Пояснительнаязаписка
Рабочая программа разработана в соответствии стребованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ифедерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личностигражданина России, а также на основе Примерной программы учебного предмета«Обществознание» на уровне основного общего образования.
На изучение учебного предмета «Обществознание»отводится 34 часа (из расчёта 1 час в неделю).
Рабочую программу реализует учебник «Обществознание. 9класс» под редакцией Л.Н. Боголюбова.
Планируемыерезультаты освоения программы
Личностные:
¾ мотивированностьна посильное и созидательное участие в жизни общества;
¾ заинтересованностьне только в личном успехе, но ив благополучии и процветании своей страны;
¾ ценностныеориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;необходимостиподдержания гражданского мира и согласия; отношениик человеку, егоправам и свободам как высшей ценности;стремлении к укреплению историческисложившегося государственного единства; признании равноправия народов,единстваразнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейныхтрадиций; осознаниисвоей ответственности за страну перед нынешними и грядущимипоколениями.
Метапредметные результатыосвоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий(УУД).
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставитьи формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развиватьмотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
¾ анализироватьсуществующие и планировать будущие образовательные результаты;
¾ идентифицироватьсобственные проблемы и определять главную проблему;
¾ выдвигатьверсии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечныйрезультат;
¾ ставитьцель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
¾ формулироватьучебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
¾ обосновыватьцелевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновываялогическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достиженияцелей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективныеспособы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
¾ определятьнеобходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей исоставлять алгоритм их выполнения;
¾ обосновыватьи осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных ипознавательных задач;
¾ определять/находить,в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной ипознавательной задачи;
¾ выстраиватьжизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставитьадекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическуюпоследовательность шагов);
¾ выбиратьиз предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решениязадачи/достижения цели;
¾ составлятьплан решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
¾ определятьпотенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи инаходить средства для их устранения;
¾ описыватьсвой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решенияпрактических задач определенного класса;
¾ планироватьи корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемымирезультатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижениярезультата, определять способы действий в рамках предложенных условий итребований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейсяситуацией. Обучающийся сможет:
¾ определятьсовместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов икритерии оценки своей учебной деятельности;
¾ систематизировать(в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценкисвоей деятельности;
¾ отбиратьинструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своейдеятельности в рамках предложенных условий и требований;
¾ оцениватьсвою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемогорезультата;
¾ находитьдостаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуациии/или при отсутствии планируемого результата;
¾ работаяпо своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализаизменений ситуации для получения запланированных характеристикпродукта/результата;
¾ устанавливатьсвязь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процессадеятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристикпроцесса для получения улучшенных характеристик продукта;
¾ сверятьсвои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебнойзадачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
¾ определятькритерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
¾ анализироватьи обосновывать применение соответствующего инструментария для выполненияучебной задачи;
¾ свободнопользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели иимеющихся средств, различая результат и способы действий;
¾ оцениватьпродукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определеннымкритериям в соответствии с целью деятельности;
¾ обосновыватьдостижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсови доступных внешних ресурсов;
¾ фиксироватьи анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки,принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательнойдеятельности. Обучающийся сможет:
¾ наблюдатьи анализировать собственную учебную и познавательную деятельность идеятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
¾ соотноситьреальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности иделать выводы;
¾ приниматьрешение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
¾ самостоятельноопределять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода изситуации неуспеха;
¾ ретроспективноопределять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этихдействий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
¾ демонстрироватьприемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достиженияэффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффектавосстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышенияпсихофизиологической реактивности).
Познавательные УУД:
6. Умение определять понятия, создавать обобщения,устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания икритерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строитьлогическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) иделать выводы. Обучающийся сможет:
¾ подбиратьслова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
¾ выстраиватьлогическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
¾ выделятьобщий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять ихсходство;
¾ объединятьпредметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,классифицировать и обобщать факты и явления;
¾ выделятьявление из общего ряда других явлений;
¾ определятьобстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, изэтих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данногоявления, выявлять причины и следствия явлений;
¾ строитьрассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений кобщим закономерностям;
¾ строитьрассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общиепризнаки;
¾ излагатьполученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
¾ самостоятельноуказывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способпроверки достоверности информации;
¾ вербализоватьэмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
¾ объяснятьявления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной иисследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формыпредставления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точкизрения);
¾ выявлятьи называть причины события, явления, в том числе возможные/наиболее вероятныепричины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляяпричинно-следственный анализ;
¾ делатьвывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственнойаргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знакии символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.Обучающийся сможет:
¾ обозначатьсимволом и знаком предмет и/или явление;
¾ определятьлогические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логическиесвязи с помощью знаков в схеме;
¾ создаватьабстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
¾ строитьмодель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
¾ создаватьвербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенныххарактеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии сситуацией;
¾ преобразовыватьмодели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
¾ переводитьсложную по составу (многоаспектную) информацию из графического илиформализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
¾ строитьсхему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритмна основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
¾ строитьдоказательство: прямое, косвенное, от противного;
¾ анализировать/рефлексироватьопыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического,эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной целии/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
¾ находитьв тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
¾ ориентироватьсяв содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
¾ устанавливатьвзаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
¾ резюмироватьглавную идею текста;
¾ преобразовыватьтекст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,информационный, текст non-fiction);
¾ критическиоценивать содержание и форму текста.
9. Развитие мотивации к овладению культурой активногоиспользования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
¾ определятьнеобходимые ключевые поисковые слова и запросы;
¾ осуществлятьвзаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
¾ формироватьмножественную выборку из поисковых источников для объективизации результатовпоиска;
¾ соотноситьполученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
10. Умение организовывать учебное сотрудничество исовместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и вгруппе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласованияпозиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своемнение. Обучающийся сможет:
¾ определятьвозможные роли в совместной деятельности;
¾ игратьопределенную роль в совместной деятельности;
¾ приниматьпозицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
¾ определятьсвои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовалипродуктивной коммуникации;
¾ строитьпозитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
¾ корректнои аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигатьконтраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентныхзамен);
¾ критическиотноситься к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своегомнения (если оно таково) и корректировать его;
¾ предлагатьальтернативное решение в конфликтной ситуации;
¾ выделятьобщую точку зрения в дискуссии;
¾ договариватьсяо правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной передгруппой задачей;
¾ организовыватьучебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,договариваться друг с другом и т. д.);
¾ устранятьв рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятиемсо стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
11. Умение осознанно использовать речевые средства всоответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей ипотребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной иписьменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
¾ определятьзадачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
¾ отбиратьи использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
¾ представлятьв устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
¾ соблюдатьнормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии скоммуникативной задачей;
¾ высказыватьи обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамкахдиалога;
¾ приниматьрешение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
¾ создаватьписьменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимыхречевых средств;
¾ использоватьвербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоковсвоего выступления;
¾ использоватьневербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные подруководством учителя;
¾ делатьоценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершениякоммуникативного контакта и обосновывать его.
12. Формирование и развитие компетентности в областииспользования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ – компетентности).Обучающийся сможет:
¾ целенаправленноискать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных ипрактических задач с помощью средств ИКТ;
¾ выбирать,строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своихмыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиямикоммуникации;
¾ выделятьинформационный аспект задачи, оперировать данными,использовать модель решениязадачи;
¾ использоватькомпьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальныхпрограммно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных икоммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем,сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
¾ использоватьинформацию с учетом этических и правовых норм;
¾ создаватьинформационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдатьинформационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные:
Обучающийся научится:
¾ объяснятьроль политики в жизни общества;
¾ различатьи сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
¾ даватьхарактеристику формам государственно-территориального устройства;
¾ различатьразличные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
¾ раскрыватьна конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
¾ называтьпризнаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
¾ характеризоватьразличные формы участия граждан в политической жизни;
¾ характеризоватьгосударственное устройство Российской Федерации,называть органы государственнойвласти страны, описывать их полномочия икомпетенцию;
¾ объяснятьпорядок формирования органов государственной властиРФ;
¾ раскрыватьдостижения российского народа;
¾ объяснятьи конкретизировать примерами смысл понятия«гражданство»;
¾ называтьи иллюстрировать примерами основные права и свободыграждан, гарантированныеКонституцией РФ;
¾ осознаватьзначение патриотической позиции в укреплении нашегогосударства;
¾ характеризоватьконституционные обязанности гражданина;
¾ характеризоватьсистему российского законодательства;
¾ раскрыватьособенности гражданской дееспособностинесовершеннолетних;
¾ характеризоватьгражданские правоотношения;
¾ раскрыватьсмысл права на труд;
¾ объяснятьроль трудового договора;
¾ разъяснятьна примерах особенности положения несовершеннолетнихв трудовых отношениях;
¾ характеризоватьправа и обязанности супругов, родителей, детей;
¾ характеризоватьособенности уголовного права и уголовныхправоотношений;
¾ конкретизироватьпримерами виды преступлений и наказания за них;
¾ характеризоватьспецифику уголовной ответственностинесовершеннолетних;
¾ раскрыватьсвязь права на образование и обязанности получитьобразование;
¾ анализироватьнесложные практические ситуации, связанные сгражданскими, семейными, трудовымиправоотношениями; в предлагаемыхмодельных ситуациях определять признакиправонарушения, проступка,преступления;
¾ исследоватьнесложные практические ситуации, связанные с защитойправ и интересов детей,оставшихся без попечения родителей;
¾ находить,извлекать и осмысливать информацию правового характера,полученную из доступныхисточников, систематизировать, анализироватьполученные данные; применятьполученную информацию для соотнесениясобственного поведения и поступков другихлюдей с нормами поведения,установленными законом.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
¾ осознаватьзначение гражданской активности и патриотической оппозиции в укреплении нашегогосударства;
¾ соотноситьразличные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы;
¾ аргументированнообосновывать влияние происходящих в обществеизменений на положение России вмире;
¾ использоватьзнания и умения для формирования способностиуважать права других людей,выполнять свои обязанности гражданина РФ;
¾ наоснове полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельныхситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,основанного на уважении к закону и правопорядку;
¾ оцениватьсущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в ихстановление и развитие;
¾ осознанносодействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Содержаниепрограммы
Политика
Политика и власть. Роль политики в жизни общества.Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя ивнешняя политика государства. Формы правления. Формыгосударственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ееосновные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участиеграждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политическиепартии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовоегосударство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения.Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. КонституцияРоссийской Федерации – основной закон государства. Конституционные основыгосударственного строя Российской Федерации. Государственные символы России.Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственнойвласти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, егоосновные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. ПравительствоРоссийской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительныеорганы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободычеловека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанностигражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной властии граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина вРФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права.Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность.Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридическойответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основныевиды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей,защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд итрудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулированиитрудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права иобязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся безпопечения родителей. Особенности административно-правовых отношений.Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовноеправо, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимаяоборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статусанесовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних.Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенностирегулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование всфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказаниянесовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правоваязащита жертв вооруженных конфликтов.
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
Вводный урок. |
1 |
2 |
Глава 1.Политика. |
9 |
3 |
Глава 2. Право. Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193 |
19 |
4 |
Повторение. |
2 |
5 |
Диагностическая контрольная работа. |
3 |
|
Итого: |
34 |
Календарно-тематическоепланирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Вводный урок |
1 |
|
Политика (10 ч) |
|
||
2 |
Политика и власть §1 |
1 |
|
3 |
Государство §2 |
1 |
|
4 |
Политические режимы §3 |
1 |
|
5 |
Правовое государство §4 |
1 |
|
6 |
Гражданское общество и государство §5 |
1 |
|
7 |
Учимся участвовать в жизни гражданского общества с.45 |
1 |
|
8 |
Участие граждан в политической жизни §6 |
1 |
|
9 |
Политические партии и движения §7 |
1 |
|
10 |
Межгосударственные отношения §8 |
1 |
|
11 |
Повторительно-обобщающий урок к главе I Выводы к главе, вопросы для повторения |
1 |
|
12 |
Практикум к главе I с.64 |
1 |
|
Право (22 ч) |
|
||
13 |
Основы конституционного строя Российской Федеции §9 |
1 |
|
14 |
Права и свободы человека и гражданина §10-11 |
2 |
|
15 |
Высшие органы государственной власти в РФ §12 |
1 |
|
16 |
Россия-федеративное государство §13 |
1 |
|
17 |
Судебная система в РФ §14 |
1 |
|
18 |
Правоохранительные органы §15 |
1 |
|
19 |
Практикум С. 125 |
|
|
20 |
Роль права в жизни человека, общества и государства §16 |
1 |
|
21 |
Правоотношения и субъекты права §17 |
1 |
|
22 |
Правонарушения и юридическая ответственность §18 |
1 |
|
23 |
Гражданские правоотношения §19 |
1 |
|
24 |
Трудовые правоотношения §20 |
1 |
|
25 |
Учимся устраиваться на работу с.169 |
1 |
|
26 |
Семья под защитой закона §21 |
1 |
|
27 |
Административные правоотношения §22 |
1 |
|
28 |
Уголовно-правовые отношения §23 |
1 |
|
29 |
Правовое регулирование отношений в сфере образования §24 |
1 |
|
30 |
Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов §25 |
1 |
|
31– 32 |
Повторительно-обобщающие уроки к главе III Выводы к главе, вопросы для повторения |
2 |
|
33– 34 |
Практикум к главе III с.199 |
2 |
|