Пояснительная записка.
Даннаярабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии сфедеральным государственным образовательным стандартом основного общегообразования основной образовательной программой ,основного общего образования «Средней общеобразовательнойшколы №2 а.Али-Бердуковский» , на основе авторской программы «Искусство. Музыка 5-8 классы». Данную программу характеризует глубиннаявзаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитииметодологических и методических подходов, в координации тематического имузыкального материала. Учитываются концептуальные положения программы,разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского.
Вторая ступень музыкального образования логическиразвивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся.Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихсяэстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознаниякрасоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка»направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения кпроизведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, науглубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессезанятий музыкой.
Особоезначение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностногоотношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представленияо музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира,воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Даннаярабочая образовательная программа по музыке для 6 класса составлена на основеФедерального компонента государственного образовательного стандарта основногообщего образования по искусству с опорой на примерные программы основногообщего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерациипрограммы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В.Алеев, Т.И. Науменко, (5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. — 90, [6] с.)
Цельюобученияпредмета«Музыка» в 6классеявляется:
•формированиемузыкальнойкультурыкакнеотъемлемойчастидуховнойкультуры;
• развитиемузыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти ивосприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативногомышления, творческого воображения певческого голоса;
• освоение музыкии знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевоммногообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка;музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчествеотечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; овзаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
• овладениепрактическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческойдеятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотнуюзапись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении,импровизации, драматизации исполняемых произведений;
• воспитание устойчивого интереса к музыке,музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкусаучащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкойи музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке;слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Основнымизадачами обучения предмету «Музыка» в 6 классе являются:
· научитьшкольниковвосприниматьмузыкукакнеотъемлемуючастьжизникаждогочеловека;
· содействоватьразвитиювнимательного идоброгоотношения к людям и окружающемумиру;
· воспитыватьэмоциональнуюотзывчивость кмузыкальнымявлениям, потребность в музыкальныхпереживаниях;
· способствоватьформированиюслушательскойкультурышкольниковнаосновеприобщенияк вершиннымдостиженияммузыкальногоискусства;
· научитьнаходитьвзаимодействиямеждумузыкой идругимивидамихудожественнойдеятельностинаосновевновьприобретённыхзнаний;
· сформироватьсистемузнаний,нацеленныхнаосмысленноевосприятиемузыкальныхпроизведений;
· развиватьинтерес кмузыкечерезтворческоесамовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке,собственномтворчестве;
· воспитыватькультурумышления и речи.
Цель и задачи обучения по предмету«Музыка» в 6 классе соответствуют следующим планируемым результатам:
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:
· развитиемузыкально-эстетическогочувства,проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованномотношении к музыке;
· совершенствованиехудожественноговкуса;
· овладениехудожественнымиумениями и навыками впроцессепродуктивноймузыкально-творческойдеятельности;
· наличиеопределенногоуровняразвитияобщихмузыкальныхспособностей,включаяобразное и ассоциативноемышление, творческоевоображение;
· формированиенавыковсамостоятельной,целенаправленной, содержательноймузыкально-учебнойдеятельности;
· сотрудничество входерешенияколлективныхмузыкально-творческихзадач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:
· анализсобственнойучебнойдеятельности и внесениенеобходимыхкоррективдлядостижениязапланированныхрезультатов;
· проявлениетворческойинициативы и самостоятельностив процессеовладенияучебнымидействиями;
· размышление о воздействиимузыкиначеловека,еевзаимосвязи с жизнью и другимивидамиискусства;
· использованиеразныхисточниковинформации; стремлениек самостоятельномуобщению с искусством и художественномусамообразованию;
· применениеполученныхзнаний омузыкекаквидеискусствадлярешенияразнообразныххудожественно-творческихзадач;
· наличиеаргументированнойточкизрения вотношениимузыкальныхпроизведений, различныхявленийотечественной изарубежноймузыкальнойкультуры;
· общение, взаимодействиесосверстниками всовместнойтворческойдеятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:
Ученик научится:
· •раскрыватьобразноесодержаниемузыкальныхпроизведенийразныхформ,жанров и стилей; определятьсредствамузыкальнойвыразительности,приёмывзаимодействия и развитиямузыкальныхобразов, особенности (типы)музыкальнойдраматургии, высказыватьсуждениеобосновнойидее и формееёвоплощения;
· пониматьспецифику и особенностимузыкальногоязыка,закономерностимузыкальногоискусства,творческиинтерпретироватьсодержаниемузыкальногопроизведения в пении,музыкально-ритмическомдвижении, пластическоминтонировании, поэтическомслове,изобразительнойдеятельности;
· осуществлятьнаосновеполученныхзнаний омузыкальномобразе имузыкальнойдраматургииисследовательскуюдеятельностьхудожественно-эстетическойнаправленностидляучастияв выполнениитворческихпроектов, в томчислесвязанных с практическиммузицированием.
Ученик получит возможность научиться:
· заниматьсямузыкально-эстетическимсамообразованиемприорганизациикультурногодосуга,составлениидомашнейфонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещенииконцертов,театров и др.;
· воплощатьразличныетворческиезамыслы вмногообразнойхудожественнойдеятельности, проявлятьинициативу в организации ипроведенииконцертов, театральныхспектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей идр.
Модуль «Школьный урок»
· Реализация школьными педагогамивоспитательного потенциала урока предполагает следующее:
· • установление доверительныхотношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятиюучащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой науроке информации, активизации их познавательной деятельности;
· • побуждение школьниковсоблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими(учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины исамоорганизации;
· • привлечение внимания школьниковк ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы сполучаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ееобсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своегок ней отношения;
· • использование воспитательныхвозможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеровответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия идобросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач длярешения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
· • применение на урокеинтерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующихпознавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные науроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые даютучащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповойработы или работы в парах, которые учат школьников командной работе ивзаимодействию с другими детьми;
· • включение в урок игровыхпроцедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний,налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлениюдоброжелательной атмосферы во время урока;
· • инициирование и поддержкаисследовательской деятельности школьников в рамках реализации имииндивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникамвозможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительногоотношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навыкпубличного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своейточки зрения.
· Особое внимание ввоспитательной работе с учителем-предметником в МКОУ «СОШ № 2а.Али-Бердуковский» отводится инициированию и поддержке исследовательскойдеятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповыхисследовательских проектов, что даѐт учащимся возможность приобрести навыксамостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования иоформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления передаудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Содержаниеучебного предмета
Тема года:«В чем сила музыки?» (34ч)
Урок 1.«Музыка души» (1ч)
Музыка- она везде и нигде, она в нас живёт и в нас умирает. Музыка задевает струнынашей души. Музыка — гармония нашей души. Как влияет музыка на настроение?Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальноевоплощение. Музыка как часть духовного опыта человечества
«Тысячамиров» музыки (8ч)
Урок 2.Наш вечный спутник(1ч)
Музыкальныефантазии. Симфония — жанр симфонической инструментальной музыки; музыкальноесочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включениемголосов. Особенности музыки различных эпох
Мирмузыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мирмузыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека).
Урок3. Искусство и фантазия (1ч)
Реальностьи фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения впроизведениях искусства (на примере Вальса-фантазии М. Глинки).
Урок4. Искусство – память человечества (1ч)
Видыоркестров: духовой, симфонический, народных инструментов и др. Оркестр –многочисленный инструментальный ансамбль, коллектив музыкантов, играющих намузыкальных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение.
Как в произведениях искусства воплощена память человечества (обсуждениепримеров)
Возвращениек темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времен. Легенда оЛете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы«Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского).Важнейшие эпохи в истории культуры.
Урок5. В чем сила музыки. (1ч)
Многообразиемира музыки. Музыка эпохи Средневековья — период развития музыкальнойкультуры, охватывающий промежуток примерно с V по XIV века н. э. Особенностимузыки различных эпох. Музыкальная культура нового типа
Характервсеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховенаи Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).
Урок6. Волшебная сила музыки (1ч)
Основныеобразно-эмоциональные сферы музыки и многообразие музыкальных жанров и стилей.Разнообразие вокальной, вокально- инструментальной, камерной, симфонической исценической музыки. Инструментальная музыка. Вокальная музыка. Музыкальноепроизведение представляет собой единство содержания и формы.Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства
Рольмузыки и музыкантов в эпоху античности.
Многоплановостьхудожественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси.
Урок7-8. Музыка объединяет людей (2ч)
Воздействиемузыки на общество и на каждого человека в отдельности. Музыка можетобъединять людей разных народов. Музыкальная картина современного мира.
Уметь объяснитьспособность музыки объединять людей ради общих благих целей; познавать мирчерез музыкальные формы и образы
Созидательнаясила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующеевоздействие музыки (на примере оды Пиндара).
Идеячеловечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена.
Урок9.Тысяча миров музыки. (1ч)
Модульвоспитательной программы «Школьный урок»
-Деньзнаний
«Здравствуй,школа!»
-Праздничныйконцерт, посвященный Дню учителя «Славлю тебя, учитель!»
КАК СОЗДАЁТСЯМУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ (26ч)
Урок 10.Единство сторон музыкального произведения (1ч)
Особенностимузыкального искусства (средства музыкальной выразительности: мелодия, тембр,ритм, лад и др.). Виды ритмов. Ритмический рисунок танцев — мазурки, вальса.Единство содержания и формы в классической музыке.
Счем проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средствамузыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (напримере Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).
Ритм (6ч)
Урок 11.Вначале был ритм (1ч)
Ритмв музыке — неразмеренное соотношение длительностей звуков (нот) в ихпоследовательности. Многообразие отражения окружающего мира в музыкальныхпроизведениях посредством ритма.
Многообразныепроявления ритма в окружающем мире. Ритм — изначальная форма связи человека сжизнью. Порядок, симметрия — коренные свойства ритма.
Жанроваяспецифика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса «СказкиВенского леса»).
1.Понимать значение средств художественной выразительности (метроритма) всоздании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных вучебнике).
2.Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки иизобразительного искусства
Урок 12-13.О чём рассказывает музыкальный ритм (2ч)
Ритм.Обозначение длительностей. Основное деление. Овал. Штиль. Такт. Тактоваячерта. Ритмический рисунок может характеризовать музыкальные жанры (марш,вальс, мазурка, полька и т. п.). Музыкальный темп.
Разнообразиепретворения трехдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки (напримере мазурки си-бемоль мажор, соч. 7 № 1 Ф. Шопена).
Церемоннаяпоступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч. 40 №1 Ф. Шопена).
Претворениеиспанских народных ритмов в Болеро М. Равеля.
Урок 14.Диалог метра и ритма (1ч)
Метрв музыке — порядок чередования сильных и слабых долей, система организацииритма. Метры бывают простые, сложные, смешанные. Метрические акценты. Метроном(слушание, анализ).
Отличиемежду метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в«Танце с саблями» из балета «Гаянэ»
А.Хачатуряна. Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л. Бетховена.
Урок 15-16.От адажио к престо (2ч)
Темп,характер музыкального произведения, их зависимость.Adagio (итал.) — медленно,спокойно. Значение: медленный темп исполнения музыкальной пьесы (либо еёчасти).
Основныетемпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкальногопроизведения. Медленные величественные темпы как выразители углубленных образов(на примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи» И. С. Баха).Зажигательный народный танец Италии тарантелла (на примере «Неаполитанскойтарантеллы» Дж. Россини).
Изменениятемпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поет зима» из «Поэмыпамяти Сергея Есенина» Г. Свиридова).
Мелодия(3ч)
Урок 17.«Мелодия – душа музыки» (1ч)
Интонационнаяи временная основы музыкального искусства. Средства музыкальнойвыразительности: мелодия. Определение (выявление) роли мелодии в музыке.Музыкальные понятия темп, характер. Назначение метронома. Мелодия –основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом,важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия — важнейшее средствомузыкальной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного. Проникновенностьлирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шуберта.
Урок 18.«Мелодией одной звучат печаль и радость» (1ч)
Интонационнаяи временная основы музыкального искусства. Средства музыкальнойвыразительности: мелодия. Определение (выявление) роли мелодии в музыке.Музыкальные понятиятемп, характер. Назначение метронома. Мелодия -основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом,важнейшее средство музыкальной выразительности.
Свети радость в «Маленькой ночной серенаде» В. А. Моцарта.
Разноплановостьхудожественных образов в творчестве Моцарта.
Выражениескорби и печали в Реквиеме В. А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема В.А. Моцарта).
Урок 19.Мелодия «угадывает» нас самих (1ч)
Средствамузыкальной выразительности: регистр. Регистром называют часть музыкальногодиапазона инструмента или голоса, отличающуюся характерной звуковой окраской.Слово «диапазон» означает «через все», в музыке — «через все звуки»
Взаимодействиенациональных культур в музыкальных произведениях. «Русское» в балете«Щелкунчик» П. Чайковского.
Силачувств, глубокая эмоциональность мелодий П. Чайковского (на примере Па-де-де избалета «Щелкунчик).
Гармония(4ч)
Урок 20.Что такое гармония в музыке (1ч)
Кругинтонаций, выражающих внутренний мир человека и восприятие им окружающегомира. Гармония в музыке и окружающем нас мире. Гармония — соразмерность,согласованность. Гармония (от греч. harmozo — приводить в порядок) -согласие, благополучие. В более узком смысле гармония — учение об аккордах иих связях. Гармонией, или аккордами, называется соединение трех или болееразличных звуков по терциям. Гармония — одновременное звучание несколькихтонов. Гармония имеет дело с вертикалью и совместным звучанием тонов.
Многозначностьпонятия гармония. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальнойгармонии в Прелюдии домажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С.Баха.
Урок 21.Два начала гармонии (1ч)
Особенностигармонического строения в музыкальных произведениях. Знакомство с различнымифактурами на примере музыкальных произведений. Чтение и обсуждениестихотворений Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе», И. Гейне «Радостьи горе». Рассматривание и обсуждение картин: Ван Гог. «Автопортрет»;неизвестный автор XIX в. «Парусник». Состав симфонического оркестра. Понятия«гармония» и «дисгармония» в музыке и жизни. С помощью обычных музыкальныхзвуков, красок, слов можно передать всю гармонию (дисгармонию) мира и состояниячеловека. Гармония — выразительные средства музыки, основанные на объединениитонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении
Гармониякак единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природамузыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивыхаккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта.
Урок 22.Эмоциональный мир музыкальной гармонии (1ч)
Искусство- это торжество гармонии и единство истины, добра и красоты. Эмоциональныйстрой высшей сферы в музыке сопровождается переживанием огромнойвеличественности мира, освещенного красотой и добром. В творчестве В.-А.Моцарта универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципавидения мира, способа художественного преобразования реальности. Изобразительные (выразительные) возможности гармонии необычайно велики, крайнеразнообразны и выступают в их синтезе. Закон гармонии – эстетическое единство ворганизации изобразительного материала. Инструментальный состав оркестров. Вмузыке важнейшую роль играет сочетание чувства гармонии, творческого подходаи технологического (исполнительского) мастерства
Гармониякак важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен».Применение композитором метода «забегания вперед» в увертюре произведения; рольтемы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст между темамиувертюры и темой роковой страсти. (Содержание данной темы следует рассматриватьодновременно и как первое введение в тему 7 класса «Музыкальная драматургия».)
Урок 23.Красочность музыкальной гармонии (1ч)
Дисгармонияв музыке как средство выразительности. Дисгармония в музыке — отсутствие илинарушение гармонии, неблагозвучие, несозвучность. Гармония как средствокоординации музыкальной ткани. Контраст мажора и минора составляет один изважнейших эстетических контрастов в музыке. Тональность. Знакомство с ладом.
Усилениекрасочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных насказочно-фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских»из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова.
Всегдали гармонична музыкальнаягармония. Что такое дисгармония? Причины еевозникновения.
Полифония(2ч)
Урок 24.Мир образов полифонической музыки (1ч)
«…Обращениек полифонии можно только приветствовать, потому что возможности многоголосияпрактически безграничны. Полифония может передать все: и размах времени, иразмах мысли, и размах мечты, творчества». (Д. Д. Шостакович.) Миробразов полифонической музыки. Философия фуги. Полифония (от греч.многочисленныйизвук) — многоголосие, наука о многоголосной музыке. Полифония — складмногоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием ивзаимодействием нескольких равноправных мелодий (голосов).
Смыслпонятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный стройполифонической музыки.
Полифоническаямузыка в храме. Жанр канона; его отличительные особенности. Полифоническийприем «имитация» (на примере канона В. А. Моцарта «Да будет мир»).
Урок 25.Философия фуги (1ч)
Фуга- одночастное произведение, представляющее собой полифоническое изложение ипоследующее развитие одной мелодии, темы. Подголосочная полифония. Имитационнаяполифония. Контрастно-полифоническая музыка в творчестве Баха, Генделя,Хиндемита, Шостаковича, Стравинского. Канон — форма, в которой тема звучитсначала в одном голосе, а потом в другом без изменений.
Фугакак высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанрафуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги.
И.С. Бах. Органная токката и фуга ре минор.
Фактура(2ч)
Урок 26.Какой бывает музыкальная фактура (1ч)
Фактуракак способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения (напримере фрагментов нотной записи
вучебнике, с. 99 — 100). Одноголосная, фактура (на примере Первой песни Леля изоперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова).
Мелодияс сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»).
«Фактурныйузор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветкасирени.
Урок 27.Пространство фактуры (1ч)
Окрасказвучания. Какой бывает музыкальная фактура. Пространство и фактура. Фактура -строение звуковой ткани музыкального произведения, включающей мелодию,сопровождающие ее подголоски или полифонические голоса, аккомпанемент и т. д.Фактура (лат. facluro — обработка) — склад, устройство музыкальнойткани, совокупность ее элементов.Элементы фактуры — это то, из чего онаскладывается – мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и др. Музыкальнаяфактура имеет свои свойства, отвечающие за ее эмоциональное содержание:во-первых, это расположение музыки по регистрам (то есть по высотной оси),во-вторых, во времени. Это конкретный звуковой облик произведения. Чтовыражает музыка С. Рахманинова, Ж. Бизе?
Стремительноедвижение фигурационой фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды».
Пространствофактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.
Тембры(2ч)
Урок 28.Тембры – музыкальные краски (1ч)
Тембры– музыкальная краска. Соло и тутти. Тембр — характерная окраска звука, голосаили инструмента. Роль тембра в музыке. Как композиторы учитывают роль тембрав инструментовках своих сочинений
Выражениенастроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембровскрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н.Римского-Корсакова и Полета шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова); виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова впереложении для виолончели и фортепиано);
флейты(на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха).
Урок 29.Соло и тутти (1ч)
Тембры– музыкальная краска. Соло и тутти. Тембр — характерная окраска звука, голосаили инструмента. Роль тембра в музыке. Как композиторы учитывают роль тембрав инструментовках своих сочинений.
Сочетаниятембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальныегруппы. Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров итембровых сочетаний (на примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о цареСалтане» Н. Римского-Корсакова).
Динамика(2ч)
Урок 30.Громкость и тишина в музыке (1ч)
Громкостьи тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. Динамика, оттенки динамики.Динамика — сила, громкость звучания. Обозначение степени напряженности,действенной устремленности музыкального повествования («динамика развития»)
Выражениекомпозиторами звуков природы в музыкальной динамике. Динамические нарастания испады в Шестой «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена (на примере IV части«Гроза».Буря»).
Урок 31.Тонкая палитра оттенков (1ч)
Громкостьи тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. Динамика, оттенки динамики.Динамика — сила, громкость звучания. Обозначение степени напряженности,действенной устремленности музыкального повествования («динамика развития»).
Выразительныевозможности динамики в литературе и музыке.
Рольдинамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси«Лунный свет»).
Изобразительнаяроль динамики при характеристике музыкальных персонажей (на примере фрагментапроизведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана).
Чудеснаятайна музыки (2ч)
Урок 32-33.По законам красоты (2ч)
Вечныетемы в художественных образах музыки, изобразительного искусства илитературы. Программная инструментально-симфоническая музыка: характеристика особенностеймузыкального языка, выражения художественных образов и внутреннего мира человека
Преобразующеезначение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовныхзапросовчеловека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на примере пьесы «Лебедь»из фортепианного цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса).
Различныйсмысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку».
Драматургическаяроль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах.Выражение глубины и благородства художественного образа в Адажио Т. Альбинони.
Созиданиепо законам красоты.
Урок34. В чём сила музыки (заключение) (1ч)
Проверкапрактических знаний и вокально-хоровых навыков: постановки и развития голоса,усвоения содержания хорового и сольного репертуара, исполнения различныхритмических рисунков (в т. ч. синкопы), связного, плавного пения. Подведениеитогов работы за учебный год
Коллективноеобсуждение вопросов, обобщающих главную тему года:
«Вчем сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»;
«Вчем причина долговечности искусства?».
Модульвоспитательной программы «Школьный урок»
-День оперы.
-День Барабанщика.
-Новогодний марафон.
-День военно-оркестровой службы Вооружённых силРоссии.
-Международный женский день.
-День работника Культуры.
-День открытых дверей.
-День Победы.
Календарно-тематическийплан
6 класс.
№ п/п |
Раздел, тема |
Модуль воспитательной программы |
Кол-во часов |
Дата |
|
«Школьный урок» |
План |
Факт |
|||
Тема года: «В чем сила музыки?» |
|
34 ч |
|
|
|
1. |
«Музыка души» |
День знаний «Здравствуй, школа!» |
1 |
|
Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1495 |
«Тысяча миров» музыки |
|
6 ч |
|
|
|
2. |
Наш вечный спутник |
|
1 |
|
|
3. |
Искусство и фантазия |
|
1 |
|
|
4. |
Искусство – память человечества |
|
1 |
|
|
5. |
В чем сила музыки |
|
1 |
|
|
6. |
Волшебная сила музыки |
|
1 |
|
|
7-8. |
Музыка объединяет людей |
Праздничный концерт, посвященный Дню учителя «Славлю тебя, учитель!» |
2 |
|
|
9. |
Тысяча миров музыки. |
|
1 |
|
|
КАК СОЗДАЁТСЯ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ |
|
26 ч |
|
|
|
10. |
Единство сторон музыкального произведения |
День оперы. |
1 |
|
|
Ритм |
|
6 ч |
|
|
|
11. |
Вначале был ритм |
|
1 |
|
|
12-13. |
О чём рассказывает музыкальный ритм |
|
2 |
|
|
14. |
Диалог метра и ритма |
День Барабанщика. |
1 |
|
|
15-16. |
От адажио к престо |
|
2 |
|
|
Мелодия |
|
3 ч |
|
|
|
17. |
«Мелодия – душа музыки» |
Новогодний марафон. |
1 |
|
|
18. |
«Мелодией одной звучат печаль и радость» |
|
1 |
|
|
19. |
Мелодия «угадывает» нас самих |
|
1 |
|
|
Гармония |
|
4 ч |
|
|
|
20. |
Что такое гармония в музыке |
|
1 |
|
|
21. |
Два начала гармонии |
|
1 |
|
|
22. |
Эмоциональный мир музыкальной гармонии |
|
1 |
|
|
23. |
Красочность музыкальной гармонии |
День военно-оркестровой службы Вооружённых сил России. |
1 |
|
|
Полифония |
|
2 ч |
|
|
|
24. |
Мир образов полифонической музыки |
|
1 |
|
|
25. |
Философия фуги |
Международный женский день. |
1 |
|
|
Фактура |
|
2 ч |
|
|
|
26. |
Какой бывает музыкальная фактура |
День работника Культуры. |
1 |
|
|
27. |
Пространство фактуры |
|
1 |
|
|
Тембры |
|
2 ч |
|
|
|
28. |
Тембры – музыкальные краски |
День открытых дверей. |
1 |
|
|
29. |
Соло и тутти |
|
1 |
|
|
Динамика |
|
2 ч |
|
|
|
30. |
Громкость и тишина в музыке |
|
1 |
|
|
31. |
Тонкая палитра оттенков |
День Победы. |
1 |
|
|
Чудесная тайна музыки |
|
2 ч |
|
|
|
32-33. |
По законам красоты |
|
2 |
|
|
34. |
В чём сила музыки (заключение) |
|
1 |
|
|
