X-PDF

Рабочая программа по литературному чтению для учеников 1-4 класса

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

1.             Планируемыерезультаты освоения учебного предмета, курса……………………………………………. 2

2.               Содержаниеучебного предмета, курса………………………………………………………………………5

3.               Тематическоепланирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы…..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

(для четырёхлетнейначальной школы)

 

Родной язык и литературное чтение на родном языкеизучаются в рамках русского языка и литературного чтения, так как он являетсяродным.

I.                Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

 

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальнойшколы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российскийнарод, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентациимногонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостноговзгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­скихпотребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизустьпроизведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственнойотзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории икультуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям инойнациональной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьномуколлективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивовучебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступкина основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами вразных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорныхситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений сосвоими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению кматериальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный,здоровый образ жизни.

 

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоениеспособами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оцениватьучебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еёреализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебнойдеятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информациио книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативныхи познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации всправочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствиис коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии сцелями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствиис задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственныхсвязей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различныеточки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументироватьсвою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности,осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путейеё достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учётаинтересов сторон и сотрудничества.

 

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры,средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мированиепредставлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальныхэтических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности;формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровнячитательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтениемвслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных,научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарныхлитературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое),выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание испецифику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать иобосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоватьсясправочными источниками для понимания и получения дополнительной информации,составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысльпроизведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план,находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерныеособенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. Напрактическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование —созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос,описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанноепроизведение;

8) развитиехудожественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст наоснове художественного про­изведения, репродукции картин художников, поиллюстрациям, на основе личного опыта.

 

II.             Содержание курса

 

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Рабочая программа

Рабочая  программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Обучение грамоте

92

92

 

 

 

1

Добукварный период

14

14

 

 

 

2

Букварный период

63

63

 

 

 

3

Послебукварный период

15

15

 

 

 

Систематический курс

40

40

 

 

 

6

Вводные уроки

4

1

1

1

1

7

Жили-были буквы

7

7

8

Сказки, загадки, небылицы

7

7

9

Апрель, апрель. Звенит капель!

5

5

10

И в шутку и всерьез

6

6

11

Я и мои друзья

5

5

 

О братьях наших меньших

5

5

12

Самое великое чудо на свете

8

2

3

13

Устное народное творчество

29

11

9

 

Люблю природу русскую. Осень

8

7

14

Русские писатели

14

11

15

Великие русские писатели

24

18

16

О братьях наших меньших

12

10

17

Из детских журналов

9

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

6

18

По страницам детских журналов

8

6

 

19

Люблю природу русскую. Зима

9

8

20

Писатели детям

17

12

 

Я и мои друзья

10

                  9           

21

Люблю природу русскую. Весна

9

6

22

И в шутку и всерьез

14

10

23

Литература зарубежных стран

35

9

3

10

24

Поэтическая тетрадь 1

36

16

11

25

Поэтическая тетрадь 2

14

12

10

26

Литературные сказки

24

4

11

27

Были – небылицы

10

6

28

Люби живое

16

14

29

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

12

10

30

Летописи, былины, жития

11

10

31

Чудесный мир классики

22

14

 

Делу время – потехе сейчас

9

7

 

Страна детства

8

7

 

Природа и мы

12

9

 

Родина

8

7

 

Страна Фантазия

7

5

 

Резерв:

3

 

Итого:

540

132

102

102

102

 

 

Виды речевой и читательскойдеятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушаниеразличных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умениеотвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательностисобытий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы попрослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, заособенностью авторского стиля.

 

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитиеречевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений инавыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно­му,правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознатьтекст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических иинтонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаковпрепинания. Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов,передача их с помощью интониро­вания. Развитие поэтического слуха. Воспитаниеэстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товитьсяк выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения,определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведенияпри чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определениевида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в текстенеобходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художествен­ном,учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этихвидов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественныхпроизведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросами самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умениеработать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступатьпо теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы,используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительныхматериалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимыхзнаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания.Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание илиоглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешниепоказатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка,алфавитного и тематического каталога. Самостоятель­ное пользование соответствующимивозрасту словарями и дру­гой справочной литературой.

Работа с текстомхудожественного произведения

Определение особенностей художественного текста: свое­образиевыразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения,его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения,осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрениянорм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви кРодине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем игероев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста сиспользованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений,эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованиемспецифической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказпо иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительныхсредств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующихгероя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов.Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристикагероя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь.Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторскихпомет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, опре­делениеглавной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всеготекста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевыхслов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в видевопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ваний) и на его основеподробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту:характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющихсоставить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений втексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение исопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций,эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитиеумения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательностисобытий.

Работа с научно-популярным, учебными другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотноше­ние с егосодержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов(передача информации). Знаком­ство с простейшими приёмами анализа различныхвидов текста: установление причинно-следственных связей, определение главноймысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые илиопорные слова. Построение алгорит­ма деятельности по воспроизведению текста.Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробныйпересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержаниитекста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами исправочным материалом.

Умение говорить (культураречевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче­ского общения:умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы потексту; внимательно вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой формевы­сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному,учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность ксобеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личныйопыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство сособенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна­чение слов,их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание не­большогообъёма с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа навопрос. Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональнойвыразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании.Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом спецификинаучно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений(из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительногоискусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельноепостроение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использованиевыразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностеймонологического высказывания.

Устное сочинениекак продолжение прочитанного произ­ведения, отдельных его сюжетных линий,короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменнойречи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголо­вку (отражениетемы, места действия, характеров героев), ис­пользование в письменной речивыразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях(пове­ствование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв опрочитанной книге.

Кругдетского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческимиценностями.

Произведения устного народного творчества разных наро­дов (малыефольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказкинародов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина,М.Ю. Лермонто­ва, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечествен­нойлитературы XIXXX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениямисовременной отечественной (с учётом многона­ционального характера России) изарубежной литературы, до­ступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад­ших школьниковмифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках иподвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, при­ключенческая,фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература,детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведенияо Родине, природе, детях, братьях наших мень­ших, добре, дружбе, честности,юмористические произведения.

 

Литературоведческаяпропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помо­щью учителя)средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор иосмысление их значения.

Первоначальнаяориентировка в литературных понятиях: ху­дожественное произведение, искусствослова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Геройпроизведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания:повествования (рассказ), описания (пей­заж, портрет, интерьер), рассуждения(монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание,различение), выделение особенностей стихотворного произве­дения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельныепесни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение,определение основного смыс­ла. Сказки о животных, бытовые, волшебные.Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Лите­ратурная(авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жан­ре, наблюдениеза особенностями построения и выразительны­ми средствами.

Творческая деятельностьобучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творче­скойдеятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устноесловесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированнымтекстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей,последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, созданиесобственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии),репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или наоснове личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различныевремена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной илиписьменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями,находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою,объяснять свой выбор.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет