X-PDF

Рабочая программа по обществознанию 9 класс Л. Н. Боголюбов

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

Пояснительнаязаписка

Рабочая программа разработана в соответствии стребованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ифедерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личностигражданина России, а также на основе Примерной программы учебного предмета«Обществознание» на уровне основного общего образования.

На изучение учебного предмета «Обществознание»отводится 34 часа (из расчёта 1 час в неделю).

Рабочую программу реализует учебник «Обществознание. 9класс» под редакцией Л.Н. Боголюбова. 

Планируемыерезультаты освоения программы

Личностные:

¾   мотивированностьна посильное и созидательное участие в жизни общества;

¾   заинтересованностьне только в личном успехе, но ив благополучии и процветании своей страны;

¾   ценностныеориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;необходимостиподдержания гражданского мира и согласия; отношениик человеку, егоправам и свободам как высшей ценности;стремлении к укреплению историческисложившегося государственного единства; признании равноправия народов,единстваразнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейныхтрадиций; осознаниисвоей ответственности за страну перед нынешними и грядущимипоколениями.

Метапредметные результатыосвоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий(УУД).

Регулятивные УУД:

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставитьи формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развиватьмотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

¾   анализироватьсуществующие и планировать будущие образовательные результаты;

¾   идентифицироватьсобственные проблемы и определять главную проблему;

¾   выдвигатьверсии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечныйрезультат;

¾   ставитьцель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

¾   формулироватьучебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

¾   обосновыватьцелевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновываялогическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достиженияцелей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективныеспособы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

¾   определятьнеобходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей исоставлять алгоритм их выполнения;

¾   обосновыватьи осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных ипознавательных задач;

¾   определять/находить,в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной ипознавательной задачи;

¾   выстраиватьжизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставитьадекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическуюпоследовательность шагов);

¾   выбиратьиз предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решениязадачи/достижения цели;

¾   составлятьплан решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

¾   определятьпотенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи инаходить средства для их устранения;

¾   описыватьсвой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решенияпрактических задач определенного класса;

¾   планироватьи корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемымирезультатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижениярезультата, определять способы действий в рамках предложенных условий итребований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейсяситуацией. Обучающийся сможет:

¾   определятьсовместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов икритерии оценки своей учебной деятельности;

¾   систематизировать(в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценкисвоей деятельности;

¾   отбиратьинструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своейдеятельности в рамках предложенных условий и требований;

¾   оцениватьсвою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемогорезультата;

¾   находитьдостаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуациии/или при отсутствии планируемого результата;

¾   работаяпо своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализаизменений ситуации для получения запланированных характеристикпродукта/результата;

¾   устанавливатьсвязь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процессадеятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристикпроцесса для получения улучшенных характеристик продукта;

¾   сверятьсвои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебнойзадачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

¾   определятькритерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

¾   анализироватьи обосновывать применение соответствующего инструментария для выполненияучебной задачи;

¾   свободнопользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели иимеющихся средств, различая результат и способы действий;

¾   оцениватьпродукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определеннымкритериям в соответствии с целью деятельности;

¾   обосновыватьдостижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсови доступных внешних ресурсов;

¾   фиксироватьи анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки,принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательнойдеятельности. Обучающийся сможет:

¾   наблюдатьи анализировать собственную учебную и познавательную деятельность идеятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

¾   соотноситьреальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности иделать выводы;

¾   приниматьрешение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

¾   самостоятельноопределять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода изситуации неуспеха;

¾   ретроспективноопределять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этихдействий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

¾   демонстрироватьприемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достиженияэффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффектавосстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышенияпсихофизиологической реактивности).

Познавательные УУД:

6. Умение определять понятия, создавать обобщения,устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания икритерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строитьлогическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) иделать выводы. Обучающийся сможет:

¾   подбиратьслова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

¾   выстраиватьлогическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

¾   выделятьобщий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять ихсходство;

¾   объединятьпредметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,классифицировать и обобщать факты и явления;

¾   выделятьявление из общего ряда других явлений;

¾   определятьобстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, изэтих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данногоявления, выявлять причины и следствия явлений;

¾   строитьрассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений кобщим закономерностям;

¾   строитьрассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общиепризнаки;

¾   излагатьполученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

¾   самостоятельноуказывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способпроверки достоверности информации;

¾   вербализоватьэмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

¾   объяснятьявления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной иисследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формыпредставления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точкизрения);

¾   выявлятьи называть причины события, явления, в том числе возможные/наиболее вероятныепричины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляяпричинно-следственный анализ;

¾   делатьвывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственнойаргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знакии символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.Обучающийся сможет:

¾   обозначатьсимволом и знаком предмет и/или явление;

¾   определятьлогические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логическиесвязи с помощью знаков в схеме;

¾   создаватьабстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

¾   строитьмодель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

¾   создаватьвербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенныххарактеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии сситуацией;

¾   преобразовыватьмодели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

¾   переводитьсложную по составу (многоаспектную) информацию из графического илиформализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

¾   строитьсхему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритмна основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

¾   строитьдоказательство: прямое, косвенное, от противного;

¾   анализировать/рефлексироватьопыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического,эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной целии/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

¾   находитьв тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

¾   ориентироватьсяв содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

¾   устанавливатьвзаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

¾   резюмироватьглавную идею текста;

¾   преобразовыватьтекст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,информационный, текст non-fiction);

¾   критическиоценивать содержание и форму текста.

9. Развитие мотивации к овладению культурой активногоиспользования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

¾   определятьнеобходимые ключевые поисковые слова и запросы;

¾   осуществлятьвзаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

¾   формироватьмножественную выборку из поисковых источников для объективизации результатовпоиска;

¾   соотноситьполученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД:

10. Умение организовывать учебное сотрудничество исовместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и вгруппе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласованияпозиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своемнение. Обучающийся сможет:

¾   определятьвозможные роли в совместной деятельности;

¾   игратьопределенную роль в совместной деятельности;

¾   приниматьпозицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

¾   определятьсвои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовалипродуктивной коммуникации;

¾   строитьпозитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

¾   корректнои аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигатьконтраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентныхзамен);

¾   критическиотноситься к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своегомнения (если оно таково) и корректировать его;

¾   предлагатьальтернативное решение в конфликтной ситуации;

¾   выделятьобщую точку зрения в дискуссии;

¾   договариватьсяо правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной передгруппой задачей;

¾   организовыватьучебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,договариваться друг с другом и т. д.);

¾   устранятьв рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятиемсо стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

11. Умение осознанно использовать речевые средства всоответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей ипотребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной иписьменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

¾   определятьзадачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

¾   отбиратьи использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми(диалог в паре, в малой группе и т. д.);

¾   представлятьв устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

¾   соблюдатьнормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии скоммуникативной задачей;

¾   высказыватьи обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамкахдиалога;

¾   приниматьрешение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

¾   создаватьписьменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимыхречевых средств;

¾   использоватьвербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоковсвоего выступления;

¾   использоватьневербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные подруководством учителя;

¾   делатьоценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершениякоммуникативного контакта и обосновывать его.

12. Формирование и развитие компетентности в областииспользования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ – компетентности).Обучающийся сможет:

¾   целенаправленноискать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных ипрактических задач с помощью средств ИКТ;

¾   выбирать,строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своихмыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиямикоммуникации;

¾   выделятьинформационный аспект задачи, оперировать данными,использовать модель решениязадачи;

¾   использоватькомпьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальныхпрограммно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных икоммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем,сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

¾   использоватьинформацию с учетом этических и правовых норм;

¾   создаватьинформационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдатьинформационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные:

Обучающийся научится:

¾   объяснятьроль политики в жизни общества;

¾   различатьи сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

¾   даватьхарактеристику формам государственно-территориального устройства;

¾   различатьразличные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

¾   раскрыватьна конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

¾   называтьпризнаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

¾   характеризоватьразличные формы участия граждан в политической жизни;

¾   характеризоватьгосударственное устройство Российской Федерации,называть органы государственнойвласти страны, описывать их полномочия икомпетенцию;

¾   объяснятьпорядок формирования органов государственной властиРФ;

¾   раскрыватьдостижения российского народа;

¾   объяснятьи конкретизировать примерами смысл понятия«гражданство»;

¾   называтьи иллюстрировать примерами основные права и свободыграждан, гарантированныеКонституцией РФ;

¾   осознаватьзначение патриотической позиции в укреплении нашегогосударства;

¾   характеризоватьконституционные обязанности гражданина;

¾   характеризоватьсистему российского законодательства;

¾   раскрыватьособенности гражданской дееспособностинесовершеннолетних;

¾   характеризоватьгражданские правоотношения;

¾   раскрыватьсмысл права на труд;

¾   объяснятьроль трудового договора;

¾   разъяснятьна примерах особенности положения несовершеннолетнихв трудовых отношениях;

¾   характеризоватьправа и обязанности супругов, родителей, детей;

¾   характеризоватьособенности уголовного права и уголовныхправоотношений;

¾   конкретизироватьпримерами виды преступлений и наказания за них;

¾   характеризоватьспецифику уголовной ответственностинесовершеннолетних;

¾   раскрыватьсвязь права на образование и обязанности получитьобразование;

¾   анализироватьнесложные практические ситуации, связанные сгражданскими, семейными, трудовымиправоотношениями; в предлагаемыхмодельных ситуациях определять признакиправонарушения, проступка,преступления;

¾   исследоватьнесложные практические ситуации, связанные с защитойправ и интересов детей,оставшихся без попечения родителей;

¾   находить,извлекать и осмысливать информацию правового характера,полученную из доступныхисточников, систематизировать, анализироватьполученные данные; применятьполученную информацию для соотнесениясобственного поведения и поступков другихлюдей с нормами поведения,установленными законом.

Обучающийсяполучит возможность научиться:

¾   осознаватьзначение гражданской активности и патриотической оппозиции в укреплении нашегогосударства;

¾   соотноситьразличные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы;

¾   аргументированнообосновывать влияние происходящих в обществеизменений на положение России вмире;

¾   использоватьзнания и умения для формирования способностиуважать права других людей,выполнять свои обязанности гражданина РФ;

¾   наоснове полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельныхситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,основанного на уважении к закону и правопорядку;

¾   оцениватьсущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в ихстановление и развитие;

¾   осознанносодействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

 

Содержаниепрограммы

Политика

Политика и власть. Роль политики в жизни общества.Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя ивнешняя политика государства. Формы правления. Формыгосударственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ееосновные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участиеграждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политическиепартии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовоегосударство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения.Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

Гражданин и государство

Наше государство – Российская Федерация. КонституцияРоссийской Федерации – основной закон государства. Конституционные основыгосударственного строя Российской Федерации. Государственные символы России.Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственнойвласти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, егоосновные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. ПравительствоРоссийской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительныеорганы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободычеловека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанностигражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной властии граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина вРФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Основы российского законодательства

Система российского законодательства. Источники права.Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность.Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридическойответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основныевиды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей,защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд итрудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулированиитрудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права иобязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся безпопечения родителей. Особенности административно-правовых отношений.Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовноеправо, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимаяоборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статусанесовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних.Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенностирегулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование всфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказаниянесовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правоваязащита жертв вооруженных конфликтов.

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Вводный урок.

1

2

Глава 1.Политика.

9

3

Глава 2. Право.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

19

4

Повторение.

2

5

Диагностическая контрольная работа.

3

 

Итого:

34

 

 

Календарно-тематическоепланирование

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1

Вводный урок

1

 

Политика (10 ч)

 

2

Политика и власть

§1

1

 

3

Государство

§2

1

 

4

Политические режимы

§3

1

 

5

Правовое государство

§4

1

 

6

Гражданское общество и государство

§5

1

 

7

Учимся участвовать в жизни гражданского общества

с.45

1

 

8

Участие граждан в политической жизни

§6

1

 

9

Политические партии и движения

§7

1

 

10

Межгосударственные отношения

§8

1

 

11

Повторительно-обобщающий урок к главе I

Выводы к главе, вопросы для повторения

1

 

12

Практикум к главе I

с.64

1

 

Право (22 ч)

 

13

Основы конституционного строя Российской Федеции

§9

1

 

14

Права и свободы человека и гражданина

§10-11

2

 

15

Высшие органы государственной власти в РФ

§12

1

 

16

Россия-федеративное государство

§13

1

 

17

Судебная система в РФ

§14

1

 

18

Правоохранительные органы

§15

1

 

19

Практикум

С. 125

 

 

20

Роль права в жизни человека, общества и государства

§16

1

 

21

Правоотношения и субъекты права

§17

1

 

22

Правонарушения и юридическая ответственность

§18

1

 

23

Гражданские правоотношения

§19

1

 

24

Трудовые правоотношения

§20

1

 

25

Учимся устраиваться на работу

с.169

1

 

26

Семья под защитой закона

§21

1

 

27

Административные правоотношения

 §22

1

 

28

Уголовно-правовые отношения

§23

1

 

29

Правовое регулирование отношений в сфере образования

§24

1

 

30

Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов

§25

1

 

31

32

Повторительно-обобщающие уроки к главе III

Выводы к главе, вопросы для повторения

2

 

33

34

Практикум к главе III

с.199

2

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет