РАБОЧАЯ программа по КУРСУ «правО»
10 класс
Пояснительная записка
Рабочая (учебная) программа курса «Право. Основыправовой культуры» составлена в соответствии с Федеральным компонентомгосударственного стандарта среднего (полного) общего образования и рассчитанана обучение школьников 10–11 классов общеобразовательных учреждений РоссийскойФедерации.
Целеполагание курса определило его название –формирование правовой культуры и правового сознания несовершеннолетних, стоящихперед выбором своего дальнейшего образования и профессии.
Правовая культура имеет множественность определений,вооружая людей знаниями и умениями освоения правовой действительности.Современному школьнику необходим правовой опыт поведения в различных ситуациях,целенаправленно приобретаемый под влиянием системной правовоспитательной работы.Данная программа ориентирована на реализацию современной системы правовогообучения и воспитания подростков, в рамках которой возможно решение целогокомплекса общественных проблем.
Ведущей задачей курса является формирование правовойкомпетентности современного подростка, предполагающей не только правовуюграмотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильноерешение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве. Правоваякомпетенция, формируемая в процессе правовой подготовки школьников, представляетсобой комплексную характеристику, интегрирующую не только знания, ценностныеустановки, навыки правового поведения учащихся, но и -приобретение опыта деятельности,необходимого каждому в повседневной жизни, в процессе социальной практики, врамках выполнения различных социальных ролей.
Общеизвестно, что правовое обучение и воспитание относятсяк древнейшему виду культурной деятельности человека.
Именно с их помощью люди передавали своим потомкам выработанныеправила разрешения конфликтов и противоречий, которые позволяли обеспечиватьстабильность и организованность в обществе.
Курс «Право. Основы правовой культуры» оптимально сочетаетюридическое содержание и педагогические технологии при работе с подростками.Важное внимание уделено формированию умений и навыков правомерного поведения,являющегося основой правосообразного образа жизни, основанного насамостоятельности, правовой активности личности. Содержание курса ориентируетна уважение права, осознание его ценности во взаимоотношениях людей, выработкунавыков правомерной защиты своих прав и интересов.
Особенностями курса являются:
— практико-ориентированный подход в изложениисодержания;
— преемственность и последовательность в изученииправовых вопросов, обеспечивающие целенаправленность и непрерывностьправового информирования (при этом теоретико-правовые вопросы рассматриваются вкачестве важной основы для познания отраслевого законодательства и выработкиумений находить правовую информацию);
— опора на социальный опыт несовершеннолетних,участвующих в различных правоотношениях;
— формирование активной гражданской позицииличности, в том числе посредством участия в проектной деятельности;
— формирование уважения к правам человека и нормаммеждународного права;
— обеспечение необходимого уровня юридическойграмотности школьника для защиты своих прав;
— решение вопросов профессиональной ориентации исамоопределения несовершеннолетних в дальнейшем.
Курс направлен на повышение правовой грамотностишкольников, формирование высокого уровня их воспитанности, чувстваответственности и социальной активности.
В рамках курса не предполагается готовитьюристов-профессионалов, хотя материал ориентирован на знакомство с ведущимиюридическими профессиями с целью профессиональной ориентации подростков. Изучивматериал, представленный в содержании, отработав и закрепив соответствующиеумения и навыки, старшеклассник на достойном уровне сможет решить жизненныйправовой конфликт или предотвратить его, защитить свои права и законныеинтересы близких, не допустить произвола власти, конструктивно и успешнодействовать в правовом пространстве в условиях рыночных отношений.
Курс носит системный характер и предполагаетпостепенное усложнение и расширение правовой подготовки на каждом этапе взросленияподростка. В 10 классе школьники изучают вопросы, теории права и государства,конституционного права. В 11 классе они приобретают знания о различных отрасляхправа (гражданском, уголовном, административном, семейном и др.).
Освоение вариантов правомерного поведения осуществляетсяс использованием активных форм обучения, стимулирующих познавательнуюдеятельность школьника, который выступает в роли самостоятельного субъектаобразовательного процесса.
В рамках курса предполагается использование различныхвидов индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых,имитационных, сюжетных, ролевых и других игр, работа с источниками, участие втворческих проектах, мозговые штурмы и прочее позволят обеспечить серьезнуюмотивацию на дальнейшее обучение и сформировать, поддержать устойчивый интересшкольника к праву. Особую значимость имеет системная работа с правовойинформацией. Изучение курса предполагает использование ресурса сети Интернет,публикаций в средствах массовой информации, обучение в сотрудничестве , методанализа конкретных ситуаций , метод проектов, «портфолио ученика»,разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению,а также возможности рефлексии, которые используются во всех перечисленныхтехнологиях.
Организационные модули курса представлены адаптивнымивариантами организации учебно-воспитательного процесса, механизмамиоптимального осуществления функций планирования, мотивации учащихся, организациипроцесса их правовой подготовки и контроля знаний и умений. Особое вниманиеуделено средствам организации внеклассной и внеурочной работы, в том числепроведению олимпиад и конкурсов, написанию эссе. Методика работы направлена наразвитие навыков критического анализа различных текстов, ведения дискуссий поважным общественным проблемам.
Курс «Право. Основы правовой культуры» ориентирован наформирование у школьников собственных представлений и установок, основанных насовременных правовых ценностях общества, необходимых для защиты прав, свобод изаконных интересов личности и правомерной реализации своей гражданской позиции.
Содержание курса учитывает современные взгляды ученыхна самые актуальные вопросы правоведения и государствоведения, обеспечиваяадекватное уровню подростков познание характера эволюции важных общественныхинститутов, осуществление исследовательской, проектной и иной творческойдеятельности в рамках позитивного преобразования мира. Данный курс на профильномуровне позволяет сформировать у школьников представление не только о нормахнационального законодательства, но и важнейших проблемах международного права.К ведущим темам курса относятся те, которые более всего ориентированы направовую жизнь несовершеннолетних в настоящем и будущем. При выстраивании логикиправового обучения обращено внимание на мировой опыт правовой подготовкиграждан, а потому признано целесообразным включить в программу обучениятеоретические вопросы, являющиеся основой для понимания норм права, такие, какпроблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права;правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическаяответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционноеправо; гражданское право; семейное право; трудовое право; административноеправо; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие;юридическое образование.
Обучение в рамках курса формирует целостный комплексобщеучебных умений и навыков. Школьники знакомятся со спецификойпрофессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора,нотариуса, следователя, юрисконсульта. Это обеспечивает приобретение уменийсамостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формируетумения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смыслаконкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов;позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зренияих соответствия законодательству; а также выработать доказательную аргументациюсобственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормправа. Школьники приобретают навыки использования норм права при решенииучебных и практических задач; проведения исследований по правовым темам вучебных целях; ведения дискуссии; составления отдельных видов юридическихдокументов; умения анализировать собственные профессиональные склонности,способы их развития и реализации, формирует готовность и мотивацию надальнейшее юридическое обучение в вузе.
В старшей школе право, будучи важным компонентомсоциально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетныхдисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков.Правовое образование направлено на создание условий для развитиягражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся,дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, приобретениенавыков правового поведения, что необходимо для эффективного выполнениявыпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина,налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя,работника).
В этой связи содержание курса ориентировано на формированиеумений осмысленно употреблять правовые понятия, характеризовать основные правовыеинституты, механизмы и процедуры, объяснять взаимосвязь государства, права идругих социальных институтов; различать виды судопроизводства; уяснитьполномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры, атакже порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом.
Цели курса:
— формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовойактивности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, наосознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные закономправа и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
— воспитание гражданской ответственности и чувствасобственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободамдругого человека, демократическим правовым ценностям и институтам,правопорядку;
— освоение системы знаний о праве как науке, опринципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском имировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов;ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности иосновными юридическими профессиями;
— овладение умениями, необходимыми для примененияприобретенных знаний для решения практических задач в социально-правовой сфере,продолжения обучения в системе профессионального образования;
— формирование способности и готовности ксознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированныхправом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствиязакону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданскойпозиции и несению ответственности.
Курс направлен на формирование умений самостоятельно имотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановкицелей до получения и оценки результата). С этой целью предполагается проведениеконференций, семинаров, в процессе которых осуществляется выдвижение гипотез ит.д. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагаетсяобучение навыкам поиска нужной информации по заданной теме в источниках права;извлечения необходимой информации из источников в различных знаковых системах(текст, таблица, график), отделения основной информации от второстепенной,критического анализа достоверности полученной информации, передачи содержанияинформации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); обоснованиясуждений, формулирование определений, приведение доказательств; объяснениеизученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владениеосновными навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия,полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Общеобязательными по курсу являются следующие видыдеятельности:
— работа с источниками права, в том числе новыминормативными актами;
— анализ норм закона с точки зрения конкретныхусловий их реализации;
— выбор правомерных форм поведения и способов защитыправ и интересов личности;
— изложение и аргументация собственных суждений оправовых явлениях общественной жизни;
— решение отдельных правовых споров с учетомсоциального опыта ученика.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Вводная тема. Роль права в жизни человека и общества. Значение правовых знаний и умений длячеловека. Система юридических наук. Информация и право. Теории происхожденияправа. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарожденияправа в различных уголках мира. Происхождение права в государствах ДревнегоВостока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право иосновные теории его понимания. Нормы права. Система регулирования общественныхотношений. Механизм правового регулирования.
Теоретические основы права как системы. Понятие и система права. Правовые нормы и иххарактеристики. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способыизложения норм права в нормативных правовых актах. Институты права. Отраслиправа. Методы правового регулирования.
Понятие и виды правотворчества. Законодательныйпроцесс. Юридическая техника.
Источники права. Правовой обычай. Юридическийпрецедент. Договоры как форма выражения воли участников правоотношений, ихвиды. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие нормправа во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативныхправовых актов.
Правоотношения и правовая культура. Юридические факты как основаниеправоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права.Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Видыправонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридическойответственности. Виды юридической ответственности. Основания освобождения отюридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология.Правовая культура. Понятие правовой системы общества. Романо-германскаяправовая семья. Англосаксонская правовая семья. Религиозно-правовая семья.Социалистическая правовая семья. Особенности правовой системы в России.
Государство и право. Понятие государства и его признаки. Подходы кпониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождениедревневосточного государства. Происхождение античного государства.Происхождение государства у древних германцев и славян. Теории происхождениягосударства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная,марксистская, теория насилия. Признаки государства. Форма государства и ееэлементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти.Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура.Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательнаявласть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление.Принципы местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации – основной закон страны.Структура Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строяРоссии. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращенияроссийского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве.Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента РоссийскойФедерации.
Правосудие и правоохранительные органы. Защита прав человека в государстве. Судебнаясистема. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции.Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции.Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Системаорганов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральнойслужбы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительныхорганов РФ: Федеральная служба охраны, Федеральная служба исполнения наказаний,Федеральная служба судебных приставов, Федеральная миграционная служба,Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная налоговаяслужба, Федеральная таможенная служба.
Требования к результатам обучения и освоениясодержания курса «Право. Основы правовой культуры»
Личностные результаты:
· Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственностиперед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);
· формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон иправопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические идемократические ценности;
· готовность к служениюОтечеству, его защите;
· сформированность мировоззрения,соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурноммире;
· сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
· толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общиецели и сотрудничать для их достижения;
· навыки сотрудничества сосверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
· нравственное сознание и поведениена основе усвоения общечеловеческих ценностей;
· готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
· осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решенииличных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
· сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояниеприродной и социальной среды
· ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностейсемейной жизни.
Метапредметные результаты:
· Умение самостоятельно определятьцели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различныхситуациях;
· умение продуктивнообщаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методовпознания;
· готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
· умение использовать средстваинформационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационнойбезопасности;
· умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
· умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей;
· владение языковымисредствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
· владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательныхзадач и средств их достижения.
Предметные результаты:
· Сформированностьпредставлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
· владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
· владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
· сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Феде-рации;
· сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
· сформированность основправового мышления;
· сформированность знаний обосновах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
· понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
· сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
· сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Дата проведения |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
По плану |
Фактически |
||
1 |
Вводный. |
Познакомиться со справочным и методическим аппаратом учебника, задачами и структурой курса; расширять представление о паве как о науке, изучающей правовые и политические отношения в обществе |
Умение выделять в тексте главное, анализировать информацию, представлять информацию в наглядно-символической форме, делать выводы. Принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение задач согласно инструкциям учителя. Умение слушать учителя и отвечать на его вопросы, сообщать конкретное содержание в устной форме |
Принятие правил поведения и работы на уроках истории. Ответственное отношение к учению.
|
|
|
2 |
Юриспруденция как важная область человеческих знаний. |
Знать определение юриспруденции и её характерные признаки как науки; Понимать сущность профессиональной деятельности юриста; Отличать сферы деятельности занятости отдельных юридических профессий; Понимать, что такое: юриспруденция, юридическая наука, юридическая профессия, правовая информация; Уметь: перечислять виды юридических профессий; приводить примеры профессиональной деятельности юристов; определять источники получения правовой информации и её виды; владеть навыками различения видов правовой информации, профессиональной деятельности юридического профиля. |
Умение анализировать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, подбирать факты для характеристики объекта, строить логическое рассуждение, готовить сообщения. Принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение задач согласно инструкциям учителя, представлять результаты своей работы. Умение слушать учителя и отвечать на его вопросы, владение контекстной монологической речью |
Формирование уважительного отношения к праву и правомерному поведению; осознание социального и личностного значения права, его роли в жизни человека; осмысление опыта предшествующих поколений |
|
|
3 |
Право и основные теории его понимания. |
Знать, что: право является сложным социальным явлением и отсутствует единый подход к правопониманию; право способно обеспечить стабильную организацию общества; Владеть навыками анализа, систематизации полученных знаний, аргументирования собственных суждений по вопросам функционирования права. |
Умение работать с разными источниками информации, анализировать и структурировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, подбирать критерии для характеристики объекта, строить логическое рассуждение. Умение определять цель и ставить задачи учебной деятельности, планировать результаты своей работы; владение основами самоконтроля и самоанализа. Умение планировать общие способы работы, распределять функции между членами группы, сотрудничать, обмениваться информацией, сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, аргументированно высказывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией |
Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Принятие правил работы в группе. Умение согласовывать свои действия с членами группы. Познавательный интерес изучению права. Уважительно относиться к нормам права, регулирующим ситуации, в которых участвуют конкретные субъекты |
|
|
4 |
Система регулирования общественных отношений |
Понимать роль права в решении правовых проблем общественной жизни; Уважительно относиться к нормам права, регулирующим ситуации, в которых участвуют конкретные субъекты; Владеть навыками анализа, систематизации получений, аргументирования собственных суждений относительно регулирующего воздействия социальных норм на поведение людей в обществе. |
Умение воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятий, анализировать и структурировать информацию, творчески интерпретировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения. Владение основами самоконтроля и самоанализа, умение планировать свою деятельность в соответствии с установленными учителем правилами работы, представлять результаты своей деятельности Умение слушать и отвечать на вопросы учителя, полно и точно выражать свои мысли, высказывать свою точку зрения |
Умение соблюдать дисциплину в классе. Ответственное отношение к учению. Стремление к установлению взаимопонимания с учителем и одноклассниками. Уважительно относиться к нормам права, регулирующим ситуации, в которых участвуют конкретные субъекты |
|
|
5 |
Механизм правового регелирования |
Понимать сущность механизма правового регулирования; понимать роль права в решении правовых проблем общественной жизни; Понимать, что такое: правовое регулирование, механизм правового регулирования, управомочивание, дозволение, обязывание, запрет; Владеть навыками анализа, систематизации полученных знаний, аргументирования собственных суждений относительно правового регулирования поведения людей в обществе. |
Умение работать с различными видами информации, анализировать и структурировать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать обобщения. Умение планировать свою деятельность в соответствии с целью и задачами урока, представлять результаты своей работы; владение основами самоанализа и самооценки. Умение слушать и отвечать на вопросы учителя, полно и точно выражать свои мысли, высказывать своё мнение и интересоваться чужим |
Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Принятие правил работы в группе. Умение согласовывать свои действия с членами группы. Познавательный интерес изучению права. Уважительно относиться к нормам права, регулирующим ситуации, в которых участвуют конкретные субъекты |
|
|
6 |
Система права |
Понимать, что такое: система права, институт права, субинститут права, отрасль права, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, частное право, публичное право, материальное право, процессуальное право; Уметь: характеризовать признаки элементов системы права; определять сферы правового регулирования отдельных отраслей права; разбираться в видовом разнообразии отраслей российской правовой системы; Владеть навыками: разрешения элементарных правовых споров в области публичного и частного права. |
Умение работать с различными источниками информации; искать, анализировать и структурировать информацию, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, описывать объекты, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, делать выводы, готовить сообщения и презентации. Владение основами самоконтроля и самоанализа; умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы. Умение работать в группе, проявлять инициативу, планировать общие способы работы, согласовывать свои действия с одноклассниками, обмениваться информацией, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, выступать перед аудиторией |
Формирование активной гражданской позиции; определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; осмысление важности общественных движений и партий для развития общества |
|
|
7 |
Норма права. Структура нормы права и её элементы |
Понимать, что такое: норма права, гипотеза, диспозиция, санкция; Уметь: определять сферы правового регулирования отдельных норм права; разбираться в видовом разнообразии правовых норм; приводить примеры правовых норм, закреплённых в законах; реализовать действующие нормы права в необходимых ситуациях в реальной жизни; Владеть навыками анализа, систематизации полученных знаний, аргументирования собственных суждений относительно системности регулирующего воздействия норм права. |
Умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, выделять в тексте главное, структурировать информацию, работать с различными видами информации, устанавливать причинно-следственные связи. Умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать одноклассников и учителя, отвечать на поставленные вопросы. Владение монологической контекстной речью в письменной и устной форме |
Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Принятие правил работы в группе. Умение согласовывать свои действия с членами группы. |
|
|
8 |
Правотворчество и процесс формирования права |
Знать, что: законотворчеством занимаются высшие представительные органы государства. Понимать основные принципы и виды правотворчества; Представленная информация была полезной? ДА 60.3% НЕТ 39.7% Проголосовало: 1272 Уметь: характеризовать признаки законотворчества; перечислять стадии законотворческого процесса, субъектов законодательной инициативы.
|
Умение работать с различными видами информации, анализировать и структурировать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать обобщения. Умение планировать свою деятельность в соответствии с целью и задачами урока, представлять результаты своей работы; владение основами самоанализа и самооценки. Умение слушать и отвечать на вопросы учителя, полно и точно выражать свои мысли, высказывать своё мнение и интересоваться чужим |
Формирование активной гражданской позиции; определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; осмысление важности общественных движений и партий для развития общества |
|
|
9 |
Формы права.
|
Уметь: перечислять виды форм (источников) права; разбираться в видовом разнообразии нормативных правовых актов, действующих на территории России; соблюдать необходимые предписания законов и подзаконных актов в любых жизненных ситуациях; оказывать правовую консультацию по элементарным вопросам действующего законодательства
|
Умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, анализировать и структурировать информацию, работать с различными источниками информации, сравнивать объекты и явления, устанавливать причинно-следственные связи, характеризовать объекты и события по самостоятельно выбранным критериям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, делать выводы. Владение основами самоконтроля и самоанализа; умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы. Умение работать в группе, представлять и сообщать конкретное содержание в устной форме, вступать в диалог, критически относиться к собственному мнению, предлагать решение в конфликтной ситуации, выделять общую точку зрения в дискуссии |
Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Ответственное отношение к учению. Принятие правил работы в группе. Умение согласовывать свои действия с членами группы. Уважительное отношение к чужому мнению. Готовность и способность вести диалог с одноклассниками, достигать взаимопонимания. |
|
|
10 – 11 |
Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
|
Знать, что: все нормативные правовые акты имеют пределы действия; для различных видов нормативных правовых актов установлены разные сроки вступления в силу; действие законов может быть ограничено территорией или распространяться на определённых лиц. Уметь: перечислять условия прекращения действия (юридической силы) нормативных правовых актов; разбираться в правилах вступления в силу нормативных правовых актов; приводить примеры территорий действия законов и подзаконных актов.. |
Умение анализировать и структурировать информацию, описывать события и явления, строить логическое рассуждение, давать оценку личности и деятельности человека. Умение организовывать выполнение заданий согласно инструкциям учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать и отвечать на вопросы учителя, полно и точно выражать свои мысли |
|
|
|
12 |
Правоотношение: понятие, основание, виды. |
Понимать, что такое: правоотношение, юридический факт, фактический состав, правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность; объект правоотношения, субъект правоотношения, содержание правоотношения, субъективное право, юридическая обязанность; Уметь: перечислять основные предпосылки возникновения правовых отношений; разбираться в видовом разнообразии правовых отношений; приводить примеры субъектов правоотношений и объёма их дееспособности; |
Умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, выделять в тексте главное, структурировать информацию, работать с различными видами информации, устанавливать причинно-следственные связи. Умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать одноклассников и учителя, отвечать на поставленные вопросы. Владение монологической контекстной речью в письменной и устной форме |
Формирование и развитие осмысленного понимания важности соблюдения правовых норм; мотивированность и направленность на активное и сознательное применение права в общественной жизни; отказ от реализации своих планов за счет других людей |
|
|
13 |
Структура правоотношений и ее элементы |
|
|
|||
14 |
Правонарушения и их характеристика
|
Знать, что: правовое поведение связано с сознательной деятельностью людей и может проявляться в обществе как правомерным, так и противоправным поведением; Уметь: характеризовать признаки (элементы) состава правонарушения; приводить примеры правомерного поведения и правонарушений; характеризовать признаки правопорядка в обществе; соблюдать необходимые предписания права в любых жизненных ситуациях. |
Умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, выделять в тексте главное, характеризовать личность и оценивать деятельность человека, описывать объекты и явления, делать выводы. Владение основами целеполагания, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, представлять результаты своей работы. Умение слушать и отвечать на вопросы учителя, полно и точно выражать свои мысли |
Ориентирование в правовом и нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения; формирование правовой самооценки |
|
|
15 |
Юридическая ответственность
|
Знать, что: юридическая ответственность всегда связана с государственным принуждением; в основе юридической ответственности лежит противоправное поведение (правонарушение). |
Умение воспроизводить информацию по памяти, работать с разными источниками информации, анализировать и структурировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, подбирать критерии для характеристики объекта. Умение определять цель и ставить задачи учебной деятельности, планировать результаты своей работы; владение основами самоконтроля и самоанализа. Умение планировать общие способы работы, распределять функции между членами группы, сотрудничать, обмениваться информацией, сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, аргументированно высказывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией |
|
|
|
16 |
Контрольно – обобщающий |
Повторить и обобщить знания по теме «Основы права». |
Формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. Уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий |
Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний |
|
|
17 |
Понятие и признаки государства |
Знать, что: под государством понимается социальный институт, сформировавшийся на определённой стадии общественного развития; преобразованию социальной организации первобытного общества в государство способствовали экономические, социальные, культурные и иные факторы. |
Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; решать творческие задачи |
Формирование гражданских качеств; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности |
|
|
18 |
Сущность и функции государства.
|
Знать, что: соотношение классовых и общесоциальных задач государства определяет его сущность; Уметь: характеризовать внешние и внутренние функции Российскою государства; определить глобальные проблемы современного мира и роль государства в их решении;
|
Умение давать определения понятий, анализировать и структурировать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, характеризовать личность и оценивать деятельность человека, проводить сравнение, делать выводы. Умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным им правилам работы, владение навыками самоконтроля и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, вступать в диалог, полно и точно выражать свои мысли |
Формирование гражданских качеств; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности |
|
|
19 |
Форма государства.
|
Знать, что: способ организации и устройства государственной власти, обусловленный особенностями исторического, экономического, национального развития страны, отражается в форме государства; Различать основные формы правления.
|
Умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, выделять в тексте главное, структурировать информацию, работать с различными видами информации, устанавливать причинно-следственные связи. Умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать одноклассников и учителя, отвечать на поставленные вопросы. Владение монологической контекстной речью в письменной и устной форме |
Умение соблюдать дисциплину в классе. Ответственное отношение к учению. Стремление к установлению взаимопонимания с учителем и одноклассниками. |
|
|
20 – 22 |
Организация власти и управления в стране
|
Знать, что: в государстве сформирована целостная система организации власти и управления, элементы которой составляют механизм государства; орган государства является одним из элементов государственного механизма; органы государственной власти в России формируются путём выборов и назначения; Приводить примеры полномочий и принципов организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; |
Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы), факты. Определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий. Анализировать и оценивать информацию, выделяя главную и второстепенную, преобразовывать ее из одной формы в другую; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседе |
Формирование активной гражданской позиции; определение жизненных ценностей; направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; осознание личной ответственности за свои политические действия или бездействие |
|
|
23 |
Конституция РФ-Основной закон государства |
Научиться характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы с опорой на ее текст; называть основные цели и задачи Конституции РФ: описывать этапы развития конституции; называть и характеризовать основные задачи Конституции РФ
|
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий |
Формирование правовой грамотности, активной гражданской позиции; умение чувствовать ответственность за свои поступки |
|
|
24 |
Гражданство как правовая категория.
|
Знать, что: гражданство предполагает взаимные права и обязанности человека и государства; вопросы гражданства в нашей стране регулируются Конституцией РФ, законом РФ «О гражданстве Российской Федерации»; каждый человек обладает определённым правовым статусом; объём прав, свобод и обязанностей у гражданина больше, чем у человека, не имеющего гражданства; защита Отечества является долгом и конституционной обязанностью гражданина России; Уметь: перечислять возможности, предоставляемые правом любому лицу на территории Российского государства, и конституционные обязанности человека и гражданина; приводить примеры основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, налогов и сборов. |
Умение работать с разными источниками информации, анализировать и структурировать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать причинно-следственные связи, строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Умение организовывать выполнение заданий согласно инструкциям учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать и отвечать на вопросы учителя, полно и точно выражать свои мысли |
Формирование правового сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности, уважительно относиться к нормам права, регулирующим ситуации, в которых участвуют конкретные субъекты, наделённые конституционными правами и свободами |
|
|
25 – 27 |
Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. |
|
|
|||
28 |
Избирательные системы и их виды. |
Знать, что: право участвовать в управлении делами государства является разновидностью политических прав, предоставлено гражданам и ограничено возрастными рамками. Отличать виды (уровни) избирательной системы и избирательного права; Характеризовать виды избирательного права, принципы избирательной системы, этапы избирательного процесса. |
Работая в группе, определять свою роль и вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Формулировать при поддержке учителя новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей. Работать с учебной и дополнительной информацией; обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач |
Формирование гражданских качеств; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности |
|
|
29 — 30 |
Защита прав человека в государстве.
|
Научиться характеризовать правоохранительные органы; различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы, а также государственные и негосударственные правоохранительные органы; приводить примеры деятельности правоохранительных органов |
Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулировать и аргументировать свою позицию. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Анализировать результаты исследований и фиксировать их; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседе |
Формирование познавательного интереса к деятельности правоохранительных органов; осмысление принципов правосудия; воспитание мотивов самосовершенствования
|
|
|
31-32 |
Правоохранительные органы в РФ.
|
|
|
|||
33 |
Контрольно –обобщающий |
Повторить и обобщить знания по теме «Государство и право». |
Формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. Уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий |
Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний |
|
|
34 |
Итоговый |
Научиться воспроизводить приобретенные знания, умения и навыки в ходе конкретной деятельности |
Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний теме. |
Формирование устойчивой мотивации к обучению |
|
|
