МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерствообразования Приморского края
Муниципальное казённое общеобразовательноеучреждение «Средняя общеобразовательная школа»
с.Сергеевка Партизанского муниципального района
УТВЕРЖЕНО
ДиректорМКОУ СОШ с.Сергеевка
______________Галайда Н.Г. Приказ №
от 30 08 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID2204579) учебного предмета
«Математика»
для4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Казакова Виктория Игоревна учитель начальных классов
с.Сергеевка 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочаяпрограмма по предмету «Математика» для обучающихся 4 класса составлена наоснове Требований к результатам освоения основной образовательной программыначального общего образования, представленных в Федеральном государственномобразовательном стандарте начального общего образования, а также Примернойпрограммы воспитания.
В начальной школеизучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника.Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий наматематическом материале, первоначальное овладение математическим языком станутфундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы вжизни.
Изучение математики вначальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающихцелей, а также целей воспитания:
— Освоение начальных математическихзнаний — понимание значения величин и способов их измерения; использованиеарифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умениярешать учебные и практические задачи средствами математики; работа салгоритмами выполнения арифметических действий.
— Формирование функциональнойматематической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличиему него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач,построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое»,«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий,зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
— Обеспечение математическогоразвития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальнойдеятельности, пространственного воображения, математической речи; умениестроить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) иневерные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований дляупорядочения, вариантов и др.).
— Становление учебно-познавательныхмотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качествинтеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления,воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах ипонятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневнойжизни.
В основе конструированиясодержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценностиматематики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:
— понимание математических отношений выступает средством познаниязакономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий,протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы,размера и т.д.);
— математические представления очислах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостноговосприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровищаискусства и культуры, объекты природы);
— владение математическим языком,элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствоватькоммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строитьлогические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинностьпредположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математическойсущности предметов и явлений окружающей жизни — возможности их измерить,определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьникоммногих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчаетосвоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разнымисредствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
В начальной школематематические знания и умения применяются школьником при изучении другихучебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки,расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации).Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способыустных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильностивыполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрическихфигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятсяпоказателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника ипредпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
На изучение математики в 4 классеотводится 4 часа в неделю, всего 136 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание обучения в программепредставлено разделами: «Повторение. Числа от 1 до 1000», «Числа больше 1000.Нумерация», «Числа больше 1000. Величины», «Числа больше 1000. Сложение ивычитание», «Числа больше 1000. Умножение и деление. Умножение на двузначное и трехзначноечисло», «Итоговое повторение»
Повторение.Числа от 1 до 1000
Четыре арифметических действия.Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 — 4 действия. Письменныеприемы вычислений.
Числа больше1000. Нумерация
Новая счетная единица — тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класстысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение(уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Числа больше1000. Величины
Единицы длины: миллиметр, сантиметр,дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратныймиллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратныйкилометр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер,тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки,месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, концасобытия, его продолжительности.
Числа больше1000. Сложение и вычитание
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи,решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0;переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование длярационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатамисложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравненийвида: х + 312= 654 + 79, 729 — х = 217 + 163, х — 137 = 500 -140. Устноесложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, иписьменное — в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Числа больше 1000. Умножение и деление. Умножение на двузначное итрехзначное число
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи,решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; делениечисла 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойстваумножения, распределительное свойство умножения относительно сложения;рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы начисло и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа напроизведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления;способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 × х = 429+ 120, х — 18 = 270- 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязеймежду компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление наоднозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение иделение на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное идвузначное, числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление натрехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значенийвеличин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время,расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов идр.).
Итоговое повторение
Повторение изученных тем за год.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Универсальныепознавательные учебные действия:
— ориентироваться в изученнойматематической терминологии, использовать её в высказываниях и рассуждениях;
— сравнивать математические объекты(числа, величины, геометрические фигуры), записывать признак сравнения; выбиратьметод решения математической задачи (алгоритм действия, приём вычисления,способ решения, моделирование ситуации, перебор вариантов);
— обнаруживать модели изученныхгеометрических фигур в окружающем мире;
— конструировать геометрическуюфигуру, обладающую заданным свойством (отрезок заданной длины, ломанаяопределённой длины, квадрат с заданным периметром);
— классифицировать объекты по 1 — 2выбранным признакам;
— составлять модель математическойзадачи, проверять её соответствие условиям задачи;
— определять с помощью цифровых ианалоговых приборов: массу предмета (электронные и гиревые весы), температуру(градусник), скорость движения транспортного средства (макет спидометра),вместимость (с помощью измерительных сосудов).
Работа с информацией:
— представлять информацию в разныхформах;
— извлекать и интерпретироватьинформацию, представленную в таблице, на диаграмме; использовать справочнуюлитературу для поиска информации, в том числе Интернет (в условияхконтролируемого выхода).
Универсальныекоммуникативные учебные действия:
— использовать математическуютерминологию для записи решения предметной или практической задачи;
— приводить примеры и контрпримерыдля подтверждения/опровержения вывода, гипотезы;
— конструировать, читать числовоевыражение;
— описывать практическую ситуацию сиспользованием изученной терминологии;
— характеризовать математическиеобъекты, явления и события с помощью изученных
величин;
— составлять инструкцию, записыватьрассуждение;
— инициировать обсуждение разных способов выполнения задания, поиск ошибок врешении. Универсальные регулятивные учебные действия:
— контролировать правильность иполноту выполнения алгоритма арифметического действия, решения текстовойзадачи, построения геометрической фигуры, измерения;
— самостоятельно выполнять прикидку иоценку результата измерений;
— находить, исправлять,прогнозировать трудности и ошибки и трудности в решении учебной задачи.
Совместная деятельность:
— участвовать в совместнойдеятельности: договариваться о способе решения, распределять работу междучленами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большогоколичества вариантов), согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выборарационального способа;
— договариваться с одноклассниками входе организации проектной работы с величинами (составление расписания, подсчётденег, оценка стоимости и веса покупки, рост и вес человека, приближённаяоценка расстояний и временных интервалов; взвешивание; измерение температурывоздуха и воды), геометрическими фигурами (выбор формы и деталей приконструировании, расчёт и разметка, прикидка и оценка конечного результата).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение математики в 4классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных ипредметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изученияпредмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие личностныерезультаты:
— осознавать необходимость изученияматематики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культурычеловека;
— развития способности мыслить,рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
— применять правила совместнойдеятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать,следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оцениватьсвой вклад в общий результат;
— осваивать навыки организациибезопасного поведения в информационной среде;
— применять математику для решенияпрактических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощиодноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
— работать в ситуациях, расширяющихопыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес кинтеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленныхзадач, умение преодолевать трудности;
— оценивать практические и учебныеситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального иэффективного решения учебных и жизненных проблем;
— оценивать свои успехи в изученииматематики, намечать пути устранения трудностей;
— стремиться углублять своиматематические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средствамидля решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегосяформируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— устанавливать связи и зависимостимежду математическими объектами (часть-целое; причина-следствие;протяжённость);
— применять базовые логическиеуниверсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка),обобщение;
— приобретать практическиеграфические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейскихзадач;
— представлять текстовую задачу, еёрешение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии спредложенной учебной проблемой.
2) Базовые исследовательские действия:
— проявлять способностьориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;
— понимать и адекватно использоватьматематическую терминологию: различать, характеризовать, использовать длярешения учебных и практических задач;
— применять изученные методы познания(измерение, моделирование, перебор вариантов).
3) Работа с информацией:
— находить и использовать для решенияучебных задач текстовую, графическую информацию в разных источникахинформационной среды;
— читать, интерпретировать графическипредставленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
— представлять информацию в заданнойформе (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, всоответствии с требованиями учебной задачи;
— принимать правила, безопасноиспользовать предлагаемые электронные средства и источники информации.
Универсальныекоммуникативные учебные действия:
— конструировать утверждения,проверять их истинность; строить логическое рассуждение;
— использовать текстзадания для объяснения способа и хода решения математической задачи; — формулировать ответ;
— комментировать процесс вычисления,построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученнойтерминологии;
— в процессе диалогов по обсуждениюизученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оцениватьвыступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этикуобщения;
— создавать в соответствии с учебнойзадачей тексты разного вида — описание (например, геометрической фигуры),рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерениедлины отрезка);
— ориентироваться валгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; — составлять по аналогии;
— самостоятельно составлять текстызаданий, аналогичные типовым изученным.
Универсальные регулятивныеучебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать этапы предстоящейработы, определять последовательность учебных действий;
— выполнять правила безопасногоиспользования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса ирезультата своей деятельности, объективно оценивать их;
— выбирать и при необходимостикорректировать способы действий;
— находить ошибки в своей работе,устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.
3) Самооценка:
— предвидеть возможностьвозникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения(формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствамобучения, в том числе электронным);
— оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.Совместная деятельность:
— участвовать в совместнойдеятельности: распределять работу между членами группы (например, в случаерешения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведенияпримеров и контрпримеров);
— согласовывать мнения в ходе поискадоказательств, выбора рационального способа, анализа информации;
— осуществлять совместный контроль иоценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок итрудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийсянаучится:
— читать, записывать, сравнивать,упорядочивать многозначные числа;
— находить число большее/меньшееданного числа на заданное число, в заданное число раз;
— выполнять арифметические действия:сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 100 -устно);
— умножение и деление многозначногочисла на однозначное, двузначное число письменно (в пределах 100 — устно);
— деление с остатком — письменно (впределах 1000); вычислять значение числового выражения (со скобками/безскобок), содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления смногозначными числами;
— использовать при вычисленияхизученные свойства арифметических действий;
— выполнять прикидку результатавычислений;
— осуществлять проверку полученногорезультата по критериям: достоверность (реальность), соответствиеправилу/алгоритму, а также с помощью калькулятора;
— находить долю величины, величину поее доле; находить неизвестный компонент арифметического действия; использоватьединицы величин для при решении задач (длина, масса, время, вместимость,стоимость, площадь, скорость);
— использовать при решении задачединицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм,килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час; сутки, неделя,месяц, год, век), вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль), площади(квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр), скорости(километр в час, метр в секунду);
— использовать при решении текстовыхзадач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем ипройденным путем, между производительностью, временем и объёмом работы;определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу предмета, температуру(например, воды, воздуха в помещении), скорость движения транспортногосредства;
— определять с помощью измерительныхсосудов вместимость; выполнять прикидку и оценку результата измерений;
— решать текстовые задачи в 1—3действия, выполнять преобразование заданных величин, выбирать при решенииподходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления ииспользуя, при необходимости, вычислительные устройства, оценивать полученныйрезультат по критериям: достоверность/реальность, соответствие условию;
— решать практические задачи,связанные с повседневной жизнью (на покупки, движение и
т.п.), в том числе, с избыточнымиданными, находить недостающую информацию (например, из таблиц, схем), находитьи оценивать различные способы решения, использовать подходящие способыпроверки;
— различать, называть геометрическиефигуры: окружность, круг; изображать с помощью циркуля и линейки окружностьзаданного радиуса;
— различать изображения простейшихпространственных фигур: шара, куба, цилиндра, конуса, пирамиды;
— распознавать в простейших случаяхпроекции предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену);
— выполнять разбиение (показывать нарисунке, чертеже) простейшей составной фигуры на прямоугольники (квадраты),находить периметр и площадь фигур, составленных из двух трех прямоугольников(квадратов);
— распознавать верные (истинные) иневерные (ложные) утверждения; приводить пример, контрпример;
— формулировать утверждение (вывод),строить логические рассуждения (одно/двухшаговые) с использованием изученныхсвязок; классифицировать объекты по заданным/самостоятельно установленнымодному, двум признакам;
— извлекать и использовать длявыполнения заданий и решения задач информацию, представленную в простейшихстолбчатых диаграммах, таблицах с данными о реальных процессах и явленияхокружающего мира (например, календарь, расписание), в предметах повседневнойжизни (например, счет, меню, прайс-лист, объявление);
— заполнять данными предложеннуютаблицу, столбчатую диаграмму; использовать формализованные описанияпоследовательности действий (алгоритм, план, схема) в практических и учебныхситуациях;
— дополнять алгоритм, упорядочиватьшаги алгоритма; выбирать рациональное решение; составлять модель текстовойзадачи, числовое выражение; — конструировать ход решения математическойзадачи;
— находить все верные решения задачииз предложенных.
№ |
Раздел, модуль |
Кол-во часов |
Цели воспитания |
1 |
Числа от 1 до 1000 |
14 часов |
· установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; · побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; · привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; · использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; |
2 |
Числа, которые больше 1000 |
122 часа |
· применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; · включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; · организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; · инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. |
