X-PDF

Рабочая программа по родному языку 7,8 классы

Поделиться статьей

Планируемыерезультаты освоения учебного предмета

«Родной язык(русский)»

Изучение учебного предмета «Родной язык(русский)» в 7 классе направлено на достижение обучающимися следующихличностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения программыпо родному языку (русскому) на уровне основного общего образования достигаютсяв единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционнымироссийскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми вобществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочейпрограммы по родному языку (русскому) для основного общего образования должныотражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивныхценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессереализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе вчасти:   

гражданского воспитания:

Ø  готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации егоправ, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; 

Ø  активное участие в жизни семьи, образовательной организации,местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении сситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русскомязыке; 

Ø  неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; 

Ø  понимание роли различных социальных институтов в жизничеловека; 

Ø  представление об основных правах, свободах и обязанностяхгражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений вполикультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе наоснове примеров из литературных произведений, написанных на русскомязыке; 

Ø  готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление квзаимопониманию и взаимопомощи; 

Ø  активное участие в школьном самоуправлении; 

Ø  готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,нуждающимся в ней; волонтёрство);

Ø  патриотического воспитания:

Ø  осознание российской гражданской идентичности в поликультурном имногоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка какгосударственного языка Российской Федерации и языка межнационального общениянародов России; 

Ø  проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуреРоссийской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебногопредмета «Родной язык (русский)»; 

Ø  ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины— России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, втом числе отражённым в художественных произведениях; 

Ø  уважение к символам России, государственным праздникам,историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,проживающих в родной стране;

Ø  духовно-нравственного воспитания:

Ø  ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственноговыбора; 

Ø  готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, ипоступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных иправовых норм с учётом осознания последствий поступков; 

Ø  активное неприятие асоциальных поступков; 

Ø  свобода и ответственность личности в условиях индивидуального иобщественного пространства;

Ø  эстетического воспитания:

Ø  восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своегои других народов; 

Ø  понимание эмоционального воздействия искусства; 

Ø  осознание важности художественной культуры как средствакоммуникации и самовыражения; 

Ø  осознание важности русского языка как средства коммуникации исамовыражения; 

Ø  понимание ценности отечественного и мирового искусства, ролиэтнических культурных традиций и народного творчества; 

Ø  стремление к самовыражению в разных видах искусства;

Ø  физического воспитания, формирования культуры здоровья иэмоционального благополучия:

Ø  осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный ичитательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка наздоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения винтернет-среде в процессе школьного языкового образования; способностьадаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным иприродным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраиваядальнейшие цели;

Ø  умение принимать себя и других не осуждая;

Ø  умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональноесостояние других, использовать адекватные языковые средства для выражениясвоего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признаниесвоего права на ошибку и такого же права другого человека;

Ø  трудового воспитания:

Ø  установка на активное участие в решении практических задач (врамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого родадеятельность;

Ø  интерес к практическому изучению профессий и труда различногорода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания иознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение ктруду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построениеиндивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных иобщественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах набудущее;

Ø  экологического воспитания:

Ø  ориентация на применение знаний из области социальных иестественных наук для решения задач в области окружающей среды, планированияпоступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно,логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

Ø  повышение уровня экологической культуры, осознание глобальногохарактера экологических проблем и путей их решения; активное неприятиедействий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное признакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своейроли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельностиэкологической направленности;

Ø  ценности научного познания:

Ø  ориентация в деятельности на современную систему научныхпредставлений об основных закономерностях развития человека, природы иобщества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;закономерностях развития языка; 

Ø  овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения каксредства познания мира; 

Ø  овладение основными навыками исследовательской деятельности сучётом специфики школьного языкового образования; 

Ø  установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремлениесовершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Ø  Личностные результаты, обеспечивающие адаптациюобучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

Ø  освоение обучающимися социального опыта, основных социальныхролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах исообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональнойдеятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другойкультурной среды;

Ø  способность обучающихся к взаимодействию в условияхнеопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать вусловиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическуюдеятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместнойдеятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

Ø  навык выявления и связывания образов, способность формироватьновые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах иявлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знанийи компетенций, планировать своё развитие;

Ø  умение оперировать основными понятиями, терминами ипредставлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать ивыявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия сучётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов,возможных глобальных последствий;

Ø  способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящиеизменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт;воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оцениватьситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулироватьи оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное всложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные результаты:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями.

Базовые логическиедействия:

Ø  выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,языковых явлений и процессов;

Ø  устанавливать существенный признак классификации языковых единиц(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

Ø  выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей ипротиворечий;

Ø  выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленнойучебной задачи;

Ø  выявлять причинно-следственные связи при изучении языковыхпроцессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивныхумозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы овзаимосвязях;

Ø  самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе сразными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения ивыбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

Базовые исследовательские действия:

Ø  использовать вопросы как исследовательский инструмент познания вязыковом образовании;

Ø  формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным ижелательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое иданное;

Ø  формировать гипотезу об истинности собственных суждений и сужденийдругих, аргументировать свою позицию, мнение;

Ø  составлять алгоритм действий и использовать его для решенияучебных задач;

Ø  проводить по самостоятельно составленному плану небольшоеисследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

Ø  оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную входе лингвистического исследования (эксперимента);

Ø  самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатампроведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценкидостоверности полученных выводов и обобщений;

Ø  прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий иих последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигатьпредположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

Ø  применять различные методы, инструменты и запросы при поиске иотборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

Ø  выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать исистематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

Ø  использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текстас точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации иусвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

Ø  использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения исистематизации информации из одного или нескольких источников с учётомпоставленных целей;

Ø  находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие однуи ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

Ø  самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации(текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачинесложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимостиот коммуникативной установки;

Ø  оценивать надёжность информации по критериям, предложеннымучителем или сформулированным самостоятельно;

Ø  эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение универсальными учебными коммуникативнымидействиями.

Общение:

Ø  воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции всоответствии с условиями и целями общения; 

Ø  выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, вустной монологической речи и в письменных текстах;

Ø  распознавать невербальные средства общения, понимать значениесоциальных знаков;

Ø  знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчатьконфликты, вести переговоры;

Ø  понимать намерения других, проявлять уважительное отношение ксобеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

Ø  в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемойтемы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательностиобщения;

Ø  сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,обнаруживать различие и сходство позиций;

Ø  публично представлять результаты проведённого языкового анализа,выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

Ø  самостоятельно выбирать формат выступления с учётом целипрезентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные иписьменные тексты с использованием иллюстративного материала.

Совместная деятельность:

Ø  понимать и использовать преимущества командной и индивидуальнойработы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применениягрупповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

Ø  принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать ивыполнять действия по её достижению: распределять роли, договариваться,обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнениянескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,подчиняться;

Ø  планировать организацию совместной работы, определять свою роль (сучётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формахработы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);

Ø  выполнять свою часть работы, достигать качественный результат посвоему направлению и координировать свои действия с действиями других членовкоманды;

Ø  оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравниватьрезультаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижениерезультатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность кпредставлению отчёта перед группой.

Овладение универсальнымиучебными регулятивными действиями.

Самоорганизация:

Ø  выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

Ø  ориентироваться в различных подходах к принятию решений(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

Ø  самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов исобственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

Ø  самостоятельно составлять план действий, вносить необходимыекоррективы в ходе его реализации;

Ø  делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:

Ø  владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),самомотивации и рефлексии;

Ø  давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еёизменения;

Ø  предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебнойзадачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

Ø  объяснять причины достижения (недостижения) результатадеятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их,давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь сучётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели иусловиям общения.

Эмоциональный интеллект:

Ø  развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциямидругих;

Ø  выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы инамерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способвыражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

Ø  осознанно относиться к другому человеку и его мнению; 

Ø  признавать своё и чужое право на ошибку;

Ø  принимать себя и других не осуждая; 

Ø  проявлять открытость;

Ø  осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

 

Предметные результаты

7 класс

Язык и культура:

Ø   характеризовать внешние причиныисторических изменений в русском языке (в рамках изученного); приводитьпримеры; распознавать и характеризовать устаревшую лексику снационально-культурным компонентом значения (историзмы, архаизмы); пониматьособенности её употребления в текстах;

Ø  характеризовать процессыперераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом; приводитьпримеры актуализации устаревшей лексики в современных контекстах;

Ø  характеризоватьлингвистические и нелингвистические причины лексических заимствований;определять значения лексических заимствований последних десятилетий;целесообразно употреблять иноязычные слова;

Ø  использовать толковыесловари, словари пословиц и поговорок; фразеологические словари; словарииностранных слов; словари синонимов, антонимов; учебные этимологическиесловари, грамматические словари и справочники, орфографические словари,справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные).

 

Культура речи:

Ø  соблюдать нормы ударения вглаголах, причастиях, деепричастиях, наречиях; в словоформах с непроизводнымипредлогами (в рамках изученного); различать основные и допустимые нормативныеварианты постановки ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях, наречиях, всловоформах с непроизводными предлогами;

Ø  употреблять слова всоответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;соблюдать нормы употребления паронимов;

Ø  анализировать и различатьтипичные грамматические ошибки (в рамках изученного); корректировать устную иписьменную речь с учётом её соответствия основным нормам современноголитературного языка;

Ø  употреблять слова с учётомвариантов современных орфоэпических, грамматических и стилистических норм;

Ø  анализировать и оцениватьс точки зрения норм современного русского литературного языка чужую исобственную речь;

Ø  использовать принципыэтикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета(запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз; исключение категоричностив разговоре и т. д.); соблюдать нормы русского невербального этикета;

Ø  использовать толковые,орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, паронимов; грамматическиесловари и справочники, в том числе мультимедийные; использовать орфографическиесловари и справочники по пунктуации.

 

Речь. Речевая деятельность.Текст:

Ø  использовать разные видыречевой деятельности для решения учебных задач; владеть умениями информационнойпереработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами исредствами получения, переработки и преобразования информации; использоватьинформацию словарных статей энциклопедического и лингвистических словарей длярешения учебных задач;

Ø  характеризовать традициирусского речевого общения; уместно использовать коммуникативные стратегии итактики при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;

Ø  анализироватьлогико-смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев; распознавать ианализировать разные типы заголовков текста; использовать различные типызаголовков при создании собственных текстов;

Ø  анализировать и создаватьтексты рекламного типа; текст в жанре путевых заметок; анализироватьхудожественный текст с опорой на его сильные позиции;

Ø  создавать тексты какрезультат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять результаты проекта(исследования), представлять их в устной и письменной форме;

Ø  владеть правиламиинформационной безопасности при общении в социальных сетях.

 

Предметные результаты

8 класс

Язык и культура:

Ø  иметь представление обистории развития лексического состава русского языка, характеризовать лексикурусского языка с точки зрения происхождения (в рамках изученного, сиспользованием словарей);

Ø  комментировать рольстарославянского языка в развитии русского литературного языка; характеризоватьособенности употребления старославянизмов в современном русском языке (в рамкахизученного, с использованием словарей);

Ø  характеризоватьзаимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков),времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного, сиспользованием словарей); сфере функционирования;

Ø  определять значениялексических заимствований последних десятилетий и особенности их употребления вразговорной речи, современной публицистике, в том числе в дисплейных текстах;оценивать целесообразность их употребления; целесообразно употреблятьиноязычные слова;

Ø  комментироватьисторические особенности русского речевого этикета (обращение); характеризоватьосновные особенности современного русского речевого этикета;

Ø  использовать толковыесловари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц ипоговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов; учебныеэтимологические словари; грамматические словари и справочники, орфографическиесловари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные).

 

Культура речи:

Ø  различать вариантыорфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётомпроизносительных и стилистических вариантов современной орфоэпической нормы;

Ø  иметь представление обактивных процессах современного русского языка в области произношения иударения (в рамках изученного);

Ø  употреблять слова всоответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;соблюдать нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;

Ø   корректно употреблять термины втекстах учебно-научного стиля, в публицистических и художественных текстах(в рамках изученного);

Ø  анализировать и оцениватьс точки зрения норм современного русского литературного языка чужую исобственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия основным нормамсовременного литературного языка;

Ø  распознавать типичныеошибки согласования и управления в русском языке; редактировать предложения сцелью исправления синтаксических грамматических ошибок;

Ø  характеризовать иоценивать активные процессы в речевом этикете (в рамках изученного);использовать приёмы, помогающие противостоять речевой агрессии; соблюдатьрусскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

Ø  использовать толковые,орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, паронимов; грамматическиесловари и справочники, в том числе мультимедийные; использовать орфографическиесловари и справочники по пунктуации.

 

Речь. Речевая деятельность. Текст:

Ø  использовать разные видыречевой деятельности для решения учебных задач; владеть умениями информационнойпереработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами исредствами получения, переработки и преобразования информации; использовать графики,диаграммы, план, схемы для представления информации;

Ø  использовать основныеспособы и правила эффективной аргументации в процессе учебно-научного общения;стандартные обороты речи и знание правил корректной дискуссии; участвовать вдискуссии;

Ø  анализировать структурныеэлементы и языковые особенности письма как жанра публицистического стиля речи;создавать сочинение в жанре письма (в том числе электронного);

Ø  создавать тексты какрезультат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять результатыпроекта (исследования), представлять их в устной и письменной форме;

Ø  строить устныеучебно-научные сообщения различных видов, составлять рецензию на реферат, напроектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научнойдискуссии;

Ø  владеть правиламиинформационной безопасности при общении в социальных сетях.

 

Содержание учебногопредмета

«Родной язык(русский)»

7 класс

Раздел 1. Язык и культура

Развитие языка как объективныйпроцесс. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы,влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения вобществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова какживые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явленияпредшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественнойжизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовыхреалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластовлексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшейлексики в новом речевом контексте.

Лексическиезаимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблемакультуры речи.

Раздел 2. Культура речи

Основныеорфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения вглаголах, полных причастиях, кратких формах страдательных причастий прошедшеговремени, деепричастиях, наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах снепроизводными предлогами. Основные и допустимые варианты акцентологическойнормы.

Основныелексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы иточность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления,функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичныеречевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи.

Основныеграмматические нормы современного русского литературного языка. Отражениевариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Типичныеграмматические ошибки в речи. Глаголы 1-го лица единственного числа настоящегои будущего времени (в том числе способы выражения формы 1-го лица настоящего ибудущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить,утвердить), формы глаголов совершенного и несовершенного вида, формыглаголов в повелительном наклонении.

Литературныйи разговорный варианты грамматической нормы (махаешь —машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать,облагораживать). Варианты грамматической нормы: литературные иразговорные падежные формы причастий; типичные ошибки употреблениядеепричастий, наречий.

Русскаяэтикетная речевая манера общения. Запрет на употребление грубых слов,выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный(несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов.Замещающие и сопровождающие жесты.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Традициирусского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения:убеждение, комплимент, уговаривание, похвала.

Текст.Виды абзацев. Основные типы текстовых структур. Заголовки текстов, их типы.Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение,доказательство, объяснение.

Разговорнаяречь. Спор, виды спора. Корректные приёмы ведения спора. Дискуссия.

Публицистическийстиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурныеособенности.

Языкхудожественной литературы. Фактуальная и подтекстовая информация в текстаххудожественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.

 

Тематическое планирование

 7класс

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Язык и культура речи.

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.3%
НЕТ
40.7%
Проголосовало: 1135

1.1

Русский язык как развивающееся явление

1

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library?page=3

1.2

Устаревшие слова — живые свидетели истории.
Историзмы  

1

 

1.3

 

Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности

Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов

1

 

https://multiurok.ru/all-sites/rodnoj-yazyk/

1.4

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи

1

https://multiurok.ru/all-sites/rodnoj-yazyk/

1.5

Русский язык как развивающееся явление. Представление проектных, исследовательских работ.
Проверочная работа № 1 

1

 

Итого по разделу

5

 

Раздел 2. Культура речи.

2.1

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы акцентологии

1

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library?page=3

2.2

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Паронимы и точность речи 

1

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library?page=3

2.3

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки
 

1

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library?page=3

2.4

Речевой этикет: русская этикетная речевая манера общения

1

https://multiurok.ru/all-sites/rodnoj-yazyk/

2.5

«Давайте поговорим о русском речевом этикете!». Представление проектных, исследовательских работ.
Проверочная работа № 2 

1

 

Итого по разделу:

5

 

Раздел 3. Речь. Текст.

3.1

Традиции русского речевого общения

1

https://multiurok.ru/all-sites/rodnoj-yazyk/

3.2

Текст.
Виды абзацев. Заголовки текстов,
их типы  

1

https://multiurok.ru/all-sites/rodnoj-yazyk/

3.3

Разговорная речь. Спор и дискуссия

1

https://multiurok.ru/all-sites/rodnoj-yazyk/

3.4

Публицистический стиль. Путевые заметки

1

https://multiurok.ru/all-sites/rodnoj-yazyk/

3.5

Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности

1

https://multiurok.ru/all-sites/rodnoj-yazyk/

3.6

Язык художественной литературы.
Притча  

1

https://multiurok.ru/all-sites/rodnoj-yazyk/

3.7

Основные признаки текста. Представление проектных, исследовательских работ.
Проверочная работа № 3 

1

 

Итого по разделу:

7

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

 

 

Содержание учебногопредмета

«Родной язык (русский)»

8 класс

Раздел 1. Язык и культура

Исконнорусская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского(общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова,собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источникразвития лексики русского литературного языка.

Рольстарославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.

Иноязычнаялексика в разговорной речи, современной публицистике, в том числе в дисплейныхтекстах.

Речевойэтикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет ивежливость. «Ты» и «вы» в русском речевом этикете и в западноевропейском,американском речевых этикетах. Специфика приветствий у русских и другихнародов.

Раздел 2. Культура речи

Основныеорфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичныеорфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] послемягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иноязычного происхождения;произношение парных по твёрдости-мягкости согласных перед ев словах иноязычного происхождения; произношение безударного [а] после ж и шчни чт-ична, -иничнач и щ.

Типичныеакцентологические ошибки в современной речи.

Основныелексические нормы современного русского литературного языка. Терминология иточность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенностиупотребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорнойречи. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением терминов. Нарушениеточности словоупотребления заимствованных слов.

Основныеграмматические нормы. Отражение вариантов грамматической нормы в современныхграмматических словарях и справочниках. Варианты грамматической нормысогласования сказуемого с подлежащим. Типичные грамматические ошибки всогласовании и управлении.

Активныепроцессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие вСМИ: изменение обращений, использования собственных имён. Этикетные речевыетактики и приёмы в коммуникации, помогающие противостоять речевой агрессии.Синонимия речевых формул.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Эффективныеприёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Основныеспособы и средства получения и переработки информации.

Структурааргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективнойаргументации.

Доказательствои его структура. Прямые и косвенные доказательства. Способы опровержениядоводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.

Разговорнаяречь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

Научныйстиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной(исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата.Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научнойдискуссии.

Языкхудожественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числеэлектронного), страницы дневника.

 

Тематическое планирование

 8 класс

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Язык и культура речи.

 

 

1.1

Исконно русская лексика и её особенности

1

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library?page=3

1.2

Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка

1

https://multiurok.ru/all-sites/rodnoj-yazyk/

1.3

 

Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике

1

 

https://multiurok.ru/all-sites/rodnoj-yazyk/

1.4

Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности.
Русский человек в обращении к другим

1

https://multiurok.ru/all-sites/rodnoj-yazyk/

1.5

Развитие лексического состава русского языка: история и современность. Представление проектных, исследовательских работ.
Проверочная работа № 1

1

 

Итого по разделу

5

 

Раздел 2. Культура речи.

2.1

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи

1

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library?page=3

2.2

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Терминология и точность речи

1

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library?page=3

2.3

Основные грамматические нормы. Типичные грамматические ошибки
в согласовании и управлении

1

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library?page=3

2.4

Особенности современного речевого этикета

1

https://multiurok.ru/all-sites/rodnoj-yazyk/

2.5

«Без грамматической ошибки я русской речи не люблю (А. С. Пушкин). Ошибки в речи современного школьника». Презентация проектных, исследовательских работ.
Проверочная работа № 2

1

 

Итого по разделу:

5

 

Раздел 3. Речь. Текст.

3.1

Информация: способы и средства её получения и переработки. Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания

1

https://multiurok.ru/all-sites/rodnoj-yazyk/

3.2

Аргументация. Правила эффективной аргументации. Доказательство и его структура.
Виды доказательств

1

https://multiurok.ru/all-sites/rodnoj-yazyk/

3.3

Разговорная речь. Самопрезентация

1

 

3.4

Научный стиль речи. Реферат.
Учебно-научная дискуссия

1

https://multiurok.ru/all-sites/rodnoj-yazyk/

3.5

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма

1

 

3.6

Эффективные приёмы работы
с текстом. Представление проектных, исследовательских работ.
Проверочная работа № 3

2

 

Итого по разделу:

7

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.3%
НЕТ
40.7%
Проголосовало: 1135

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет