X-PDF

Рабочая программа по музыке 6 класс

Поделиться статьей

 

Пояснительная записка.

Даннаярабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии сфедеральным государственным образовательным стандартом основного общегообразования  основной образовательной программой ,основного общего образования «Средней общеобразовательнойшколы №2 а.Али-Бердуковский» , на основе авторской программы «Искусство. Музыка 5-8 классы». Данную программу характеризует глубиннаявзаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитииметодологических и методических подходов, в координации тематического имузыкального материала.  Учитываются концептуальные положения программы,разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского.

Вторая ступень музыкального образования логическиразвивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся.Музыкальное образование  в основной школе способствует формированию у учащихсяэстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознаниякрасоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка»направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения кпроизведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, науглубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессезанятий музыкой.

            Особоезначение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностногоотношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представленияо музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира,воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Даннаярабочая образовательная программа по музыке для 6 класса составлена на основеФедерального компонента государственного образовательного стандарта основногообщего образования по искусству с опорой на примерные программы основногообщего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерациипрограммы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В.Алеев, Т.И. Науменко, (5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. —  90, [6] с.)

 

Цельюобученияпредмета«Музыка» в 6классеявляется:

•формированиемузыкальнойкультурыкакнеотъемлемойчастидуховнойкультуры;

• развитиемузыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти ивосприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативногомышления, творческого воображения певческого голоса;

• освоение музыкии знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевоммногообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка;музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчествеотечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; овзаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

• овладениепрактическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческойдеятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотнуюзапись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении,импровизации, драматизации исполняемых произведений;

• воспитание устойчивого интереса к музыке,музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкусаучащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкойи музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке;слушательской и исполнительской культуры учащихся.

 

Основнымизадачами обучения предмету «Музыка» в 6 классе являются:

 

·        научитьшкольниковвосприниматьмузыкукакнеотъемлемуючастьжизникаждогочеловека;

·        содействоватьразвитиювнимательного идоброгоотношения к людям и окружающемумиру;

·        воспитыватьэмоциональнуюотзывчивость кмузыкальнымявлениям, потребность в музыкальныхпереживаниях;

·        способствоватьформированиюслушательскойкультурышкольниковнаосновеприобщенияк вершиннымдостиженияммузыкальногоискусства;

·        научитьнаходитьвзаимодействиямеждумузыкой идругимивидамихудожественнойдеятельностинаосновевновьприобретённыхзнаний;

·        сформироватьсистемузнаний,нацеленныхнаосмысленноевосприятиемузыкальныхпроизведений;

·        развиватьинтерес кмузыкечерезтворческоесамовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке,собственномтворчестве;

·        воспитыватькультурумышления и речи.

 

Цель и задачи обучения  по предмету«Музыка» в 6 классе соответствуют следующим планируемым результатам:

ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:

 

·        развитиемузыкально-эстетическогочувства,проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованномотношении к музыке;

·        совершенствованиехудожественноговкуса;

·        овладениехудожественнымиумениями и навыками впроцессепродуктивноймузыкально-творческойдеятельности;

·        наличиеопределенногоуровняразвитияобщихмузыкальныхспособностей,включаяобразное и ассоциативноемышление, творческоевоображение;

·        формированиенавыковсамостоятельной,целенаправленной, содержательноймузыкально-учебнойдеятельности;

·        сотрудничество входерешенияколлективныхмузыкально-творческихзадач.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:

·        анализсобственнойучебнойдеятельности и внесениенеобходимыхкоррективдлядостижениязапланированныхрезультатов;

·        проявлениетворческойинициативы и самостоятельностив процессеовладенияучебнымидействиями;

·        размышление о воздействиимузыкиначеловека,еевзаимосвязи с жизнью и другимивидамиискусства;

·        использованиеразныхисточниковинформации; стремлениек самостоятельномуобщению с искусством и художественномусамообразованию;

·        применениеполученныхзнаний омузыкекаквидеискусствадлярешенияразнообразныххудожественно-творческихзадач;

·        наличиеаргументированнойточкизрения вотношениимузыкальныхпроизведений, различныхявленийотечественной изарубежноймузыкальнойкультуры;

·        общение, взаимодействиесосверстниками всовместнойтворческойдеятельности.  

ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:

Ученик научится:

·        раскрыватьобразноесодержаниемузыкальныхпроизведенийразныхформ,жанров и стилей; определятьсредствамузыкальнойвыразительности,приёмывзаимодействия и развитиямузыкальныхобразов, особенности (типы)музыкальнойдраматургии, высказыватьсуждениеобосновнойидее и формееёвоплощения;

·        пониматьспецифику и особенностимузыкальногоязыка,закономерностимузыкальногоискусства,творческиинтерпретироватьсодержаниемузыкальногопроизведения в пении,музыкально-ритмическомдвижении, пластическоминтонировании, поэтическомслове,изобразительнойдеятельности;

·        осуществлятьнаосновеполученныхзнаний омузыкальномобразе имузыкальнойдраматургииисследовательскуюдеятельностьхудожественно-эстетическойнаправленностидляучастияв выполнениитворческихпроектов, в томчислесвязанных с практическиммузицированием.

Ученик получит возможность научиться:

·        заниматьсямузыкально-эстетическимсамообразованиемприорганизациикультурногодосуга,составлениидомашнейфонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещенииконцертов,театров и др.;

·        воплощатьразличныетворческиезамыслы вмногообразнойхудожественнойдеятельности, проявлятьинициативу в организации ипроведенииконцертов, театральныхспектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей идр.

                        Модуль «Школьный урок»

·        Реализация школьными педагогамивоспитательного потенциала урока предполагает следующее:

·        • установление доверительныхотношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятиюучащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой науроке информации, активизации их познавательной деятельности;

·        • побуждение школьниковсоблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими(учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины исамоорганизации;

·        • привлечение внимания школьниковк ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы сполучаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ееобсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своегок ней отношения;

·        • использование воспитательныхвозможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеровответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия идобросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач длярешения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

·        • применение на урокеинтерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующихпознавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные науроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые даютучащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповойработы или работы в парах, которые учат школьников командной работе ивзаимодействию с другими детьми;

·        • включение в урок игровыхпроцедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний,налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлениюдоброжелательной атмосферы во время урока;

·        • инициирование и поддержкаисследовательской деятельности школьников в рамках реализации имииндивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникамвозможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительногоотношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навыкпубличного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своейточки зрения.

·        Особое внимание ввоспитательной работе с учителем-предметником в МКОУ «СОШ № 2а.Али-Бердуковский» отводится инициированию и поддержке исследовательскойдеятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповыхисследовательских проектов, что даѐт учащимся возможность приобрести навыксамостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования иоформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления передаудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

 

Содержаниеучебного предмета

 

Тема года:«В чем сила музыки?» (34ч)

Урок 1.«Музыка души»  (1ч)

Музыка- она везде и нигде, она в нас живёт и в нас умирает. Музыка задевает струнынашей души. Музы­ка — гармония нашей души. Как влияет музыка на на­строение?Восприятие му­зыки. Эмоциональная от­зывчивость на музыку. Музыкальноевоплощение. Музыка как часть духовно­го опыта человечества

 «Тысячамиров» музыки (8ч)

Урок 2.Наш вечный спутник(1ч)

Музыкальныефантазии. Симфония — жанр симфо­нической инструментальной музыки; музыкальноесочи­нение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включениемголо­сов. Особенности музыки различных эпох

Мирмузыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мирмузыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека).

Урок3. Искусство и фантазия (1ч)

Реальностьи фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения впроизведениях искусства (на примере Вальса-фантазии М. Глинки).

Урок4. Искусство – память человечества (1ч)

Видыоркестров: духовой, симфонический, народных инструментов и др. Ор­кестр –многочисленный  инструментальный ан­самбль, коллектив музыкан­тов, играющих намузы­кальных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение.
Как в произведениях искус­ства воплощена память че­ловечества (обсуждениепримеров)

Возвращениек темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времен. Легенда оЛете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы«Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского).Важнейшие эпохи в истории культуры.

Урок5. В чем сила музыки. (1ч)

Многообразиемира музы­ки. Музыка эпохи Средне­вековья — период развития музыкальнойкультуры, ох­ватывающий промежуток примерно с V по XIV века н. э. Особенностимузыки различных эпох. Музыкаль­ная культура нового типа

Характервсеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховенаи Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).

Урок6. Волшебная сила музыки (1ч)

Основныеобразно-эмоциональные сферы музыки и многообразие музыкальных жанров и стилей.Разнооб­разие вокальной, вокально- инструментальной, камер­ной, симфонической исце­нической музыки. Инстру­ментальная музыка. Вокальная музыка. Музы­кальноепроизведение представляет собой единст­во содержания и формы.Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства

Рольмузыки и музыкантов в эпоху античности.

Многоплановостьхудожественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси.

Урок7-8. Музыка объединяет людей (2ч)

Воздействиемузыки на об­щество и на каждого чело­века в отдельности. Музыка можетобъединять людей разных народов. Музыкаль­ная картина современного мира.

Уметь объяснитьспособность музыки объединять людей ради общих благих целей; познавать мирчерез музыкальные формы и образы

Созидательнаясила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующеевоздействие музыки (на примере оды Пиндара).

Идеячеловечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена.

Урок9.Тысяча миров музыки. (1ч)

Модульвоспитательной программы «Школьный урок»

-Деньзнаний

 «Здравствуй,школа!»

-Праздничныйконцерт, посвященный Дню учителя «Славлю тебя, учитель!»

КАК СОЗДАЁТСЯМУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ (26ч)

Урок 10.Единство сторон музыкального произведения (1ч)

Особенностимузыкального искусства (средства музы­кальной выразительности: мелодия, тембр,ритм, лад и др.). Виды ритмов. Ритми­ческий рисунок танцев — мазурки, вальса.Единство содержания и формы в классической музыке.

Счем проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средствамузыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (напримере Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).

Ритм (6ч)

Урок 11.Вначале был ритм (1ч)

Ритмв музыке — неразме­ренное соотношение дли­тельностей звуков (нот) в ихпоследовательности. Мно­гообразие отражения окру­жающего мира в музыкаль­ныхпроизведениях посред­ством ритма.

Многообразныепроявления ритма в окружающем мире. Ритм — изначальная форма связи человека сжизнью. Порядок, симметрия — коренные свойства ритма.

Жанроваяспецифика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса «СказкиВенского леса»).

1.Понимать значение средств художественной выразительности (метроритма) всоздании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных вучебнике).

2.Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки иизобразительного искусства

Урок 12-13.О чём рассказывает музыкальный ритм (2ч)

Ритм.Обозначение дли­тельностей. Основное деле­ние. Овал. Штиль. Такт. Тактоваячерта. Ритмиче­ский рисунок может харак­теризовать музыкальные жанры (марш,вальс, мазур­ка, полька и т. п.). Музы­кальный темп.

Разнообразиепретворения трехдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки (напримере мазурки си-бемоль мажор, соч. 7 № 1 Ф. Шопена).

Церемоннаяпоступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч. 40 №1 Ф. Шопена).

Претворениеиспанских народных ритмов в Болеро М. Равеля.

Урок 14.Диалог метра и ритма (1ч)

Метрв музыке — порядок чередования сильных и сла­бых долей, система органи­зацииритма. Метры бывают простые, сложные, смешан­ные. Метрические акценты. Метроном(слушание, ана­лиз).

Отличиемежду метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в«Танце с саблями» из балета «Гаянэ»

А.Хачатуряна. Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л. Бетховена.

Урок 15-16.От адажио к престо (2ч)

Темп,характер музыкаль­ного произведения, их зави­симость.Adagio (итал.) — медленно,спокойно. Значе­ние: медленный темп ис­полнения музыкальной пье­сы (либо еёчасти).

Основныетемпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкальногопроизведения. Медленные величественные темпы как выразители углубленных образов(на примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи» И. С. Баха).Зажигательный народный танец Италии тарантелла (на примере «Неаполитанскойтарантеллы» Дж. Россини).

Изменениятемпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поет зима» из «Поэмыпамяти Сергея Есенина» Г. Свиридова).

Мелодия(3ч)

Урок 17.«Мелодия – душа музыки» (1ч)

Интонационнаяи временная основы музыкального ис­кусства. Средства музы­кальнойвыразительности: мелодия. Определение (вы­явление) роли мелодии в музыке.Музыкальные по­нятия темп, характер. Назначение метронома. Ме­лодия –основная мысль му­зыкального произведения, выраженная одноголосным напевом,важнейшее сред­ство музыкальной вырази­тельности. Мелодия — важнейшее средствомузыкальной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного. Проникновенностьлирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шуберта.

Урок 18.«Мелодией одной звучат печаль и радость»  (1ч)

Интонационнаяи временная основы музыкального ис­кусства. Средства музы­кальнойвыразительности: мелодия. Определение (вы­явление) роли мелодии в музыке.Музыкальные по­нятиятемп, характер. Назначение метронома. Ме­лодия -основная мысль му­зыкального произведения, выраженная одноголосным напевом,важнейшее сред­ство музыкальной вырази­тельности.

Свети радость в «Маленькой ночной серенаде» В. А. Моцарта.

Разноплановостьхудожественных образов в творчестве Моцарта.

Выражениескорби и печали в Реквиеме В. А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема В.А. Моцарта).

Урок 19.Мелодия «угадывает» нас самих (1ч)

Средствамузыкальной выразительности: регистр. Регистром называют часть музыкальногодиапазона инструмента или голоса, отличающуюся характерной звуковой окраской.Слово «диапазон» означает «через все», в музыке — «через все звуки»

Взаимодействиенациональных культур в музыкальных произведениях. «Русское» в балете«Щелкунчик» П. Чайковского.

Силачувств, глубокая эмоциональность мелодий П. Чайковского (на примере Па-де-де избалета «Щелкунчик).

Гармония(4ч)

Урок 20.Что такое гармония в музыке (1ч)

Кругинтонаций, выражаю­щих внутренний мир человека и восприятие им окружающегомира. Гармония в музыке и окружающем нас мире. Гармония — со­размерность,согласован­ность. Гармония (от греч. harmozo — приводить в по­рядок) -согласие, благопо­лучие. В более узком смыс­ле гармония — учение об аккордах иих связях. Гар­монией, или аккордами, называется соединение трех или болееразличных звуков по терциям. Гармония — одновременное звучание несколькихтонов. Гармо­ния имеет дело с вертика­лью и совместным звучани­ем тонов.

Многозначностьпонятия гармония. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальнойгармонии в Прелюдии домажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С.Баха.

Урок 21.Два начала гармонии (1ч)

Особенностигармоническо­го строения в музыкальных произведениях. Знакомство с различнымифактурами на примере музыкальных про­изведений. Чтение и обсуж­дениестихотворений Н. За­болоцкого «Я не ищу гармо­нии в природе», И. Гейне «Радостьи горе». Рассмат­ривание и обсуждение кар­тин: Ван Гог. «Автопорт­рет»;неизвестный автор XIX в. «Парусник». Состав симфонического оркестра. Понятия«гармония» и «дис­гармония» в музыке и жиз­ни. С помощью обычных музыкальныхзвуков, красок, слов можно передать всю гармонию (дисгармонию) мира и состояниячеловека. Гармония — выразительные средства музыки, основан­ные на объединениитонов в созвучия и на связи созву­чий в их последовательном движении

Гармониякак единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природамузыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивыхаккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта.

Урок 22.Эмоциональный мир музыкальной гармонии (1ч)

Искусство- это торжество гармонии и единство исти­ны, добра и красоты. Эмоциональныйстрой высшей сферы в музыке сопровож­дается переживанием ог­ромнойвеличественности  мира, освещенного красо­той и добром. В творчестве В.-А.Моцарта универсаль­ное значение получила идея  динамичной гармонии как принципавидения мира,  способа художественного преобразования реальности. Изобразительные (выразительные) возможности гар­монии необычайно велики, крайнеразнообразны и выступают в их синтезе. Закон гармонии – эстетическое единство ворганизации изо­бразительного материала. Инструментальный состав оркестров. Вмузыке важ­нейшую роль играет сочета­ние чувства гармонии, твор­ческого подходаи техноло­гического (исполнительско­го) мастерства

Гармониякак важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен».Применение композитором метода «забегания вперед» в увертюре произведения; рольтемы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст между темамиувертюры и темой роковой страсти. (Содержание данной темы следует рассматриватьодновременно и как первое введение в тему 7 класса «Музыкальная драматургия».)

Урок 23.Красочность музыкальной гармонии (1ч)

Дисгармонияв музыке как средство выразительности. Дисгармония в музыке — отсутствие илинарушение гармонии, неблагозвучие, несозвучность. Гармония как средствокоординации музыкальной ткани. Кон­траст мажора и минора составляет один изважней­ших эстетических контра­стов в музыке. Тональность. Знакомство с ладом.

Усилениекрасочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных насказочно-фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских»из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова.

Всегдали гармонична музыкальнаягармония. Что такое дисгармония? Причины еевозникновения.

Полифония(2ч)

Урок 24.Мир образов полифонической музыки (1ч)

«…Обращениек полифонии можно только приветство­вать, потому что возможно­сти многоголосияпрактиче­ски безграничны. Полифо­ния может передать все: и размах времени, иразмах мысли, и размах мечты, творчества». (Д. Д. Шоста­кович.) Миробразов полифонической музыки. Фило­софия  фуги. Полифония (от греч.многочисленныйизвук) — многоголосие, нау­ка о многоголосной музыке. Полифония — складмногоголосной музыки, характе­ризуемый одновременным звучанием, развитием ивзаимодействием несколь­ких равноправных мелодий (голосов).

Смыслпонятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный стройполифонической музыки.

Полифоническаямузыка в храме. Жанр канона; его отличительные особенности. Полифоническийприем «имитация» (на примере канона В. А. Моцарта «Да будет мир»).

Урок 25.Философия фуги (1ч)

Фуга- одночаст­ное  произведение, пред­ставляющее собой полифо­ническое изложение ипоследующее развитие одной мелодии, темы. Подголосочная полифония. Имита­ционнаяполифония. Кон­трастно-полифоническая музыка в творчестве Баха, Генделя,Хиндемита, Шостаковича, Стравинского. Канон — форма, в которой тема звучитсначала в од­ном голосе, а потом в дру­гом без изменений.

Фугакак высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанрафуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги.

И.С. Бах. Органная токката и фуга ре минор.

Фактура(2ч)

Урок 26.Какой бывает музыкальная фактура (1ч)

Фактуракак способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения (напримере фрагментов нотной записи

вучебнике, с. 99 — 100). Одноголосная, фактура (на примере Первой песни Леля изоперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова).

Мелодияс сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»).

«Фактурныйузор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветкасирени.

Урок 27.Пространство фактуры (1ч)

Окрасказвучания. Какой бывает музыкальная факту­ра. Пространство и фактура. Фактура -строение звуко­вой ткани музыкального произведения, включающей мелодию,сопровождающие ее подголоски или полифо­нические голоса, аккомпа­немент и т. д.Фактура (лат. facluro — обработка) — склад, устройство музыкальнойткани, совокупность ее элементов.Элементы фактуры — это то, из чего онаскладыва­ется – мелодия, аккомпане­мент, бас, средние голоса и др. Музыкальнаяфактура имеет свои свойства, отве­чающие за ее эмоциональное содержание:во-первых, это расположение музыки по регистрам (то есть по высот­ной оси),во-вторых, во вре­мени. Это конкретный звуковой облик произведения. Чтовыражает музыка С. Рахманинова, Ж. Бизе?

Стремительноедвижение фигурационой фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды».

Пространствофактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.

Тембры(2ч)

Урок 28.Тембры – музыкальные краски  (1ч)

Тембры– музыкальная краска. Соло и тутти. Тембр — характерная окра­ска звука, голосаили инст­румента. Роль тембра в му­зыке. Как композиторы учитывают роль тембрав инструментовках своих сочинений

Выражениенастроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембровскрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н.Римского-Корсакова и Полета шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова); виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова впереложении для виолончели и фортепиано);

флейты(на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха).

Урок 29.Соло и тутти (1ч)

Тембры– музыкальная краска. Соло и тутти. Тембр — характерная окра­ска звука, голосаили инст­румента. Роль тембра в му­зыке. Как композиторы учитывают роль тембрав инструментовках своих сочинений.

Сочетаниятембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальныегруппы. Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров итембровых сочетаний (на примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о цареСалтане» Н. Римского-Корсакова).

Динамика(2ч)

Урок  30.Громкость и тишина в музыке (1ч)

Громкостьи тишина в му­зыке. Тонкая палитра от­тенков. Динамика, оттенки динамики.Динамика — сила,  громкость звучания. Обозначение степени напряженности,действенной устремленности музыкального повествования («динамика развития»)

Выражениекомпозиторами звуков природы в музыкальной динамике. Динамические нарастания испады в Шестой «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена (на примере IV части«Гроза».Буря»).

Урок 31.Тонкая палитра оттенков (1ч)

Громкостьи тишина в му­зыке. Тонкая палитра от­тенков. Динамика, оттенки динамики.Динамика — сила,  громкость звучания. Обозначение степени напряженности,действенной устремленности музыкального повествования («динамика развития»).

Выразительныевозможности динамики в литературе и музыке.

Рольдинамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси«Лунный свет»).

Изобразительнаяроль динамики при характеристике музыкальных персонажей (на примере фрагментапроизведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана).

Чудеснаятайна музыки (2ч)

Урок 32-33.По законам красоты (2ч)

Вечныетемы в художест­венных образах музыки, изобразительного искусства  илитературы. Программная инструментально-симфоническая музыка: характери­стика особенностеймузыкального языка, выражения художественных образов и внутреннего мира чело­века

Преобразующеезначение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовныхзапросовчеловека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на примере пьесы «Лебедь»из фортепианного цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса).

Различныйсмысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку».

Драматургическаяроль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах.Выражение глубины и благородства художественного образа в Адажио Т. Альбинони.

Созиданиепо законам красоты.

Урок34. В чём сила музыки (заключение) (1ч)

Проверкапрактических знаний и вокально-хоровых навыков: постановки и раз­вития голоса,усвоения со­держания хорового и соль­ного репертуара, исполне­ния различныхритмических рисунков (в т. ч. синкопы), связного, плавного пения. Подведениеитогов работы за учебный год

Коллективноеобсуждение вопросов, обобщающих главную тему года:

«Вчем сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»;

«Вчем причина долговечности искусства?».

Модульвоспитательной программы «Школьный урок»

-День оперы.

-День Барабанщика.

-Новогодний марафон.

-День военно-оркестровой службы Вооружённых силРоссии.

-Международный женский день.

-День работника Культуры.

-День открытых дверей.

-День Победы.

 

 

 

                                 Календарно-тематическийплан

                                                      6 класс.

№ п/п

Раздел, тема

Модуль воспитательной программы

Кол-во часов

Дата

«Школьный урок»

План

Факт

Тема года: «В чем сила музыки?»

 

34 ч

 

 

1.

 «Музыка души»

День знаний

 «Здравствуй, школа!»

1

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
61.2%
НЕТ
38.8%
Проголосовало: 1495

 «Тысяча миров» музыки

 

6 ч

 

 

2.

Наш вечный спутник

 

1

 

 

3.

Искусство и фантазия

 

1

 

 

4.

Искусство – память человечества

 

1

 

 

5.

В чем сила музыки

 

1

 

 

6.

Волшебная сила музыки

 

1

 

 

7-8.

Музыка объединяет людей

Праздничный концерт, посвященный Дню учителя «Славлю тебя, учитель!»

2

 

 

9.

Тысяча миров музыки.

 

1

 

 

КАК СОЗДАЁТСЯ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

 

26 ч

 

 

10.

Единство сторон музыкального произведения

День оперы.

1

 

 

Ритм

 

6 ч

 

 

11.

Вначале был ритм

 

1

 

 

12-13.

О чём рассказывает музыкальный ритм

 

2

 

 

14.

Диалог метра и ритма

День Барабанщика.

1

 

 

15-16.

От адажио к престо

 

2

 

 

Мелодия

 

3 ч

 

 

17.

 «Мелодия – душа музыки»

Новогодний марафон.

1

 

 

18.

 «Мелодией одной звучат печаль и радость» 

 

1

 

 

19.

Мелодия «угадывает» нас самих

 

1

 

 

Гармония

 

4 ч

 

 

20.

Что такое гармония в музыке

 

1

 

 

21.

Два начала гармонии

 

1

 

 

22.

 Эмоциональный мир музыкальной гармонии

 

1

 

 

23.

 Красочность музыкальной гармонии

День военно-оркестровой службы Вооружённых сил России.

1

 

 

Полифония

 

2 ч

 

 

24.

 Мир образов полифонической музыки

 

1

 

 

25.

Философия фуги

Международный женский день.

1

 

 

Фактура

 

2 ч

 

 

26.

Какой бывает музыкальная фактура

День работника Культуры.

1

 

 

27.

Пространство фактуры

 

1

 

 

Тембры

 

2 ч

 

 

28.

Тембры – музыкальные краски 

День открытых дверей.

1

 

 

29.

 Соло и тутти

 

1

 

 

Динамика

 

2 ч

 

 

30.

Громкость и тишина в музыке

 

1

 

 

31.

Тонкая палитра оттенков

День Победы.

1

 

 

Чудесная тайна музыки

 

2 ч

 

 

32-33.

По законам красоты

 

2

 

 

34.

В чём сила музыки (заключение)

 

1

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.2%
НЕТ
38.8%
Проголосовало: 1495

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1495


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1495


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1495


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1495


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1495


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет