Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение
«Сусанинскаяшкола Первомайского района Республики Крым»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей-филологов
Протокол №6 от «22» августа 2022г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _________Ю.В.Севастьянова «23» августа 2022г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Сусанинская школа ____________С.П. Мудрая Приказ №217 от «23» августа 2022г. |
РАБОЧАЯПРОГРАММА
СРЕДНЕГООБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
родная литература (русская)
(ФГОС)
Учебный предмет: роднаялитература (русская)
Класс: 10-11
Учитель: МудраяСветлана Павловна
Количество часов: 68часов
Сусанино 2022г
Пояснительная записка
Рабочаяпрограмма предмета «Родная (русская) литература» в 10-11 классахразработана на основе требований федерального государственного образовательногостандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и наукиРФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями идополнениями от 31.12.2015, 29.06.2017) к результатам освоения основнойобразовательной программы среднего общего образования по учебному предмету«Родная (русская) литература», входящему в предметную область «Родной язык иродная литература», а также концепции духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России.
Нормативно-правовую и методическую основу изучения родных языков из числаязыков народов России при получении среднего общего образования составляют:
1. Федеральныйзакон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. ЗаконРоссийской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народовРоссийской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).
3. ПриказМинистерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта среднего общегообразования» (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015, 29.06.2017.
4. ПисьмоМинобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан наполучение образования на родном языке».
5. ПисьмоРособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «О реализации прав на изучение родныхязыков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях».
6. ПисьмоМинобрнауки России от 06.12.2017 № 08-2595 «Методические рекомендации органамисполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющимгосударственное управление в сфере образования, по вопросу изучениягосударственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации».
7. ПриказМинобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций,осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию приреализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программначального общего, основного общего, среднего общего образования».
8. ПисьмоФедеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. №05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».
9. ПисьмоДепартамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в частиобеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языковнародов Российской Федерации, изучения государственных языков республикРоссийской Федерации, родных языков из числа языков народов РоссийскойФедерации, в том числе русского как родного».
10. Методическиерекомендации по разработке и оформлению примерных образовательных программпредметной области «Родной язык и родная литература», разработанные Институтомразвития родных языков народов Российской Федерации ФГАОУ ДРО ЦРГОП и ИТ иутвержденные Министерством просвещения РФ 25 марта 2020г.
11. Примерныерабочие программы по учебным предметам «Родной язык», «Родная литература»,размещенные на сайте fgosreestr.ru в разделе «Основные образовательныепрограммы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)».
12. ПостановлениеГлавного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Обутверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
13.ООПСОО и Учебного плана МБОУ Сусанинская школа на 2022-2023 учебный год.
ПриказамиМинобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены измененияво ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования,предусматривающие выделение отдельных обязательных предметных областей породному языку и литературному чтению на родном языке, родному языку и роднойлитературе и соответствующих им предметных результатов. Таким образом,предметная область «Родной язык и родная литература» является обязательной дляизучения в рамках обязательной части учебного плана ООП СОО.
Планируемыерезультаты освоения учебного
предмета«Родная (русская) литература»
Личностныерезультаты:
1) российскаягражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственностиперед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственныхсимволов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскаяпозиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающегосвои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающеготрадиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократическиеценности;
3) готовность кслужению Отечеству, его защите;
4) сформированностьоснов саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческимиценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность ксамостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) навыкисотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми вобразовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной идругих видах деятельности;
8) нравственноесознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) эстетическоеотношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,спорта, общественных отношений;
10) ответственноеотношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейнойжизни;
11) осознаниеценности литературы как ядра национальной культуры, объединяющего эпохи ипоколения в «русский мир».
Реализацияпрограммы нацелена на достижение метапредметных результатов:
Выпускникнаучится:
· самостоятельноопределять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачив учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своейпознавательной деятельности;
· самостоятельнопланировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанновыбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· соотноситьсвои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своейдеятельности в процессе достижения результата, определять способы действий врамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия всоответствии с изменяющейся ситуацией;
· оцениватьправильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
· владетьосновами самоконтроля, самооценки;
· определятьпонятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
· организовыватьучебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
· осознанноиспользовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, длявыражения своих чувств, мыслей и потребностей;
· выбиратьпуть анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественноготекста;
· дифференцироватьэлементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловуюфункцию;
· сопоставлять«чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
· -оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами другихискусств;
· -создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
· пониматьценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережногоотношения к ней;
· оцениватьсобственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,инициативу, ответственность, причины неудач;
· определятьгуманистические, демократические и традиционные ценности русского народа;
· определятьнеобходимость ответственности и долга перед Родиной;
· осознаватьзначение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни,уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи;
· основампрогнозирования;
· отображатьв речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной ивнутренней речи.
· проводитьаналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
· использоватьзнаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) длярешения учебных задач.
Выпускникполучит возможность научиться:
· произвольнои осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Предметныерезультаты изучения учебного предмета Родная (русская) литература
Выпускник на базовом уровне научится:
— демонстрировать знание основныхпроизведений отечественной литературы, приводя примеры двух или более текстов,затрагивающих общие темы или проблемы;
— в устной и письменной форме обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качествеаргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (скрытые в немсмыслы и подтексты);
— в устной форме, а также вписьменной форме использовать для раскрытия тезисов своего высказыванияуказание на соответствующие фрагменты произведения, носящие проблемный характери требующие анализа;
— в устной и письменной форме давать объективное изложение текста, характеризуя произведение, выделять две(или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходесюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложностьсозданного художественного мира произведения;
— обобщать и анализировать свойчитательский опыт, анализировать жанрово-родовой выбор автора; раскрыватьособенности развития и связей элементов художественного мира произведения,место и время действия; способы изображения действия и его развития, способывведения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
— определять контекстуальное значениеслов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные иконнотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точкизрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетическойзначимости.
— анализировать авторский выборопределенных композиционных решений в произведении, раскрывая, каквзаиморасположение и взаимосвязь его частей определяет структуру произведения иобусловливает его эстетическое воздействие на читателя (например, выбор зачинаи концовки произведения, открытого или закрытого финала, противопоставлений всистеме образов
персонажей и пр.);
— анализировать произведения или ихфрагменты, в которых для осмысления точки зрения автора и/или героев требуетсяотличать, что прямо заявлено в тексте, от того, что действительноподразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола);
— осуществлять следующуюпродуктивную деятельность:
— давать развернутые ответы на вопросыоб изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии насамостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятиехудожественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве ивзаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению(течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
— давать историко-культурный комментарийк тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея,специализированной библиотеки, интернет-ресурсов).
Выпускник на базовом уровне получитвозможность научиться:
— анализировать художественноепроизведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературногоразвития и субъективных черт авторской индивидуальности;
— анализировать художественноепроизведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания(философией, историей, психологией и др.);
— анализировать одну изинтерпретаций эпического, драматического или лирического произведений(например, кино- или театральную постановку; запись художественного чтения;серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как интерпретируется исходныйтекст;
— узнать об историко-культурномподходе в литературоведении;
— узнать об историко-литературномпроцессе XIX и XX веков;
— узнать осоотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой;
— анализировать произведениясовременной литературы;
— рассматривать книгу как нравственныйориентир;
— свободно и целенаправленноиспользовать конкретные понятия теории литературы, предусмотренные программой,и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и драма), жанры всех трехродов, литературные направления и проч.
Содержаниеучебного предмета «Родная (русская) литература»
10класс
Проблемно-тематические блоки
Личность(человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я идругой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство,отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность имир, личность и Высшие начала).
Даль Владимир Иванович (1801-1872)«Толковый словарь живого великорусского языка», сказки.
Ф.М. Достоевский
Роман «Идиот» (обзор). Судьба иоблик главного героя романа – князя Мышкина.
Личность и семья(место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина,женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, ихценность; поколения, традиции, культура повседневности).
А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»
Л.Н. Толстой
«Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий»
А.П. Чехов
Рассказы «Душечка», «Дама ссобачкой». Пьеса «Три сестры»
Личность – общество – государство(влияние социальной среды на личность человека; человек и государственнаясистема; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересыбольшинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственныезаконы; жизнь и идеология).
Д.В. Григорович
Рассказ «Гуттаперчевый мальчик»
Аксаков Константин Сергеевич, поэзия,публицистика
Герцен Александр Иванович (1812-1870) «Ктовиноват?»
Личность – природа – цивилизация(человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни исмерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Глинка Федор Николаевич (1876-1880) поэмы«Карелия» и «Таинственная капля».«Духовные стихотворения».
В.М. Гаршин
Рассказ «Красный цветок»
Личность – история – современность(время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и историческиобусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условияхабсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
Г.И. Успенский
Эссе «Выпрямила»
11класс
Проблемно-тематические блоки
Личность(человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я идругой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство,отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность имир, личность и Высшие начала).
В.Я. Брюсов
Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущиегунны», «Есть что-то позорное в мощи природы…», «Неколебимой истине…»,«Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я»
Г.Н. Щербакова
Повесть «Вам и не снилось»
Б.А. Ахмадулина
Л.Н. Мартынов
Ю.П. Казаков
Рассказ «Во сне ты горько плакал»
Личность и семья(место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина,женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, ихценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Е.И. Носов
Повесть «Усвятскиешлемоносцы»
Ю.В. Трифонов
Повесть «Обмен»
А.Н. Арбузов
Пьеса «Жестокие игры»
Личность – общество – государство(влияние социальной среды на личность человека; человек и государственнаясистема; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересыбольшинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственныезаконы; жизнь и идеология).
А.А. Фадеев
Романы «Молодая гвардия»
Э.Веркин
Повесть «Облачный полк»
В.С. Маканин
Рассказ «Кавказский пленный»
З. Прилепин
Роман «Санькя»
Личность – природа – цивилизация(человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни исмерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Н.А. Заболоцкий
Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера,о смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы»,«Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я неищу гармонии в природе…»
Н.М. Рубцов
Стихотворения: «В горнице», «Видения нахолме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихаямоя родина!», «Русский огонек», «Стихи»
Л.С. Петрушевская «Новыеробинзоны»
Личность – история – современность(время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и историческиобусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условияхабсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
Ю.О. Домбровский
Роман «Факультет ненужных вещей»
В.Ф. Тендряков
Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ |
Тема раздела
|
Количество часов |
1 |
Проблемно-тематический блок «Личность» |
8 |
2 |
Проблемно-тематический блок «Личность и семья» |
10 |
3 |
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство» |
6 |
4 |
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация» |
4 |
5 |
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность». |
6 |
|
ИТОГО |
34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
№ |
Тема раздела
|
Количество часов |
1 |
Проблемно-тематический блок «Личность» |
8 |
2 |
Проблемно-тематический блок «Личность и семья» |
6 |
3 |
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство» |
8 |
4 |
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация» |
6 |
5 |
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность». |
6 |
|
ИТОГО |
34 |