СОГБОУдля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Ярцевскаяобщеобразовательная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО на МО учителей протокол № 1 от 31 августа 2021 г. |
ПРИНЯТО на педагогическом совете протокол № 1 от 31 августа 2021 г. |
УТВЕРЖДАЮ: директор школы-интерната Л.А.Батюлева приказ № 131/1- ОД от 01. 09. 20201г. |
|
|
|
Рабочаяучебная программа учебного предмета
«Математика»
АООПдля обучающихся с УО вариант 1
6класс (170 часов)
на2021-2022 учебный год
Программусоставила:
учительФадеева Н. И.
г. Ярцево
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету«Математика» для обучающихся 6 класса составлена на основе следующихнормативных документов:
— Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании вРоссийской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
— Федеральный государственный образовательный стандартобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
— Примерная адаптированная основная общеобразовательнаяпрограмма образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) от 11.12.2015 г.;
— Адаптированная основная общеобразовательная программаобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) вар.1, СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, «Ярцевская общеобразовательная школа-интернат»;
— Учебный план СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, «Ярцевская общеобразовательная школа-интернат» на2021-2022 уч. год ;
При разработке рабочей программы были использованыпрограммно-методические материалы:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательныхучреждения VIII вида под ред. В.В.Воронковой, 5-9 классы Сборник 1. М.,«Владос», 2011г.;
2. Программы специальных (коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида, 5-9 классы, под ред. И. М. Бгажноковой, 2013 г.
Данная рабочая программа ориентирована на УМК: Математика,6 класс,: учебник для общеобразовательных организаций, реализующихадаптированные основные общеобразовательные программы / Г. М. Капустина, М. Н.Перова. – М.: Просвещение, 2019 г.
Обучение математике во вспомогательной школе носитпредметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью ипрофессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебнымидисциплинами.
Цель преподавания математикив специальной (коррекционной) школе состоит в том, чтобы:
Ø датьучащимся такие доступные количественные, пространственные и временныепредставления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовуюдеятельность.
Исходя из цели специальной (коррекционной) школы , математика решаетследующие задачи:
· формированиедоступных учащимся математических знаний и умений, их практического примененияв повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении другихучебных предметов;
· максимальноеобщее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности иличностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика наразличных этапах обучения;
· воспитаниеу школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности,навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение,устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношенияв современном обществе.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальныезадачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
· развитиезрительного восприятия и узнавания;
· развитиепространственных представлений и ориентации;
· развитиеосновных мыслительных операций;
· развитие наглядно-образногои словесно-логического мышления;
· коррекциянарушений эмоционально-личностной сферы;
· обогащениесловаря;
· коррекцияиндивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Программа предусматривает проведениетрадиционных уроков, на которых используются различные формы работы:фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Припроведении уроков математики в 5 классе предполагается использование следующихметодов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение знаний.
Приреализации образовательной программы возможно применение дистанционногообучения.
1. Общаяхарактеристика учебного предмета
Курсматематики – курс интегрированный: в нём объединён арифметический,алгебраический и геометрический материал.
Программапо математике в 6 классе включает разделы: «Тысяча»,
«Нумерациячисел в пределах 1000000», «Сложение и вычитание в пределах 10000 с переходомчерез разряд», «Обыкновенные дроби», «Геометрический материал», «Повторение».
Приэтом основу курса составляют представления о натуральном числе и нуле, очетырёх арифметических действиях с целыми числами и важнейших их свойствах, атакже основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных иписьменных вычислений.
Нарядус этим важное место в курсе занимает закрепление величин и их измерение.
Курспредполагает также формирование у детей пространственных представлений,ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми ихсвойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами.
Включениев программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровеньформируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
2.Описаниеместа предмета в учебном плане
Всегона изучение курса математики в 6 классе отводится
170часов (136 + 34) -5 часов в неделю. Из числа уроковматематики выделяется один урок в неделю на изучение геометрическогоматериала.
3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Математика в коррекционной школе является одним из основныхучебных предметов. Готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитиик жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Процессобучения математике неразрывно связан с решением специфической задачикоррекционных образовательных учреждений — коррекцией и развитиемпознавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитаниемтрудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности,формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль исамоконтроль.
Обучение математике носит предметно-практическую направленность,тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся,другими учебными предметами, готовит учащихся к овладениюпрофессионально-трудовыми знаниями и навыками.
4.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты :
— осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
— владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
— способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
АООП определяетдва уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальныйуровень:
— знать таблицы сложения однозначных чисел;
— знать табличные случаи умножения и получаемые из нихслучаи деления;
— знать названия, обозначения, соотношения крупных имелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени;
— знать числовой ряд чисел в пределах 100 000;
— знать дроби обыкновенные и десятичные, их получение,запись, чтение;
— знать геометрические фигуры и тела, свойстваэлементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм);
— знать названия геометрических тел: куб, шар,параллелепипед.
— читать, записывать и сравнивать целые числа впределах 100 000;
— выполнять письменно действия с числами в пределах10000 (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) сиспользованием таблиц сложения, алгоритмов письменных арифметических действий,с использованием микрокалькулятора;
— выполнять арифметические действия (сложение,вычитание, умножение и деление на однозначное число) с десятичными дробями,имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованиеммикрокалькулятора;
— выбирать единицу для измерения величины (стоимости,длины, массы, площади, времени);
— выполнять действия с величинами;
— находить доли величины и величины по значению еёдоли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
— решать простые арифметические задачи и составные в 2действия;
— распознавать, различать и называть геометрическиефигуры и тела.
Достаточныйуровень:
— знать таблицы сложения однозначных чисел, в томчисле с переходом через десяток;
— знать табличные случаи умножения и получаемые из нихслучаи деления;
— знать названия, обозначения, соотношения крупных имелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени;
— знать числовой ряд чисел в пределах 10000;
— знать дроби обыкновенные и десятичные, их получение,запись, чтение;
— знать геометрические фигуры и тела, свойстваэлементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм),прямоугольного параллелепипеда;
— знать названия геометрических тел: куб, шар,параллелепипед;
— читать, записывать и сравнивать числа в пределах10000;
— выполнять устно арифметические действия с числами ичислами, полученными при измерении, в пределах 100, легкие случаи в пределах1000;
— выполнять письменно арифметические действия смногозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах10000;
— выполнять арифметические действия с десятичнымидробями;
— выполнять арифметические действия с целыми числамидо 10000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкойвычислений путем повторного использования микрокалькулятора;
— находить одну или несколько долей (процентов) отчисла, число по одной его доли (проценту);
— решать все простые задачи в соответствии спрограммой, составные задачи в 2-3 арифметических действия;
— вычислять площадь прямоугольника, объемпрямоугольного параллелепипеда (куба);
— различать геометрические фигуры и тела;
— строить с помощью линейки, чертежного угольника,циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разномположении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центрасимметрии;
— применять математические знания для решенияпрофессиональных трудовых задач.
5. Содержание учебного материала
Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, круглых десятков, сотен тысяч впределах 1000 000. Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1000 000(легкие случаи).
Получениечетырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, разложение на разрядные слагаемые (десятичный состав числа),чтение, запись под диктовку, изображение на калькуляторе.
Разряды:единицы, десятки, сотни тысяч, класс тысяч, нумерационная таблица, сравнениесоседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. Сравнение многозначныхчисел.
Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. Определениеколичества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен, тысяч в числе.Числа простые и составные.
Обозначениеримскими цифрами чисел XIII—XX.
Сложение,вычитание, умножение и деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10 000 устно (легкиеслучаи) и письменно. Деление с остатком. Проверка арифметическихдействий.
Сложение ивычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины,массы, устно и письменно.
Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенныхдробей. Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение),неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание дробей(и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями.
Простыеарифметические задачи на нахождение дроби от числа, на прямую пропорциональнуюзависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи навстречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел.
Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные, непересекаются, т. е. параллельные), в пространстве: наклонные, горизонтальные,вертикальные. Знаки и . Уровень, отвес.
Высотатреугольника, прямоугольника, квадрата. Геометрическиетела — куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины, ихколичество, свойства.
Масштаб: 1 : 1 000; 1 : 10 000; 2 : 1; 10 : 1; 100 : 1.
6. Тематическое планирование с определением основныхвидов учебной деятельности обучающихся
№ п/п |
Название раздела |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
1. |
Тысяча |
12 |
Читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000. Выполнять сравнение чисел в пределах 1000. Устно и письменно складывать и вычитать числа в пределах 1000. |
2. |
Преобразование чисел, полученных при измерении |
4 |
Выполнять преобразование, складывать и вычитать числа, полученные при измерении. |
3. |
Нумерация многозначных чисел (1миллион) |
18 |
Складывать и вычитать круглые числа. Читать, записывать под диктовку. Чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы. Округлять числа до любого заданного разряда. |
4. |
Сложение и вычитание чисел в пределах 10000 |
12 |
Использовать заданный масштаб. Складывать, вычитать в пределах 10000. Выполнять проверку арифметических действий. Решать уравнения на нахождение компонентов действий. |
5. |
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении |
4 |
Выполнять письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами, Стоимости, длины и массы. |
|
|
|
|
