X-PDF

Рабочая программа по родному русскому языку 4 класс

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

Рабочая общеобразовательная программа попредмету «Русскийродной язык» для 4 класса составлена на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОСНОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «КичерскаяСОШ», Северо-Байкальского района, Республики Бурятия. Примернойобщеобразовательной программы для 4 класса.

Программа соответствует ООП НОО и учебномуплану МБОУ «Кичерская СОШ», Северо-Байкальского района, Республики Бурятия.2021-2022 учебный год.

Учебный предмет «Русскийродной язык» относится к предметной области «Родной  язык  и литературное  чтение», входящий в образовательную область «Роднойязык и литературное чтение на родном (русском) языке».

Программа по русскомуродному языку для 4  класса изучается в объеме34 часа в год (1 часв неделю).

 

Структура документа:

 

I. Нормативная база             

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

1. Личностные;

2. Предметные;

3. Метапредметные.

 

III. Содержание учебного предмета, курса:

IV.Тематическое планирование учебного предмета, курса:

 

1. Нормативная база

1. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089«Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общегообразования» с изменениями и дополнениями от 23.06.2015 г.;

2. Федеральный государственный образовательныйстандарт Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования». Зарегистрированов Минюсте РФ от 22.12.2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона№ 185- ФЗ);

            3. Федеральный закон «Обобразовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. ПринятГосударственной Думой 21.12.2012 г, одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.;

            4. «Примерная основнаяобразовательная программа начального общего образования» (одобрена решениемфедерального учебно-методического объединения по общему образованию, протоколот 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015); 17.12.2010 г. № 1897 «Обутверждении федерального образовательного стандарта основного общегообразования»;

5. ПриказМинистерства Просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральномперечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихгосударственную аккредитацию образовательных программ начального общего,основного общего, среднего общего образования»;

6. Основнаяобразовательная программа начального общего образования МБОУ Кичерская СОШ.

 

II. Планируемыерезультаты освоения учебного предмета, курса:

 

ФормируемыеУУД:

Личностные:

У учащихся будутсформированы:

·        ориентация в нравственномсодержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(науровне, соответствующем возрасту);

·        осознание роли речи в общениилюдей;

·        понимание богатства иразнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание кмелодичности народной звучащей речи;

·        устойчивойучебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

·        чувство прекрасного – уметьчувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованиюречи;

·        интерес к изучению языка;

·        любовь и уважение кОтечеству, его языку, культуре;

·        интерес к чтению, кведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

·        интерес к письму, ксозданию собственных текстов, к письменной форме общения;

·        интерес к изучению языка;

·        осознание ответственностиза произнесённое и написанное слово;

·        эмоциональность;умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

·        эмпатия –умение осознавать и определять эмоции другихлюдей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

·        чувство прекрасного –умение чувствовать красоту и выразительностьречи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

 

Регулятивные:

Учащиеся научатся на доступномуровне:

·        адекватно воспринимать оценкуучителя;

·        вносить необходимые дополнения,исправления в свою работу;

·        в сотрудничестве с учителемставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известнои усвоено, и того, что еще неизвестно;

·        составлять план решения учебнойпроблемы совместно с учителем;

·        в диалоге с учителемвырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы иработы других в соответствии с этими критериями.

 

Познавательные:

Учащиеся научатся:

·        осуществлять поиск необходимойинформации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

·        моделировать различные языковыеединицы (слово, предложение);

·        использовать на доступномуровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

·        выделять существеннуюинформацию из небольших читаемых текстов;

·        вычитывать все виды текстовойинформации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

·        пользоваться словарями,справочниками;

·        строить рассуждения;

·        перерабатывать и преобразовывать информациюиз одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

·        пользоваться разнымивидами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

 

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

·        вступать в диалог (отвечать навопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

·        договариваться и приходить кобщему решению, работая в паре;

·        участвовать в коллективномобсуждении учебной проблемы;

·        строить продуктивноевзаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

·        выражать свои мысли ссоответствующими возрасту полнотой и точностью;

·        быть терпимыми к другиммнениям, учитывать их в совместной работе;

·        оформлять свои мысли в устной иписьменной форме с учетом речевых ситуаций;

·        адекватно использовать речевыесредства для решения различных коммуникативных задач;

·        владеть монологической идиалогической формами речи.

 

Предметныерезультаты :

Изучениепредметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должнообеспечивать:

— воспитаниеценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включениеучащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красотыи величия русского языка;

— приобщение клитературному наследию русского народа;

— обогащение активногои пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения роднымязыком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормамиустной и письменной речи, правилами речевого этикета;

— расширение знаний ородном языке как системе и как развивающемся явлении, формированиеаналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разныхфункционально-смысловых типов и жанров.

Результаты изученияучебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образованиядолжны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебныхситуациях и реальных жизненных условиях

Обучающиеся будутзнать:

·        многозначные слова, омонимы,синонимы, антонимы, омофоны ;

·        изобразительно-выразительныесредства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

·        стили речи: разговорный икнижный (художественный, научный), газетно-публицистический;

·        особенности эпистолярногожанра;

·        типы текстов;

·        понятие фразеологизмов изаимствованных слов ;

·        основные элементы композициитекста.

Обучающиеся будутуметь:

·        распознавать и пониматьзначение устаревших слов по указанной тематике;

·        использовать словарные статьидля определения лексического значения слова;

·        понимать значение русскихпословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

·        уместно использовать изученныесредства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения,интонацию);

·        выразительно читать небольшойтекст по образцу;

·        определять степень вежливогоповедения, учитывать ситуацию общения;

·        вступать в контакт иподдерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используясоответствующие этикетные формы;

·        быть хорошим слушателем;

·        определять лексическое значениеслова;

·        отличать текст как тематическоеи смысловое единство от набора предложений;

·        редактировать предложения;

·        определять по заголовку, о чемговорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

·        сочинять на основе данногосюжета, используя средства выразительности;

·        распознавать типы текстов;

·        устанавливать связь основныхэлементов композиции текста;

·        распознавать стили речи.

III. Содержаниеучебного предмета

 

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)

Слова,связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный,благодарный, бескорыстный

Слова,называющие родственные отношения (например,матушка, батюшка, братец,сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы,поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами,чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душана местеи т.д.). Сравнение с пословицами и поговорками другихнародов. Сравнение фразеологизмов из разных языков,имеющих общий смысл, но различную образную форму. 

Русскиетрадиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием впроизведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика,заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова вязыках других народов.

Проектныезадания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опытапоиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словареВ.И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках другихнародов».

Раздел2. Язык в действии (6 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическаяработа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственногочисла настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдениеза синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений(на пропедевтическом уровне).

История возникновения ифункции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыковправильного пунктуационного оформления текста. 

Раздел3. Секреты речи и текста (12 часов)

Правилаведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков. 

Составление плана текста, не разделенного на абзацы.Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ сизменением лица.

Создание текста как результата собственнойисследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний сточки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования ихсодержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.Практический опыт использования учебных словарей в  процессе редактированиятекста. 

Синонимияречевых формул (на практическом уровне).

Резервучебного времени – 4 ч.

Основные содержательные линии программы учебногопредмета «Русский родной язык»

Как курс, имеющийчастный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержаниеосновного курса, представленного в образовательной области «Русский язык илитературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательныелинии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиямиосновного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеютпреимущественно практико-ориентированный характер.

Целевымиустановкамиданного курса являются:

·          совершенствованиеу младших школьников как носителей языка способности ориентироваться впространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;

·          изучениеисторических фактов развития языка;

·          расширениепредставлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическоемини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т.п.);

·          включениеучащихся в практическую речевую деятельность.

В соответствии сэтим в программе выделяются следующие блоки:

Первый блок –«Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание,обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождениислов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержитсведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения онационально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом вязыках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок –«Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение заупотреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использованияязыковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальныхпредставлений о нормах современного русского литературного языка, развитиепотребности обращаться к нормативным словарям современного русскоголитературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данныйблок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическоеосвоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языкаво всех сферах жизни.

Третий блок –«Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёхвидов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыковмладших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать вречевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета.Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа стекстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты исоздавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров,стилистической принадлежности.

 

1.                 Пониманиевзаимосвязи языка, культуры и истории народа:

            осознаниероли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

     осознание языка как развивающегося явления,связанного с историей народа;

     осознание национального своеобразия, богатства,выразительности русского языка;

     распознаваниеслов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная сособенностями мировосприятия и отношениями  между людьми; слова, обозначающиепредметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

            понимание традиционных русскихсказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений  и особенностей ихупотребления в произведениях устного народного творчества и произведенияхдетской художественной литературы; правильное уместное употребление  эпитетов исравнений  в речи;

            понимание значенияфразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного бытауместное употребление их в современных ситуацияхречевого общения (в рамках изученного);

            пониманиезначений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное ихупотребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

            пониманиезначений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

 

2.Овладение основными нормами русского литературногоязыка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими),приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

            осознаниеважности соблюдения норм современного русского литературного языка длякультурного человека;

            соотнесениесобственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (врамках изученного);

Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1197

            соблюдениена письме и в устной  речи  норм  современного  русского литературного языка (врамках изученного);

            обогащениеактивного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речиязыковыхсредств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языкеадекватно ситуации и стилю общения;

соблюдение основныхорфоэпических и акцентологических норм современного русского литературногоязыка:

            произношениеслов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

соблюдение основныхлексических норм современного русского литературного языка:

            выбориз нескольких возможных слов того слова, которое наиболее  точно соответствуетобозначаемому  предмету или явлению реальной действительности;

            проведениесинонимических замен с учётом особенностей текста;

            выявлениеи исправление речевых ошибок в устной речи;

            редактированиеписьменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точнойпередачи смысла;

соблюдение основныхграмматических норм современного русского литературного языка:

            употреблениеотдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельныхформ множественного числа имен существительных;

            употреблениеотдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущеговремени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нетформы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;

            выявлениеи исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных снарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе,роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде(если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

            редактированиеписьменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

соблюдение основныхорфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка(в рамках изученного восновном курсе):

            соблюдениеизученных орфографических норм при записи собственного текста;

            соблюдениеизученных пунктуационных норм при записи собственного текста;

совершенствованиеумений пользоваться словарями:

            использованиеучебных толковых словарей для определения лексического значения слова,  дляуточнения нормы формообразования;

            использованиеучебных фразеологических  словарей, учебных словарей синонимов и антонимов дляуточнения значения слова и в  процессе редактирования текста;

            использованиеучебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношенияслова, вариантов произношения;

            использованиеучебных словарей для уточнения состава слова; использованиеучебныхэтимологических словарей для уточнения происхождения слова;

            использованиеорфографических словарей для определения нормативного написания слов;

 

3.Совершенствование различных видов устной иписьменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма),соблюдение норм речевого этикета:

            владениеразличными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов обистории языка и культуре русского народа;

            владениеразличными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных ихудожественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

            чтениеи смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов(народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.),определение языковых особенностей текстов;

            умениеанализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главныефакты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливатьлогическую связь между фактами;

            умениесоотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливатьпричинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацамитекста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснениязаголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

            уменияинформационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ сизменением лица;

            уместноеиспользование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание,похвала, просьба, извинение, поздравление;

            уместноеиспользование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога идр.), владение  правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

            умениестроить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление,комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

            созданиетекстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

            созданиетекстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии погородам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах,связанных с народными промыслами);

            созданиетекста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения вписьменной форме и представление его в устной форме;

            оцениваниеустных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного ивыразительного словоупотребления;

            редактированиесобственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы;сопоставление чернового и отредактированного текстов.

соблюдение основныхнорм русского речевого этикета:

            соблюдениепринципов  этикетного  общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

            различениеэтикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

 

IV.Тематическое планирование учебного предмета, курса:

 

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Слова, связанные с качествами и чувствами людей.

 

1

2

Слова, связанные с обучением.

 

1

3

Слова, называющие родственные отношения.

 

1

4

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями.

 

1

5

Сравнение с пословицами и поговорками других народов.

 

1

6

Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. 

 

1

7

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.

 

1

8

Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

 

1

9

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

 

1

10

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

 

1

11

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке». «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».

 

2

13

Как правильно произносить слова.

 

1

14

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов.

 

1

15

Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений.

 

1

16

История возникновения и функции знаков.

 

1

17

Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. 

 

2

20

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

 

1

21

Информативная функция заголовков. Типы заголовков. 

 

1

22

Составление плана текста, не разделенного на абзацы.

 

1

23

Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

 

1

24

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

 

1

25

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

 

1

26

Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы.

 

1

27

Сопоставление чернового и отредактированного текстов.

 

2

28

Практический опыт использования учебных словарей в  процессе редактирования текста. 

 

2

29

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

 

1

30

Резерв

4

 

Итого:

34


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1197

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет