МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БИЧУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА № 3
__________________________________________________________________
УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «Бичурская СОШ № 3»
№ _____ от «____» _________20____г
И.О. директора школы:
_________ З.А. Куприянова
Рабочаяпрограмма
занятийсубботней школы «Грамотейка»
(подготовка детей к школе) на 2021-2022 уч.год
Большакова Ольга Алексеевна, учительначальных классов
2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа для подготовки детей6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федеральногогосударственного стандарта начального общего образования второго поколения, наоснове программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М. : Просвещение, 2012), рекомендованнойМинистерством образования РФ. Программа готовит детей к обучению в школе,осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общимобразованием.
Цель программы – успешная адаптация детейдошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условийгуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Этообусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет кпервокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста долженбыть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развитамотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательнойактивности, сформированы эмоциональноволевые и познавательные сферы психическихфункций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыкамиуниверсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД,предложенными федеральными стандартами начального общего образования,составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылокк школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа «Грамотейка» решает задачи общегоразвития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологическихфункций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи: сохранение и укреплениездоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок иориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психическихфункций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитиекоммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовкак школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первогокласса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, сосверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок;ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностейребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход отнепосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловойпоследовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой ктворческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстникамии взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы:общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитиетворческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка исохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучениюстроится на таких принципах, как: учѐт возрастных и индивидуальных особенностейребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность;доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность;взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства,интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразиеигровых и творческих заданий; многообразие видов художественнотворческойдеятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра;продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Видыдействий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление;выделение общего и различного; осуществление классификации; установлениеаналогии.
Учебный план
№ |
Название курса |
Количество часов |
1 |
Окружающий мир и развитие речи |
9 |
2 |
Письмо и развитие мелкой моторики |
9 |
3 |
Математика и логическое мышление |
9 |
Место занятий в учебном плане
Программа предлагает систему адаптационныхзанятий и состоит из следующих курсов: «Окружающий мир и развитие речи»,«Математика и логическое мышление», «Письмо и развитие мелкой моторики».Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временнуюструктуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минутс 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 9 недель. Общее количествозанятий – 27.
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных восновных документах дошкольного и начального общего образования (федеральныегосударственные требования к структуре основной общеобразовательной программыдошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего впервый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладаетследующими качествами: физически развит, владеет основнымикультурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается;ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образажизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; знает первичныесведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; владеетсредствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогическойречью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
В соответствии с принципом обучениядеятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшимдошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая ихдеятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новоеи используют полученные знания и умения для решения жизненных задач.
Такой подход позволяет обеспечитьпреемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровнесодержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится надеятельностной основе.
Общаясхема организации занятия (30 мин).
1. Дидактическаяигра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин). Детямпредлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможетим познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна бытьтакой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Детисначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия. Каждый ребенокдолжен принять участие в игре. Необходимое условие – четкое объяснение правилигры. В результате каждый ребенок должен:
— понимать, чтоот него требуется в игре;
— определить,может он играть в эту игру или не может; — определить, хочет он играть в этуигру или не хочет.
2. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин).
В конце игры должнавозникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое онификсируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем…). Учитель выявляетдетские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимоподумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
3. Открытие нового знания или умения (5–7 мин).
Учитель с помощьюподводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их коткрытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются кситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способдействия.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин).
На этом этапепроводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняетсяработа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, котораяфиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходитсамооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаютсяв том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
5. Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободноговремени.
6. Итог занятия.
Дети фиксируют вречи: а) что нового узнали; б) где новое пригодится. Учитель прививаетстаршим дошкольникам следующие учебные умения: слушать объяснения взрослого,выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес кпредлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия дошкольников качественновыполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряетвысказывания и суждения дошкольников, способствует становлению у детейположительной самооценки.
Учебные занятия «Окружающий мир и развитие речи»
Учитывая необходимостьподготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитиюпознавательно-речевой деятельности дошкольников.
Задачиработы по развитию речи с детьми 6,5–7 лет:
1. Обогащениеактивного, пассивного, потенциального словаря.
2. Развитиеграмматического строя речи.
3. Развитиеумений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
4. Развитиефонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
5. Обучениезвуко-слоговому анализу слов.
6. Развитиемелкой моторики руки.
Учебные занятия «Математика и логическое мышление»
Учитываянеобходимость подготовки ребенка к школе необходимо уточнить исистематизировать знания и умения, которыми дошкольники уже обладают, ипополнить их багаж знаниями и умениями, которые обеспечат их успешноедальнейшее обучение.
Задачиработы по развитию математических способностей с детьми 6,5–7 лет:
1. Формированиезнаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, опоследовательности событий, о временных представлениях.
2. Подготовкак формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и выявленияотношений «больше», «меньше», «столько же» на основе составления пар.
3. Формированиеумения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номерпредмета.
4. Подготовкак рассмотрению действий с числами и решению задач. 5. Систематизация иформирование новых знаний о геометрических фигурах.
6. Развитие вниманияи памяти, креативности и вариативности мышления. 7. Формирование познавательноймотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.
Результаты освоения программы (УУД)
В ходе освоениясодержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимисяследующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами (предпосылками к ихдостижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
— определять ивысказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правилаповедения (этические нормы);
— в предложенныхучителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простыеправила поведения, делать выбор, как поступить
(при поддержке учителя);
— при поддержкеучителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
— понимать, чтооценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственнымотношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступкивыглядят в глазах окружающих людей; — выражать свои эмоции, соблюдая этическиенормы;
— понимать эмоциидругих людей, сочувствовать, сопереживать; — высказывать свое отношение кгероям литературных произведений, их поступкам;
— объяснять,хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебнойдеятельности: «Я хочу учиться!» — самый желаемый планируемый личностныйрезультат.
Метапредметнымирезультатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки являетсяформирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД):регулятивных, познавательных, коммуникативных.
РегулятивныеУУД:
— учитьсяопределять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
— учитьсяработать по предложенному учителем плану;
— учитьсяпроговаривать последовательность действий на занятии; — учиться высказыватьсвое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями)учебного пособия;
— учитьсяотличать верно выполненное задание от неверного;
— учитьсясовместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своейдеятельности на занятии и деятельности всего класса;
— учитьсяоценивать результаты своей работы.
ПознавательныеУУД:
— учитьсяориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
— учитьсяориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условныхобозначениях);
— учитьсянаходить ответы на вопросы в иллюстрациях;
— сравнивать игруппировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметныекартинки);
— классифицироватьи обобщать на основе жизненного опыта;
— учиться делатьвыводы в результате совместной работы с учителем;
— учитьсяпреобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математическиерассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово,предложение схемой).
КоммуникативныеУУД:
— называть своифамилию, имя, домашний адрес;
— слушать ипонимать речь других;
— учитьсяориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать инуюточку зрения; — учиться оформлять свои мысли в устной форме;
— строитьпонятные для партнера высказывания;
— уметь задаватьвопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера подеятельности;
— совместно сучителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения иучиться следовать им;
— сохранятьдоброжелательное отношение друг к другу не только в случае общейзаинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтовинтересов;
— учитьсявыполнять различные роли при совместной работе.
Предметнымирезультатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
— отвечать навопросы учителя по содержанию услышанного произведения; — задавать свои вопросыпо содержанию услышанного литературного произведения;
— рассказыватьнаизусть небольшое стихотворение;
— конструироватьсловосочетания и предложения;
— определять количествослов в предложении;
— составлятьустный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; — выделять отдельные звукив словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
— делить слова наслоги, выделяя ударный слог;
— различать звукии буквы;
— узнавать иразличать буквы русского алфавита;
— правильнодержать ручку и карандаш;
— аккуратновыполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру Введение вматематику:
— продолжатьзаданную закономерность;
— называть числаот 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
— вести счетпредметов в пределах 10;
— соотноситьчисло предметов и цифру;
— сравниватьгруппы предметов с помощью составления пар;
— составлятьматематические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколькобыло? Сколько стало? Сколько осталось?;
— классифицироватьобъекты по форме, цвету, размеру, общему названию; — устанавливатьпространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху –внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера –сегодня – завтра;
— распознаватьизвестные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник)среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
— обводитьзаданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшиефигуры «от руки»;
— ориентироватьсяв пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точкиотсчета, а также на листе бумаги.
Содержание программы
«Окружающий мир и развитие речи» (9 ч)
Для речевого развития дошкольниковхарактерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в томчисле и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формированиеграмматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматикутекста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлениисобственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).
Роль педагога состоит в том, чтобысоздавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи.Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следуетуделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкоймоторики руки.
Задачи работы по развитию речи с детьми 6,5 –7 лет:
1) обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;
2) развитие грамматического строя речи;
3) развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
4) развитие фонематического слуха, совершенствование звуковойкультуры речи детей;
5) обучение звуко-слоговому анализу слов;
6) развитие мелкой моторики руки;
7) формирование элементарных представлений об окружающем мире.
Содержание работы
1. Лексическая и грамматическая работа:
– обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначнымисловами в речи;
– употребление новых слов в собственной речи (конструированиесловосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи:
– ответы на вопросы, участие в диалоге;
– подробный пересказ текста по зрительной опоре;
– составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, посерии картинок;
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
– знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука,его условным обозначением;
– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки;ударные и безударные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
– выделение звука в начале, конце и середине слова, определениеположения звука в слове;
– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых,мягких, звонких, глухих согласных;
– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковыхобозначений.
4. Обучение звуко-слоговому анализу:
– звуковой анализсостава слогов и слов; – дифференциация понятий «звук» и «буква»; – соотнесениебукв и звуков.
5. Формирование элементарных представлений об окружающеммире:
– Моя семья. Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье.
Профессии моих родителей.
– Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине.
– Времена года: лето, осень, зима, весна. Дни недели.
– Природа и человек. Мир растений. Мир животных. Влияние человекана растения и животных. Труд человека. Значение воды на Земле. Значение воздухана Земле. – Наш дом. Земля как планета. Космос – Вселенная.
Календарно-тематическое планирование «Окружающиймир и развитие речи»
№ |
Тема занятия |
Дата |
1 |
Как прекрасен этот мир, наш дом, природа и человек. Для чего мы говорим? Слово и предложение? |
|
2 |
Космос – вселенная, Земля — как планета. Составление рассказов по опорным картинкам. |
|
3 |
Времена года. Значение воды на земле. Сказка. Пересказ сказок с опорой на иллюстрации. |
|
4 |
Значение воздуха на земле. Разнообразие природы. Театр. Разыгрывание сказок по ролям. |
|
5 |
Живая природа. Мир растений. Произношение звуков. Чистоговорки. Выделение звуков на слух. |
|
6 |
Природа и человек. Мир животных. Укрепление и развитие артикуляции. Скороговорки. |
|
7 |
Путешествие в прошлое живой природы. Деление слов на слоги. Ударение. Звуковой анализ слов. |
|
8 |
Труд человека. Слова противоположные по смыслу. Слова близкие по смыслу. Родственные слова. |
|
9 |
Моя семья. Профессии наших родителей. Мои любимые игрушки. Русский алфавит |
|
|
Итого: |
9 занятий |
Врезультате работы дети могут:
• конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новымисловами;
• отвечать на вопросы педагога;
• задавать свои вопросы;.;
• выделять звук в начале слова;
• различать звуки и буквы;
• узнавать и называть буквы русского алфавита;
• соединять звуки в слоги;
• элементарные правила поведения в городе и природе;
• о правилах личной безопасности;
• о службах помощи;
• свой адрес, название страны, города;
• родственные отношения;
• о сезонных изменениях в природе;
«Математикаи логическое мышление» (9 ч)
Основныецели:
— Развитие у детей интереса к математическим знаниям;
— Развитие самостоятельности, сообразительности, творческоговоображения, гибкости мышления;
— Развитие умения сравнивать и обобщать, доказывать правильностьсуждений.
Предметноесодержание
Количествои счет
Количественные отношения в натуральномряду чисел в прямом и обратном порядке. Количественный состав чисел из двухменьших чисел в пределах 10. Образование чисел путем присчитывания 1.
Делениецелого на части, сравнение и уравнение множеств по числу. Упорядочивание групппредметов (в пределах 10) по возрастанию и убыванию их численности.
Геометрические фигуры
Ознакомление с плоскими геометрическимифигурами — кругом, квадратом, прямоугольником, овалом, треугольником,трапецией, ромбом.
Ознакомление с объемными фигурами -шаром, кубом, параллелепипедом, цилиндром.
Выделение сходных и отличительныхпризнаков геометрических фигур. Изображение отдельных элементов геометрическихфигур (отрезок, точка).
Определениеформы реальных предметов, сравнение их с геометрическими фигурами.Самостоятельное воссоздание силуэтов из геометрических фигур.
Составление геометрических фигур из палочек ипреобразование их.
Свойствапредметов
Сравнение,классификации по свойствам (цвет, форма, величина, материал) с выделениемодновременно 2-3 свойств. Упорядочивание предметов по размеру, массе.
Ориентирование во времени
Ориентировка в частях суток, днях,недели, временах года, выделение их последовательности и использование слов:вчера, сегодня, завтра, раньше, скоро.
Определение и условное обозначениевременных отношений: суткинеделя, неделя-месяц, месяц-год.
Ориентирование в пространстве
Выделение пространственных отношений:направо — налево, назад — вперед, на, под, над. Определение расположенияпредмета по отношению к себе.
Ориентированиена плоскости листа бумаги в клетку
Выделение пространственных отношений налисте бумаги (условными знаками).
Задачи на логическое мышление
Формировать умение осуществлять действияв соответствии с воспринятой последовательностью, объяснять этапностьвыполнения действий разнообразного содержания.
• Самостоятельное создание различныхсимволов и знаков. Выполнение действий по знаковым обозначениям.
Задачина сложение и вычитание в пределах 10
Сложение, вычитание, присчитывание иотсчитывание по единице. Формирование арифметического действия и способы еговыполнения. Самостоятельное придумывание задач, загадок.
Календарно-тематическое планирование «Математикаи логическое мышление»
Разделы |
№ п/п |
Тема занятия |
К-во занятий |
Дата |
Общие понятия |
1 |
Выявление математических представлений у детей. Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. |
1 |
|
Признаки предметов. Отношения. |
2 |
Классификация предметов по цвету, форме, размеру. |
1 |
|
3 |
Сравнение предметов по расположению, материалу, назначению. |
1 |
|
|
4 |
Пространственные и временные представления детей. Расположение в пространстве и на плоскости. |
1 |
|
|
Числа от 1 до 10. |
5 |
Счѐт предметов. Порядковые числительные. Название чисел по порядку от 1 до 9. Сравнение чисел. Распознавание цифр. |
1 |
|
6 |
Сравнение количества предметов. «Один», и «много». |
1 |
|
|
7 |
Соотнесение цифры и числа. Нумерация первого десятка (прямой и обратный счѐт) |
1 |
|
|
8 |
Логические задания на развитие памяти и мышления, внимания, воображения. |
1 |
|
|
9 |
Прием сложения по представлению числового ряда. |
1 |
|
|
Итого: |
|
9 зан. |
|
Врезультате работы дети могут:
• называть числа от 1 до 10;
• продолжить заданную закономерность;
• производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру,общему названию;
• устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов:слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже,раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
• сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимо-стикак непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощьюпроизвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок
бумаги, шагов и т.д.);
• распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных исреди объектов окружающей действительности;
• объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть изцелого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части илицелом;
• составлять с помощью педагога простые арифметические задачи порисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленныйпедагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
• обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку
«от руки»;
• ориентироваться в пространстве с использованием себя иливыбранного объекта в качестве точки отсчета.
«Письмо и развитие мелкой моторики» (9 ч)
Большинство детей, начинающих школьноеобучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причинтому несколько:
— недоразвитие мелкой мускулатуры руки (пальчиковой);
— однообразие, монотонность организации обучения;
— маленький размер и сложность элементов современной русскойкаллиграфии и др.
Кроме того, во время освоения письмачасто страдает зрительная и нервная системы ребенка. Избежать колоссальныхзатрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребенка впроцессе обучения письму можно, организовав подготовительную работу.
Цель работы – подготовитьребенка физически и психологически к освоению письма в школе.
Для достижения данной цели в процессеобучения предстоит решать следующие задачи:
Образовательные
— Формировать прочных навыков самостоятельного письма печатнымибуквами.
— Ознакомить с прописными буквами.
— Освоить основных элементов русского прописного письма. Развивающие
— Развивать мелкую моторику пальцев путем работы с карандашом,выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д.
— Создавать условия для формирования у детей устойчивой мотивации ковладению навыками письма, вызывая чувство удовлетворенности от работы.
— Развивать абстрактное мышление детей, формируя навыки работы сознаками (буквами) – символами.
— Развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховоевосприятие, память, логику, аналитическое мышление (расчленяя и синтезируяобъект), творческие способности.
Воспитывающие
— Воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность.
— Вызывать у детей заинтересованность в освоении навыков письма,стремление учиться писать в школе.
— Вырабатывать у детей положительное отношение к письму, подвестиих к осознанию того, что «писать красиво – легко и приятно».
— Воспитывать любовь и уважение к родному языку: его богатству,красоте, гармоничности.
Календарно-тематическое планирование «Письмо и развитие мелкой моторики»
Разделы |
№ п/п |
Тема занятия |
К-во занятий |
Дата |
Работа в тетради, лепка вырезание из бумаги |
1 |
Знакомство с тетрадью в клетку. Зрительно-пространственная ориентация на листе в клетку. Лепка «ежа» |
1 |
|
2 |
Понятие прямой и кривой линий. Круг, овал. Лепка на тему «Фрукты». |
1 |
|
|
3 |
Круг большой и маленький, фигурки из кругов, из наклонной в сочетании с кругом. Лепка овощей. |
1 |
|
|
4 |
Знакомство с разлиновкой тетради в узкую линию с направляющей. Вырезание фигур из бумаги на тему «Животные». |
1 |
|
|
5
|
Наклонная и волнистые линии. Рабочая строка. Широкая строка. Ориентирование на рабочей строке и междустрочие. |
1 |
|
|
6 |
Отработка наклона, письма в тетрадях с узкой линейкой. Вырезание фигур из бумаги на тему «Транспорт» |
1 |
|
|
7 |
Овалы, петли, прямые, плавные и закруглѐнные внизу, прямые горизонтальные линии. |
1 |
|
|
Конструирование |
8 |
«Домик» из геометрических фигур. |
1 |
|
9 |
Произвольные предметы из геометрических фигур. |
1 |
|
|
Итого часов: |
|
9 |
|
Врезультате работы дети могут:
• обводить по контуру фигуры, простейшие сюжетные композиции;
• штриховать различными способами фигуры, сюжетные картинки; •воспроизводить основные элементы русского прописного письма.
Литература
Преемственность: программа по подготовкек школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др.; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2012.
Подготовительные занятия к школе :рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост.Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград : Учитель, 2011.
Диагностика готовности ребенка к школе:Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.:МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010