Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарно-эстетического цикла Протокол № 1 от 26.08.2021 г. Руководитель ШМО________ |
Принято педагогическим советом Протокол № от г. Председатель педсовета _____________/_В.И.Курлова/ |
Утверждено приказом МКОУ «Миленинская основная общеобразовательная школа» № от г. Директор школы _____________/И.А.Пилюгина/ |
Рабочаяпрограмма
попредмету
музыка
начальногообщего образования
Разработал
учитель музыки
Федив В. И.
2021 г.
Планируемые результаты освоения учебногопредмета
Личностныеуниверсальные учебные действия
У выпускника будутсформированы:
– внутренняя позицияшкольника на уровне положительного отношенияк школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности ипринятия образца «хорошего ученика»;
– широкаямотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешниемотивы;
– учебнопознавательныйинтерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентацияна понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ исамоконтроль результата, наанализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на пониманиеоценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своейучебной деятельности;
– основыгражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания«Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности игордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека заобщее благополучие;
– ориентацияв нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральныхнорм и ориентация на их выполнение;
– развитие этическихчувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровыйобраз жизни;
– основыэкологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следоватьв своей деятельности нормамприродоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувствопрекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественнойкультурой.
Выпускник получит возможностьдля формирования:
– внутреннейпозиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации,понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательныхмотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженнойустойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
– устойчивогоучебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
– адекватного пониманияпричин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительнойадекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли«хорошего ученика»;
– компетентностив реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания наконвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учётапозиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивоеследование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровыйобраз жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивыхэстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферучеловеческой жизни;
– эмпатии как осознанногопонимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках,направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивныеуниверсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранятьучебную задачу;
– учитыватьвыделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действияв соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе вовнутреннем плане;
– учитыватьустановленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлятьитоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильностьвыполнения действия на уровне адекватнойретроспективной оценки соответствия результатов требованиям даннойзадачи;
– адекватновоспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ ирезультат действия;
– вноситьнеобходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки иучёта характера сделанных ошибок,использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровойформе хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском,родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможностьнаучиться:
– в сотрудничестве сучителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовыватьпрактическую задачу в познавательную;
– проявлятьпознавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельноучитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлятьконстатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль науровне произвольного внимания;
– самостоятельнооценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы висполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательныеуниверсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять поискнеобходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебнойлитературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве,в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации об окружающеммире и о себе самом, в том числе с помощьюинструментов ИКТ;
– использоватьзнаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), длярешения задач;
– проявлять познавательнуюинициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устнойи письменной форме;
– ориентироватьсяна разнообразие способов решения задач;
– основамсмыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию изсообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектовс выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез каксоставление целого из частей;
– проводитьсравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
– устанавливатьпричинноследственные связи в изучаемомкруге явлений;
– строить рассуждения вформе связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т. е.осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или классаединичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведениепод понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признакови их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общихприёмов решения задач.
Выпускник получит возможностьнаучиться:
– осуществлять расширенныйпоиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксироватьинформацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать ипреобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольностроить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выборнаиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретныхусловий;
– осуществлять синтез каксоставление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающиекомпоненты;
– осуществлять сравнение,сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии дляуказанных логических операций;
– строить логическоерассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
– произвольнои осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативныеуниверсальные учебные действия
Выпускник научится:
– адекватноиспользовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решенияразличных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможностьсуществования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с егособственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения истремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственноемнение и позицию;
– договариватьсяи приходить к общему решению в совместнойдеятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные дляпартнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действияпартнёра;
– использовать речь длярегуляции своего действия;
– адекватноиспользовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строитьмонологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможностьнаучиться:
– учитыватьи координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мненияи интересы и обосновывать собственную позицию;
– пониматьотносительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать своюпозицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве привыработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивносодействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всехучастников;
– с учётом целейкоммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёрунеобходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы,необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– осуществлять взаимныйконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использоватьречевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативныхзадач,планирования и регуляции своей деятельности.
1.1.1.1. Чтение. Работа стекстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебныхпредметов при получении начального общего образованиявыпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстахинформацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных,научнопознавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с цельюудовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной внаглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащимирисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
Увыпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации,выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации,систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей иинформации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использоватьполученную из разного вида текстов информацию для установления несложныхпричинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснованияутверждений, а также принятия решений в простых учебных и практическихситуациях.
Выпускники получатвозможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Ониприобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации,сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненнымопытом.
Выпускники получат возможность научитьсясамостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыткритического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информациейиз других источников и имеющимся жизненным опытом.
1.1.1.2. ФормированиеИКТкомпетентности обучающихся (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключенияпредметов на уровне начального общего образования начинается формированиенавыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичномобществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, вкоторых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные,неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которыемогут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологийили размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различнымисредствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общиебезопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможностиразличных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательнойдеятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки ипоиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные видыинформации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать,редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность вдополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельнойпознавательной деятельности; определять возможные источники ее получения;критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать имоделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств иинструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательныхи учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов,у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальныеучебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебнойдеятельности в средней и старшей школе.
1.1.2. Планируемые результаты Музыка
Достижениеличностных, метапредметных и предметных результатов освоения программыобучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки,освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческойдеятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальныхинструментах, пластическом интонировании, подготовкемузыкально-театрализованных представлений.
В результате освоения программы у обучающихсябудут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию;понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознаниесвоей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовнымтрадициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки вжизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессеприобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиесянаучатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира,постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли ичувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использоватьмузыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластическихкомпозиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, вимпровизации.
Школьникинаучатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству;проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальномуискусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку,самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитиихудожественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительскихзамыслов.
Уобучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вестидиалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни иискусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессемузыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладениесоциальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей черезмузыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию исаморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг,самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на основедомашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями,родителями.
Предметныерезультаты освоенияпрограммы должны отражать:
сформированность первоначальных представленийо роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитиичеловека;
сформированность основ музыкальной культуры, втом числе на материале музыкальной культуры родного края, развитиехудожественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальнойдеятельности;
умение воспринимать музыку и выражать своеотношение к музыкальному произведению;
умение воплощать музыкальные образы присоздании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнениивокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмическогоаккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Предметныерезультаты по видам деятельности обучающихся
Врезультате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшемприменять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видахпознавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основныевиды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимногодополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника,включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры,развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностейсамооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся приниматьактивное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизнишколы, города, региона.
Слушание музыки
Обучающийся:
1.Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
2.Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельныеэлементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
3.Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций,средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.
4.Имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового,эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знаетособенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
5. Знает особенности тембрового звучанияразличных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских,женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) иих исполнительских возможностей и особенностей репертуара.
6.Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке;балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестрарусских народных инструментов.
7.Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальныхформ: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастнойформы, вариаций, рондо.
8.Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
9.Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки,отечественной и зарубежной классики.
10.Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразныхдвижений, пластического интонирования.
Хоровое пение
Обучающийся:
1.Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
2.Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения всоответствии с их образным строем и содержанием.
3.Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4.Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильноепевческое дыхание.
5.Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атакув зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, нефорсированным звуком.
6.Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произноситсогласные; использует средства артикуляции для достижения выразительностиисполнения.
7.Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементамидвухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Обучающийся:
1.Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детскогооркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2.Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3.Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшеедвух-трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальномансамбле.
4.Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в томчисле тембровые возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты
Объеммузыкальной грамоты и теоретических понятий:
1.Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.
2.Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление оклавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.
3.Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент вмузыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых,четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмическихрисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- итрехдольность – восприятие и передача в движении.
4. Лад:мажор, минор; тональность, тоника.
5.Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объемепервой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение понотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных,пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.
6. Интервалыв пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы итрезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях дляслушания музыки.
7.Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт.Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.
8. Музыкальныеформы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простыедвухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.
Врезультате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся получитвозможность научиться:
реализовыватьтворческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видахмузыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских идругих музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении иимпровизации);
организовыватькультурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;музицировать;
использоватьсистему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейшихмелодий;
владетьпевческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать вколлективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших егомузыкальных образов;
адекватнооценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцовпрофессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказыватьпомощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности(пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции(фонотека, видеотека).
Достижениеличностных, метапредметных и предметных результатов освоения программыобучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки,освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческойдеятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальныхинструментах, пластическом интонировании, подготовкемузыкально-театрализованных представлений.
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
— формирование основ российской гражданскойидентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историюРоссии, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формированиеценностей многонационального российского общества;
— формирование целостного, социальноориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразиикультур;
— формирование уважительного отношения ккультуре других народов;
— формирование эстетических потребностей,ценностей и чувств;
— формирование творческой активности ипознавательного интереса при решении учебных задач и собственноймузыкально-прикладной деятельности;
— развитие этических чувств,доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания исопереживания чувствам других людей;
— развитие навыков сотрудничества со взрослымии сверстниками в разных социальных ситуациях;
— формирование установки на наличие мотивациик бережному отношению к культурным и духовным ценностям.
В результате освоения программы у обучающихсябудут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию;понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознаниесвоей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовнымтрадициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки вжизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессеприобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиесянаучатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира,постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли ичувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальныеобразы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций,исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.
Школьникинаучатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству;проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальномуискусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку,самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитиихудожественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительскихзамыслов.
Уобучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вестидиалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни иискусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессемузыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечиваетовладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностейчерез музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию исаморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг,самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе, на основедомашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями,родителями.
Метапредметныерезультаты освоения программыдолжны отражать:
— овладение способностью принимать и сохранятьцели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессеосвоения музыкальной культуры;
— освоение способов решения проблемтворческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской итворческой деятельности;
— формирование умения планировать,контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленнойзадачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способыдостижения результата в различных видах музыкальной деятельности;
— освоение начальных форм познавательной иличностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видахдеятельности;
— использование знаково-символических средствпредставления информации в процессе освоения средств музыкальнойвыразительности, основ музыкальной грамоты;
— использование различных способов поиска (всправочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сетиИнтернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретацииинформации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами итехнологиями учебного предмета; в том числе и анализировать звуки, готовитьсвое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
— умение оценивать произведения разных видовискусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового истилевого анализа музыкальных произведений и других видов музыкально-творческойдеятельности;
— готовность к учебному сотрудничеству(общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различныхмузыкально-творческих задач;
— овладение базовыми предметными имежпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»;
— использование различных способов поиска (всправочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сетиИнтернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретацииинформации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами итехнологиями учебного предмета; в том числе умение фиксировать (записывать) вцифровой форме измеряемые величины и анализировать звуки, готовить своевыступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдатьнормы информационной избирательности, этики и этикета;
— овладение логическими действиями сравнения,анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,отнесения к известным понятиям в процессе слушания и освоения музыкальныхпроизведений различных жанров и форм;
— готовность слушать собеседника и вестидиалог, готовность признавать возможность существования различных точек зренияи права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точкузрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой иколлективной хоровой и инструментальной деятельности;
— овладение начальными сведениями о сущности иособенностях объектов, процессов и явлений действительности (культурных и др.)в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка»;
— овладение базовыми предметными имежпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения междуобъектами и процессами, в процессе привлечения интегративных форм освоенияучебного предмета «Музыка».
В результате реализациипрограммы обучающиеся смогут освоить универсальные учебные действия,обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, реализовать собственныйтворческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальномискусстве в познавательной и практической деятельности.
Содержаниеучебного предмета «Музыка»
1класс
Мирмузыкальных звуков
Классификациямузыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность,громкость, высота.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Восприятиеи воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии. Звуки окружающего мира; звуки шумовые имузыкальные. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость,высота. Знакомство со звучанием музыкальных инструментов разной высоты итембровой окраски (просмотр фрагментов видеозаписей исполнения на различныхинструментах). Прослушивание фрагментов музыкальных произведений с имитациейзвуков окружающего мира.
Играна элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые опыты игры детей на инструментах, различных поспособам звукоизвлечения, тембрам.
Пениепопевок и простых песен. Разучиваниепопевок и простых народных песен и обработок народных песен, в том числе,зарубежных; песен из мультфильмов, детских кинофильмов, песен к праздникам.Формирование правильной певческой установки и певческого дыхания.
Ритм– движение жизни
Ритмокружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки.Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли.
Содержание обучения по видам деятельности:
Восприятиеи воспроизведение ритмов окружающего мира. Ритмические игры. «Звучащие жесты» («инструменты тела»): хлопки,шлепки, щелчки, притопы и др. Осознание коротких и длинных звуков в ритмическихиграх: слоговая система озвучивания длительностей и их графическое изображение;ритмоинтонирование слов, стихов; ритмические «паззлы».
Играв детском шумовом оркестре.Простые ритмические аккомпанементы к музыкальным произведениям.
Играв детском шумовом оркестре: ложки, погремушки, трещотки, треугольники,колокольчики и др. Простые ритмические аккомпанементы к инструментальным пьесам(примеры: Д.Д. Шостакович «Шарманка», «Марш»; М.И. Глинка «Полька», П.И.Чайковский пьесы из «Детского альбома» и др.). Чередование коротких и длинныхзвуков; формирование устойчивой способности к равномерной пульсации;формирование ощущения сильной доли; чередование сильных и слабых долей.Использование «звучащих жестов» в качестве аккомпанемента к стихотворнымтекстам и музыкальным пьесам. Простые ритмические аккомпанементы к пройденнымпесням.
Мелодия– царица музыки
Мелодия– главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи. Интонациякак основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительные свойствамелодии. Типы мелодического движения. Аккомпанемент.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушаниемузыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания. Примеры: Г. Свиридов «Ласковая просьба», Р.Шуман «Первая утрата», Л. Бетховен Симфония № 5 (начало), В.А. Моцарт Симфония№ 40 (начало).
Исполнениепесен с плавным мелодическим движением. Разучивание и исполнение песен споступенным движением, повторяющимися интонациями. Пение по «лесенке»; пение сприменением ручных знаков.
Музыкально-игроваядеятельность – интонация-вопрос, интонация-ответ. Интонации музыкально-речевые:музыкальные игры «вопрос-ответ», «поставь точку в конце музыкальногопредложения» (пример, А.Н. Пахмутова «Кто пасется на лугу?»).
Освоениеприемов игры мелодии на ксилофоне и металлофоне. Ознакомление с приемами игрына ксилофоне и металлофоне. Исполнение элементарных мелодий на ксилофоне иметаллофоне с простым ритмическим аккомпанементом.
Музыкальныекраски
Первоначальныезнания о средствах музыкальной выразительности. Понятие контраста в музыке.Лад. Мажор и минор. Тоника.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Слушаниемузыкальных произведений с контрастными образами, пьес различного ладовогонаклонения. Пьесы различногообразно-эмоционального содержания. Примеры: П.И. Чайковский «Детский альбом»(«Болезнь куклы», «Новая кукла»); Р. Шуман «Альбом для юношества» («Дед Мороз»,«Веселый крестьянин»). Контрастные образы внутри одного произведения. Пример:Л. Бетховен «Весело-грустно».
Пластическоеинтонирование, двигательная импровизация под музыку разного характера. «Создаем образ»: пластическое интонированиемузыкального образа с применением «звучащих жестов»; двигательная импровизацияпод музыку контрастного характера.
Исполнениепесен, написанных в разных ладах. Формирование ладового чувства в хоровом пении: мажорные и минорныекраски в создании песенных образов. Разучивание и исполнение песен контрастногохарактера в разных ладах.
Игры-драматизации. Театрализация небольших инструментальныхпьес контрастного ладового характера. Самостоятельный подбор и применениеэлементарных инструментов в создании музыкального образа.
Музыкальныежанры: песня, танец, марш
Формированиепервичных аналитических навыков. Определение особенностей основных жанровмузыки: песня, танец, марш.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Слушаниемузыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Песня, танец, марш в музыкальном материаледля прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного материала):восприятие и анализ особенностей жанра. Двигательная импровизация под музыку сиспользованием простых танцевальных и маршевых движений.
Сочинениепростых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной,танцевальной и маршевой музыке.Песня, танец, марш в музыкальном материале для инструментального музицирования:подбор инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента кпроизведениям разных жанров.
Исполнениехоровых и инструментальных произведений разных жанров. Двигательнаяимпровизация. Формированиенавыков публичного исполнения на основе пройденного хоровой и инструментальноймузыки разных жанров. Первые опыты концертных выступлений в тематическихмероприятиях.
Музыкальнаяазбука или где живут ноты
Основымузыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Знакомство с фортепианнойклавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы нанотоносце и клавиатуре. Формирование зрительно-слуховой связи:ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте, пиано).
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Игровыедидактические упражнения с использованием наглядного материала. Освоение в игровой деятельности элементовмузыкальной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, расположение нот первой октавына нотоносце, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой (возможно наоснове клавиатуры синтезатора). Установление зрительно-слуховой и двигательнойсвязи между нотами, клавишами, звуками; логика расположения клавиш: высокий,средний, низкий регистры; поступенное движение в диапазоне октавы.
Слушаниемузыкальных произведений с использованием элементарной графической записи. Развитие слухового внимания: определениединамики и динамических оттенков. Установление зрительно-слуховых ассоциаций впроцессе прослушивания музыкальных произведений с характерным мелодическимрисунком (восходящее и нисходящее движение мелодии) и отражение их вэлементарной графической записи (с использованием знаков – линии, стрелки ит.д.).
Пениес применением ручных знаков. Пение простейших песен по нотам. Разучивание и исполнение песен с применениемручных знаков. Пение разученных ранее песен по нотам.
Играна элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые навыки игры по нотам.
Я– артист
Сольноеи ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческоесоревнование.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Исполнениепройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях.
Командныесостязания: викторины наоснове изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическоеэхо, ритмические «диалоги».
Развитиенавыка импровизации,импровизация на элементарных музыкальных инструментах с использованиемпройденных ритмоформул; импровизация-вопрос, импровизация-ответ; соревнованиесолистов – импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков.
Музыкально-театрализованноепредставление
Музыкально-театрализованноепредставление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» впервом классе.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Совместноеучастие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведениимузыкально-театрализованного представления. Разработка сценариевмузыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций сиспользованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовкаи разыгрывание сказок, театрализация песен. Участие родителей вмузыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев,подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмови т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей:«режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
2класс
Народноемузыкальное искусство. Традиции и обряды
Музыкальныйфольклор. Народные игры. Народные инструменты. Годовой круг календарныхпраздников
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Музыкально-игроваядеятельность. Повторение иинсценирование народных песен, пройденных в первом классе. Разучивание иисполнение закличек, потешек, игровых и хороводных песен. Приобщение детей к игровой традиционнойнародной культуре: народные игрыс музыкальным сопровождением. Примеры: «Каравай», «Яблонька», «Галка», «Заинька». Игры народного календаря:святочные игры, колядки, весенние игры (виды весенних хороводов – «змейка»,«улитка» и др.).
Играна народных инструментах.Знакомство с ритмической партитурой. Исполнение произведений по ритмическойпартитуре. Свободное дирижирование ансамблем одноклассников. Исполнение песен синструментальным сопровождением: подражание «народному оркестру» (ложки,трещотки, гусли, шаркунки). Народные инструменты разных регионов.
Слушаниепроизведений в исполнении фольклорных коллективов. Прослушивание народных песен в исполнении детскихфольклорных ансамблей, хоровых коллективов (пример: детский фольклорныйансамбль «Зоренька», Государственный академический русский народный хор имениМ.Е. Пятницкого и др.). Знакомство с народными танцами в исполнении фольклорныхи профессиональных ансамблей (пример: Государственный ансамбль народного танцаимени Игоря Моисеева; коллективы разных регионов России и др.).
Широкастрана моя родная
Государственныесимволы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня народов нашей страны.Гимн Российской Федерации.
Мелодия.Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Многообразиемузыкальных интонаций. Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И.Чайковский, С.В. Рахманинов.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Разучиваниеи исполнение Гимна Российской Федерации. Исполнение гимна своей республики,города, школы. Применениезнаний о способах и приемах выразительного пения.
Слушаниемузыки отечественных композиторов. Элементарный анализ особенностей мелодии. Прослушивание произведений с яркой выразительноймелодией. Примеры: М.И. Глинка «Патриотическая песня», П.И. Чайковский Первыйконцерт для фортепиано с оркестром (1 часть), С.В. Рахманинов «Вокализ», Второйконцерт для фортепиано с оркестром (начало). Узнавание в прослушанныхпроизведениях различных видов интонаций (призывная, жалобная, настойчивая ит.д.).
Подборпо слуху с помощью учителя пройденных песен с несложным (поступенным)движением. Освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах дляоркестра элементарных инструментов.
Играна элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Развитие приемов игры на металлофоне и ксилофонеодной и двумя руками: восходящее и нисходящее движение; подбор по слуху спомощью учителя пройденных песен; освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» вупражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.
Музыкальноевремя и его особенности
Метроритм.Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт.Размер.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Игровыедидактические упражнения с использованием наглядного материала. Восьмые, четвертные и половинныедлительности, паузы. Составление ритмических рисунков в объеме фраз ипредложений, ритмизация стихов.
Ритмическиеигры. Ритмические «паззлы»,ритмическая эстафета, ритмическое эхо, простые ритмические каноны.
Играна элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Чтение простейших ритмических партитур. Соло-тутти.Исполнение пьес на инструментах малой ударной группы: маракас, пандейра,коробочка (вуд-блок), блоктроммель, барабан, треугольник, реко-реко и др.
Разучиваниеи исполнение хоровых и инструментальных произведений с разнообразным ритмическим рисунком. Исполнениепройденных песенных и инструментальных мелодий по нотам.
Музыкальнаяграмота
Основымузыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы впределах октавы, выразительные возможности интервалов.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Чтениенотной записи. Чтение нотпервой-второй октав в записи пройденных песен. Пение простых выученных попевоки песен в размере 2/4 по нотам с тактированием.
Игровыедидактические упражнения с использованием наглядного материала. Игры и тесты на знание элементов музыкальнойграмоты: расположение нот первой-второй октав на нотном стане, обозначениядлительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз (четверти и восьмые),размера (2/4, 3/4, 4/4), динамики (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Простыеинтервалы: виды, особенности звучания и выразительные возможности.
Пениемелодических интервалов сиспользованием ручных знаков.
Прослушиваниеи узнавание в пройденномвокальном и инструментальном музыкальном материале интервалов (терция, кварта,квинта, октава). Слушание двухголосных хоровых произведений
Играна элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Простое остинатное сопровождение к пройденным песням,инструментальным пьесам с использованием интервалов (терция, кварта, квинта,октава). Ознакомление с приемами игры на синтезаторе.
«Музыкальныйконструктор»
Мирмузыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. Простые песенные формы(двухчастная и трехчастная формы). Вариации. Куплетная форма в вокальноймузыке. Прогулки в прошлое. Классические музыкальные формы (Й. Гайдн, В.АМоцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и др.).
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Слушаниемузыкальных произведений.Восприятие точной и вариативной повторности в музыке. Прослушивание музыкальныхпроизведений в простой двухчастной форме (примеры: Л. Бетховен Багатели, Ф.Шуберт Экосезы); в простой трехчастной форме (примеры: П.И. Чайковский пьесы из«Детского альбома», Р. Шуман «Детские сцены», «Альбом для юношества», С.С.Прокофьев «Детская музыка»); в форме вариаций (примеры: инструментальные и оркестровыевариации Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки); куплетная форма(песни и хоровые произведения).
Играна элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение пьес в простой двухчастной, простойтрехчастной и куплетной формах в инструментальном музицировании. Различные типыаккомпанемента как один из элементов создания контрастных образов.
Сочинениепростейших мелодий. Сочинениемелодий по пройденным мелодическим моделям. Игра на ксилофоне и металлофонесочиненных вариантов. «Музыкальная эстафета»: игра на элементарных инструментахсочиненного мелодико-ритмического рисунка с точным и неточным повтором поэстафете.
Исполнениепесен в простой двухчастной ипростой трехчастной формах. Примеры: В.А. Моцарт «Колыбельная»; Л. Бетховен«Сурок»; Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» и др.
Жанровоеразнообразие в музыке
Песенность,танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальноймузыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальнойвыразительности. Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах:путешествие в мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, закулисами театра). Балет, опера.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Слушаниеклассических музыкальных произведений с определением их жанровой основы. Элементарный анализ средств музыкальнойвыразительности, формирующих признаки жанра (характерный размер, ритмическийрисунок, мелодико-интонационная основа). Примеры: пьесы из детских альбомовА.Т. Гречанинова, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, «Детской музыки» С.С.Прокофьева, фортепианные прелюдии Д.Д. Шостаковича и др.).
Пластическоеинтонирование: передача вдвижении характерных жанровых признаков различных классических музыкальныхпроизведений; пластическое и графическое моделирование метроритма («рисуеммузыку»).
Созданиепрезентации «Путешествие вмир театра» (общая панорама, балет, опера). Сравнение на основе презентациижанров балета и оперы. Разработка и создание элементарных макетов театральныхдекораций и афиш по сюжетам известных сказок, мультфильмов и др.
Исполнениепесен кантиленного, маршевогои танцевального характера. Примеры: А. Спадавеккиа «Добрый жук», В. Шаинский«Вместе весело шагать», А. Островский «Пусть всегда будет солнце», песен современныхкомпозиторов.
Играна элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение пьес различныхжанров. Сочинение простых пьес с различной жанровой основой по пройденныммелодическим и ритмическим моделям для шумового оркестра, ансамбля элементарныхинструментов.
Я– артист
Сольноеи ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческоесоревнование.
Разучиваниепесен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8марта, годовой круг календарных праздников и другие), подготовка концертныхпрограмм.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Исполнениепройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам,торжественным событиям.
Подготовкаконцертных программ, включающихпроизведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования.
Участиев школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях,конкурсах и т.д.
Командныесостязания: викторины наоснове изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическоеэхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.
Играна элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование навыкаимпровизации. Импровизация наэлементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра,синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул.Соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов имелодико-ритмических рисунков.
Музыкально-театрализованноепредставление
Музыкально-театрализованноепредставление как результат освоения программы во втором классе.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Совместноеучастие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованногопредставления. Разработка сценариев музыкально-театральных,музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденногохорового и инструментального материала. Театрализованные формы проведенияоткрытых уроков, концертов. Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорныхкомпозиций, театрализация хоровых произведений с включением элементовимпровизации. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях(участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальныхномеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Созданиемузыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры»,«артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
3класс
Музыкальныйпроект «Сочиняем сказку».
Применениеприобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительскойдеятельности. Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов,родителей. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения.Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Развитиемузыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Разработкаплана организациимузыкального проекта «Сочиняем сказку» с участием обучающихся, педагогов, родителей.Обсуждение его содержания: сюжет, распределение функций участников, действующиелица, подбор музыкального материала. Разучивание и показ.
Созданиеинформационного сопровождения проекта (афиша, презентация, пригласительные билеты и т.д.).
Разучиваниеи исполнение песенного ансамблевого и хорового материала как части проекта. Формирование умений и навыков ансамблевого ихорового пения в процессе работы над целостным музыкально-театральным проектом.
Практическоеосвоение и применение элементов музыкальной грамоты. Разучивание оркестровых партий по ритмическимпартитурам. Пение хоровых партий по нотам. Развитие музыкально-слуховыхпредставлений в процессе работы над творческим проектом.
Работанад метроритмом. Ритмическоеостинато и ритмические каноны в сопровождении музыкального проекта. Усложнениеметроритмических структур с использованием пройденных длительностей и пауз вразмерах 2/4, 3/4, 4/4; сочинение ритмоформул для ритмического остинато.
Играна элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование игры в детском инструментальномансамбле (оркестре): исполнение оркестровых партитур для различных составов(группы ударных инструментов различных тембров, включение в оркестр партиисинтезатора).
Соревнованиеклассов на лучший музыкальныйпроект «Сочиняем сказку».
Широкастрана моя родная
Творчествонародов России. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре,национальных инструментах, национальной одежде. Развитие навыков ансамблевого,хорового пения. Элементы двухголосия.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Слушаниемузыкальных и поэтических произведений фольклора; русских народных песен разныхжанров, песен народов, проживающих в национальных республиках России; звучаниенациональных инструментов. Прослушивание песен народов России в исполнениифольклорных и этнографических ансамблей.
Исполнениепесен народов Россииразличных жанров колыбельные, хороводные, плясовые и др.) в сопровождениинародных инструментов. Пение acapella, канонов, включение элементов двухголосия.Разучивание песен по нотам.
Играна музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение на народных инструментах (свирели,жалейки, гусли, балалайки, свистульки, ложки, трещотки, народные инструментырегиона и др.) ритмических партитур и аккомпанементов к музыкальнымпроизведениям, а также простейших наигрышей.
Игры-драматизации. Разыгрывание народных песен по ролям.Театрализация небольших инструментальных пьес разных народов России. Самостоятельныйподбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа.
Хороваяпланета
Хороваямузыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, детские).Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительскойкультуры.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Слушаниепроизведений в исполнениихоровых коллективов: Академического ансамбля песни и пляски Российской Армииимени А. Александрова, Государственного академического русского народного хорап/уА.В. Свешникова, Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого
Совершенствованиехорового исполнения: развитиеосновных хоровых навыков, эмоционально-выразительное исполнение хоровыхпроизведений. Накопление хорового репертуара. Исполнение хоровых произведенийклассической и современной музыки с элементами двухголосия.
Мироркестра
Симфоническийоркестр. Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: видыинструментов, тембры. Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента(скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Слушаниефрагментов произведений мировой музыкальной классики с яркой оркестровкой в исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей,исполнительских коллективов. Узнавание основных оркестровых групп и тембровинструментов симфонического оркестра. Примеры М.П. Мусоргский «Картинки свыставки» (в оркестровке М. Равеля); Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру длямолодежи» и другие. Прослушивание фрагментов концертов для солирующегоинструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара и др.) и оркестра.
Музыкальнаявикторина «Угадайинструмент». Викторина-соревнование на определение тембра различныхинструментов и оркестровых групп.
Играна музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение инструментальных миниатюр «соло-тутти»оркестром элементарных инструментов.
Исполнениепесен в сопровожденииоркестра элементарного музицирования. Начальные навыки пения под фонограмму.
Музыкальнаяграмота
Основымузыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнениеканонов. Интервалы и трезвучия.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Чтениенот хоровых и оркестровыхпартий.
Освоениеновых элементов музыкальнойграмоты: интервалы в пределах октавы, мажорные и минорные трезвучия. Пениемелодических интервалов и трезвучий с использованием ручных знаков.
Подборпо слуху с помощью учителяпройденных песен на металлофоне, ксилофоне, синтезаторе.
Музыкально-игроваядеятельность: двигательные,ритмические и мелодические каноны-эстафеты в коллективном музицировании.
Сочинениеритмических рисунков в формерондо (с повторяющимся рефреном), в простой двухчастной и трехчастной формах.Сочинение простых аккомпанементов с использованием интервалов и трезвучий.
Играна элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Импровизация с использованием пройденных интервалов итрезвучий. Применение интервалов и трезвучий в инструментальном сопровождении кпройденным песням, в партии синтезатора.
Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам;исполнение по нотам оркестровых партитур различных составов.
Слушаниемногоголосных (два-три голоса) хоровых произведений хорального склада,узнавание пройденных интервалов и трезвучий.
Формыи жанры в музыке
Простыедвухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале. Формарондо.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Слушаниемузыкальных произведений, написанных в разных формах и жанрах. Определение соединенийформы рондо и различных жанров. Примеры: Д.Б. Кабалевский «Рондо-марш»,«Рондо-танец», «Рондо-песня»; Л. Бетховен «Ярость по поводу потерянного гроша».Прослушивание оркестровых произведений, написанных в форме вариаций. Примеры:М. И. Глинка «Арагонская хота»; М. Равель «Болеро». Активное слушание сэлементами пластического интонирования пьес-сценок, пьес-портретов в простойдвухчастной и простой трехчастной формах и др.
Музыкально-игроваядеятельность. Форма рондо ивариации в музыкально-ритмических играх с инструментами (чередованиеритмического тутти и ритмического соло на различных элементарных инструментах(бубен, тамбурин и др.).
Исполнениехоровых произведений в формерондо. Инструментальный аккомпанемент с применением ритмического остинато,интервалов и трезвучий.
Играна элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Сочинениеи исполнение на элементарных инструментах пьес в различных формах и жанрах сприменением пройденных мелодико-ритмических формул, интервалов, трезвучий, ладов.
Я– артист
Сольноеи ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческоесоревнование.
Разучиваниепесен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря идругие), подготовка концертных программ.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Исполнениепройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам,торжественным событиям.
Подготовкаконцертных программ,включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного)музицирования, в том числе музыку народов России.
Участиев школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях,конкурсах и т.д.
Командныесостязания: викторины наоснове изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическоеэхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.
Играна элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование навыкаимпровизации. Импровизация наэлементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра,синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул.Соревнование солиста и оркестра – исполнение «концертных» форм.
Музыкально-театрализованноепредставление
Музыкально-театрализованноепредставление как результат освоения программы в третьем классе.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Совместноеучастие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведениимузыкально-театрализованного представления. Разработка сценариевмузыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций сиспользованием пройденного хорового и инструментального материала.Рекомендуемые темы: «Моя Родина», «Широка страна моя родная», «Сказка вмузыке», «Наша школьная планета», «Мир природы» и другие. Театрализованныеформы проведения открытых уроков, концертов.Подготовка и разыгрывание сказок,фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с включениемэлементов импровизации. Участие родителей в музыкально-театрализованныхпредставлениях (участие в разработке сценариев, подготовкемузыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.).Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры»,«артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
4класс
Песнинародов мира
Песнякак отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное ижанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песеннародов мира.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Слушаниепесен народов мира сэлементами анализа жанрового разнообразия, ритмических особенностей песенразных регионов, приемов развития (повтор, вариантность, контраст).
Исполнениепесен народов мира с болеесложными ритмическими рисунками (синкопа, пунктирный ритм) и различными типамидвижения (поступенное, по звукам аккорда, скачками).
Играна элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение оркестровых партитур с относительносамостоятельными по ритмическому рисунку партиями (например, ритмическоеостинато / партия, дублирующая ритм мелодии; пульсация равными длительностями /две партии – ритмическое эхо и др.). Исполнение простых ансамблевых дуэтов,трио; соревнование малых исполнительских групп.
Музыкальнаяграмота
Основымузыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот.Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия.Средства музыкальной выразительности.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Чтениенот хоровых и оркестровыхпартий в тональностях (до двух знаков). Разучивание хоровых и оркестровыхпартий по нотам с тактированием, с применением ручных знаков. Исполнениепростейших мелодических канонов по нотам.
Подборпо слуху с помощью учителяпройденных песен.
Играна элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Сочинение ритмических рисунков в форме рондо, впростой двухчастной и простой трехчастной формах, исполнение их на музыкальныхинструментах. Ритмические каноны на основе освоенных ритмоформул. Применениепростых интервалов и мажорного и минорного трезвучий в аккомпанементе кпройденным хоровым произведениям (в партиях металлофона, ксилофона,синтезатора).
Инструментальнаяи вокальная импровизация сиспользованием простых интервалов, мажорного и минорного трезвучий.
Оркестроваямузыка
Видыоркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный.Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембровинструментов. Оркестровая партитура. Электромузыкальные инструменты. Синтезаторкак инструмент-оркестр. Осознание тембровых возможностей синтезатора впрактической исполнительской деятельности.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Слушаниепроизведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А.Вивальди, В. Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева; песни военных лет висполнении духовых оркестров, лирические песни в исполнении народных оркестров;произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов региона идр.
Играна элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Игра оркестровых партитур с самостоятельными поритмическому рисунку партиями. Игра в ансамблях различного состава; разучиваниепростых ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп.Подбор тембров на синтезаторе, игра в подражание различным инструментам.
Музыкально-сценическиежанры
Балет,опера, мюзикл.Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями иразнообразием музыкально-театральных произведений.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Слушаниеи просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структурымузыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтезискусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальномспектакле; мастерство художника-декоратора и т.д. Примеры: П.И. Чайковский«Щелкунчик», К. Хачатурян «Чиполлино», Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка».
Драматизацияотдельных фрагментов музыкально-сценических произведений. Драматизация песен. Примеры: р.н.п.«Здравствуй, гостья зима», Р. Роджерс «Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки»,английская народная песня «Пусть делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна).
Музыкакино
Формированиезнаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация окомпозиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Просмотрфрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Анализ функций и эмоционально-образного содержаниямузыкального сопровождения:
· характеристика действующихлиц (лейтмотивы), времени и среды действия;
· создание эмоциональногофона;
· выражение общегосмыслового контекста фильма.
Примеры:фильмы-сказки «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор
Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский, композитор Г.Гладков), «Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев, композитор А.Рыбников).Мультфильмы: У. Дисней «Наивные симфонии»; музыкальные характеристики героев вмультфильмах российских режиссеров-аниматоров В. Котеночкина, А. Татарского, А.Хржановского, Ю. Норштейна, Г. Бардина, А. Петрова и др. Музыка к мультфильмам:«Винни Пух» (М. Вайнберг), «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин), «ПриключенияКота Леопольда» (Б. Савельев, Н. Кудрина), «Крокодил Гена и Чебурашка»(В.Шаинский).
Исполнениепесен из кинофильмов имультфильмов. Работа над выразительным исполнением вокальных (ансамблевых ихоровых) произведений с аккомпанированием.
Созданиемузыкальных композиций наоснове сюжетов различных кинофильмов и мультфильмов.
Учимся,играя
Музыкальныевикторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования погруппам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Музыкально-игроваядеятельность. Ритмическиеигры, игры-соревнования на правильное определение на слух и в нотах элементовмузыкальной речи. Импровизация-соревнование на основе заданных моделей, подборпо слуху простых музыкальных построений. Исполнение изученных песен в формекомандного соревнования.
Я– артист
Сольноеи ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческоесоревнование.
Разучиваниепесен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря идругие), подготовка концертных программ.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Исполнениепройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам,торжественным событиям. Исполнение песен в сопровождениидвигательно-пластической, инструментально-ритмической импровизации.
Подготовкаконцертных программ,включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного)музицирования и отражающих полноту тематики освоенного учебного предмета.
Участиев школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях,конкурсах и т.д.
Командныесостязания: викторины наоснове изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическоеэхо, ритмические «диалоги» с применением всего разнообразия пройденныхритмоформул.
Играна элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, оркестре. Импровизация на элементарных музыкальныхинструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованиемвсех пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование: «солист –солист»,«солист –оркестр».
Соревнованиеклассов: лучшее исполнениепроизведений хорового, инструментального, музыкально-театрального репертуара,пройденных за весь период обучения.
Музыкально-театрализованноепредставление
Музыкально-театрализованноепредставление как итоговый результат освоения программы.
Содержаниеобучения по видам деятельности:
Совместноеучастие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведениимузыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных,музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденногохорового и инструментального материала. Подготовка и разыгрываниемузыкально-театральных постановок, музыкально-драматических композиций помотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на сказочныесюжеты. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участиев разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров,реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театральногоколлектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты»,«художники» и т.д.
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Искусство (музыка)»
Учебник «Музыка» Критская Е.Д. Сергеева Г.П. ШмагинаТ.С.
1класс
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
|
план |
факт |
|||
Раздел 1. Музыка вокруг нас (16 ч.) |
||||
1 |
«И муза вечная со мной» |
|
|
1 |
2 |
Хоровод муз. |
|
|
1 |
3 |
«Повсюду музыка слышна…» |
|
|
1 |
4 |
Душа музыки — мелодия. |
|
|
1 |
5 |
Музыка осени. |
|
|
1 |
6 |
Сочини мелодию. |
|
|
1 |
7 |
Азбука, азбука каждому нужна. |
|
|
1 |
8 |
Музыкальная азбука. |
|
|
1 |
9 |
Музыка вокруг нас. |
|
|
1 |
10 |
Музыкальные инструменты. |
|
|
1 |
11 |
Музыкальные инструменты. |
|
|
1 |
12 |
Звучащие картины. |
|
|
1 |
13 |
Разыграй песню. |
|
|
1 |
14 |
Пришло Рождество, начинается торжество. |
|
|
1 |
15 |
Родной обычай страны. |
|
|
1 |
16 |
Добрый праздник среди зимы. |
|
|
1 |
Раздел 2. Музыка и ты (17ч.) |
||||
17 |
Край, в котором ты живешь. |
|
|
1 |
18 |
Художник, поэт, композитор. |
|
|
1 |
19 |
Музыка утра. |
|
|
1 |
20 |
Музыка вечера. |
|
|
1 |
21 |
Музыкальные портреты. |
|
|
1 |
22 |
У каждого свой музыкальный инструмент. |
|
|
1 |
23 |
Мамин праздник . |
|
|
1 |
24 |
Музы не молчали. |
|
|
1 |
25 |
Музыкальные инструменты. |
Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532 |
|
1 |
26 |
Разыграй сказку. |
|
|
1 |
27 |
Музыкальные инструменты. Чудесная лютня. Звучащие картины. |
|
|
1 |
28 |
Музыка в цирке. |
|
|
1 |
29 |
Дом, который звучит. |
|
|
1 |
30 |
Опера сказка. Афиша. Программа. |
|
|
1 |
31 |
Ничего на свете лучше нету…» |
|
|
1 |
32 |
Музыка вокруг нас. Музыка и ты.
|
|
|
1 |
33 |
Заключительный обобщающий урок. |
|
|
1 |
2класс
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
|
план |
факт |
|||
Раздел 1. Россия – Родина моя (3ч) |
||||
1 |
Мелодия. |
|
|
1 |
2 |
Здравствуй, Родина моя. |
|
|
1 |
3 |
Моя Россия. Гимн России. |
|
|
1 |
Раздел 2. День, полный событий (6ч) |
||||
4 |
Музыкальные инструменты (фортепиано). |
|
|
1 |
5 |
Природа и музыка. Прогулка. |
|
|
1 |
6 |
Танцы, танцы, танцы… |
|
|
1 |
7 |
Эти разные марши. Звучащие картины. |
|
|
1 |
8 |
Расскажи сказку. |
|
|
1 |
9 |
Мама. Колыбельные. |
|
|
1 |
Раздел 3. О России петь – Что стремиться в храм (5ч) |
||||
10 |
Великий колокольный звон. |
|
|
1 |
11 |
Звучащие картины. |
|
|
1 |
12 |
Святые земли русской. |
|
|
1 |
13 |
Утренняя молитва. В церкви. |
|
|
1 |
14 |
С Рождеством Христовым! |
|
|
1 |
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4ч) |
||||
15 |
Русские народные инструменты. |
|
|
1 |
16 |
Плясовые наигрыши. Разыграй песню. |
|
|
1 |
17 |
Музыка в народном стиле. Сочини песенку. |
|
|
1 |
18 |
Проводы зимы. Встреча весны. |
|
|
1 |
Раздел 5. В музыкальном театре (5ч) |
||||
19 |
Сказка будет впереди. |
|
|
1 |
20 |
Детский музыкальный театр. Опера. |
|
|
1 |
21 |
Детский музыкальный театр. Балет. |
|
|
1 |
22 |
Театр оперы и балета. Волшебная палочка. |
|
|
1 |
23 |
Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Финал. |
|
|
1 |
Раздел 6. В концертном зале (5ч) |
||||
24 |
Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк» |
|
|
1 |
25 |
Картинки с выставки. |
|
|
1 |
26 |
Музыкальное впечатление. |
|
|
1 |
27 |
Звучит нестареющий Моцарт. |
|
|
1 |
28 |
Симфония № 40. Увертюра. |
|
|
1 |
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6ч) |
||||
29 |
Волшебный цветик-семицветик. Два лада. Природа и музыка. |
|
|
1 |
30 |
И все это – И.С. Бах. Орган. |
|
|
1 |
31 |
Все в движении. Попутная песня. |
|
|
1 |
32 |
Печаль моя светла. Мир композитора. |
|
|
1 |
33 |
Могут ли иссякнуть мелодии |
|
|
1 |
34 |
Обобщающий урок. |
|
|
1 |
3 класс
№ п/п |
Тема уроков |
Дата |
Кол-во часов |
|
план |
факт |
|||
Раздел 1. «Россия – Родина моя» (8 ч) |
||||
1 |
Мелодия – душа музыки. |
|
|
1 |
2 |
Природа и музыка. |
|
|
1 |
3 |
Звучащие картины. |
|
|
1 |
4 |
«Виват, Россия!» |
|
|
1 |
5 |
«Наша слава-русская держава» |
|
|
1 |
6 |
Кантата «Александр Невский» |
|
|
1 |
7 |
Опера «Иван Сусанин» |
|
|
1 |
8 |
Опера «Иван Сусанин» |
|
|
1 |
Раздел 2. «День, полный событий» (3 ч) |
||||
9 |
Образы природы в музыке. |
|
|
1 |
10 |
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. |
|
|
1 |
11 |
В детской. Игры в игрушки. На прогулке. Вечер. |
|
|
1 |
Раздел 3. «О России петь – что стремиться в храм…» (4 ч) |
||||
12 |
Древнейшая песнь материнства. «Радуйся, Мария!…» |
|
|
1 |
13 |
Образ матери в музыке, поэзии в изобразительном искусстве. |
|
|
1 |
14 |
Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье. |
|
|
1 |
15 |
Святые земли русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. |
|
|
1 |
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч) |
||||
16 |
Настрою гусли на старинный лад… Былина о Садко и Морском царе. |
|
|
1 |
17 |
Певцы русской старины. «Лель мой, Лель…» |
|
|
1 |
18 |
Звучащие картины. Прощание с Масленицей. |
|
|
1 |
Раздел 5. «В музыкальном театре» (5 ч) |
||||
19 |
Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». |
|
|
1 |
20 |
Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика». |
|
|
1 |
21 |
Опера Римского-Корсакова «Снегурочка» Волшебное дитя природы. |
|
|
1 |
22 |
Балет Чайковского «Спящая красавица». |
|
|
1 |
23 |
В современных ритмах (мюзикл). |
|
|
1 |
Раздел 6. В концертном зале (5ч) |
||||
24 |
Музыкальное состязание (концерт). |
|
|
1 |
25 |
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. |
|
|
1 |
26 |
Музыкальные инструменты (скрипка). |
|
|
1 |
27 |
Сюита Э.Грига «Пер Гюнт». |
|
|
1 |
28 |
Героическая (симфония). Мир Бетховена. |
|
|
1 |
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 ч) |
||||
29 |
Чудо – музыка. Острый ритм — джаза звуки. |
|
|
1 |
30 |
«Люблю я грусть твоих просторов» Мир Прокофьева. |
|
|
1 |
31 |
Певцы родной природы. (Э.Григ, П. Чайковский). |
|
|
1 |
32 |
Прославим радость на земле. |
|
|
1 |
33 |
Радость к солнцу нас зовет. |
|
|
1 |
34 |
Обобщающий урок |
|
|
1 |
4 класс
№ п/п |
Тема уроков |
Дата |
Кол-во часов |
|
план |
факт |
|||
Раздел 1. «Россия – Родина моя» (8 ч) |
||||
1 |
Мелодия. |
|
|
1 |
2 |
«Ты запой мне ту песню…» |
|
|
1 |
3 |
«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» |
|
|
1 |
4 |
Как сложили песню. |
|
|
1 |
5 |
Звучащие картины. |
|
|
1 |
6 |
Ты откуда русская, зародилась, музыка? |
|
|
1 |
7 |
«Я пойду по полю белому…» |
|
|
1 |
8 |
«На великий праздник собралася Русь» |
|
|
1 |
Раздел 2. «О России петь, что стремиться в Храм» (3ч) |
||||
9 |
Святые земли Русской. Кирилл и Мефодий. |
|
|
1 |
10 |
Илья Муромец. Былинные наигрыши и напевы. |
|
|
1 |
11 |
Праздников праздник, торжество из торжеств. |
|
|
1 |
Раздел 3. «День, полный событий» (5ч) |
||||
12 |
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» |
|
|
1 |
13 |
Зимнее утро. Зимний вечер. |
|
|
1 |
14 |
«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. |
|
|
1 |
15 |
Ярмарка в искусстве. Святогорский монастырь. |
|
|
1 |
16 |
«Приют, сияньем муз одетый…». |
|
|
1 |
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч) |
||||
17 |
Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России. |
|
|
1 |
18 |
Оркестр русских народных инструментов. |
|
|
1 |
19 |
«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. |
|
|
1 |
Раздел 5. «В концертном зале» (8 ч) |
||||
20 |
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. |
|
|
1 |
21 |
Сюита. «Старый замок» |
|
|
1 |
22 |
Счастье в сирени живет… |
|
|
1 |
23 |
Мир Шопена. |
|
|
1 |
24 |
Танцы, танцы, танцы… |
|
|
1 |
25 |
Патетическая соната. |
|
|
1 |
26 |
Годы странствий. |
|
|
1 |
27 |
Царит гармония оркестра. |
|
|
1 |
Раздел 6. «В музыкальном театре» (2ч) |
||||
28 |
Опера «Иван Сусанин» |
|
|
1 |
29 |
Русский Восток |
|
|
1 |
30 |
Балет «Петрушка» |
|
|
|
31 |
Театр музыкальной комедии. |
|
|
1 |
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4ч) |
||||
32 |
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты. В каждой интонации спрятан человек. |
|
|
1 |
33 |
Музыкальный сказочник. |
|
|
1 |
34 |
Рассвет на Москве реке. Обобщающий урок. |
|
|
1 |
Оценочные средства на каждый год обучения(варианты заданий для промежуточной аттестации)
1– 4 класс
1.Музыкальнаявикторина.
2.Индивидуально-вокальное исполнение.
3.Контрольная работа по музыкальной грамоте.
4.Работа с карточками.
5.Урок-концерт.
6.Творческий проект.
7.Участие в музыкальных сказках.
