X-PDF

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования с детьми от 3-4 лет в группах общеразвивающей направленности на 2022-2023 учебный год

Поделиться статьей

Муниципальноеавтономное дошкольное образовательное учреждение

«Детскийсад комбинированного вида № 51 «Родничок»»

Малышевскогогородского округа

 

 

 

 

 

 Принято Методическим советом                                  Утверждено

 Протокол № _____от ____________                                Приказ №___от____________

 Председатель Методического совета                             Заведующий МБДОУ № 51

 ______________    А.Н Пайкова                                       _____________М.В.Осина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГАММА

 

по реализации основной образовательной программыдошкольного образования с детьми от 3 до 4 лет в группах общеразвивающейнаправленности на 2021-2022 учебный год

                                              

 

 

 

 

 

 

                                                                                       

 

 

                    

Составлена на основе учебно-методическихматериалов Примерной основной образовательной программы дошкольного образования«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой ,одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общемуобразованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)

 

 

 

 

Структура рабочейпрограммы.

     

      I..Целевойраздел.

1. Пояснительнаязаписка:

 1.1.Нормативнаябаза

 1.2.Цели и задачиреализации рабочей программы

 1.3.ПринципыПрограммы

1.4 Характеристикагрупп

II.Планируемыерезультаты освоения программы

III.Содержательныйраздел

Содержаниепсихолого-педагогической работы по образовательным областям

3.1 Образовательнаяобласть « Социально-коммуникативное развитие»

3.2Образовательная область « Познавательное развитие»

3.3.Образовательнаяобласть «Речевое развитие»

3.4.Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие»

3.5.Образовательнаяобласть « Физическое развитие»

IV.Организационныйраздел

4.1.Организациярежима пребывания детей

4.2.Объём нагрузкина неделю

4.3Календарно-тематический план

4.4.Организацияпредметно-развивающей среды. Основные требования к организации среды.

4.5 Список литературы(основная литература)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I .Целевой раздел образовательной программы

                           1. Пояснительная записка.

  1.1 Нормативные документы.

       Основная образовательная программа  этонормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующийспецифику содержания образования, особенности организациивоспитательно-образовательного процесса.

Программа разработана всоответствии:

·    С действующим Федеральным Законом «Обобразовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012 г.;

·       Федеральным Государственным образовательнымстандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФот 17 октября 2013 года, № 1155);

·       «Порядком организации и осуществленияобразовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерстваобразования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014);

·       СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями идополнениями); с учетом Примерной образовательной программой дошкольногообразования от 20.05.2015 года № 2/15, 

·       Примерной общеобразовательной программойдошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой2014г.,

·        Уставом МАДОУ № 51.

 

1.2.Цели и задачи реализации рабочейпрограммы:

 

Целью Программы является проектированиесоциальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственнойсреды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержкуиндивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскуюдеятельность и другие формы активности.

Задачи:

— обеспечить охрану и укреплениефизического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональногоблагополучия;

—  обеспечить условия для  равных возможностейдля полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детстванезависимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченныхвозможностей здоровья);

—  обеспечить  преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательныхпрограмм различных уровней (далее — преемственность основных образовательныхпрограмм дошкольного и начального общего образования);

— создать  благоприятные условияразвития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностямии склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенкакак субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

— объединить обучение и воспитаниев целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных исоциокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения винтересах человека, семьи, общества;

— обеспечить  формирование общейкультуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитияих социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физическихкачеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,формирования предпосылок учебной деятельности;

— обеспечить  вариативность иразнообразие содержания Программ и организационных форм дошкольногообразования, возможности формирования Программ различной направленности сучетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

— обеспечить формированиесоциокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,психологическим и физиологическим особенностям детей;

— обеспечить  психолого-педагогическую  поддержкусемьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросахразвития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

         Программа включает обязательную часть ичасть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являютсявзаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требованийФедерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования (далее – ФГОС ДО).Объем обязательной части основной образовательнойпрограммы должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Объем частиосновной образовательной программы, формируемой участниками образовательныхотношений, должен составлять не более 40% от ее общего объема.

       

1.3. Принципы Программы

                                                              

Эффективность решения данных задач зависит от правильного подборапринципов, походов, методов в воспитании и развитии детей. Построениеобразовательного процесса ДОУ осуществляется с учётом  следующих принципов:

·Принцип индивидуализации — построение образовательного процесса, в которомучитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка.

·Принцип активности – построение такого образовательного процесса, вкотором ребенок ставится в активную позицию познания окружающего мира, самостоятельном поиске способов установления взаимодействия с окружающимилюдьми на основе общепринятых норм и правил, соблюдению общечеловеческихценностей.

·Принцип  интеграции – решение   задач программы  в системе всего образовательного  процесса и всех видов деятельности, обеспечивающихпроникновение одних элементов в другие, создавая подвижность, гибкостьобразовательному пространству.

·Принцип гуманизации – утверждающий непреходящие ценности общекультурногочеловеческого достоинства, обеспечивающий каждому ребенку право на свободу,счастье и развитие способностей.

·Принцип преемственности – предполагающий  обогащение средств, форм и методоввоспитания, предопределяет характер связи между элементами педагогическогопроцесса в ДОУ и стилем воспитания в семье.

·Принцип диалогичности – предполагающий, что только в условиях субъект-субъектных отношений возможно формирование   гуманной личности, нацеленна оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.

·Принцип культуросообразности – предполагающий  ориентацию на потребностиобщества и личности ребенка, адаптацию детей к современным условиям жизниобщества, приобщение детей к традициям народной культуры, дополненнымрегиональным компонентом.

·Принцип вариативности содержания образования предполагает возможностьсуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения ивоспитания.

·Принцип сбалансированности совместной деятельности взрослых и детей,самостоятельной деятельности детей в непосредственно-образовательнойдеятельности и в проведении режимных моментов.

·Принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия своспитанниками.

·реализация Программы в формах, специфическихдля детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной иисследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающейхудожественно-эстетическое развитие ребенка.

·полноценное проживание ребенком всех этаповдетства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение(амплификация) детского развития;

·приобщение детей к социокультурным нормам,традициям семьи, общества и государства;

·формирование познавательных интересов ипознавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

·возрастная адекватность дошкольногообразования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностямразвития);

·учет этнокультурной ситуации развития детей.

Вышеперечисленные принципы

·предусматривают решение программных образовательныхзадач в совместной деятельности  взрослого и детей и самостоятельнойдеятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и припроведении режимных моментов;

·предполагают построение образовательного процесса наадекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы сдошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.

·построение дополнительной образовательнойдеятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при которомсам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольногообразования);

·содействие и сотрудничество детей и взрослых,признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

·поддержка инициативы детей в различных видахдеятельности;

сотрудничество ДОУ с семьей

 

 

 

1.4. Характеристика группы

 

                 Возрастные особенностидетей 3 — го года жизни

       

         На третьем году жизнидети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметнаядеятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуютсявосприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры,наглядно-действенное мышление.

         Развитие предметнойдеятельности связанос усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваютсядействия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развиваетпроизвольность, преобразуя натуральные формы активности в

культурные на основе предлагаемойвзрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, нои образца, регулирующего собственную активность ребенка. Интенсивно развиваетсяактивная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматическиеструктуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослымиспользуют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общенияребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые видыдеятельности: игра, рисование, конструирование.

         Игра носит процессуальный характер,главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближеннымик реальности. В середине третьего года жизни появляются действия спредметами-заместителями.

         Появление собственно изобразительнойдеятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулироватьнамерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человекав виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

         К третьему году жизни совершенствуютсязрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочновыполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величинеи цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие,прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родногоязыка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышлениястановится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемныеситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этоговозраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимостьчувств и желаний отситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состояниемсверстников.

         Ребенок 2-3 лет очень эмоционален,однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одногоэмоционального состояния на другое. Маленький ребѐнок обучается только тому, что егозаинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому ондоверяет. У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляцииорганизма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижениюэффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребѐнок не выспался, ему холодно илижарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Общение у детей носитситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребѐнку необходимо индивидуальноевнимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятиякратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но скаждым ребѐнком вотдельности.

         Обучение в этом возрастепроисходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражанияприятному взрослому. Сверстник ещѐ не представляет для малыша особогоинтереса и рассматривается им как ещѐ один предмет. Дети играют «рядом, но невместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательныхэмоций. Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитиезависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ль онаразнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различнымипредметами. Речь находится на стадии формирования. Обучение эффективно толькона фоне психоэмоционального комфортного состояния. Внимание, мышление, память -непроизвольны.

         Однако в этот периодначинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитиеморудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда,начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией сименем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенокосознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У негоформируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательныхпроявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др.Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

 

 

Младший дошкольный возрастхарактеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития.Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; болееразнообразными и координированными становятся движения. С 3–4 лет происходятсущественные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношенияхс окружающими: взрослыми и сверстниками.

         Ведущий виддеятельности вэтом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

         Наиболее важноедостижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретаютцеленаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании,конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действоватьв соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивостивнимания, не сформированности произвольности поведения ребенок быстроотвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярковыражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенноважную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является дляребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ниммалыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательныепотребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес кобщению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединениядетей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им своеповедение.

         В этом проявляетсяинтерес маленького человека к миру взрослых, которые выступают для него вкачестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместныеигры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом.Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательногоотношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности ксопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании,конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов,развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Трехлетний ребенок способен ужене только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятыепредставления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы,величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которымисопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

         Преобладающей формоймышления становится наглядно-образное, т.е. от манипулирования объектами ребѐнок способен перейти кманипулированию представлениями и образами. Ребенок оказывается способным нетолько объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но иусваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда,мебель). Он познаѐтто, что видит перед собой в сию минуту. В основе таких представлений лежит невыделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих вобщую ситуацию или имеющих общее назначение.

         Резко возрастаетлюбознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения вразвитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляютсяэлементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточноразвернутых высказываниях.

         Достижения впсихическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенныхсдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения,основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровойформе организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнениеопределенного задания. В данном возрасте сохраняется непроизвольный характеросновных психических процессов — внимания, памяти, мышления, а такжепотребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общениястановится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребѐнка в первую очередь как партнѐр по интересной совместнойдеятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, посколькуещѐ невполне владеет, с ним речью трудно согласовать намерения и построить плансовместной деятельности.

 

 II. Планируемыерезультаты освоения Программы

 

    К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующиесоциально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений     ребенка.

 

К трём годамребенок:

интересуется окружающими предметами, активно действуетс ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические,культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов(ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляетнастойчивость в достижении результата своих действий;

стремится к общению и воспринимает смыслы в различныхситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях,умеет действовать согласованно;

владеет активной и пассивной речью: понимает речьвзрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающихпредметов и игрушек;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за ихдействиями и подражает им.  Взаимодействие с ровесниками окрашено яркимиэмоциями;

в короткой игре воспроизводит действия взрослого,впервые осуществляя игровые замещения;

проявляет самостоятельность в бытовых и игровыхдействиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;

любит слушать стихи, песни, короткие сказки,рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональныйотклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные видыдеятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);

с удовольствием двигается – ходит, бегает в разныхнаправлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание,лазанье, перешагивание и пр.).

 

III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

Содержание психолого-педагогической работы

Непосредственно образовательная деятельностьпредставляет собой

организованное обучение в форме игровой деятельности.

Образовательные области

         В соответствии сфедеральными государственными образовательными стандартами (приказ МО и наукиРФ № 1155 от 17.10.2013г.) организация образовательного процесса в учреждении предполагает воспитание, обучение и развитие детей внепосредственно-образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемойв ходе режимных моментов и в свободной самостоятельной деятельности детей втечение всего дня.

         Содержание программыреализуется через организацию образовательной деятельности по следующимобразовательным областям и их интеграцию:

1. «Социально-коммуникативноеразвитие»

2. «Познавательноеразвитие»

3. «Речевое развитие»

4.«Художественно-эстетическое развитие»

5. «Физическоеразвитие».

         Организацияобразовательной деятельности в ДОУ включает в себя обязательную часть и часть,формируемую участниками образовательных отношений.

 

         Обязательная частьпрограммы обеспечиваетреализацию в учреждении примерной общеобразовательной программы дошкольногообразования «От рождения до школы» (Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой)по образовательным областям и составляет не менее 60% от общего объемареализации образовательной программы ДОУ.

         Реализация содержанияобязательной части программы призвано обеспечить достижение планируемыхнепосредственных (ранний возраст) и долгосрочных (на этапе завершениядошкольного образования) результатов освоения программы, а также необходимый идостаточный уровень развития детей для успешного обучения к школе.

 

         Вариативная часть,формируемая участниками образовательных отношений представлена в образовательной программевыбранными и разработанными самостоятельно участниками образовательныхотношений программы (парциальные программы, авторские программы), технологии(методики) по образовательным областям, направленные на развитие детей, которыесоставляет не более 40% от общего объема реализации образовательной программыДОУ. Выбор ниже представленных программ и технологий обусловленаобразовательными потребностями, интересами и мотивами детей, родителей иориентирована на специфику региональных, климатических условий, в которыхосуществляется образовательная деятельность, возможностей ДОУ, педагогическогоколлектива.

 

3.1.Образовательная область«Социально-коммуникативное развитие»

 

 

Первая младшая группа (2 -3 года)

 

Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей раннего возраста. 

 

 

Задача: обеспечить психолого- педагогическое сопровождение образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей раннего возраста.

Направление деятельности

Формы работы

Целевые ориентиры

 

Развитие игровой деятельности

Сюжетно – ролевые игры:

— формирование интереса к игровым действиям;

— навыки ролевого поведения;

— игровые действия и сюжет;

— сюжетные действия и роль.

 

Подвижные игры

— игры с простым содержанием;

— игры с ходьбой, бросанием, катанием.

 

Театрализованные игры

— опыт общения с персонажем;

-игры – действия со звуками;

— игры на подражание движений животных и птиц;

— игры малых фольклорных форм.

 

Дидактические игры

— сбор пирамидки;

— геометрические мозаики;

-тождество и различие однородных предметов;

Игры на развитие внимания, памяти, сенсорных эталонов.

 

 

Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

—  опыт доброжелательных отношений

воспитание любви к родителям и близким людям.

 

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

-образ «Я», семья, детский сад, родная семья.

 

Труд

порядок одевания и раздевания;

— простейшие  трудовые действия.

 

Безопасность

-опасные ситуации и способы поведения в них;

— правила безопасности дорожного движения.

 

 Формирование предпосылок экологического сознания

-способы взаимодействия с растениями и животными.

 

 

— игра, чтение, беседа;

 

— игровые упражнения;

 

— рассматривание;

 

— праздник;

 

-поручения;

 

— совместные игры со сверстниками и взрослыми;

 

— сезонная деятельность на участке.

 

— ребенок обладает элементарными правилами поведения во время еды, умывания;

 

— ребенок соблюдает правила вежливости;

 

-ребенок использует специфические,  культурно- фиксированные действия;

 

 — ребенок знает назначение бытовых предметов;

 

-ребенок включается в общение со сверстниками, взрослыми;

 

 

 

 

 

3.2.Познавательное развитие.

 

         Познавательное развитие предполагаетразвитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;формирование познавательных действий, становление сознания; развитиевоображения и творческой активности; формирование первичных представлений осебе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношенияхобъектов

окружающего мира (форме, цвете, размере,материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малойродине и Отечестве представлений о социокультурных ценностях нашего народа, оботечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, обособенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

 

Основные цели и задачи

         Развитиепознавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширениеопыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательностии познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становлениесознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичныхпредставлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектовокружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе,причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти,наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные,существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; уменияустанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшиеобобщения.

         Приобщение к социокультурнымценностям. Ознакомление сокружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостнойкартины мира.

         Формирование первичных представленийо малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашегонарода, об отечественных традициях и праздниках.

         Формирование элементарныхпредставлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран инародов мира.

         Формирование элементарныхматематических представлений. Формированиеэлементарных математических представлений, первичных представлений об основныхсвойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере,количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

         Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями.Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природнымиявлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразиипланеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений.Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь,охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека наЗемле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вестисебя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

 

 

 

Первая младшая группа, ранний возраст (2 – 3 года)

 

 

 

 

Цель:

 

создание условий для формирования  представлений об объектах окружающего мира   (форма, цвет, размер, материал)

 

 

 

Задача:

 

обеспечение психолого- педагогической поддержки для формирования элементарных математических представлений

Направление деятельности

Формы работы

Целевые ориентиры

 

Количество:

— группы однородных предметов;

— различение количества предметов (один – много).

 

Величина:

— предметы контрастных размеров (больший – меньший)

 

Форма:

— различение предметов по форме (кубик, шар, кирпичик)

 

Ориентировка в пространстве:

— освоение окружающего пространства: группа, участок, спальня, игровая и т.д.

 

— рассматривание;

 

— наблюдение;

 

— игра – экспериментирование;

 

— исследовательская деятельность;

 

— развивающая игра;

 

— экскурсия;

 

— ситуативный разговор;

 

— беседа;

 

— проблемная ситуация;

 

— сенсорный и интеллектуальный

тренинги

 

— ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;

 

— стремится проявлять настойчивость, действуя с предметами контрастных размеров

 

 

 

3.3. Речевое развитие

         Речевое развитие включает владениеречью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитиесвязной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитиеречевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формированиезвуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.06%
НЕТ
40.94%
Проголосовало: 1109

Основные цели и задачи

         Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми идетьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия сокружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей:грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм;формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладениевоспитанниками нормами речи.

         Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитиелитературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественныепроизведения, следить за развитием действия.

 

 

 

Первая младшая группа, ранний возраст (2 – 3 года)

Цель, задача

Направления деятельности

Формы  работы

Целевые ориентиры

 

Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего возраста.

 

Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего возраста.

 

Развитие всех компонентов устной речи

 

-ребенок включен в общение;

-ребенок может обращаться с вопросами и  просьбами;

— ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам;

— ребенок сопровождает речью игровые движения;

— ребенок слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

 

Формирование словаря:

— существительные, обозначающие названия игрушек;

— глаголы, обозначающие трудовые действия;

-прилагательные, обозначающие цвет ,величину, вкус, температуру предметов.

Звуковая культура речи:

— изолированные гласные и согласные звуки;

-артикуляция и голосовой аппарат;

— речевое дыхание, высота и сила голоса.

Грамматический строй речи:

— грамматическая структура речи;

— согласование существительных и местоимений с глаголами;

— вопросительные слова.

 

 

— рассматривание;

— ситуативное общение;

-игровая ситуация;

— дидактическая игра;

— беседа;

— интегративная деятельность;

-хороводные игры с пением;

— чтение;

— обсуждение;

— рассказ;

-игра;

-обсуждение;

 

Чтение  художественной  литературы

 

Формирование интереса и потребности в чтении:

чтение художественных и познавательных книг;

рассматривание рисунков в книгах;

-договаривание слов, фраз при чтении.

 

чтение;

— рассматривание;

— сопровождение произведений игровыми действиями;

-игра;

 -беседа.

 

 

Художественно-эстетическоеразвитие предполагаетразвитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведенийискусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;становление эстетического отношения к окружающему миру; формированиеэлементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественнойлитературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественныхпроизведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

 

Основные формы, методы, средства развитиямузыкально-творческой деятельности детей

         Одной из форм организации процесса музыкально-творческогоразвития детей  дошкольного возраста являются музыкальные занятия, которыемогут проводиться в партнерском взаимодействии педагога со всей группой(фронтально) или с подгруппой (что является наиболее предпо­чтительнымвариантом) детей.

         Кроме музыкальных занятий, особое внимание уделяется организациисвободной, самостоятельной музыкальной деятельности детей, которая включаетв себя:

• проведение музыкально-дидактических игр наразвитие  музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, ладового чувства,тембрового и динамического восприятия; творческих и музыкально-двига­тельныхигр;

• организацию музыкально-творческих игр-забав,игр-импровизаций, игр-хороводов, включающих исполнение на детских музыкальныхинструментах;

• танцевальные импровизации с использованиемсюжетного оформления;

• чтение сказок с выполнениеммузыкально-творческих за­даний.

         Предусматривается также и организация музыкальной среды всемье.Она заключается в информировании родителей относительно задач,содержания, средств музыкально-творческого развития детей на каждый месяц ирекомендациях совместного посещения детьми и родителями раз­личных концертовдля детей (в детских музыкальных школах, концертных залах), вовлечениеродителей в подготовку и проведение праздников, развлечений, а также впосещении детских музыкальных спектаклей в театрах, в формировании у родителейумения выстраивать собственную оценочную деятельность в ходе наблюдения задостижениями ребёнка в музыкально-творческой деятельности.

         Независимо от формы организации образовательной деятельности, методыи приемы музыкального развития используются в ком­плексе:

         Словесные методы

·       объяснения

·       указания

·       вопросы

·       словесные приёмы(словесные инструкции, сюжетные рассказы, пояснения, беседы, команды)

         Практические методы или методы упражнений

игровые приёмы;

многократное повторение трудных местили всего произведения в целом;

сочетание приёмов: практический +наглядный методы (упражнение детей по показу взрослого); наглядный + словесный(показ и объяснение педагога); словесный + практический (объяснение педагога иупражнение детей); тактильно-мышечная наглядность + упражнение (индивидуальнаяпомощь педагога «слабым» детям, которые не справляются в силу своихпсихофизических особенностей или пропуска занятий); наглядность + упражнение(постепенное включение всех детей в пляску).

метод рассказа: используется чащевсего в вводной части занятия при введении детей в сюжетную основу;

объяснение: необходимо для обучениядетей игре на детских музыкальных инструментах, различным способамзвукоизвлечения;

наглядные методы: использованиеиллюстраций, сюжетных игрушек, наглядных материалов (карточек, схем,пиктограмм) для развивающих заданий, упражнений;

музыкальные иллюстрации: зависят отсюжетного наполнения занятия или другой музыкально-творческой деятельности,подби­раются в соответствии с возрастным уровнем восприятия детьми музыки;

игровые методы (игровые ситуации имузыкально-развива­ющие игры) наиболее часто используются на занятиях и приорга­низации работы вне занятий.

 

         Наглядные методы

         Наглядно-слуховые приёмы:

·     исполнение музыкального произведения, пениемузыкального руководителя, воспитателя, ребёнка;

·     слушание инструментальной и вокальной музыки(аудиозапись);

·     использование разнообразных видов фольклора(словесного, певческого, инструментального, игрового и т. д.);

·     использование в качестве наглядностимузыкальных инструментов (металлофона, барабана, бубна, погремушек и т. д.).

         Наглядно-зрительные приёмы:

·   показ педагогом разнообразных приёмов исполнения повсем видам музыкальной деятельности;

·   показ приёма детьми, которые хорошо его освоили;

·   «сравнительный показ». Педагог даёт правильный инеправильный показ выполнения движения, правильное исполнение дети могутотметить хлопками;

·   показ педагога с утрированными ошибками, с дальнейшимправильным исполнением детьми;

·   наглядные пособия: иллюстрации, картины,музыкально-дидактические игры, видеофильмы, игрушки; всевозможные пособия иатрибуты (султанчики, листочки, платочки и т. д.)

·   тактильно-мышечная наглядность. Индивидуальная помощьпедагога для принятия правильного исходного положения или при выполнении тогоили иного движения.

          Приёмы, активизирующие эмоциональнуюотзывчивость:

·     использование игровых мотиваций;

·     сказок, стихотворений, загадок, пословиц,поговорок, закличек,  потешек, примет и т.д.;

·     обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игрыи творческой деятельности использование сюрпризных моментов;

·     включение игровых и сказочных персонажей;

·     использование музыкального сопровождения,соответствующего характеру осуществляемой деятельности, её темпу и содержанию;

·     использование художественного слова: короткихпознавательных рассказов;

·     предоставление детям возможности сделатьсамостоятельный выбор: материалов, способов действий, партнёров и т.д.;

·     претворение полученных музыкальных впечатленийв самостоятельной игровой деятельности передача, имитация через движение;

·     поощрение детей за внимательность,доброжелательность, сотрудничество;

·     использование синтеза искусств: музыка,художественное слово, изобразительное искусство.

 

 

 Содержаниеобразовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию (музыка)

 

 

 

 

Первая младшая группа,  ранний возраст (2-3 года)

Цель: создание условий для эмоционального развития и восприятия музыкально – художественной деятельности, приобщения к музыкальному искусству.

 

Задача:  обеспечить психолого – педагогическое сопровождение музыкально – образовательного процесса для музыкального  развития детей.

Слушание (восприятие)

Пение

Музыкально – ритмические движения

Игра на детских музыкальных инструментах

 

— музыка народная и классическая;

Используется

программный музыкальный материал.

 

— подпевание фраз;

Используется

программный музыкальный материал

 

— плясовые движения;

Используется программный музыкальный материал

 

— бубен, барабан. дудочка.

Используется программный музыкальный материал

 

 

 

3.5. Физическое развитие

         Образовательная область « Физическое развитие» представлена ввиде примерного содержания работы  по двум направлениям:

— физическая культура;

— здоровье.

         Направление образовательной деятельности по физическойкультуре предполагает достижение целей формирования у детей раннего идошкольного возраста интереса и ценностного отношения к занятиям физическойкультурой, которое включает в себя:

— развитие физических качеств: скоростных, силовых, гибкости,выносливости, координации;

— накопление и обогащение двигательного опыта детей, овладениеосновными движениями;

— формирование потребности в двигательной активности и физическомсовершенствовании.

         Направление  « Здоровье» в воспитательно — образовательномпроцессе предполагает:

— сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

— воспитание культурно – гигиенических навыков;

— формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

-организацию рационального питания ( второй завтрак, питьевой режим,прием овощей и фруктов в обед и полдник).

        Воспитание     потребности   в   здоровом   образе    жизни   осуществляется   совместными усилиями взрослых по следующим направлениям:
-привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
-развитие представлений о строении человеческого тела, назначение органов.
-обучение уходу за своим телом, навыки оказания элементарной помощи;
-формирование представлений о том, что полезно и что вредно организму;
-формирование элементарных представлений об окружающей среде;
-формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям;
—   развитие  потребности  семьи  (родители)  ребенка  в  здоровом  образе жизнедеятельности и    личного примера в укреплении и сохранении здоровья.

 

         Содержание физкультурно – оздоровительной работы состоит изследующих компонентов:

— гибкого  режима дня;

— утренней гимнастики;

— приема  детей на улице в теплое время года;

— двигательной активность во время прогулки;

— физкультурных занятий и физкультурных досугов;

— подвижных игр;

— музыкально – ритмических движений;

— игровых упражнений, хороводов;

— логоритмической гимнастики.

 

         Совершенствованию здоровьесберегающей  системы  в детскомсаду  способствует комплексная физкультурно-оздоровительная работа, это:

·       создание условий длядвигательной активности;

·       система формированияздоровья как триединства физического, социального, экологического инравственного здоровья;

·       система закаливания;

·       организация рациональногопитания;

·       диагностика уровняфизического развития, подготовленности, психоэмоционального состояния;

·       взаимодействие ДОУ и семьи.

         Осуществляемая практическая  деятельность совместно с  педагогами,специалистами и родителями  способствует формированию у детей культурыздоровья.

         Такие подходы позволяют создать условия, для того, чтобыребенок проявлял волевые усилия, следовал социальным нормам поведения  вигровых и подвижных  видах деятельности, соблюдал правила безопасного поведенияи личной гигиены, что является требованиями Федерального Государственногообразовательного стандарта дошкольного образования.

 

 

IV. Организационный раздел.

 

 

4.1.Организационный режим пребывания детей

 

Примерный режим дня в теплый период года

для детей от 2 до 3года

 

Режимные моменты

Время в режиме дня

2-3 года

Прием детей, игра

7.00 -8.00

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00 – 8.50

Прогулка, самостоятельная деятельность

Самостоятельная деятельность, индивидуальная работа

8.50-9.30

Подготовка и проведение игры-занятия по подгруппам

9.30-9.40-9.50

Самостоятельная деятельность, индивидуальная работа

9.50-10.10

Второй завтрак

10.10-10.20

Возвращение с прогулки, подготовка ко сну, 1-й сон

Возвращение с прогулки, водные процедуры

11.00-11.40

Подготовка к обеду, обед

11.40-12.10

Постепенный подъем, обед

Подготовка ко сну, сон

12.00-15.10

Самостоятельная деятельность

Подготовка и проведение 1 игры-занятия по подгруппам

Подготовка и проведение 2 игры-занятия по подгруппам

Возвращение с прогулки

Подготовка ко сну, 2-й сон

Постепенный подъем

15.10-15.30

Подготовка к  ужину, ужин

15.30-16.00

Самостоятельная деятельность  (игры), индивидуальная работа

16.00-16.20

Подготовка к прогулке, прогулка

16.20-16.35

Самостоятельная деятельность (игры), уход домой

16.35-19.00

 

 

 

 

Режим дня в холодный период

для детей от 3 до 4 лет

 

Режимные

моменты

Первая младшая группа

(от 3 до 4 года)

Приход детей в д/с, самостоятельная деятельность,

индивидуальная работа

7.00 — 8.00

Зарядка

 

8.00 – 8.05

Подготовка к завтраку, завтрак

8.05 – 8.40

Игры, сам.-ая

 деятельность детей

8.40 – 9.00

Организованная детская деятел.-ть, занятия со специалистами

9.00 – 10.10

Второй завтрак

10.10-10.20

Подготовка к прогулке, прогулка

10.20–11.55

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

11.55-12.10

Подготовка к обеду, обед

12.10-12.40

Подготовка ко сну, сон

12.40-15.00

Постепенный подъем, самостоятельная деятельность

15.00 – 15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25- 15.45

Игры, сам.-ная, совместная, организованная деятельность

15.45-17.25

Самостоятельная деятельность, подготовка к прогулке, прогулка, уход домой

17.25-19.00

 

 

4.3.Календарно-тематический план.

         Содержаниеобразовательной программы МАДОУ № 51 реализуется на основе комплексно –тематического принципа построения образовательного процесса.

         Темы, в рамках которыхрешаются образовательные задачи социально значимые для общества, семьи,государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей,положительное эмоциональное отношение. Комплексно – тематическое планированиепозволяет интегрировать содержание образовательных задач в различные видыдетской деятельности.

 

         

 

 

4.4.Организация развивающей предметно-   пространственной среды.

 Основныетребования к организации среды.

 

Важнейшим условиемреализации рабочей программы является создание развивающей и эмоциональнокомфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должнодоставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны бытьувлекательными.

       Важнейшие образовательныеориентиры:

        обеспечениеэмоционального благополучия детей;

        созданиеусловий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей кдругим людям;

        развитиедетской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

        развитиедетских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Адекватнаяорганизация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе,оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формируетпознавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержкудругого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию  ребенкаи становление его личности.

Важную роль в решениизадач по музыкальному воспитанию играют музыкальные инструменты, техническиесредства обучения, наглядный иллюстративный материал, дидактические пособия,фонотека.

Весь необходимыйнаглядно-методический материал подобран согласно требованиям Сан ПиНа ивозрастным особенностям дошкольников.

В музыкальном залеимеется следующее оборудование:

Техническиесредства обучения:

        Музыкальныйцентр

        Фонотека

        Видеопроектор

        Ноутбук

Наглядный материал:

     —     Иллюстрации (времена года, музыкальные инструменты, музыкальная мозаика,)

        Портретыкомпозиторов

        Театркукол бибабо

        Маски

        Театральныекостюмы

Дидактические пособия.

 

           Материально-техническое оснащение и оборудование,организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждениясоответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Имеется в достаточномколичестве мебель, игровое оборудование, дидактические игры. Подбор мебелипроводится с учетом роста детей, имеет маркировку. В ДОУ используются игрушки,безвредные для здоровья, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям иимеющие документы, подтверждающие безопасность. Пространственно-предметнаяразвивающая среда – трансформируема,  способствует обогащенному развитию ивоспитанию, отвечает потребностям детей, их интересам, помогает осуществлятькомплексный подход. Материально-техническое оснащение программы открываетвозможности многофункциональности, позволяет педагогам использовать модельвариативности для различных видов детской деятельности, а также обеспечиваеторганизацию жизни и здоровья детей в детском саду в соответствии сприоритетными направлениями.

         Предметная среда отражает содержание разнообразных видовдеятельности в соответствии с ФГОС ДО и характеризуется как безопасная,конструктивная, развивающая.

Для осуществления образовательного процесса в ДОУ имеетсяпрограммно-методическое обеспечение: программы, учебно-методические пособия,справочная и энциклопедическая литература, учебно-наглядные пособия(демонстрационный и раздаточный материал), видеотека, диагностическиематериалы.

         Информационно-методическоеобеспечение ДОУ позволяет в достаточной мере решать образовательные задачи.

Средстваобучения позволяют стимулировать познавательную деятельность детей.  Оничрезвычайно многообразны: разнообразные развивающие игры и игровые пособия,конструкторы, плакаты и альбомы, учебное видео и обучающие программы,развивающие компьютерные игры и электронные наглядные средства обучения,мультимедийные презентации, развивающие компьютерные игры, видео- и фотоматериалы,диагностические материалы и др. В детском саду имеются технические средстваобучения нового поколения: проектор, экран, ноутбуки значительно расширяющиевозможности педагогов. Характеризуются современные средства обучениядошкольников (специально организованная предметно-пространственная среда,разнообразные модели, рабочие тетради на печатной основе, мультимедийныепрезентации, флэш-карты и др.).

 Предметно-пространственнаяразвивающая среда —  важныйаспект, характеризующий качество дошкольного образования. Для обеспеченияподлинно творческого развития ребенка необходимо единство предметно -развивающей среды и содержательного общения, взрослых с детьми. Наличиеподвижных и стационарных средств и объектов деятельности в условиях нашегообразовательного учреждения создают каждому ребенку возможностьсамостоятельного выбора деятельности и условий ее реализации.

 Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организациидолжна быть:

• содержательно-насыщенной, развивающей;

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной;

• здоровьесберегающей;

• эстетически-привлекательной.

         Основные принципы организации среды:

         Оборудование помещений дошкольногоучреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетическипривлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрастудетей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста разивающийэффект.

         Развивающаяпредметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной длясовместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельностидетей, отвечающей потребностям детского возраста.

         Пространство группы следуеторганизовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»),оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки,материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должныбыть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникамвыбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогудает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетоминдивидуальных особенностей детей.

         Наш детский сад оснащен оборудованиемдля детской деятельности в помещении и на участке. Пространство группорганизовано в виде хорошо разграниченных зон  (центров, уголков), оснащенныхбольшим количеством развивающих материалов. Оснащение уголков меняется всоответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

         В группах имеется игровой материал для познавательногоразвития детей раннего и дошкольного возраста, музыкального развития, дляпродуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки иоборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого,интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у детей психическихпроцессов. Все оборудование размещено по тематическому принципу для того, чтобыкаждый ребенок мог найти себе занятие по душе: центр ручного труда, центрискусства, центр науки, экспериментальный центр, центр интеллектуальных игр.Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей.  Для охраны иукрепления здоровья детей в детском саду имеется: процедурный кабинет, кабинетдля медицинского осмотра, изолятор, оборудование для физиотерапии (соллюкс,ингаляторы, УФО), бассейн, коррекционные мячи, спортивный и тренажерный зал,лыжная база, мини — релаксационные и сенсорные уголки, закрытые прогулочныеверанды для детей раннего возраста

 

              

 

 

 

         4.5.Список литературы

 

При разработкеПрограммы использовались следующие литературные источники, представленные вданном перечне в порядке, учитывающем значимость и степень влияния их насодержание Программы.

1.Амонашвили Ш.А. Основыгуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Педагогическая симфония. Ч. 1.Здравствуйте, Дети! / Шалва Амонашвили. — М. : Амрита, 2013.

2.Антологиядошкольного образования: Навигатор образовательных программ дошкольногообразования:сборник. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.

3.Венгер Л.А.Восприятие и обучение. – М., 1969.

4.Веракса Н.Е. и др.Познавательное развитие. – М.: Мозаика-синтез, 2014.

5.Инклюзивная практикав дошкольном образовании: методич. пособие для педагогов дошк. учреждений / подред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

6.Кравцов Г.Г.,Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. пособие. –М: Мозаика-Синтез, 2013.

7.Кривцова С.В.Патяева Е.Ю.Семья. Искуство общения с ребенком / под ред. А.Г. Асмолова. – М.:Учебная книга БИС, 2008.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.06%
НЕТ
40.94%
Проголосовало: 1109

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет