Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
“Кировскаяшкола-гимназия №2” Кировского района Республики Крым
РАССМОТРЕНА Заседание МО естественно-математического цикла МБОУ «Кировская школа-гимназия №2» (протокол от 22 августа 2022г. № 4)
|
|
УТВЕРЖДЕНА приказ от 22 августа 2022г. №125-о/д Директор МБОУ «Кировская школа- гимназия №2» _______ Н.Б.Радченко
|
Рабочая программа по предмету
Математика
5 класс
Количество часов в год: 170 часов вкаждом классе (5 часов в неделю)
Составители: Алибаев И.М.,
Учитель информатики и математики первойквалификационной категории
Планированиесоставлено на основе авторской программы для общеобразовательныхучреждений: Математика. Сборник рабочих программ. 5—6 классы: пособие для учителейобщеобразоват. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — 3-е изд. — М.:Просвещение, 2014. — 80 с.
Используемыйучебник:
1.Математика.5 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Я. Виленкин,В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 35-е изд., стер. – М.: Мнемозина,2016. – 280 с.
2022-2023 учебный год
Пояснительнаязаписка
Рабочая программа поматематике составлена для 5 классов Муниципального бюджетногообщеобразовательного учреждения “Кировская школа-гимназия №2” Кировского районаРеспублики Крым.
Рабочая программасоставлена на основе следующих нормативных документов:
1. Основнаяобразовательная программа основного общего образования МБОУ “Кировскаяшкола-гимназия №2;
2. Учебный план МБОУ«Кировская школа-гимназия №2»;
3. Примерная рабочаяпрограмма основного общего образования по предмету «математика» (базовыйуровень);
5. Программавоспитания МБОУ“Кировская школа-гимназия №2» на 2020-2025 год.
Рабочая программаориентирована на учебники:
1. Математика. 5 класс: учеб.для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 35-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2016. – 280 с.
Цели и особенностиизучения учебного предмета «математика». 5 классы
Приоритетными целямиобучения математике в 5 классах являются:
1) Продолжение формированияосновных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающихпреемственность и перспективность математического образования обучающихся;
2) Развитие интеллектуальныхи творческих способностей обучающихся, познавательной активности,исследовательских умений, интереса к изучению математики;
3) Подведение обучающихся надоступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира;
4) Формированиефункциональной математической грамотности: умения распознавать математическиеобъекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решенияпрактико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты иоценивать их на соответствие практической ситуации.
Место учебногопредмета «математика» в учебном плане
В соответствии сФедеральным государственным образовательным стандартом основного общегообразования математика является обязательным предметом на данном уровнеобразования. Настоящей программой предусматривается выделение в учебном планена изучение математики в 5 классах 5 учебных часов в неделю в течение каждогогода обучения, всего 340 учебных часов.
1.Содержание учебного предмета
5 класс
Натуральныечисла и нуль
Натуральное число. Ряднатуральных чисел. Число 0. Изображение натуральных чисел точками накоординатном луче.
Позиционная системасчисления. Римская нумерация как пример непозиционной системы счисления.Десятичная система счисления. Сравнение натуральных чисел, сравнениенатуральных чисел с нулём. Способы сравнения. Округление натуральных чисел.
Сложение натуральныхчисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению.Умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении. Деление какдействие, обратное умножению. Компоненты действий, связь между ними. Проверкарезультата арифметического действия. Переместительное и сочетательное свойствасложения и умножения, распределительное свойство умножения относительносложения.
Использование букв дляобозначения неизвестных компонент и записи свойств арифметических действий.Делители и кратные числа, разложение на множители. Простые и составные числа.Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9. Деление с остатком.
Степень с натуральнымпоказателем. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых. Числовое выражение.Вычисление значений числовых выражений; порядок выполнения действий.Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойствасложения и умножения, распределительного свойство умножения.
Дроби
Представление о дробикак способе записи части величины. Обыкновенные дроби. Правильные инеправильные дроби. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виденеправильной дроби и выделение целой части числа из неправильной дроби.Изображение дробей точками на координатном луче. Основное свойство дроби.Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей.Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей; взаимно-обратныедроби. Нахождение части целого и целого по его части.
Десятичная записьдробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной. Изображениедесятичных дробей точками на координатной прямой. Сравнение десятичных дробей.
Арифметическиедействия с десятичными дробями. Округление десятичных дробей.
Решениетекстовых задач
Решение текстовыхзадач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задачперебором всех возможных вариантов. Использование при решении задач таблиц исхем.
Решение задач,содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние;цена, количество, стоимость. Единицы измерения: массы, объёма, цены;расстояния, времени, скорости. Связь между единицами измерения каждой величины.
Решение основных задачна дроби.
Представление данных ввиде таблиц, столбчатых диаграмм.
Нагляднаягеометрия
Наглядныепредставления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол,ломаная, многоугольник, окружность, круг. Угол. Прямой, острый, тупой иразвёрнутый углы.
Длина отрезка,метрические единицы длины. Длина ломаной, периметр многоугольника. Измерение ипостроение углов с помощью транспортира. Наглядные представления о фигурах наплоскости: многоугольник; прямоугольник, квадрат; треугольник, о равенствефигур.
Изображение фигур, втом числе на клетчатой бумаге. Построение конфигураций из частей прямой,окружности на нелинованной и клетчатой бумаге. Использование свойств сторон иуглов прямоугольника, квадрата.
Площадь прямоугольникаи многоугольников, составленных из прямоугольников, в том числе фигур,изображённых на клетчатой бумаге. Единицы измерения площади. Наглядныепредставления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб,многогранники. Изображение простейших многогранников. Развёртки куба ипараллелепипеда. Создание моделей многогранников (из бумаги, проволоки,пластилина и др.).
Объём прямоугольногопараллелепипеда, куба. Единицы измерения объёма.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение учебногопредмета «Математика» должно обеспечивать достижение на уровне основного общегообразования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательныхрезультатов:
Личностныерезультатыосвоенияпрограммы учебного предмета «Математика» характеризуются:
патриотическоевоспитание:
проявлением интереса кпрошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением кдостижениям российских математиков и российской математической школы, киспользованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
гражданское идуховно-нравственное воспитание:
готовностью квыполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математическихосновах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданскогообщества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем,связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важностиморально-этических принципов в деятельности учёного.
трудовоевоспитание:
установкой на активноеучастие в решении практических задач математической направленности, осознаниемважности математического образования на протяжении всей жизни для успешнойпрофессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознаннымвыбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных плановс учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическоевоспитание:
способностью кэмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач,решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научногопознания:
ориентацией вдеятельности на современную систему научных представлений об основныхзакономерностях развития человека, природы и общества, пониманиемматематической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития изначимости для развития цивилизации; овладением языком математики иматематической культурой как средством познания мира; овладением простейшиминавыками исследовательской деятельности.
Физическоевоспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применятьматематические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образажизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярнаяфизическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своегоправа на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическоевоспитание:
ориентацией наприменение математических знаний для решения задач в области сохранностиокружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий дляокружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем ипутей их решения.
личностныерезультаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиямсоциальной и природной среды:
готовностью кдействиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентностичерез практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции изопыта других;
необходимостью вформировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы обобъектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственныхзнаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностьюосознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия,формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
Метапредметныерезультатыосвоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются овладением универсальнымипознавательными действиями, универсальными коммуникативнымидействиями иуниверсальными регулятивнымидействиями.
Универсальные познавательные действияобеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоениеметодов познания окружающего мира; применение логических, исследовательскихопераций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
· выявлять и характеризоватьсущественные признаки математических объектов, понятий, отношений междупонятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенныйпризнак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимогоанализа;
· воспринимать,формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные,единичные, частные и общие, условные;
· выявлять математическиезакономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях иутверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
· делать выводы сиспользованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений,умозаключений по аналогии;
· разбирать доказательстваматематических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельнонесложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию,приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
· выбирать способ решенияучебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболееподходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовыеисследовательские действия:
· использовать вопросы какисследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующиепротиворечие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное,формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
· проводить посамостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшоеисследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостейобъектов между собой;
· самостоятельноформулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов иобобщений;
· прогнозировать возможноеразвитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новыхусловиях.
Работа синформацией:
· выявлять недостаточность иизбыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
· выбирать, анализировать,систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и формпредставления;
· выбирать формупредставления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами,иной графикой и их комбинациями;
· оценивать надёжностьинформации по критериям, предложенным учителем или сформулированнымсамостоятельно.
Универсальные коммуникативныедействияобеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
общение:
· воспринимать иформулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно,точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах,давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
· в ходе обсуждения задаватьвопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказыватьидеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениямидругих участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; вкорректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
· представлять результатырешения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбиратьформат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.
сотрудничество:
· понимать и использоватьпреимущества командной и индивидуальной работы при решении учебныхматематических задач; принимать цель совместной деятельности, планироватьорганизацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться,обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
· участвовать в групповыхформах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнятьсвою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированнымучастниками взаимодействия.
Универсальные регулятивныедействияобеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
самоорганизация:
· самостоятельно составлятьплан, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётомимеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректироватьварианты решений с учётом новой информации.
самоконтроль:
· владеть способамисамопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
· предвидеть трудности,которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельностьна основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
· оценивать соответствиерезультата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причиныдостижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённомуопыту.
Предметныерезультатыосвоенияпрограммы учебного предмета «Математика»
Освоение учебногокурса «Математика» в 5—6 классах основной школы должно обеспечивать достижениеследующих предметных образовательных результатов:
5класс
Числа ивычисления
· Понимать и правильноупотреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными идесятичными дробями.
· Сравнивать и упорядочиватьнатуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби,десятичные дроби.
· Соотносить точку накоординатном луче с соответствующим ей числом и изображать натуральные числаточками на координатном луче.
· Выполнять арифметическиедействия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в простейших случаях.
· Выполнять проверку,прикидку результата вычислений.
· Округлять натуральныечисла.
Решениетекстовых задач
· Решать текстовые задачиарифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всехвозможных вариантов.
· Решать задачи, содержащиезависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена,количество, стоимость.
· Использовать краткиезаписи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач.
· Пользоваться основнымиединицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одниединицы величины через другие.
· Извлекать, анализировать,оценивать информацию, представленную в таблице, на столбчатой диаграмме,интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач.
Нагляднаягеометрия
· Пользоватьсягеометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник,окружность, круг.
· Приводить примерыобъектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических фигур.
· Использовать терминологию,связанную с углами: вершина сторона; с многоугольниками: угол, вершина,сторона, диагональ; с окружностью: радиус, диаметр, центр.
· Изображать изученныегеометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью циркуля илинейки; строить окружность заданного радиуса.
· Находить длины отрезковнепосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки заданной длины;строить окружность заданного радиуса.
· Использовать свойствасторон и углов прямоугольника, квадрата для их построения, вычисления площади ипериметра.
· Вычислять периметр иплощадь квадрата, прямоугольника, фигур, составленных из прямоугольников, в томчисле фигур, изображённых на клетчатой бумаге.
· Пользоваться основнымиметрическими единицами измерения длины, площади; выражать одни единицы величинычерез другие.
· Распознаватьпараллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро грань,измерения; находить измерения параллелепипеда, куба.
· Вычислять объём куба,параллелепипеда по заданным измерениям, пользоваться единицами измеренияобъёма.
· Решать несложные задачи наизмерение геометрических величин в практических ситуациях.
2. Тематическоепланирование
5 класс
№ п/п |
Раздел, тема урока |
Количество часов |
Количество контрольных работ |
1 |
Натуральные числа. Действия с натуральными числами |
43 |
3 (включая СКР) |
2 |
Наглядная геометрия. Линии на плоскости |
12 |
1 |
3 |
Обыкновенные дроби |
48 |
2 (включая РКР) |
4 |
Наглядная геометрия. Многоугольники. |
10 |
1 |
5 |
Десятичные дроби |
38 |
2 |
6 |
Наглядная геометрия. Тела и фигуры в пространстве. |
9 |
0 |
7 |
Повторение и обобщение |
10 |
Итоговая контрольная работа |
|
Итого |
170 |
10 |
