МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерствообразования Новосибирской области
Департаментмэрии города Новосибирска
МБОУ СОШ № 71
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей гуманитарного цикла Руководитель МО _________ Батищева М.А. «___» 2022 г. |
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР_________ Шваюк Н.О. «____ » 2022 г.
|
Рабочаяпрограмма
среднегообщего образования
учебногопредмета «Право»
(углубленныйуровень)
на2022-2023 учебный год
предметнаяобласть: общественные предметы
|
Составитель: Кондрашкина Алина Сергеевна, учитель истории, обществознания, права, основ финансовой грамотности Высшая квалификационная категория |
Новосибирск
2022
Пояснительнаязаписка
Рабочая программа по праву для 10-11 класса составлена на основе следующихнормативных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012
№ 273-ФЗ
2. Примернаяосновная образовательная программа основного среднего образования в редакции от04.02.2020
3. Федеральныйгосударственный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказомМинистерства образования и науки РФ от17 мая 2012 г. № 413 с изменениями и дополнениямиот 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.,29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.
4. Федеральныйперечень учебников на 2022-2023 учебный год, допущенных к использованию при реализации имеющихгосударственную аккредитацию образовательных программ начального общего,основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющимиобразовательную деятельность, утверждённый приказомМинпросвещения России от20 мая 2020 г.
№ 254
5. Учебный план МБОУ СОШ № 71на 2022-2023 учебный год
6. Положение о рабочей программепедагога, реализующего ФГОС СОО, утверждённый директором МБОУ СОШ № 71
Целями реализации основной образовательной программы среднего общегообразования являются:
– становление и развитие личностиобучающегося в ее самобытности и уникальности, осознаниесобственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению;
– достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственнымипотребностями и возможностямиобучающегося старшего школьноговозраста, индивидуальной образовательной траекторией его развитияи состоянием здоровья.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основнойобразовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
– формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
– сохранение и развитие культурного разнообразияи языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родногоязыка, овладение духовнымиценностями и культуроймногонационального народаРоссии.
Изучениеправа в старшей школе на углубленном уровне направлено на достижение личностных,метапредметных и предметных результатов освоения обучающимися основнойобщеобразовательной программы.
Планируемые результаты освоенияобучающимися предмета «Право»:
Личностные:
· российскую гражданскуюидентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственностиперед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящеемногонационального народа России, уважение государственных символов (герб,флаг, гимн);
· гражданскую позицию какактивного и ответственного члена российского общества, осознающего своиконституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающеготрадиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократическиеценности;
· готовность к служениюОтечеству, его защите;
· сформированность мировоззрения,соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,осознание своего места в поликультурном мире;
· сформированность основсаморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями иидеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,творческой и ответственной деятельности;
· толерантноесознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вестидиалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели исотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Метапредметные:
· умение самостоятельноопределять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельноосуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать всевозможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации плановдеятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
· умение продуктивно общаться ивзаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другихучастников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
· умение определять назначение ифункции различных социальных институтов;
· умение самостоятельно оцениватьи принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских инравственных ценностей;
· владение языковыми средствами -умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использоватьадекватные языковые средства.
Предметные:
· сформированность представленийо понятии государства, его функциях, механизме и формах;
· владение знаниями о понятииправа, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
· владение знаниями оправонарушениях и юридической ответственности;
· сформированность представленийо Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владениезнаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
· сформированность общихпредставлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права,разрешения конфликтов правовыми способами;
· сформированность основправового мышления и антикоррупционных стандартов поведения;
· сформированность знаний обосновах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
· понимание юридическойдеятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
· сформированность уменийприменять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точкизрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
· сформированность навыковсамостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты вконкретных жизненных ситуациях.
· сформированность представленийо роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элементакультуры общества;
· владение знаниями об основныхправовых принципах, действующих в демократическом обществе;
· сформированность представленийо системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях и юридическойответственности;
· владение знаниями о российскойправовой системе, особенностях ее развития;
· сформированность представленийо конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном видах судопроизводства,правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
· сформированность правовогомышления и способности различать соответствующие виды правоотношений,правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способоввосстановления нарушенных прав;
· сформированность знаний обобщих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство РоссийскойФедерации, конституционный статус государственной власти и системуконституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации изащиты прав граждан и юридических лиц;
· понимание юридическойдеятельности как формы реализации права; ознакомление со спецификой основныхюридических профессий;
· сформированность уменийприменять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точкизрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки идоказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуацияхс использованием нормативных актов.
В результате изучения учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на углубленном уровненаучится:
· опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам;
· выявлять элементысистемы права и дифференцировать источники права;
· характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;
· различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как вида социальных норм;
· различать субъектыи объекты правоотношений;
· дифференцировать правоспособность, дееспособность;
· оценивать возможныепоследствия правомерного и неправомерного поведения человека, делатьсоответствующие выводы;
· оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;
· характеризоватьКонституцию Российской Федерации как основной закон государства, определяющий государственное устройство Российской Федерации;
· осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации, уважению прав и свобод другого человека,демократических ценностей иправопорядка;
· формулироватьособенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством ичеловеком;
· устанавливатьвзаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской Федерации;
· называть элементысистемы органов государственной власти в Российской Федерации; различать функцииПрезидента, Правительства и ФедеральногоСобрания Российской Федерации;
· выявлятьособенности судебной системы и системы правоохранительных органовв Российской Федерации;
· описывать законодательный процесс как целостныйгосударственный механизм;
· характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;
· объяснятьна конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления в Российской Федерации;
· характеризовать и классифицировать права человека;
· объяснятьосновные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека;
· характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное, налоговое право,как ведущие отраслироссийского права;
· характеризовать субъектовгражданских правоотношений, различатьорганизационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
· иллюстрировать примераминормы законодательства о защите прав потребителя;
· иллюстрировать примерамиособенности реализации права собственности, различатьвиды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора;
· иллюстрировать примерамипривлечение к гражданско-правовой ответственности;
· характеризовать права и обязанности членов семьи;
· объяснять порядоки условия регистрации и расторжения брака;
· характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих правоотношений;
· раскрывать содержание трудового договора;
· разъяснятьна примерах особенности положениянесовершеннолетних в трудовых отношениях;
· иллюстрировать примерамиспособы разрешения трудовыхспоров и привлечение к дисциплинарной ответственности;
· различатьвиды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности;
· дифференцировать виды административных наказаний;
· дифференцировать виды преступлений и наказания за них;
· выявлять спецификууголовной ответственности несовершеннолетних;
· различать права и обязанности налогоплательщика;
· анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения;
· различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтовправовыми способами;
· высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в необходимости соблюдениянорм права;
· различать виды юридических профессий.
Выпускник на углубленномуровне получит возможность научиться:
· различать предмети метод правового регулирования;
· выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
· различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской Федерации и врамках других отраслей права;
· выявлять особенности референдума;
· различать основныепринципы международного гуманитарного права;
· характеризовать основныекатегории обязательственного права;
· целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
· выявлять способызащиты гражданских прав;
· определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;
· различать рабочеевремя и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;
· описывать порядокосвобождения от уголовной ответственности;
· соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;
· применять правовыезнания для аргументации собственной позиции в конкретных правовыхситуациях с использованием нормативных актов.
· выделять содержание различных теорий происхождения государства;
· сравнивать различныеформы государства;
· приводитьпримеры различных элементов государственного механизма и их место в общей структуре;
· соотносить основныечерты гражданского обществаи правового государства;
· применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативно- правовом материале, для эффективной реализации своих прав и законных интересов;
· оцениватьроль и значение права как важного социального регулятора и элементакультуры общества;
· сравниватьи выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);
· проводитьсравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь ивзаимовлияние;
· характеризовать особенности системы российского права;
· различать формы реализации права;
· выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовойкультуры;
· оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;
· различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
· выявлятьобщественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
· целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство РоссийскойФедерации, конституционный статус государственной власти и системуконституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;
· сравнивать воинскуюобязанность и альтернативную гражданскую службу;
· оценивать роль Уполномоченного по правам человекаРоссийской Федерации в механизме защиты прав человекаи гражданина в Российской Федерации;
· характеризовать системуорганов государственной власти Российской Федерации в их единстве исистемном взаимодействии;
· характеризовать правовойстатус Президента Российской Федерации, выделятьего основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
· дифференцироватьфункции Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации;
· описывать этапы становления парламентаризма в России;
· сравнивать различные виды избирательных систем;
· анализировать с точки зрения международного права проблемы,возникающие в современных международных отношениях;
· анализировать институтмеждународно-правового признания;
· выявлять особенности международно-правовой ответственности;
· выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в рамках международного гуманитарного права;
· оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях военного времени;
· формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды страхования;
· различать опеку и попечительство;
· находить наиболееоптимальные варианты разрешенияправовых споров, возникающих в процессе трудовойдеятельности;
· определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;
· характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетности;
· характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти вгосударстве; раскрывать порядок формированияи структуру Правительства Российской Федерации;
· характеризовать судебнуюсистему и системуправоохранительных органов Российской Федерации;
· характеризовать этапы законодательного процессаи субъектов законодательной инициативы;
· выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
· характеризоватьсистему органов местного самоуправления как одну из основ конституционного строя Российской Федерации;
· определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать субъектов международного права;
· различать способымирного разрешения споров;
· оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
· сравниватьмеханизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области международной защиты прав человека;
· дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
· различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектови культурных ценностей;называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
· выделять структурные элементы системы российского законодательства;
· анализировать различныегражданско-правовые явления, юридические факты и правоотношения в сферегражданского права;
· проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
· целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
· различать формынаследования;
· различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
· выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;
· анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условиярегистрации и расторжения брака;
· различать формы воспитания детей, оставшихся без попеченияродителей;
· выделять права и обязанности членов семьи;
· характеризовать трудовоеправо, как одну из ведущихотраслей российского права, определять правовойстатус участников трудовыхправоотношений;
· проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
· различать рабочеевремя и время отдыха, разрешатьтрудовые споры правовыми способами;
· дифференцировать уголовныеи административные правонарушения и наказание за них;
· проводитьсравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности; иллюстрировать примерамипорядок и условия привлечения к уголовной и административной ответственности несовершеннолетних;
· целостно описыватьструктуру банковской системыРоссийской Федерации;
· в практических ситуациях определятьприменимость налогового права Российской Федерации; выделять объекты и субъекты налоговыхправоотношений;
· соотноситьвиды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
· применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище.