X-PDF

Рабочая программа по литературному чтению 6.2

Поделиться статьей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе:

 авторской программы Л.Ф.Климановой,В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы. («Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России»1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина. – 2-е изд. —  М.: Просвещение, 2011»).

адаптированной основной образовательнойпрограммы начального общего образования обучающихся с  нарушениемопорно-двигательного аппарата (вариант 6.2). 

Даннаялиния учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф«Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень, утвержденный приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253(с дополнениями и изменениями).

Данная рабочая программа составленасогласно региональному учебному плану и школьному учебному плану МБОУ СОШ № 24на 2020-2021 учебный год, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в4 классе отводится 34 часа в год  (1 час в неделю).

         I.Планируемыерезультаты. Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:   

·        понимать значимостьпроизведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева,Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

·        читать вслух бегло,осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении ипредложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героямпроизведения;

·        выбирать при выразительномчтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказкасказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическиминотками и пр.);

·        пользоваться элементарнымиприёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать черезпроизведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности(добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически восприниматьпроизведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте,понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

·        участвовать в дискуссияхна нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

·        формулировать вопросы(один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды изразных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд напроблему;

·        делить текст на части,подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумыватьсвязки для соединения частей;

·        находить в произведенияхсредства художественной выразительности;

Обучающийсяполучит возможность научиться:

·        осознавать значимостьчтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

·        восприниматьхудожественную литературу как вид искусства;

·        осмысливать нравственноепреображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать емунравственно-эстетическую оценку.

·        соотноситьнравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своимиэстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

·        на практическом уровнеовладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста поаналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристикагероя);

·        работать с детскойпериодикой.

Творческаядеятельность

Обучающийся научится:   

·        пересказывать содержаниепроизведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельносоставленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность иточность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказыватьтекст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки)или рассуждения;

·        пересказывать текст от3-го лица;

·        составлять рассказы обособенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанныхпроизведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

·        писать отзыв напрочитанную книгу.

Обучающийся получит возможность научиться:

·        создавать собственные произведения, интерпретируявозможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма,драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:   

·        сравнивать, сопоставлять,делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческихпонятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) исредств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Обучающийся получит возможность научиться:

·        определять позиции героеви позицию автора художественного текста;

·        создавать прозаический илипоэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства

художественной выразительности.

Во время изученияпредмета, курса обучающиеся получат возможность выполнить проект, продуктомкоторого может являться: сочиненныесказка или рассказ, придуманные кроссворд, викторина, нарисованный рисунок,мультфильм.

 

Метапредметные результаты

 

Регулятивные УУД:

·        формулировать учебнуюзадачу урока;

·        читать в соответствии сцелью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочнои пр.);

·        выбирать наиболееэффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; еслиплан одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

·        оценивать свою работу всоответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формамиоценивания;

·        фиксировать индивидуальныепричины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфельдостижений».

·        самостоятельнообнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат,выбирать возможный путь для достижения данного результата;

·        свободно пользоватьсявыбранными критериями для оценки своих достижений;

·        владеть приёмамиосмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

·        пользоваться компьютернымитехнологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

 

Познавательные УУД:

·        находить необходимуюинформацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученнуюинформацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

·        анализировать литературныйтекст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысльпроизведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

·        находить в литературныхтекстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения,эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

·        сравнивать летопись ибылину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое

·        произведение; находить вних сходства и различия;

·        сравнивать литературноепроизведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом илимультфильмом;

·        находить пословицы ипоговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставкекниг;

·        сравнивать мотивыпоступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности ихповедения в зависимости от мотива;

·        проявлять индивидуальныетворческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессечтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

·        предлагать вариант решениянравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей иучитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замыселавтора;

·        определять основную идеюпроизведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа,фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смыслизобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношениеавтора к описываемым событиям и героям произведения.

·        определять развитиенастроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

·        создавать свои собственныепроизведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различныхвыразительных средств.

Коммуникативные УУД:

·        высказывать свою точкузрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность истремление высказываться, задавать вопросы;

·        формулировать цель своеговысказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать…», «Мнехотелось бы уточнить…», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример…» ипр.;

·        пользоваться элементарнымиприёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

·        участвовать в полилоге,самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные,по прочитанному произведению;

·        создавать 5—10 слайдов кпроекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

·        использовать найденныйтекстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

·        отвечать письменно навопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

·        определять самостоятельнокритерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оцениватьсвои достижения по выработанным критериям;

·        участвовать в диалоге,полилоге, свободно высказывать свою точку зрения;

·        интерпретироватьлитературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оцениватьсамостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

 

Личностные результаты

·        понимать, чтоотношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находитьпримеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанныхпроизведений;

·        собиратьматериал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины,местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию дослушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал,уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

·        познаватьнациональные традиции своего народа, сохранять их;

·        рассказывать освоей Родине, об авторах и их произведениях о Родине.

 

II.Содержание учебного предмета

 

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятиена слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы посодержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанномуучебному, научно-познавательному и художественному произведению. Чтение Чтениевслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильномучтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальнымтем пом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка нанормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений синтонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностейразных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования

Чтение

 Чтение вслух.

Постепенныйпереход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словамивслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения),постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающеготемп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических иинтонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаковпрепинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов,передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя.

 Осознаниесмысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанрупроизведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнениявысказывания и др.

Работас разными видами текста.

 Общеепредставление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном— и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.

 Особенностифольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст отнаборапредложений. Прогнозирование содержания книги по её названию иоформлению.

Самостоятельноеопределение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части,их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие вколлективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушатьвыступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов

Библиографическаякультура.

Книгакак особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книгина Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная,художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление,титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная(с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типыкниг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

 Выборкниг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детскимкнигам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользованиесоответствую щими возрасту словарями и справочной литературой.

Работас текстом художественного произведения.

Пониманиезаглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определениеособенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (спомощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческихнравственных правил и отношений.

 Пониманиенравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев,анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина»,представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (напримере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средствязы ка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованиемспецифической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказпо иллюстрациям, пересказ.

 Характеристикагероя произведения с использованием художественно-выразительных средств данноготекста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставлениепоступков героев по аналогии или по контрасту.

 Выявлениеавторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имёнгероев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженныечерез поступки и речь.Освоение разных видов пересказа художественного текста:подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробныйпересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных илиключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста начасти, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливаниекаждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений изтекста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

 Самостоятельныйвыборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения(отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составитьданное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов изразных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характерупоступков героев

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.

Пониманиезаглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определениеособенностей учебного и научнопопулярного текста (передача информации).Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейскихрассказов (по отрывкам или небольшим текстам). 3накомство с простейшимиприёмами анализа различных видов текста: установление причинноследственныхсвязей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определениемикротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности повоспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова,модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделениеглавного в содержании текста).

Осознаниедиалога как вида речи.

Особенностидиалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельнозадавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливойформе высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научнопознавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точкизрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета вусловиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикетана основе фольклорных произведений.

Работасо словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как формаречевого высказывания.

Монологичекое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, попредложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мыслитекста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного сучётом специфики научнопопулярного, учебного и художественного текста. Передачавпечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения,изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор ииспользование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) сучётом особенностей монологического высказывания.

Устноесочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетныхлиний, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему

Письмо (культура письменной речи)

Нормыписьменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, местадействия, характеров героев), использование в письменной речи выразительныхсредств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в минисочинениях (повествование,описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв

Кругдетского чтения

 Произведенияустного народного творчества разных народов России. Произведения классиковотечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведениясовременной отечественной (с учётом многонационального характера России) изарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая,фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детскиепериодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения: фольклорразных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших,добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя)средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор иосмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях:художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет(последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь,поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностяхпостроения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания(пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделениеособенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторскиехудожественные произведения (их различение). Жанровое разнообразиепроизведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы,поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла.Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок:лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ,стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностямипостроения и выразительными средствами

Творческая деятельность обучающихся

Интерпретациятекста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение поролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство сразличными способами работы с деформированным текстом и использование их(установление причинно-следственных связей, последовательности событий:соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения,создание собственного текста на основе художественного про­ изведения (текст поаналогии), репродукций картин художни­ ков, по серии иллюстраций к произведениюили на основе личного опыта.

 

III.ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

 

Основное содержание темы/курса

Основные  виды учебной деятельности

(характеристика основных видов деятельности ученика)

Введение (1 ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений.

 

Прогнозировать содержание раздела.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1—3 классах.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника.

Летописи, былины, жития (5 ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений.

Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда. Поэтический текст былины «Ильины три поездочки».

 Прозаический текст былины в пересказе. Н. Карнауховой.

 Картина В. Васнецова «Богатыри». Сергий Радонежский – святой земли русской.
В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому.

 Житие Сергия Радонежского. Детство и юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.

 

 

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом.

Сравнивать поэтический и прозаические тексты былины.  Пересказывать былину от лица её героя.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

Описывать характер человека; высказывать своё отношение.

Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации.

Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).

Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.

 Чудесный мир классики (5 ч)

Знакомство с разделом «Чудесный мир классики».

 П.П. Ершов «Конёк-горбунок».   Сравнение словесного и изобразительного искусства.
А. С. Пушкин   «Няне». Авторское отношение к изображаемому. «Туча». «Унылая пора! …».

  «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…».  Характеристика героев. Пересказ сказки.

 М. Ю. Лермонтов «Дары Терека».  Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение.

 М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».  Герои турецкой сказки.  Характеристика героев, отношение к ним.

 Л. Н. Толстой «Детство».  События рассказа. Характер главного героя рассказа.

 Л. Н. Толстой.  Басня «Как мужик камень убрал».  Особенности басни.  Главная мысль.

А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени.

Урок-обобщение по разделу «Чудесный мир классики».  Оценка своих достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэтическая тетрадь (2 ч)

Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь».
Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…». 
Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…». Ритм, порядок слов.
А. А. Фет «Весенний дождь». «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении.
Е. А. Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист…».  Передача настроения и чувства в стихотворении.

А. Н. Плещеев «Дети и птичка».  Ритм стихотворения.
И. С. Никитин «В синем небе над полями…».  Изменение картин природы в стихотворении.
Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки…».  Главная мысль в стихотворении. Картины осени в стихотворении И. А. Бунина «Листопад».  
 Урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка своих достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений, определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору, или они выражают личные чувства других людей.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором.

Самостоятельно оценивать своё чтение.

 Литературные сказки (3 ч)

Знакомство с разделом «Литературные сказки».
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».  Особенности данного литературного жанра.

Заглавие и главные герои литературной сказки.
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».   Особенности данного литературного жанра.  Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста.
П. П. Бажов «Серебряное копытце».  Мотивы народных сказок в авторском тексте. 
Герои художественного произведения.  С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».  Мотивы народных сказок в литературном тексте.  Герои художественного текста.  Словесное иллюстрирование.
Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».  Техника чтения

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Пересказывать сказку по 2лану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы.

Составлять рекомендованный список литературы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

 Делу время — потехе час (2 ч)

Знакомство с разделом «Делу время – потехе час». Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».   Жанр произведения.
В. Ю. Драгунский «Главные реки».  Особенности юмористического текста.
В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка».  Юмористические рассказы
 В. Ю. Драгунского.
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».  Смысл заголовка.  Герои произведения.

Обобщающий урок по разделу
 «Делу время – потехе час».
Оценка достижений.

 

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи.

Определять нравственный смысл произведения.

Определять жанр произведения.

Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения.

Определять прямое и переносное значение слов.

Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.

Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра.

Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.

 Страна детства (1 ч)

Знакомство с разделом «Страна детства». Прогнозирование содержания раздела.

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».  Особенности развития сюжета.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».   Герои произведения.
М. М. Зощенко «Ёлка».  Герои произведения.
М. М. Зощенко «Ёлка».  Составление плана. Пересказ.
Обобщение по разделу «Страна детства». Литературная викторина. Оценка своих достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги.

Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов, определять отношение автора к героям.

Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора.

Анализировать заголовки произведений.

Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту.

Составлять план текста.

Пересказывать текст на основе плана.

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

 

Поэтическая тетрадь  (1 ч)

Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь».
Тема стихотворений В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». Развитие чувства в лирическом стихотворении. 
С. А. Есенин «Бабушкины сказки».  Тема стихотворения. 
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства».  Тема детства в произведениях Цветаевой.
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
 Сравнение произведений разных поэтов

Прогнозировать содержание раздела.

Подбирать любимые стихи к теме.

Воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием.

Сравнивать стихотворения разных поэтов.

Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества.

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение.

Рассказывать об эпизодах из своего детства.

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.

 Природа и мы  (2 ч)

Знакомство с разделом «Природа и мы».  Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».  Отношение человека к природе. Подготовка выборочного пересказа.
А. И. Куприн «Барбос и Жулька».  Герои произведения о животных.
М. М. Пришвин «Выскочка».  Анализ заголовка. Характеристика героя на основе поступка.
Е. И. Чарушин «Кабан».  Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков.
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».  Герои рассказа. Деление текста на части.  Составление плана.
Проект «Природа и мы».
Обобщение по разделу «Природа и мы». Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение.

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного.

Анализировать заголовок произведения.

Характеризовать героя произведения на основе поступка.

Определять отношение автора к героям на основе текста.

Наблюдать, как авторы передают красот у природы с помощью слова.

Объяснять нравственный смысл рассказа.

Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную

мысль темы.

Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления

по теме.

Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря.

Читать выразительно диалоги из текста.

Проверять себя и самостоятельно оценивать

свои достижения.

Поэтическая тетрадь  (1 ч)

Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь».
 Картины осени в произведении Б. Л. Пастернака.
С. А. Клычков «Весна в лесу».  Картины весны в стихотворении.
Д. Б. Кедрин «Бабье лето».  Картины лета в стихотворении.  Чтение наизусть.
Н. М. Рубцов «Сентябрь».  Изображение природы в сентябре в лирическом произведении.  
С. А. Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении.
С. А. Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении.
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь».
Конкурс «Поэзии прекрасные страницы». 

Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг.

Заучивать стихи наизусть.
Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно.

Определять настроение поэта и лирического героя.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно

дополнять.

Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1480

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической

работы, представленной в учебнике.

 Родина (1 ч)

Знакомство с разделом «Родина».
 И. С. Никитин «Русь».  Образ Родины в поэтическом тексте.
С. Д. Дрожжин «Родине».  Авторское отношение к изображаемому.
А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…».  Авторское отношение к изображаемому.
ПРОЕКТ «Они защищали Родину».
Обобщение по разделу «Родина». Поэтический вечер. Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги

по теме.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков.

Понимать особенности поэтического текста.

Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения.

Предполагать содержание произведения по его названию.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу.

Писать сценарий поэтического вечера.

Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине.

Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой.

Проверять себя и самостоятельно оценивать

свои достижения.

 Страна Фантазия (1 ч)

Знакомство с разделом «Страна Фантазия». Прогнозирование содержания раздела.

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».   Особенности фантастического жанра.

Необычные герои фантастического рассказа.

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».  Особенности фантастического жанра.

Характеристика героев произведения.

Сравнение героев фантастических рассказов К. Булычёва и Е. Велтистова.
Обобщение по разделу «Страна Фантазия».   Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Определять особенности фантастического жанра.

Сравнивать и характеризовать героев произведения.

Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

 Зарубежная литература (4 ч)

Знакомство с разделом «Зарубежная литература».  Планирование работы по усвоению содержания.
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».  Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.».   Герои приключенческой литературы.
Г. Х. Андерсен «Русалочка».  Авторская зарубежная сказка. Рассказ о Русалочке.

М. Твен «Приключения Тома Сойера».  Особенности повествования.

Герои приключенческой литературы. Сравнение героев.

С. Лагерлёф «Святая ночь».  Поступок героя.

С. Лагерлёф «В.  Назарете». Основная мысль рассказа.
Обобщение по разделу «Зарубежная литература».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подготовить к выставке книги зарубежных

писателей.  
Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги вы-

разительно.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.

Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение

о прочитанном произведении.

Характеризовать поступки героев произведения.

Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги.

Проверять себя и самостоятельно оценивать

свои достижения.

 

 

Согласовано                                                             Согласовано

Протокол заседания МО                                     Зам. директора  по УВР

учителей начальныхклассов                                                         /ЕП.Антонова/

от « 30»  08.  2020 г №1                                       «  30  »  08        2020г

Руководитель МО           /Е.Н.Черкасова/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по предмету Литературное чтение для 4 класса (обучение на дому)

№ урока по п/п

Раздел

Название темы урока

Планируемые сроки

Дата проведения по факту

Кол-во часов

Введение (1 час)

1

1.1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений.

 

 

.Летописи, былины, жития (5 ч)

2

3.1

Знакомство с разделом «Летописи, былины, жития»..    

 

 

3

3.2

Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда.

4

3.3

Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего».

5

3.4

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». 

6

3.5

Житие Сергия Радонежского

Чудесный мир классики (5 ч)

7

4.1

Знакомство с разделом «Чудесный мир классики». П. П. Ершов «Конёк-горбунок». 

 

 

8

4.2

А. С. Пушкин   «Няне», «Туча». «Унылая пора! …».  «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…». 

 

 

9

4.3

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». 

 

 

10

4.4

Л. Н. Толстой «Детство».  .  Басня «Как мужик камень убрал». 

 

 

11

4.5

А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени.

 

 

Поэтическая тетрадь  (3 ч)

12

2.1

Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». А. А. Фет «Весенний дождь». «Бабочка».

 

 

13

2.2

Е. А. Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист…».  А. Н. Плещеев «Дети и птичка».

14

2.3

Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки…».   Картины осени в стихотворении И. А. Бунина «Листопад».   

 

 

Литературные сказки (3 ч)

15

5.1

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».  Заглавие и главные герои литературной сказки.

 

 

16

5.2

П. П. Бажов «Серебряное копытце».  Герои художественного произведения.   

 

 

17

5.3

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».    С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». 

 

 

Делу время – потехе час  (2 ч)

18

6.1

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».   Жанр произведения.      

 

 

19

6.2

В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка».  В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

 

 

Страна детства  (1 ч)

20

7.1

Герой произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков».    К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».     М. М. Зощенко «Ёлка».      

 

 

Поэтическая тетрадь (1 ч)

21

2.4

С.А.Есенин Бабушкины сказкиМ.И.Цветаева Бежит тропинка с бугорка, Наши царства. Тема детства в произведениях М.И.Цветаевой.

 

 

Природа и мы (2 ч)

22

8.1

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А. И. Куприн «Барбос и Жулька».  М. М. Пришвин «Выскочка».  Е. И. Чарушин «Кабан». 

 

 

23

8.2

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Проект Природа и мы. Обобщение по разделу Природа и мы. Оценка достижений.   

 

 

Поэтическая тетрадь  (1 ч)

 24

2.4

Картины осени в произведении Б. Л. Пастернака.   С. А. Клычков «Весна в лесу».  Д. Б. Кедрин «Бабье лето».  Н. М. Рубцов «Сентябрь».  С. А. Есенин «Лебёдушка».

 

 

Родина  (1 ч)

25

9.1

Знакомство с разделом «Родина». И. С. Никитин «Русь».  С. Д. Дрожжин «Родине».  А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…».

 

 

Страна фантазия (2 ч)

26

10.1

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».  

 

 

27

10.2

Особенности фантастического жанра. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». 

Зарубежная литература  (7 ч)

28

11.1

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».  Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

 

 

29

11.2

Г. Х. Андерсен «Русалочка».  Авторская зарубежная сказка.

 

 

30

11.3

М. Твен «Приключения Тома Сойера».  

 

 

31

11.4

С. Лагерлёф «Святая ночь». 

 

 

32

11.5

«В Назарете». Основная мысль рассказа.  

33

11.6

Обобщение по разделу «Зарубежная литература».

34

11.7

Оценка достижений- проверка читательской компетентности

 

 

№ п.п.

Раздел

Количество часов

1

Введение

1

2

Поэтическая тетрадь  

5

3

Летописи, былины, жития

5

4

Чудесный мир классики

5

5

Литературные сказки

3

6

Делу время – потехе час 

2

7

Страна детства 

1

8

Природа и мы

2

9

Родина 

1

10

Страна фантазия

2

11

Зарубежная литература 

7

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1480

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1480


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1480


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1480


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1480


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1480


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет