Муниципальное автономноеобщеобразовательное учреждение
«Средняяобщеобразовательная школа № 52 города Тюмени»
(МАОУ СОШ №52 городаТюмени)
«Рассмотрено» Руководитель ШМО Начальных классов МАОУ ООШ №52 ______________ Протокол № 5 От 31.05.2021 г.
|
«Согласовано» Заместитель директора УВР МАОУ ООШ №52 ______________________ 26.08.2021 г |
«Утверждено» Директор МАОУ ООШ №52 города Тюмени _________________ 26.08.2021 г |
Рабочая программа по курсу «Профильный труд»
для ученицы 5 класса (8вид, домашнее обучение)
на 2021-2022 учебный год
Составитель программы:
Учитель начальных классов
высшей категории
Ниязова Асия Сафиулловна
2021 г. Тюмень
Пояснительная записка
Настоящаярабочая программа по предмету «Профильный труд» для 5 класса составлена наоснове:
1.Федеральногозакона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ вдействующей редакции.
2.ПриказаМинистерства образования и науки РФ:
— от18.12.2019 № 695«Об утверждении Порядка формирования федерального перечняучебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего исреднего общего образования»;
-от 6октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования» (вдействующей редакции);
— от 30 августа 2014г. №2562 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательнойдеятельности по основным общеобразовательным программам».
— от 19декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).
-основнойобразовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №52 города Тюмени,утвержденный 17.04.2015 г. (с изменениями в редакции от 02.09. 2016 г. №94)
3.Учебного плана МАОУ СОШ №52 г. Тюмени на 2021-2022 учебный год.
4. Программы В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. Сборник 1.М., «Владос»
Целиобразовательно-коррекционной работы
Цельпрограммы обучения: развитиесамостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий.
Задачи 1.Формировать и закреплять знания, умения и навыки, необходимые для деятельностилюбого вида.
2. Прививать интерес к обучению иуверенность в успешном выполнении учебных заданий.
3. Уточнять и расширять кругпредставлений обучающихся о предметах и явлениях окружающей действительности.
4. Развивать и координироватьслуховое и зрительное восприятие, а также мелкие движения кисти и пальцев рук.
5. Повышать уровень общегоразвития школьников и корригировать индивидуальные отклонения (нарушения) вразвитии учащихся.
Общая характеристика учебного процесса
Основной,главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии.
Обучение занимательномутруду в 5 классе направлено на решение следующих задач:
воспитаниеположительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, уменияработать в коллективе);
уважение к людям труда;
сообщение элементарныхзнаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступнымприемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационныхумений в труде — во время приходить на занятия, работать только на своемрабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать ихпо окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка ибезопасной работы, санитарно — гигиенические требования.
Место учебного предмета в учебном плане
Тематическоепланирование рассчитано на 0,5 часов в неделю, что составляет 17 учебныхчасов в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 5 классаобщеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основныеобщеобразовательные программы, автор Л.А.Кузнецова Технология. 5 класс МоскваПросвещение, 2017.
Основное содержание учебного предмета
Работас природными материалами.
Экскурсия вприроду с целью сбора природного материала.
Изготовление пообразцу птички из желудей, перьев и палочек или ослика из желудей, крылаток ясеня,палочек. Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковойкосточки, бумажных, поролоновых или кожаных изделий.
Самостоятельноеизготовление по иллюстрации свиньи из кукурузной кочерыжки, еловой шишки,палочек и бумажных изделий.
Составлениекомпозиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав,соломы, бересты, мха. Перьев, меха, ракушек, зёрен опилок на плотной подложке(декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и рассказамфигуры животных)
. Работа сбумагой и картоном.
Изготовление избумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией. Изготовление счетногоматериала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов: разметка бумаги итонкого картона по шаблону; резание ножницами по прямым и кривым линиям,оклеивание картона с одной стороны.
Изготовлениезакладки из тонкого картона: разметка бумаги и картона по линейке; резаниебумаги и картона по линиям разметки ножницами; оклеивание картона бумагой собеих сторон. Изготовление из бумаги и картона с использованием материаловотходов поздравительных открыток, сувениров.
Изготовлениепо образцу мебели из коробочек, картона и бархатной бумаги (стол, кресло).
Работас текстильными материалами.
Изготовлениестилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косичек.
Изготовлениестилизованных фигур из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы. Пришиваниепуговиц с двумя отверстиями – повторение приёмов шитья (игла вверх-вниз).Завязывание узелка.
Ознакомление сручными стежками (смёточный стежок) Упражнения на полосе бумаги в клетку.Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной посамостоятельной выкройке, смёточным стежком.
Оформление концовзакладки кисточками из оставленных длинных концов нитей вышивки. Изготовлениеигольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двухсложенных вместе кусочков ткани. Выполнение стежка «шнурок» на полосе бумаги вклетку. Вышивание на салфетке.
Планируемые результаты
Предметные результаты
Минимальныйуровень:
— знаниеправил организации рабочего места и умение самостоятельно организовать взависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагатьинструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок нарабочем месте);
— знаниевидов трудовых работ;
— знаниеназваний и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на урокахручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиеническихтребований при работе с ними;
— знаниеназваний инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства,правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
— знаниеприемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на урокахручного труда;
— анализобъекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков исвойств; определение способов соединения деталей;
-пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
-составление стандартного плана работы по пунктам;
— владениенекоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
-использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природнымиматериалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
-выполнениенесложного ремонта одежды)
Достаточныйуровень:
— знание правилрациональной организации труда, включающих упорядоченность действий исамодисциплину;
— знание обисторической, культурной и эстетической ценности вещей;
— знание видовхудожественных ремесел;
— нахождениенеобходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
— знание ииспользование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами,соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
— осознанныйподбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивнымсвойствам;
— отбороптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимостиот свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
— использование вработе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием сопорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейшихтехнических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий всоответствии с ними в процессе изготовления изделия;
— осуществлениетекущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка ходапрактической работы;
— оценка своихизделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
— установлениепричинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
— выполнениеобщественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудовогообучения.
Личностныерезультаты
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся иразвивающемся мире.
Овладениесоциально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
Владениенавыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
Способностьк осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятиесоответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Принятиеи освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивовучебной деятельности.
Сформировать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Воспитаниеэстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитиеэтических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственнойотзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Сформироватьустановки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческомутруду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовнымценностям.
Проявлениеготовности к самостоятельной жизни.
Тематическоепланирование
№ п/п |
Изучаемые разделы |
1 |
Работа с природным материалом. |
2 |
Работа с бумагой. |
3 |
Вышивка. Изонить. |
4 |
Швейное дело. |
5 |
Поделки из макарон. |
6 |
Работа с фольгой. |
7 |
Швейные ручные работы. |
8 |
Ремонт одежды. |
9 |
Работа с бумагой. Квиллинг. |
10 |
Работа с бисером. |
Календарно-тематическоепланирование
№ п/п |
Тема урока |
количество часов |
По плану |
Факти чески |
1 |
Вводное занятие. Изготовление аппликации из засушенных листьев и семян. |
0,5 |
6.09 |
|
2 |
Изготовление рамки для фотографии, украшенной аппликацией из семян и листьев |
0,5 Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537 |
13.09 |
|
3 |
Изготовление аппликации из обрывной бумаги «Осеннее дерево». |
0,5 |
20.09 |
|
4 |
Заготовка геометрических фигур к аппликации. Выполнение аппликации из геометрических деталей. |
0,5 |
27.09 |
|
5 |
Геометрическая аппликация. Закладка для книг. |
0,5 |
4.10 |
|
6 |
Изонить. Техника выполнения углов. |
0,5 |
11.10 |
|
7 |
Вышивка выполненная из углов: Зонтик. |
0,5 |
18.10 |
|
8 |
Техника выполнения окружности. |
0,5 |
25.10 |
|
9 |
Выполнение узора круг в круге. |
0,5 |
8.11 |
|
10 |
Волокна и ткани. Сведения о прядения. Сведения о ткани. Практическая работа. Изготовление полотняного переплетения. |
0,5 |
15.11 |
|
11 |
Назначение нити. Свойства ниток. Учить связывать нитки, нарезать нитки. Изготовление куклы из носового платка. |
0,5 |
22.11 |
|
12 |
Изготовление куклы-скрутки. |
0,5 |
29.11 |
|
13 |
Декорирование макаронными изделиями «Рамка для фотографии». |
0,5 |
6.12 |
|
14 |
Изготовление панно «Ветка винограда» из фольги |
0,5 |
13.12 |
|
15 |
Изготовление панно «Ветка винограда» из фольги |
0,5 |
20.12 |
|
16 |
Сведения о ручных стежках и строчках. Прямые стежки. Косые стежки. |
0,5 |
27.12 |
|
17 |
Вышивка салфетки швом «Вперед иголка». |
0,5 |
17.01 |
|
18 |
Вышивка салфетки швом «Вперед иголка». |
0,5 |
24.01 |
|
19 |
Сведения о пуговицах. Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями: с двумя отверстиями; |
0,5 |
31.01 |
|
20 |
Пришивание пуговиц на ножке. |
0,5 |
7.02 |
|
21 |
Изготовление объемных елочных украшений: Новогодние шары. |
0,5 |
14.02 |
|
22 |
Отделочные ручные стежки: петлеобразный, крестообразный, тамбурный. |
0,5 |
21.02 |
|
23 |
Изготовление игольницы. |
0,5 |
28.02 |
|
24 |
Вышивка из окружностей: Неваляшка. |
0,5 |
7.03 |
|
25 |
Основная техника: «Основное кольцо», Квадрат», «Треугольник», «Капля», «Глаз». |
0,5 |
14.03 |
|
26 |
Изготовление изделия в технике «Квиллинг». |
0,5 |
21.03 |
|
27 |
Изготовление изделия в технике «Квиллинг». |
0,5 |
4.04 |
|
28 |
Выполнение ручного стачного шва «Назад иголка» Ремонт одежды по распоровшемуся шву. |
0,5 |
11.04 |
|
29 |
Изготовление из ткани мягкой игрушки «Медвежонок». |
0,5 |
18.04 |
|
30 |
Изготовление из ткани мягкой игрушки «Медвежонок». |
0,5 |
25.04 |
|
31 |
Изготовление из бисера «Стрекоза». |
0,5 |
4.05 |
|
32 |
Изготовление пакетов для документов Изготовление конвертов для писем. |
0,5 |
11.05 |
|
33 |
Выполнение объемных фигурок в технике оригами. |
0,5 |
16.05 |
|
34 |
Выполнение открытки «Два сердечка» в технике изонити. |
0,5 |
23.05 |
|
