Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
средняяобщеобразовательная школа № 1
Щёлковскогомуниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ№1
_____________Ю.В.Петрова
«___»_____________ 2017 г.
Рабочаяпрограмма
по музыке
(ФГОСНОО)
дляобучающегося на дому
помедицинским показаниям
ФИученика
(2В класс)
Составитель:
Филистеева Алла Анатольевна
учитель начальных классов
без категории
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Настоящая рабочаяпрограмма по музыке для обучающегося2 «В» класса ФИ ученика разработана на основеФедерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования и авторской программы по музыке для 1 – 4 классов. Программа помузыке для 1 – 4 классов (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина) УМК«Школа России» Москва, Просвещение 2015 г.
Данная рабочая программарассчитана на 0.5 часа в неделю, обучение в объеме 17.5 часов в год. Обучениеначалось с 20 сентября 2017 года. В целях оптимизации учебного процесса посогласованию с родителями (законными представителями) уроки проводятся один разв две недели.
Планируемыерезультаты изучения учебного предмета «Музыка»
Программаобеспечивает достижение второклассниками следующих результатов: личностных,метапредметных и предметных.
Личностные результаты:
-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историюРоссии, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основеизучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов,музыки Русской православной церкви, различных направлений современногомузыкального искусства России;
-умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства, понимание иоценка их, умение ориентироваться в культурном многообразии окружающейдействительности;
-развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
-воспитание уважительного отношения к культуре других народов;
-формирование этических чувств доброжелательности, понимания и сопереживаниячувствам других людей;
-развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя вэмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизничеловека и общества.
Предметные результаты:
-формирование представления о роли музыки в жизни человека, в егодуховно-нравственном развитии;
-формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале родного края;
-формирование устойчивого интереса к музыке и различным видаммузыкально-творческой деятельности;
-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальнымпроизведениям;
-умение эмоционально и осознанно относится к музыке различных направлений:фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; пониматьсодержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
-умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных имузыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, вимпровизациях.
Метапредметные результаты:
-овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видахмузыкальной деятельности;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессевосприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессепознания содержания музыкальных образов;
-умение определять наиболее эффективные способы достижения результата висполнительской и творческой деятельности, освоение начальных формпознавательной и личностной рефлексии;
-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельностьс использованием различных средств информации и коммуникации;
-приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческихнаправлений в соответствии с задачами коммуникации;
-формирование у младших школьников умение составлять тексты, связанные сразмышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания.
В результате изучения предмета «Музыка»обучающиеся 2 класса научатся:
ü воспринимать музыку различных жанров иразмышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству;
ü размышлять о музыкальных произведениях какспособе выражения чувств и мыслей человека;
ü воплощать музыкальные образы при созданиитеатрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнениивокально‑хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальныхинструментах;
ü выявлятьжанровое начало музыки;
ü оцениватьэмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
ü различатьзвуки по высоте, интонировать простейшие мелодии legato.
Получатвозможность научиться:
ü проявлятьготовность поделиться своими впечатлениями о музыке;
ü оформлятьсвою мысль о музыкальном произведении в речевое высказывание небольшого объема;
ü участвоватьв коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании,импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
ü различныхмузыкальных образов;
ü выражатьсвое восприятие музыки в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении;
ü коллективнообсуждать услышанную музыку; доказывать собственное мнение, опираясь намузыкальный материал или собственный опыт.
ОСНОВНОЕСОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1.«Россия — Родина моя» (3ч)
Музыкальные образыродного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня.Мелодия. Аккомпанемент.
Музыкальныйматериал
«Рассветна Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
«Гимн России». А. Александров,слова С. Михалкова.
«Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков,слова К. Ибряева.
«Моя Россия». Г. Струве,слова Н. Соловьевой.
Раздел 2.«День, полный событий» (6ч)
Мир ребенка вмузыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского иС. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.
Музыкальныйматериал
Пьесыиз «Детского альбома». П. Чайковский.
Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Прогулка» из сюиты «Картинкис выставки». М. Мусоргский.
«Начинаем перепляс». С. Соснин,слова П. Синявского.
«Сонная песенка». Р. Паулс,слова И. Ласманиса.
«Спят усталые игрушки». А. Островский,слова З. Петровой.
«Ай-я, жу-жу», латышская народнаяпесня.
«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов,слова Ю. Яковлева.
Раздел 3. «ОРоссии петь — что стремиться в храм» (7ч)
Колокольные звоныРоссии. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. РождествоХристово. Молитва. Хорал.
Музыкальныйматериал
«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Кантата «АлександрНевский», фрагменты: «Песня об АлександреНевском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.
Народные песнопения оСергии Радонежском.
«Утренняямолитва», «В церкви». П. Чайковский.
«Вечерняяпесня». А. Тома, слова К. Ушинского.
Народные славянскиепеснопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо»,«Рождественская песенка». Слова и музыкаП. Синявского.
Раздел 4.«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч)
Мотив, напев,наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народноймузыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводызимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок,закличек, потешек.
Музыкальныйматериал
Плясовыенаигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».
«Наигрыш». А. Шнитке.
Русские народные песни: «Выходиликрасны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».
«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.
«Камаринская». П. Чайковский.
Прибаутки. В. Комраков, слованародные.
Масленичные песенки.
Песенки-заклички, игры, хороводы.
Раздел 5. «Вмузыкальном театре» (5ч)
Опера и балет.Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр.Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля.Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Музыкальныйматериал
«Волк и семеро козлят», фрагменты из детскойоперы-сказки. М. Коваль.
«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
«Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.
«Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.
«Руслан иЛюдмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.
«Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.
Раздел 6. «Вконцертном зале» (4ч)
Музыкальныепортреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки.Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментовсимфонического оркестра. Партитура.
Музыкальныйматериал
Симфоническаясказка «Петя и волк». С. Прокофьев.
«Картинки с выставки». Пьесыиз фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
Симфония № 40, экспозиция 1-йчасти. В.-А. Моцарт.
Увертюра к опере «СвадьбаФигаро». В.-А. Моцарт.
Увертюра к опере «Руслан иЛюдмила». М. Глинка.
«Песня о картинах». Г. Гладков,слова Ю. Энтина.
Раздел 7. «Чтобмузыкантом быть, так надобно уменье…» (5 ч)
Композитор —исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык.Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международныеконкурсы.
Музыкальныйматериал
«Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текстД. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария изСюиты № 3. И.-С. Бах.
«Весенняя». В.-А. Моцарт,слова Овербек, пер. Т. Сикорской.
«Колыбельная». Б. Флис — В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.
«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка,слова Н. Кукольника.
«Песня жаворонка». П. Чайковский.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1,фрагменты 1-й части. П. Чайковский.
«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальныхиллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.
«Музыкант». Е. Зарицкая,слова В. Орлова.
«Пусть всегда будет солнце». А. Островский,слова Л. Ошанина.
«Большой хоровод». Б. Савельев,слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.
Итого 34 ч.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов в неделю –1ч Количествочасов в год – 34ч
№ |
Наименование разделов и тем. |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме. |
Плано-вые сроки прохож-дения. |
Скоррек-тирован-ные сроки прохож-дения. |
Россия – Родина моя (1 часа) |
||||
1 |
Гимн России. |
Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Подбирать слова отражавшие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций). Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках. Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке. Исполнять Гимн России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов города, школы. Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
25.09.17 — 29.09.17 |
|
|
Итого |
|
1 ч |
|
День, полный событий ( 3 ч) |
||||
2. |
Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Танцы, танцы, танцы… |
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных произведений. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение. Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в группе). Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Выполнять творческие задания; рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения. Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Инсценировать песни и пьесы программного характера. |
09.10.17 — 13.10.17
|
|
3. |
Эти разные марши. Звучащие картины.
|
23.10.17 — 27.10.17
Представленная информация была полезной? ДА 58.69% НЕТ 41.31% Проголосовало: 1041 |
|
|
4. |
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
|
13.11.17. – 17.11.16.
|
|
|
|
Итого |
|
3 ч |
|
О России петь, что стремиться в храм (3 часов) |
||||
5 |
Великий колокольный звон. Звучащие картины. |
Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. Сопоставлятьсредства выразительности музыки и живописи. Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов. Исполнять рождественские песни на уроке и дома. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания в рабочей тетради. |
27.11.17. – 01.12.17.
|
|
6 |
Святые земли русской. Александр Невский. Сергий Радонежский.
|
11.12.17 — 15.12.17
|
|
|
7 |
Молитва. С Рождеством Христовым! Музыка на новогоднем празднике. |
25.12.17 — 28.12.17
|
|
|
|
Итого |
|
3 ч |
|
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа) |
||||
8
|
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Музыка в народном стиле. |
Разыгрывать народные игровые песни, песни- диалоги, песни-хороводы. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора. Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на дициионных народных праздниках. Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов. Выявлятьособенности традиционных праздников народов России. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Создаватьмузыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе образное отечественного музыкального фольклора. Использоватьполученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности. Интонационно осмысленно исполнятьрусские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради. |
15.01.18 — 19.01.18
|
|
9
|
Русские народные праздники. Проводы зимы. Встреча весны… |
29.01.18 — 01.02.18
|
|
|
|
Итого |
|
4 ч |
|
В музыкальном театре (5 часов) |
||||
10 |
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. |
Эмоционально откликаться и выражатьсвое отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов. Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Рассказыватьсюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять особенности развитии образов. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради. |
12.02.18 — 16.02.18
|
|
11
|
Театр оперы и балета.Волшебная палочка дирижёра.
|
26.02.18 — 02.03.18
|
|
|
12 |
Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. Увертюра. Финал. Обобщение материала III четверти |
12.03.18 — 16.03.18 |
|
|
|
Итого |
|
5ч |
|
В концертном зале (4 часа) |
||||
13 |
Симфоническая сказка «Петя и Волк». Музыкальное впечатление. |
Узнаватьтембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Пониматьсмысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация). Выявлятьвыразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Соотноситьхарактер звучащей музыки с ее нотной записью. Передаватьсвои музыкальные впечатления в рисунке. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради. |
02.04.18 — 06.04.18 |
|
14 |
«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра. |
16.04.18 — 20.04.18 |
||
|
Итого |
|
4 ч |
|
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5 часов) |
||||
15 |
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). «И всё это –Бах». |
Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкальнопоэтического творчества. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства. Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям. Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта. Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта совместно с одноклассниками. |
30.04.18 — 04.05.18 |
|
16
|
Всё в движении. Два лада. Природа и музыка. Печаль моя светла. Обобщение материала IV четверти |
14.05.18 — 18.05.18 |
|
|
|
Итого ИТОГО |
|
5 ч 34ч |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ
Критская Е. Д. Музыка.2 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П.Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2014.