1.Пояснительная записка
Программа разработана всоответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическимидокументами:
·Федеральныйзакон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
·Федеральныйперечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихгосударственную аккредитацию образовательных программ начального общего,основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказомМинпросвещения России от 28 декабря 2018 г. №345 (с учетом приказов о внесенииизменений от 08.2019 №233, от 22.11.2019 г. №632, от18.12.2019 г. № 695, от 28мая 2020 г.)
·УставМОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» с.Сейм.
·Учебныйплан МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» с.Сейм.
·Календарныйучебный график МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» с.Сейм. на2021-2022 учебный год.
·Положениео разработке, принятии и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов«Кривецкая средняя общеобразовательная школа» с.Сейм.
При разработке рабочей программы были использованы программно-методическиематериалы:
1. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся синтеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 — 9 классы. Природоведение. Биология. География / Т.М. Лифанова и др. – М.: Просещение,2019. – 310 с.;
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. /ВоронковаВ.В., Перова М.Н., Экк В.В., Алышева Т.В. и др./ Под редакцией докторапедагогических наук В. В. Воронковой. – Москва «Владос», 2013 – Сб. 1. – 224 с
3. Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакциейИ.М. Бгажноковой, 2013.
Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. 3- е изд. – М.: Просвещение, 2021.
Изучениеприродоведения в 5 классе имеет своей целью освоение знаний омногообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведен ий в повседневной жизни учащимися снарушениями интеллекта.
Достижениепоставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
· формированиепервоначальных знаний о живой и неживой природе;
· формирование элементарных представлений о взаимосвязи между живой и неживой природой;
· формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении,городах и др.;
· формированиепредметных и общеучебных умений и навыков;
· воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения кприроде, ее ресурсам, знакомство с основными направлениямиприродоохранительной работы;
· формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни;
· развитиеположительных качеств и свойств личности.
Программа обеспечивает необходимую систематизациюзнаний. Программный материал расположен концентрически.
При подборе учебного материалаиспользовался разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся,мотивация учения данного предмета, способствующая наилучшей социальнойреабилитации обучающихся, учтены реалии сегодняшнего дня.
Данная программа составлена с учетомвозрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня ихзнаний и умений.
Срок реализациипрограммы:2021-2022 учебный год
2. Общая характеристика учебного предмета
В системе образования учащихся с нарушением интеллекта учебный предмет «Природоведение» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется вурочной деятельности.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам,который выдвигает на первый план обеспечение:
· полисенсорностивосприятия объектов;
· практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и вестественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебныхситуациях;
· накопленияпредставлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие сразличными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решенияучебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессерешения проблемных ситуаций и т.п.;
· закрепленияпредставлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
· постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предметапознания, преемственность изучаемых тем.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).
Программапо природоведению в 5 классе включает следующие разделы:
1.Введение
2.Вселенная
3.Наш дом-Земля
4.Есть на земле страна Россия.
5.Повторение
Раздел «Введение» в 5 классе направлен на повторение материала по формированиюзнаний о неживой и живой природе.
Приизучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездамии планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии насезонные изменения в природе.
В разделе «Наш дом — Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера игидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также
знакомство сформами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в 5 классеи готовит учащихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территориинашей страны (например: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, и др.). Изучение этого материала имеетознакомительный характер и не требует от учащихся географическойхарактеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.
В процессеизучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса:Вселенная — Солнечная система — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы). Отнеживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных ичеловека.
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира,показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планетыЗемля.
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучениюпредметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которыеопираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизнизнания, полученные на уроках.
Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностямиучащихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческихпредставлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинствоизучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственномунаблюдению учащимися).
В техслучаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программапредлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Техническинесложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководствомучителя. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности:наиболее трудные работы, выполняются совместно с учителем.
Программа предусматриваетпроведение уроков, на которых используются различные формы работы:фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах .
При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:
· методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный,наглядный, практический);
· методовстимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
· методовконтроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
· методовисследования (наблюдение, демонстрация, просмотр
Основныенаправления коррекционной работы:
· коррекциядвижений и сенсомоторного развития;
· коррекцияартикуляционного аппарата;
· коррекцияслухового и зрительного восприятия;
· коррекциямышц мелкой моторики;
· коррекцияпознавательных процессов.
3. Описание места учебного предмета«Природоведение» в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Природоведение» входит вобразовательную область «Естествознание» и является обязательной частьюучебного плана.
Рабочая программапо предмету «Природоведение» в 5 классе в соответствии с учебным планомрассчитана на 70 часов в год, т.е.2 часа в неделю (35 учебных недели).
Тематический план предмета «Природоведение» в 5 классе (70 часов)
№ № |
Раздел
|
Количество часов |
||||
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
За год
|
||
1. |
Введение |
2 |
|
|
|
2 |
2. |
Вселенная |
5 |
|
|
|
5 |
3. |
Наш дом – Земля Воздух Полезные ископаемые Вода Поверхность суши. Почва |
9
|
14 2 |
12 7 |
|
9 14 14 7 |
4. |
Есть на Земле страна Россия |
|
|
1 |
17 |
18 |
5. |
Повторение |
|
|
|
1 |
1 |
|
Итого: |
16 |
16 |
20 |
18 |
70 |
4. Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Природоведение»в 5 классе
Освоение обучающимися рабочей программы, которая создана на основе ФГОС,предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.Личностные результаты освоения учебной программой по предмету «Природоведение » дляучащихся 5класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностныерезультаты
· развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимомжизнеобеспечении;
· владениенавыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
· способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятиесоответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
· развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях;
· формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитиеэтических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей;
· формированиеготовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
· формированиеинтереса к изучению природоведения;
· коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуацияхобщения;
· овладение нормами экологического поведения в природной среде, с сохранениемсобственного здоровья.
Готовность применения предметных результатов определят два уровня: минимальный идостаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинстваобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предполагается,что к концу обучения в 5 классе учащиеся будут иметь:
Основныетребования к умениям учащихся
1-йуровень (минимальный)
· узнаваниеи называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
· представленияо назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
· называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
· соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (подконтролем взрослого);
· выполнениенесложных заданий под контролем учителя;
· адекватнаяоценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценкипедагога.
2-йуровень (достаточный)
· узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
· знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
· представленияо взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
· называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
· выделениесущественных признаков групп объектов;
· знаниеи соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правилздорового образа жизни;
· участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
· выполнениездания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итоговогоконтроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватноевосприятие похвалы;
· совершениедействий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученныхобъектов и явлений;
· выполнениедоступных возрасту природоохранительных действий;
Изучение предмета «Природоведение» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
1. Личностныеучебные действия
· активновключаться в общеполезную социальную деятельность;
· осуществлятьдействия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;
· уважительнои бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;
· проявлятьсамостоятельность при выполнении заданий;
· оказыватьпомощь сверстникам и взрослым;
· гордитьсяшкольными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
· проявлятьбережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.
2. Коммуникативныеучебные действия
· вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
· слушатьсобеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
· использовать доступные источники и средства получения информации для решениякоммуникативных и познавательных задач.
3. Регулятивныеучебные действия
· принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
· осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
· осуществлятьвзаимный контроль в совместной деятельности;
· осуществлятьдействия самоконтроля в процессе деятельности;
· адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
4. Познавательныеучебные действия
· дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
· использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственныхсвязей) на наглядном, доступном вербальном материале при установлении аналогии между частями слова, частями речи, в работе с предложением;
· использовать в деятельности межпредметные знания для решения коммуникативно-речевыхпрактических задач.
Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемой в образовательной организации.
Диагностикии критерии результативности предметных результатов
Оценкадостижения обучающимися с интеллектуальными нарушениями предметных результатовдолжна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированногоподходов. Усвоенные обучающимися, даже незначительные объёмы и элементарные посодержанию знания и умения, должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося иовладении им социальным опытом.
Отметка «5» ставится, когдаработы выполнена без ошибок.
Отметка «4» ставится, когда вработе допущены 1-2 ошибки.
Отметка «3» ставится, когда вработе допущено 3-6 ошибок.
Отметка «2» ставится, когда вработе допущено 7 и больше ошибок.
Диагностика достиженияпредметных результатов по предмету «Природоведение» проводится в 3 этапа:
1 этап – сентябрь (первичнаядиагностика)
2 этап — декабрь(промежуточная диагностика)
3 этап — май (итоговаядиагностика)
Для фиксации полученных данныхможно использовать мониторинговую карту.
Диагностика сформированностибазовых учебных действий проводится в 3 этапа:
1 этап – сентябрь (первичнаядиагностика)
2 этап — декабрь(промежуточная диагностика)
3 этап — май (итоговаядиагностика)
Сформированность базовыхучебных действий оценивается по следующим критериям:
0 баллов — действиеотсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процессвыполнения вместе с учителем;
1балл — смысл действияпонимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только попрямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла — преимущественновыполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способенвыполнять его самостоятельно;
3 баллов – самостоятельноприменяет действие в любой ситуации.
С примером фиксации полученныхданных можно ознакомиться в мониторинговой карте.
5. Содержаниеучебного предмета
№ п/п |
Наименование раздела, темы
|
Краткое содержание раздела (темы) |
Количество часов |
Из них (количество часов) |
|||
Теория |
Практ. работы |
Лабор. работы |
Экскурсии |
||||
1. |
Введение. |
Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Неживая и живая природа |
2 |
2 |
— |
— |
— |
2. |
Вселенная |
Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. |
5 |
1 |
3 |
— |
1 |
3. |
Наш дом — Земля. |
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Способы добычи. Вода. Свойства. Вода в природе. Воды суши. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. |
44 |
32 |
9 |
2 |
1 |
4. |
Есть на Земле страна Россия. |
Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Наш город (село, деревня). Занятия населения. |
18 |
10 |
6 |
— |
2 |
5. |
Повторение |
Неживая природа |
1 |
1 |
— |
— |
— |
|
ВСЕГО |
|
70 |
46 |
18 |
2 |
4 |
6. Критерии инормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебногопредмета
В основу критериеви норм оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность иединый подход. Знания и умения обучающихся по природоведению оцениваются порезультатам их индивидуального и фронтального опроса, тестовогоконтроля, направленных на определение уровня освоения темы учащимися.
При 5 — балльнойсистеме для всех установлены следующие общедидактические критерии:
· соответствие достигнутых предметных,личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоенияадаптированной общеобразовательной программы;
· динамика результатов предметнойобученности, формирования базовых учебных действий.
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по природоведению. При оценке устных ответов принимается во внимание:а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практическиприменять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформлениеответа.
Оценкаустных ответов
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые самисправляет.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтвержденииправил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибкив речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1–2 ошибки,которые исправляет при помощи учителя.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основныхположений данной темы, но излагает материал недостаточно полно ипоследовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельноподтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается впостоянной помощи учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболеесущественной части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Отметка «1»за устные ответы не ставится.
Оценкапрактических умений. Оценка умения ставить опыты
Отметка «5» ставится ученику, если: правильно определена цель опыта; самостоятельно ипоследовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа позакладке опыта; грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.
Отметка «4» ставится, если: правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки); в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированыосновные выводы.
Отметка «3»ставится, если: правильно определена цель опыта, но подбор оборудования иобъектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя;допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений,формировании выводов.
Оценкаумений проводить наблюдения
Отметка «5» ставится ученику, если: наблюдение проведено правильно, в соответствии сзаданием; выделены существенные признаки; логично, доступно оформлены результаты и выводы.
Отметка «4»ставится, если: наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) названывторостепенные; допущена небрежность в оформлении результатов и выводов.
Отметка «3» ставится, если: допущены неточности, 1-2 ошибки в проведениинаблюдений; при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлениирезультатов и выводов.
Тестовыезадания оцениваются по 5- бальной системе:
100 %-90 %правильно выполненных заданий — 5 баллов;
91%-70 % правильно выполненных заданий — 4 балла;
71%-50 % правильно выполненных заданий — 3 балла;
Менее 49 % — 2 балла.
Итоговая отметка знаний и умений обучающихся ставитсяв конце учебного года на основе четвертных оценок.
7. Календарно– тематическое планирование
№ |
Содержание (разделы, темы) |
Кол. час. |
Дата |
Домашнее задание |
|||
план |
факт |
||||||
1 |
Что изучает природоведение? |
1 |
|
Стр. 3-5 |
|||
2 |
Предметы и явления неживой и живой природы |
1 |
|
Стр. 5 — 7 |
|||
3 |
Небесные тела: планеты, звёзды. Пр. р. № 1 по теме «Зарисовка звездного неба» |
1 |
|
Стр. 8-9 |
|||
4 |
Солнечная система. Солнце. Пр. р. № 2 по теме «Зарисовка формы Земли и Луны» |
1 |
|
Стр. 9-12 |
|||
5 |
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полёты в космос. Пр. р. № 3 по теме «Зарисовка космического корабля» |
1 |
|
Стр.12-16 |
|||
6 |
Смена дня и ночи. Смена времён года. Сезонные изменения в природе |
1 |
|
Стр.17-18 Стр. 18-21 |
|||
7 |
ТБ. Экскурсия №1 по теме «Осенние явления в природе» |
1 |
|
Записи в тетрадях |
|||
8 |
Воздух. Планета Земля. Оболочки Земли |
1 |
|
Стр.22-23 |
|||
9 Представленная информация была полезной? ДА 59.03% НЕТ 40.97% Проголосовало: 1108 |
Значение воздуха для жизни на Земле. |
1 |
|
Стр.23-25 |
|||
10 |
ТБ. Пр. р. № 4 по теме «Свойства воздуха» |
1 |
|
Стр.25-28 |
|||
11 |
ТБ. Лаб. р. № 1 по теме «Давление и движение воздуха» |
1 |
|
Стр.28-31 |
|||
12 |
Температура воздуха. Термометр |
1 |
|
Стр. 31-34 |
|||
13 |
Движение воздуха в природе. Ветер |
1 |
|
Стр. 34-39 |
|||
14 |
Состав воздуха. Кислород, его значение и применение |
1 |
|
Стр. 39-42 |
|||
15 |
Состав воздуха. Углекислый газ и азот |
1 |
|
Стр. 42-45 |
|||
16 |
Охрана воздуха. Пр. р. № 5 по теме «Изготовление плакатов «Охрана воздуха» |
1 |
|
Стр. 45-47 |
|||
17 |
Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи. Пр. р. № 6 по теме «Составление таблицы «Полезные ископаемые»» |
1 |
|
Стр. 48-50 |
|||
18 |
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк |
1 |
|
Стр. 51-53 |
|||
19 |
Песок. Глина |
1 |
|
|
Стр. 54-57 |
||
20 |
Горючие полезные ископаемые. Торф |
1 |
|
|
Стр. 57-59 |
||
21 |
Каменный уголь |
1 |
|
|
Стр. 60-61 |
||
22 |
Добыча и использование каменного угля |
1 |
|
|
Стр. 61-64 |
||
23 |
Нефть |
1 |
|
|
Стр. 64-65 |
||
24 |
Добыча и использование нефти |
1 |
|
|
Стр. 65-68 |
||
25 |
Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту |
1 |
|
|
Стр. 68-70 |
||
26 |
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Чёрные металлы. Сталь. Чугун |
1 |
|
|
Стр. 71-74 |
||
27 |
Цветные металлы |
1 |
|
|
Стр. 74-77 |
||
28 |
Благородные (драгоценные) металлы |
1 |
|
|
Стр. 77-80 |
||
29 |
Охрана полезных ископаемых |
1 |
|
|
Стр. 80-82 |
||
30 |
Обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые» |
1 |
|
|
Стр. 82-83 |
||
31 |
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов |
1 |
|
Стр. 84-86 |
|||
32 |
Лаб. р. № 2 по теме «Свойства воды» |
1 |
|
Стр. 86-88 |
|||
33 |
Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода |
1 |
|
Стр. 88-90 |
|||
34 |
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды |
1 |
|
Стр. 91-93 |
|||
35 |
Три состояния воды. Температура воды и её измерение
|
1 |
|
|
Стр. 93-95 |
||
36 |
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. |
1 |
|
Стр.95-99 |
|||
37 |
Работа воды в природе |
1 |
|
Стр.99-102 |
|||
38 |
Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве |
1 |
|
Стр.102-104 |
|||
39 |
Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в природе |
1 |
|
Стр.105-107 |
|||
40 |
Воды суши: ручьи, реки. Пр. р. № 7 по теме «Заполнение схемы «Воды суши»» |
1 |
|
Стр.108-109 |
|||
41 |
Воды суши: озёра, болота, пруды, водохранилища |
1 |
|
Стр.109-111 |
|||
42 |
Моря и океаны |
1 |
|
Стр.112-113 |
|||
43 |
Охрана воды. Пр. р. № 8 по теме «Изготовление плакатов «Охрана воды»» |
1 |
|
Стр.114-115 |
|||
44 |
Обобщающий урок по теме «Вода» |
1 |
|
Повт. стр. 84-115 |
|||
45 |
ТБ. Экскурсия № 2 по теме «Зимние явления в природе. Формы поверхности Земли» |
1 |
|
Записи в тетрадях |
|||
46 |
Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги. Пр. р. № 9 по теме «Зарисовка форм поверхности суши» |
1 |
|
Стр.116-117 |
|||
47 |
Горы. Пр. р. № 10 по теме «Изготовление макетов форм поверхности суши» |
1 |
|
Стр.117-119 |
|||
48 |
Почва – верхний слой земли. Состав почвы |
1 |
|
Стр.119 -122 |
|||
49 |
Разнообразие почв |
1 |
|
|
Стр.122-124 |
||
50 |
Основное свойство почвы – плодородие. Пр. р. № 11 по теме «Свойства почвы» Обработка почвы |
1 |
|
|
Стр.124-126 |
||
51 |
Охрана почвы. Пр. р. № 12 по теме «Изготовление плакатов «Охрана почвы»» |
1 |
|
|
Стр.126-128 |
||
52 |
Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Пр. р. № 13 по теме «Нахождение России на политической карте» |
1 |
|
Стр.129-131 |
|||
53 |
Пр. р. № 14 по теме «Зарисовка государственного флага России» |
1 |
|
Записи в тетрадях |
|||
54 |
Моря и океаны, омывающие берега России |
1 |
|
|
Стр.131-133 |
||
55 |
Равнины и горы на территории нашей страны. |
1 |
|
Стр.134-135 |
|||
56 |
Реки и озёра России |
1 |
|
Стр.136-138 |
|||
57 |
Москва – столица России |
1 |
|
Стр.139-141 |
|||
58 |
Санкт — Петербург |
1 |
|
Стр.141-144 |
|||
59 |
Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий |
1 |
|
Стр.144-146 |
|||
60 |
Нижний Новгород, Казань, Волгоград. |
1 |
|
Стр.146-148 |
|||
61 |
Новосибирск, Владивосток |
1 |
|
Стр. 149-151 |
|||
62 |
Пр. р. № 15 по теме «Подбор иллюстраций — достопримечательности городов, представителей народов нашей страны, изделия народных промыслов» |
1 |
|
Записи в тетрадях |
|||
63 |
Население нашей страны. |
1 |
|
Стр.151-153 |
|||
64 |
Пр. р. № 16 по теме «Составление рассказа о своем городе, поселке, селе, деревни» |
1 |
|
|
Составить рассказа о своем городе |
||
65 |
Обобщающий урок по разделу «Есть на земле страна Россия» |
1 |
|
|
Повт. стр. 129-144 |
||
66 |
ТБ. Экскурсия № 3 по теме «Весенние явления в природе» |
1 |
|
|
Записи в тетрадях |
||
67 |
Пр. р. № 17 по теме «Изготовление альбома «Россия – наша Родина»» |
1 |
|
|
Записи в тетрадях |
||
68 |
Пр. р. № 18 по теме «Изготовление альбома «Наш город – Курск» |
1 |
|
|
Записи в тетрадях |
||
69-70 |
Резервный урок |
|
|
||||
8.Описание материально – технического обеспечения учебного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатнаяпродукция)
1.Научно-популярные ихудожественные книги для чтения, в соответствии с основным содержаниемобучения. 2.Учебные пособия для обучающихся: Природоведение.5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основныеобщеобразоват. программы / Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. 3 — е изд. – М.:Просвещение, 2021.
Карточки-задания,
3.Методические пособия для учителя:
Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальныхклассов. 3-тье изд. М.: Просвещение, 1996.
Природоведение. 5 класс. Поурочные планы. Волгоград: Учитель-АСТ,2003
Природоведение. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных)школ VIII вида / И.В. Романов, Р.А. Петросова. – М.: Дрофа, 2010. – 189с.
О.М.Леонтьева, Зарудная Т.В. Биология. Игры на уроках. 5 класс:Пособие для учителя. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение» 5 класс: учебник дляспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; Москва,изд. «Просвещение»— 2021год.
Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия,2004.
Печатные пособия
Иллюстрированные материалы.
Кроссворды.
Таблицы в соответствии с программойобучения.
Тесты.
Компьютерные иинформационно-коммуникативные средства
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособленийдля крепления таблиц.
Экранно-звуковыепособия
Видеофрагменты идругие информационные объекты, отражающие темы уроков.
Видеофильмысоответствующего содержания.
Слайдысоответствующего содержания.
Мультимедийныеобразовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Оборудованиекласса
Ученические столыодноместные и двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский стумбой
Шкафы для храненияучебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски.
Подставки длякниг, держатели схем и таблиц
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный порталРоссийское образование http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательныхресурсов http://fcior.edu.ru
Учительскийпортал http://www.uchportal.ru
Фестивальпедагогических идей Открытый урок» http://festival.1september
Электроннаябиблиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мойуниверситет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi—sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/