X-PDF

Рабочая программа по математике 4 класс

Поделиться статьей

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерствообразования Приморского края

Муниципальное казённое общеобразовательноеучреждение «Средняя общеобразовательная школа»

с.Сергеевка Партизанского муниципального района

                                                                                                                                                               УТВЕРЖЕНО

ДиректорМКОУ СОШ с.Сергеевка

______________Галайда Н.Г. Приказ №

от 30 08  2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID2204579) учебного предмета

«Математика»

для4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Казакова Виктория Игоревна учитель начальных классов

с.Сергеевка 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочаяпрограмма по предмету «Математика» для обучающихся 4 класса составлена наоснове Требований к результатам освоения основной образовательной программыначального общего образования, представленных в Федеральном государственномобразовательном стандарте начального общего образования, а также Примернойпрограммы воспитания.

В начальной школеизучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника.Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий наматематическом материале, первоначальное овладение математическим языком станутфундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы вжизни.

Изучение математики вначальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающихцелей, а также целей воспитания:

—  Освоение начальных математическихзнаний — понимание значения величин и способов их измерения; использованиеарифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умениярешать учебные и практические задачи средствами математики; работа салгоритмами выполнения арифметических действий.

—  Формирование функциональнойматематической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличиему него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач,построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое»,«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий,зависимостей (работа, движение, продолжительность события).

—  Обеспечение математическогоразвития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальнойдеятельности, пространственного воображения, математической речи; умениестроить рассуждения, выбирать аргументацию,  различать верные (истинные) иневерные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований дляупорядочения, вариантов и др.).

—  Становление учебно-познавательныхмотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качествинтеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления,воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах ипонятиях; прочных  навыков использования математических знаний в повседневнойжизни.

В основе конструированиясодержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценностиматематики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:

—  понимание математических отношений выступает средством познаниязакономерностей  существования   окружающего мира, фактов, процессов  и явлений,  происходящих  в  природе и в обществе (хронология событий,протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы,размера и т.д.);

—  математические представления очислах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостноговосприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровищаискусства и культуры, объекты природы);

—  владение математическим языком,элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствоватькоммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строитьлогические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинностьпредположения).

Младшие школьники проявляют интерес к математическойсущности предметов и явлений окружающей жизни — возможности их измерить,определить величину, форму, выявить зависимости и  закономерности  их расположения  во  времени  и в пространстве. Осознанию младшим школьникоммногих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчаетосвоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разнымисредствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).

В начальной школематематические знания и умения применяются школьником при изучении другихучебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки,расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации).Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способыустных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильностивыполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрическихфигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятсяпоказателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника ипредпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.

На изучение математики в 4 классеотводится 4 часа в неделю, всего 136 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основное содержание обучения в программепредставлено разделами: «Повторение. Числа от 1 до 1000», «Числа больше 1000.Нумерация», «Числа больше 1000. Величины», «Числа больше 1000. Сложение ивычитание», «Числа больше 1000. Умножение и деление. Умножение на двузначное и трехзначноечисло», «Итоговое повторение»

Повторение.Числа от 1 до 1000

Четыре арифметических действия.Порядок их выполне­ния в выражениях, содержащих 2 — 4 действия. Письменныеприемы вычислений.

Числа больше1000. Нумерация

Новая счетная единица — тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класстысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение(уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Числа больше1000. Величины

Единицы длины: миллиметр, сантиметр,дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратныймиллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадрат­ныйкилометр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер,тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки,месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, концасобытия, его продолжительности.

Числа больше1000. Сложение и вычитание

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи,решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0;переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование длярационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и ре­зультатамисложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравненийвида: х + 312= 654 + 79, 729х = 217 + 163, х — 137 = 500 -140. Устноесложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, иписьменное — в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.

Числа больше 1000. Умножение и деление. Умножение на двузначное итрехзначное число

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи,решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0;  делениечисла 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойстваумножения, распределительное свойство умножения относительно сложения;рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы начисло и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа напроизведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления;способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 × х = 429+ 120, х — 18 = 270- 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязеймежду компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление наоднозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение иделение на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное идвузначное, числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление натрехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значенийвеличин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время,расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов идр.).

Итоговое повторение

Повторение изученных тем за год.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Универсальныепознавательные учебные действия:

—  ориентироваться в изученнойматематической терминологии, использовать её в высказываниях и рассуждениях;

—  сравнивать математические объекты(числа, величины, геометрические фигуры), записывать признак сравнения; выбиратьметод решения математической задачи (алгоритм действия, приём вычисления,способ решения, моделирование ситуации, перебор вариантов);

—  обнаруживать модели изученныхгеометрических фигур в окружающем мире;

—  конструировать геометрическуюфигуру, обладающую заданным свойством (отрезок заданной длины, ломанаяопределённой длины, квадрат с заданным периметром);

—  классифицировать объекты по 1 — 2выбранным признакам;

—  составлять модель математическойзадачи, проверять её соответствие условиям задачи;

—  определять с помощью цифровых ианалоговых приборов: массу предмета (электронные и гиревые весы), температуру(градусник), скорость движения транспортного средства (макет спидометра),вместимость (с помощью измерительных сосудов).

Работа с информацией:

—  представлять информацию в разныхформах;

—  извлекать и интерпретироватьинформацию, представленную в таблице, на диаграмме; использовать справочнуюлитературу для поиска информации, в том числе Интернет (в условияхконтролируемого выхода).

Универсальныекоммуникативные учебные действия:

—  использовать математическуютерминологию для записи решения предметной или практической задачи;

—  приводить примеры и контрпримерыдля подтверждения/опровержения вывода, гипотезы;

—  конструировать, читать числовоевыражение;

—  описывать практическую ситуацию сиспользованием изученной терминологии;

—  характеризовать математическиеобъекты, явления и события с помощью изученных

величин;

—  составлять инструкцию, записыватьрассуждение;

— инициировать обсуждение разных способов выполнения задания, поиск ошибок врешении. Универсальные регулятивные учебные действия:

—  контролировать правильность иполноту выполнения алгоритма арифметического действия, решения текстовойзадачи, построения геометрической фигуры, измерения;

—  самостоятельно выполнять прикидку иоценку результата измерений;

—  находить, исправлять,прогнозировать трудности и ошибки и трудности в решении учебной задачи.

Совместная деятельность:

—  участвовать в совместнойдеятельности: договариваться о способе решения, распределять работу междучленами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большогоколичества вариантов), согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выборарационального способа;

—  договариваться с одноклассниками входе организации проектной работы с величинами (составление расписания, подсчётденег, оценка стоимости и веса покупки, рост и вес человека, приближённаяоценка расстояний и временных интервалов; взвешивание; измерение температурывоздуха и воды), геометрическими фигурами (выбор формы и деталей приконструировании, расчёт и разметка, прикидка и оценка конечного результата).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение математики в 4классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных ипредметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изученияпредмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие личностныерезультаты:

—  осознавать необходимость изученияматематики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культурычеловека;

—  развития способности мыслить,рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;

—  применять правила совместнойдеятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать,следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оцениватьсвой вклад в общий результат;

—  осваивать навыки организациибезопасного поведения в информационной среде;

—  применять математику для решенияпрактических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощиодноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;

—  работать в ситуациях, расширяющихопыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес кинтеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленныхзадач, умение преодолевать трудности;

—  оценивать практические и учебныеситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального иэффективного решения учебных и жизненных проблем;

—  оценивать свои успехи в изученииматематики, намечать пути устранения трудностей;

—  стремиться углублять своиматематические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средствамидля решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения у обучающегосяформируются следующие универсальные учебные действия.

Универсальные познавательные учебные действия:

Представленная информация была полезной?
ДА
61.26%
НЕТ
38.74%
Проголосовало: 1487

1)    Базовые логические действия:

—  устанавливать связи и зависимостимежду математическими объектами (часть-целое; причина-следствие;протяжённость);

—  применять базовые логическиеуниверсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка),обобщение;

—  приобретать практическиеграфические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейскихзадач;

—  представлять текстовую задачу, еёрешение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии спредложенной учебной проблемой.

2)    Базовые исследовательские действия:

—  проявлять способностьориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;

—  понимать и адекватно использоватьматематическую терминологию: различать, характеризовать, использовать длярешения учебных и практических задач;

—  применять изученные методы познания(измерение, моделирование, перебор вариантов).

3)    Работа с информацией:

—  находить и использовать для решенияучебных задач текстовую, графическую информацию в разных источникахинформационной среды;

—  читать, интерпретировать графическипредставленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);

—  представлять информацию в заданнойформе (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, всоответствии с требованиями учебной задачи;

—  принимать правила, безопасноиспользовать предлагаемые электронные средства и источники информации.

Универсальныекоммуникативные учебные действия:

—  конструировать утверждения,проверять их истинность; строить логическое рассуждение;

—  использовать текстзадания для объяснения способа и хода решения математической задачи; — формулировать ответ;

—  комментировать процесс вычисления,построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученнойтерминологии;

—  в процессе диалогов по обсуждениюизученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оцениватьвыступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этикуобщения;

—  создавать в соответствии с учебнойзадачей тексты разного вида — описание (например, геометрической фигуры),рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерениедлины отрезка);

—  ориентироваться валгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; — составлять по аналогии;

—  самостоятельно составлять текстызаданий, аналогичные типовым изученным.

Универсальные регулятивныеучебные действия:

1)    Самоорганизация:

—  планировать этапы предстоящейработы, определять последовательность учебных действий;

—  выполнять правила безопасногоиспользования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.

2)    Самоконтроль:

—  осуществлять контроль процесса ирезультата своей деятельности, объективно оценивать их;

—  выбирать и при необходимостикорректировать способы действий;

—  находить ошибки в своей работе,устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.

3)    Самооценка:

—  предвидеть возможностьвозникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения(формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствамобучения, в том числе электронным);

— оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.Совместная деятельность:

—  участвовать в совместнойдеятельности: распределять работу между членами группы (например, в случаерешения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведенияпримеров и контрпримеров);

—  согласовывать  мнения в ходе поискадоказательств, выбора рационального способа, анализа информации;

—  осуществлять совместный контроль иоценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок итрудностей, предусматривать пути их предупреждения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 4 классе обучающийсянаучится:

—  читать, записывать, сравнивать,упорядочивать многозначные числа;

—  находить число большее/меньшееданного числа на заданное число, в заданное число раз;

—  выполнять арифметические действия:сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 100 -устно);

—  умножение и деление многозначногочисла на однозначное, двузначное число письменно (в пределах 100 — устно);

—  деление с остатком — письменно (впределах 1000); вычислять значение числового выражения (со скобками/безскобок), содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления смногозначными числами;

—  использовать при вычисленияхизученные свойства арифметических действий;

—  выполнять прикидку результатавычислений;

—  осуществлять проверку полученногорезультата по критериям: достоверность (реальность), соответствиеправилу/алгоритму, а также с помощью калькулятора;

—  находить долю величины, величину поее доле; находить неизвестный компонент арифметического действия; использоватьединицы величин для при решении задач (длина, масса, время, вместимость,стоимость, площадь, скорость);

—  использовать при решении задачединицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм,килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час; сутки, неделя,месяц, год, век), вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль), площади(квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр), скорости(километр в час, метр в секунду);

—  использовать при решении текстовыхзадач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем ипройденным путем, между производительностью, временем и объёмом работы;определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу предмета, температуру(например, воды, воздуха в помещении), скорость движения транспортногосредства;

—  определять с помощью измерительныхсосудов вместимость; выполнять прикидку и оценку результата измерений;

—  решать текстовые задачи в 1—3действия, выполнять преобразование заданных величин, выбирать при решенииподходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления ииспользуя, при необходимости, вычислительные устройства, оценивать полученныйрезультат по критериям: достоверность/реальность, соответствие условию;

—  решать практические задачи,связанные с повседневной жизнью (на покупки, движение и

т.п.), в том числе, с избыточнымиданными, находить недостающую информацию (например, из таблиц, схем), находитьи оценивать различные способы решения, использовать подходящие способыпроверки;

—  различать, называть геометрическиефигуры: окружность, круг; изображать с помощью циркуля и линейки окружностьзаданного радиуса;

—  различать изображения простейшихпространственных фигур: шара, куба, цилиндра, конуса, пирамиды;

—  распознавать в простейших случаяхпроекции предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену);

—  выполнять разбиение (показывать нарисунке, чертеже) простейшей составной фигуры на прямоугольники (квадраты),находить периметр и площадь фигур, составленных из двух трех прямоугольников(квадратов);

—  распознавать верные (истинные) иневерные (ложные) утверждения; приводить пример, контрпример;

—  формулировать утверждение (вывод),строить логические рассуждения (одно/двухшаговые) с использованием изученныхсвязок; классифицировать объекты по заданным/самостоятельно установленнымодному, двум признакам;

—  извлекать и использовать длявыполнения заданий и решения задач информацию, представленную в простейшихстолбчатых диаграммах, таблицах с данными о реальных процессах и явленияхокружающего мира (например, календарь, расписание), в предметах повседневнойжизни (например, счет, меню, прайс-лист, объявление);

—  заполнять данными предложеннуютаблицу, столбчатую диаграмму; использовать формализованные описанияпоследовательности действий (алгоритм, план, схема) в практических и учебныхситуациях;

—  дополнять алгоритм, упорядочиватьшаги алгоритма; выбирать рациональное решение; составлять модель текстовойзадачи, числовое выражение; —  конструировать ход решения математическойзадачи;

—  находить все верные решения задачииз предложенных.

 

 

Раздел, модуль

Кол-во часов

Цели воспитания

1

Числа от 1 до  1000

14 часов

· установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

· побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

· привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

· использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

2

Числа, которые больше 1000

122 часа

· применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

· включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

· организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

· инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.26%
НЕТ
38.74%
Проголосовало: 1487

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.26% НЕТ 38.74% Проголосовало: 1487


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.26% НЕТ 38.74% Проголосовало: 1487


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.26% НЕТ 38.74% Проголосовало: 1487


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.26% НЕТ 38.74% Проголосовало: 1487


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.26% НЕТ 38.74% Проголосовало: 1487


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет