Рабочая общеобразовательная программа попредмету «Русскийродной язык» для 4 класса составлена на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОСНОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «КичерскаяСОШ», Северо-Байкальского района, Республики Бурятия. Примернойобщеобразовательной программы для 4 класса.
Программа соответствует ООП НОО и учебномуплану МБОУ «Кичерская СОШ», Северо-Байкальского района, Республики Бурятия.2021-2022 учебный год.
Учебный предмет «Русскийродной язык» относится к предметной области «Родной язык и литературное чтение», входящий в образовательную область «Роднойязык и литературное чтение на родном (русском) языке».
Программа по русскомуродному языку для 4 класса изучается в объеме34 часа в год (1 часв неделю).
Структура документа:
I. Нормативная база
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:
1. Личностные;
2. Предметные;
3. Метапредметные.
III. Содержание учебного предмета, курса:
IV.Тематическое планирование учебного предмета, курса:
1. Нормативная база
1. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089«Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общегообразования» с изменениями и дополнениями от 23.06.2015 г.;
2. Федеральный государственный образовательныйстандарт Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования». Зарегистрированов Минюсте РФ от 22.12.2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона№ 185- ФЗ);
3. Федеральный закон «Обобразовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. ПринятГосударственной Думой 21.12.2012 г, одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.;
4. «Примерная основнаяобразовательная программа начального общего образования» (одобрена решениемфедерального учебно-методического объединения по общему образованию, протоколот 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015); 17.12.2010 г. № 1897 «Обутверждении федерального образовательного стандарта основного общегообразования»;
5. ПриказМинистерства Просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральномперечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихгосударственную аккредитацию образовательных программ начального общего,основного общего, среднего общего образования»;
6. Основнаяобразовательная программа начального общего образования МБОУ Кичерская СОШ.
II. Планируемыерезультаты освоения учебного предмета, курса:
ФормируемыеУУД:
Личностные:
У учащихся будутсформированы:
· ориентация в нравственномсодержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(науровне, соответствующем возрасту);
· осознание роли речи в общениилюдей;
· понимание богатства иразнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание кмелодичности народной звучащей речи;
· устойчивойучебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
· чувство прекрасного – уметьчувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованиюречи;
· интерес к изучению языка;
· любовь и уважение кОтечеству, его языку, культуре;
· интерес к чтению, кведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
· интерес к письму, ксозданию собственных текстов, к письменной форме общения;
· интерес к изучению языка;
· осознание ответственностиза произнесённое и написанное слово;
· эмоциональность;умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
· эмпатия –умение осознавать и определять эмоции другихлюдей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
· чувство прекрасного –умение чувствовать красоту и выразительностьречи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Регулятивные:
Учащиеся научатся на доступномуровне:
· адекватно воспринимать оценкуучителя;
· вносить необходимые дополнения,исправления в свою работу;
· в сотрудничестве с учителемставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известнои усвоено, и того, что еще неизвестно;
· составлять план решения учебнойпроблемы совместно с учителем;
· в диалоге с учителемвырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы иработы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимойинформации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
· моделировать различные языковыеединицы (слово, предложение);
· использовать на доступномуровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
· выделять существеннуюинформацию из небольших читаемых текстов;
· вычитывать все виды текстовойинформации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
· пользоваться словарями,справочниками;
· строить рассуждения;
· перерабатывать и преобразовывать информациюиз одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
· пользоваться разнымивидами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
· вступать в диалог (отвечать навопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
· договариваться и приходить кобщему решению, работая в паре;
· участвовать в коллективномобсуждении учебной проблемы;
· строить продуктивноевзаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
· выражать свои мысли ссоответствующими возрасту полнотой и точностью;
· быть терпимыми к другиммнениям, учитывать их в совместной работе;
· оформлять свои мысли в устной иписьменной форме с учетом речевых ситуаций;
· адекватно использовать речевыесредства для решения различных коммуникативных задач;
· владеть монологической идиалогической формами речи.
Предметныерезультаты :
Изучениепредметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должнообеспечивать:
— воспитаниеценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включениеучащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красотыи величия русского языка;
— приобщение клитературному наследию русского народа;
— обогащение активногои пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения роднымязыком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормамиустной и письменной речи, правилами речевого этикета;
— расширение знаний ородном языке как системе и как развивающемся явлении, формированиеаналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разныхфункционально-смысловых типов и жанров.
Результаты изученияучебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образованиядолжны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебныхситуациях и реальных жизненных условиях
Обучающиеся будутзнать:
· многозначные слова, омонимы,синонимы, антонимы, омофоны ;
· изобразительно-выразительныесредства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
· стили речи: разговорный икнижный (художественный, научный), газетно-публицистический;
· особенности эпистолярногожанра;
· типы текстов;
· понятие фразеологизмов изаимствованных слов ;
· основные элементы композициитекста.
Обучающиеся будутуметь:
· распознавать и пониматьзначение устаревших слов по указанной тематике;
· использовать словарные статьидля определения лексического значения слова;
· понимать значение русскихпословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
· уместно использовать изученныесредства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения,интонацию);
· выразительно читать небольшойтекст по образцу;
· определять степень вежливогоповедения, учитывать ситуацию общения;
· вступать в контакт иподдерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используясоответствующие этикетные формы;
· быть хорошим слушателем;
· определять лексическое значениеслова;
· отличать текст как тематическоеи смысловое единство от набора предложений;
· редактировать предложения;
· определять по заголовку, о чемговорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
· сочинять на основе данногосюжета, используя средства выразительности;
· распознавать типы текстов;
· устанавливать связь основныхэлементов композиции текста;
· распознавать стили речи.
III. Содержаниеучебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)
Слова,связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный,благодарный, бескорыстный
Слова,называющие родственные отношения (например,матушка, батюшка, братец,сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы,поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами,чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душана местеи т.д.). Сравнение с пословицами и поговорками другихнародов. Сравнение фразеологизмов из разных языков,имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русскиетрадиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием впроизведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика,заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова вязыках других народов.
Проектныезадания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опытапоиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словареВ.И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках другихнародов».
Раздел2. Язык в действии (6 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическаяработа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственногочисла настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдениеза синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений(на пропедевтическом уровне).
История возникновения ифункции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыковправильного пунктуационного оформления текста.
Раздел3. Секреты речи и текста (12 часов)
Правилаведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы.Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ сизменением лица.
Создание текста как результата собственнойисследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний сточки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования ихсодержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактированиятекста.
Синонимияречевых формул (на практическом уровне).
Резервучебного времени – 4 ч.
Основные содержательные линии программы учебногопредмета «Русский родной язык»
Как курс, имеющийчастный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержаниеосновного курса, представленного в образовательной области «Русский язык илитературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательныелинии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиямиосновного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеютпреимущественно практико-ориентированный характер.
Целевымиустановкамиданного курса являются:
· совершенствованиеу младших школьников как носителей языка способности ориентироваться впространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
· изучениеисторических фактов развития языка;
· расширениепредставлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическоемини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т.п.);
· включениеучащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии сэтим в программе выделяются следующие блоки:
Первый блок –«Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание,обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождениислов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержитсведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения онационально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом вязыках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок –«Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение заупотреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использованияязыковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальныхпредставлений о нормах современного русского литературного языка, развитиепотребности обращаться к нормативным словарям современного русскоголитературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данныйблок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическоеосвоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языкаво всех сферах жизни.
Третий блок –«Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёхвидов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыковмладших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать вречевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета.Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа стекстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты исоздавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров,стилистической принадлежности.
1. Пониманиевзаимосвязи языка, культуры и истории народа:
осознаниероли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознание языка как развивающегося явления,связанного с историей народа;
осознание национального своеобразия, богатства,выразительности русского языка;
распознаваниеслов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная сособенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающиепредметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
понимание традиционных русскихсказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей ихупотребления в произведениях устного народного творчества и произведенияхдетской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов исравнений в речи;
понимание значенияфразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного бытауместное употребление их в современных ситуацияхречевого общения (в рамках изученного);
пониманиезначений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное ихупотребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
пониманиезначений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
2.Овладение основными нормами русского литературногоязыка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими),приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
осознаниеважности соблюдения норм современного русского литературного языка длякультурного человека;
соотнесениесобственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (врамках изученного);
соблюдениена письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (врамках изученного);
обогащениеактивного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речиязыковыхсредств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языкеадекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основныхорфоэпических и акцентологических норм современного русского литературногоязыка:
произношениеслов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основныхлексических норм современного русского литературного языка:
выбориз нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствуетобозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проведениесинонимических замен с учётом особенностей текста;
выявлениеи исправление речевых ошибок в устной речи;
редактированиеписьменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точнойпередачи смысла;
соблюдение основныхграмматических норм современного русского литературного языка:
употреблениеотдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельныхформ множественного числа имен существительных;
употреблениеотдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущеговремени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нетформы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявлениеи исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных снарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе,роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде(если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
редактированиеписьменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основныхорфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка(в рамках изученного восновном курсе):
соблюдениеизученных орфографических норм при записи собственного текста;
соблюдениеизученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
совершенствованиеумений пользоваться словарями:
использованиеучебных толковых словарей для определения лексического значения слова, дляуточнения нормы формообразования;
использованиеучебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов дляуточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
использованиеучебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношенияслова, вариантов произношения;
использованиеучебных словарей для уточнения состава слова; использованиеучебныхэтимологических словарей для уточнения происхождения слова;
использованиеорфографических словарей для определения нормативного написания слов;
3.Совершенствование различных видов устной иписьменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма),соблюдение норм речевого этикета:
владениеразличными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов обистории языка и культуре русского народа;
владениеразличными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных ихудожественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
чтениеи смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов(народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.),определение языковых особенностей текстов;
умениеанализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главныефакты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливатьлогическую связь между фактами;
умениесоотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливатьпричинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацамитекста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснениязаголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
уменияинформационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ сизменением лица;
уместноеиспользование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание,похвала, просьба, извинение, поздравление;
уместноеиспользование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога идр.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
умениестроить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление,комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
созданиетекстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
созданиетекстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии погородам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах,связанных с народными промыслами);
созданиетекста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения вписьменной форме и представление его в устной форме;
оцениваниеустных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного ивыразительного словоупотребления;
редактированиесобственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы;сопоставление чернового и отредактированного текстов.
соблюдение основныхнорм русского речевого этикета:
соблюдениепринципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
различениеэтикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
IV.Тематическое планирование учебного предмета, курса:
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
1 |
Слова, связанные с качествами и чувствами людей.
|
1 |
2 |
Слова, связанные с обучением.
|
1 |
3 |
Слова, называющие родственные отношения.
|
1 |
4 |
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями.
|
1 |
5 |
Сравнение с пословицами и поговорками других народов.
|
1 |
6 |
Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
|
1 |
7 |
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.
|
1 |
8 |
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
|
1 |
9 |
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
|
1 |
10 |
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
|
1 |
11 |
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке». «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
|
2 |
13 |
Как правильно произносить слова.
|
1 |
14 |
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов.
|
1 |
15 |
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений.
|
1 |
16 |
История возникновения и функции знаков.
|
1 |
17 |
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
|
2 |
20 |
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
|
1 |
21 |
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
|
1 |
22 |
Составление плана текста, не разделенного на абзацы.
|
1 |
23 |
Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
|
1 |
24 |
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
|
1 |
25 |
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
|
1 |
26 |
Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы.
|
1 |
27 |
Сопоставление чернового и отредактированного текстов.
|
2 |
28 |
Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
|
2 |
29 |
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
|
1 |
30 |
Резерв |
4 |
|
Итого: |
34 |