Министерство образования РФ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя СоветскогоСоюза Н.И. Бореева»
Рассмотрена на заседании МО от ___________ |
Согласована заместитель директора по УВР ______ М.В. Люманова |
Утверждена приказом директора |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Работы с одарёнными детьми
По обществознанию для учащихся 10-11 классов.
«За страницами учебника»
Срок реализации – 2 года
Составительпрограммы: Пронина Е.А.,
учительистории и обществознания
Моршанск, 2017
Пояснительная записка
Визменяющихся условиях современного российского общества всё более актуальнымстановится обновление и модернизация правового образования. Это вызвано тем, содной стороны, что правовая система России, провозглашённая демократическимправовым государством, претерпела значительные изменения. В рамках правовойреформы и демократического обновления законодательства, права и свободычеловека и гражданина признаны в обществе как высшее достижение демократии,усиливается роль суда, как независимого гаранта соблюдения прав человека, вобществе пробуждается интерес к праву и правовым институтам. С другой стороны,эти процессы не подкреплены правовой традицией и в массовом сознании право неявляется безусловной ценностью и общественной нормой жизни. Наблюдается разрывмежду новым демократическим правосознанием и законодательством. При этомнарастает недоверие к способности общества и отдельного человека оградить своюжизнь и строить отношения на разумной справедливой и демократической основе. Внастоящее время, когда многие ценности потеряли свой смысл, всё большераспространяется правовой минимум: уход в себя, враждебность в отношениях междулюдьми, расцвет коррупции во всех сферах жизни человека. Но при этом, с трудомвозникающее новое общество, требует установки на взаимодействие,сотрудничество, открытость к окружающим людям, требует защиты своих собственныхправ. Таким образом, соединяющие условия предполагают новые основы социализациимолодого человека, формирования его гражданственности и личного развития. Несмотряна остроту обозначенной проблемы, многие школы не в состоянии решить этупроблему в полном объеме и уделить правовой грамотности своих учениковдостаточно времени. Выражается это, прежде всего в том, что в учебных планахобщеобразовательных учреждений малых городов Свердловской области нет предмета«право» (или созвучных предметов), а школьная дисциплина «обществознание»затрагивает правовые вопросы в небольшом теоретическом объеме. При этомпрактические занятия на уроках отсутствуют. В такой ситуации, учреждениядополнительного образования детей могут помочь в решении проблемы, так каксистема дополнительного образования детей — это в большей степени социальнаясреда по воспитанию личности. Здесь, как нигде более, воспитательный иобразовательный процессы двуедины. По этому данная образовательная программаактуальна на сегодняшний день. Программа составлена с учетомвозрастных особенностей детей и рассчитана на возраст 15-16 лет. Вданном возрасте усиливается впечатлительность ребенка, критичность к себе идругим, стремление к совершенству и достижению различного рода успехов,обострен дух соревновательности. Основная форма занятий — лекции и семинары, атак же исследовательская работа.
Новизна данной программыв том, что она позволяет воспитанникам повысить правовую культуру, уметьориентироваться в законодательстве, а приобретенные знания помогутсориентироваться в практических жизненных ситуациях.
Цель образовательной программы:Создание условий для формирования правовой культуры детей через изучение нормобщественной жизни, законов её регулирующих.
Задачи:
1.Пополнить и систематизировать знания учащихся в правовой сфере.
2.Способствовать развитию у подростков социальной активности, желания участвоватьв преобразованиях окружающей жизни.
3.Профилактика девиантного поведения подростка, посредством формирования твёрдогоубеждения, что прав не существует без обязанностей. 4. Способствоватьформированию осознанного отношения к своим правам. Реализация даннойпрограммы основывается на следующих педагогических принципах:
•Принцип доступности и последовательности (изложение учебного материала отпростого к сложному). • Принцип научности. Учёт возрастных особенностей(содержание и методика работы ориентированы на детей конкретного возраста).
•Принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных идидактических пособий технических средств обучения).
•Принцип связи теории с практикой (сочетание в работе с детьми необходимыхтеоретических умений и навыков).
•Принцип результативности (в программе указано что узнаёт и чему научитьсядолжен каждый ребёнок).
•Принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость программы креальным условиям жизни и деятельности детей).
Основные разделы программы:
1.Право
2.Правоотношения
3.Право и человек
4.Право и государство
5.Форма и структура права
6.Гражданин и государство
7.Договор
8.Основы конституционного права РФ Данная программа носит профориентационныйхарактер и в будущем поможет учащимся в выборе профессии.
Документы и материалы, с учётом которых составленапрограмма:
1.Закон РФ «Об образовании».
2.Конвенция ООН о правах ребёнка.
3.Типовое положение об учреждении дополнительного образования.
4.Образовательная программа учреждения дополнительного образования.
5.Функциональные обязанности педагога дополнительного образования. Условияреализации программы:
Участникамипрограммы являются учащиеся 9 классов. Объём учебной нагрузки для учащихся — 70часов в год. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Программа рассчитанана 2 год обучения.
Даннаяпрограмма является адаптированной.
Формы и методы работы:Дляуспешной реализации программы используются различные формы и методы обучения:
•Групповой
•Словесный
•Наглядный
•Репродуктивный
•Тесты
•Игры Беседы. Практические задания Научно-исследовательские проекты Конкурсы иолимпиады
Формы контроля:
1.Текущийконтроль (проверка знаний в конце каждого занятия посредством устного опроса,домашнее задание).
2.Тематический контроль (проверка знаний и умений в конце определённой темы ввиде анкеты, устного опроса, игры, викторины, малой олимпиады).
3.Итоговый (защита правовых проектов выход на конкурсы и олимпиады различныхуровней).
Даннаяпрограмма предназначена для использования как педагогами дополнительногообразования, так и учителями предметниками общеобразовательных учреждений.
Планируемый результат:
1.Достижение социальной компетентности личности, т.еадаптированности в обществе(усвоение общепринятых норм поведения, овладение различными видамидеятельности), которое бы выразилось в независимости, определенной степениуверенности, самостоятельности, инициативности, ответственности за своипоступки, раскрепощённости.
2.Предоставление возможности ознакомления с рядом профессий юридическойнаправленности (адвокат, прокурор, юрисконсульт и так далее). 3. Какпрактический результат данной программы предполагается:
•участие детей в олимпиадах и конкурсах правовой направленности;
•представление социально-правовых проектов на различных уровнях;
•выдача удостоверения по окончании обучения.
Требования к уровню подготовки.По окончании первого года обучения воспитанники должны:
Знать:
основныепонятия теории государства и права;
•основы российского законодательства (конституционного, административногогражданского, уголовного, трудового);
•иметь представление о процессуальном порядке и исполнении наказаний вРоссийской Федерации;
•виды нормативно — правовых документов;
•права и обязанности ответственность гражданина как участника правоотношений.
Уметь: • находить информацию позаданной теме, критически её осмысливать;
•работать с нормативно- правовыми документами по заданному плану (разбиратьстатьи по составу и.т.д.);
•правильно употреблять основные правовые понятия и категории;
•квалифицировать деяния по заданному плану (объект, субъект, объективнаясторона, субъективная сторона);
•решать правовые задачи по своему алгоритму или по плану заданному учителям;представлять результаты индивидуальной и групповой, познавательной и творческойдеятельности;
•владеть юридически грамотной речью для объяснения практических ситуаций;правильно оценивать жизненные ситуации с позиции правовой грамотности.
Содержание программы
1. Вводное занятие
2.Право:Что такое право?Виды прав и их характеристика.Происхождение государства и права.Как появилисьзаконы и государста.Из истории российского права. Развитие права до XXвека.Правовые аспекты современной жизни. Как воспользоваться своим правом.
3.Правоотношения: Понятие, классификация и виды правоотношений.Субъекты правоотношений. Объекты правоотношений. Правонарушение: понятие ивиды. Виды юридической ответственности Дееспособность несовершеннолетних. Административныеправонарушения против личности:Административные правонарушения противобщественной жизни:
Правонарушения ивиды правоотношений: гражданские, административные, уголовные и др. Юридическаяответственность
4. Право ичеловек: Права ребенка.Права и свобода человека и гражданина. Праванесовершеннолетних. Избирательное право.
5. Право игосударство:Происхождения права и государства.Сущность права: отличительныепризнаки. Сущность и реализации права. Сущность государства. Формыгосударства.функции государства. Теории происхождения государства. Правовоегосударство и гражданское общество. Правовые нормы. Право и общество.Правовоегосударство.
6.Форма и структура права:Право в системе социальных регуляторов. Нормы праваи нормативно-правовые акты. Источники права. Система права. Правовые системы современности.Правовые отношения. Законность и правопорядок. Механизм правовогорегулирования. Правосознание и правовая культура. Правонарушение и правоваякультура.
7.Гражданин игосударство:Правовое государство и гражданское общество. Право избирать и бытьизбранным. Воинская обязанность. Административная и дисциплинарнаяответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Налоги. Права иобязанности налогоплательщиков. Понятие брака. Обязанности супругов.
8.Договор: Видыгражданско-правовых договоров. Соблюдение договорных обязательств. Сделки и ихвиды.
9. Основыконституционного права РФ: История появления конституции. Истокиконституционализма. Конституция зарубежных стран. История становления иразвития Конституции РФ. Советские конституции. Конституция РФ. Конституционныйстрой РФ. Основыправового статуса личности. Гражданство. Конституционные праваи свободы. Конституционно-правовой статус РФ. Субъекты Федерации. Разделениевластей и условия их взаимодействия. Органы власти РФ. Избирательная система РФ.Президент РФ.
Учебно-тематическийплан
№ |
Тема раздела |
Количество часов |
Форма контроля |
1 |
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ |
2 |
текущий |
2 |
Право |
6 |
текущий |
3 |
Правоотношения |
10 |
текущий |
4 |
Право и человек |
4 |
текущий |
5 |
Право и государство |
10 |
текущий |
6 |
Форма и структура права |
10 |
текущий |
7 |
Гражданин и государство |
9 |
текущий |
8 |
Договор |
3 |
текущий |
9 |
Основы конституционного права РФ |
16 |
текущий |
Использованная литература:
А. Ф. Никитин «Правоведение», Издательство «Просвещение»,2004 г., 351
А. Ф. Никитин «Право и политика», Издательство«Просвещение», 2005 г.
М. В. Мустафина «Правоведение» Сборник элективных курсов,2006 г.
Журнал «Преподавание истории и обществознание», 2004 – 2006г.
Все кодексы. Конституция РФ и Конституция РТ.
Литература для учеников:
А. Ф. Никитин «Правоведение», ИздательствоПросвещение, 2004 г.,351
Все кодексы. Конституция РФ и Конституция РТ.
Литературадля учителя:
1. Азбукаправа. //автор-составитель Бобкова Н. Н. – Волгоград, 2006.
2. Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения.– Москва, 1998.
3. Валкер Д.Тренинг разрешения конфликтов. – СПб, 2001.
4. Воспитание.Пособие для педагогов.//Осипова М. П., Козлович С. И., Король Е. Д.; под общейредакцией Осиповой М. П. – Минск, 2002. С.143 – 206.
5. Всеобщаядекларация прав человека для детей и взрослых. – Москва, 1992.
6. Ефремова Н.П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2000. С.37-39.
7. КонвенцияООН о правах ребенка. – Москва, 2001.
8. Любимов А. П. Конституция РоссийскойФедерации: Альбом таблиц исхем. – Москва, 1998.
9. Правачеловека: Новое издание. – Москва, 1995.
10. Психолого-педагогический словарь. – Ростов-на-Дону, 1998.
11. Ребенокдолжен знать свои права.//Библиотека – №6, 2000. С.45-47.
12. СавельеваМ. Знай закон смолоду.//Библиотека – №5, 1999. С.66-67.
13. Системаработы школы по защите прав и законных интересов ребенка.//автор-составительМаньшина Н. А. – Волгоград, 2007.
14. Смагина Л.И. 100 уроков по правам ребенка. – Минск, 1998.
15. Справочник классного руководителя. 5-11 классы.//Дереклеева Н. И. – Москва, 2003.
16. Ты имеешьправо.// Составитель Жук Л. И. – Минск, 2003.
17. Усачев А.А. Приключения маленького человечка: Повесть-сказка. – Москва, 1994.
18. ШабельникЕ. С. Права ребенка. – Москва, 1997.
19. Яковлев Ю. Ваши права, дети. – Москва
Календарно – тематическое планирование
|
Наименование темы |
Количество часов |
Дата проведения |
|||
всего |
теория |
практика |
По плану |
По факту |
||
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа) |
||||||
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
|
|
2. |
Основные теории происхождения государства |
1 |
1 |
|
|
|
Право (6 часов) |
||||||
3. |
Что такое право? Виды прав и их характеристика |
1 |
1 |
|
|
|
4. |
Происхождение государства и права.
|
1 |
1 |
|
|
|
5. |
Как появились законы и государста
|
1 |
1 |
|
|
|
6. |
Из истории российского права. Развитие права до XX века. |
1 |
1 |
|
|
|
7. |
Правовые аспекты современной жизни |
1 |
1 |
|
|
|
8. |
Как воспользоваться своим правом |
1 |
|
1 |
|
|
Правоотношения ( 10 часов) |
||||||
9. |
Понятие, классификация и виды правоотношений |
1 |
1 |
|
|
|
10. |
Субъекты правоотношений по |
1 |
1 |
|
|
|
11. |
Объекты правоотношений |
1 |
1 |
|
|
|
12. |
Правонарушение: понятие и виды. |
1 |
1 |
|
|
|
13. |
Виды юридической ответственности. |
1 |
|
1 |
|
|
14. |
Дееспособность несовершеннолетних |
1 |
1 |
|
|
|
15. |
Административные правонарушения против личности: |
1 |
1 |
|
|
|
16. |
Административные правонарушения против общественной жизни: |
1 |
1 |
|
|
|
17. |
Правонарушения и виды правоотношений: гражданские, административные, уголовные и др |
1 |
|
1 |
|
|
18. |
Юридическая ответственность |
1 |
1 |
|
|
|
Право и человек (4 часа) |
||||||
19. |
Права ребенка. |
1 |
1 |
|
|
|
20. |
Права и свобода человека и гражданина |
1 |
1 |
|
|
|
21. |
Права несовершеннолетних |
1 |
1 |
|
|
|
22. |
Избирательное право. |
1 Представленная информация была полезной? ДА 59.47% НЕТ 40.53% Проголосовало: 1204 |
|
1 |
|
|
Право и государство (10 часов) |
||||||
23. |
Происхождения права и государства |
1 |
1 |
|
|
|
24. |
Сущность права: отличительные признаки |
1 |
1 |
|
|
|
25. |
Сущность и реализации права |
1 |
1 |
|
|
|
26. |
Сущность государства |
1 |
1 |
|
|
|
27. |
Формы государства |
1 |
1 |
|
|
|
28. |
функции государства |
1 |
1 |
|
|
|
29. |
Теории происхождения государства |
1 |
|
1 |
|
|
30. |
Правовое государство и гражданское общество |
1 |
|
1 |
|
|
31. |
Правовые нормы. Право и общество |
1 |
1 |
|
|
|
32. |
Правовое государство |
1 |
1 |
|
|
|
Форма и структура права (10 часов) |
||||||
33. |
Право в системе социальных регуляторов |
1 |
1 |
|
|
|
34. |
Нормы права и нормативно-правовые акты |
1 |
1 |
|
|
|
35. |
Источники права |
1 |
1 |
|
|
|
36. |
Система права |
1 |
1 |
|
|
|
37. |
Правовые системы современности |
1 |
1 |
|
|
|
38. |
Правовые отношения |
1 |
1 |
|
|
|
39. |
Законность и правопорядок |
1 |
1 |
|
|
|
40. |
Механизм правового регулирования |
1 |
|
1 |
|
|
41. |
Правосознание и правовая культура |
1 |
|
1 |
|
|
42. |
Правонарушение и правовая культура |
1 |
|
1 |
|
|
Гражданин и государство(9 часов) |
||||||
43. |
Правовое государство и гражданское общество |
1 |
1 |
|
|
|
44. |
Право избирать и быть избранным |
1 |
1 |
|
|
|
45. |
Воинская обязанность |
1 |
1 |
|
|
|
46. |
Административная и дисциплинарная ответственность |
1 |
1 |
|
|
|
47. |
Уголовная ответственность несовершеннолетних |
1 |
|
1 |
|
|
48. |
Налоги |
1 |
|
1 |
|
|
49. |
Права и обязанности налогоплательщиков |
1 |
|
1 |
|
|
50. |
Понятие брака |
1 |
1 |
|
|
|
51. |
Обязанности супругов |
1 |
1 |
|
|
|
Договор(3 часа) |
||||||
52. |
Виды гражданско-правовых договоров |
1 |
1 |
|
|
|
53. |
Соблюдение договорных обязательств |
1 |
1 |
|
|
|
54. |
Сделки и их виды |
1 |
|
1 |
|
|
Основы конституционного права РФ (16 часов) |
||||||
55. |
История появления конституции |
1 |
1 |
|
|
|
56. |
Истоки конституционализма |
1 |
1 |
|
|
|
57. |
Конституция зарубежных стран |
1 |
1 |
|
|
|
58. |
История становления и развития Конституции РФ |
1 |
1 |
|
|
|
59. |
Советские конституции |
1 |
1 |
|
|
|
60. |
Конституция РФ |
1 |
|
1 |
|
|
61. |
Конституционный строй РФ |
1 |
1 |
|
|
|
62. |
Основы правового статуса личности |
1 |
1 |
|
|
|
63. |
Гражданство |
1 |
1 |
|
|
|
64. |
Конституционные права и свободы |
1 |
1 |
|
|
|
65. |
Конституционно-правовой статус РФ |
1 |
1 |
|
|
|
66. |
Субъекты Федерации |
1 |
1 |
|
|
|
67. |
Разделение властей и условия их взаимодействия |
1 |
1 |
|
|
|
68. |
Органы власти РФ |
1 |
1 |
|
|
|
69. |
Избирательная система РФ |
1 |
1 |
|
|
|
70. |
Президент РФ |
1 |
1 |
|
|
|
71. 72. |
Подготовка к написанию исследовательской работы |
1 |
1 |
|
|
|
73. |
Подготовка к написанию исследовательской работы |
1 |
1 |
|
|
|
74. |
Защита исследовательской работы |
1 |
1 |
|
|
|