Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа№ 8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
4 класс «Б»
начальное общее образование
Составитель: А.И. Киричок
учитель начальных классов
2021-2022учебный год
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе:
· Федеральногогосударственного образовательного стандарта;
· Адаптированной основной общеобразовательнойпрограммы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) (вариант 1) муниципальногобюджетного общеобразовательного учреждение «Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья»
· Федерального перечняучебников, утвержденных (допущенных) к использованию в образовательном процессев образовательных учреждениях, реализующих АООП для обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);
· Учебного плана МБОУ Школа№8.
Программа рассчитанана 3 часа в неделю, 97 часов в год.
Рабочая программаориентирована на учебник Русский язык для 4 классаобщеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основныеобщеобразовательные программы, авторы: Э.В.Якубовская, Я.В.Коршунова, М.«Просвещение», 2019 г. Рекомендовано Мин.образования и науки РФ.
Цель: формированиеи совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферахречевого общения.
Задачи:
· Обучать навыкам грамотногописьма и культуры речи.
· Заложить основы дляовладения устной и письменной речи.
· Формировать основныеорфографические и пунктуационные навыки.
· Развивать познавательнуюдеятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному иречевому развитию.
· Воспитывать любовь кродному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок иэкскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующиеметоды и приемы:
Ø словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работас учебником);
Ø наглядный метод (метод иллюстраций, методдемонстраций);
Ø практический метод (упражнения, практическая работа);
Ø репродуктивный метод (работа по алгоритму);
Ø коллективный, индивидуальный;
Ø творческий метод;
Цель преподаваниярусского языка:
· формирование у учащихсяграфического навыка написания букв, слогов, слов, предложений
Задачи преподаваниярусского языка:
· обучать навыкам грамотногописьма и культуры речи;
· заложить основы дляовладения устной и письменной речью;
· формировать основныеорфографические и пунктуационные навыки;
· развивать познавательнуюдеятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному иречевому развитию;
· воспитывать любовь кродному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Специальная задача коррекции речи и мышленияшкольников является составной частью учебного процесса и решается приформировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направлениякоррекционной работы:
· развивать и коррегироватьфонематический слух.
· развивать и коррегировать артикуляционныйаппарат.
· развивать и коррегироватьслуховое и зрительное восприятие.
· развивать и коррегироватьмелкую моторику.
· развивать и коррегироватьпознавательные процессы.
I. Планируемые предметные результаты освоения обучающимися предмета «Русский язык»
Предметные результаты:
Минимальный уро
— различение гласныхи согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционныхсогласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
— деление слов наслоги для переноса;
— списывание послогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическимпроговариванием;-запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) сизученными орфограммами;
— обозначениемягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь(после предварительной отработки);
— дифференциация иподбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
— составлениепредложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией насерию сюжетных картинок;
— выделение из текстапредложений на заданную тему;
— участие вобсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
— различение звуков ибукв;
— характеристикагласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
— списываниерукописного и печатного текста целыми словами с орфографическимпроговариванием;
— запись под диктовкутекста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
— дифференциация и подборслов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (названиепредметов, действий и признаков предметов);
— составление ираспространение предложений, установление связи между словами с помощьюучителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка,вопросительный и восклицательный знак);
— деление текста напредложения;
— выделение темытекста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего посмыслу;
— самостоятельнаязапись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувствагордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории икультуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственныхвозможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамичноизменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневнойжизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социальноговзаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места внем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявлениесоциально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми исверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживанияк чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образжизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережномуотношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
14) Формирование ответственного отношения к учению, пониманиезначения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных обязанностей.
15) Формирование уважительного отношения к родномуязыку, истории, культуре своего народа, к основам культурного наследия народовРоссии.
16) Формирование и развитие интереса к письму, к созданию собственныхтекстов, к письменной форме общения.
II.Содержание учебного материала.
Практические грамматическиеупражнения и развитие речи.
Фонетика Звуки и буквы. Обозначение звуков написьме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие извонкие. Согласные парные и непарные по твердости — мягкости, звонкости -глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письмебуквами ь, е, ё,
и, ю, я.Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие названиепредметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие навопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель,транспорт, явления природы, растения, животных. Слова суменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах,фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц,географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами безназывания терминов («Слова-друзья» и «Слова-враги»).Слова, обозначающие названиедействий. Различение действия и его названия. Название действий повопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать?Согласование слов-действий со словами- предметами.
Слова, обозначающие признакпредмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая?какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину,материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельноенаписание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственногорасположении
предметов. Составление предложений спредлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, кличкиживотных, названия городов, сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний шипящихс гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и всередине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формыслова.
Родственные слова. Подбор родственных слов. Общаячасть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подборпроверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения.Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформлениепредложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные ивосклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетнуюкартину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова.Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работас деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам.Выбор заголовка из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста».Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказовпосле предварительного разбора.
III. Тематическое планирование.
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов на изучение |
Количество контрольных работ |
Количество самостоятельных и практических работ
|
1 |
Повторение. Формирование ответственного отношения к учению, понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных обязанностей.
|
11 |
1 |
|
2 |
Звуки и буквы. Формирование уважительного отношения к родному языку, истории, культуре своего народа, к основам культурного наследия народов России.
|
37 |
1 |
1 |
3 |
Слово. Осознание языка как основного средства человеческого общения. Формирование и развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
|
33 |
1 |
1 |
4 |
Предложение. Восприятие русского языка как явления национальной культуры.
|
12 |
1 |
1 |
5 |
Повторение пройденного. Восприятие русского языка как явления национальной культуры.
|
4 |
|
1 |
ИТОГО |
97 |
4 |
4 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Дата |
Стр. учебника |
Примечание |
1 триместр |
|||||
Повторение. |
|||||
1. |
Выделение предложения из текста. Формирование ответственного отношения к учению, понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных обязанностей. |
2 |
01.09.2021 02.09.2021 |
Стр.4-5 |
|
2.
|
Предложение законченное и незаконченное. |
1 |
07.09.2021 |
Стр.6-7 |
|
3. |
Завершение начатого предложения. |
1 |
08.09.2021 |
Стр.8-9 |
|
4. |
Предложение и его схема. Распространение предложений. |
1 |
09.09.2021 |
Стр.10-11 |
|
5. |
Порядок слов в предложении. |
1 |
14.09.2021 |
Стр.12-13 |
|
6. |
Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Осознание языка как основного средства человеческого общения. |
1 |
15.09.2021 |
Стр.14-15 |
|
7. |
Вводный контрольный диктант. |
1 |
16.09.2021 |
|
|
8. |
Работа над ошибками вводной контрольной работы. |
1 |
21.09.2021 |
Стр.15-16 |
|
9. |
Составление предложений по сюжетной картинке. |
1 |
22.09.2021 |
Стр.16-17 |
|
10. |
Составление предложений по предметной картинке. |
1 |
23.09.2021 |
Стр.18-19 |
|
Звуки и буквы. |
|||||
12. |
Алфавит Расположение слов по алфавиту. Формирование уважительного отношения к родному языку. |
1 |
28.09.2021 |
Стр.20-21 |
|
13. |
Гласные и согласные звуки. |
1 |
29.09.2021 |
Стр.22-23 |
|
14. |
Ударные и безударные гласные. |
1 |
30.09.2021 |
Стр.24-25 |
|
15. |
Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. |
2 |
12.10.2021 13.10.2021 |
Стр.26-29 |
|
16. |
Проверка безударной гласной в слове. |
3 |
14.10.2021 19.10.2021 20.10.2021 |
Стр.30-35 |
|
17. |
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. |
2 |
21.10.2021 26.102021 |
Стр.36-39 |
|
18. |
Различение твердых и мягких согласных перед гласными. Формирование ответственного отношения к учению, понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных обязанностей. |
1 |
27.10.2021 |
Стр.40-41 |
|
19. |
Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё,Ю,Я. |
1 |
28.10.2021 |
Стр.42-43 |
|
20. |
Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. |
1 |
02.11.2021 |
Стр.44-47 |
|
21. |
Контрольный диктант по итогам 1 триместра. |
1 |
03.11.2021 |
|
|
22. |
Работа над ошибками. |
1 |
09.11.2021
|
Стр.47-48 |
|
23. |
Различение твердых и мягких согласных. |
1 |
10.11.2020 |
Стр.48-49
|
|
24. |
Активизация словаря. |
1 |
11.11.2020 Представленная информация была полезной? ДА 58.59% НЕТ 41.41% Проголосовало: 1053 |
Стр.50-51 |
|
2 триместр |
|||||
25. |
Написание жи-ши, ча-ща. чу-щу в словах. |
1 |
23.11.2021
|
Стр.52-55 |
|
26. |
Различение правописания в словах. |
1 |
24.11.2021 |
Стр.56-57 |
|
27. |
Знакомство с разделительным мягким знаком. Восприятие русского языка как явления национальной культуры. |
1 |
25.11.2021 |
Стр.58-59 |
|
28. |
Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него. |
1 |
30.11.2021 |
Стр.60-61 |
|
29. |
Правило правописания слов с разделительным мягким знаком. |
1 |
01.12.2021 |
Стр.62-65 |
|
30. |
Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком и без него. |
1 |
02.12.2021 |
Стр.66-67 |
|
31. |
Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак. |
1 |
07.12.2021 |
Стр.68-69 |
|
32. |
Разделительный мягкий знак. Закрепление знаний. |
1 |
08.12.2021 |
Стр.70-71 |
|
33. |
Различение звонких и глухих согласных в словах. |
1 |
09.12.2021 |
Стр.72-73 |
|
34. |
Наблюдение за парными согласными на конце слова. |
1 |
14.12.2021 |
Стр.74-75 |
|
35. |
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. |
1 |
15.12.2021 |
Стр.76-77 |
|
36. |
Проверка звонких и глухих согласных га конце слова. Формирование и развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. |
1 |
16.12.2021 |
Стр.78-81 |
|
37. |
Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных. |
1 |
21.12.2021
|
Стр.82-85 |
|
38. |
Самостоятельная работа «Правописание звонких и глухих согласных» |
1 |
22.12.2021 |
Стр.84-85 |
|
39. |
Правила правописания в слове. Закрепление знаний. |
2 |
23.12.2021 28.12.2021
|
Стр.86-94 |
|
40. |
Названия предметов, действий и признаков. |
1 |
29.12.2021
|
Стр.4-5 |
|
41. |
Повторение пройденного. |
1 |
30.12.2021
|
|
|
Слово. |
|||||
42. |
Названия предметов, действий и признаков. Осознание языка как основного средства человеческого общения.
|
1 |
11.01.2022 |
Стр.4-5 |
|
43. |
Различение названий предметов по вопросам кто? что? |
1 |
12.01.2022 |
Стр.6-7 |
|
44. |
Различение названий предметов по вопросам кого? чего? |
1 |
13.01.2022 |
Стр.8-9 |
|
45. |
Различение названий предметов по вопросам кому? чему? |
1 |
18.01.2022 |
Стр.10-11 |
|
46. |
Самостоятельная работа «Различение названий предметов по вопросам». |
1 |
19.01.2022 |
|
|
47. |
Различение названий предметов по вопросам кем? чем? |
1 |
20.01.2022 |
Стр.12-13 |
|
48. |
Различение названий предметов по вопросам о ком? о чем? |
1 |
25.01.2022 |
Стр.14-15 |
|
49. |
Выделение названий предметов в предложении |
1 |
26.01.2022
|
Стр.16-17 |
|
50. |
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. |
1 |
27.01.2022 |
Стр.18-19 |
|
51. |
Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц |
2 |
01.02.2022 02.02.2022 |
Стр.20-23 |
|
52. |
Названия предметов. закрепление знаний. Формирование и развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. |
1 |
03.02.2022
|
Стр.24-25 |
|
53. |
Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? |
1 |
08.02.2022 |
Стр.26-27 |
|
54. |
Контрольный диктант по итогам 2 триместра. |
1 |
09.02.2022 |
|
|
55. |
Работа над ошибками. |
1 |
10.02.2022
|
Стр.27 |
|
56. |
Постановка вопросов к названиям признаков предмета. |
1 |
15.02.2022 |
Стр.28-31 |
|
57. |
Различение признаков, обозначающих цвет. форму, величину, материал, вкус предмета. |
1 |
16.02.2022 |
Стр.32-33 |
|
58. |
Повторение пройденного. |
1 |
17.02.2022 |
|
|
3 триместр |
|||||
59. |
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Определение предмета по его признакам. Осознание языка как основного средства человеческого общения. |
1 |
01.03.2022 |
Стр.34-35 Стр.36-37 |
|
60. |
Различение названий предметов, действий, признаков. |
1 |
02.03.2022 |
Стр.38-39 |
|
61. |
Постановка вопросов к словам в предложении. |
1 |
03.03.2022 |
Стр.40-41 |
|
62. |
Распространение предложений словами , обозначающими признаки предмета. |
1 |
09.03.2022 |
Стр.42-43 |
|
63. |
Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета, по вопросам. |
1 |
10.03.2022 |
Стр.44-45 |
|
64. |
Предлоги по, к, по, над. под, о, в, на, со словами. Формирование и развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. |
1 |
15.03.2022 |
Стр.46-47 |
|
65. |
Предлог ИЗ со словами. |
1 |
16.03.2022 |
Стр.48-49 |
|
66. |
Предлог ЗА со словами. |
1 |
17.03.2022 |
Стр.50-51 |
|
67. |
Предлог БЕЗ со словами. |
1 |
22.03.2022 |
Стр.52-53 |
|
68. |
Предлог ДО со словами. |
1 |
23.03.2022 |
Стр.54-55 |
|
69. |
Предлог ПРО со словами. |
1 |
24.03.2022 |
Стр.56-57 |
|
70. |
Самостоятельная работа «Правописание предлогов». |
1 |
29.03.2022 |
Стр.57 |
|
71. |
Предлоги. Закрепление знаний. |
2 |
30.03.2022 31.03.2022 |
Стр.46-57 |
|
Предложение. |
|||||
72. |
Выделение предложений из текста. Восприятие русского языка как явления национальной культуры. |
1 |
12.04.2022 |
Стр.62-63 |
|
73. |
Деление текста на предложения. |
1 |
13.04.2022 |
Стр.64-65 |
|
74. |
Завершение начатого предложения. |
1 |
14.04.2022 |
Стр.66-67 |
|
75. |
Порядок слов в предложении. |
1 |
19.04.2022
|
Стр.68-72 |
|
76. |
Порядок слов в предложении. |
1 |
20.04.2022 |
Стр.68-72 |
|
77. |
Связь слов в предложении. Формирование и развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
|
1 |
21.04.2022
|
Стр.72-74 |
|
78. |
Связь слов в предложении. |
1 |
26.04.2022 |
Стр.72-74 |
|
79. |
Самостоятельная работа «Предложение». |
|
27.04.2022 |
|
|
80. |
Вопросительные предложения. |
1 |
28.04.2022 |
Стр.76-77 |
|
81. |
Восклицательные предложения. |
1 |
04.05.2022 |
Стр.78-79 |
|
82. |
Разные по интонации предложения. |
1 |
05.05.2022 |
Стр.80-81 |
|
83. |
Правописание гласных и согласных в слове. |
1 |
11.05.2022 |
Стр.82-83 |
|
Повторение пройденного. |
|||||
84. |
Контрольная работа по итогам года. |
1 |
12.05.2022
|
|
|
85. |
Работа над ошибками контрольного диктанта по итогам года. |
1 |
17.05.2022
|
|
|
86. |
Правописание гласных и согласных в слове. Восприятие русского языка как явления национальной культуры. |
2 |
18.05.2022 19.05.2022 |
Стр.84-86 |
|
87. |
Название предметов, действий, признаков. |
1 |
24.05.2022 |
Стр.86-89 |
|
88. |
Предложение. |
2 |
25.05.2022 26.05.2022 |
Стр.90-93 |
|