X-PDF

Рабочая программа по родному языку (русскому) 10-11 классы

Поделиться статьей

                                                             

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение

«Сусанинскаяшкола Первомайского района Республики Крым»

 

                                                                           

 

РАССМОТРЕНО  

на заседании ШМО

учителей-филологов

 

Протокол №6

от «22» августа 2022г.

СОГЛАСОВАНО  

Заместитель директора по

учебно-воспитательной

работе

_________Ю.В.Севастьянова

«23» августа 2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

Сусанинская школа

____________С.П. Мудрая

Приказ №217

от «23» августа 2022г.

 

 

     

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА

СРЕДНЕГООБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

роднойязык (русский)

(ФГОС)

 

 

 

 

 

Учебный предмет: роднойязык (русский)

Класс: 10-11

Учитель: МудраяСветлана Павловна

Количество часов: 68часов

 

 

 

 

 

Сусанино 2022г

                                                      

              

 

Пояснительная записка

           Рабочая программа предмета «Родной(русский) язык» в 10-11 классах разработана на основетребований федерального государственного образовательного стандарта среднегообщего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднегообщего образования» (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015, 29.06.2017) крезультатам освоения основной образовательной программы среднего общегообразования по учебному предмету «Родной (русский) язык», входящему впредметную область «Родной язык и родная литература», а также концепциидуховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

         Нормативно-правовую и методическую основуизучения родных языков из числа языков народов России при получении среднегообщего образования составляют:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Обобразовании в Российской Федерации».

2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона№ 185-ФЗ).

 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями идополнениями от 31.12.2015, 29.06.2017.

 4. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 №ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

 5. Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Ореализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ вобщеобразовательных организациях».

 6. Письмо Минобрнауки России от 06.12.2017 № 08-2595«Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, повопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составеРоссийской Федерации».

 7. Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Обутверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которыедопускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитациюобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общегообразования».

8. Письмо Федеральной службы по надзору в сфереобразования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родныхязыков из числа языков народов РФ».

 9. Письмо Департамента государственной политики всфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации поприменению норм законодательства в части обеспечения возможности полученияобразования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации,изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языковиз числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского какродного».

10. Методические рекомендации по разработке иоформлению примерных образовательных программ предметной области «Родной язык иродная литература», разработанные Институтом развития родных языков народовРоссийской Федерации ФГАОУ ДРО ЦРГОП и ИТ и утвержденные Министерствомпросвещения РФ 25 марта 2020г.

11. Примерные рабочие программы по учебным предметам«Родной язык», «Родная литература», размещенные на сайте fgosreestr.ru вразделе «Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов,дисциплин (модулей)».

12. Постановление Главного государственного санитарноговрача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к   организации воспитания и обучения,отдыха и оздоровления детей и молодежи».

13.ООПСОО и Учебного плана МБОУ Сусанинская школа на 2022-2023 учебный год.

     Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены изменения во ФГОС начального общего, основногообщего и среднего общего образования, предусматривающие выделение отдельныхобязательных предметных областей по родному языку и литературному чтению народном языке, родному языку и родной литературе и соответствующих им предметныхрезультатов. Таким образом, предметная область «Родной язык и роднаялитература» является обязательной для изучения в рамках обязательной частиучебного плана ООП СОО.   

                                     Планируемые результаты освоения учебного

предмета«Родной (русский) язык»

Личностные результаты:

 —формирование способностик осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувствопричастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России,готовность к служению Отечеству, его защите;

 -формирование уважение к русскому языку какгосударственному языку Российской Федерации;

 -воспитание уважения к культуре, языкам, традициям иобычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

 -готовность и способность обучающихся к отстаиваниюличного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатыватьсобственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого инастоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей идостижений нашей страны;

  -готовность и способность обучающихся к саморазвитиюи самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеаламигражданского общества;  принятие гуманистических ценностей, осознанное,уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,мировоззрению;

 -развитие компетенций сотрудничества вобразовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной идругих видах деятельности.

 Метапредметные результаты:

 -самостоятельно определять цели, задавать параметры икритерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

— оценивать возможные последствия достиженияпоставленной цели в деятельности,

— оценивать ресурсы, в том числе время и другиенематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

 — сопоставлять полученный результат деятельности споставленной заранее целью;

 -искать и находить обобщенные способы решения задач;

 -критически оценивать и интерпретировать информацию сразных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационныхисточниках;

 -выстраивать индивидуальную образовательнуютраекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсныеограничения;

— осуществлять деловую коммуникацию как сосверстниками, так и со взрослыми;

 -координировать и выполнять работу в условиях реального,виртуального и комбинированного взаимодействия;

— развернуто, логично и точно излагать свою точкузрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

— распознавать конфликтогенные ситуации ипредотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую иобразовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

 Планируемые предметные результаты:

— использовать языковые средства адекватно целиобщения и речевой ситуации;

— использовать знания о формах русского языка присоздании текстов;

— создавать устные и письменные высказывания,монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловойпринадлежности;

 —  выстраивать композицию текста, используя знания оего структурных элементах;

— подбирать и использовать языковые средства взависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

— правильно использовать лексические и грамматическиесредства связи предложений при построении текста;

— сознательно использоватьизобразительно-выразительные средства языка при создании текста;

 — использовать при работе с текстом разные видычтения и аудирования;

— анализировать текст с точки зрения наличия в немявной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему,проблему и основную мысль;

 — выбирать тему, определять цель и подбирать материалдля публичного выступления; соблюдать культуру публичной речи;

 — соблюдать в речевой практике основныеорфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические ипунктуационные нормы русского литературного языка;

 — оценивать собственную и чужую речь с позициисоответствия языковым нормам;

 — использовать основные нормативные словари исправочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрениясоответствия языковым норма

Содержание учебного предмета «Родной(русский) язык».

1. Русский язык в кругу других языков.  Общиесведения об истории и происхождении русского языка. Русский язык в кругуславянских языков. Русский язык в кругу других индоевропейских языков. Русскийязык в современном мире.  Язык и культура. Отражение в русском языкематериальной и духовной культуры русского и других народов.

 2. Структура русского национального языка.  Общеепредставление о структуре русского языка. Литературная и нелитературныеформы. Функциональные стили как разновидности литературной формы русскогоязыка. Язык художественной литературы. Просторечие. Территориальные исоциальные диалекты. Лексическое и грамматическое богатство и выразительные возможностирусского языка в свете структурного разнообразия его форм.

 3. Общие сведения из истории русского языка. История создания русской письменности. Кириллица и глаголица. Отражение вславянской письменности духовной и материальной культуры славян. Краткаяистория развития русского языка и русского литературного языка.  Рольцерковнославянского языка в истории русского языка. Церковнославянизмы и ихвыразительные возможности. Роль заимствованных слов в истории формированиясловарного богатства русского языка.

 4. Разделы науки о русском языке и ихвзаимосвязь.  Общее представление о типологических характеристикахрусского языка в сравнении с языками другого строя. Ярусы русского языка иразделы науки о языке. Взаимосвязь фонетики, орфоэпии и графики; морфемики исловообразования; морфемики, словообразования и морфологии; морфемики,словообразования и лексики; словообразования и морфологии, морфологии исинтаксиса, синтаксиса и пунктуации.

 5. Фонетика. Орфоэпия. Графика.  Фонетическийстрой русского языка. Особенности русского ударения.  Основные орфоэпическиенормы современного русского литературного языка. Активные процессы в областипроизношения и ударения. История возникновения произносительной нормысовременного русского литературного языка.

 6. Морфемика и лексикаСловообразовательныевозможности русского языка для формирования его лексического богатства.Морфемы-синонимы и омонимы. Лексическая сочетаемость слова и точность. Паронимыи их различение. Нарушение лексических и словообразовательных норм как прием.Лексические и словообразовательные ошибки в детской речи как иллюстрацияосвоения словообразовательной системы и словаря русского языка. Нарушениелексических и словообразовательных норм как художественный прием.

7. Морфология и словообразование.  Типичныеошибки в образовании грамматических форм. Смысловые и стилистические вариантыграмматических форм. Общие сведения из истории возникновения отдельныхграмматических форм, частей речи, грамматических категорий.

 8. Морфология и орфография.  Принципырусской орфографии. Морфологический принцип как основополагающий принципрусской орфографии. Краткие сведения из истории формирования русскойорфографии.

 9. Морфология и синтаксис.  Типичныеошибки в словосочетания по типу управления, нагромождение одних и тех жепадежных форм. Типичные ошибки в построении простых и сложных предложений.Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.  Стилистическиеварианты синтаксических конструкций. Интересные факты из истории русскогосинтаксиса.

 10. Синтаксис и пунктуация.  Принципы ифункции русской пунктуации. Взаимосвязь синтаксиса и пунктуации. Основныесведения из истории формирования русской пунктуации. 

 11. Стилистика как раздел науки о языке.   Стилистическоебогатство русского языка. Источники формирования стилистических вариантов влексике, морфологии, синтаксисе.  Лексическая стилистика. Фоника. Стилистикасловообразования. Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

 12. Функциональные стили русского литературногоязыка.  Система функциональных стилейсовременного русского литературного языка. Научный, официально-деловой,публицистический стили и их подстили. Разговорная речь и разговорный стиль.Художественный стиль и язык художественной литературы. Общие сведения изистории формирования функциональных стилей и их жанров.  Практикум по анализу инаписанию текстов различных жанров.

 13. Русский речевой этикет.  Правиларусского речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевогоэтикета в бытовом общении. Функциональные стили и этикет. Особенности русскихэтикетных традиций в устных и письменных жанрах научного и официально-деловогостилей.  Речевой этикет в электронной среде общения. Речевое поведение вИнтернете.

 14. Культура русской речи и эффективность общения. Общее представление о принципах истратегиях эффективного общения. Культура русской речи и эффективность общения.Выбор речевых средств для достижения коммуникативных целей.

 15. Публичное выступление. Основы ораторскогоискусства.  Подготовка к публичному выступлению.Публичное выступление и речевой этикет. Публичное выступление в разныхситуациях официального общения, в разных жанрах в рамках научного,публицистического и официально-делового стилей.  История русской риторики.Мастера русского слова и знаменитые ораторы.

 

 

 

 

 

 

 

Тематическоепланирование учебного предмета  «Родной (русский) язык».

10 класс.

 

Язык,общие сведения о языке, разделы науки о языке — 18 ч.

Речь,речевое общение и культура речи — 16 ч.

 

Раздел

Тема

Часы

 

Язык, общие сведения о языке, разделы науки о языке

Русский язык в кругу других языков

1

Структура русского национального языка

1

Общие сведения из истории русского языка

1

Разделы науки о русском языке и их взаимосвязь

2

Фонетика. Орфоэпия. Графика

2

Морфемика и лексика

2

Морфология и словообразование

3

Морфология и орфография

2

Морфология и синтаксис

3

Синтаксис и пунктуация

1

Речь, речевое об-щение и куль-тура речи

Стилистика русского языка

3

Функциональные стили русского литературного языка

3

Русский речевой этикет

2

Культура русской речи и эффективность общения

2

Публичное выступление. Основы ораторского искусства.

6

Итого

 

34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическоепланирование учебного предмета  «Родной (русский) язык».

11 класс.

 

Язык,общие сведения о языке, разделы науки о языке — 14 ч.

Речь, речевоеобщение и культура речи — 20 ч.

 

Раздел

Тема

Часы

 

Язык, общие сведения о языке, разделы науки о языке

Наш родной русский язык

1

Из истории русской письменности

1

Язык — волшебное зеркало мира и национальной культуры

1

История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды

1

История в слове: наименования предметов традиционного русского быта

2

Образность русской речи: метафора, олицетворение

2

Живое слово русского фольклора

1

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки

2

О чём могут рассказать имена людей и названия городов

2

Речь, речевое об-щение и куль-тура речи

Современный русский литературный язык

4

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения

4

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы

3

Стилистическая окраска слова

3

Речь правильная. Основные грамматические нормы

7

Итого

 

34 часа

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет