Рабочая программа по математикедля 2 класса составлена в соответствии с требованиями федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования, наоснове Основной образовательной программы начального общего образования, учебного плана МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»,с учетом авторскойпрограммы Г.В. Дорофеевой, Т.Н. Мираковой «Математика». Предметнаялиния учебников системы «Перспектива». 1–4 классы: учеб. пособие для образоват.организаций/ Л Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б., 9-е изд., доп. – М.:Просвещение.
Место учебного предмета в учебномплане
Учебный предмет «Математика» включенв образовательную область «Математика» учебного плана МБОУ «СОШ №13 с УИПэстетического цикла». На изучение учебного предмета во 2 классе отводится 136ч. в год ( 4 часа в неделю, 34 учебных недели). Из них контрольных работ — 12. Число часов может варьироваться в зависимости от графика учебногопроцесса.
Рабочая программа ориентирована на использованиеучебно — методического комплекта:
ДорофеевГ.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика. 2 класс: Учебник дляобщеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе: В 2 ч., М.:Просвещение;
ДорофеевГ.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика. 2 класс: Рабочая тетрадь: Учебное пособиедля общеобразовательных организаций: В 2 ч., М.: Просвещение.
Рабочаяпрограмма имеет целью создание благоприятных условий для полноценногоматематического развития каждого ученика на уровне, соответствующем еговозрастным особенностям и возможностям, обеспечение необходимой и достаточнойматематической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе испособствует решению следующих задач изучения на ступени начальногообщего образования:
— развитие числовойграмотности учащихся путём постепенного перехода от непосредственноговосприятия количества к «культурной арифметике», т. е. арифметике,опосредствованной символами и знаками;
— формированиепрочных вычислительных навыков через освоение рациональных способов действий иповышения интеллектуальной ёмкости арифметического материала;
— ознакомление сначальными геометрическими фигурами и их свойствами (на основе широкого кругагеометрических представлений и развития пространственного мышления);
— развитие уменияизмерять и вычислять величины (длину,время и др.);
— освоениеэвристических приёмов рассуждений, выбора стратегии решения, анализа ситуаций исопоставления данных в процессе решения текстовых задач;
— формированиеумения переводить текст задач, выраженный в словесной форме, на языкматематических понятий, символов, знаков и отношений;
— развитие речевойкультуры учащихся как важнейшего компонента гуманитарной культуры и средстваразвития личности;
— математическоеразвитие младших школьников, которое включает способность наблюдать,сравнивать, отличать главное от второстепенного, обобщать, находить простейшиезакономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;проявлять интерес к математике, размышлять над этимологией математическихтерминов;
— формированиеумения вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов идр.);
— расширение иуточнение представления об окружающем мире средствами учебного предмета,развитие умения применять математические знания в повседневной практике.
Воснове учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности предметаматематики:
— пониманиематематических отношений является средством познания закономерностейокружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и вобществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого изчастей, изменение формы, размера
и т. д.);
— математическиепредставления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условиемцелостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры,сокровища искусства и культуры, объекты природы);
— владениематематическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяетученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать своюточку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать илиподтверждать истинность предположения);
— овладениеэвристическими приёмами мыслительной деятельности (сравнение, обобщение,конкретизация, перебор, рассмотрение частных случаев, метод проб и ошибок, рассуждениепо аналогии и др.) необходимо ученику для самостоятельного управления процессомрешения творческих задач, применения знаний в новых, необычных ситуациях,в томчисле и при решении задач межпредметного и практического характера.
Промежуточная аттестацияпроводится вформе теста.
Планируемые результатыосвоения учебного предмета
Метапредметнымирезультатами изучения курса «Математика» являетсяформирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальныеучебные действия
Учащийся научится:
— принимать и сохранять учебную задачу;
— учитывать выделенные учителем ориентирыдействия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
— планировать свои действия в соответствии с поставленнойзадачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
— учитывать установленные правила впланировании и контроле способа решения;
— осуществлять итоговый и пошаговыйконтроль по результату;
— оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствиярезультатов требованиям данной задачи;
— адекватно воспринимать предложения иоценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
— различать способ и результат действия;
— вносить необходимые коррективы вдействие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровойформе хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском,родном и иностранном языках.
Учащийсяполучит возможность научиться:
— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
— преобразовывать практическую задачу в познавательную;
— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
— самостоятельно учитывать выделенныеучителем ориентиры действия в новом учебномматериале;
— осуществлять констатирующий ипредвосхищающий контроль по результату и по способудействия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
— самостоятельно оценивать правильность выполнения действия ивносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и вконце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийсянаучится:
— осуществлять поиск нужной информации,используя материалучебника исведения, полученные от учителя, взрослых;
— использовать различные способы кодирования условиятекстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма);
— понимать учебную информацию, представленную взнаково-символической форме;
— кодировать учебную информацию с помощью схем, рисунков,кратких записей, математических выражений;
— моделировать вычислительные приёмы с помощью палочек,пучков палочек, числового луча;
— проводить сравнение (по одному или несколькимоснованиям), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
— выделять в явлениях несколько признаков, а такжеразличать существенные и несущественные признаки (для изученных математическихпонятий);
— выполнять под руководством учителя действия анализа,синтеза, обобщения при изучении нового понятия, разборе задачи, ознакомлении сновым вычислительным приёмом и т. д.; проводить аналогию и на её основе строитьвыводы;
— проводить классификацию изучаемых объектов;
— строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения;
— приводить примеры различных объектов или процессов, дляописания которых используются межпредметные понятия: число, величина,геометрическая фигура;
— пересказывать прочитанное илипрослушанное (например, условие задачи), составлять простой план;
— выполнять элементарную поисковую познавательнуюдеятельность на уроках математики.
Учащийся получит возможностьнаучиться:
— ориентироваться вучебнике:определятьумения,которые будут сформированы на основе изучения данногораздела;
— определять круг своего незнания;
— определять, в каких источниках можно найтинеобходимую информацию для выполнения задания;
— находить необходимую информацию как вучебнике, так и в справочной или научно-популярной литературе;
— понимать значимость эвристических приёмов(перебор, подбор, рассуждение по аналогии, классификация, перегруппировка и т.д.) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи.
Коммуникативныеуниверсальные учебные действия
Учащийся научится:
— использовать простые речевые средства для выражениясвоего мнения;
— строить речевое высказывание в устной форме, использоватьматематическую терминологию;
— участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
— участвовать в беседах и дискуссиях, различных видахдеятельности;
— взаимодействовать со сверстниками в группе, коллективена уроках математики;
— принимать участие в совместном с одноклассникамирешении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.
Учащийся получит возможностьнаучиться:
— вести конструктивный диалог сучителем,одноклассниками в ходе решения задачи, выполнения групповой работы;
— корректно формулировать свою точку зрения;
— строить понятные для собеседникавысказывания и аргументировать свою позицию;
— излагать свои мысли в устной и письменнойречи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
— контролировать свои действия в коллективнойработе;
— наблюдать за действиями других участников впроцессе коллективной познавательной деятельности;
— конструктивно разрешать конфликтыпосредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации насодержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошегоученика»;
— широкая мотивационная основа учебнойдеятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешниемотивы;
— учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу испособам решения новой задачи;
— ориентация на понимание причин успеха вучебной деятельности, в том числе на самоанализ исамоконтроль результата, на анализ соответствиярезультатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей,товарищей, родителей и других людей;
— способность к оценке своей учебной деятельности;
— основы гражданской идентичности, своейэтнической принадлежности в форме осознания «Я» какчлена семьи, представителя народа, гражданина России,чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознаниеответственности человека за общее благополучие;
— ориентация в нравственном содержании исмысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
— знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
— развитие этических чувств — стыда, вины, совести какрегуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживаниеим;
— установка на здоровый образ жизни;
— основы экологической культуры: принятиеценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормамприродоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
— чувство прекрасного и эстетическиечувства на основе знакомства с мировой и отечественнойхудожественной культурой.
Учащийся получит возможностьдля формирования:
— внутренней позиции обучающегося на уровнеположительного отношения к образовательной организации, пониманиянеобходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивови предпочтении социального способа оценки знаний;
— выраженной устойчивойучебнопознавательной мотивации учения;
— устойчивого учебнопознавательногоинтереса к новым общим способам решениязадач;
— адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебнойдеятельности;
— положительной адекватнойдифференцированной самооценки на основе критерияуспешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
— компетентности в реализации основгражданской идентичности в поступках идеятельности;
— морального сознания на конвенциональном уровне, способности крешению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентациина их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам иэтическим требованиям;
— установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальномповедении и поступках;
— осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентациина искусство как значимую сферу человеческой жизни;
— эмпатии как осознанного понимания чувств других людей исопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим иобеспечение их благополучия.
Предметныерезультаты освоения учебного предмета
Числаи величины
Учащийсянаучится:
— читать,записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
— устанавливатьзакономерность — правило, по которому составлена числоваяпоследовательность, и составлять последовательность по заданному илисамостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколькоединиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
— группировать числа по заданному или самостоятельно установленномупризнаку;
— классифицироватьчисла по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
— читать,записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость),используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними(килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда;километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр,метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Учащийсяполучит возможность научиться:
— выбирать единицу для измерения данной величины (длины,массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Учащийсянаучится:
— выполнятьписьменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и делениена однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения иумножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числеделения с остатком);
— выполнятьустно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных итрехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе снулем и числом 1);
— выделятьнеизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
— вычислятьзначение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, соскобками и без скобок).
Учащийсяполучит возможность научиться:
— выполнятьдействия с величинами;
— использоватьсвойства арифметических действий для удобства вычислений;
— проводитьпроверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки иоценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Учащийсянаучится:
— устанавливатьзависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решениязадачи, выбирать и объяснять выбор действий;
— решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебныезадачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
— решатьзадачи на нахождение доли величины и величиныпо значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
— оцениватьправильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Учащийсяполучит возможность научиться:
— решатьзадачи в 3—4 действия;
— находитьразные способы решения задачи.
— Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Учащийсянаучится:
— описыватьвзаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
— распознавать,называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямойугол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
— выполнятьпостроение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат,прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
— использоватьсвойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
— распознаватьи называть геометрические тела (куб, шар);
— соотноситьреальные объекты с моделями геометрических фигур.
Учащийсяполучит возможность научитьсяраспознавать, различать иназывать геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Учащийсянаучится:
— измерятьдлину отрезка;
— вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата,площадь прямоугольника и квадрата;
— оцениватьразмеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз).
Учащийсяполучит возможность научитьсявычислять периметрмногоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Учащийсянаучится:
— читатьнесложные готовые таблицы;
— заполнятьнесложные готовые таблицы;
— читатьнесложные готовые столбчатые диаграммы.
Учащийсяполучитвозможность научиться:
— читатьнесложные готовые круговые диаграммы;
— достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
— сравниватьи обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц идиаграмм;
— пониматьпростейшие выражения, содержащие логическиесвязки и слова («…и…», «если…, то…», «верно/неверно, что…», «каждый»,«все», «некоторые», «не»);
— составлять, записывать и выполнять инструкцию (простойалгоритм), план поиска информации;
— распознаватьодну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
— планировать несложные исследования, собирать и представлятьполученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
— интерпретироватьинформацию, полученную при проведениинесложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делатьвыводы и прогнозы).
Содержаниеучебного предмета
Арифметическийматериал.
Этот блок содержаниявключает нумерацию целых неотрицательных чисел и арифметические действия надними, сведения о величинах (длина, масса, периметр), их измерении и действияхнад ними, решение простых и составных задач.
Основуарифметического материала составляет понятие числа. Понятие натурального числаформируется на основе понятия множества. Оно раскрывается в результатепрактического оперирования с предметными множествами и величинами.
Измерение величинрассматривается как операция установления соответствия между реальнымипредметами и множеством чисел. Тем самым устанавливается связь междунатуральными числами и величинами: результат измерения величины выражаетсячислом.
Действия сложение ивычитание, умножение и деление изучаются совместно. Вычислительные приемыформируются на основе по-этапной методики. Сначала выполняются подготовительныеупражнения, потом идет ознакомление с приемом и, наконец, его закрепление спомощью заданий как тренировочного плана, так и творческого.
Геометрическийматериал.
Введениегеометрического материала в курс направлено на решение следующих задач:
а) развитиепространственных представлений учащихся;
б) развитие образногомышления на основе четких представлений о некоторых геометрических фигурах и ихсвойствах (точка, прямая, отре-зок, луч, угол, кривая, ломаная, треугольник,четырехугольник, квадрат, прямоугольник, круг, окружность);
в) формирование элементарныхграфических умений: изображение простейших геометрических фигур (отрезок,квадрат, прямоугольник и др.) от руки и с помощью чертежных инструментов.
Геометрическийматериал изучается в тесной связи с арифметическим и логико-языковым материалом.
Числа и действиянад ними
Десяток как новаясчетная единица. Счет десятками. Сложение и вычитание круглых чисел в пределахсотни. Счет десятками и единицами в пределах 100. Последовательность двузначныхчисел. Разрядный состав двузначного числа. Сравнение двузначных чисел. Приемысложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд, основанные назнании нумерации и способов образования числа. Прибавление числа к сумме, суммык числу. Вычитание числа из суммы, суммы из числа. Использование свойствсложения и вычитания для рационализации вычислений. Выражения. Чтение, запись инахождение значения числового выражения, содержащего одно-два действия, безскобок. Сравнение выра-жений. Выражения со скобками. Чтение и запись числовоговыражения в два действия со скобками. Нахождение значения числового выражения вдва действия со скобками. Сравнение выражений. Сложение и вычитание двузначныхчисел с переходом через разряд. Проверка сложения и вычитания.
Умножение иделение чисел в пределах 20.
(решение задач спомощью наглядности и действий с предметными множествами на пони-мание смысладействий умножения и деления). Знаки «·» и «:». Названиякомпонентов и результатов действия умножения, действия деления. Решениетекстовых задач в одно действие на нахождение неизвестного уменьшаемого,неизвестного вычитаемого, произведения, на де-ление по содержанию, на делениена равные части. Умножение и деление круглых десятков. Взаимосвязь междуумножением и делением. Переместительное свойство умножения. Особые случаиумножения и деления (умножение и деление на 1, умножение на нуль, деление нуля,невозможность деления на нуль). Отношения «увеличить в … раз», «уменьшить в… раз». Сравнение чисел (отношения «больше в … раз», «меньше в … раз»).Устные приемы внетабличного умножения и деления. Проверка умножения и деления.Порядок действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащих действияпервой и второй ступени. Решение задач в одно действие на увеличение(уменьшение) числа в несколько раз. Решение составных задач в два действия,цепочек простых задач.
Фигуры и ихсвойства
Луч. Направление. Имялуча. Ломаная. Замкнутые и незамкнутые ломаные. Имя ломаной. Длина ломаной.Многоугольник. Периметр многоугольника. Угол. Имя угла. Прямой угол.Прямоугольник. Квадрат. Обозначение геометрических фигур: луча, угла,прямоугольника. Изображения на клетчатой бумаге (копирование рисунков, линейныеорнаменты, бордюры, восстановление фигур, построение равной фигуры и др.).
Величины и ихизмерение
Оценка расстоянияна глаз, прикидка результатов измерения расстояния шагами. Единицы длины: метр.Соотношения мер длины: сантиметр, дециметр, метр. Время. Измерение времени.Единица времени: минута. Соотношения мер времени: час, минута. Сравнение,сложение и вычитание именованных чисел.
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе на: |
|
проверочные работы |
контрольные работы |
|||
1. |
Числа от 1 до 20. Число 0 |
62 |
6 |
4 |
2. |
Числа от 0 до 100 |
74 |
9 |
5 |
|
Итого: |
136 |
15 |
9 |
