Рабочая программа по литературному чтению на родном(русском) языке.
Планируемые результаты освоения учебногопредмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
Личностныерезультаты.
· воспитаниероссийской гражданской идентичности; патриотизма, уважения к Отечеству,прошлому и настоящему многонационального народа России;
· формированиесредствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве иразнообразии природы, народов, культур и религий;
· воспитаниехудожественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей ичувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведенийхудожественной литературы;
· развитиеэстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· овладениеначальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
· осознаниезначимости чтения для своего дальнейшего развития;
· восприятиелитературного произведения как особого вида искусства;
· формированиеосознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, кистории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России инародов мира;
готовностии способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• планировать собственные действия исоотносить их с поставленной целью;
• учитывать выделенные учителем ориентирыдействия при освоении нового художественного текста;
• выполнять учебные действия в устной иписьменной форме;
• вносить коррективы в действие после егозавершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить новые задачи для освоенияхудожественного текста в сотрудничестве с учителем;
• самостоятельно оценивать правильностьвыполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённойработы;
• планировать собственную читательскуюдеятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить нужную информацию, используясловари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
• выделять существенную информацию из текстовразных видов;
• сравнивать произведения и их героев,классифицировать произведения по заданным критериям;
• устанавливать причинно — следственные связимежду словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
• устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации,используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
•сравнивать и классифицировать жизненныеявления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания дляклассификации;
•строить логические рассуждения, включающиеопределение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, впроцессе анализа литературного произведения и на основании собственногожизненного опыта;
• работать с учебной статьёй (выделять узловыемысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• работая в группе, учитывать мненияпартнёров, отличные от собственных;
• аргументировать собственную позицию икоординировать её с позицией партнёров при выработке решения;
• точно и последовательно передавать партнёрунеобходимую информацию;
• оказывать в сотрудничестве необходимуювзаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
• владеть диалогической формой речи;
• корректно строить речь при решениикоммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать относительность мнений и подходов крешению поставленной проблемы;
• задавать вопросы, необходимые дляорганизации работы в группе.
Предметные результаты
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• читать (вслух и про себя) соскоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного ;
• читать произведения разныхжанров с соблюдением норм литературного произношения, правильныминтонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая такимобразом понимание прочитанного;
• прогнозировать содержаниепроизведения по его заглавию, иллюстрациям;
• находить ключевые слова,определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
• различать последовательностьсобытий и последовательность их изложения;
• выделять смысловые части текста, составлять простой и сложныйпланы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему текстуи отдельным его частям;
• пересказывать текст сжато,подробно, выборочно, с включением описаний, с заменого диалога повествованием,с включением рассуждений;
• обращаться к титульным данным,аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг поалфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
• составлять краткие аннотации крекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детскихпериодических журналах;
• соотносить поступки героев снравственными нормами;
• ориентироваться в научно -популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможностьнаучиться:
• составлять личное мнение олитературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной иписьменной речи;
• высказывать своё суждение обэстетической и нравственной ценности художественного текста;
• высказывать своё отношение кгероям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
• создавать текст по аналогии иответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• читать по ролям художественноепроизведение;
• создавать текст на основе плана;
• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включениемописаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
• писать (на доступном уровне)сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме,телевизионной передаче;
• участвовать в драматизациипроизведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаическихтекстов;
• создавать сочинения порепродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможностьнаучиться:
• создавать творческий пересказпроизведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумыватьпродолжение истории персонажа и сюжета;
• создавать иллюстрации кпроизведениям;
• создавать в группе сценарии ипроекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• выделять выразительные средстваязыка и на доступном уровне объяснять их эмоционально — смысловые значения;
• определять (на доступном уровне)основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин,стихотворений, рассказов, повестей, басен;
• выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа,внешности героев, их поступков, бытовые описания;
• вводить в пересказ элементыописания, рассуждения, использовать цитирование;
• определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оновыражено;
• различать жанры, преимущественнопутём сравнения (сказка — басня, сказка — былина, сказка — рассказ и др.);
• находить рифмы, примерызвукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможностьнаучиться:
• делать элементарный анализлитературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторскаялитература, структура текста, автор, герой), средства художественнойвыразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
• создавать прозаический ипоэтический текст по аналогии, используя средства художественнойвыразительности, включённые в конкретное произведение.
Содержание учебного предмета «Литературноечтение на родном (русском языке» 4 класс (17часов)
Круг чтения
Славянские мифы (2 ч)
Персонажи в славянских мифах. Славянскиймиф «Как мужик водяного обманул».
Русские народные сказки (3 ч)
Русские сказки: «Пётр I и мужик»,«Сказка о Молодце- удальце, молодильных яблоках и живой воде». Творческаяработа. Проба пера.
Былины (2 ч)
«Садко»; «Илья Муромец и Идолищепоганое».
Авторские сказки (1 ч)
В. Даль «У тебя у самого свой ум»
Басни (1 ч)
И. Крылов «Щука и кот».
Слово о родной земле (5 ч)
В. Бенедиктов «Москва»; Н. Некрасов«Тишина»; И. Никитин «В синем небе плывут над полями», А. Пушкин «Как часто вгорестной разлуке»; А. Фет «Учись у них- у дуба, у берёзы».
Прошла по земле война (1 ч)
В. Чернявский «С отцами наравне. Рассказыо детях- героях»;
Мир детства (2 ч)
Л. Толстой «Игры», Я. Полонский «Япомню, как детьми, с румяными щеками»
Тематическоепланирование
Тема блока, раздела |
Количество часов по программе |
Примечание |
Славянские мифы |
2 |
|
Русские народные сказки |
3 |
|
Былины
|
2 |
|
Авторские сказки |
1 |
|
Басни |
1 |
|
Слово о родной земле |
5 |
|
Прошла по земле война |
1 |
|
Мир детства |
2 |
|
Итого |
17 |
|
