Пояснительная записка
Программаразработана на основании:
• ФГОС НОО (приказМинобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями,внесёнными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576)
• Устава МБОУСОШ р. п. Лазарев
• Учебного планаМБОУ СОШ р. п. Лазарев
Программа попредмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» составлена всоответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе примерной программы начального общего образования по учебнику Н.Е. Кутейникова, О.В. Синева идр. «Литературное чтение на родном (русском) языке», учебное пособие.- М.:Просвещение. 2019., Примерной основной образовательной программы начальногообщего образования МБОУ СОШ р. п. Лазарев.
Планируемыерезультаты освоения учебной программы
покурсу «Литературное чтение на родном (русском) языке» к концу 3-гогода обучения
Личностные результаты:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношенияк школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности ипринятия образца «хорошего ученика»;
· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающаясоциальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательныйинтерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, втом числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствиярезультатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценокучителей, товарищей, родителей и других людей;
· способность к самооценке на основе критериев успешности учебнойдеятельности;
· основы гражданской идентичности личности своей этническойпринадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа,гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ иисторию, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознаниесвоей этнической принадлежности;
· ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственныхпоступков, так и поступков окружающих людей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебномматериале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свои действия в соответствии с поставленнойзадачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контролеспособа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровнеадекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям даннойзадачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия;
· вносить необходимые коррективы в действие после егозавершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенногорезультата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатоврешения задачи, собственной звучащей речи на русском языке.
Познавательные:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполненияучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве Интернета;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· строить сообщения в устной и письменной форме;
· основам смыслового восприятия художественных ипознавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разныхвидов (в первую очередь текстов);
· осуществлять анализ объектов с выделением существенных инесущественных признаков;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемомкруге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений обобъекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные:
· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельностьс учителем и сверстниками;
· работать индивидуально и в группе: находить общее решение иразрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
· формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
· осознанно использовать речевые средства в соответствии сзадачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
Предметные результаты:
Осень яснее лета
Обучающийся научится:
· соблюдать при чтении стихотворенийправильные тон и темп речи;
· использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,выборочное, поисковое); осознанно воспринимать и оценивать содержание испецифику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновыватьнравственную оценку поступков героев;
· понимать родную (русскую)литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, какособого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры,средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
Обучающийся получит возможностьнаучится:
· обогатить активный и потенциальный словарный запаса, развитькультуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменнойречи, правилами речевого этикета;
· относится к родному языку как хранителю культуры, включится вкультурно-языковое поле своего народа, формировать первоначальные представленияо единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языкекак основе национального самосознания;
· ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешногорешения коммуникативных задач.
Мы с приятелем вдвоем замечательно живем
Обучающийся научится:
· читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного(для всех видов текстов);
· читать (вслух) выразительно доступные для данного возрастапрозаические произведения и декламировать стихотворные произведения послепредварительной подготовки (только для художественных текстов);
· определять главную мысль и героев произведения; определятьосновные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст,передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемуюинформацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде;задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждаяответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, сиспользованием словарей и другой справочной литературы.
Обучающийся получит возможностьнаучится:
· осмысливать эстетические и нравственные ценностихудожественного текста и высказывать собственное суждение;
· высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном)произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
· устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями отвосприятия других видов искусства;
· составлять по аналогии устные рассказы (повествование,рассуждение, описание).
Человек без Родины, что соловей безпесни
Обучающийся научится:
· воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
· осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
· самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию,ключевым словам;
· самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводитьсловарную работу;
· делить текст на части, составлять простой план;
Обучающийся получит возможностьнаучится:
· сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различныхтекстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторскаялитература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности(сравнение, олицетворение, метафора);
· определять позиции героев и позицию автора художественноготекста.
Зимняясказка
Обучающийся научится:
· понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранятьтрадиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам;составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих вдни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями итоварищами по классу;
· наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства приэтом испытывает;
· пользоваться элементарными приёмами анализа текста.
Обучающийся получит возможностьнаучится:
· сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различныхтекстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторскаялитература, структура текста, герой, автор) и средств художественнойвыразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Семья – опора счастья
Обучающийся научится:
· наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства приэтом испытывает;
· пользоваться элементарными приёмами анализа текста;
· самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль;соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать,позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этомудоказательства в тексте;
· задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на нихответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа навопрос или подтверждения собственного мнения.
Обучающийся получит возможностьнаучится:
· обогатить активный и потенциальный словарный запаса, развитькультуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменнойречи, правилами речевого этикета;
· относится к родному языку как хранителю культуры, включится вкультурно-языковое поле своего народа, формировать первоначальные представленияо единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языкекак основе национального самосознания.
Повсюду благовест гудит
Обучающийся научится:
· по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать)то, что представили;
· высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, втом числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного ипочему);
· относить произведения к жанрам по определённым признакам;
· различать в прозаическом произведении героев, рассказчика иавтора;
· видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты,олицетворения.
Обучающийся получит возможностьнаучится:
· овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умениеиспользовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативныхзадач;
· осознать значимость чтения на родном языке для личногоразвития; формирования представлений о мире, национальной истории и культуре,первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле.
Путь к победе
Обучающийся научится:
· осознанно воспринимать и оценивать содержание и спецификуразличных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновыватьнравственную оценку поступков героев;
· достигать необходимого для продолжения образования уровнячитательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладетьтехникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализаи преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов сиспользованием элементарных литературоведческих понятий.
Обучающийся получит возможностьнаучится:
· сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различныхтекстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторскаялитература, структура текста, герой, автор) и средств художественнойвыразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
· определять позиции героев и позицию автора художественноготекста;
· создавать прозаический или поэтический текст по аналогии наоснове авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Удивительный мир вокруг нас
Обучающийся научится:
· наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства приэтом испытывает;
· пользоваться элементарными приёмами анализа текста;
· самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль;соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать,позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этомудоказательства в тексте.
Обучающийся получит возможностьнаучится:
· осознавать значимость чтения на родном русском языке длядальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение с учётом его цели какисточник эстетического, нравственного, познавательного опыта (приобретениеопыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументации, иной информации);
· осмысливать эстетические и нравственные ценностихудожественного текста и высказывать собственное суждение;
· устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями отвосприятия других видов искусства;
Содержание курса (17 часов)
I.Осень яснее лета (3часа)
Осенние именины. Осеннее настроение.Первый раз в 3 класс. Мы едем, едем в далекие края.
II. Мыс приятелем вдвоем замечательно живем (3часа)
Не похожи мы, а все же нас не разольешьводой. Благодарность и верность дружбе. Мы умножим нашу радость и разделимпополам. Рождение печатной книги на Руси.
III. Человекбез Родины, что соловей без песни (1час)
Старинный обычай. Моя сторона.
IV.Зимняясказка (1час)
Зима… пора отдохновенья. Чудо Рождества.
V.Семья– опора счастья (3часа)
Мать в детях как в цвету цветет. Хлебвсему голова. Каждый – сын своего отца. Бабушка моя. Жили были братья-сёстры.Правда и кривда.
VI.Повсюдублаговест гудит (2часа)
Вербное воскресенье. Повсюду благовестгудит. Весна пришла, весне – дорогу.
VII.Путь к победе (2часа)
Жизнь дана на добрые дела. Сыновийпоклон. Это праздник с сединою на висках.
VIII.Удивительныймир вокруг нас (2часа)
Дело мастера боится.
Календарно-тематическое планирование
1 час в неделю
17 часов в год
№ урока |
Содержание (тема) |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
1. |
Осенние именины. |
1 |
|
|
|
2. |
Осеннее настроение |
1 |
|
|
|
3. |
Первый раз в 3 класс. Мы едем, едем в далекие края. |
1 |
|
|
|
4. |
Не похожи мы, а все же нас не разольешь водой |
1 |
|
|
|
5. |
Благодарность и верность дружбе. Мы умножим нашу радость и разделим пополам |
1 |
|
|
|
6. |
Рождение печатной книги на Руси |
1 |
|
|
|
7. |
Старинный обычай. Моя сторона. |
1 |
|
|
|
8. |
Зима… пора отдохновенья. Чудо Рождества. |
1 |
|
|
|
9. |
Мать в детях как в цвету цветет. Хлеб всему голова. |
1 |
|
|
|
10. |
Каждый – сын своего отца. Бабушка моя. |
1 |
|
|
|
11. |
Жили были братья-сёстры. Правда и кривда |
1 |
|
|
|
12. |
Вербное воскресенье. Повсюду благовест гудит |
1 |
|
|
|
13. |
Весна пришла, весне — дорогу |
1 |
|
|
|
14. |
Жизнь дана на добрые дела |
1 |
|
|
|
15. |
Сыновий поклон. Это праздник с сединою на висках |
1 |
|
|
|
16. |
Итоговая промежуточная аттестация |
1 |
|
|
|
17. |
Итоговый урок. Дело мастера боится |
1 |
|
|
|