ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ВКЛЮЧАЯЭКОНОМИКУ И ПРАВО» ДЛЯ 11 КЛАССА.
Рабочаяпрограмма по учебному предмету «Обществознание. Включаяэкономику и право» для обучающихся 11 класса составлена на основе:
- Федерального закона об образовании № 273 – ФЗ от 29.12.2012
- Основной образовательной программы среднего общего образования МОАУ «Урканская СОШ», приказ № 97/1-ОД от 09.07.2020г.
- Изменений в основную образовательную программу среднего общего образования МОАУ «Урканская СОШ» на 2022/2023 учебный год, приказ № 108-ОД от 10.06.2022г
- Примерной рабочей программы по «Обществознанию. Включая экономику и право» для средней школы.
ЦЕЛИ:
— развитие личности в ответственный периодсоциального взросления человека, её познавательных интересов, критическогомышления, обеспечивающего объективное восприятие социальной информации иопределение собственной позиции;
— воспитание общероссийской идентичности,гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности,приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям;
— овладение умениями познавательной,коммуникативной, практической деятельности в основных типичных для подросткасоциальных ролей.
ЗАДАЧИ:
— освоить систему знаний об экономической,социальной деятельности людей;
— овладеть умениями и методами получениясоциальной информации, анализировать, осмысливать, систематизировать полученныеданные;
— осваивать знания в политической, социальнойсферах человеческой деятельности, общественных отношениях; механизмахреализации и защиты прав человека;
— способствовать интеллектуальномуразвитию учащихся, германизации личности, формированию жизненной стратегииличности подростка, толерантность;
— формировать опыт полученных знаний иумений для решения типичных задач в области социальных отношений, политической деятельности;
— овладеть навыками и умениями поиска,систематизации и комплексного анализа обществоведческой информации.
В соответствии с учебным планом МОАУ «УрканскаяСОШ» на 2022-2023 учебный год изучение предмета «Обществознание (включаяэкономику и право)» в 11 классе предусматривает 68 часов в год (2 часа в неделю).
Содержание рабочейпрограммы (68 ч.).
Экономика
Экономика,экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторыпроизводства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие наформирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен.Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершеннойконкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольноезаконодательство. Рыночные отношения в современной экономике. Фирма вэкономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации идругие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки иприбыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источникифинансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основымаркетинга. Финансовый рынок. Банковская система. Центральныйбанк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системеРоссии. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рыноктруда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика вобласти занятости. Рациональное экономическое поведение собственника,работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике. Общественныеблага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги,уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политикигосударства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственныйбюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ееизмерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономическиепоказатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мироваяэкономика. Международная специализация, международное разделение труда,международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок.Государственная политика в области международной торговли. Глобальныеэкономические проблемы. Тенденции экономического развития России.
Социальныеотношения
Социальнаяструктура общества и социальные отношения. Социальная стратификация,неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа.Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешенияконфликтов. Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение(девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ееформы и каналы в современном обществе. Этнические общности.Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути ихразрешения. Конституционные принципы национальной политики в РоссийскойФедерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблеманеполных семей. Современная демографическая ситуация в РоссийскойФедерации. Религиозные объединения и организации в РоссийскойФедерации.
Политика
Политическаядеятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическаявласть. Политическая система, ее структура и функции. Государство какосновной институт политической системы. Государство, его функции. Политическийрежим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности ипризнаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная,пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Гражданскоеобщество и правовое государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типологиялидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основныеидейно-политические течения современности. Политические партии, их признаки,функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки,типология общественно-политических движений. Политическая психология.Политическое поведение. Роль средств массовой информации вполитической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм,его причины и опасность. Особенности политического процесса вРоссии.
№ п/п |
Название раздела (блока) |
Кол-во часов на изучение раздела (блока) |
Контрольные работы |
1. |
Введение. Повторение |
2 |
1 |
2. |
Экономическая жизнь общества |
28 |
2 |
3. |
Социальная сфера |
13 |
1 |
4. |
Политическая жизнь общества |
19 |
2 |
5. |
Итоговое повторение по курсу |
6 |
|
6. |
Итоговый урок |
1 |
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ).
В результате изучения обществознания набазовом уровне ученик должен
ЗНАТЬ/ ПОНИМАТЬ:
— биосоциальную сущность человека,основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системеобщественных отношений;
— тенденции развития общества в целом каксложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
— необходимость регулирования общественныхотношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
— особенности социально-гуманитарногопознания;
УМЕТЬ:
— характеризовать основные социальныеобъекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
— анализировать актуальную информацию осоциальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливатьсоответствия между существенными чертами и признаками изученных социальныхявлений и обществоведческими терминами и понятиями;
— объяснять причинно-следственные ифункциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействиячеловека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природнойсреды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
— раскрывать на примерах изученныетеоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
— осуществлять поиск социальнойинформации, представленной в различных знаковых системах, извлекать из неадаптированныхоригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализироватьи обобщать неупорядоченную информацию; различать в ней факты и мнения,аргументы и выводы;
— оценивать действия субъектов социальнойжизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм,экономической рациональности;
— формулировать на основе приобретённыхобществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённымпроблемам;
— подготавливать устное выступление,творческую работу по социальной проблематике;
— применять социально-экономические игуманитарные знания в процессе решения задач по актуальным социальнымпроблемам;
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ ИУМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ:
— успешного выполнения типичных социальныхролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
— совершенствования собственнойпознавательной деятельности;
— критического восприятия информации,получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществлениясамостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальнойинформации;
— решения практических жизненных проблем,возникающих в социальной деятельности;
— ориентировки в актуальных общественныхсобытиях, определения личной гражданской позиции;
— предвидения возможных последствийопределённых социальных действий;
— оценки происходящих событий и поведениялюдей с точки зрения морали и права;
— реализации и защиты прав человека игражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
— осуществления конструктивноговзаимодействия людей с разными убеждениями, ценностями и социальным положением.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАННОМ УЧЕБНИКЕ.
«Обществознание 11 класс», Л.Н.Боголюбов,М.: «Просвещение», 2020 год.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока |
Раздел, количество часов |
Тема урока |
Планируемая дата проведения урока |
Фактическая дата проведения урока |
1/1 |
1 |
Введение. |
07.09 |
|
2/1 |
1 |
Повторение изученного в 10классе (1 ч) |
09.09. |
|
3/2 |
1 |
Входная контрольная работа. (1ч) |
14.09. |
|
|
|
Раздел 1. Экономическая жизнь общества 28ч.
|
|
|
4/3 |
1 |
Роль экономики в жизни общества.(1 ч.). Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. |
16.09. |
|
5/4 |
1 |
Экономика: наука и хозяйство. Что изучает экономическая наука. |
21.09. |
|
6/5 |
1 |
Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. |
23.09. |
|
7/6 |
1 |
Понятие экономического роста. ВВП, факторы экономического роста — интенсивные и экстенсивные. |
28.09. |
|
8/7 |
|
Экономическое развитие, его измерители, экономический цикл. |
30.09. |
|
9/8 |
1 |
Рыночные отношения в экономике. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Виды рынков. |
05.10. |
|
10/9 |
1 |
Рыночные отношения в современной экономике. Совершенная и несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство. |
07.10. |
|
11/10 |
1 |
Фирма в экономике. Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса. |
12.10. |
|
12/11 |
1 |
Правовые основы предпринимательской деятельности. Предпринимательские правоотношения. Организационные формы предпринимательства. |
14.10. |
|
13/12 |
1 |
Экономическая политика Российской Федерации. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. |
19.10. |
|
14/13 |
1 |
Практикум по теме «Предпринимательская деятельность»(1ч) Практикум. |
21.10. |
|
15/14 |
1 |
Экономическая сфера.Тестовая контрольная работа по теме «Экономика». |
|
|
16/15 |
1 |
Финансовый рынок. Анализ тестовой контрольной работы, работа над ошибками. Функции финансового рынка. |
26.10. |
|
17/16 |
1 |
Финансовый рынок. Финансовые институты. Защита прав потребителей финансовых услуг. |
28.10. |
|
18/17 |
1 |
Экономика и государство. Роль государства в экономике. Особенности современной экономики России. |
09.11. |
|
19/18 |
1 |
Общественные блага. Внешние факторы. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. Монетарная и фискальная политика государства. |
11.11. |
|
20/19 |
1 |
Финансовая политика государства. Основы денежной и бюджетной политики государства. Финансы. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе РФ. |
16.11. |
|
21/20 |
1 |
Финансовые институты. Виды, причины, последствия инфляции. |
18.11. |
|
22/21 |
1 |
Антикоррупционная политика государства. Расширение антикоррупционной нормативно-правовой базы России 90-х годов причины низкой эффективности противодействия коррупции», роль гражданского общества каждого гражданина противодействии коррупции. |
23.11. |
|
23/22 |
1 |
Занятость и безработица. Рынок труда. Заработная плата. Прожиточный минимум.
|
25.11. |
|
24/23 |
1 |
Государственная политика в области занятости. Безработица, её виды. |
30.11. |
|
25/1 |
1 |
Мировая экономика. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. |
02.12. |
|
26/2 |
1 |
Тарифные и нетарифные методы регулирования. Глобальные экономические системы. |
07.12. |
|
27/3 |
1 |
Экономическая культура. Рациональное поведение производителя. Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504 |
09.12. |
|
28/4 |
1 |
Рациональное поведение потребителя. |
14.12. |
|
29/5 |
1 |
Практикум по теме «Экономическая жизнь общества» (1ч) |
16.12. |
|
30/6 |
1 |
Экономика.Тестовая контрольная работа по теме «Экономическая жизнь общества» (1ч). |
21.12. |
|
|
|
Раздел 2. Социальная сфера (13 ч).
|
|
|
31/7 |
1 |
Анализ тестовой контрольной работы, работа над ошибками. Социальная структура общества. Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. |
23.12. |
|
32/8 |
1 |
Социальная мобильность. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. |
28.12. |
|
33/9 |
1 |
Социальные нормы. Социальные нормы, виды социальных норм. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. |
11.01. |
|
34/10 |
1 |
Отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. |
13.01. 18.01. |
|
35/11 |
1 |
Нации. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. |
20.01. |
|
36/12 |
1 |
Межнациональные отношения. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. |
25.01. |
|
37/13 |
1 |
Семья и брак. Семья как социальный институт. Функции семьи. Бытовые отношения. |
27.01. |
|
38/14 |
1 |
Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. |
01.02. |
|
39/15 |
1 |
Гендер-социальный пол. Гендер – социальный пол. Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе. |
03.02. |
|
40/1 |
1 |
Молодежь в современном обществе. Молодёжь в современном обществе. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура. |
08.02. |
|
41/2 |
1 |
Демографическая ситуация в современной России. Демографическая ситуация в современной России. Изменение численности населения России. возрастной состав населения России. Рождаемость и смертность. Миграция. |
10.02. |
|
42/3 |
1 |
Повторение по теме «Социальная сфера».
|
15.02. |
|
43/4 |
1 |
Общество. Тестовая контрольная работа по теме «Социальная сфера».
|
17.02. |
|
|
|
Раздел 3. Политическая жизнь общества (19 часов).
|
|
|
44/5 |
1 |
Анализ тестовой контрольной работы, работа над ошибками. Политика и власть. Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты. |
22.02. |
|
45/6 |
1 |
Политические отношения. Политическая власть. |
24.02. |
|
46/7 |
1 |
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. |
01.03 |
|
47/8 |
1 |
Политический режим. Демократические перемены в России. |
03.03. |
|
48/9 |
1 |
Гражданское общество и правовое государство. Гражданское общество и правовое государство. |
10.03. |
|
49/10 |
1 |
Гражданское общество. Местное самоуправление.Сущность правового государства. |
15.03. |
|
50/11 |
1 |
Демократические выборы. Избирательная система. |
17.03. |
|
51/12 |
1 |
Типы избирательных систем. Избирательная кампания. |
31.03. |
|
1 |
Политические партии. Понятие политической партии и движения. Типология и функции политических партий. |
.05.04. |
|
|
53/14 |
1 |
Партийные системы. Типы партийных систем. |
07.04 |
|
54/15 |
1 |
Политическая элита и политическое лидерство. Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства. |
12.04. |
|
55/16 |
1 |
Политическое сознание. Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Средства массовой информации и политическое сознание. |
14.04. |
|
55/16 |
1 |
Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения. |
19.04.
|
|
56/17 |
1 |
Политический процесс и культура политического участия. |
21.04. |
|
57/18 |
1 |
Взгляд в будущее. Общество перед лицом угроз и вызовов в XXI веке. Возможная альтернатива. |
26.04. |
|
58/19 |
1 |
Сущность современных глобальных проблем человечества. Защита общества от нарастающих угроз и вызовов, способы борьбы с ними. |
28.04. |
|
59/20 |
1 |
Повторениепо теме «Политическая жизнь общества». |
03.05 |
|
60/21 |
1 |
Политическая сфера. Тестовая контрольная работа по теме «Политическая жизнь общества».
|
05.05. |
|
61/22 |
1 |
Анализ тестовой контрольной работы, работа над ошибками. Итоговая контрольная работа. |
10.05. |
|
|
6 |
Итоговое повторение по курсу (6 ч). |
|
|
62/23 |
1 |
Повторение по теме «Экономика как наука». |
12.05. |
|
63/1 |
1 |
Повторение по теме «Экономика, экономические системы». |
17.05. |
|
64/2 |
1 |
Повторение по теме «Духовная культура». |
18.05. |
|
65,3 |
1 |
Повторение по теме «Социальная сфера».
|
|
|
66/4 |
1 |
Повторение по теме «Политическая сфера.Система.».
|
19.05. |
|
67,5 |
1 |
Повторение по теме «Политическая сфера. Основные институты.».
|
24.05. |
|
68/1 |
Повторение (1 ч.). |
Итоговый урок «Политика, экономика». |
26.05. |
|
