Уметь работать самостоятельно |
|
С. 59-60, тетрадь |
|
|||||||||||
|
99. |
Произведения о детях войны Доп.чтение В. П. Катаев «Сын полка» |
1 |
Образ Вани Солнцева (внешний вид, поступки). Главная мысль, отношение автора к герою |
Знать героя повести — Ваню Солнцева Уметь объяснять позицию автора и выражать свою точку зрения
|
Личностн.: высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам; — оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Познават. : ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
Регулятив.: — осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль
Коммуник.: выразительно читать и пересказывать текст; — учиться работать в паре, группе |
|
С. 60-62, тетрадь |
||||||||||
|
100.
|
Детские журналы и книги. К.М. Симонов «Сын артиллериста» |
1 |
Книги о детях (время и место действия, герои, их поступки, игры). |
Знать жанр, тему произведения, главную мысль Уметь слушать, рассказывать о любимом литературном герое — ребёнке |
|
С. 63-64, тетрадь |
|||||||||||
|
101. |
Стихи Н.М. Рубцова Стихи о родной природе. Н.М.Рубцов «Березы». |
1 |
Точка зрения автора, определение отношения к стихотворению. Строфы, рифма, описание березы. |
Знать главную мысль, понятия: эпитет, сравнение Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора |
|
С.108, наизусть |
|||||||||||
|
102. |
Стихи о родине. Н.М.Рубцов «Тихая моя родина» |
1 |
Сравнение стихотворений Н. М. Рубцова и И. Никитина «Русь». Главная мысль. Эпитеты, сравнения. |
Знать литературоведческие понятия: «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение». Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения, |
|
С. 109. наизусть |
|||||||||||
|
103. |
Обобщение по разделу Стихи Н.М. Рубцова . |
1 |
Обобщение по изученным разделам. Отбор произведений по заданной теме – «О Родине» — из изученных произведений. |
Знать литературоведческие понятия: «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение». Уметь определять главную мысль стихотворения, выразительно читать |
|
С. 69-71, тетрадь |
|||||||||||
104. |
Произведения С.В. Михалкова Произведения С.В. Михалкова «Школа»
|
1 |
Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста. |
Знать произведения С.В. Михалкова Уметь выразительно читать стихотворения, выражать свое отношение к героям произведений |
Личностн.: Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Познават. : делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Регулятив.: Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя; — учиться работать по плану.
Коммуник.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме,
|
|
С.113-115,выр. Чтение |
|
||||||||||
105. |
С.В. Михалков «Хижина дяди Тома»
|
1 |
Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста. |
|
с.116-118 |
|
||||||||||||
106. |
Басни С.В. Михалкова. С.В. Михалков «Зеркало» Доп. чт. С. Михалков «Любитель книг», «Чужая беда»
|
1 |
Сравнение басен И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна» и С. Михалкова «Зеркало» |
Знать понятия: басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение Уметь читать басни, находить и комментировать части текста |
|
С. 77-78, тетрадь |
|
|||||||||||
107. |
Доп. чтение. С.В. Михалков «Как старик корову продавал».
|
1 |
Выставка книг С.В.Михалкова: определение тем и жанров произведений. Сравнение сказки Михалкова с русской народной сказкой «Как старик корову продавал». |
Знать тему и жанр произведений Уметь слушать, работать с книгами для дополнительного чтения; пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация). |
|
С. 78-79, тетрадь |
|
|||||||||||
108. |
Юмористические произведения Юмористические рассказы о детях и для детей. Н.Н.Носов Федина задача.
|
1 |
Юмористические произведения в детских газетах и журналах. Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки |
Знать понятия: юмор, ирония, юмористический рассказ, автор — рассказчик, автор – герой. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора, выразительно читать диалог |
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Познавательные: осуществлять анализ и синтез. Строить рассуждения. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Личностные: Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. |
|
С.122-126. пересказ |
|
||||||||||
109. |
Юмористические стихи. И.Л. Гамазкова «Страдания».
|
1 |
Сравнение произведений И.Л. Гамазковой и Н. Н. Носова. Тема произведения, герой-персонаж, его характер, поступки. |
Знать понятия: юмор, ирония, юмористический рассказ, автор — рассказчик, автор – герой. Уметь выразительно читать стихотворение, выделять особенности юмористических рассказов (иронический тон, юмористические слова и выражения) |
|
С.127-128, наизусть |
|
|||||||||||
110. |
Доп. чтение В. Драгунский «Тайное становится явным»
|
1 |
Сравнение произведений И.Л. Гамазковой , Н. Н. Носова и В.Драгунского. Слушание рассказа «Тайное становится явным» |
|
С.81—82, тетрадь |
|
||||||||||||
111. |
Очерки. Очерки о Родине. И.С.Соколов -Микитов «Родина»
|
1 |
Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения). |
Знать тему произведения и авторскую позицию Уметь определять тему произведения и авторскую позицию |
Личностн.: Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Познават. : Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
Регулятив.: Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
Коммуник.: Критично относиться к своему мнению Понимать точку зрения другого. |
|
С.129-130. вопросы |
|
||||||||||
112. |
Очерки о людях. А.И.Куприн «Сказки Пушкина»
|
1 |
Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения) |
Знать основное содержание текста Уметь понимать основное содержание текста, пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация) |
|
С. 130-133, вопросы |
|
|||||||||||
113. |
Очерки о людях. Н.Шер Картины-сказки
|
1 |
|
С. 133-140, вопросы |
|
|||||||||||||
114. |
Доп. чтение Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди». Детские журналы и газеты.
|
1 |
Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения). |
Знать основное содержание текста Уметь понимать основное содержание текста |
|
С. 92-93, тетрадь |
|
|||||||||||
115. |
Библиотечный урок «Писатели о детях» Творческая работа «Мой любимый писатель»
|
1 |
Работа с разделом «Очерки и воспоминания» в учебной хрестоматии, детскими книгами о детях. Творческая работа: очерк «Мой любимый писатель». |
Знать книги автора и его героев Уметь понимать основное содержание текста |
|
Сообщение «Мой любимый писатель» |
|
|||||||||||
116. |
Обобщение по разделу «Очерки». Доп. чтение М. Горький «О книгах», Ю. Яковлев «Право на жизнь» |
1 |
Обобщение по изученным разделам. Рубрика «Проверь себя» Самостоятельная работа с очерком Ю. Яковлев «Право на жизнь» |
Знать писателей , которые писали о детях. Уметь работать самостоятельно |
|
С. 94-96, тетрадь |
|
|||||||||||
117. |
Путешествия, приключения, фантастика Н.П.Вагнер «Фея Фантаста»
|
1 |
Сравнение сказки Х. К. Андерсена «Ель» и Н. П. Вагнера «Береза» |
Знать тему произведения, основную мысль, понятия: эпитеты, сравнения Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, находить эпитеты, сравнения |
Личностн.: — Освоение личностного смысла учения, желания учиться.; -высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам; — оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; Познават. : — ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); Регулятив.: — осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль Коммуник.: -выразительно читать и пересказывать текст; — учиться работать в паре, группе.: |
|
С.141-146. вопросы |
|
||||||||||
118. |
Н.П.Вагнер «Береза». |
1 |
|
С. 146-156, вопросы |
|
|||||||||||||
119. |
Доп. чтение Н. П. Вагнер «Сказка»
|
1 |
Знакомство с книгами Н.П.Вагнера разных годов издания. Слушание сказки Н.П.Вагнера Сказка и «Руф и Руфина» |
Знать основное содержание текста понимать основное содержание текста, работать с книгами для дополнительного чтения |
|
С. 101-102, тетрадь |
|
|||||||||||
120. |
Доп. чтение Н. П. Вагнер «Руф и Руфина» |
1 |
|
|||||||||||||||
121. |
Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы) |
4 |
Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям).
|
Знать книгу автора и его героя Уметь выявлять авторское и свое отношение к событиям, героям, фактам, пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы) |
|
С. 156-164 |
|
|||||||||||
122. |
|
|||||||||||||||||
С.165-173
|
|
|||||||||||||||||
123. |
|
|||||||||||||||||
С.174-179 |
|
|||||||||||||||||
124. |
С. 103-105, тетрадь |
|
||||||||||||||||
125. |
Обобщение по разделу «Путешествия, приключения, фантастика» |
1 |
Рубрика «Проверьте себя». Сравнение народных и литературных произведений |
Знать книги и произведения писателей из круга чтения Уметь работать самостоятельно, в паре, в группе |
|
С.180-182, вопросы |
|
|||||||||||
126. |
Тематический тест «Путешествия, приключения, фантастика» |
1 |
Выполнение заданий контрольной работы. |
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
|
С. 183-184, вопросы |
|
|||||||||||
127. |
Библиотечный урок «Книги о путешествиях и приключениях» Анализ теста. |
1 |
Работа в учебной хрестоматии, тетради, с детскими книгами о детях и приключениях.. |
Знать книги и произведения писателей из круга чтения Уметь работать самостоятельно, в паре, в группе |
|
С. 108-109, тетрадь |
|
|||||||||||
128. |
Годовая контрольная работа |
1 |
Выполнение заданий контрольной работы. |
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
Личностн.: — высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам; — оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм
Познават. : ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
Регулятив.: — осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль.
Коммуник.: —выразительно читать и пересказывать текст; — учиться работать в паре, группе.:
Познават. : — ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
— осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль
Коммуник.: -выразительно читать и пересказывать текст; — учиться работать в паре, группе.: |
|
С. 110-111, тетрадь |
|
||||||||||
129. |
Анализ контрольной работы |
1 |
Понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы. |
Уметь читать бегло, в соответствии с нормами. |
|
|
|
|||||||||||
130. |
Повторение по разделу «Произведения фольклора » |
1 |
Жанры фольклора. Выполнение заданий в учебнике и тетради |
Знать жанры фольклора Уметь самостоятельно выполнять задания в тетради |
|
Выучить скороговорку |
|
|||||||||||
131. |
Повторение по разделу « Русские баснописцы» |
1 |
Задания рубрики «Проверьте себя» в учебнике. |
Знать героев басен, части басен, особенности языка Уметь характеризовать героев, выражать свое отношение к их поступкам |
|
Наизусть любую басню |
|
|||||||||||
132. |
Повторение по разделу «Русские поэты » |
1 |
Наблюдение над особенностью стихотворных строк. «Проверь себя» |
Знать понятия: ритм, тон, темп чтения стихотворения.
|
|
Наизусть любое стихотворение |
|
|||||||||||
133. |
Повторение по разделу «Произведения русских писателей о детях» |
1 |
Образ героев (внешний вид, поступки). Главная мысль, отношение автора к герою |
Знать героев, авторов, произведения. Уметь объяснять позицию автора и выражать свою точку зрения |
|
Читать рассказы о детях |
|
|||||||||||
134. |
Повторение по разделу «Произведения зарубежных писателей» |
1 |
Обобщение по разделу. Конкурс «Книгочей класса».
|
Знать понятия: строфа (двустишие) рифма, тон, темп чтения Уметь определять жанр произведения и называть произведения разных жанров |
|
Биографию любого зарубежного писателя и его произведение |
|
|||||||||||
135. |
Повторение по разделу «Юмористические произведения » |
1 |
Сравнение произведений И.Л. Гамазковой , Н. Н. Носова и В.Драгунского. |
Знать понятия: юмор, ирония, юмористический рассказ, автор — рассказчик, автор – герой.
|
|
Прочитать юмористический рассказ Н.Носова |
|
|||||||||||
136. |
Библиотечный урок «В мире книг». Летнее чтение |
1 |
Конкурс «Книгочей класса» Составление списка произведений для чтения в летний период. |
Знать авторов, названия и произведения писателей из круга чтения. |
|
Задание на лето. Список литературы |
|
|||||||||||
|
