X-PDF

Рабочая программа по родному русскому языку

Поделиться статьей

I. Пояснительнаязаписка

         Рабочая программа по предмету«Родной (русский) язык» составлена на основе Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования, Концепциидуховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  программыкурса «Русский язык». Основой для разработки программы послужила примернаяпрограмма по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М.,Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И., Петленко Л.В., Романовой В.Ю.,Рябининой Л.А.

 

Цель рабочейпрограммы: формирование первоначальных представлений оединстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языкекак основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологическойустной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственныхи эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

 Задачи:

1.  Воспитание ценностного отношения к родному языкукак хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа,формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового икультурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2.  Обогащение активного и потенциального словарногозапаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии снормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3.  Формирование первоначальных научных знаний о родномязыке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, озакономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматическихкатегорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устнойи письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позициичеловека;

4.  Овладение первоначальными умениями ориентироватьсяв целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыковвыбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5.  Владение учебными действиями с языковыми единицамии умение использовать знания для решения познавательных, практических икоммуникативных задач.

 

Нормативно-правовыедокументы, на основании которых разработана программа:

 

Ø Ф едеральный государственный образовательный стандарт начального общегообразования, утвержденный приказом Министерстваобразования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373.

Ø Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планыобщеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования Россииот 09 марта 2004г. № 1312.

Ø Примерная программа начального общего образования по родному (русскому)языку, созданная на основе федерального государственного образовательногостандарта.

Ø Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников,рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,среднего общего образования».

 

Предмет «Родной язык(русский)» играет важную роль в реализации основных целевых установокначального образования: становлении основ гражданской идентичности имировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организациисвоей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младшихшкольников.

Изучение родного языканаправлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений,диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируютсяречевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового икультурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родномязыке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностейк творческой деятельности на родном языке.

Учебный предмет«Родной язык (русский)» в начальной школе – часть единого непрерывного курсаобучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения родному языку(русскому) в основной школе. Предметом обучения в основной школе являетсясовременный русский литературный язык в его реальном функционировании. Исходяиз этого, назначение предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе состоитв том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности,обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себяносителем языка.

 

II.Общая характеристика учебногопредмета

Русскийязык – государственный язык Российской Федерации, средство межнациональногообщения, основа формирования гражданской идентичности в поликультурномобществе.  

Русскийязык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Онформирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственностьи постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка ивладение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русскойкультуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её ккультурно-историческому опыту человечества.

Всодержании курса «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений,имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросамреализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: кмногообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством иобществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекстсуществования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которыеобнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность. 

Важнейшимизадачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковойистории в связи с историей русского народа, формирование преставленийшкольников о сходстве и различиях русского и других языков в контекстебогатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов Россиии мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, онациональном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальныхценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитаниюпатриотического чувства, гражданственности, национального самосознания иуважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира

 

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

 

Согласнофедеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РоссийскойФедерации на изучение родного языка (русского) на уровне начального общегообразования отводится не менее 67 ч. из расчета 0,5 ч. в неделю с 1 по 4 класс.

Примерная программапо родному языку (русскому) в 1 классе рассчитана на 16 часов (0,5 часа внеделю, 33 учебных недели). Во 2-4 классах примерная программа рассчитана на 51час (0,5 часа в неделю, 34 недель, 17 часов в год).

Распределение учебного времени представленов таблице:

 

Класс

Количество часов в соответствии с учебным планом в неделю

Количество учебных недель в

соответствии с

календарным учебным графиком

Всего по

учебному плану

1 класс

0,5

33

16

2 класс

0,5

34

17

3 класс

0,5

34

17

4 класс

0,5

34

17

Итого:

 

 

67

 

Обязательное(минимальное) количество контрольных работ по классам:

 

Класс

Проверочная тестовая работа 

Промежуточная аттестация

 

1 класс

3

1

2 класс

3

1

3 класс

3

1

4 класс

3

1

Итого

12

4

 

 

V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебногопредмета

Личностные результаты изучения учебногопредмета «Родной язык (русский)» должны быть ориентированы наформирование:

             уважения и ценностного отношения к своей Родине –России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской)принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родногокрая; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);

             способности к проявлению взаимопомощи,конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений;

             проявления доброжелательности, толерантности,неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, иморального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);

             позитивного опыта творческой деятельности, интересаобучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципахнравственности и гуманизма уважительного отношения и интереса к культурнымтрадициям и народному творчеству своего и других народов (эстетическоевоспитание);

             понимания  важности  научных  знаний  для  жизни человека  и развития   общества;   познавательных   интересов,   позитивного  опыта познавательной деятельности, умения самостоятельно организовыватьсамостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальныхпредставлений о научной картине мира).

Метапредметные результаты освоения учебного предмета«Родной язык» должны отражать:

1)овладение познавательными универсальными учебными действиями: 

             использовать наблюдения для получения информации обособенностях изучаемого объекта;

             проводить по предложенному плану опыт (небольшоенесложное исследование) по установлению особенностей объекта изучения,причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

             формулировать выводы по результатам проведенногонаблюдения, опыта;

             устанавливать основания для сравнения;формулировать выводы по его результатам;

             объединять части объекта (объекты) по определенномупризнаку;

             определять существенный признак для классификации;классифицировать несложные объекты;

             использовать знаково-символические средства дляпредставления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

             осознанно использовать базовые межпредметныепонятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями,процессами окружающего мира (в рамках изученного).

2) овладение умениями работать с информацией:

             выбирать источник для получения информации(учебник, цифровые электронные средства, справочник, Интернет);

             анализировать текстовую, изобразительную, звуковуюинформацию в соответствии с учебной задачей;

             использовать схемы, таблицы для представленияинформации;

             подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото,плакаты) к тексту выступления;

             соблюдать правила информационной безопасности вситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.

3)овладение регулятивными учебными действиями:

             понимать учебную задачу, сохранять ее в процессеучебной деятельности;

             планировать способы решения учебной задачи, намечатьоперации, с помощью которых можно получить результат; выстраиватьпоследовательность выбранных операций;

             контролировать и оценивать результаты и процессдеятельности;

             оценивать различные способы достижения результата,определять наиболее эффективные из них;

             устанавливать причины успеха/неудач деятельности;корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

4)овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

             осуществлять смысловое чтение текстов различноговида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (впределах изученного);

             использовать языковые средства, соответствующиеучебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;

             участвовать в диалоге, соблюдать правила ведениядиалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точекзрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение);

             осознанно строить в соответствии с поставленнойзадачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание,рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;

             готовить небольшие публичные выступления;

             соблюдать правила межличностного общения сиспользованием персональных электронных устройств.

5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности:

     понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать исогласовывать способы достижения общего результата;

     распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовностьруководить и выполнять поручения;

     осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оцениватьсвой вклад в общее дело; проявлятьготовность толерантно разрешать конфликты. 

 

VI.   Содержание учебного материала

1класс

Распределение часов наизучение основных  разделов из расчета 0,5 часов в неделю, всего 17 часов.

 

№п/п

Название изучаемого раздела

Рекомендуемое количество часов на изучение

1.

Секреты речи и текста

2.

Язык в действии

3.

Русский язык: прошлое и настоящее

4.

Секреты речи и текста

 

Итого 

16 ч

 

 

Секреты речи и текста: Звуки речи. Словозвучащее и написанное. Гласные звуки. Особенности гласных звуков.Звонкие и глухие согласные звуки. Особенности произношения согласных звуков.Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков написьме. Сколько звуков и сколько букв в слове. Количество звуков и букв в словахс е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).

Язык в действии: Устная речь: рассказ оместе, в котором живешь. «Если слово непонятно….»; Речевойэтикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения.Повторение правила переноса слов. Речевая ситуация: выражение лица и жесты приобщении. «Помощники устного слова»; Речевая ситуация: уточнение значениянезнакомых слов. Как составить толковый словарик; Речевая ситуация:использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению.Говорим тихо– громко.

Русский язык: прошлое и настоящее: Язык каксредство общения. Для чего нужна речь; Устная и письменная речь.Говорим и пишем; Речевой этикет: слова приветствия. Учимся вежливости.Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения; Овладение нормамиречевого этикета в ситуациях бытового общения (прощание, извинение). Простоеслово «извините». Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Очень важныеслова; Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников.

Говорим медленно – быстро. Устная речь:Рассказ о месте, в котором живёшь.

 

2класс

Примерное распределение часов на изучение основных  разделов из расчета0,5 часов в

неделю, всего 17 часов.

 

 

№п/п  

Название изучаемого раздела

Рекомендуемое количество часов на изучение

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

8 ч

2.

Язык в действии

6 ч

3.

Секреты речи и текста

3 ч

 

Итого 

17ч

 

 

 

Русский язык: прошлое и настоящее: Звуки речии буквы. Обозначение звуков речи на письме. Ударные и безударные гласные звукив слове. Согласные звуки. Звонкие согласные звуки на конце слова.

Язык в действии: Слова, называющие предметы.Слова, называющие признаки действия. Слово и предложение. Изменение формы словас помощью окончания. Неизменяемые слова. Однокоренные слова. Слово и егозначение.

Секреты речи и текста: Различение предложений по цели высказывания и интонации. Что такоетекст. Тема текста. Деление текста на части. Части текста и план. Типы текстов:описание и повествование. Типы текстов: научный и художественный.

 

 

 

3класс

Примерное распределение часов на изучение основных  разделов из расчета0,5 часов в

неделю, всего 17 часов.

 

№п/п

Название изучаемого раздела

Рекомендуемое количество часов на изучение

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

10ч

2.

Язык в действии

3.

Секреты речи и текста

 

Итого 

17ч

Русский язык: прошлое и настоящее: Повторяемфонетику. Фонетический разбор слова. Правила обозначениягласных после шипящих. Правописание безударных гласных в корне слова. Правилонаписания непроизносимых согласных в корне слова. Повторяем фонетику и составслова.

Язык в действии: Повторяем состав слова. Частиречи. Имя существительное. Правописание имён существительных. Имяприлагательное. Правописание имён прилагательных. Местоимение.

Секреты речи и текста: Заголовок и началотекста. Пишем изложение. Пишем письма. Пишем изложение сэлементами сочинения.

4класс

Примерное распределение часов на изучение основных  разделов из расчета0,5 часов в

неделю, всего 17 часов.

 

№п/п

Название изучаемого раздела

Рекомендуемое количество часов на изучение

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

2.

Язык в действии

3.

Секреты речи и текста

 

Итого 

17ч

 

Русский язык: прошлое и настоящее: Фонетикаи словообразование. Лексическое значение слова.

Язык в действии: Морфологический разбор именисуществительного. Признаки имени прилагательного. Глагол какчасть речи. Правописание глаголов. Глагол в предложении. Наречие.

Секреты речи и текста: Типы текста. Изложение.Изложение с элементами сочинения. Слово. Словосочетание.Предложение. Связь слов в словосочетании. Сложное предложение. Знаки препинанияв сложном предложении


 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет