МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняяобщеобразовательная школа»
с. Сергеевка Партизанского муниципальногорайона
УТВЕРЖЕНО
ДиректорМКОУ СОШ с.Сергеевка
______________Галайда Н.Г. Приказ №
от 30 08 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2291397)
учебного предмета
«Основы религиозных культур и светскойэтики»
по модулю «Основы православной культуры»
для4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Казакова Виктория Игоревна учитель начальных классов
с.Сергеевка 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражаетвариант конкретизации требований Федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ иобеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭвключают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемыхрезультатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте,и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержатперечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждыйобучающийся, независимо от изучаемого модуля.
Культурологическаянаправленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений онравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народовРоссии, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознаниюроли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории икультуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭпредполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей отних умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её,согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватныевербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход,основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активноговзаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсужденияразных точек зрения и т. п.
Предпосылкамиусвоения младшими школьниками содержания курса являются психологическиеособенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальнойжизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркиваютестественную открытость детей этого возраста, способность эмоциональнореагировать на окружающую действительность, остро реагировать как надоброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявлениенесправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкойк пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства ксобственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать,что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции,нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделеноэмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной спроявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретныхжизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
ЦельюОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственномуповедению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традициймногонационального народа России, а также к диалогу с представителями другихкультур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
— знакомство обучающихся с основамиправославной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировыхрелигиозных культур и светской этики по выбору родителей (законныхпредставителей);
— развитие представлений обучающихся означении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представленийо духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формированиеценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурныхособенностей и потребностей семьи;
— развитие способностей обучающихся кобщению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде наоснове взаимного уважения и диалога. Основной методологический принципреализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию умладших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религийнародов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской(гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах иобязанностях человека и гражданина в Российской Федерации.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫРЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебныйпредмет Основы религиозных культур и светской этики изучается в 4классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия— наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во чтоверят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотоеправило нравственности.
Любовь к ближнему.Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический языкправославной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья иеё ценности.
Любовьи уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессиональногонарода России.
№ |
Раздел, модуль |
Кол-во часов |
Цели воспитания |
1 |
Основы православной культуры |
34 часа |
Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; -побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. |