X-PDF

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и технике речи по варианту 2.2 (1 дополнительный — 2 классы)

Поделиться статьей

РАССМОТРЕНО

на заседании

методического объединения

Протокол от _________№ __

Руководитель МО:

___________ Камалова Г.Р.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора ГБОУ

Стерлитамакская КШИ

_________ Дудник Т.Н.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ

Стерлитамакская КШИ

________ Назырова Г.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                               

 

Рабочаяпрограмма

поразвитию слухового восприятия и технике речи

для1 дополнительного, 1-2 классов

(вариант2.2)

на2018 – 2019 / 2022- 2023 учебные годы

 

Составитель:Демиденко Евгения Александровна

  учитель высшейквалификационной категории


 

1.                Пояснительнаязаписка

Программа разработана на основе федеральногозакона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3«Об образовании в Российской Федерации», Концепции специального федеральногогосударственного стандарта для детей с ограниченными возможностями, ПриказаМинобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образованияобучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Закона РБ «Обобразовании», учебного плана ОУ, Адаптированной основной общеобразовательнойпрограмме начального общего образования глухих детей (вариант 2.2), Концепциидуховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и сучетом психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся,национальных, этнокультурных особенностей нашего региона.

Цель учебного предмета – развитие уобучающихся слухового восприятия неречевых звучаний, речевого слуха,слухозрительного восприятия устной речи, произносительной стороны речи (спомощью индивидуальных слуховых аппаратов).

Задачи учебного предмета:

·                  развитиеслухового восприятия звучаний музыкальных инструментов / игрушек (барабана,дудки, гармошки, свистка и других): выявление расстояния, на котором отмечаетсястойкая условная двигательная реакция на доступные звучания; различение иопознавание на слух звучаний музыкальных инструментов / игрушек; 

·                  определениена слух количества звуков, продолжительности их звучания, характеразвуковедения, темпа, громкости, ритмов, высоты звучания;

·                  использованиевозможностей слухового восприятия звучаний музыкальных инструментов (игрушек) вработе над просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией,словесным и фразовым ударениями, интонацией);

·                  развитиеслухозрительного и слухового восприятия устной речи, достаточно внятного иестественного воспроизведения речевого материала при реализациипроизносительных возможностей;

·                  развитиеслухового восприятия неречевых звучаний окружающего мира: социально значимыхбытовых и городских шумов; голосов животных и птиц; шумов, связанных сявлениями природы, шумов, связанных с проявлениями физиологического иэмоционального состояния человека; разговора и пения; мужского, женского,детского  голоса;

·                  развитиестремления и умений применять приобретенный опыт в восприятии неречевых звуковокружающего мира и устной коммуникации в учебной и внеурочной деятельности, втом числе, совместной со слышащими детьми и взрослыми;

·                  формирование и коррекция произносительной стороны речи, обучениенавыкам самоконтроля произношения и их использованию в повседневнойкоммуникации;

·                  развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устнойречи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания,речевого дыхания, голосообразования, артикуляторной моторики, чувства ритма,слухового восприятия, функций фонематической системы;

·                  обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуковрусского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, ихартикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно сразвитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);

·                  коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.

Общая задача слуховой работы заключается в том, чтобысоздать предпосылки для возможно более широкого использования остаточнойслуховой функции в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.Необходимо обогатить представления детей о звуках внешнего мира и расширитьвозможности восприятия на слух элементов речи, привлечь остаточный слух квыработке у них внятного членораздельного произношения.

В приложении крабочей программе указан речевой материал.

 

2.                Общаяхарактеристика учебного предмета

Содержание фронтального занятия поразвитию слухового восприятия и технике речи включает два раздела: развитие слуховоговосприятия и техника речи.

Развитиеслухового восприятия

Целью работы над неречевыми звуками являетсяподготовка учащихся к полному и целостному восприятию действительности,ориентации в окружающем мире. А также: развивающаяся в ходе всего учебно-воспитательногопроцесса слуховая функция служит основой создания единой системыслухо-зрительно-кинестетических связей, что создает принципиально новуюсенсорную основу для формирования устной речи.

Актуальность развития слуха неречевыми звуками состоитв том, что расширяются представления детей с нарушениями слуха об окружающеммире, у них формируется умение полно, широко и целостно восприниматьдействительность, ориентироваться в ней. На этой базе создаются условия длясоциальной интеграции этих детей в обществе слышащих.

 Особое значение имеет работа над неречевыми звукамидля детей с кохлеарными имплантами. При этом необходимо учитывать времяимплантации, звукопроизношение, словарный запас, представление о звукахокружающей среды до операции.

Задача развития слухового восприятия неречевымизвуками сводится, главным образом, к выработке навыков распознавания различныхзвуков, т.е. к выработке у учащихся определенных слуховых дифференцировок.Необходимо избирать звуки такой силы, которая лишь незначительно превышала быпороговую. Порог ощущения у глухих и слабослышащих лежит значительно ближе кпорогу болевого ощущения, чем у нормально слышащих людей.

Так как дифференцировка близких раздражителей даетсятруднее, естественно выдвигается требование, чтобы в процессе слуховых занятийдетям предлагались для различения вначале звуки, акустически грубо отличающиесядруг от друга, и лишь в дальнейшем – звуки, более близкие.

Существенное значение имеют упражнения, цель которых –научить детей определять направление источника звука. Зрительное восприятие приэтом исключается. Услышав звук, ученик протягивает руку в сторонупредполагаемого расположения звучащего предмета. Это упражнение имеет значениедля жизненной практики детей, давая им возможность во многих случаяхиспользовать остаточный слух для пространственной ориентировки.

Упражнения в восприятии музыки так же следует строитьс учетом степени акустической близости, сходства материала, предлагаемого длядифференциации. Опираясь на зрительные, вибрационные и слуховые ощущения детей,учитель дает им представления об оркестровой и сольной инструментальной музыке,о хоровом и сольном пении. Вначале от детей требуется лишь отличить пение отинструментальной музыки. Далее следует различение записей игры на отдельныхинструментах (рояль, труба) и записи оркестра, записей пения в исполнениимужского и женского голосов, пения сольного и хорового. Постепенно дети снарушениями слуха могут научиться определять по ритму марш, вальс и дажеузнавать некоторые знакомые песни и пьесы по мелодии.

Техникаречи

Принципиальное значение имеет целенаправленная работапо формированию у детей с нарушением слуховой функции ритмико-интонационной структурыкак важнейшей характеристики звучащей речи.

Даже дети, имеющие нарушения слуха, оказываютсяспособными воспринимать количество слогов в слове, его ритмический контур(словесное ударение), а также относительную длительность звучания слова. Ониспособны воспринимать и такие компоненты интонации, как изменение силы идлительности звучания, перерывы звучаний, т.е. паузы. Благодаря этому они могутулавливать на слух и выделять в слышимой речи фразы, синтагмы и логическоеударение. У учащихся развивается восприятие и воспроизведение основныхинтонационных структур, умение говорить в нормальном темпе и изменять его,произносить слова и фразы слитно и делить фразы паузами на смысловые синтагмы,выделять словесное ударение, интонационные структуры.

 

3.     Описание местаучебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС НООобучающихся с ОВЗ и примерной АООП НОО (вариант 2.2) «Развитие слуховоговосприятия и техника речи» (фронтальные занятия) являются обязательным учебнымпредметом коррекционно — развивающей области внеурочной деятельности.

Специальные (коррекционные)занятия «Развитие слухового восприятия и техника речи» проводятся в 1дополнительном классе, первом и втором классах по два часа в неделю (количествочасов, выделенное на развитие слухового восприятия и технику речи (фронтальныезанятия) входит в рабочее время учителя-дефектолога).

 

4.                Описание ценностныхориентиров содержания учебного предмета

На занятиях «Развитие слуховоговосприятия и техника речи» у обучающихся развиваются навыки социокультурнойадаптации, регуляции поведения, адекватного взаимодействия в социуме за счетполучения более полной информации об окружающей среде при ориентации в социальнозначимых неречевых звучаниях окружающего мира, совершенствования навыков устнойкоммуникации. Уних расширяются познавательные интересы в связи с получением более полнойинформации об окружающей среде, формируется готовность применять приобретенныйопыт в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыки устнойкоммуникации при реализации различных проектов для организации учебнойдеятельности и содержательного культурного досуга, в том числе совместно сослышащими сверстниками. В процессе работы создаются предпосылки кформированию навыков общения слабослышащих и позднооглохших с окружающими припомощи не только внятной, но и эмоционально-выразительной речи, повышается ихкультурный уровень.

Музыкальный материал направленна формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культурышкольников. В основе его отбора лежит формирование интереса и любви кмузыкальному искусству; воспитание художественного вкуса; развитие восприятиялучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего; накоплениебагажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта хоровогоисполнительства (во время речитативного пения и мелодического пения);формирование первичных знаний о композиторах.

 

5.     Личностные,метапредметные и предметные результаты

освоенияучебного предмета

Личностныерезультаты:

·                  осознаниесебя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою родину,российский народ и историю России; формирование уважительного отношения к иномумнению, истории и культуре других народов;

·                  принятиеи освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельностии формирование личностного смысла учения;

·                  формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств;

·                  развитиеэтических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей;

·                  развитиесамостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основепредставлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

·                  развитиенавыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе словесной речи вразных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходыиз спорных ситуаций;

·                  формированиеустановки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческомутруду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовнымценностям;

·                  развитиеадекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущнонеобходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы;пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и другое);

·                  овладениеначальными умениями адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

·                  овладениесоциально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представленияоб устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразныеповседневные школьные дела; владение речевыми средствами для включения вповседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числеустной, в различных видах учебной и внеурочной деятельности);

·                  представлениеоб особых способах коммуникации людей с нарушенным слухом между собой;

·                  развитиемотивов овладения устной речью, достижения высоких результатов в области еевосприятия и воспроизведения, активной устной коммуникации;

·                  развитиемотивов постоянного пользования средствами электроакустической коррекции,навыков их применения.

Метапредметные результаты:

·                  овладениеспособностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поискасредств ее осуществления;

·                  освоениеспособов решения проблем творческого и поискового характера;

·                  формированиеумения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболееэффективные способы достижения результата;

·                  формированиеумения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способностиконструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

·                  освоениеначальных форм познавательной и личностной рефлексии;

·                  использованиезнаково-символических средств представления информации для создания моделейизучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

·                  активноеиспользование речевых средств и средств информационных и коммуникационныхтехнологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

·                  овладениенавыками смыслового чтения;

·                  овладениелогическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации породовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,отнесения к известным понятиям;

·                  желаниеи умения вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомыхобучающимся типичных жизненных ситуациях; готовность возможность существованияразличных точек зрения и права каждого иметь свою; готовность давать оценкусобытий, поступков людей, излагать свое мнение;

·                  готовностьконструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон исотрудничества;

·                  овладениеначальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явленийдействительности (природных, социальных, культурных, технических и других) всоответствии с содержанием учебного предмета;

·                  овладениебазовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связии отношения между объектами и процессами;

·                  применениеречевых средств при решении коммуникативных и познавательных задач в различныхвидах деятельности;

·                  готовностьк наблюдению и участию в различных видах учебной и внеурочной деятельности, втом числе музыкально-ритмической деятельности.

Предметные результаты:

·                  развитиевозможностей слухового и слухозрительного восприятия речи и навыков ихиспользования в коммуникации;

·                  различение,опознавание на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек); определение наслух количества звуков, продолжительности их звучания (кратко, долго),характера звуковедения (слитно, неслитно), темпа (нормальный, быстрый, медленный),громкости (нормально, громко, тихо), ритмов, высоты звучания (высокая,средняя, низкая)

·                  восприятиеслухозрительно и на слух знакомого и необходимого в общении на уроках и вовнеурочное время речевого материала – относящегося к организации учебнойдеятельности, а также связанного с изучением учебных предметов (фраз,слов, словосочетаний);

·                  восприятиеи воспроизведение текстов диалогического и монологического характера,отражающих типичные ситуации общения в учебной и внеурочной деятельности;

·                  произнесениеотработанного речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, внормальном темпе, достаточно внятно, естественно и эмоционально, реализуясформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационнойструктуры речи, используя естественные невербальные средства коммуникации(мимику лица, позу, пластику и т.п.), соблюдая речевой этикет; осуществлениесамоконтроля произносительной стороны речи, знание орфоэпических правил, ихсоблюдение в речи, реализация в самостоятельной речи сформированных речевыхнавыков;

·                  восприятиена слух и словесное определение неречевых звучаний окружающего мира: социальнозначимых городских и бытовых шумов, шумов транспорта, голосов животных, шумов,связанных с явлениями природы и др.;

·                  применениеприобретенного опыта в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыкахустной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности, в томчисле совместной со слышащими детьми и взрослыми;

·                  развитиеэмоционального восприятия музыки (в исполнении учителя, в аудиозаписи ивидеозаписи), умений в словесной форме определять ее характер, жанр; пониманиевыразительной и изобразительной функций музыки

·                  осуществлениесамоконтроля произносительной стороны речи;

·                  освоениесловарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей и чувств впроцессе речевого общения; развитие связной устной речи;

·                  различениеи опознавание разговора, пения и музыки, а также мужского, женского и детскогоголосов, количество звучащих голосов (один или несколько);

·                  различениеи опознавание звучаний музыкальных инструментов (игрушек);

·                  знаниеназваний произведений, танцев, песен, музыкальных инструментов и др.

 

6.                Содержаниеучебного предмета

Содержание работы по развитию слухового восприятияречи, неречевых звучаний, музыки закладывает основы представлений слабослышащихо многообразии и богатстве мира звуков, способствует формированию исовершенствованию навыков восприятия и воспроизведения ритмико-интонационнойструктуры звучащей речи, различных неречевых звучаний, музыки и шумов,формированию навыков практической ориентации в звучащем мире. Для учащихся I и II отделенияшколы для слабослышащих, позднооглохших и детей с кохлеарными имплантами содержаниеработы имеет некоторые отличия. К учащимся I отделения предъявляются болеесложные требования и, в первую очередь, по восприятию и воспроизведению устнойречи. Это обуславливается более высоким уровнем их речевого развития.

1 дополнительный класс

I. Развитиеслухового восприятия.

Развитие слухового восприятияречевых и неречевых звучаний, музыки, ритмико-интонационной структуры звучащейречи, различных шумов, формирование навыков практической ориентации в звучащеммире.

Восприятие слухозрительно и на слух(с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них, с кохлеарными имплантами)знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевогоматериала (фраз, слов, словосочетаний); восприятие и воспроизведение текстов диалогическогои монологического характера, отражающих типичные ситуации общения в учебной ивнеурочной деятельности.

Восприятие речи с помощьюзвукоусиливающей аппаратуры стационарного типа, индивидуальных аппаратов,кохлеарных имплантов.

Восприятие на слух небольшихтекстов, содержание которых близко личному опыту и наблюдениям учащихся;понимание содержания текста.

Неречевой материал содержит разныепо звучанию акустические звуки: на начальных этапах обучения это контрастныезвучания (высокочастотные – низкочастотные); на последующих этапах обучения –близкие в частотном диапазоне. Подбор неречевых звучаний, так же, как иречевых, производится по темам: «Звуки природы», «Транспорт», «Дикие животные»,«Домашние животные», «Музыкальные игрушки», «Бытовые шумы» и т. д.

Применение приобретенного опыта ввосприятии неречевых звуков окружающего мира и навыках устной коммуникации вучебной и различных видах внеурочной деятельности, в том числе совместной сослышащими детьми и взрослыми.

Восприятие и различение на слухмузыки. Формирование первоначальных знаний о музыке; формирование первичныхзнаний о композиторах.

Восприятие иразличение на слух речи.

Восприятие на слух с помощьюстационарной звукоусиливающей аппаратуры, FM–системы и без неё (на оптимальномдля обучающихся расстоянии) знакомого по значению речевого материала (слов,словосочетаний, фраз):

— обиходно-разговорного характера,относящегося к организации учебной деятельности. Работая над различением речина слух учить: различать имена и фамилии обучающихся, простейшие приказания ипоручения; вопросы; целевые установки (будем слушать, будем говорить, будем игратьи т.д.);

— относящегося к изучениюобщеобразовательных предметов.

Работая над ритмико-интонационнойструктурой речи учить:

— определять темп и характер речиучителя (громко, тихо, быстро, медленно;

— различать и воспринимать ритмпростейших слогосочетаний типа: та, па, таТА, Папа,таТАта, папаПА, Татата ит.д.;

— определять и воспроизводить ритм словиз выше перечисленных тем;

— определять количество слогов всловах, устанавливать их последовательность (односложные, двухсложные,трёхсложные слова) из изучаемых тем;

— воспринимать речевой материал с электронногоносителя (сказки, стихи, рассказы).

Примерный материал для восприятия:

Русскаянародная сказка «Колобок».

Ш.Перро «Красная шапочка».

Восприятие и различение на слух неречевыхзвучаний.

Воспринимать и различать на слухнеречевые звучания (музыкальные игрушки, шумы):

— определять источник звучания спомощью музыкальных игрушек: барабан – дудка, гармонь – бубен, металлофон –свисток, звучащие игрушки;

— определять направление звука (спереди,сзади, справа, слева);

— определять число звуковыхсигналов и воспроизведения их количества на инструменте (барабане, металлофоне,бубне и т.д.);

— воспроизводить силу звучанияинструмента;

— воспроизводить долготу икраткость звучания;

— различать и воспроизводить слитноеи прерывистое звучание;

— различать шумы (в количестве 2-4)по темам: «Звуки природы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Бытовые шумы»,«Музыкальные игрушки», «Транспорт».

Восприятие иразличение музыки.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

1. Восприятие и различение музыки,песен. Обучающиеся должны научиться:

— различать музыкальные ритмы(марш, вальс, польку), сопровождать их прослушивание движением, дирижированием;

— различать характер музыкальныхритмов: весёлый — грустный, быстрый – медленный, громкий – тихий, плавный – резкий;

-отличать музыку от песни.

Примерный музыкальный материал дляслушания:

В.А.Моцарт. Менуэт.

Ф.Шопен. Осенний вальс.

М.Блантер, сл. М. Исаковского. Колыбельная.

С.Прокофьев.Сказочка.

2. Восприятие и различение песен.

Примерный материал:

Песни В. Шаинского «Белые кораблики», «Белочка», Л.Бекман, сл. Р. Кудряшовой. «В лесу родилась ёлочка».

 

 

II. Техникаречи.

Работа над техникой речи включаетвыработку умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяясинтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударениясообразно изменению формы слова. Формирование произносительной стороны речивключает отработку правильного произношения звуков речи и их сочетаний всловах; дифференцированное произношение звуков в слогах и словах, дифференцированноепроизношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения. Произнесениеотработанного речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, внормальном темпе, достаточно внятно и естественно, эмоционально, реализуясформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационнойструктуры речи, используя естественные невербальные средства коммуникации(мимику лица, позу, пластику и т.п.), соблюдая речевой этикет; осуществлениесамоконтроля произносительной стороны речи, знание орфоэпических правил, ихсоблюдение в речи, реализация в самостоятельной речи сформированных речевыхнавыков.

1 класс.

I. Развитие слухового восприятия.

Развитие слухового восприятия речевых и неречевыхзвучаний, музыки, ритмико-интонационной структуры звучащей речи, различныхшумов, способствующее формированию навыков практической ориентации в звучащеммире.

Восприятие слухозрительно и на слух (с индивидуальнымислуховыми аппаратами и без них, с кохлеарными имплантами) знакомого инеобходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала(фраз, слов, словосочетаний); восприятие и воспроизведение текстовдиалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуацииобщения в учебной и внеурочной деятельности.

Восприятие речи с помощью звукоусиливающей аппаратурыстационарного типа, индивидуальных аппаратов, кохлеарных имплантов.

Восприятие шепотной речи (со слабослышащими I и II степени,а также кохлеарноимплантированными обучающимися) на слух (без слухового аппарата,с кохлеарным имплантом).

Восприятие на слух небольших текстов, содержаниекоторых близко личному опыту и наблюдениям учащихся; понимание содержаниятекста и выделение его главной мысли. Восприятие на слух фраз, содержащихнезнакомые слова, словосочетания; восприятие на слух текстов с незнакомыми позначению словами, разъясняемыми контекстом. Восприятие на слух информации порадио, телевидению.

Неречевой материал содержит разные по звучаниюакустические звуки: на начальных этапах обучения это контрастные звучания(высокочастотные — низкочастотные); на последующих этапах обучения – близкие вчастотном диапазоне. Подбор неречевых звучаний, так же, как и речевых,производится по темам: «Звуки природы», «Транспорт», «Дикие животные»,«Домашние животные», «Музыкальные игрушки», «Домашние птицы», «Зимующие птицы»,«Насекомые», «Бытовые шумы» и т. д.

Применение приобретенного опыта в восприятии неречевыхзвуков окружающего мира и навыках устной коммуникации в учебной и различныхвидах внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми ивзрослыми.

Восприятие и различение на слух музыки. Формированиепервоначальных знаний о музыке; опыта хорового исполнительства (во времяречитативного пения); формирование первичных знаний о композиторах.

Восприятие и различение на слух речи.

Восприятие на слух с помощью стационарнойзвукоусиливающей аппаратуры и без неё (на оптимальном для обучающихся расстоянии)знакомого по значению речевого материала (слов, словосочетаний, фраз):

— обиходно-разговорного характера, относящегося корганизации учебной деятельности. Работая над различением речи на слух учить:различать имена и фамилии обучающихся; простейшие приказания и поручения;вопросы; целевые установки (будем слушать, будем говорить, будем играть и т.д.)

— относящегося к изучению общеобразовательныхпредметов.

Работая над ритмико-интонационной структурой речиучить:

— определять темп и характер речи учителя (громко,тихо, быстро, медленно;

— различать и воспринимать ритм простейшихслогосочетаний типа: та, па, таТА, Папа,таТАта, папаПА, Татата и т.д.;

— определять и воспроизводить ритм слов из вышеперечисленных тем;

— определять количество слогов в словах, устанавливатьих последовательность(1-4-сложные слова) из выше перечисленных тем;

— определять начало и конец словосочетаний,предложений;

— воспринимать речевой материал с электронногоносителя (сказки, стихи, рассказы).

Примерный материал для восприятия:

В.Сутеев «Кто сказал «мяу?»

Русскаянародная сказка «Лиса и журавль».

Восприятие и различение на слух неречевыхзвучаний.

Воспринимать и различать на слух неречевые звучания(музыкальные игрушки, шумы):

— определять источник звучания с помощью музыкальныхигрушек: барабан – дудка, гармонь – бубен, металлофон – свисток, звучащиеигрушки;

— определять направление звука (впереди, сзади,справа, слева);

— определять число звуковых сигналов и воспроизведенияих количества на инструменте (барабане, металлофоне, бубне и т.д.);

— воспроизводить силу звучания инструмента;

— воспроизводить долготу и краткость звучания;

— различать и воспроизводить слитное и прерывистоезвучание;

— различать шумы (в количестве 2-4) по темам: «Звукиприроды», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Дикиептицы», «Музыкальные игрушки», «Транспорт».

Восприятие и различение музыки.

1. Восприятие и различение музыки, песен. Обучающиесядолжны научиться:

— различать музыкальные ритмы (марш, вальс, польку),сопровождать их прослушивание движением, дирижированием;

— различать характер музыкальных ритмов: весёлый –грустный, быстрый – медленный, громкий – тихий, плавный – резкий;

— отличать музыку от песни.

Примерный музыкальный материал для слушания:

П. Чайковский. Времена года («Октябрь», «Январь»,«Апрель»).

П. Чайковский. Детский альбом («Болезнь куклы», «Маршдеревянных солдатиков», «Баба Яга»).

Т. Попатенко, сл. Н. Найдёновой. «Песенки загадки озверях».

Э. Григ. Птичка.

Е. Камбурова, сл. А. Барто. «Песенки для малышей»:«Кораблик», «Зайка», «Грузовик», «Бычок», «Мишка», «Слон».

Ф. Шопен. Вальс.

П. Чайковский. Полька.

С. Прокофьев. Марш.

М. Качурбина. Мишка с куклой.

Русская народная песня. Ах, вы сени!

2. Восприятие и различение песен.

Примерный материал:

ПесниВ. Шаинского «Антошка», «Песенка Крокодила Гены», «Улыбка». Л. Бекман, сл. Р.Кудряшовой. «В лесу родилась ёлочка».

II. Техника речи.

Работа над техникой речи включает выработку умениясамостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, припересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формыслова. Формирование произносительной стороны речи. Отработка правильногопроизношения в словах звуков речи и их сочетаний, дифференцированное произношениезвуков в слогах и словах, дифференцированное произношение звуков, родственныхпо артикуляции, в ходе их усвоения. Произнесение отработанного речевогоматериала голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе,достаточно внятно и естественно, эмоционально, реализуя сформированные навыкивоспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, используяестественные невербальные средства коммуникации (мимику лица, позу, пластику ит.п.), соблюдая речевой этикет; осуществление самоконтроля произносительнойстороны речи, знание орфоэпических правил, их соблюдение в речи, реализация всамостоятельной речи сформированных речевых навыков.

2 класс.

I. Развитие слухового восприятия.

Развитие слухового восприятия речевых и неречевых звучаний,музыки, ритмико-интонационной структуры звучащей речи, различных шумов, способствующееформированию навыков практической ориентации в звучащем мире.

Восприятие слухозрительно и на слух (с индивидуальнымислуховыми аппаратами и без них, с кохлеарными имплантами) знакомого инеобходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала(фраз, слов, словосочетаний); восприятие и воспроизведение текстовдиалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуацииобщения в учебной и внеурочной деятельности.

Восприятие речи с помощью звукоусиливающей аппаратурыстационарного типа, индивидуальных аппаратов, кохлеарных имплантов.

Восприятие шепотной речи (со слабослышащими I и IIстепени, а также кохлеарноимплантированными обучающимися) на слух (безслухового аппарата, с кохлеарным имплантом).

Восприятие на слух небольших текстов, содержаниекоторых близко личному опыту и наблюдениям учащихся; понимание содержаниятекста и выделение его главной мысли. Восприятие на слух фраз, содержащихнезнакомые слова, словосочетания; восприятие на слух текстов с незнакомыми позначению словами, разъясняемыми контекстом. Восприятие на слух информации порадио, телевидению.

Неречевой материал содержит разные по звучаниюакустические звуки: на начальных этапах обучения это контрастные звучания(высокочастотные – низкочастотные), на последующих этапах обучения – близкие вчастотном диапазоне. Подбор неречевых звучаний, так же, как и речевых,производится по темам: «Звуки природы», «Транспорт», «Дикие животные»,«Домашние животные и птицы», «Музыкальные игрушки», «Перелётные птицы»,«Зимующие птицы», «Насекомые», «Морские обитатели», «Животные Южных стран»,«Бытовые шумы» и т. д.

Применение приобретенного опыта в восприятии неречевыхзвуков окружающего мира и навыках устной коммуникации в учебной и различныхвидах внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми ивзрослыми.

Восприятие и различение на слух музыки. Формированиепервоначальных знаний о музыке; опыта хорового исполнительства (во времяречитативного пения); формирование первичных знаний о композиторах.

Восприятие и различение на слух речи.

Восприятие на слух с помощью стационарнойзвукоусиливающей аппаратуры, FM–системы и без неё (на оптимальном для обучающихсярасстоянии) знакомого по значению речевого материала (слов, словосочетаний,фраз):

— обиходно-разговорного характера, относящегося корганизации учебной деятельности. Работая над различением речи на слух учитьразличать имена и фамилии обучающихся; приказания и поручения; вопросы; целевыеустановки;

— относящегося к изучению общеобразовательныхпредметов.

Работая над ритмико-интонационной структурой речиучить:

— определять темп и характер речи учителя (громко,тихо, быстро, медленно;

— определять и воспроизводить ритм слов из вышеперечисленных тем;

— определять количество слогов в словах, устанавливатьих последовательность(1-4-сложные слова) из изучаемых тем;

— определять начало и конец словосочетаний;

— нотировать словосочетания и простые предложения сголоса учителя;

— воспринимать речевой материал с электронногоносителя (сказки, стихи, рассказы).

Примерный материал для восприятия:

Английская народная сказка «Три поросёнка», перевод С.Михалкова.

Восприятие и различение на слух неречевых звучаний.

Воспринимать и различать на слух неречевые звучания(музыкальные игрушки, шумы):

— определять источник звучания с помощью музыкальныхигрушек: барабан – дудка, гармонь – бубен, металлофон – свисток, звучащиеигрушки.

— определять направление звука (спереди, сзади,справа, слева).

— воспроизводить силу звучания инструмента.

— воспроизводить долготу и краткость звучания.

— различать и воспроизводить слитное и прерывистое звучание.

— различать шумы (в количестве 2-4-6) по темам: «Звукиприроды», «Транспорт», «Дикие животные», «Домашние животные и птицы»,«Музыкальные игрушки», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Насекомые»,«Морские обитатели», «Животные Южных стран», «Бытовые шумы» и т. д.

Восприятие и различение музыки.

1. Восприятие и различение музыки, песен. Обучающиесядолжны научиться:

— различать музыкальные ритмы (марш, вальс, польку),сопровождать их прослушивание движением, дирижированием;

— различать характер музыкальных ритмов: весёлый –грустный, быстрый – медленный, громкий – тихий, плавный – резкий;

-отличать музыку от песни;

— различать звучания музыкальных инструментов;

— различать женские, мужские и детские голоса;

— различать сольное и хоровое, а также сольное иоркестровое исполнение;

Примерный музыкальный материал для слушания:

И. Дунаевский. Марш (из кинофильма «Весёлые ребята»).

Ф. Шопен. Весенний вальс.

Т. Попатенко, сл. М. Ивенса. Скворушка прощается.

М. Глинка. Марш Черномора.

П. Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик».

С. Рахманинов. Итальянская полька.

П.Чайковский. Марш деревянных солдатиков.

С. Прокофьев. Марш.

Р. Шуман. Смелый наездник.

П. Чайковский. Камаринская.

2. Восприятие и различение песен.

Примерный материал:

ПесниВ. Шаинского «Голубой вагон», «Чебурашка», Г. Гладкова «Песня Красной шапочки»,Л. Бекман, сл. Р. Кудряшовой. «В лесу родилась ёлочка».

II. Техника речи.

Работа над техникой речи включает выработку умениясамостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, припересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формыслова. Формирование произносительной стороны речи. Отработка правильногопроизношение в словах звуков речи и их сочетаний, дифференцированное произношениезвуков в слогах и словах, дифференцированное произношение звуков, родственныхпо артикуляции, в ходе их усвоения. Произнесение речевого материала голосомнормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, достаточно внятно иестественно, эмоционально, реализуя сформированные навыки воспроизведениязвуковой и ритмико-интонационной структуры речи, используя естественныеневербальные средства коммуникации (мимику лица, позу, пластику и т.п.),соблюдая речевой этикет; осуществление самоконтроля произносительной стороныречи, знание орфоэпических правил, их соблюдение в речи, реализация всамостоятельной речи сформированных речевых навыков.

 

7.     Тематическое планирование

 

№ п/п

Разделы программы

Количество часов по классам

1 доп.

1

2

1

Развитие слухового восприятия

Восприятие и различение на слух речи

16

15

13

Восприятие и различение на слух неречевых звучаний

32

37

39

Восприятие и различение музыки

18

14

18

2

Техника речи

в течение года на каждом уроке

 

Итого

66

66

70

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет