X-PDF

Рабочая программа по родной литературе (русской) 10-11 класс

Поделиться статьей

 

                   Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение

«Сусанинскаяшкола Первомайского района Республики Крым»

 

                                                                           

 

РАССМОТРЕНО  

на заседании ШМО

учителей-филологов

 

Протокол №6

от «22» августа 2022г.

СОГЛАСОВАНО  

Заместитель директора по

учебно-воспитательной

работе

_________Ю.В.Севастьянова

«23» августа 2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

Сусанинская школа

____________С.П. Мудрая

Приказ №217

от «23» августа 2022г.

 

 

     

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА

СРЕДНЕГООБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                   родная литература (русская)

 

(ФГОС)

 

 

 

 

 

Учебный предмет: роднаялитература (русская)

Класс: 10-11

Учитель: МудраяСветлана Павловна

Количество часов: 68часов

 

 

 

 

 

Сусанино 2022г

 

 

 

 

Пояснительная записка

           Рабочаяпрограмма предмета «Родная (русская) литература» в 10-11 классахразработана на основе требований федерального государственного образовательногостандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и наукиРФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями идополнениями от 31.12.2015, 29.06.2017) к результатам освоения основнойобразовательной программы среднего общего образования по учебному предмету«Родная (русская) литература», входящему в предметную область «Родной язык иродная литература», а также концепции духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России.

        Нормативно-правовую и методическую основу изучения родных языков из числаязыков народов России при получении среднего общего образования составляют:

1. Федеральныйзакон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. ЗаконРоссийской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народовРоссийской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).

 3. ПриказМинистерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта среднего общегообразования» (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015, 29.06.2017.

 4. ПисьмоМинобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан наполучение образования на родном языке».

 5. ПисьмоРособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «О реализации прав на изучение родныхязыков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях».

 6. ПисьмоМинобрнауки России от 06.12.2017 № 08-2595 «Методические рекомендации органамисполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющимгосударственное управление в сфере образования, по вопросу изучениягосударственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации».

 7. ПриказМинобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций,осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию приреализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программначального общего, основного общего, среднего общего образования».

8. ПисьмоФедеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. №05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».

 9. ПисьмоДепартамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в частиобеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языковнародов Российской Федерации, изучения государственных языков республикРоссийской Федерации, родных языков из числа языков народов РоссийскойФедерации, в том числе русского как родного».

10. Методическиерекомендации по разработке и оформлению примерных образовательных программпредметной области «Родной язык и родная литература», разработанные Институтомразвития родных языков народов Российской Федерации ФГАОУ ДРО ЦРГОП и ИТ иутвержденные Министерством просвещения РФ 25 марта 2020г.

11. Примерныерабочие программы по учебным предметам «Родной язык», «Родная литература»,размещенные на сайте fgosreestr.ru в разделе «Основные образовательныепрограммы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)».

12. ПостановлениеГлавного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Обутверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к  организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

13.ООПСОО и Учебного плана МБОУ Сусанинская школа на 2022-2023 учебный год.

     ПриказамиМинобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены измененияво ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования,предусматривающие выделение отдельных обязательных предметных областей породному языку и литературному чтению на родном языке, родному языку и роднойлитературе и соответствующих им предметных результатов. Таким образом,предметная область «Родной язык и родная литература» является обязательной дляизучения в рамках обязательной части учебного плана ООП СОО.   

 

Планируемыерезультаты освоения учебного

предмета«Родная (русская) литература»

 

  Личностныерезультаты:

1) российскаягражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственностиперед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственныхсимволов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскаяпозиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающегосвои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающеготрадиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократическиеценности;

3) готовность кслужению Отечеству, его защите;

4) сформированностьоснов саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческимиценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность ксамостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

5) навыкисотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми вобразовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной идругих видах деятельности;

8) нравственноесознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) эстетическоеотношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,спорта, общественных отношений;

10) ответственноеотношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейнойжизни;

11) осознаниеценности литературы как ядра национальной культуры, объединяющего эпохи ипоколения в «русский мир».

 

Реализацияпрограммы нацелена на достижение метапредметных результатов:

 

Выпускникнаучится:

·                   самостоятельноопределять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачив учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своейпознавательной деятельности;

·                   самостоятельнопланировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанновыбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·                   соотноситьсвои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своейдеятельности в процессе достижения результата, определять способы действий врамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия всоответствии с изменяющейся ситуацией;

·                   оцениватьправильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

·                   владетьосновами самоконтроля, самооценки;

·                   определятьпонятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;

·                   организовыватьучебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

·                   осознанноиспользовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, длявыражения своих чувств, мыслей и потребностей;

·        выбиратьпуть анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественноготекста;

·        дифференцироватьэлементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловуюфункцию;

·        сопоставлять«чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

·        -оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами другихискусств;

·        -создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

·        пониматьценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережногоотношения к ней;

·        оцениватьсобственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,инициативу, ответственность, причины неудач;

·        определятьгуманистические, демократические и традиционные ценности русского народа;

·        определятьнеобходимость ответственности и долга перед Родиной;

·        осознаватьзначение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни,уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи;

·        основампрогнозирования;

·        отображатьв речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной ивнутренней речи.

·        проводитьаналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

·        использоватьзнаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) длярешения учебных задач.

Выпускникполучит возможность научиться:

·        произвольнои осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

 

Предметныерезультаты изучения учебного предмета Родная (русская) литература

 

Выпускник на базовом уровне научится:

— демонстрировать знание основныхпроизведений отечественной литературы, приводя примеры двух или более текстов,затрагивающих общие темы или проблемы;

—        в устной и письменной форме  обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качествеаргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (скрытые в немсмыслы и подтексты);

—        в устной форме, а также вписьменной форме  использовать для раскрытия тезисов своего высказыванияуказание на соответствующие фрагменты произведения, носящие проблемный характери требующие анализа;

—        в устной и письменной форме  давать объективное изложение текста, характеризуя произведение, выделять две(или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходесюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложностьсозданного художественного мира произведения;

—    обобщать и анализировать свойчитательский опыт, анализировать жанрово-родовой выбор автора; раскрыватьособенности развития и связей элементов художественного мира произведения,место и время действия; способы изображения действия и его развития, способывведения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

—   определять контекстуальное значениеслов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные иконнотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точкизрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетическойзначимости.

—   анализировать авторский выборопределенных композиционных решений в произведении, раскрывая, каквзаиморасположение и взаимосвязь его частей определяет структуру произведения иобусловливает его эстетическое воздействие на читателя (например, выбор зачинаи концовки произведения, открытого или закрытого финала, противопоставлений всистеме образов

персонажей и пр.);

—   анализировать произведения или ихфрагменты, в которых для осмысления точки зрения автора и/или героев требуетсяотличать, что прямо заявлено в тексте, от того, что действительноподразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола);

—        осуществлять следующуюпродуктивную деятельность:

—   давать развернутые ответы на вопросыоб изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии насамостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятиехудожественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве ивзаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению(течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

—   давать историко-культурный комментарийк тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея,специализированной библиотеки, интернет-ресурсов).

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.54%
НЕТ
41.46%
Проголосовало: 984

Выпускник на базовом уровне получитвозможность научиться:

—        анализировать художественноепроизведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературногоразвития и субъективных черт авторской индивидуальности;

—       анализировать художественноепроизведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания(философией, историей, психологией и др.);

—        анализировать одну изинтерпретаций эпического, драматического или лирического произведений(например, кино- или театральную постановку; запись художественного чтения;серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как интерпретируется исходныйтекст;

—       узнать об историко-культурномподходе в литературоведении;

—       узнать об историко-литературномпроцессе XIX и XX веков;

—       узнать осоотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой;

—        анализировать произведениясовременной литературы;

—       рассматривать книгу как нравственныйориентир;

—        свободно и целенаправленноиспользовать конкретные понятия теории литературы, предусмотренные программой,и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и драма), жанры всех трехродов, литературные направления и проч.

 

Содержаниеучебного предмета «Родная (русская) литература»

 

10класс

Проблемно-тематические блоки

Личность(человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я идругой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство,отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность имир, личность и Высшие начала).

Даль Владимир Иванович (1801-1872)«Толковый словарь живого великорусского языка», сказки.

Ф.М. Достоевский

Роман «Идиот» (обзор). Судьба иоблик главного героя романа – князя Мышкина.

Личность и семья(место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина,женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, ихценность; поколения, традиции, культура повседневности).

А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»

Л.Н. Толстой

«Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий»

А.П. Чехов

Рассказы «Душечка», «Дама ссобачкой». Пьеса «Три сестры»

Личность – общество – государство(влияние социальной среды на личность человека; человек и государственнаясистема; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересыбольшинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственныезаконы; жизнь и идеология).

Д.В. Григорович

Рассказ «Гуттаперчевый мальчик» 

Аксаков Константин Сергеевич, поэзия,публицистика

Герцен Александр Иванович (1812-1870) «Ктовиноват?»

Личность – природа – цивилизация(человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни исмерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).

Глинка Федор Николаевич (1876-1880) поэмы«Карелия» и «Таинственная капля».«Духовные стихотворения».

В.М. Гаршин

Рассказ «Красный цветок»

Личность – история – современность(время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и историческиобусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условияхабсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).

Г.И. Успенский

Эссе «Выпрямила»

11класс

 Проблемно-тематические блоки

Личность(человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я идругой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство,отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность имир, личность и Высшие начала).

В.Я. Брюсов 

Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущиегунны», «Есть что-то позорное в мощи природы…»,  «Неколебимой истине…»,«Каменщик»,   «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я»

Г.Н. Щербакова

Повесть «Вам и не снилось»

Б.А. Ахмадулина

Л.Н. Мартынов

Ю.П. Казаков

Рассказ «Во сне ты горько плакал»

Личность и семья(место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина,женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, ихценность; поколения, традиции, культура повседневности).

Е.И. Носов

Повесть «Усвятскиешлемоносцы»

Ю.В. Трифонов

Повесть «Обмен»

А.Н. Арбузов

Пьеса «Жестокие игры»

Личность – общество – государство(влияние социальной среды на личность человека; человек и государственнаясистема; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересыбольшинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственныезаконы; жизнь и идеология).

А.А. Фадеев 

Романы  «Молодая гвардия»

Э.Веркин

Повесть «Облачный полк»

В.С. Маканин

Рассказ «Кавказский пленный»

З. Прилепин

Роман «Санькя»

Личность – природа – цивилизация(человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни исмерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).

Н.А. Заболоцкий

Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера,о смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы»,«Лицо коня», «Метаморфозы».  «Новый Быт»,  «Рыбная лавка»,  «Искусство», «Я неищу гармонии в природе…»

Н.М. Рубцов

Стихотворения: «В горнице», «Видения нахолме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихаямоя родина!», «Русский огонек», «Стихи»

Л.С. Петрушевская «Новыеробинзоны»

Личность – история – современность(время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и историческиобусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условияхабсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).

Ю.О. Домбровский

Роман «Факультет ненужных вещей»

В.Ф. Тендряков

Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

 

Тема раздела

 

Количество часов

1

Проблемно-тематический блок «Личность»

8

2

Проблемно-тематический блок «Личность и семья»

10

3

Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»

6

4

Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»

4

5

Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность».

6

 

ИТОГО

34

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 класс

 

 

Тема раздела

 

Количество часов

1

Проблемно-тематический блок «Личность»

8

2

Проблемно-тематический блок «Личность и семья»

6

3

Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»

8

4

Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»

6

5

Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность».

6

 

ИТОГО

34

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.54%
НЕТ
41.46%
Проголосовало: 984

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет