муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михейковская средняя школа
Ярцевского района Смоленской области
«Рассмотрено»
_____________/_______________/ ФИО Протокол № ___
|
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________/_________________/ ФИО «__»____________20___г.
|
Утверждена приказом директора школы
№ _____
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающемумиру
для 4 класса
Учитель: Курятова Оксана Леонидовна
Квалификационная категория: первая
2020- 2021 учебный год
Количество часов: всего – 68 ; внеделю – 2 часа.
Рабочаяпрограмма полностью соответствует Федеральному государственномуобразовательному стандарту ООО по окружающему миру и составлена на основе:
— Программы. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочие программы.Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы – М. :Просвещение, 2019.рабочие программы
Учебник: А.А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2019.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностныеуниверсальные учебные действия
Уобучающегося будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровнеположительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьнойдействительности и принятия образца «хорошего обучающегося»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности,включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
• учебно- познавательный интерес к новому учебномуматериалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебнойдеятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализсоответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценокучителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к оценке своей учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности, своей этническойпринадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа,гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ иисторию, осознание ответственности человека за общее благополучие;
• ориентация в нравственном содержании и смысле каксобственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совестикак регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей исопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценностиприродного мира, готовность следовать в своей деятельности нормамприродоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства наоснове знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийсяполучит возможность для формирования:
• внутренней позицииобучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательныхмотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивойучебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивогоучебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причинуспешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватнойдифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальнойроли «хорошего ученика»;
• установки на здоровый образжизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
Регулятивные универсальныеучебные действия
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебнуюзадачу;
• учитывать выделенные учителемориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствиис поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннемплане;
• учитывать установленные правилав планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый ипошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной средепользоваться реакцией среды решения задачи);
• оценивать правильностьвыполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствиярезультатов требованиям данной задачи и задачной области;
• различать способ и результатдействия;
• вносить необходимые коррективы в действие после егозавершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителемставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическуюзадачу в познавательную;
• проявлять познавательнуюинициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитыватьвыделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• самостоятельно адекватнооценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы висполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимойинформации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытоминформационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию)выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощьюинструментов ИКТ; использовать знаково-символические средства, в том числемодели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решениязадач;
• строить сообщения в устной иписьменной форме;
• ориентироваться на разнообразиеспособов решения задач;
• основам смыслового восприятияхудожественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию изсообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов свыделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез каксоставление целого из частей;
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
• устанавливатьпричинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в формесвязи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованиемресурсов библиотек и Интернета;
• записывать, фиксироватьинформацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• создавать и преобразовыватьмодели и схемы для решения задач;
• осознанно и произвольностроить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболееэффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез каксоставление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающиекомпоненты;
• осуществлять сравнение,сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанныхлогических операций.
Коммуникативныеуниверсальные учебныедействия
Обучающийся научится:
• адекватно использоватькоммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различныхкоммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числесопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формойкоммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционногообщения;
• допускать возможностьсуществования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с егособственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения истремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственноемнение и позицию;
• строить понятные для партнёравысказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• адекватно использовать речевыесредства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическоевысказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать всотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения иинтересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительностьмнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позициюи координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общегорешения в совместной деятельности;
• с учётом целей коммуникациидостаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимуюинформацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы,необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества спартнёром;
• осуществлять взаимныйконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты:
1. Понимание особой роли России вмировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения,открытия, победы;
2. Сформированность уважительногоотношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашейстраны, её современной жизни;
3. Осознание целостностиокружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правилнравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающегоповедения в природной и социальной среде;
4. Освоение доступных способовизучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение,классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающихлюдей, в открытом информационном пространстве);
5. Развитие навыков устанавливатьи выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Человек и природа
Выпускник научится:
– узнаватьизученные объекты и явления живой и неживой природы;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой инеживой природы, выделять их существенные признаки;
– сравниватьобъекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известныххарактерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектовприроды;
– проводитьнесложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшеелабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
– иправилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
– использоватьестественнонаучные тексты (на бумажных иэлектронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с цельюпоиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, созданиясобственных устных или письменных высказываний;
– использоватьразличные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растенийи животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерныеиздания) для поиска необходимой информации;
– использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений илиописания свойств объектов;
– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязив живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережногоотношения к природе;
– определятьхарактер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этихотношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении ифункционировании организма человека для сохранения и укрепления своегоздоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
– использоватьпри проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру,микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшиепрезентации по результатам наблюдений и опытов;
– моделироватьобъекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальныхлабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
– осознаватьценность природы и необходимость нести ответственностьза ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту(раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохраненияздоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личнойгигиены;
– выполнятьправила безопасного поведения в доме, на улице,природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастныхслучаях;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познанияокружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями еереализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
– узнаватьгосударственную символику Российской Федерациии своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края;находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву,свой регион и его главный город;
– различатьпрошлое, настоящее, будущее; соотносить изученныеисторические события с датами, конкретную дату с веком; находить местоизученных событий на «ленте времени»;
– используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронныхносителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиесяк образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знанийотличать реальные исторические факты от вымыслов;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах(семья, группа сверстников, этнос), в томчисле с позиции развития этических чувств, доброжелательности иэмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей исопереживания им;
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскуюлитературу о человеке и обществе с цельюпоиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственныхустных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
– осознаватьсвою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
– ориентироватьсяв важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувствоисторической перспективы;
– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в егосозидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательнойорганизации, социума, этноса, страны;
– проявлять уважение и готовность выполнять совместноустановленные договоренности и правила, в том числе правила общения совзрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективнойкоммуникативнойдеятельности в информационной образовательной среде;
– определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения;договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контрольв совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение иповедение окружающих.
Содержаниеучебного предмета
4 класс (68 ч )
Земля и человечество(10 ч)
Мир глазамиастронома. Земля-планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе икарте. Условия жизни на Земле: свет, тепло. Способы познания окружающего мира. ИсторияОтечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда,традиций людей в разные исторические времена
Практические работы:
Знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемыхобъектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России(10 ч)
Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделированиеформ поверхности из песка, глины или пластилина. Водоемы, их разнообразие,использование человеком. Растения иживотные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живойприроды. Условия, необходимыедля жизни. Растительный и животныймир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы.
Экскурсии: Знакомство с растениями и животными леса, их распознаваниев природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями иживотными луга, их распознавание в природных условиях с помощьюатласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, ихраспознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: Знакомство с картой края;рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение ихсвойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, ихраспознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурнымирастениями края.
Родной край — часть большой страны (12 ч)
Наблюдение в природе, сравнениесвойств наблюдаемых объектов. Родной город.особенности поверхности, формыповерхности. Водоемы родного края. Почва, ее состав. Растения и животные, ихразнообразие.Условия, необходимыедля жизни. Правила поведения в окружающей среде.
Страницывсемирной истории (6 ч)
Историядревнего Египта, Греции, Рима, Средневековья. Новейшее время. Отдельные яркие и наиболее важные событияобщественной икультурной всемирной истории, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятниковистории и культуры.
Экскурсии: Знакомство с историческими достопримечательностямиродного края (города, села). Практическиеработы: Найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Страницы истории Отечества (20 ч)
ИсторияОтечества. Отдельныеяркие и наиболееважные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные историческиевремена. Москва- столица России. Выдающиеся людиразных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте.
Современная Россия (9 ч)
Человек — член общества. Россия — наша Родина. Государственныепраздники. Президент России – главагосударства. Федеральное собрание. Государственная символика России: Государственныйгерб России,Государственный флаг России, Государственный гимн России, правилаповедения при прослушивании гимна.
Календарно -тематическое планирование
№ урока |
Содержание учебного материала |
Сроки изучения |
|
|
Земля и человечество -10 часов |
|
|
1 |
Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце |
4.09 |
|
2 |
Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяется день, ночь, времена года. |
7.09 |
|
3 |
Звездное небо – великая книга природы |
11.09 |
|
4 |
Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. |
14.09 |
|
5 |
Пояса Земли. |
18.09 |
|
6 |
Мир глазами историка. Что такое история? |
21.09 |
|
7 |
Когда и где. История – путешествие вглубь времен. Карта – помощница. |
25.09 |
|
8 |
Прошлое и настоящее глазами эколога. Сын или покоритель? Экологические проблемы. Лечить планету сообща. |
28.09 |
|
9 |
Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Красная книга Смоленской области. |
2.10 |
|
10 |
Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». Наша Земля сегодня. Открытие нефти и газа.
|
5.10 |
|
Природа России (10 ч) |
|||
11 |
Равнины и горы России. Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье. Уральские, Кавказские, Алтайские горы, Саяны, вулканы Камчатки. |
9.10 |
|
12 |
Моря, озера и реки России. Балтийское, Черное, Каспийское моря, озеро Байкал, Ладожское и Онежское озера. Реки Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур и др. |
12.10 |
|
13 |
Зона Арктических пустынь. Царство льда и снега. Арктика и человек |
16.10 |
|
14 |
Тундра. Природа тундры. Тундра и человек. |
19.10 |
|
15 |
Леса России. Тайга, смешанные и широколиственные леса. Проверочная работа №1 |
23.10 |
|
16 |
Лес и человек. Роль леса в природе и жизни человека. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Что зависит от каждого и нас? |
26.10 |
|
17 |
Зона степей. Природа степей. Степи и человек |
6.11 |
|
18 |
Пустыни. В пустыне вовсе не пусто. Пустыня и человек. |
9.11 |
|
19 |
У Черного моря. Природа Черноморского побережья Кавказа. Человек у моря.
|
13.11 |
|
20 |
Экологическое равновесие. Обобщающий урок-игра «По природным зонам России». |
14.11 |
|
Родной край — часть большой страны (12 ч) |
|||
21 |
Наш край. Смоленская область. Географическое положение. Границы. Столица. |
16.11 |
|
22 |
Надо ли охранять поверхность? |
20.11 |
|
23 |
Водоемы нашего края. Водоёмы Смоленской области. Значение водоемов и их охрана. Подземные воды – одно из богатств края. |
23.11 |
|
24 |
Наши подземные богатства. Полезные ископаемые: гранит, известняк, песок, глина, торф, уголь, железная руда, нефть, природный газ и др. Охрана подземных богатств. Полезные ископаемые Смоленского края. |
27.11 |
|
25 |
Земля – кормилица. Какие бывают почвы. Охрана почвы. Почвы Смоленского края. |
30.11 |
|
26 |
Леса. Лесные этажи. Животные нашего леса. Картины природы в лесной зоне. Грибы. Нужны ли лесу грибы? Грибы смоленского края. |
4.12 |
|
27 |
Луга. Луг – природное сообщество. Луга и человек. |
7.12 |
|
28 |
Водоемы нашего края. Жизнь пресного водоема. Разнообразие жизни в водоеме. Если вмешается человек… |
11.12 |
|
29 |
Растениеводство нашего края. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства. |
14.12 |
|
30 |
Незаметные защитники урожая. Проверочная работа №2 |
18.12 |
|
31 |
Животноводство нашего края. Породы домашних животных. Отрасли животноводства. |
21.12 |
|
32 |
Обобщающий урок по разделу «Родной край – часть большой страны».
|
25.12 |
|
Страницы всемирной истории (6 ч) |
|||
33 |
Начало истории человечества |
11.01 |
|
34 |
Мир древности: далекий и близкий (Древний Египет. Древняя Греция и древний Рим |
15.01 |
|
35 |
Средние Века: время рыцарей и замков |
18.01 |
|
36 |
Новое время: встреча Европы и Америки (Время отважных путешественников. Что оставило нам новое время?) |
22.01 |
|
37 |
Новейшее время: история продолжается сегодня |
25.01 |
|
38 |
Обобщение по теме «Страницы всемирной истории» |
29.01 |
|
Страницы истории Отечества (20 ч) |
|||
39 |
Жизнь древних славян |
1.02 |
|
40 |
Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси |
5.02 |
|
41 |
Страна городов: путешествие в древний Киев и древний Новгород. |
8.02 |
|
42 |
Из книжной сокровищницы Древней Руси |
12.02 |
|
43 |
Трудные времена на Русской земле: нашествие Батыя. Князь Александр Невский |
15.02 |
|
44 |
Русь расправляет крылья (Как возрождалась Русь.Московский князь Иван Калита) |
19.02 |
|
45 |
Куликовская битва |
22.02 |
|
46 |
Путешествие в древнюю Москву. Иван Третий. Иван Грозный |
26.02 |
|
47 |
Мастера печатных дел. Первопечатник Иван Федоров. Врата учености
|
1.03 |
|
48 |
Патриоты России. Ими гордится Смоленщина. |
5.03 |
|
49 |
Петр Великий |
12.03 |
|
50 |
Михаил Васильевич Ломоносов |
15.03 |
|
51 |
Екатерина Великая |
19.03 |
|
52 |
Отечественная война 1812 года. Нашествие Наполеона на Россию. Бородинская битва. На войну с Наполеоном поднялся весь народ. Военное прошлое Смоленского края. |
2.04 |
|
53 |
Страницы истории 19 века. Царь-освободитель. Петербург и Москва. Технические новшества |
5.04 |
|
54 |
Россия вступает в 20 век. Последний русский царь. Россия в первой мировой войне. 1917 год. Гражданская война |
9.04 |
|
55 |
Страницы истории 20-30-х годов. Новое государство – Советский Союз. Страна-труженица |
12.04 |
|
56 |
Великая война и великая Победа. «Все для фронта! Все для победы!». Героическая летопись Великой Отечественной. Места боевой славы Смоленщины. |
16.04 |
|
57-58 |
Страна, открывшая путь в космос. Первые в космосе. Ю. А. Гагарин – герой Смоленского края. Обобщение по теме «Страницы истории Отечества» |
19.04 23.04 |
|
Современная Россия (9 ч) |
|||
59 |
Основной закон России. Ты живешь в Росси. Конституция – основной закон России. Что такое права человека |
26.04 |
|
60 |
«Дети имеют право на особую защиту и помощь». Важный документ – конвенция о правах ребенка |
30.04 |
|
61 |
Мы – граждане России. Что такое права и обязанности гражданина? Президент России. Федеральное собрание и правительства Российской Федерации |
7.05 |
|
62 |
Славные символы России |
14.05 |
|
63 |
Такие разные праздники |
17.05 |
|
64 |
Путешествие по России. По Дальнему Востоку. На просторах Сибири. По Уралу. |
21.05 |
|
65 |
По северу европейской России. |
24.05 |
|
66 |
Драгоценное ожерелье старинных русских городов. На Волге. По югу России |
28.05 |
|
67 |
Итоговая контрольная работа |
31.05 |
|
68 |
Обобщение по теме «Современная Россия» |
||
