МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СНЕЖНЕНСКОГО С.П.
КОМСОМОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
СГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместительдиректора по УМР Директор МБОУ СОШ Снежненского с.п.
____________ЖуравлеваИ.С. ________________ Т.П. Блищенко
«_____»__________2017 г «_____»__________2017 г
Рабочая программа
по Окружающему миру,
для учащихся обучающихся
по АООП с ТНР
вариант 5.2
Учитель: Яковлева Татьяна Викторовна
Количествочасов:
всего 66 часов;
внеделю 2 часа.
п. Снежный
2017-2018 г.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочаяпрограмма по предмету «Окружающий мир» разработана на основе:
1. Программы Минобрнауки РФ: Начальное общее образование (авторскаяпрограмма А. А. Плешакова «Окружающий мир»), утвержденной Минобрануки РФ, всоответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандартаначального образования.
2. Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Обутверждении Федерального государственного стандарта начального общегообразования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Характеристикадетей с ТНР
Дети стяжелыми нарушениями речи — это особая категория детей с отклонениями вразвитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, нонаблюдается различной степени речевая дисфункция, влияющая на становлениепсихики.
Становлениеречи у такого ребенка затруднено и требует большего времени для овладения роднымязыком: развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесениязвуков родного языка, овладение словарным запасом и правилами синтаксиса,понимание смысла произносимого.
Речевыенарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение(снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточноеовладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедностьсловарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении).
Удетей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательнойдеятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровнепроизвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детейвторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всехее компонентов.
Большинстводетей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки,неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети сречевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Онидолго не включаются в выполнение задания.
Отмечаютсяотклонения и в эмоционально-волевой сфере. Таким детям присущи нестойкостьинтересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость,негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность,обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов сосвоими сверстниками.
Целиреализации программы:
— формирование целостной картины мира иосознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познанияи эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми иприродой;
— духовно-нравственноеразвитие и воспитание личности гражданина
России в условиях культурного и конфессионального многообразия российскогообщества.
Дополнительныезадачи реализации:
— овладениеосновными представлениями об окружающем мире;
— формированиеумений использовать знания об окружающем мире для осмысленной и самостоятельнойорганизации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях;
— развитиеактивности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии смиром живой и неживой природы;
— формированиезнаний о человеке;
— развитиепредставлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий сдругими;
— овладениепервоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных исоциальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины.
Системаоценки
Оценказнаний и умений обучающихся по окружающему миру в 1 классе — безоценочнаясистема.
Местов курсе
Даннаяпрограмма определяет начальный этап курса окружающего мира (с 1 по 4 класс),разрабатываемого с позиций усиления общекультурного звучания и необходимого для целостногои системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
ВФедеральном базисном образовательном плане на изучение окружающего мира в 1классе начальной школы отводится 2 ч в неделю, всего 66 ч.
Результатыосвоения курса окружающего мира
Личностныерезультаты:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувствагордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своейэтнической и национальной принадлежности; формирование ценностеймногонационального российского общества; становление гуманистических идемократических ценностных ориентации;
— формирование целостного, социально ориентированного взгляда намир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур ирелигий;
— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуредругих народов;
— овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся иразвивающемся мире;
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивовучебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за своипоступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений онравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие этических чувств, доброжелательности иэмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей;
— развитиенавыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками разных социальных ситуациях,умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— формированиеустановки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческомутруду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовнымценностям.
Предметныерезультаты:
— понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувствагордости за национальные свершения, открытия, победы;
— сформированность уважительного отношения к России, родному краю,своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
— осознание целостности окружающего мира, освоение основэкологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в миреприроды и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальнойсреде;
— освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получениеминформации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационномпространстве);
— развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственныесвязи в окружающем мире.
Метапредметныерезултаты:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности, поиска средств ее осуществления;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— использование знаково-символических средств представленияинформации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решенияучебных и практических задач;
— активное использование речевых средств и средств информационных икоммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательныхзадач;
— использование различных способов поиска (в справочных источниках иоткрытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии скоммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета«Окружающий мир»;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий ипричинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известнымпонятиям;
— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовностьпризнавать возможность существования различных точек зрения и права каждогоиметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценкусобытий;
— определение общей цели и путей ее достижения; умениедоговариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оцениватьсобственное поведение и поведение окружающих;
— овладение начальными сведениями о сущности и особенностяхобъектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета«Окружающий мир»;
— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
— умение работать в материальной и информационной среде начальногообщего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии ссодержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Универсальныеучебные действия:
Обучающиесядолжны знать:
— какоценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятыхнорм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки,которые можно оценить как хорошие или плохие;
— какобъяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почемуконкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
— каксамостоятельно определять и высказывать самые простые общиедля всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственныхценностей);
— какв предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правилаповедения, делать выбор, какой поступок совершить.
Обучающиесядолжны уметь:
— определять и формулировать цельдеятельности на уроке с помощью учителя;
— проговаривать последовательностьдействий на уроке;
— учиться высказывать своепредположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
— учиться работать попредложенному учителем плану;
— учиться отличатьверно выполненное задание от неверного;
— учитьсясовместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
Обучающиесяполучат возможность научиться:
— ориентироватьсяв своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощьюучителя;
— делатьпредварительный отбор источников информации: ориентироваться вучебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
— добыватьновые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
— перерабатыватьполученную информацию: делать выводы в результате совместной работывсего класса;
— перерабатыватьполученную информацию, сравнивать и группировать предметы и ихобразы;
— преобразовыватьинформацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшиетексты, называть их тему.
ОСНОВНОЕСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(для начальнойступени образования)
Содержаниекурса
Раздел«Что и кто?» (20 ч).
Раздел«Как, откуда и куда?» (13 ч).
Раздел«Где и когда?» (11 ч).
Раздел«Почему и зачем?» (22 ч).
Человек и природа
Природа — это то,что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы,созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма,сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад,листопад, перелеты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь,гроза.
Вещество — это то,из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ вокружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердыетела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями,газами.
Звезды и планеты.Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого наЗемле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобускак модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны,района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночина Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, ихособенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причинасмены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, еесоставляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение запогодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земнойповерхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условноеобозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткаяхарактеристика на основе наблюдений).
Водные богатства,их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основенаблюдений).
Воздух — смесьгазов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойстваводы. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живыхорганизмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы иминералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережноеотношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3примера).
Почва, ее состав,значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, ихразнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы.Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей,бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия икраткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, ихразнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы.Правила сбора грибов.
Животные, ихразнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло,пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разныхживотных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (напримере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животныхв природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животныеродного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем —единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва,растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе:растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов исемян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообществародного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоныРоссии: общее представление, основные природные зоны (природные условия,растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человекана природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — частьприроды. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическоезначение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияниедеятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе.Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного иживотного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животныхКрасной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственностькаждого человека за сохранность природы.
Всемирноенаследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации(2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей вих проведении.
Общеепредставление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная,пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль вжизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры телачеловека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояниесвоего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительноеотношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек иобщество
Общество —совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другомсовместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурныеценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — членобщества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается иразвивается культура общества и каждого ее члена. Общее представление о вкладев культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителямиразных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи,умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представлениео человеческих свойствах и качествах.
Семья — самоеблизкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье ивзаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота одетях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи.Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословногодрева, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуренародов России и мира.
Младший школьник.Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьныйколлектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья,взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правилавзаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и другихобщественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющимрусским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающейобстановке.
Экономика, еесоставные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт,торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейныйбюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшиеэкологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задачобщества.
Природныебогатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека иобщества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народовРоссии и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своеготруда и профессиональное мастерство.
Общественныйтранспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт.Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон,электронная почта.
Средства массовойинформации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность припользовании средствами массовой информации в целях сохранениядуховно-нравственного здоровья.
Наша Родина —Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина,Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный гербРоссии, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правилаповедения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон РоссийскойФедерации. Права ребенка.
Президент РоссийскойФедерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальноеи духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизниобщества как средство укрепления общественной солидарности и упрочениядуховно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество,День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, ДеньРоссии, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте,государственная граница России.
Москва — столицаРоссии. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль,Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных историческихсобытий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.).Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России.Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медныйвсадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (повыбору). Святыни городов России.
Россия —многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерныеособенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие,ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, ихрелигии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основетрадиционных детских игр народов своего края.
Родной край —частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика):название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексыи пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разныхнародов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенностибыта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведениедня памяти выдающегося земляка (национальные, региональные, этнокультурныеособенности).
История Отечества.Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурнойжизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московскоегосударство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта,труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные историческиевремена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятниковистории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека засохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народымира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле.Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политическойкарте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурномунаследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правилабезопасной жизни
Ценность здоровьяи здорового образа жизни.
Режим дняшкольника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическаякультура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепленияздоровья.
Личнаяответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физическогои нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь прилегких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома дошколы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разноевремя года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения сгазом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях(балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правилабезопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правилабезопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой исобакой.
Экологическаябезопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровьеи безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Содержаниекоррекционной работы
Формированиеумений использовать знания об окружающем мире для осмысленной и самостоятельнойорганизации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости вовзаимодействии с миром живой и неживой природы. Формирование знаний о человеке.Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности иразличий с другими. Формирование первоначальных представлений о социальнойжизни: профессиональных и социальных ролях людей. Формирование представлений обобязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи,растущего гражданина своего государства, труженика.
Формированиеумения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватнуюдистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельныйморальный выбор в обыденных ситуациях. Практическое усвоение социальныхритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полуребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другимилюдьми, трудового взаимодействия. Развитие стремления к достижениям в учебе,труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени(учебного и свободного), стремления задумываться о будущем. Накоплениеположительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни,положительного опыта трудового взаимодействия. Развитие понимания взаимосвязи ивзаимозависимости жизнедеятельности человека и окружающей среды. Развитиепроцессов обобщения, систематизации, логического мышления, основываясь наанализе явлений природы и опосредуя их речью. Развитие речи обучающихся.Совершенствование познавательной функции речи.