Пояснительная записка
Рабочая программасоставлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
— Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ);
— Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-ЗРТ«Об образовании»;
— Приказ Минобразования России от 06.10.2009 г. № 373«Об утверждении и введении в действие федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования»; (1-4 классы)
— Примерные программы по учебным предметам Стандартывторого поколения.
Начальная школа. Москва « Просвещение» 2011;
— Приказ Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников,рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего исреднего общего образования» (с изменениями);
— Основная образовательная программа начальногообщего образования МБОУ «Большеелгинская средняя общеобразовательная школа»Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан (введена в действие приказом № 92 от 29.08.2019
— Учебный план МБОУ «Большеелгинская средняяобщеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района РеспубликиТатарстан на 2021-2022 учебный год, утвержденный приказом № 65 о/д от 27.08.2021 года;
— Годовой календарныйучебный график МБОУ «Большеелгинская средняя общеобразовательная школа»Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан на 2020-2021учебный год, утвержденный приказом № 66 о/д от 27.08.2021 года.
Особенности организации учебного процесса по предмету
Окружающий мир в начальной школе изучается с 1по 4 класс. На изучение окружающего мира отводится в 1 классе 66 ч. (2 ч. внеделю). Рабочая программа рассчитана на 66 ч.
Формапромежуточной аттестации: тестирование /собеседование
Обучениеведется по учебнику: А. А. Плешаков. Әйләнә — тирә дөнья.Татар телендә гомуми белем бирү оешмалары өчен дәреслек, ике кисәктә. Москва.”Просвещение”, 2016. Казан. “Татарстан китап нәшрияты” , 2016 ел.
Цельи задачи курса
Цель обучения:формирование у школьника целостной картины окружающей природной и социальнойсреды и его места в этой среде как личности.
· Задачи: сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основеучета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природнымритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, сразнообразными источниками информации;
· последовательное формирование ушкольников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать ианализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводитьобобщение; специальных умений: работа с научно-
· популярной, справочнойлитературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов,простейших измерений;
· изучение школьникамивзаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (науровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающегоребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основнойшколе естественнонаучных и общество-ведческих дисциплин;
· воспитание у школьниковбережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательногоотношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологическойкультуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе; охрана иукрепление психического и физического здоровья детей.
Формы,способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочейпрограмме
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся побезотметочной системе и направлен на диагностирование образовательногорезультата освоения программы. Используются следующие формы контроля и учётаучебных достижений учащихся:
индивидуальнаяработа по карточкам, устный опрос, пересказ текста.
Планируемыерезультаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результатыосвоения учебного предмета
Личностныерезультаты:
Уученика будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации насодержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошегоученика»;
– широкая мотивационная основа учебнойдеятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешниемотивы;
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу испособам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха вучебной деятельности, в том числе на самоанализ исамоконтроль результата, на анализ соответствиярезультатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей,товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своейэтнической принадлежности в форме осознания «Я» какчлена семьи, представителя народа, гражданинаРоссии, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании исмысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести какрегуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживаниеим;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятиеценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормамприродоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетическиечувства на основе знакомства с мировой и отечественнойхудожественной культурой.
Ученикполучит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровнеположительного отношения к образовательной организации, пониманиянеобходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивови предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивойучебнопознавательной мотивации учения;
– устойчивого учебнопознавательногоинтереса к новымобщим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебнойдеятельности;
– положительной адекватнойдифференцированной самооценки на основе критерия успешностиреализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основгражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности крешению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении,ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральнымнормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальномповедении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентациина искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей исопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим иобеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученикнаучится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентирыдействия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленнойзадачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила впланировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговыйконтроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствиярезультатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения иоценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
Ученикполучит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу впознавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенныеучителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий ипредвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальныйконтроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия ивносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и вконце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученикнаучится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполненияучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников(включая электронные, цифровые), в открытоминформационном пространстве, в том числе контролируемомпространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации обокружающеммире и о себе самом, в том числе с помощьюинструментов ИКТ;
– использовать знаковосимволическиесредства, в том числе модели (включая виртуальные) исхемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательнуюинициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способоврешения задач;
– основам смыслового восприятияхудожественных и познавательных текстов, выделять существеннуюинформацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных инесущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию иклассификацию по
– заданным критериям;
– устанавливать причинноследственные связив изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений обобъекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведениеобщности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделениясущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознаванияобъектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приёмов решения задач.
Ученикполучит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованиемресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире спомощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной иписьменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решениязадач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельнодостраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установлениепричинноследственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общимиприёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебныедействия
Ученикнаучится:
– адекватно использовать коммуникативные,прежде всего речевые, средства длярешения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации,используя в том числе средства и инструментыИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точекзрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться напозицию партнёра в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различныхпозиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решениюв совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновенияинтересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, чтопартнёр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнёра;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средствадля решения различных коммуникативных задач, строить монологическоевысказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученикполучит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничествепозиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственнуюпозицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решениюпроблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициямипартнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместнойдеятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основеучёта интересов и позиций всех участников;
– с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательнои полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построениядействия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственнойдеятельности и сотрудничества с партнёром;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничественеобходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективногорешения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своейдеятельности.
Предметныерезультаты:
Человек и природа
Ученикнаучится:
– узнавать изученные объектыи явления живой и неживой природы;
– описыватьна основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенныепризнаки;
– сравнивать объекты живой инеживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств ипроводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
– проводить несложныенаблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшеелабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
– и правилам техникибезопасности при проведении наблюдений и опытов;
– использоватьестественнонаучные тексты (на бумажных иэлектронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с цельюпоиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, созданиясобственных устных или письменных высказываний;
– использовать различныесправочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животныхна основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) дляпоиска необходимой информации;
– обнаруживатьпростейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их дляобъяснения необходимости бережного отношения к природе;
– определять характервзаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений наприродные объекты, здоровье и безопасность человека;
– пониматьнеобходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасногоповедения; использовать знания о строении и функционировании организма человекадля сохранения и укрепления своего здоровья.
Ученик получит возможность научиться:
– моделировать объекты иотдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий имеханизмов, собранных из конструктора;
– осознавать ценностьприроды и необходимость нести ответственностьза её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту(раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
– пользоватьсяпростыми навыками самоконтроля самочувствиядля сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рациональногопитания и личной гигиены;
– выполнять правилабезопасного поведения в доме, на улице,природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастныхслучаях;
– планировать,контролировать и оценивать учебные действияв процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей иусловиями её реализации.
Человек и общество
Ученикнаучится:
– узнавать государственнуюсимволику Российской Федерации и своегорегиона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить накарте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион иего главный город;
– различать прошлое,настоящее, будущее;
– используядополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемомИнтернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиямсвоих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические фактыот вымыслов;
– оцениватьхарактер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников) в том числе с позиции развития этических чувств,доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, пониманиячувств других людей и сопереживания им;
– использоватьразличные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы,объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Ученик получит возможность научиться:
– осознавать своюнеразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
– проявлятьуважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости иправила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальнойобстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
– определятьобщую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей;осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оцениватьсобственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты освоения функциональнойграмотности:
– формулировать и объяснятьсобственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основеполученных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав иобязанностей гражданина.
Метапредметные результаты освоенияфункциональной грамотности:
– находить и извлекатьинформацию в различном контексте; объяснять и описывать явления на основеполученной информации; анализировать и интегрировать полученную информацию;формулировать проблему, интерпретировать и оценивать её; делать выводы, строитьпрогнозы, предлагать пути решения».
–
Содержание учебного предмета
Задавайте вопросы! (1ч)
· Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью,сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения«Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажамиучебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой
Раздел «Что и кто?» (20 ч)
· Чтотакое Родина?
· Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша странаРоссия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, еёстолице, о своей малой родине.
· Что мы знаем о народах России?
· Многонациональный характер населения России; Представления обэтническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народовРоссии. Основныетрадиционные религии. Единство народов России
· Что мы знаем о Москве?
· Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль,Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизньмосквичей — наших сверстников
· Проект«Моя малая Родина»
· Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материаламиучебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Нашадеревня.
· Что у нас над головой?
· Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия.Созвездие Большой Медведицы
· Что у нас под ногами?
· Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма,цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознаваниекамней
· Что общего у разных растений?
· Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление осоцветиях
· Чторастёт на подоконнике?
· Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимостьвнешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатныхрастений в классе
· Чторастёт на клумбе?
· Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус,бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растенийцветника
· Чтоэто за листья?
· Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы иосенней окраски. Распознавание деревьев по листьям
· Чтотакое хвоинки?
· Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья.Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев
· Ктотакие насекомые?
· Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шестьног. Разнообразиенасекомых
· Ктотакие рыбы?
· Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыточешуёй. Морскиеи речные рыбы
· Ктотакие птицы?
· Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главныйпризнак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы
· Ктотакие звери?
· Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей:шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни
· Чтоокружает нас дома?
· Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода.Группировкапредметов по их назначению
· Чтоумеет компьютер?
· Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями.Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним
· Что вокруг нас может быть опасным?
· Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающимипредметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения
· На что похожа наша планета?
· Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнцаи своей оси. Глобус — модель Земли
· Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
· Презентация проекта «Моя малая Родина»
· Проверка знаний и умений. Представление результатов проектнойдеятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)
· Как живёт семья? Проект «Моя семья»
· Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкиелюди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи.Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство сматериалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
· Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
· Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилищалюдей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природныхвод. Опасностьиспользования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды
· Откуда в наш дом приходит электричество?
· Значение электроприборов в жизни современного человека.Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества идоставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричестваи электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы
· Какпутешествует письмо?
· Разнообразие почтовых отправлений и средств доставкикорреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты.Современные средства коммуникации
· Кудатекут реки?
· Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, одвижении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде. Водоемы нашегокрая.
· Откуда берутся снег и лёд?
· Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда
· Какживут растения?
· Растение как живой организм. Представление о жизненном циклерастения. Условия,необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями
· Какживут животные?
· Животные как живые организмы. Представление о жизненном циклеживотных. Условия,необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка
· Какзимой помочь птицам?
· Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы озимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц
· Откуда берётся и куда девается мусор?
· Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме,городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора
· Откудав снежках грязь?
· Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её отзагрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде
· Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда икуда?» Презентация проекта «Моя семья»
· Проверка знаний и умений. Представление результатов проектнойдеятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений
Раздел «Где и когда?» (11ч)
· Когдаучиться интересно?
· Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной иуспешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллективкласса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю
· Проект «Мой класс и моя школа»
· Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материаламиучебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
· Когдапридёт суббота?
· Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность днейнедели
· Когданаступит лето?
· Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названияосенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от сменывремён года
· Гдеживут белые медведи?
· Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодныхрайонов
· Гдеживут слоны?
· Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жаркихрайонов
· Гдезимуют птицы?
· Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц.Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму
· Когдапоявилась одежда?
· История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одеждыот погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая,спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная)
· Когдаизобрели велосипед?
· История появления и усовершенствования велосипеда. Устройствовелосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем,детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде
· Когдамы станем взрослыми?
· Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимостьвыбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояниеокружающего мира
· Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта«Мой класс и моя школа»
· Проверка знаний и умений. Представление результатов проектнойдеятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)
· Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
· Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Землезвезда. Форма,цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва
· ПочемуЛуна бывает разной?
· Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего видаЛуны и его причины. Способы изучения Луны
· Почему идёт дождь и дует ветер?
· Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека,растений и животных
· Почемузвенит звонок?
· Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения испособ распространения звуков. Необходимость беречь уши
· Почемурадуга разноцветная?
· Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновениярадуги
· Почему мы любим кошек и собак?
· Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак).Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой
· Проект«Мои домашние питомцы»
· Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материаламиучебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
· Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
· Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек.Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения налугу
· Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
· Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимостьсоблюдения тишины в лесу
· Зачеммы спим ночью?
· Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Какспят животные. Работа человека в ночную смену
· Почему нужно есть много овощей и фруктов?
· Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека.Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов
· Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
· Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоениеприёмов чистки зубов и мытья рук
· Зачем нам телефон и телевизор?
· Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение,пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет
· Зачемнужны автомобили?
· Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение.Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего
· Зачемнужны поезда?
· Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов взависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитиижелезнодорожного транспорта
· Зачемстроят корабли?
· Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости отназначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда,военные корабли). Устройство корабля
· Зачемстроят самолёты?
· Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости отих назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта
· Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правилабезопасности?
· Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге,а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)
·
· Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правилабезопасности?
· Правила безопасности на водном и воздушном транспорте.Спасательные средства на корабле и в самолёте
· Зачемлюди осваивают космос?
· Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года.Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первыйкосмонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции
· Почему мы часто слышим слово «экология»?
· Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи междучеловеком и природой. День Земли
· Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему изачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
· Проверка знаний и умений. Представление результатов проектнойдеятельности.
· Формирование адекватной оценки своих достижений.
Основными формами организации учебного процесса в курсе окружающий мир1 класса являются урок, практические работы, экскурсии и наблюдения в природе,беседа.
ПримерноеКалендарно-тематическое планирование
№ урока |
Разделы и темы |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
||
1 |
Задавайте вопросы! |
1 |
3.09 |
|
||
Раздел «Что и кто?» |
20 |
|||||
2 |
Что такое Родина? |
1 |
7.09 |
|
||
3 |
Что мы знаем о народах России? Представленная информация была полезной? ДА 60.58% НЕТ 39.42% Проголосовало: 1304 |
1 |
10.09 |
|
||
4 |
Что мы знаем о Москве? |
1 |
14.09 |
|
||
5 |
Проект «Моя малая Родина» |
1 |
17.09 |
|
||
6 |
Что у нас над головой? |
1 |
21.09 |
|
||
7 |
Что у нас под ногами? Неделя безопасности дорожного движения(25-29 сентября) |
1 |
24.09 |
|
||
8 |
Что общего у разных растений? |
1 |
28.09 |
|
||
9 |
Что растёт на подоконнике? |
1 |
1.10 |
|
||
10 |
Что растёт на клумбе? |
1 |
5.10 |
|
||
11 |
Что это за листья? |
1 |
8.10 |
|
||
12 |
Что такое хвоинки? |
1 |
12.10 |
|
||
13 |
Кто такие насекомые? |
1 |
15.10 |
|
||
14 |
Кто такие рыбы? |
1 |
19.10 |
|
||
15 |
Кто такие птицы? |
1 |
22.10 |
|
||
16 |
Кто такие звери? |
1 |
26.10 |
|
||
17 |
Что окружает нас дома? |
1 |
29.10 |
|
||
18 |
Что умеет компьютер? |
1 |
9.10 |
|
||
19 |
Что вокруг нас может быть опасным? |
1 |
12.11 |
|
||
20 |
На что похожа наша планета? |
1 |
16.11 |
|
||
21 |
На что похожа наша планета? |
1 |
19.11 |
|
||
Раздел «Как, откуда и куда?» |
12 |
|||||
22 |
Как живёт семья? Проект «Моя семья» |
1 |
23.11 |
|
||
23 |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? 26 ноября — День матери в России |
1 |
26.11 |
|
||
24 |
Откуда в наш дом приходит электричество? 3 декабря- День Неизвестного Солдата |
1 |
3.12 |
|
||
25 |
Как путешествует письмо? 9 декабря- День Героев Отечества |
1 |
7.12 |
|
||
26 |
Куда текут реки? 12 декабря- День Конституции Российской Федерации |
1 |
10.12 |
|
||
27 |
Откуда берутся снег и лёд? |
1 |
14.12 |
|
||
28 |
Как живут растения? |
1 |
17.12 |
|
||
29 |
Как живут животные? |
1 |
21.12 |
|
||
30 |
Как зимой помочь птицам? |
1 |
24.12 |
|
||
31 |
Откуда берётся и куда девается мусор? |
1 |
28.12 |
|
||
32 |
Откуда в снежках грязь? |
1 |
14.01 |
|
||
33 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья». |
1 |
18.01 |
|
||
Раздел «Где и когда?» 11 |
|
|||||
34 |
Раздел «Где и когда?» (11ч) |
1 |
21.01 |
|
||
35 |
Проект «Мой класс и моя школа». |
1 |
25.01 |
|
||
36 |
Когда придёт суббота? |
1 |
28.01 |
|
||
37 |
Когда придёт суббота? |
1 |
1.02 |
|
||
38 |
Где живут белые медведи? Международный день животных(4 октября) |
1 |
4.02 |
|
||
39 |
Где живут слоны? |
1 |
15.02 |
|
||
40 |
Где зимуют птицы? |
1 |
18.02 |
|
||
41 |
Когда появилась одежда? |
1 |
22.02 |
|
||
42 |
Когда изобрели велосипед? |
1 |
25.02 |
|
||
43 |
Когда мы станем взрослыми? |
1 |
1.03 |
|
||
44 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». |
1 |
4.03 |
|
||
Раздел «Почему и зачем?» 22 |
||||||
45 |
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? |
1 |
8.03 11.03 |
Уплотнение учебной программы (8 Марта- Международный женский день) |
||
46 |
Почему Луна бывает разной? |
1 |
||||
47 |
Почему идёт дождь и дует ветер? |
1 |
15.03 |
|
||
48 |
Почему звенит звонок? |
1 |
18.03 |
|
||
49 |
Почему радуга разноцветная? |
1 |
22.03 |
|
||
50 |
Почему радуга разноцветная? |
1 |
25.03 |
|
||
51 |
Проект «Мои домашние питомцы». |
1 |
8.04 |
|
||
52 |
Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек? |
1 |
12.04 |
|
||
53 |
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? |
1 |
15.04 |
|
||
54 |
Зачем мы спим ночью? |
1 |
19.04 |
|
||
55 |
Почему нужно есть много овощей и фруктов? |
1 |
22.04 |
|
||
56 |
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? |
1 |
26.04 |
|
||
57 |
Зачем нам телефон и телевизор? |
1 |
29.04 |
|
||
58 |
Зачем нужны автомобили? |
1 |
3.05 |
Уплотнение учебной программы (3 мая – Ураза байрам) |
||
59 |
Зачем нужны поезда? |
1 |
6.05 |
3.05 |
||
60 |
Зачем строят корабли? |
1 |
10.05 |
6.05 |
||
61 |
Зачем строят самолёты? |
1 |
13.05 |
6.05 |
||
62 |
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? |
1 |
17.05 |
|
||
63 |
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? |
1
|
20.05 |
Уплотнение учебной программы |
||
64 |
Зачем люди осваивают космос? |
1 |
||||
65 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Тестирование. |
1 |
24.05 |
13.05 Промежуточная аттестация. Уплотнение учебной программы |
||
66 |
Почему мы часто слышим слово «экология»? |
1 |
||||
|
Итого: |
66 |
|
|
||
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература:
А. А. Плешаков.Әйләнә — тирә дөнья. Татартелендә гомуми белем бирү оешмалары өчен дәреслек , ике кисәктә. Москва.”Просвещение”2016. Казан, “Татарстан китап нәшрияты” , 2016 ел.
Дополнительнаялитература:
1. Т.Н.Максимова . Поурочные разработки по курсу Окружающий мир к УМК А.А.Плешакова. 1 класс. Москва. ВАКО, 2013.
- Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» А.А. Плешакова
