Муниципальное общеобразовательноебюджетное учреждение
«Маганская средняяобщеобразовательная школа»
городского округа «город Якутск»
Рассмотрено назаседании Согласовано: Утверждаю:
педагогическогосовета Зам. директора по ВР Директоршколы
№1 от 24 августа 2022г. ___________/ЖирковаС.Р./ ____________/Унаров Н.Н./
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА
«Основы музыки»
Уровень программы – базовый
Направленность программы –художественно-этническая
Автор: Сизых Нелли Алексеевна,учитель музыки
Якутск, 2022-2023
Пояснительнаязаписка
1.1. Актуальность программы
Актуальностьдополнительной общеобразовательной программы состоит в создании условий длявоспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основедуховно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических инационально-культурных традиций, формирования эффективной системы выявления,поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи РС (Якутии);потребностям обучающихся и их родителей с. Маган, ГО «г. Якутск».
Цель:Реализация профессионального образования обучающихся педагогических классовСОШ, формирования предпрофессиональных умений, обеспечения осознанного выборапрофессии и формирования траектории дальнейшего обучения.
Задачи:
Обучающие:
— формированиепервоначальных музыкальных представлений и навыков;
— формированиенавыков игры на музыкальном инструменте;
— овладениеосновами музыкальной грамотности, специальной терминологией и ключевымипонятиями музыкального искусства.
Воспитательные:
— воспитаниехудожественного вкуса, привитие обучающимся любви и интереса к музыке,накопление музыкальных впечатлений;
— воспитыватьнравственные качества по отношению к окружающим – доброжелательность, уважение;
— воспитаниемузыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и другихнародов мира, классическому и современному наследию.
Развивающие:
— выявление иразвитие общих музыкальных способностей обучающихся (музыкальной памяти ислуха, метроритмического чувства);
— развитиеобразного и ассоциативного мышления, фантазии и творческих способностей,творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни иискусства;
— формированиемотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность(хоровое пение, инструментальное музицирование, игра в ансамбле, оркестре);
— развитиеличностных качеств обучающихся (креативность, эмпатия, познавательнаяактивность, ответственность и др).
1.2. Прогнозируемые результаты
В результатеосвоения курса обучающийся должен:
знать:
1. Особенностии разновидности вокально-хорового пения, как вида музыкального искусства.
2. Устройстворечевого аппарата.
3. Средствамузыкальной выразительности.
4. Основымузыкальной грамоты.
5. Аппликатурныепринципы исполнения на музыкальном инструменте (фортепиано, баян аккордеон).
6. Правилапостановки корпуса и рук, способы звукоизвлечения, форму, устройство иматериалы инструментов ОДМИ.
уметь:
1. Ориентироватьсяв нотном тексте.
2. Управлятьинтонацией голоса.
3. Исполнятьритмический рисунок на инструментах ОДМИ.
4. Иметьнавыки работы над воплощением сценического образа в пении.
5. Иметьнавыки концертной деятельности.
владеть:
1. Навыкамипения в хоре.
2. Интонациейсобственного голоса.
3. Иметьнавыки сольфеджирования, чтения ритмического рисунка, нотной записи.
4. Приемамипевческого дыхания.
5. Навыкамиработы над воплощением сценического образа в пении.
6. Навыкамимузыкально-исполнительской деятельности, в том числе игре на ОДМИ.
Категорияобучающихся: возраст 8-15 лет.
Формаобучения: очная.
Режимзанятий:
Индивидуальныезанятия по инструменту – один час в неделю.
Групповые занятия– два часа в неделю.
Местопрограммы в системе школьного образования.
Курс «Основымузыки» представляет собой комплекс предпрофессиональной подготовки в областимузыкального образования.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоениепрограммы «Основы музыки»:
Максимальнаяучебная нагрузка – 204 часа, в том числе:
обязательнойаудиторной учебной нагрузки – 136 часов;
самостоятельнойработы обучающегося – 68 часов.
Раздел2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебный план
2.2. Содержание обучения попрограмме
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Дата |
Раздел 1. Основы вокально-хоровых навыков Хоровой класс.
|
|
|
|
Тема 1.1. Введение |
Знакомство с режимом работы, правилами поведения, предмет и его особенности. Диагностика. |
|
|
Тема 1.2. Работа над звукообразованием |
Содержание Практические занятия |
|
|
Работа над свободным, полетным, звонким, естественным звучанием; Работа над округлым звучанием гласных; Работа над ровностью и однородностью звучания голоса по всему диапазону; Выработка хорошего унисона; Освоение в пении динамических оттенков; Работа над протяженностью и сглаженностью гласных. |
|
|
|
Самостоятельная работа |
|
|
|
Выполнять артикуляционную гимнастику. Выучить попевки и вокальные упражнения. |
|
|
|
Тема 1.3. Работа над дыханием |
Содержание Практические занятия |
|
|
Обучение короткому, энергичному, с небольшой задержкой вдоху: Формирование певческого выдоха за счет постепенного расхода дыхания на всю продолжительность музыкальной фразы; недопустимость смены дыхания в середине слова; обучение вдоху в характере и темпе произведения; сохранение вдыхательной установки в пении; быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе; цепное дыхание в длинных фразах. |
|
|
|
Самостоятельная работа |
|
|
|
Выполнять дыхательные упражнения. |
|
|
|
Тема 1.4. Работа над дикцией |
Содержание Практические занятия |
|
|
Работа над освобождением артикуляционного аппарата; работа над округлостью гласных звуков и их протяженностью; активное и быстрое произношение согласных при скоплении их в соседних слогах; раздельное произношение двух одинаковых гласных звуков, стоящих рядом; совершенствование умения деления на вокальные слоги в пении; правильное произношение текста, выделение логического ударения; правильное соотношение ударных и безударных слогов; соблюдение правил вокальной орфоэпии. |
|
|
|
Самостоятельная работа |
|
|
|
Выполнять артикуляционную гимнастику. Выучить скороговорки. |
|
|
|
Тема 1.5. Работа над строем |
Содержание Практические занятия |
|
|
Точное интонирование звуков; звучания интервалов мелодических, так и гармонических (в двухголосии); звуковой диктант повторение фраз различными способами: медленно, быстро, легато, стаккато, форте, пиано.
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
|
|
|
Петь вокальные номера, упражнения. |
|
|
|
Тема 1.6. Работа над ритмичностью |
Содержание Практические занятия |
|
|
Исполнение ритмических упражнений, этюдов; длительности, паузы. |
|
|
|
Самостоятельная работа |
|
|
|
Читать с листа ритмические этюды. Выполнять с помощью хлопков, боди перкуссио. |
|
|
|
Тема 1.7. Работа над выразительностью и экспрессией |
Содержание Практическое занятие |
|
|
Разучивание репертуара. Работа над художественным произведением; характер и стиль исполнения; элементы хоровой звучности; общий характер звучания. |
|
|
|
Самостоятельная работа |
|
|
|
Учить вокальные хоровые партии. Играть мелодию на инструменте. |
|
|
Тема 1.8. Концертная деятельностью |
Самостоятельная работа |
|
|
||
Учить вокальные хоровые партии. Играть мелодию на инструменте. Содержание Практические занятия Вокально-хоровая работа над репертуаром. Подготовка к защите проекта. Выступление. |
|
|
|||
Самостоятельная работа |
|
|
|||
Участие в проекте. |
|
|
|||
Раздел 2. Основы музыкальной грамоты. |
|||||
Тема 2.1. Введение |
Введение в предмет. Техника безопасности. Обзор учебной программы, знакомство с требованиями. Совместное установление норм организации учебной деятельности по изучению раздела. |
|
|
||
Тема 2.2. Музыка, музыкальный язык, его элементы |
Содержание |
|
|
||
Свойства музыкального звука. Клавиатура, регистры, октавы. Звукоряд. Основные ступени звукоряда. Нотоносец. Скрипичный ключ. Басовый ключ. Расположение нот на нотоносце. Правописание штилей. Добавочные линейки. Тон, полутон.
|
|
|
|||
Практические занятия |
|
|
|||
Записывать ноты на нотоносце, соблюдая правописание штилей. Определять ноты по их расположению на нотоносце. Находить октавы на клавиатуре фортепиано. Строить тон, полутон от нот. Петь сольфеджио и исполнять на инструменте попевки.
|
|
|
|||
Самостоятельная работа |
|
|
|||
Выучить свойства музыкального звука. Выучить названия октав. Выучить длительности. Выполнить устные и письменные упражнения. |
|
|
|||
Тема 2.3. Музыка, ритмический язык, его элементы |
Содержание |
|
|
||
Музыкальный пульс. Длительности. Основное деление длительностей. Такт. Затакт. Простые размеры. Паузы. Знаки увеличения длительностей: точка, лига.
|
|
|
|||
Практические занятия |
|
|
|||
Чтение и исполнение ритмической партитуры. Исполнение ритмической партитуры с использованием слогов «Та», «Ти». Исполнение ритма мелодии, по записанному нотному тексту. |
|
|
|||
Самостоятельная работа |
|
|
|||
Выучить определение метр, ритм. Выучить длительности. Выполнить устные и письменные упражнения. |
|
|
|||
Тема 2.4. Лад. Гамма. |
Содержание |
|
|
||
Лад. Строение мажора. Строение минора. Гаммы. Тоника. Устойчивые ступени лада. Тональности до двух знаков. |
|
|
|||
Практические занятия |
|
|
|||
Построение мажора от тоники. Построение минора от тоники. Исполнение ритмических рисунков слогами, простукивание ритма исполненной мелодии, по записанному нотному тексту. Игра и пение сольфеджио гамм до двух знаков. |
|
|
|||
Самостоятельная работа |
|
|
|||
Выполнить устные и письменные упражнения. Выучить строение мажора и минора. Выучить игру и петь сольфеджио гамм до двух знаков. |
|
|
|||
Тема 2.5. Интервалы |
Содержание |
|
|
||
Мелодический интервал. Гармонический интервал. Простые интервалы от основных ступеней звукоряда. Две величины интервала. |
|
|
|||
Практические занятия |
|
|
|||
Построение простых интервалов от нот. Исполнение простых интервалов на инструменте. |
|
|
|||
Самостоятельная работа |
|
|
|||
Выучить простые интервалы. Выполнить устные и письменные упражнения. |
|
|
|||
Тема 2.6. Аккорды |
Содержание |
|
|
||
Аккорд. Трезвучия. Типы трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное. Главные трезвучия лада. |
|
|
|||
Практические занятия |
|
|
|||
Построение и исполнение мажорных трезвучий от нот. Построение и исполнение минорных трезвучий от нот. |
|
|
|||
Самостоятельная работа |
|
|
|||
Выполнить устные и письменные упражнения. |
|
|
|||
Тема 2.7. Жанры в музыке |
Содержание |
|
|
||
Три кита в музыке. Песня. Танец. Марш. Характерные особенности основных музыкальных жанров. Мелодия, аккомпанемент, темп, динамика. |
|
|
|||
Практические занятия |
|
|
|||
Умение анализировать особенности музыкальных жанров: темп, метр, размер, мелодия, аккомпанемент. Определение музыкальных жанров на слух. Умение передавать жанровые особенности музыки с использованием двигательной импровизации. |
Представленная информация была полезной? ДА 58.76% НЕТ 41.24% Проголосовало: 1033 |
|
|||
Самостоятельная работа |
|
|
|||
Подготовить анализ заданной пьесы: жанр, темп, динамика, особенности мелодии, аккомпанемент. |
|
|
|||
Раздел 3. Основы инструментального исполнительства. |
|||||
Тема 3.1. Введение |
Обзор учебной программы; знакомство с требованиями. Совместное установление норм организации учебной деятельности по изучению раздела программы. Сведения об истории создании инструмента. Знакомство с инструментом. Устройство инструмента, его художественно — исполнительские возможности. |
|
|
||
Тема 3.2. Музыка, музыкальный язык, его элементы |
Содержание |
|
|
||
Посадка за инструментом Звукообразование на инструменте. Особенности регистров. Расположение октав и нот на клавиатуре. Знаки альтерации. Постановка игрового аппарата. Приёмы звукоизвлечения. Основные принципы аппликатуры |
|
|
|||
Практические занятия |
|
|
|||
Для фортепиано: Постановка рук. Понятие «штрих» и приёмы звукоизвлечения. Основные виды штрихов: non legato, legato, staccato. Исполнение простых попевок, народных (в разных регистрах). Освоение алгоритма чтения с листа. Для баяна и аккордеона: Постановка рук. Освоение правил ведения меха и смены его движения. Основные виды штрихов: non legato, legato, staccato. Исполнение простых попевок, народных песен (в разных регистрах). Освоение алгоритма чтения с листа. Знакомство с основными принципами аппликатуры. |
|
|
|||
Самостоятельная работа |
|
|
|||
Научиться читать с листа ноты скрипичного и басового ключа. Играть попевки, нар. песни отдельными и двумя руками. Использовать основные штрихи: non legato, staccato, legato в зависимости от характера песни. Разучить несложную народную обработку песенного материала. Использовать динамику, определить звуковедение, аппликатуру. |
|
|
|||
Тема 3.3. Освоение начальных исполнительских умений. |
Содержание |
|
|
||
Три кита в музыке. Практическое освоение музыкально-педагогического репертуара. Средства музыкальной выразительности. Формирование свободы исполнительского аппарата. Техническое развитие на основе исполнения гамм, технических формул-арпеджио, аккорды. |
|
|
|||
Практические занятия |
|
|
|||
Освоение алгоритма чтения с листа. Работа нал звуковедением. Использование динамических оттенков, агогики, фразировки. Освоение ритмических и звуковыразительных жанровых особенностей изучаемых пьес. Анализ и изучение произведений народной музыки. Виды народной музыки. Создание обработки (аранжировки) народной музыки. Исполнение заданного музыкального материала во взаимосвязи исполнительских приёмов, качества звука, художественного содержания произведения. Применение рациональных технических приёмов исполнения — использование аппликатурных принципов, позиционной игры.
|
|
|
|||
Самостоятельная работа |
|
|
|||
Читать с листа различный ритмический рисунок со счётом вслух. Разучить и исполнить в характере заданные пьесы в различных жанрах. Выбрать средства музыкальной выразительности. Использовать динамические оттенки, штрихи, воссоздав целостный музыкальный образ. Поддерживать зрительный и слуховой контроль нотного текста. Проводить устный анализ произведения. |
|
|
|||
Тема 3.4. Средства музыкальной изобразительности |
Содержание |
|
|
||
Эмоционально-образное содержание музыки через средства музыкальной выразительности, речевой интонации. Формирование навыков чтения с листа, анализа нотного текста. Развитие музыкального мышления. Работа над совершенствованием звуковыразительных и технических приёмов исполнения. Стадия предконцертного режима. |
|
|
|||
Практические занятия |
|
|
|||
Игра гармонические оборотов в тональностях до 3-х знаков (автентический, плагальный, полный). Изучение понятия стиля в музыке. Реализация исполнительского замысла: тщательный разбор нотного текста. Составление плана работы над музыкальным произведением. Разучивание заданного произведения из программы Музыка в СОШ. Музицирование. Чтение с листа. Определение основных этапов работы над произведением. Анализ исполнительского, гармонического, динамического, агогического планов. Определение тональности, размера, анализ метроритмических особенностей. Исполнение в умеренном темпе музыкального материала ДОУ и СОШ (выборочно) Использование рациональных и удобных технических приёмов. Позиционная игра. Аппликатура, приёмы технического исполнения. Игра по нотам в рабочем состоянии в медленном темпе. Культура мышления. Звуковыразительные задачи и ритмическая организация игровых движений. Разучивание пьес по слушанию музыки из репертуара детского сада и школы. Методы подготовки к концертному исполнению произведений. Эстетика поведения на сцене.
|
|
|
|||
Самостоятельная работа
|
|
|
|||
Дать характеристику образа и средств музыкальной выразительности. Определить этапы работы над произведением. Решить звуковыразительные задачи. Разучить заданное произведение (дошк, или школьн. репертуар) Прочитать с листа нотный материала репертуара ДОУ и СОШ (выборочно) Разучить пьесу по слушанию музыки педагогического репертуара, используя звуковыразительные и технические приемы исполнения. |
|
|
|||
Тема 3.5. Аккомпанирование |
Содержание |
|
|
||
Работа над детским песенным репертуаром. Транспонирование. Упрощение аккомпанемента. Типы аккомпанемента. Буквенно-цифровая запись аккомпанемента. Формирование навыка пения под собственный аккомпанемент. Работа над эмоционально-художественной выразительностью детского песенного репертуара.
|
|
|
|||
Практические занятия |
|
|
|||
Чтение с листа мелодии детских песен различных жанров (колыбельные, шуточные, лирические, хороводные, плясовые и др.) Составление буквенно-цифровых обозначений к мелодии песни. Подбор вида фактуры аккомпанемента. Исполнение аккомпанемента с пением. Упрощение сложной фактуры аккомпанемента из репертуара детской песни (по выбору). Транспонирование попевок, несложных песен. Создание образной выразительности и характера песни. Исполнение песни с учетом взаимосвязи музыки и слов. Выявление кульминационных точек во фразах, динамического развития мелодии и аккомпанемента. Предконцертное исполнение на сцене. Определение степени готовности произведения.
|
|
|
|||
Самостоятельная работа |
|
|
|||
Читать с листа мелодии детских песен. Вырабатывать концертную выдержку. Подобрать фактуру аккомпанемента. Исполнить детские песни с учетом взаимосвязи музыки и слов. |
|
|
|||
Тема 3.6. Индивидуальный творческий проект |
Содержание
|
|
|
|
|
Практические занятия
|
|
|
|
||
Самостоятельная работа
|
|
|
|
||
Раздел 4. Оркестр шумовых инструментов. |
|
||||
Тема 4.1.
|
Содержание
|
|
|
|
|
Вводное занятие. Правила ТБ и гигиены.
|
|
|
|
||
Музыкальный инструмент. Описание внешних признаков: Правила постановки корпуса и рук, способы звукоизвлечения, форма, устройство, материал, из которого изготовлен.
|
|
|
|
||
«Музыкальный цветок» — четыре свойства звука: тембр, громкость, длительность, высота. Метр как способ организации событийного и ритмического процессов. Ритмическая импровизация пьес на 2/4.
|
|
|
|
||
Ритмоформулы в размере 2/4.
|
|
|
|
||
Исполнение пьес в размере 3/4 с применением ритмоформул.
|
|
|
|
||
Исполнение пьес в размере 4/4 с применением ритмоформул. |
|
|
|
||
Мышечная свобода, организация моторно-двигательного аппарата. У пражнения на координацию рук. |
|
|
|
||
Тема 4.2. Ритмические партитуры |
Содержание
|
|
|
|
|
Ритмические партитуры. Работа со схемами. Пьесы с остинатным сопровождением для малого и большого состава. Подбор различных остинатных ритмов для сопровождения пьес . |
|
|
|
||
Дефеле оркестра |
|
|
|
||
Тема 4.3. Импровизационная техника |
Содержание
|
|
|
|
|
Импровизация на заданную тему в размерах 2/4, 3/4, 6/8, 4/4. |
|
|
|
||
Тема 4.4. Индивидуальный проект |
Содержание
|
|
|
|
|
Подготовка и защита творческого проекта на основе пройденного материала. Анализ и исполнение репертуара по основному инструменту (инд.). Исполнение пьесы по основному инструменту. Составление и исполнение ритмической партитуры с использованием Sidelius. |
|
|
|
||
Тема 4.5. Самостоятельная работа |
Содержание
|
|
|
|
|
Разработать ритмические партитуры на заданные темы.
|
|
|
|
||
Исполнять ритм с применением ритмоформул. |
|
|
|
||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (УСЛОВИЯ КСОШ)
3.1. Требования к минимальному материально-техническомуобеспечению
Реализация предполагает наличие кабинетовиндивидуальных занятий музыкой: учебных кабинетов фортепиано, народныхинструментов (баяна,
аккордеона); музыкальный зал синструментами — рояль, фортепиано; библиотека, актовый зал.
Оборудование учебных кабинетов и рабочихмест кабинета: музыкальный инструмент (фортепиано, рояль, баян, аккордеон,концертные баяны.), рабочий стол, стулья, книжный шкаф, магнитные доски, нотныйи методический материал, учебно-методические пособия, пюпитры,
Оборудование и технологическое оснащениерабочих мест: программное обеспечение общего и профессионального назначения,комплект учебно-методической документации, Интернет, электронные пособия,видеоаппаратура, аудио и видео записи известных музыкантов и исполнителей,записи классической и современной музыки.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебныхизданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.
Основные источники:
1. Багрунов, В.П. Азбука владенияголосом.- СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2010.-220с., ил. В.П.Багрунов,2010 Издательство «Композитор»,
2010
2. Бубен, С. П. Дирижирование : учебпособие для студ. / С. П. Бубен, Е. Ю. Герасим. — Минск, 2010. — 168 с.
3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методикиМ.; Музыка, 2004-368с., нот, ил./ Л.Б. Дмитриев , 2004г., наследники.Издательство «Музыка»
4. Дмитревский Г.А. Хороведение иуправление хором. Элементарный курс: Учебное пособие. 3-е изд., испр. — СПб.:Издательство «Лань»;
«Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007. -112с.: нот. — (Учебники для вузов. Специальная литература).
5. Герасимов К.А. Природы волшебные звуки/ сост. К.А. Герасимов; под ред. К.А. Герасимова — Я.: Бичик 2010г.
6. Герасимов К.А. Жаворонок якутскиевокальные и хоровые песни для детей/ к.а.Герасимов. — Якутск: ООО «ЦумориПресс», 2012.-80с.
7. Емельянов В.В. Развитие голоса.Координация и тренинг. /В.В.Емельянов. 6-е изд., стер. — СПб.: Издательство«Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010. — 192с, — ил. — (Учебники для вузов.специальная литература)
8. Живов В.Л. Теория хоровогоисполнительства: учебник: /В.Л.Живов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Издательство Юрайт, 2018.- 197с. — (Серия:
Авторский учебник).
9. Живов В.Л. Исполнительский анализхорового произведения: учеб, пособие для СПО / В.Л.Живов. — 2-е изд., перераб.И доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 118 с. — (Серия: Профессиональноеобразование).
10. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка вмузыкальной деятельности: Обзор программ дошкольного образования/сост. М.Б.Зацепина- М.: ТЦ Сфера, 2010.
— 128 с. — (Программы ДОУ; Приложение кжурналу «Управление ДОУ») (2).
11. Зимина А.Н. Теория и методикамузыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие/сост.А.Н.Зимина- М.: ТЦ Сфера, 2010.
— 320 с. (Учебное пособие).
12. Игнатьев, К. А. Основы хоровогодирижирования [Электронный ресурс]: учеб.пособие / К. А. Игнатьев. — Саранск,2009. — Режим доступа:
lib.mordgoi.ru.
13. Каплунова И., Новоскольцева И.Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиприложением (2 CD).Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Младшая группа. / И.М.Каплунова, И.А. Новоскольцева.- СПб: «Композитор», 2007 — 236 с:
14. Каплунова И., Новоскольцева И.Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиприложением (2 CD).Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Средняя группа. / И.М.Каплунова, И. А. Новоскольцева, — СПб: «Композитор», 2007 — 270 с.
15. Каплунова И., Новоскольцева И.Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиприложением (2 CD).Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Старшая группа. / И.М.Каплунова, И.А. Новоскольцева. — СПб: «Композитор», 2008 — 308 с.
16. Каплунова И., Новоскольцева И.Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиприложением (2 CD).Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Подготовительная группа /И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. — СПб:«Композитор», 2012 — 366 с.
17. Каплунова И., Новоскольцева И.Ясельки.
2010 — 173 с.
Библиотека программы «Ладушки».Планирование и репертуар музыкальных занятии
аудиприложением (2 CD). Пособие длямузыкальных руководителей детских садов. / И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева.- СПб: «Невская нота»,
18. Курс лекций по предмету: Методикаобучения игре на фортепиано: для студентов очного и вечер. обучения сред. учеб.заведений, преподавателей
ДМШІ и преподавателей общеобразоват. шк./M-во образования Респ. Саха (Якутия): (сост. С.В. Вдовенко]. — Якутск: Якутскийкрай, 2007. — 104 с.
19. Любимая классика в простом переложениидля баяна и аккордеона из серии музыкальная библиотека /автор-сост. Е.Левин -Ростов-на-Дону.:
Феникс, 2010 — 93 с.
20. Музыка. 1-8 классы: развернутоетематическое планирование по программе Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой /авт.-сост.А.П. Сигаева, С.Н. Сидорова.
— Волгоград: Учитель, 2011. — 199 с.
21. Музыка. 5-8 классы: рабочие программыпо учебникам Т.И. Науменко, в.В. Алеева /сост. Г.П. Попова, Л.В. Шампарова. -Волгоград: Учитель,
2011. — 74 с.
22. Обреимова Н.Н. Основы анатомии,физиологии и гигиены детей и подростков учебное пособие для студ. высш. учеб.Заведений / Н.И. Обреимова,
А.С.Петрухин-2-е изд. испр. и доп.- М ;Издательский центр «Академия»; 2007г
23. Овсянникова В.А., Козьменко О.П.«Дирижирование. Практикум. / В.А. Овсянникова, О.П. Козьменко. Хоры безсопровождения и в сопровождении фортепиано для студентов магистратуры.» М.2009.
24. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровойкласс и практическая работа с хором: Учеб. Пособие для академическогобакалавриата / М.С.Осеннева.
В.А.Самарин. — 2-е изд., испр. и доп. -М.: Издательский центр Юрайт, 2018. — 205 с. (Серия: Бакалавр. Академическийкурс).
25. Самарин В.А. Хоровая аранжировка:учебник и практикум для СПО / В.А.Самарин, М.С. Осеннева. — М.: ИздательствоЮрайт, 2018. — 182 с. — (Серия: Профессиональное образование)
26. Самарин В.А. Хоровая аранжировка:учебник и практикум для академического баралавра / В.А.Самарин, М.С.Осеннева -М: Издательство райт, 2018,- 182 с. — (Серия: Бакалавр. Акатемический курс).
27. Самарин В.А.Хор: учебник и практикумдля СПО / В.А.Самарин, М.С.Осенева.-М.: Издательство Юрайт, 2018.- 265с.-(Серия: Профессиональное образование).
28. Самоучитель игры на фортепиано/Авт.-сост. Н.В. Белов.- Минск: арвест, 2010. — 112 с.
29. Хоровой класс. Учеб. пособие/составители: Бубен С.П., Кунцевич С.С. Доминикан H.B. Cleanse me//Музыка ислова.2011г.
30. Хрестоматия для ансамблейаккордеонистов. ДМШ /сост. Г.Бойцова- М.: Музыка, 2005 —
54 c.
31. Хрестоматия к региональной программеучебного предмета «Музыка». Первый класс / Министерство образования РеспубликиСаха (Якутня). кафедра ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование напротяжении жизни» при Моск. пед. гос. Университете; [авт.- сост.: Э.Б.Абдуллин, А.В. Варламова, Б.Р. Иофис, Е.П. Красовская, Е.В. Николаева]. -Якутск — Москва: Издательство «РИТМ», 2015. — 196 с.
24. Шахнес Г.И. «Дирижирование и чтениехоровых партитур» / Г.И.Шахнес. Учебно- методическое пособие М., 2010.
25. Школа игры на фортепиано: 110 новых пьесдля учащихся подготовительного, первого и второго классов детских музыкальныхшкол: учебно-методическое пособие /авт.-сост. Б.А. Поливода, В.Е.Сластененко. -Изд. 5-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2010 г.- 136 с. -(учебное пособие для ДМШ).
Дополнительные источники:
1. Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П.И.Чайковского/сост.С.А.Айзеншадт — М.: Классика-XXI, 2003. — 80., ил.
2. Аккордеон 1-3 классы ДМШ!! Пьесы,этюды, ансамбли, народные песни. /составл, и исполнит. редакция В. Мотова иГ.Шахова — М.: «Кифара»,
2006- 148 с.
3. Аккордеон 3-5 классы ДМШ! Пьесы, этюды,ансамбли, народные песни. /составл. и неполнит. редакция В. Мотова и Г.Шахова -М.: «Кифара»,
2005- 158 с.
Аккордеон с азов. /сост. Е..Муравьева -изд. «Композитор» СП-Б, 1998 — 40 с.
4.
5. Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на баяне(аккордеоне). Подбор по слуху. Импровизация. Аккомпанемент песен: Учебноепособие /сост.
Р.Н.Бажилин- М.: Изд. В.Катанский, 2002 -112 с.
6. Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне:Учебно-методическое пособие/сост. Р.Н.Бажилин/сост. Р.Н.Бажилин — М.: ИздательВ. Катанский
2004 — 208 с. (включая иллюстрации).
7. Баян. Хрестоматия 1-3 классы. Пьесы,этюды, ансамбли, народные песни, сонатины и вариации, полифонические пьесы./составл. и исполни.
8.
редакция Д.Самойлова — М.: «Кифара», 2005-160 с.
Баян. Хрестоматия 3-5 классы. Пьесы,этюды, ансамбли, народные песни, сонатины и вариации, полифонические пьесы./составл. и исполнит.
9.
редакция Д.Самойлова — М.: «Кифара», 2005-167 с.
Безбородова Л.А. Дирижирование: Учеб.пособие для студентов педагогических институтов по спец. «Музыка» и учащихсяпедагогических училищ по спец. «Музыкальное воспитание»./сост. Л.А.Безбородова. — М.: Флинта, 2005, — 216 с.
10. Березин А. Переложения музыкальныхпроизведений для детского хора. /сост. А. Березин- Уч. изд. Ленинградскоеотделение издательства «Просвещение» Государственного комитета Совета МинистровРСФСР по печати, Ленинград, Невский пр.,28., 1965.- 123 с.
11. Геталова О. «Обучение без мучения!».Учебное пособие на материале детских песен./Облегченное переложение дляфортепиано О.Геталовой-СПб.: «Композитор» 2001.- 152 с.
12. Детский альбом: фортепианныепроизведения композиторов Якутии: нотное учебное пособие / Мин-во культуры идуховного развития РС (Я),
Высшая школа музыки РС (Я). — Якутск:Издательский дом СВФУ, 2013. — 290с.
13. Ивакин М. Хоровая аранжировка: Учеб.пособие/сост. М. Ивакин — М., Владос. 2003- 224с., нот.
14. И. Каплунова, И. Новоскольцева, И.Алексеева Топ-топ, каблучок. Танцы в д/саду 1-2/ сост. И. Каплунова, И.Новоскольцева, И. Алексеева — 2005г. (с диском )
15. Козьменко О.П. «Хоровые произведения ссопровождением», / сост. О.П. Козьменко М. 2006
16. Кулев В.В. Золотая коллекция РусскогоРоманса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано и гитары /В.В.Кулев, Ф.И. Такун.
— М.: Современная музыка 2003г.
17. Марши и танцевальная музыка для детейдошкольного и младшего школьного возраста. Учебное пособие для студентовмузыкального отделения /Мин.образования РС(Я), Якутский педагогическийколледж/сост. и музык. редактор С.Михайлова -Якутск, 2006 — 82 с.
18. Медянников А., Овсянникова В. ,Орехова О. «Дирижирование» / сост. А.Медянников, В.Овсянникова, О.М.Орехова2003
19. Морозов Л.Н. Школа классическоговокала / Л.Н. Морозов; под ред. М.С.Булата . — С-П.: Планета музыки, 2003г.
20. Мусин, И. А. Язык дирижерского жеста :учеб пособие для студ. / И. А. Мусин. — М. : Музыка, 2007. — 232 с.
21. Науменко Т.И., Алев В.В. Музыка (1-7)кл.: Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений/сост. Т.И.Науменко, В.В.Алеев .,нот.
22. Новогодние песни и песни о зиме:практикум работы с детьми дошк. и мл. шк. возраста / М-во образования Респ.Саха (Якутия), Якут. пед. колледж сост. и перелож. аккомпанементов С.Н.Михайловой; [муз. Ред. Н. А. Михайлов]. — Якутск, 2010. — 184 с. Агентство СІРНБР Саха
23. Песни алааса: сборник пьес дляфортепиано: учебно-методическое пособие для учащихся 1-2 кл. (на материалеякутских песен) / М-во культуры и духовного развития РС (Я), ГБОУ ВО «Высшаяшкола музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В.А.Босикова», МБУ ДО
«Нюрбинская детская школа искусств» ;[сост.Е.Р.Евсеева; худож. М.А.Михайлова]. — Якутск: РИО медиа-холдинга, 2015. -36 с.
24. Практический репертуар баяниста.Нотное издание. Учебное пособие 2-е издание / Мин. образования РС (Я), Якутскийпедагогический колледж, сост. и исполнит. редакция Н. Михайлова — Якутск, 2008- 75 с.
25. Романенко В.В. Гармония популярнойпесни: Учеб. пособие/сост. В.В.Романенко -М.: Изд. Смолин К.О., 2004.- 136 с.
26. Самарин В.А. Хороведение: Учеб.пособие для студ. муз. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. Заведений. — 2-е изд.,стереотип./сост. В.А.Самарин. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 208с.
27. Сеймур Бернстайн. 20 уроков клавирнойхореографии: Пер. с англ. /сост. С.Бернстайн — СПб.: «Композитор» 2001.- 152с.: ил., нот. Примеры технического развития слухо-двигательных представлений).
28. Современная школа игры на баяне /сост.В.Семенов — М.: Музыка, 2003 — 216 с. 166 биографий знаменитых композиторов/ред.- сост.Л.В.
Михеева. — СПб.: «Композитор», 1999 — 208с., ил.
29. Стулова Г.П. Теория и практика работыс детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений/сост.Г.П.Стулова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 176 с.: ноты.
30. Уколова Л.И. Дирижирование: Учеб.пособие для студ. СПО./Л.И. Уколов, — 2-е изд., испр. и доп — М.: издательствоЮрайт, 2018. — 210 с — (сепия.: Профессиональное образование)
31. Учимся, играя: Программа поформированию исполнительских навыков на начальном этапе обучения игре нафортепиано через игру/сост.
И.И. Селиванова — Якутск: Изд. Якутскогоун-та, 2007, — 96 с.