X-PDF

Рабочая программа по математике 5 класс

Поделиться статьей

 

МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерствообразования Тверской области

Управлениеобразования Торжокского района

МБОУМирновская СОШ

 

 

                                                           СОГЛАСОВАНО                                    УТВЕРЖДЕНО 

                                         Заместительдиректора по УВР                               Директор

                                           ______________ХохловаТ.Н.             ______________Стрединина К.П.

Протокол №10     Приказ№49 п. 3  от 26 июня  2022 г.      от 30 июня 2022 г.

 

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА  (ID 5539838)

учебногопредмета «Математика»

для 5 класса основного общего образования  на 2022-2023  учебный год

 

 

 

Составитель:Суворова Татьяна Леонидовна учитель математики

 

 

 

п.Мирный, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА  

Рабочая программа по математике дляобучающихся 5 классов разработана на основе Федерального государственногообразовательного стандарта основного общего образования с учётом и  

современных мировых требований, предъявляемых кматематическому образованию, и традиций российского образования, которыеобеспечивают овладение ключевыми компетенциями,  

составляющими основу для непрерывного образования исаморазвития, а также целостность общекультурного, личностного ипознавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи иположения Концепции развития математического образования в Российской  

Федерации. В эпоху цифровойтрансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованнымсовременным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школематематика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а послешколы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требуетполноценной базовой  общеобразовательнойподготовки, в том числе и математической.

Этообусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных снепосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и втехнологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, кругшкольников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.

Практическая полезность математики обусловленатем, что её предметом являются  

фундаментальные структуры нашего мира: пространственныеформы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственномопыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей.Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройстваи использования современной техники, восприятие и интерпретация  разнообразной социальной,экономической, политической информации, малоэффективна  

повседневная практическаядеятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты исоставлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическимиприёмами геометрических измерений и построений, читать информацию,представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условияхнеопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.

Одновременнос расширением сфер применения математики в современном обществе всё болееважным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённыхумственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методовмышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция,обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация,абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила ихконструирования раскрывают механизм логических построений, способствуютвыработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самымразвивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и вформировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действоватьпо заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. Впроцессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики —развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике даёт возможность развиватьу обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбиратьнаиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражениясуждений и наглядного их представления.

Необходимым компонентом общей культурыв современном толковании является общее знакомство с методами познаниядействительности, представление о предмете и методах математики, их отличий отметодов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях примененияматематики для решения научных и прикладных задач. Таким образом,математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культурычеловека.

Изучение математики также способствуетэстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математическихрассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Приоритетными целями обучения математике в 5 классеявляются:

— продолжение формирования основных математических понятий (число,

величина,  

геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность иперспективность математического образования обучающихся;  

—  развитие интеллектуальных итворческих способностей обучающихся, познавательной активности,исследовательских умений, интереса к изучению математики;  

—  подведениеобучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики иокружающего мира;  

—  формирование функциональнойматематической грамотности: умения распознавать математические объекты вреальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решенияпрактико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и оцениватьих на соответствие практической ситуации.

Основныелинии содержания курса математики в 5 классе — арифметическая и геометрическая,которые развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой,однако, не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии.Также в курсе происходит знакомство с элементами алгебры и описательнойстатистики.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

Изучение арифметического материаланачинается со систематизации и развития знаний о натуральных числах, полученныхв начальной школе. При этом совершенствование вычислительной техники иформирование новых теоретических знаний сочетается с развитием вычислительнойкультуры, в частности с обучением простейшим приёмам прикидки и оценкирезультатов  вычислений.  

Другой крупный блок в содержанииарифметической линии — это дроби. Начало изучения обыкновенных и десятичныхдробей отнесено к 5 классу. Это первый этап в освоении дробей, когда происходитзнакомство с основными идеями, понятиями темы. При этомрассмотрениеобыкновенных дробей в полном объёме предшествует изучениюдесятичных дробей, что  

целесообразно с точки зрения логики изложения числовойлинии, когда правила действий     с  

десятичными дробями можнообосновать уже известными алгоритмами выполнения действий с обыкновеннымидробями. Знакомство с десятичными дробями расширит возможности для пониманияобучающимися прикладного применения новой записи при изучении других предметови при практическом использовании.

При обучении решению текстовых задач в5 классе используются арифметические приёмы решения.

Текстовые задачи, решаемые приотработке вычислительных навыков в 5 классе, рассматриваются задачи следующихвидов: задачи на движение, на части, на покупки, на работу ипроизводительность, на проценты, на отношения и пропорции. Кроме того,обучающиеся знакомятся с приёмами решения задач перебором возможных вариантов,учатся работать с информацией, представленной в форме таблиц или диаграмм.

 

В Примернойрабочей программе предусмотрено формирование пропедевтических алгебраическихпредставлений. Буква как символ некоторого числа в зависимости отматематического контекста вводится постепенно. Буквенная символика широкоиспользуется прежде всего для записи общих утверждений и предложений, формул, вчастности для вычисления геометрических величин, в качестве «заместителя»числа.

В курсе «Математики» 5 классапредставлена наглядная геометрия, направленная на развитие образного мышления,пространственного воображения, изобразительных умений. Это важный этап визучении геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне,опирается на наглядно-образное мышление обучающихся. Большая роль отводитсяпрактической деятельности, опыту, эксперименту, моделированию. Обучающиесязнакомятся с геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве, с ихпростейшими конфигурациями, учатся изображать их на  

нелинованной и клетчатой бумаге, рассматривают ихпростейшие свойства. В процессе изучения наглядной геометрии знания, полученныеобучающимися в начальной школе, систематизируются и расширяются.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласноучебному плану в 5 классе изучается интегрированный предмет «Математика»,который включает арифметический материал и наглядную геометрию, а такжепропедевтические сведения из алгебры. Учебный план на изучение математики в 5классе отводит не менее 5 учебных часов в неделю, всего  170 учебных часов.

 

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО КУРСА МАТЕМАТИКА

Натуральные числа и нуль

Натуральное число. Ряднатуральных чисел. Число 0. Изображение натуральных чисел точками накоординатной (числовой) прямой. Позиционная система счисления. Римскаянумерация как пример непозиционной системы счисления. Десятичная системасчисления. Сравнение натуральных чисел, сравнение натуральных чисел с нулём.Способы сравнения. Округление натуральных чисел. Сложение натуральных чисел;свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению.

Умножение натуральных чисел; свойствануля и единицы при умножении. Деление как действие, обратное умножению.Компоненты действий, связь между ними. Проверка результата  

арифметического действия. Переместительное исочетательное свойства (законы) сложения и умножения, распределительноесвойство (закон) умножения. Использование букв для обозначения неизвестногокомпонента и записи свойств арифметических действий. Делители и кратные числа,разложение на множители. Простые и составные числа. Признаки делимости на 2, 5,10, 3, 9. Деление с остатком. Степень с натуральным показателем. Запись числа ввиде суммы разрядных слагаемых.

Числовое выражение. Вычисление значенийчисловых выражений; порядок выполнения действий.

Использование при вычисленияхпереместительного и сочетательного свойств (законов) сложения и умножения,распределительного свойства умножения.

Дроби

Представление о дроби как способезаписи части величины. Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби.Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной дроби ивыделение целой части числа из неправильной дроби. Изображение дробей точкамина числовой прямой. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведениедроби к новому знаменателю. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей.Умножение и деление дробей; взаимно-обратные дроби. Нахождение части целого ицелого по его части. Десятичная запись дробей. Представление десятичной дроби ввиде обыкновенной. Изображение десятичных дробей точками на числовой прямой.Сравнение десятичных дробей.

Арифметические действия с десятичными дробями. Округлениедесятичных дробей.

Решение текстовых задач

Решениетекстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решениезадач перебором всех возможных вариантов. Использование при решении задачтаблиц и схем. Решение задач, содержащих зависимости, связывающие величины:скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость. Единицы измерения:массы, объёма, цены; расстояния, времени, скорости.

Связь между единицами измерения каждойвеличины. Решение основных задач на дроби. Представление данных в виде таблиц,столбчатых диаграмм.

Наглядная геометрия

Наглядныепредставления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол,ломаная, многоугольник, окружность, круг. Угол. Прямой, острый, тупой иразвёрнутый углы. Длина отрезка, метрические единицы длины. Длина ломаной,периметр многоугольника. Измерение и построение углов с помощью транспортира.Наглядные представления о фигурах на плоскости: многоугольник; прямоугольник,квадрат; треугольник, о равенстве фигур. Изображение фигур, в том числе наклетчатой бумаге. Построение конфигураций из частей прямой, окружности нанелинованной и клетчатой бумаге. Использование свойств сторон и угловпрямоугольника, квадрата. Площадь прямоугольника и многоугольников,составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатойбумаге. Единицы измерения площади. Наглядные представления о пространственныхфигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, многогранники. Изображениепростейших многогранников. Развёртки куба и параллелепипеда. Создание моделеймногогранников (из бумаги, проволоки, пластилина и др.). Объём прямоугольногопараллелепипеда, куба. Единицы измерения объёма.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоенияпрограммы учебного предмета «Математика» характеризуются:              

Патриотическое воспитание: проявлениеминтереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением кдостижениям российских математиков и российской математической школы, киспользованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.

Гражданскоеи духовно-нравственное воспитание:  готовностьюк выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением оматематических основах функционирования различных структур, явлений, процедургражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждениюэтических проблем, связанных с практическим применением достижений науки,осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

Трудовое воспитание: установкойна активное участие в решении практических задач математической направленности,осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни дляуспешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненныхпланов с учётом личных интересов и общественных потребностей.

Эстетическое воспитание:способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математическихобъектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математическиезакономерности в искусстве.

Ценностинаучного познания: ориентацией в деятельности на современную системунаучных представлений об основных закономерностях развития человека, природы иобщества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности,этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языкомматематики и математической культурой как средством познания мира; овладениемпростейшими навыками исследовательской деятельности.

Физическое воспитание, формированиекультуры здоровья и эмоционального благополучия:  готовностью применять математические знания винтересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание,сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такогоже права другого человека.

Экологическое воспитание: ориентациейна применение математических знаний для решения задач в области сохранностиокружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий дляокружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем ипутей их решения.

 Личностныерезультаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к

изменяющимся условиям социальной и природной среды:   готовностью к действиям в условияхнеопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическуюдеятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать всовместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;  необходимостью в формированииновых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах иявлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знанийи компетентностей, планировать своё развитие;способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовуюситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения идействия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоенияпрограммы учебного предмета «Математика» характеризуются овладением универсальнымипознавательными действиями, универсальными коммуникативными действиямии универсальными регулятивными действиями.

1) Универсальные познавательныедействия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессовобучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических,исследовательских операций, умений работать с информацией).

Базовыелогические действия:

—  выявлять и характеризовать существенные признакиматематических объектов, понятий, отношений между понятиями;  

—  формулировать определения понятий; устанавливатьсущественный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критериипроводимого

анализа;  

—  воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения:утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие;  

— условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязии противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях;  

—  предлагать критерии длявыявления закономерностей и противоречий;  


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет