X-PDF

Рабочая программа по родному языку 4 класс

Поделиться статьей

 

1.Пояснительная записка

            Рабочая программа по Родному русскому  языку для 4абвгд классовсоставлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

       ФедеральныйЗакон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

       ПриказМинистерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Обутверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию приреализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программначального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,осуществляющими образовательную деятельность» (в ред. приказов МинпросвещенияРоссии от 23.12.2020 № 766);

       ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373,зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009г. № 15785, «Об утверждении ивведении в действие федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, 29.12.2014г. №1643, от 31.12.2015г. № 1576);

       Примернаяосновная образовательная программа начального общего образования, одобреннаяФедеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протоколзаседания от 08 апреля 2015г. № 1/15);

       Примернаяпрограмма по предмету родной русский язык.

 

            Рабочаяпрограмма по предмету родной русский язык составлена в соответствии сосновной образовательной программой начального общего образования по ФГОС НОО2классы МБОУ гимназии г. Советский (с изменениями), утвержденной приказом № 444 от 31.08.2022г.   «Об утверждении основных образовательных программначального общего, основного общего, среднего общего образования на 2022-2023учебный год».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Планируемые результатыосвоения учебного предмета

Личностные результаты

    Воспитание ценностного отношенияк родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включениев культурно-языковое поле своего народа;

   Приобщение к литературномунаследию своего народа;

   Формирование причастности ксвершениям и традициям своего народа;

   Осознание историческойпреемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

    Обогащение активного ипотенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владенияродным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии снормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

   Получение знаний о родном языкекак системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, озакономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики,формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разныхфункционально-смысловых типов и жанров.

Метапредметные результаты

Овладение способностью принимать исохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления.

Формирование умения планировать,контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленнойзадачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способыдостижения результата.

Использование знаково-символическихсредств представления информации.

Активное использование речевыхсредств и средств, для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способовпоиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации,передачи и интерпретации информации. Овладение навыками смыслового чтениятекстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и

задачами: осознанно строить речевоевысказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты вустной и письменной формах.

Регулятивные

Обучающийся  научиться:

-принимать и сохранять в памяти цель и учебнуюзадачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-овладевать способами решения учебной задачи,выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной нанаглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях, проявлятьпознавательную инициативу;

-планировать свои действия для решения задачи (всотрудничестве с учителем и самостоятельно);

-учитывать правило (алгоритм) в планировании иконтроле способа решения;

-выполнять учебные действия, используя устную,письменную, а также внутреннюю речь;

Обучающийся получит возможность научиться:

-контролировать процесс и результаты своейдеятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

-оценивать свои достижения, определять трудности,осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

-адекватно воспринимать оценку своей работыучителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные

Обучающийся научиться:

-осознавать познавательную задачу, решать её (подруководством учителя или самостоятельно);

-самостоятельно находить в учебнике, учебныхпособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек иИнтернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебныхзаданий;

-понимать информацию, представленную визобразительной, графической форме, переводить её в словесную форму;

-использовать такие виды чтения, какознакомительное, изучающее, поисковое чтение, осознавать цель чтения;

-воспринимать смысл читаемых текстов, выделятьсущественную информацию из текстов разных видов (художественного ипознавательного), передавать устно или письменно содержание текста;

-осознанно строить речевое высказывание в устной иписьменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшимисообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

-использовать знаково-символические средства (в томчисле модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач,создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

-пользоваться словарями и «Справочными материалами»учебника;

-анализировать изучаемые языковые объекты свыделением их существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из ихчастей;

Обучающийся получит возможность научиться:

-овладевать общими способами решения конкретных лингвистическихзадач;

-ориентироваться на возможность решения отдельныхлингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способрешения лингвистической задачи;

-находить языковые примеры для иллюстрацииизучаемых языковых понятий;

-осуществлять анализ, синтез, сравнение,сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданнымкритериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

-осуществлять подведение фактов языка под понятиена основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

-осуществлять аналогии между изучаемым предметом исобственным опытом;

-составлять простейшие инструкции, определяющиепоследовательность действий при решении лингвистической задачи;

-строить несложные рассуждения, устанавливатьпричинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

Коммуникативные

Обучающийся  научиться:

-выражать свои мысли и чувства в устной иписьменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормылитературного языка и речи (ясность, точность, содержательность,последовательность выражения мысли и др.);

-ориентироваться на позицию партнёра в общении ивзаимодействии;

-адекватно использовать речевые средства длярешения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи отзадач и ситуации общения;

-участвовать в диалоге, в общей беседе, всовместной деятельности (в парах, в группах), договариваться с партнёрами оспособах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлятьвзаимоконтроль;

-задавать вопросы, необходимые для организациисобственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-контролировать действия партнёра, оказывать всотрудничестве необходимую помощь;

Обучающийся получит возможность научиться:

-учитывать разные мнения и интересы и высказыватьсвоё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

-оценивать мысли, советы, предложения других людей,принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

-строить монологическое высказывание с учётомпоставленной коммуникативной задачи;

-применять приобретенные коммуникативные умения впрактике свободного общения.

 

Предметные результаты

      Понимание роли языка какосновного средства человеческого общения; осознание роли языка как одну изглавных духовно-нравственных ценностей народа; понимание значения родного языкадля освоения и укрепления культуры и традиций своего народа;

понимание необходимости овладенияродным языком; проявление познавательного интереса к родному языку и желаниеего изучать;

     Формирование первоначальныхпредставлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространстваРоссийской Федерации, о месте родного языка среди других языков народов России:понимать, что родной край есть часть России, составлять высказывания о малойРодине, приводить примеры традиций и обычаев, объединяющих народы России;составлять небольшие рассказы о взаимосвязях языков, культур и истории народовРоссии; осознавать роль родного языка как носителя народной культуры, средстваеѐ познания, освоения морально-этических норм, принятых в российском обществе;понимать эстетическую ценность родного языка, стремиться к овладению выразительнымисредствами, свойственными родному языку;

      Освоение первоначальных знанийо родном языке как системе, о его нормах, специфике, закономерностях егофункционирования: владеть основными орфоэпическими и лексическими нормамиродного языка; применять на практике правила словообразования и

словоизменения, построениясловосочетаний и предложений (простых и сложных);

      Формирование и развитие видовречевой деятельности на родном языке (слушание (аудирование), говорение,чтение, письмо):

      Слушание (аудирование) иговорение: понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель,одноклассники, телевизионные и радиопередачи и др.); определять тему и главнуюмысль прослушанного высказывания (текста); различать на слух интонации звучащейречи (радость, удивление, грусть, сочувствие и др.); участвовать в диалогах набытовые, учебные темы, обсуждать поставленные вопросы, прослушанныевысказывания; формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темойдиалога; применять в диалогической речи формулы речевого этикета, правиларечевого поведения в различных учебных и жизненных ситуациях (понимать цельобщения, проявлять желание слушать собеседников, учитывать мнение участников);решать учебные задачи с использованием активного и потенциального словарногозапаса; рассказывать устно о себе (внешность, интересы, любимые занятия), освоей семье (традиции, совместные занятия); описывать предмет (название,качества, назначение); уместно употреблять в устной речи пословицы, поговоркиродного народа, использовать изобразительные и выразительные средства родногоязыка (эпитеты, сравнения, олицетворения); составлять небольшие высказываниядля публичного выступления с использованием небольших презентаций;

      Чтение и письмо: читать вслухнебольшие тексты разного вида (фольклорный, художественный,научно-познавательный, справочный) в индивидуальном темпе, позволяющем понятьсодержание и смысл прочитанного; составлять план текста (с помощью исамостоятельно); пересказывать текст в соответствии с учебной задачей (подробнои кратко); списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания,предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; строить связныевысказывания в письменной форме на различные темы; выполнять небольшиетворческие задания (дополнение и распространение предложения текста/изложения).

 

Обучающийся получит возможность научиться формировать:

-развитие этических чувств (доброжелательности,сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совестливости и др.); понимание чувстводноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание;

-понимание нравственного содержания собственныхпоступков и поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятыеморальные и этические нормы;

-осознание ответственности за свои поступки ислова;

-осознание своих эмоций и чувств, контролированиеих; определение эмоций и чувств, контролирование их; определение эмоцийсобеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам других людей;

-развитие чувства прекрасного и эстетических чувствчерез выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукцийкартин и др.;

-ориентация на развитие навыков сотрудничества сучителем, взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке ивне урока;

-представление о здоровом образе жизни, бережномотношении к материальным ценностям.

      Предмет«Родной русский язык» опирается на содержание основного курса, представленногов образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает иподдерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятсяс основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальнойшколе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированныйхарактер.

В  программевыделяются следующие блоки:

Первыйблок – «Русский язык: прошлое и настоящее» –включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русскогоязыка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов.Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культурынарода, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем испецифическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второйблок – «Язык в действии» – включает содержание,обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовыхумений и навыков использования языковых единиц в учебных и практическихситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современногорусского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативнымсловарям современного русского литературного языка и  совершенствование уменийпользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладениекультурой речи: практическое освоение норм современного русского литературногоязыка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения киспользованию русского языка во всех сферах жизни.

Третийблок – «Секреты речи и текста» – связан ссовершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи,развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять целиобщения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практикиприменения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центровданного блока является работа с текстами: развитие умений понимать,анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разныхфункционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

 

Тематический блок

Кол-во часов

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

6

2.

Язык в действии

4

3.

Секреты речи и текста

6

 

Итого

16

 

3. Содержание учебногокурса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознаниецели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Пониманиена слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основноймысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение.Выбор языковых средств в соответствии с целями иусловиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическоеовладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать,закончить разговор, привлечь внимание и т. п.  Практическое овладение устнымимонологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание,повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуацияхучебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение.Понимание учебного текста. Выборочное чтение с цельюнахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте вявном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся втексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ иоценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо.Овладение разборчивым аккуратным письмом с учѐтомгигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо поддиктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержанияпрослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Созданиенебольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (наоснове впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин,репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи)

Как курс, имеющий частный характер,школьный курс родного языка опирается на содержание основного курса,представленного в образовательной области «Родной язык и литературное чтение народном языке», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линиинастоящей программы (разделы программы) соотносятся с основными содержательнымилиниями основного курса русского языка в образовательной организации, но недублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер. Всоответствии с этим в программе выделяются следующие разделы:

Раздел 1 «Речь. Речевая деятельность.Текст» (5 ч)

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

Представлено содержание, направленноена совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культурыустной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языкав жизненно важных для школьников ситуациях общения:

  умений определять целикоммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намеренияпартнѐра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать исоздавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистическойпринадлежности.

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Речевое общение. Средства общения.

Звуковой язык как средствочеловеческого общения

Правилаобщения. Составление текста по рисунку.

Тексткак единица языка и речи.

Раздел 2 «Язык и культура» (6 ч)

Представлено содержание, изучениекоторого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной идуховной культуры русского народа, национально-культурную специфику русскогоязыка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферахобщения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского идругих народов  России и мира, овладение культурой межнационального общения. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческаязначимость. Развитие языка как объективный процесс. Общее

представление о внешних и внутреннихфакторах языковых изменений,  об активных процессах в современном русском языке(основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного составаязыка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений ипереосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, созданиеновой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.Знакомство с различными видами лингвистических словарей и их использование.Слово и его значение. Обобщение представлений о лексическом значении слова.Составление текста из деформированных предложений.

Раздел 3 «Культура речи» (6 ч)

    Ориентирован на формирование у учащихсяответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всехсферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическоеовладение культурой речи:

  навыками сознательного ипроизвольного использования норм русского литературного языка для созданияправильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменнойформе с учѐтом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатстваи выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться кнормативным словарям современного русского литературного языка исовершенствование умений пользоваться ими.

  Основные орфоэпические нормысовременного русского литературного языка. Активные процессы в областипроизношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современныхорфоэпических словарях.

  Нарушение орфоэпической нормы какхудожественный приѐм.

  Основные лексические нормысовременного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова иточность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.  Типичные ошибки‚связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Основные лексические нормысовременного русского литературного языка.

Основные орфоэпические нормысовременного русского литературного языка

Речевойэтикет. Этика и этикет в электронной среде общения.

4.    Тематическоепланирование

 

 

 

 

Тема урока

Кол-во

часов

 

Дата

проведения

по плану

по факту

 

Речь. Речевая деятельность. Текст

5

 

1

Язык и речь. Звуковой язык как средство человеческого общения. Виды речевой деятельности.

1

1нед

 

2

Речевое общение. Средства общения.

1

2нед

 

3

Научная речь, еѐ отличие от художественной речи.

1

3нед

 

4

Текст как единица языка и речи. Типы текстов.

Составление текста по заданной теме.

1

4нед

 

5

Правила общения. Составление текста по рисунку. (р/р)

1

5нед

 

 

Язык и культура.

6

 

6

Слово и его значение. Лексическое значение

слова.

1

6нед

 

7

Знакомство с различными видами лингвистических словарей.

1

7нед

 

8

Синонимы, антонимы, омонимы.

1

8нед

 

9

Обучающее изложение по составленному

плану.

1

9нед

 

10

Обобщение представлений о лексическом значении слова.

1

10нед

 

11

Составление текста из деформированных предложений. р/р

1

 

 

Культура речи.

6

11нед

 

12

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

1

12нед

 

13

Употребление в речи синонимов, антонимов, омонимов

1

13нед

 

14

Составление рассказа по репродукции картины. р/р

1

14нед

 

15

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

1

15нед

 

16

Составление текста по опорным словам р/р    

1

16нед

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет