Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа имени А.М.Горького»
г. Карачева Брянской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО зам. директора по УР директор школы
_________/И.Ю.Карпилло _______/С.Л. Щепетьева ____/С.А.Иванова
протокол №_____ от приказ №_____ от
«___» ___________2022г. «___»__________ 2022 г. « »________2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету «Математика»
6 класс
Составитель: Карпилло Ираида Юрьевна,
учитель первой квалификационной категории
2022 — 2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочаяпрограмма по математике разработана на основе:
· Федеральногозакона от 29.12.2012 года, № 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
· требованийФедеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования( приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 « Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования (в редакции приказа от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря2015 года №1577);
· основнойобразовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ имениА.М.Горького» с дополнениями и изменениями;
· требованийк результатам освоения основной образовательной программы основного общегообразования;
· учебного плана МБОУ «СОШ имени А.М.Горького» на 2022-2023 учебный год;
· Положенияо требованиях к составлению рабочей программы учителями-предметниками от04.04.2017г., протокол №4;
Для работы по программепредполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическоепособие для учителя, методическаяи вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия). Программареализуется в адресованным учащимся учебниках
Изучение математики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
овладевать системойматематических знаний и умений, необходимых для применения в практическойдеятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
· формироватьинтеллектуальное развитие, интерес к предмету «математика», качества личности,необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственныхматематической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления,интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры,пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
· формироватьпредставление об идеях и методах математики как универсального языка науки итехники, средства моделирования явлений и процессов;
· воспитыватькультуру личности, отношения к математике как к части общечеловеческойкультуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе преподавания математики в6 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знанийи умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениямиобщеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобреталиопыт:
· планирования иосуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных иконструирования новых алгоритмов;
· решения разнообразныхклассов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поискапути и способов решения;
· исследовательскойдеятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки иформулирования новых задач;
· ясного, точного,грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи,
· использования различныхязыков математики (словесного, символического, графического), свободногоперехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументациии доказательства;
· проведения доказательныхрассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
· поиска, систематизации,анализа и классификации информации, использования разнообразных информационныхисточников, включая учебную и справочную литературу, современные информационныетехнологии.
Поставленные цели решаются наоснове применения различных форм работы (индивидуальной, групповой,фронтальной), применение электронного тестирования, тренажёра способствуетзакреплению учебных навыков, помогает осуществлять контроль и самоконтрольучебных достижений.
Рабочая программа ориентированана преподавание по учебнику «Математика 6» под редакцией С.М. Никольского серии«МГУ-школе», Москва «Просвещение» 2016, с использованием рабочей тетради идидактических материалов.
Учебник «Математика 6» серии«МГУ-школе» обеспечивает системную подготовку по предмету, позволяеториентировать процесс обучения на формирование осознанных умений, требуетменьше, чем обычно, времени, так как они не «натаскивают» ученика, учатдействовать осознанно. Изложение материала связное: подряд излагаются большиетемы, нет чересполосицы мелких вопросов, нарушающих логику изложения крупныхтем.
Основной методический принцип,положенный в основу изложения теоретического материала и организации системыупражнений, заключается в том, что ученик за один раз должен преодолевать неболее одной трудности. Поэтому каждое новое понятие формируется, каждое новоеумение отрабатывается сначала в «чистом» виде, потом трудности совмещаются.
Организационно-планирующаяфункция. Сложность заданий в каждом пункте нарастает линейно: учитель самдолжен определить, на какой ступени сложности он может остановиться со своимклассом или с конкретным учеником. Для каждого нового действия или приемарешения задач в учебнике имеется достаточное количество упражнений, которыевыстроены по нарастанию сложности и не перебиваются упражнениями на другиетемы. У учителя имеется возможность с помощью учебника реализовывать идеюдифференциации обучения при работе со своим классом, а у сильных учащихся –реальная возможность более глубоко разобраться в любом вопросе, чего они частолишены, если учебник написан на среднего ученика. Учебники полностьюобеспечивают обучение и тех школьников, которые могут и хотят учиться основамнаук. Важную роль в формировании первоначальных представлений о зарождении иразвитии науки играют исторические сведения; в формировании логическогомышления, интереса к предмету – серия занимательных задач,
Контрольные работы направлены напроверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированнуюпроверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность кинтеграции знаний по основным темам курса.
Промежуточный контроль знанийосуществляется с помощью проверочных самостоятельных работ, тестирования.
Содержаниетем учебного предмета «Математика-6»
Отношения, пропорции,проценты
Отношение чисел и величин.Масштаб. Деление числа в заданном отношении. Пропорции. Прямая и обратнаяпропорциональность. Понятие о проценте. Задачи на проценты. Круговые диаграммы.Задачи на перебор всех возможных вариантов. Вероятность события.Основная цель –восстановить навыки работы с натуральными и рациональными числами, усвоитьпонятия, связанные с пропорциями и процентами.
Целые числа
Отрицательные целые числа.Противоположное число. Модуль числа. Сравнение целых чисел. Сложение целыхчисел. Законы сложения целых чисел. Разность целых чисел. Произведение целыхчисел. Частное целых чисел. Распределительный закон. Раскрытие скобок изаключение в скобки. Действия с суммами нескольких слагаемых. Представлениецелых чисел на координатной оси.
Основная цель – научить учащихсяработать со знаками, так как арифметические действия над их модулями –натуральными числами – уже хорошо усвоены.
Рациональные числа
Отрицательные дроби.Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Сложение и вычитание дробей.Умножение и деление дробей. Законы сложения и умножения. Смешанные дробипроизвольного знака. Изображение рациональных чисел на координатной оси.Уравнения. Решение задач с помощью уравнений.
Основная цель – добитьсяосознанного владения школьниками арифметических действий над рациональнымичислами.
Десятичные дроби
Понятие положительной десятичнойдроби. Сравнение положительных десятичных дробей. Сложение и вычитаниедесятичных дробей. Перенос запятой в положительной десятичной дроби. Умножениеположительных десятичных дробей. Деление положительных десятичных дробей.Десятичные дроби и проценты. Десятичные дроби любого знака. Приближениедесятичных дробей. Приближение суммы, разности, произведения и частного двухчисел.
Основная цель – научить учащихсядействиям с десятичными дробями и приближёнными вычислениями.
Обыкновенные и десятичныедроби
Разложение положительнойобыкновенной дроби в конечную десятичную дробь. Бесконечные периодические десятичныедроби. Непериодические бесконечные периодические десятичные дроби. Длинаотрезка. Длина окружности. Площадь круга. Координатная ось. Декартова системакоординат на плоскости. Столбчатые диаграммы и графики.
Планируемыерезультаты освоения учебного предмета «Математика-6»
В результате изучения математикиученик должен:
знать/понимать
· существо понятияматематического доказательства;
· понятие целого числа,десятичной дроби;
· существо понятияалгоритма;
· как используются математическиеформулы и уравнения; примеры их применения для решения математических ипрактических задач;
· как потребности практикипривели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
уметь
· переходить от одной формызаписи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной иобыкновенную – в виде десятичной, записывать большие и малые числа сиспользованием целых степеней десятки;
· выполнять арифметическиедействия с обыкновенными и десятичными дробями, сравнивать и округлятьдесятичные дроби; находить значения числовых выражений;
· пользоваться основнымиединицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать болеекрупные единицы через более мелкие и наоборот;
· уметь расположить числа накоординатной оси;
· Строить круговые,столбчатые диаграммы, простейшие графики;
· решать несложные задачи напроценты;
· решать текстовые задачи,включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробямии процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни для:
· решения несложныхпрактических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимостисправочных материалов, калькулятора, компьютера;
· устной прикидки и оценкирезультата вычислений; проверки результата вычисления, с использованиемразличных приемов;
· интерпретации результатоврешения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствамирассматриваемых процессов и явлений.
· выполнения расчетов поформулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальнымивеличинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
· моделирования практическихситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппаратаматематики;
· описания зависимостеймежду физическими величинами соответствующими формулами, при исследованиинесложных практических ситуаций.
Тематическое планирование учебного предмета «Математика-6»
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Кол-во К/Р |
1. |
Повторение курса математики 5 класса |
3 |
|
2. |
Отношения, пропорции, проценты |
25 |
2 |
3. |
Целые числа |
33 |
1 |
4. |
Рациональные числа |
37 |
2 |
5. |
Десятичные дроби |
33 |
2 |
6. |
Обыкновенные и десятичные дроби |
23 |
1 |
7. |
Повторение |
10 |
1 |
8. |
Занимательные задачи |
10 |
|
|
Итого |
175 |
9 |
