РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
для основного общего образования
срок освоения 4 года
|
Составители: Пахомова Мария Леонидовна
|
Новосибирск, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» науровне 5 – 8 класса основного общего образования составлена на основеТребований к результатам освоения программы основного общего образования,представленных в Федеральном государственном образовательном стандартеосновного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемыхтребований к результатам освоения основной образовательной программы основногообщего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальныйантропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах ицивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используяинтонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетическиеэмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которыххарактерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой —глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенностьоткрывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающиммиром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровнеи развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира,интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеетмузыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющегопонимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрениепредставителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способомкоммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, втом числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых впредыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великихкомпозиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание всвете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации,мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутомвиде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только черезсознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство.В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качествличности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость краспознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощатьиндивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальныхи творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память ивоображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта,способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальноеобучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственноеразвитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
1. реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы кформированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандартеосновного общего образования;
2. определить и структурировать планируемые результаты обучения исодержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОСООО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основнойобразовательной программой основного общего образования (в редакции протокола №1/20 от 04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общемуобразованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением Федеральногоучебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020г. №2/20);
3. разработать календарно-тематическое планирование с учётомособенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса,используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебноговремени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основныевиды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИИ ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима дляполноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики,эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признаниесамоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства вобразование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы —воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся.Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективныйопыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов,идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира черезпереживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализпроизведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражениечерез творчество).
В процессе конкретизации учебныхцелей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностейобучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной ипознавательной сферы;
2) развитие потребности в общении спроизведениями искусства, осознание значения музыкального искусства какуниверсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох инародов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностейребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательнойдеятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета«Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческимдуховным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетическогопереживания.
2. Осознание социальнойфункции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкальногоискусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческомобществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностныхличных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительногоотношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигмесохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостногопредставления о комплексе выразительных средств музыкального искусства.Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различныхмузыкальных стилей.
5. Развитие общих испециальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях инавыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыковвдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной,рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах,составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опытисполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальныхинструментах);
в) сочинение (элементы вокальной иинструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе сиспользованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическоеинтонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты,музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления);
е) исследовательская деятельность наматериале музыкального искусства.
6. Расширение культурногокругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного,осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусствародной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства исовременной музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульногопринципа построения учебного материала и допускает вариативный подход кочерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методовосвоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурнопредставлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающимипреемственность с образовательной программой начального образования инепрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» напротяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальноетворчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическаямузыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской иевропейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основныежанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видамиискусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТОУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральнымгосударственным образовательным стандартом основного общего образования учебныйпредмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательнымдля изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагаетактивную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательскихи творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такимидисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство»,«Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» идр.
Годы обучения |
Кол-во часов в неделю |
Количество учебных недель |
Всего часов |
5 класс |
1 |
34 |
34 |
6 класс |
1 |
34 |
34 |
7 класс |
1 |
34 |
34 |
8 класс |
1 |
34 |
34 |
Всего часов |
136 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, рассчитанных на 3—6 часов учебного времени.Для удобства вариативного распределения в рамках календарно- тематического планирования они имеют буквенную маркировку (А, Б, В, Г). Модульныйпринцип допускает перестановку блоков (например: А, В, Б, Г); перераспределение количества учебных часов между блоками.Могут быть полностью опущеныотдельные тематические блоки в случае,если данный материалбыл хорошо освоен в начальнойшколе.
Вариативная компоновка тематических блоков позволяетсущественно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий — посещений театров,музеев, концертных залов; работы над исследовательскимии творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации(п. 25.3 ФГОС ООО). Виды деятельности, которые можетиспользовать в том числе (но не исключительно) учительдля планирования внеурочной, внеклассной работы, обозначены в подразделе «На выбор или факультативно».
Рабочая программа ориентирована на учебник
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне |
Автор/Авторский коллектив |
Название учебника |
Класс |
Издатель учебника |
Нормативный документ |
1.2.6.2.1.1. |
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. |
Музыка |
5 |
АО Издательство «Просвещение» |
Приказ №345 от 28.12.2018г. |
