ПРОГРАММА
ПОРОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ)
10-11класс (70 часов)
Настоящаяпрограмма по родному (русскому) языку разработана в соответствии со
следующимидокументами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языкахнародов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.04.2016№ 637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературыв Российской Федерации»;
приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта среднегообщего образования» (с изменениями и дополнениями);
письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «Ореализации прав граждан на получение образования на родном языке»;
письмо Департамента государственной политики в сфере общегообразования от 06.12.2017 № 08-2595 «Методические рекомендации органамисполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющимгосударственное управление в сфере образования по вопросу изучениягосударственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации»;
письмо Департамента государственной политики в сфере общегообразования от 20.12.2018 № 03-510 «Рекомендации по применению нормзаконодательства в части обеспечения возможности получения образования народных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучениягосударственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числаязыков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»;
письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и наукиот 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народовРоссийской Федерации»;
примерная основная образовательная программа среднего общегообразования», одобренная решением федеральногоучебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016№ 2/16-з);
примернойпрограммой по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательныхорганизаций, реализующих программы основного общего образования; основнойобразовательной программы МКОУ « Новиковская СОШ им.Фёдорова Н.Д.» и учебногоплана на учебный год и положения о рабочей программе школы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Содержание курса ориентировано насопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного дляизучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижениерезультатов освоения основной образовательной программы основного общегообразования по русскому языку, заданных соответствующим федеральнымгосударственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русскогоязыка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеютсвою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса.
В соответствии с этим в курсе родного русского языкаактуализируются следующие цели:
воспитаниегражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной,нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразиярусского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительногоотношения к русскому языку, а через него — к родной культуре; воспитаниеответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формированиеволонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительногоотношения к культурам и языкам народов России; овладение культуроймежнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений икультуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком вразных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса играмматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевомувзаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширениезнаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка,которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование вразличных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка;об основных нормах русского литературного языка; о национальной спецификерусского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурнойсемантикой; о русском речевом этикете; совершенствование умений опознавать,анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрениянормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать стекстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовыватьнеобходимую информацию;
развитие проектного и исследовательскогомышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскомуязыку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета«Родной язык» в учебном плане
Учебный предмет «Родной язык» изучается на уровне среднего общегообразования в 10-11 классах. Срок реализации на уровне среднего общегообразования составляет 2 года. Программа рассчитана на общую учебную нагрузку вобъеме 70 часов, в основной образовательной программе и учебном планеМКОУ «Новиковская СОШ им.Фёдорова Н.Д.» отводится в 10 классе – 1 ч. (35), в 11классе – 1 ч.(35).
Общая характеристика учебногопредмета «Родной язык»
Русский язык — государственный языкРоссийской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народовРоссии, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языкомрусского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяетнацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянноеобновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им -могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры илитературы, основной канал социализации личности, приобщения её ккультурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функцииобщения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальноевзаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания имировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачиинформации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокийуровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить,успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениямиубедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекатьи анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевыхпроблемах современной жизни и в мире духовнонравственных ценностей.
Как средство познания действительностиродной русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческихспособностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования исамореализации личности.
Обучение родному русскому языкусовершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формойхранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всемишкольными предметами, имеет особый статус: является не только объектомизучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех другихшкольных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержаниекурса «Родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся визучении родного языка как инструмента познания национальной культуры исамореализации в ней.
В содержании курса «Родной язык»предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннемусистемному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи,внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка сцивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предметаотражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, теязыковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственнуюкультурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являютсяприобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историейрусского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различияхрусского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков,национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представленийо русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимыхнравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., чтоспособствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности,национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашейстраны и мира.
Содержание курса направлено наформирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, одиалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основныххарактеристик литературного языка, что способствует преодолению языковогонигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковойкодификации.
Программой предусматривается расширение и углублениемежпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только вфилологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемыхдисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Основные содержательные линии программы предмета «Родной язык»
школьный курс родного русского языкаопирается на содержание основного курса, представленного в образовательнойобласти «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основныесодержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся сосновными содержательными линиями основного курса русского языка вобразовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественнопрактико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программевыделяются следующие блоки:
В первом блоке — «Язык и культура» -представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языкаи истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа,национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормамирусского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего испецифического в языках и культурах русского и других народов России и мира,овладение культурой межнационального общения.
Второй блок — «Культура речи» -ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношенияк использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культурыподрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыкамисознательного и произвольного использования норм русского литературного языкадля создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной иписьменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты,богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребностиобращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка исовершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке — «Речь. Речеваядеятельность. Текст» — представлено содержание, направленное насовершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устнойи письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка вжизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять целикоммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намеренияпартнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать исоздавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистическойпринадлежности.
Формаорганизации образовательного процесса: классно-урочнаясистема.
Технологии,используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве,проблемного обучения, развития исследовательских навыков,информационно-коммуникационные, проект, здоровье сберегательные и т. д.
Основнымиформами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий –в форме устного, фронтального опроса, словарных диктантов, предупредительных,объяснительных, выборочных, графических, буквенных, терминологических,этимологических, творческих, свободных («Проверяю себя»), тестов, комплексногоанализа текстов; мини-проект.
Планируемые результаты предметнойобласти «Родной язык и родная литература»
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература»должно обеспечить:
сформированность представлений о роли родного языка в жизничеловека, общества, государства, способности свободно общаться на родном языкев различных формах и на разные темы;
включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры,воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своегонарода;
сформированность осознания тесной связи между языковым,литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и еесоциальным ростом;
сформированность устойчивогоинтереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народаи других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературномунаследию и через него — к сокровищам отечественной и мировой культуры;сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа иосознание исторической преемственности поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культурывладения родным литературным языком во всей полноте его функциональныхвозможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правиламиречевого этикета;
сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемсяявлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования,освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковыхединиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Главными целями изучения предмета «Роднойязык» являются:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения кнему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средстваобщения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности,средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознаниеэстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневнойжизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевомувзаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебнымидействиями;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностяхеё функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русскоголитературного языка; развитие способности опознавать, анализировать,сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этойоснове культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности,правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевогоэтикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширениеобъёма используемых в речи грамматических средств; совершенствованиеспособности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевогообщения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предмет «Родной язык» на ступени среднего общего образованияспособствует формированию гармоничной личности школьника, обладающей этническими общероссийским гражданским сознанием; гармонизирует межнациональныеотношения, способствует его адаптации к изменяющимся условиям современногомира; направлен на формирование у обучающихся представления о родном языке каксоставной части многонациональной культуры России; направлен на:
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающимилюдьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурногообщения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных итворческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
использование коммуникативно-эстетических возможностей родногоязыка;
расширение и систематизацию научных знаний о родном языке;осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятийлингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
формирование навыков проведения различных видов анализа слова(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а такжемногоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса,расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободноговыражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики ифразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими,лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормамиречевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике присоздании устных и письменных высказываний; стремление к речевомусамосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру какобщечеловеческую ценность.
Выпускник научится:
владеть навыками различных видов чтения (изучающим,ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанногоматериала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, спониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) иинформационной переработки текстов различных функциональных разновидностейязыка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать текстыразличных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание,рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создаватьустные монологические высказывания разной коммуникативной направленности взависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современногорусского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанровс соблюдением норм современного русского литературного языка и речевогоэтикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли,основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловомутипу речи и функциональной разновидности языка;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные видытропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи.Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствияситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; пониматьосновные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачейкоммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования ирегуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения,формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения изжизненного и читательского опыта.
Личностные, метапредметные,предметные результаты
Личностными результатами освоенияпрограммы по родному русскому языку являются:
российская гражданская идентичность(патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонациональногонарода России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификациясебя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русскогоязыка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастностисудьбе российского народа);
осознание этнической принадлежности,знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурногонаследия народов России и человечества (идентичность человека с российскоймногонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,находившихся на территории современной России);
осознанное, уважительное идоброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностямнародов России и народов мира;
готовность и способность обучающихся ксаморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
понимание родного языка и роднойлитературы как одной из основных национально-культурных ценностей русскогонарода, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческихспособностей и моральных качеств личности, его значения в процессе полученияшкольного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке иученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способностьобогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковыхявлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;
осознание эстетической ценности русскогоязыка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребностьсохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремлениек речевому самосовершенствованию;
получение достаточного объема словарногозапаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей ичувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основенаблюдения за собственной и чужой речью;
формирование нравственных чувств инравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственнымпоступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительноеотношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знаниеосновных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурныхтрадициях народов России, готовность на их основе к сознательномусамоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственногоотношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи вжизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное изаботливое отношение к членам своей семьи;
осознанное, уважительное идоброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вестидиалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитость эстетического сознания черезосвоение художественного наследиянародов России и мира, творческой деятельностиэстетического характера (способность понимать художественные, научные ипублицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции;эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность кэмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации вхудожественном и нравственном пространстве культуры; уважение к историикультуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.
Метапредметными результатамиосвоения программы
по родному языку являются:
РегулятивныеУУД
1. Умение самостоятельно определятьцели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательнойдеятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планироватьбудущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы иопределять главную проблему;
ставить цель деятельности на основеопределенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шагидостижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры иприоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическуюпоследовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планироватьпути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболееэффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
обосновывать и осуществлять выбор наиболееэффективных способов решения учебных и познавательных задач;
выбирать из предложенных вариантов исамостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;
составлять план решения проблемы(выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения прирешении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.
3. Умение соотносить свои действия спланируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процесседостижения результата, определять способы действий в рамках предложенныхусловий и требований, корректировать свои действия в соответствии сизменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом критериипланируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своейдеятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамкахпредложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируяпричины достижения или отсутствия планируемого результата;
работая по своему плану, вноситькоррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации дляполучения запланированных характеристик результата;
4. Умение оценивать правильностьвыполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
определять критерии правильностивыполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработаннымикритериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различаярезультат и способы действий;
фиксировать и анализировать динамикусобственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля,самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной ипознавательной деятельности.
ПознавательныеУУД
1.Умение определять понятия, создаватьобобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбиратьоснования и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственныесвязи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное,по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевомуслову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящуюиз ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или несколькихпредметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы поопределенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты иявления;
выделять явление из общего ряда другихявлений;
определять обстоятельства, которыепредшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельстввыделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлятьпричины и следствия явлений;
строить рассуждение от общихзакономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общимзакономерностям;
строить рассуждение на основе сравненияпредметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию;
подтверждать вывод собственнойаргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (всоответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста,понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных втексте событий, явлений, процессов;
определять идею текста;
преобразовывать текст;
оценивать содержание и форму текста.
3. Развитие мотивации к овладениюкультурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковыеслова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электроннымипоисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку изпоисковых источников для объективизации результатов поиска.
КоммуникативныеУУД
1. Умение организовывать учебноесотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и вгруппе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласованияпозиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своемнение.
Обучающийся сможет:
играть определенную роль в совместнойдеятельности;
принимать позицию собеседника, понимаяпозицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство(аргументы), гипотезы;
организовывать учебное взаимодействие вгруппе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг сдругом);
устранять в рамках диалога разрывы вкоммуникации, обусловленные непониманием и неприятием со стороны собеседниказадачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использоватьречевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владениеустной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
отбирать и использовать речевые средства впроцессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);
представлять в устной или письменной формеразвернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламентв монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
принимать решение в ходе диалога и согласовыватьего с собеседником;
создавать письменные оригинальные тексты сиспользованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные и невербальныесредства или наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении целикоммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта иобосновывать его.
№3. Формирование и развитиекомпетентности в области использования информационно-коммуникационныхтехнологий (далее — ИКТ).
Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использоватьинформационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач спомощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использоватьадекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствамиестественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
использовать компьютерные технологии(включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средстви сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числесоздание презентаций); создавать информационные ресурсы разного типа и дляразных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационнойбезопасности.
При изучении литературы обучающиесяусовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией ипополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретироватьсодержащуюся в них информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять,анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовыхинформационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию,выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлятьинформацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и внаглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, картпонятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы.
В ходе изучения учебного материалаобучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебнойработы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности.
Предметные результаты изучения предметной области «Родной язык иродная литература» включают предметные результатыучебных предметов: «Родной язык», «Родная литература» (базовый и углубленныйуровень) — требования к предметным результатам освоения базового курса родногоязыка и родной литературы должны отражать:
сформированность понятий о нормах родного языка и применениезнаний о них в речевой практике;
владение видами речевой деятельности народном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающимиэффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального инеформального межличностного и межкультурного общения;
сформированность навыков свободного использованиякоммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родномязыке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятийлингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
сформированность навыков проведенияразличных видов анализа слова (фонетического, морфемного,словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализасловосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родномязыке;
обогащение активного и потенциального словарного запаса,расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободноговыражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическимиресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использованияв речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление кречевому самосовершенствованию;
сформированность ответственности за языковую культуру какобщечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке иизучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формированиепотребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этоммире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
сформированность понимания родной литературы как одной из основныхнационально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурнойсамоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родногоязыка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа,российской и мировой культуры;
сформированность навыков понимания литературных художественныхпроизведений, отражающих разные этнокультурные традиции.
Выпускник научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевойситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык,просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) присоздании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические идиалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности(описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы,конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты,доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурныхэлементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типатекста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связипредложений при построении текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средстваязыка при создании текста;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полнымпониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечениеминформации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основнуюмысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников ипереводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичноговыступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русскоголитературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковымнормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценкиустных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте ивидеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковыесредства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности иуместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в томчисле о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностейсовременного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для болееточного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка иистории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника всоответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную инеизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовойинформации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданногофункционального стиля;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной иписьменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также вучебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки наоснове знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запасаи спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализетекстов (в том числе художественной литературы).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК»
10класс -35ч.
Раздел1. Язык и культура (10ч.) Язык как знаковая система.Семиотические свойства языка. Асимметрия языкового знака. Мотивированные инемотивированные языковые знаки. Язык и другие семиотические системы.Естественные и искусственные языки. Взаимосвязь языка и мышления. Роль языка вформировании мышления индивида и мышления общества (индивидуальное иобщественное сознание). Происхождение письменной речи в связи с развитиеммышления.
Раздел2. Культура речи (14ч.)
Основныеорфоэпические нормы. Фонетика,графика, орфоэпия. Звуки и буквы, исторические чередование звуков. Типичныеорфоэпические ошибки в современной речи.
Основныелексические нормы современного русского литературного языка. Изменениесловарного состава языка. Изменение значений имеющихся в языке слов, ихстилистическая переоценка. Новая фразеология, активизация процессазаимствования. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексическойсочетаемости. Современные толковые словари. Словарные пометы.
Основныеграмматические нормы современногорусского литературного языка.
Ошибкив образовании и употреблении глагольных форм (употребление форм 1 лица ед.ч.настоящего или будущего времени, форм повелительного наклонения и др.) Нарушениевидовременной соотнесенности глагольных форм.
Нормативноеобразование и употребление причастий и деепричастий. Нормыупотребления причастных и деепричастных оборотов. Ошибки в построениипредложений с причастным и деепричастным оборотом.
Речевойэтикет. Этика и этикет в электронной среде общения. ЭтикетИнтернет-переписки. Этические нормы, правила этикета в ситуациях деловогодистанционного общения.
Раздел3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10ч.)
Языки речь. Виды речевой деятельности.Мастерство публичного выступления. Средствавыразительности устной речи (тон, тембр, темп).Риторические функции градации, инверсии, разных видов повтора, оксюморона,умолчания, риторического вопроса, риторического обращения, риторическоговосклицания, игры слов. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.
Тексткак единица языка. Приемысмыслового чтения. Создание текста как результата собственной исследовательскойили проектной деятельности.
Функциональныеразновидности языка. Языкхудожественной литературы. Тексты современных песен. Театр, кино илитература. Источники богатства и выразительности русской речи. Использованиеприема «чужое слово»: подражание, пародия, стилизация, сказ.
Резервучебного времени – 1ч.
11 класс -35ч.
Раздел1. Язык и культура (10ч.) Русскийязык в диалоге культур. Познание культуры русского народа в диалоге культур.Лингвокультурология. Языковая картина мира. Взаимообогащение языков какрезультат взаимодействия национальных культур. Связь языков и древнейшихрелигий мира. Мифология речи, мифология имени. Словесная магия: зарок, заговор,заклинание, проклятие. Табу, эвфемизмы, вульгаризмы. Основы русскойкриптографии: тарабарщина, литорея, цыфирь.
Раздел2. Культура речи (14ч.)
Основныеорфоэпические нормы. Обобщающееповторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного литературногопроизношения и ударения в русском языке.
Основныелексические нормы современного русского литературного языка.
Разнообразиесловарей русского языка. Словари языка писателей. Редкие и уникальные словари.
Основныеграмматические нормы современногорусского литературного языка. Соблюдениесинтаксических норм при выборе вариантов построения словосочетаний, простых исложных предложений. Синтаксическая синонимия. Предложения, вкоторых однородные члены связаны двойными союзами. Ошибки в построениипредложений с однородными членами.
Речевойэтикет. Речевой этикет и культура общения. Ситуации речевого этикета.Эффективная коммуникация в семье: детско-родительское и супружеское общение.
Раздел3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10ч.)
Языки речь. Виды речевой деятельности. Речевыежанры монологической речи: эссе (проповедческое, философское,публицистическое). Письмо, проповедь, дневник. Речевые жанры диалогическойречи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты.
Тексткак единица языка. Тексти подтекст, скрытый смысл в художественной или публицистической литературе.
Функциональныеразновидности языка. Формыкомического в литературе. Структура шутки: ожидание и удивление. Риторикаостроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в различных стилях речи.
Резервучебного времени – 1ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ |
Тема |
Количество часов |
Раздел 1. Язык и культура (10ч.) |
||
1 |
Язык как знаковая система. |
1 |
2 |
Семиотические свойства языка. |
1 |
3 |
Асимметрия языкового знака. |
1 |
4 |
Мотивированные и немотивированные языковые знаки. |
1 |
5 |
Язык и другие семиотические системы. |
1 |
6 |
Естественные и искусственные языки. |
1 |
7 |
Взаимосвязь языка и мышления. |
1 |
8 |
Роль языка в формировании мышления индивида и мышления общества (индивидуальное и общественное сознание) |
1 |
9 |
Происхождение письменной речи в связи с развитием мышления. |
1 |
10 |
Практическая работа |
1 |
Раздел 2. Культура речи (14ч.) |
||
1 |
Основные орфоэпические нормы. Фонетика, графика, орфоэпия. |
1 |
2 |
Звуки и буквы, историческое чередование звуков. |
1 |
3 |
Типичные орфоэпические ошибки в современной речи. |
1 |
4 |
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Изменение лексического состава языка. |
1 |
5 |
Изменение значений имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка. |
1 |
6 |
Новая фразеология, активизация процесса заимствования. |
1 |
7 |
Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. |
1 |
8 |
Современные толковые словари. Словарные пометы. |
1 |
9 |
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Ошибки в образовании и употреблении глагольных форм (употребление форм 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени, форм повелительного наклонения и др.) |
1 |
10 |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. |
1 |
11 |
Нормативное образование и употребление причастий и деепричастий. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. |
1 |
12 |
Ошибки в построении предложений с причастным и деепричастным оборотом. |
1 |
13 |
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета в ситуациях делового дистанционного общения. |
1 |
14 |
Контрольная работа. |
1 |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10ч.) |
||
1 |
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Мастерство публичного выступления. |
1 |
2 |
Средства выразительности устной речи (тон, тембр, темп). |
1 |
3 |
Риторические функции градации, инверсии, разных видов повторов, оксюморона, умолчания, риторических вопросов, восклицаний, обращений, игры слов. |
1 |
4 |
Техника импровизированной речи. Особенности импровизации. |
1 |
5 |
Текст как единица языка. Приемы смыслового чтения. |
1 |
6 |
Создание текста как результата собственной исследовательской или проектной деятельности |
1 |
7 |
Функциональные разновидности языка. Язык художественной литературы. Тексты современных песен. |
1 |
8 |
Театр, кино и литература. |
1 |
9 |
Источники богатства и выразительности русской речи. Использование приема «чужое слово»: подражание, пародия, стилизация, сказ. |
1 |
10 |
Сочинение с использованием приема «чужое слово» /защита индивидуального проекта |
1 |
Резерв учебного времени – 1ч. |
11 класс (35ч.)
№ |
Тема |
Количество часов |
Раздел 1. Язык и культура (10ч.) |
||
1 |
Язык как знаковая система. |
1 |
2 |
Семиотические свойства языка. |
1 |
3 |
Асимметрия языкового знака. |
1 |
4 |
Мотивированные и немотивированные языковые знаки. |
1 |
5 |
Язык и другие семиотические системы. |
1 |
6 |
Естественные и искусственные языки. |
1 |
7 |
Взаимосвязь языка и мышления. |
1 |
8 |
Роль языка в формировании мышления индивида и мышления общества (индивидуальное и общественное сознание) |
1 |
9 |
Происхождение письменной речи в связи с развитием мышления. |
1 |
10 |
Практическая работа |
1 |
Раздел 2. Культура речи (14ч.) |
||
1 |
Основные орфоэпические нормы. Фонетика, графика, орфоэпия. |
1 |
2 |
Звуки и буквы, историческое чередование звуков. |
1 |
3 |
Типичные орфоэпические ошибки в современной речи. |
1 |
4 |
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Изменение лексического состава языка. |
1 |
5 |
Изменение значений имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка. |
1 |
6 |
Новая фразеология, активизация процесса заимствования. |
1 |
7 |
Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. |
1 |
8 |
Современные толковые словари. Словарные пометы. |
1 |
9 |
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Ошибки в образовании и употреблении глагольных форм (употребление форм 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени, форм повелительного наклонения и др.) |
1 |
10 |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. |
1 |
11 |
Нормативное образование и употребление причастий и деепричастий. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. |
1 |
12 |
Ошибки в построении предложений с причастным и деепричастным оборотом. |
1 |
13 |
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета в ситуациях делового дистанционного общения. |
1 |
14 |
Контрольная работа. |
1 |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10ч.) |
||
1 |
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Мастерство публичного выступления. |
1 |
2 |
Средства выразительности устной речи (тон, тембр, темп). |
1 |
3 |
Риторические функции градации, инверсии, разных видов повторов, оксюморона, умолчания, риторических вопросов, восклицаний, обращений, игры слов. |
1 |
4 |
Техника импровизированной речи. Особенности импровизации. |
1 |
5 |
Текст как единица языка. Приемы смыслового чтения. |
1 |
6 |
Создание текста как результата собственной исследовательской или проектной деятельности |
1 |
7 |
Функциональные разновидности языка. Язык художественной литературы. Тексты современных песен. |
1 |
8 |
Театр, кино и литература. |
1 |
9 |
Источники богатства и выразительности русской речи. Использование приема «чужое слово»: подражание, пародия, стилизация, сказ. |
1 |
10 |
Сочинение с использованием приема «чужое слово» /защита индивидуального проекта |
1 |
Резерв учебного времени – 1ч. |
