Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
Речицкаясредняя общеобразовательная школа
|
|
УТВЕРЖДАЮ И.о. директора МОУ Речицкой СОШ _____ /Брыкалова М.Н./ «31» августа 2022г. М.П.
|
Рабочаяпрограмма по курсу внеурочной деятельности
«Школабезопасности»
5А,Б класс
Направление — социальное
ХаитоваСалима Махмадсабуровна
УчительОБЖ
1квалификационной категории
с.Речицы
2022- 2023 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочаяпрограмма курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с:
• Федеральнымзаконом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ сизменениями и дополнениями;
• Федеральным государственнымобразовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказомМинобрнауки России от 17.12.2009 № 1897 с внесенными изменениями (приказМинобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
• Примерной основной образовательнойпрограммы основного общего образования по предмету «Школа безопасности» (вредакции протокола 1/20 от 04.02.2020 федерального методического объединения пообщему образованию);
• Основнойобразовательной программы основного общего образования МОУ Речицкой СОШ,утвержденной приказом по школе от 01.09.2020 № 219;
• Авторской программы (ОБЖ,Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко и др., Издательский центр«Вентана-Граф», 2019)
· Положением об организациивнеурочной деятельности учащихся МОУ Речицкая СОШ в условиях реализации ФГОСООО.
Цель изучения курса внеурочнойдеятельности Школа безопасности:
• безопасноеповедение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного исоциального характера;
• пониманиекаждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья какиндивидуальной и общественной ценности;
• принятиеучащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правовогогосударства, ценностей семьи;
• антиэкстремистскоемышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость кдействиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
• профилактикаасоциального поведения учащихся;
Задачи курса внеурочной деятельности Школа безопасности:
• формированиеу учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• формированиеу учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортнойсреде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социальногохарактера;
• формированиепотребности в соблюдении требований, предъявляемых к гражданину РоссийскойФедерации в области безопасности жизнедеятельности;
• формированиеиндивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработкау учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции иотрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Актуальностькурса внеурочной деятельности:
Освоение знаний о безопасном поведении человека вопасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социальногохарактера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защитынаселения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защитегосударства; воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью;чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике;патриотизма и долга по защите Отечества; развитие черт личности, необходимыхдля безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военнойслужбы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности всоблюдении здорового образа жизни; овладение умениями оценивать ситуации,опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первуюмедицинскую помощь пострадавшим
Описание местакурса внеурочной деятельности в учебном плане школы:
Программа курса «Школа безопасности» рассчитанана 34 часа (1 раз в неделю, 1 год обучения) и предназначена в качестве курса повыбору естественнонаучного цикла общеинтелектуального направления для учащихся5-х классов, не начавших изучать ОБЖ в рамках школьных программ.
Направленность: пропедевтика преподавания ОБЖ.
Возраст учащихся: 11–12 лет.
Сроки реализации программы: 1 год.
Даннаяпрограмма внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихсяличностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере личностныхуниверсальных учебных действий будет формироваться
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающихзащищенность жизненно важных интересов личности от внешних ивнутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанновыполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды,личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будетформироваться умение
• самостоятельнопланировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных ипознавательных задач;
• самостоятельноопределять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачив учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своейпознавательной деятельности;
• соотноситьсвои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своейдеятельности в процессе достижения результата, определять способы действий вопасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований,корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• оцениватьправильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности,собственные возможности её решения;
• владетьосновами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществленияосознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Всфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат умения
• определятьпонятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификацииопасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистскойдеятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическоерассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делатьвыводы;
• создавать,применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебныхи познавательных задач;
• освоенияприёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного исоциального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Всфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироватьсяумение
• умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем исверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешатьконфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формированиеи развитие компетентности в области использованияинформационно-коммуникационных технологий;
• формированиеумений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя чрезвычайных ситуации и при ликвидации последствий.
Предполагаемая организация деятельности по программе «Школа безопасности» способствует достижениюобучающимися:
личностных результатов:
• усвоениеправил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайныхситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте ина дорогах;
• формированиепонимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• усвоениегуманистических, демократических и традиционных ценностей многонациональногороссийского общества; воспитание чувства ответственности и долга передРодиной;
• формированиеответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся ксаморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траекторииобразования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональныхпредпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формированиецелостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития наукии общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое,духовное многообразие современного мира;
• формированиеготовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нёмвзаимопонимания;
• освоениесоциальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах исообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитиеправового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностноговыбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанногои ответственного отношения к собственным поступкам;
• формированиекоммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формированиеоснов экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еёпроявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающейсреде;
• осознаниезначения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формированиеантиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностейсоблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасностижизнедеятельности.
метапредметных результатов:
• формированиесовременной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимостизащиты личности, общества и государства посредством осознания значимостибезопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенногои социального характера;
• формированиеубеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• пониманиеличной и общественной значимости современной культуры безопасностижизнедеятельности;
• пониманиероли государства и действующего законодательства в обеспечении национальнойбезопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• пониманиенеобходимости подготовки граждан к военной службе;
• формированиеустановки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя,наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
• формированиеантиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природыи окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знаниеосновных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социальногохарактера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, обществаи государства;
• знаниеи умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных ичрезвычайных ситуаций;
• умениеоказать первую помощь пострадавшим;
• умениепредвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам ихпроявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• умениепринимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизациипоследствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
предметныерезультаты:
• объяснять смысл основныхпонятий (в рамках изученного материала);
• выявлять факторы, влияющие наздоровье и благополучие человека;
• анализировать и оцениватьситуации, связанные с опасностями для здоровья и жизни человека в близкомокружении и в масштабах региона;
• предвидеть возможныепоследствия своих действий и поведения;
• проявлять желаниепротивостоять негативным влияниям окружающей социальной среды, коллективасверстников, взрослых;
• организовывать режим,двигательную активность, закаливание и др.;
• проявлять разумнуюпредосторожность в выборе мест для игр, пользовании бытовыми электроприборами;
• ориентироваться в дорожнойобстановке, соблюдать правила дорожного движения;
• оказывать первую помощь вразличных чрезвычайных ситуациях.
• характеризовать влияние вредныхпривычек на здоровье человека.
2.Содержание курса внеурочной деятельности «Школабезопасности»
Структуракурса внеурочной деятельности ОБЖ при модульном построении содержания образованиявключает в себя три главы.
Введение- 1ч
Почему нужно изучатьпредмет «Основы безопасности жизнедеятельности».
Чтобысохранить здоровье, нужно знать себя –19 ч.
Особенностиорганизма человека. Организмчеловека как единое целое. Функции разных систем органов тела. Почему нужнознать свой организм. Укрепление нервной системы, тренировка сердца,дыхательной системы. Принципы рационального питания. Первая помощь приотравлении и пищевой аллергии.
Здоровьеорганов чувств. Охранаорганов чувств. Первая помощь при попадании в глаз инородного тела.
Каквести здоровый образ жизни. Факторы,влияющие на здоровье. Организованность и здоровье. Гигиенические процедурымладшего подростка. Заболевания, вызванные отсутствием гигиены (дизентерия,глисты, вши).
Движение — это жизнь. Комплекс упражнений иигры для поддержания двигательной активности. Закаливание как условиесохранения и укрепления здоровья. Правила закаливания младшегоподростка.
Компьютери здоровье. Правилабезопасного пользования компьютером. Виды занятий, снимающих утомление.
Мойбезопасный дом – 4 ч.
Безопасныйдом. Поддержание чистоты ипорядка в доме, на рабочем месте. Правила уборки квартиры и мытья посуды.Животные и насекомые, распространяющие инфекцию (мыши, тараканы, клопы).Техника безопасности в доме. Первая помощь при ушибах, отравлении химическимивеществами (парами клея, краски, газом) и поражении электрическим током.
Школьнаяжизнь- 11 ч.
Выборпути: безопасная дорога в школу. Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения.Дорожное движение в населённом пункте и за городом. Безопасная дорога. Выбор безопасногопути в школу. Правила поведения на дорогах и улицах. Оценка пешеходом дорожнойситуации. «Дорожные ловушки» — способы определения опасных для пешехода мест иситуаций. Школьник как пассажир. Правила поведения пассажира в разных видахтранспорта.
Правилаповедения в школе. Общиеправила поведения в школьном помещении и во дворе школы. Поведение на занятиях,переменах, во время передвижения по школе, в столовой. Может ли общениепривести к беде. Первая помощь при сотрясении мозга, ушибах и кровотечении.Помощь заболевшему ребёнку.
Ориентирование вшкольных помещениях. Меры предупреждения пожаров, правила эвакуации припожаре. Помощь при отравлении угарным газом и при ожогах.
Уроки деятельностной направленности:
· уроки «открытия» новогознания
· уроки рефлексии
· уроки общеметодологической направленности
· уроки развивающего контроля.
Нетрадиционные формы уроков:
· Урок – коммуникации
· Урок – практикум
· Урок – игра
· Урок – исследование
· Урок – консультация
· Урок – зачет
-Интегрированный урок и др.
Основныевиды учебной деятельности:
I –виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
• Слушание объяснений учителя.
• Слушание и анализ выступленийсвоих товарищей.
• Самостоятельная работа сучебником.
• Работа с научно-популярнойлитературой.
• Отбор и сравнение материала понескольким источникам.
• Написание рефератов идокладов.
• Систематизация учебногоматериала.
II – виды деятельности наоснове восприятия элементов действительности:
• Наблюдениеза демонстрациями учителя.
• Просмотручебных фильмов.
• Анализграфиков, таблиц, схем.
• Анализпроблемных ситуаций.
III –виды деятельности с практической (опытной) основой:
• Работа с раздаточным материалом.
• Проведение исследовательского эксперимента.
Формыконтроля
Текущий контрольусвоения материала осуществляется путем устного (письменного) опроса или путемвыполнения практических заданий. Периодически знания и умения по пройденнымтемам проверяются выполнением практических работ. Итоговая аттестация учащихсяпроходит в форме защиты выпускной проектной работы.
Календарно-тематическое планирование курсавнеурочной деятельности
«Школа безопасности» 5 «А» класса
1 |
Наименование модулей, разделов, тем |
Количество часов |
Дата по плану |
Дата факт. |
|
Аудитор. |
Внеаудитор. |
||||
Введение. Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» |
1 |
|
02.09 |
|
|
Глава 1. Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя — 18 час. |
|
|
|||
Тема 1.1 |
За что „отвечают системы органов. |
1 |
09.09 |
|
|
Тема 1.2 |
За что „отвечают системы органов. |
1 |
16.09 |
|
|
Тема 1.3 |
Как укреплять нервную систему. Практическая работа №1 «Измерение пульса». |
1 |
|
23.09 |
|
Тема 1.4 |
Как можно тренировать сердце. Практическая работа №2 «Учимся измерять пульс». |
1 |
|
30.09 |
|
Тема 1.5 |
Развиваем дыхательную систему. Практическая работа №3 «Упражняем дыхательную систему (дыхательные упражнения)». |
1 |
07.10 |
|
|
Тема 1.6 |
Питаемся правильно. |
1 |
21.10 |
|
|
Тема 1.7 |
Практическая работа «Меню для подростка». |
1 |
28.10 |
|
|
Тема 1.8 |
Здоровье органов чувств. |
1 |
|
03.11 |
|
Тема 1.9 |
Практическая работа №4 «Тренировка глаз». |
1 |
|
10.11 |
|
Тема 1.10 |
Здоровый образ жизни. |
1 |
|
17.11 |
|
Тема 1.11 |
Чистота — залог здоровья. Правила личной гигиены. |
1 |
|
01.12 |
|
Тема 1.12 |
Как правильно мыть фрукты? Что такое педикулез. |
1 |
08.12 |
|
|
Тема 1.13 |
Движение — это жизнь. |
1 |
15.12 |
|
|
Тема 1.14 |
К.р. №2 за 1 полугодие. |
1 |
|
22.12 |
|
Тема 1.15 |
Закаливание. |
1 |
29.12 |
|
|
Тема 1.16 |
Практическая работа №5 «Составление программы закаливания». |
1 |
12.01 |
|
|
Тема 1.17 |
Подросток и компьютер. Практическая работа №6 «Правила работы с компьютером». |
1 |
|
19.01 |
|
Повторение и обобщение знаний по теме «Здоровый образ жизни». |
1 |
|
26.01 |
|
|
Глава 2. Мой безопасный дом — 4 час. |
|
|
|||
Тема 2.1 |
Наводим в доме чистоту |
1 |
02.02 |
|
|
Тема 2.2 |
Моем посуду правильно. |
1 |
|
09.02 Представленная информация была полезной? ДА 59.33% НЕТ 40.67% Проголосовало: 1168 |
|
Тема 2.3 |
Техника безопасности в доме. Безопасное электричество. Безопасный газ |
1 |
|
16.02 |
|
Тема 2.4 |
Тест по теме «Мой безопасный дом» |
1 |
|
01.03 |
|
Глава 3. Школьная жизнь — 11 час. |
|
|
|||
Тема 3.1 |
Дорога в школу и обратно |
1 |
|
15.03 |
|
Тема 3.2 |
Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения. |
1 |
|
22.03 |
|
Тема 3.3 |
Правила безопасности пешеходов. Практическая работа№7 «Оценка дорожной ситуации» |
1 |
|
29.03 |
|
Тема 3.4 |
Дорожное движении в населённом пункте. Практическая работа №8 «Правила дорожного движения РФ» |
1 |
|
13.04 |
|
Тема 3.5 |
Какие правила должен соблюдать пешеход? Практическая работа №9 «Обсуждение ситуаций, связанных с дорожными ловушками» |
1 |
20.04 |
|
|
Тема 3.6 |
Школьник как пассажир. |
1 |
|
27.04 |
|
Тема 3.7 |
Общие правила школьной жизни. Практическая работа №10 «Учимся выполнять правила поведения» |
1 |
|
04.05 |
|
Тема 3.8 |
Если в школе пожар. Практическая работа №11 «Эвакуация из здания школы» |
1 |
|
11.05 |
|
Тема 3.9 |
Повторение и обобщение знаний за курс ОБЖ 5 класс |
1 |
|
18.05 |
|
Итоговый тест за курс ОБЖ 5 класса |
1 |
|
18.05 |
|
|
Анализ итогового тестирования |
1 |
|
25.05 |
|
|
|
Итого: |
34 часа |
|
|
Календарно-тематическоепланирование курса внеурочной деятельности
«Школа безопасности» 5 «Б» класса
1 |
Наименование модулей, разделов, тем |
Количество часов |
Дата по плану |
Дата факт. |
|
Аудитор. |
Внеаудитор. |
||||
Введение |
1 |
|
02.09 |
|
|
Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» |
1 |
|
02.09 |
|
|
Глава 1. Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя — 18 час. |
|
|
|||
Тема 1.1 |
За что „отвечают системы органов. |
1 |
09.09 |
|
|
Тема 1.2 |
За что „отвечают системы органов. |
1 |
16.09 |
|
|
Тема 1.3 |
Как укреплять нервную систему. Практическая работа №1 «Измерение пульса». |
1 |
|
23.09 |
|
Тема 1.4 |
Как можно тренировать сердце. Практическая работа №2 «Учимся измерять пульс». |
1 |
|
30.09 |
|
Тема 1.5 |
Развиваем дыхательную систему. Практическая работа №3 «Упражняем дыхательную систему (дыхательные упражнения)». |
1 |
07.10 |
|
|
Тема 1.6 |
Питаемся правильно. |
1 |
21.10 |
|
|
Тема 1.7 |
Практическая работа «Меню для подростка». |
1 |
28.10 |
|
|
Тема 1.8 |
Здоровье органов чувств. |
1 |
|
11.11 |
|
Тема 1.9 |
Практическая работа №4 «Тренировка глаз». |
1 |
|
18.11 |
|
Тема 1.10 |
Здоровый образ жизни. |
1 |
|
02.12 |
|
Тема 1.11 |
Чистота — залог здоровья. Правила личной гигиены. |
1 |
|
09.12 |
|
Тема 1.12 |
Как правильно мыть фрукты? Что такое педикулез. |
1 |
16.12 |
|
|
Тема 1.13 |
Движение — это жизнь. |
1 |
23.12 |
|
|
Тема 1.14 |
К.р. №2 за 1 полугодие. |
1 |
|
30.12 |
|
Тема 1.15 |
Закаливание. |
1 |
13.01 |
|
|
Тема 1.16 |
Практическая работа №5 «Составление программы закаливания». |
1 |
20.01 |
|
|
Тема 1.17 |
Подросток и компьютер. Практическая работа №6 «Правила работы с компьютером». |
1 |
|
27.01 |
|
Повторение и обобщение знаний по теме «Здоровый образ жизни». |
1 |
|
03.02 |
|
|
Глава 2. Мой безопасный дом — 4 час. |
|
|
|||
Тема 2.1 |
Наводим в доме чистоту |
1 |
10.02 |
|
|
Тема 2.2 |
Моем посуду правильно. |
1 |
|
17.02 |
|
Тема 2.3 |
Техника безопасности в доме. Безопасное электричество. Безопасный газ |
1 |
|
24.02 |
|
Тема 2.4 |
Тест по теме «Мой безопасный дом» |
1 |
|
03.03 |
|
Глава 3. Школьная жизнь — 11 час. |
|
|
|||
Тема 3.1 |
Дорога в школу и обратно |
1 |
|
10.03 |
|
Тема 3.2 |
Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения. |
1 |
|
17.03 |
|
Тема 3.3 |
Правила безопасности пешеходов. Практическая работа№7 «Оценка дорожной ситуации» |
1 |
|
24.03 |
|
Тема 3.4 |
Дорожное движении в населённом пункте. Практическая работа №8 «Правила дорожного движения РФ» |
1 |
|
31.03 |
|
Тема 3.5 |
Какие правила должен соблюдать пешеход? Практическая работа №9 «Обсуждение ситуаций, связанных с дорожными ловушками» |
1 |
14.04 |
|
|
Тема 3.6 |
Школьник как пассажир. |
1 |
|
21.04 |
|
Тема 3.7 |
Общие правила школьной жизни. Практическая работа №10 «Учимся выполнять правила поведения» |
1 |
|
28.04 |
|
Тема 3.8 |
Если в школе пожар. Практическая работа №11 «Эвакуация из здания школы» |
1 |
|
05.05 |
|
Тема 3.9 |
Повторение и обобщение знаний за курс ОБЖ 5 класс |
1 |
|
12.05 |
|
Итоговый тест за курс ОБЖ 5 класса |
1 |
|
19.05 |
|
|
Анализ итогового тестирования |
1 |
|
26.05 |
|
|
|
Итого: |
34 часа |
|
|
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей социально-гуманитарного цикла
№1 от «29» августа 2022 г.
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
МОУ Речицкой СОШ
_________ /Щербакова Г.В.
«30» августа 2022 г. |