I. Пояснительнаязаписка
Рабочая программа по предмету«Родной (русский) язык» составлена на основе Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования, Концепциидуховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программыкурса «Русский язык». Основой для разработки программы послужила примернаяпрограмма по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М.,Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И., Петленко Л.В., Романовой В.Ю.,Рябининой Л.А.
Цель рабочейпрограммы: формирование первоначальных представлений оединстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языкекак основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологическойустной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственныхи эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Задачи:
1. Воспитание ценностного отношения к родному языкукак хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа,формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового икультурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2. Обогащение активного и потенциального словарногозапаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии снормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3. Формирование первоначальных научных знаний о родномязыке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, озакономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматическихкатегорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устнойи письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позициичеловека;
4. Овладение первоначальными умениями ориентироватьсяв целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыковвыбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5. Владение учебными действиями с языковыми единицамии умение использовать знания для решения познавательных, практических икоммуникативных задач.
Нормативно-правовыедокументы, на основании которых разработана программа:
Ø Ф едеральный государственный образовательный стандарт начального общегообразования, утвержденный приказом Министерстваобразования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373.
Ø Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планыобщеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования Россииот 09 марта 2004г. № 1312.
Ø Примерная программа начального общего образования по родному (русскому)языку, созданная на основе федерального государственного образовательногостандарта.
Ø Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников,рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,среднего общего образования».
Предмет «Родной язык(русский)» играет важную роль в реализации основных целевых установокначального образования: становлении основ гражданской идентичности имировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организациисвоей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младшихшкольников.
Изучение родного языканаправлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений,диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируютсяречевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового икультурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родномязыке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностейк творческой деятельности на родном языке.
Учебный предмет«Родной язык (русский)» в начальной школе – часть единого непрерывного курсаобучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения родному языку(русскому) в основной школе. Предметом обучения в основной школе являетсясовременный русский литературный язык в его реальном функционировании. Исходяиз этого, назначение предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе состоитв том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности,обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себяносителем языка.
II.Общая характеристика учебногопредмета
Русскийязык – государственный язык Российской Федерации, средство межнациональногообщения, основа формирования гражданской идентичности в поликультурномобществе.
Русскийязык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Онформирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственностьи постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка ивладение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русскойкультуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её ккультурно-историческому опыту человечества.
Всодержании курса «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений,имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросамреализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: кмногообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством иобществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекстсуществования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которыеобнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшимизадачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковойистории в связи с историей русского народа, формирование преставленийшкольников о сходстве и различиях русского и других языков в контекстебогатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов Россиии мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, онациональном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальныхценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитаниюпатриотического чувства, гражданственности, национального самосознания иуважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласнофедеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РоссийскойФедерации на изучение родного языка (русского) на уровне начального общегообразования отводится не менее 67 ч. из расчета 0,5 ч. в неделю с 1 по 4 класс.
Примерная программапо родному языку (русскому) в 1 классе рассчитана на 16 часов (0,5 часа внеделю, 33 учебных недели). Во 2-4 классах примерная программа рассчитана на 51час (0,5 часа в неделю, 34 недель, 17 часов в год).
Распределение учебного времени представленов таблице:
Класс |
Количество часов в соответствии с учебным планом в неделю |
Количество учебных недель в соответствии с календарным учебным графиком |
Всего по учебному плану |
1 класс |
0,5 |
33 |
16 |
2 класс |
0,5 |
34 |
17 |
3 класс |
0,5 |
34 |
17 |
4 класс |
0,5 |
34 |
17 |
Итого: |
|
|
67 |
Обязательное(минимальное) количество контрольных работ по классам:
Класс |
Проверочная тестовая работа |
Промежуточная аттестация
|
1 класс |
3 |
1 |
2 класс |
3 |
1 |
3 класс |
3 |
1 |
4 класс |
3 |
1 |
Итого |
12 |
4 |
V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебногопредмета
Личностные результаты изучения учебногопредмета «Родной язык (русский)» должны быть ориентированы наформирование:
— уважения и ценностного отношения к своей Родине –России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской)принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родногокрая; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);
— способности к проявлению взаимопомощи,конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений;
— проявления доброжелательности, толерантности,неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, иморального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);
— позитивного опыта творческой деятельности, интересаобучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципахнравственности и гуманизма уважительного отношения и интереса к культурнымтрадициям и народному творчеству своего и других народов (эстетическоевоспитание);
— понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения самостоятельно организовыватьсамостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальныхпредставлений о научной картине мира).
Метапредметные результаты освоения учебного предмета«Родной язык» должны отражать:
1)овладение познавательными универсальными учебными действиями:
— использовать наблюдения для получения информации обособенностях изучаемого объекта;
— проводить по предложенному плану опыт (небольшоенесложное исследование) по установлению особенностей объекта изучения,причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
— формулировать выводы по результатам проведенногонаблюдения, опыта;
— устанавливать основания для сравнения;формулировать выводы по его результатам;
— объединять части объекта (объекты) по определенномупризнаку;
— определять существенный признак для классификации;классифицировать несложные объекты;
— использовать знаково-символические средства дляпредставления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;
— осознанно использовать базовые межпредметныепонятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями,процессами окружающего мира (в рамках изученного).
2) овладение умениями работать с информацией:
— выбирать источник для получения информации(учебник, цифровые электронные средства, справочник, Интернет);
— анализировать текстовую, изобразительную, звуковуюинформацию в соответствии с учебной задачей;
— использовать схемы, таблицы для представленияинформации;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото,плакаты) к тексту выступления;
— соблюдать правила информационной безопасности вситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.
3)овладение регулятивными учебными действиями:
— понимать учебную задачу, сохранять ее в процессеучебной деятельности;
— планировать способы решения учебной задачи, намечатьоперации, с помощью которых можно получить результат; выстраиватьпоследовательность выбранных операций;
— контролировать и оценивать результаты и процессдеятельности;
— оценивать различные способы достижения результата,определять наиболее эффективные из них;
— устанавливать причины успеха/неудач деятельности;корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
4)овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
— осуществлять смысловое чтение текстов различноговида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (впределах изученного);
— использовать языковые средства, соответствующиеучебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;
— участвовать в диалоге, соблюдать правила ведениядиалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точекзрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение);
— осознанно строить в соответствии с поставленнойзадачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание,рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;
— готовить небольшие публичные выступления;
— соблюдать правила межличностного общения сиспользованием персональных электронных устройств.
5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности:
— понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать исогласовывать способы достижения общего результата;
— распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовностьруководить и выполнять поручения;
— осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оцениватьсвой вклад в общее дело; проявлятьготовность толерантно разрешать конфликты.
VI. Содержание учебного материала
1класс
Распределение часов наизучение основных разделов из расчета 0,5 часов в неделю, всего 17 часов.
№п/п |
Название изучаемого раздела |
Рекомендуемое количество часов на изучение |
1. |
Секреты речи и текста |
4ч |
2. |
Язык в действии |
4ч |
3. |
Русский язык: прошлое и настоящее |
6ч |
4. |
Секреты речи и текста |
2ч |
|
Итого |
16 ч |
Секреты речи и текста: Звуки речи. Словозвучащее и написанное. Гласные звуки. Особенности гласных звуков.Звонкие и глухие согласные звуки. Особенности произношения согласных звуков.Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков написьме. Сколько звуков и сколько букв в слове. Количество звуков и букв в словахс е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).
Язык в действии: Устная речь: рассказ оместе, в котором живешь. «Если слово непонятно….»; Речевойэтикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения.Повторение правила переноса слов. Речевая ситуация: выражение лица и жесты приобщении. «Помощники устного слова»; Речевая ситуация: уточнение значениянезнакомых слов. Как составить толковый словарик; Речевая ситуация:использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению.Говорим тихо– громко.
Русский язык: прошлое и настоящее: Язык каксредство общения. Для чего нужна речь; Устная и письменная речь.Говорим и пишем; Речевой этикет: слова приветствия. Учимся вежливости.Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения; Овладение нормамиречевого этикета в ситуациях бытового общения (прощание, извинение). Простоеслово «извините». Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Очень важныеслова; Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников.
Говорим медленно – быстро. Устная речь:Рассказ о месте, в котором живёшь.
2класс
Примерное распределение часов на изучение основных разделов из расчета0,5 часов в
неделю, всего 17 часов.
№п/п |
Название изучаемого раздела |
Рекомендуемое количество часов на изучение |
1. |
Русский язык: прошлое и настоящее |
8 ч |
2. |
Язык в действии |
6 ч |
3. |
Секреты речи и текста |
3 ч |
|
Итого |
17ч |
Русский язык: прошлое и настоящее: Звуки речии буквы. Обозначение звуков речи на письме. Ударные и безударные гласные звукив слове. Согласные звуки. Звонкие согласные звуки на конце слова.
Язык в действии: Слова, называющие предметы.Слова, называющие признаки действия. Слово и предложение. Изменение формы словас помощью окончания. Неизменяемые слова. Однокоренные слова. Слово и егозначение.
Секреты речи и текста: Различение предложений по цели высказывания и интонации. Что такоетекст. Тема текста. Деление текста на части. Части текста и план. Типы текстов:описание и повествование. Типы текстов: научный и художественный.
3класс
Примерное распределение часов на изучение основных разделов из расчета0,5 часов в
неделю, всего 17 часов.
№п/п |
Название изучаемого раздела |
Рекомендуемое количество часов на изучение |
1. |
Русский язык: прошлое и настоящее |
10ч |
2. |
Язык в действии |
5ч |
3. |
Секреты речи и текста |
2ч |
|
Итого |
17ч |
Русский язык: прошлое и настоящее: Повторяемфонетику. Фонетический разбор слова. Правила обозначениягласных после шипящих. Правописание безударных гласных в корне слова. Правилонаписания непроизносимых согласных в корне слова. Повторяем фонетику и составслова.
Язык в действии: Повторяем состав слова. Частиречи. Имя существительное. Правописание имён существительных. Имяприлагательное. Правописание имён прилагательных. Местоимение.
Секреты речи и текста: Заголовок и началотекста. Пишем изложение. Пишем письма. Пишем изложение сэлементами сочинения.
4класс
Примерное распределение часов на изучение основных разделов из расчета0,5 часов в
неделю, всего 17 часов.
№п/п |
Название изучаемого раздела |
Рекомендуемое количество часов на изучение |
1. |
Русский язык: прошлое и настоящее |
5ч |
2. |
Язык в действии |
6ч |
3. |
Секреты речи и текста |
6ч |
|
Итого |
17ч |
Русский язык: прошлое и настоящее: Фонетикаи словообразование. Лексическое значение слова.
Язык в действии: Морфологический разбор именисуществительного. Признаки имени прилагательного. Глагол какчасть речи. Правописание глаголов. Глагол в предложении. Наречие.
Секреты речи и текста: Типы текста. Изложение.Изложение с элементами сочинения. Слово. Словосочетание.Предложение. Связь слов в словосочетании. Сложное предложение. Знаки препинанияв сложном предложении